Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 марта 2010 г. N Ф09-1592/10-С2 по делу N А60-42047/2009-С9
Дело N А60-42047/2009-С9
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Меньшиковой Н.Л., судей Юртаевой Т.В., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 13 (далее - фонд) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.10.2009 по делу N А60-42047/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Пискова Елена Сергеевна (далее - предприниматель, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 02.09.2009 N 208 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя.
Из материалов дела следует, что фондом проведена камеральная проверка по вопросам правильности расходования средств на обязательное социальное страхование в отношении предпринимателя.
Поводом для указанной проверки послужило заявление предпринимателя о возмещении ему расходов на выплату пособия по беременности и родам своему работнику - Кузьминой Е.Н. в сумме 133 221 руб. 81 коп. и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в сумме 430 руб. 81 коп.
В ходе проверки установлено, что предприниматель, по мнению контролирующего органа, искусственно завысил размер заработной платы своему работнику, преднамеренно за месяц до наступления страхового случая - отпуска по беременности и родам без оснований принял на работу в качестве менеджера женщину на позднем сроке беременности. В связи с указанными обстоятельствами фонд сделал вывод о том, что действия страхователя направлены на необоснованное возмещение пособий по беременности и родам за счет средств фонда в завышенном размере.
Решением суда первой инстанции от 21.10.2009 (судья Киселев Ю.К.) требования предпринимателя удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что фондом не представлено объективных доказательств, с бесспорностью свидетельствующих о злоупотреблении страхователем правом на возмещение расходов, связанных с выплатой пособий по беременности и родам.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 (судьи Ясикова Е.Ю., Осипова С.П., Васева Е.Е.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Суд отметил, что фондом не представлен анализ рынка труда как доказательство завышения заработной платы менеджера в сфере предпринимательской деятельности истца.
В кассационной жалобе фонд просит обжалуемые судебные акты отменить, поскольку судами неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на экономическую нецелесообразность приема на работу работника на 1 месяц с высокой заработной платой при отсутствии у предпринимателя деятельности, приносящей доход.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 7 и подп. 11 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что одним из видов социальных страховых рисков является материнство, которому соответствует страховое обеспечение в виде единовременного пособия при рождении ребенка.
В силу требований указанного Закона и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, одной из основных задач которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий при рождении ребенка.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В соответствии с п. 1 ст. 9, подп. 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона N 165-ФЗ, ст. 4, 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам пособие по беременности и родам, выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Исходя из ст. 7 и 8 указанного Закона пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
В силу п. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
В силу Федерального закона N 165-ФЗ и постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
На основании подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из существа вышеуказанных нормативных актов и п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Судами обеих инстанций в соответствии с имеющимися в деле доказательствами (квитанциями, подтверждающими уплату страховых взносов, ЕСН, НДФЛ, расчетной ведомостью на 05.08.2009, трудовым договором от 01.07.2009 N 1), исследованными согласно требованиям ст. 9, 67, 68, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлены факт наступления страхового случая и наличие достаточных доказательств, подтверждающих соблюдение предпринимателем всех требований, необходимых для получения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию, а также реальность трудовых отношений с застрахованным лицом, возможность и факт выплаты предпринимателем пособий из дохода от предпринимательской деятельности.
Объективных доказательств, неопровержимо свидетельствующих о наличии злоупотребления предпринимателем правом на возмещение понесенных им расходов на цели социального страхования, фондом в материалы настоящего дела не представлено.
Ссылки фонда на завышенный размер оплаты труда застрахованному лицу, отсутствие экономической возможности для выплаты заработной платы менеджеру судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку фондом не представлено доказательств, свидетельствующих о проведении анализа рынка труда по соответствующей должности и опыту работы; указанные ссылки носят предположительный характер и не освобождают фонд от доказывания обстоятельств дела, на которые он ссылается.
Таким образом, фондом не доказано злоупотребления предпринимателем правом, повлекшим возникновение вреда.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии доказательств, подтверждающих создание предпринимателем искусственной ситуации в целях получения денежных средств из бюджета фонда, являются правильными.
Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции согласно требованиям ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.10.2009 по делу N А60-42047/2009-С9 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 13 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 марта 2010 г. N Ф09-1592/10-С2 по делу N А60-42047/2009-С9
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника