Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 марта 2010 г. N Ф09-1499/10-С3 по делу N А07-19141/2009
Дело N А07-19141/2009
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вдовина Ю.В., судей Дубровского В.И., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2009 по делу N А07-19141/2009.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Прокуратура Республики Башкортостан (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 20.08.2009 N 103455 о взыскании недоимки по налогу за счет денежных средств общества с ограниченной ответственностью "Транспорт Полиэфа" (далее - общество) на счетах в банке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество.
Решением суда от 30.10.2009 (судья Сакаева Л.А.) заявленное требование удовлетворено.
Удовлетворяя требование прокуратуры, суд первой инстанции исходил из того, что законодательство о банкротстве не допускает возможности применения мер по бесспорному взысканию задолженности с должника, в отношении которого введено конкурсное производство.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления прокуратуры отказать. Как указывает налоговый орган, в п. 3 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не установлено, что регулирование обязанностей по уплате налоговых платежей в бюджет входит в компетенцию конкурсного управляющего. Инспекция также ссылается на то, что в силу прямого указания Закона о банкротстве в новой редакции в случае несвоевременного исполнения должником требований кредиторов по текущим платежам, он обязан будет уплатить не только сумму недоимки, но и соответствующие финансовые санкции. Кроме того, в жалобе отмечено, что арбитражным судом принято решение о признании недействительным решения инспекции от 20.08.2009 N 103455 о взыскании задолженности за счет денежных средств общества на счетах в банке, в то время как прокуратурой было подано заявление о признании недействительным решения инспекции от 20.08.2009 N 138722 о приостановлении операций по счетам общества в банке.
Возражая против доводов налогового органа, прокуратура в представленном отзыве просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, и материалы дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.04.2007 по делу А07-10755/06-Г-ФЛЕ общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2009 по указанному делу срок конкурсного производства продлен на шесть месяцев.
В связи с неисполнением обществом в установленный срок требования об уплате налога от 30.07.2009 N 157180 инспекцией 20.08.2009 вынесено решение N 103455 о взыскании единого социального налога в сумме 5652 руб. за счет денежных средств общества на счетах в банках.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что задолженность образовалась после признания общества несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства.
В соответствии со ст. 134 Закона о банкротстве требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди. Вместе с тем в силу специального указания, содержащегося в п. 4 ст. 142 данного Закона, требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Расчеты с кредиторами по таким требованиям производятся конкурсным управляющим.
Поскольку налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию обязательных платежей, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, в том числе путем принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, суд обоснованно удовлетворил требование прокуратуры и признал недействительным оспариваемое решение инспекции.
Ссылка инспекции на положения Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не может быть принята во внимание кассационным судом, поскольку Закон о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) не подлежит применению к спорным правоотношениям.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ Закон о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу названного Закона, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
С момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, положения Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству. Дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с Законом о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ).
Суд кассационной инстанции отклоняет довод налогового органа о том, что прокуратурой было подано заявление о признании недействительным решения инспекции от 20.08.2009 N 138722 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а судом вынесено решение о признании недействительным решения инспекции от 20.08.2009 N 103455 о взыскании задолженности за счет денежных средств общества на счетах в банке, как несоответствующий материалам дела.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт является законным, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2009 по делу N А07-19141/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан -без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2010 г. N Ф09-1499/10-С3 по делу N А07-19141/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника