Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 марта 2010 г. N Ф09-1531/10-С6 по делу N А60-22141/2009-С11
Дело N А60-22141/2009-С11
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Купреенкова В.А., судей Маликовой Э.М., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания" (далее - общество "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2009 по делу N А60-22141/2009-С11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания" - Решетников И.В. (доверенность от 12.01.2009 N 12);
территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - территориальное управление) - Арканова С.В. (доверенность от 24.08.2009 N АЛ-272);
муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (далее - предприятие "Водоканал") - Голованова О.В. (доверенность от 01.01.2010 N 04-10/3);
Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом (далее - комитет) - Барабанова Н.И. (доверенность от 30.12.2009 N 249).
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Шабровский тальковый завод" (далее - общество "Шабровский тальковый завод"), обществу "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания" о признании права собственности Российской Федерации на строение литера А (кадастровый номер 66:01/01:00:00:00:455), пристрой литера А (кадастровый номер 66:01/01:00:00:00:456), расположенные по адресу: г. Екатеринбург, в 100 м на северо-восток от пересечения двух железнодорожных путей ст. Решеты - ст. Арамиль, ст. Сысертъ - ст. Турбинная, о признании недействительным договора купли-продажи от 01.11.2004 N 5 в части передачи в собственность общества "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания" здания водонасосной станции с пристроем трансформаторной подстанции N 2, расположенных по названному адресу (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены предприятие "Водоканал", Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - регистрационная служба), администрация г. Екатеринбурга, комитет.
Решением суда от 15.10.2009 (судья Крашенинников Д.С.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2009 (судьи Дюкин В.Ю., Панькова Г.Л., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235), Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что исковое заявление подписано неуполномоченным лицом. По мнению заявителя, судами необоснованно отклонено заявление о пропуске исковой давности. Заявитель считает, что территориальное управление могло узнать о переходе права собственности на спорное имущество с момента государственной регистрации права собственности 11.01.2004 общества "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания". Кроме того, заявитель полагает, что комитет по управлению государственным имуществом, утверждая план приватизации в 1993 году, согласовал, что спорные объекты не подлежат передаче в муниципальную собственность.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 08.07.2004 серии 66 АБ N 443236, N 443237 обществу "Шабровский тальковый комбинат" принадлежало на праве собственности недвижимое имущество: нежилое строение литера А площадью 80 кв.м, кадастровый номер 66:01/01:00:00:00:455, пристрой литера А площадью 30,1 кв.м, кадастровый номер 66:01/01:00:00:00:456, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, в 100 м на северо-восток от пересечения двух железнодорожных путей ст. Решеты - ст. Арамиль, ст. Сысерть - ст. Турбинная.
В качестве основания государственной регистрации права собственности указаны Устав общества "Шабровский тальковый комбинат", утвержденный общим собранием акционеров (протокол от 26.04.2002), План приватизации государственного предприятия "Шабровский тальковый комбинат", зарегистрированный Финансовым управлением администрации Свердловской области 09.11.2003.
Согласно названному Плану приватизации государственное предприятие "Шабровский тальковый комбинат" преобразовано в общество "Шабровский тальковый комбинат", имущество, подлежащее включению в уставный капитал акционерного общества, указано в актах оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992.
Между обществом "Шабровский тальковый комбинат" (продавец) и обществом "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания" (покупатель) заключен договор от 01.11.2004 N 5 купли-продажи объектов недвижимости, в том числе здания водонасосной станции с пристроем трансформаторной подстанции N 2, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, в 100 м на северо-восток от пересечения двух железнодорожных путей ст. Решеты - ст. Арамиль, ст. Сысерть - ст. Турбинная, общей площадью 110,1 кв.м - водонасосная станция -80 кв.м, трансформаторная подстанция - 30,1 кв.м.
Впоследствии 15.11.2004 обществом "Шабровский тальковый комбинат" и обществом "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания" составлен акт приема-передачи недвижимого имущества, являющегося предметом названного договора купли-продажи.
Переход к обществу права собственности на спорные объекты недвижимого имущества зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.01.2005.
Территориальное управление, ссылаясь на то, что указанные объекты недвижимости как объекты социальной инфраструктуры не подлежали включению в план приватизации государственного предприятия "Шабровский тальковый комбинат", и подлежат передаче в муниципальную собственность, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Исходя из п. 2.1.12, 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, запрещена приватизация объектов инженерной инфраструктуры городов и районов, в том числе водопроводно-канализационного хозяйства и объектов водохозяйственных систем и сооружений.
В соответствии с п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения не включается в уставный капитал акционерного общества.
В силу п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением объектов, не подлежащих приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Согласно п. 2 Положения о порядке передачи объектов социально -культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
Принимая во внимание, что спорные объекты использовались и используются для хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения поселка Шабровский, в том числе водоснабжения жилых домов, детских учебных учреждений, центральной городской больницы, администрации района, промышленных предприятий, котельной, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные объекты не подлежали приватизации.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, в том числе постановление главы г. Екатеринбурга от 24.09.1999 N 972, дополнительное соглашение от 30.06.2000 к договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от 20.06.1997 N 707304, договор от 30.08.2002 N 11 на содержание, эксплуатацию и ведение учета объекта, входящего в состав местной (муниципальной) казны, распоряжение главы г. Екатеринбурга от 05.08.2004 N 382-р, акт от 12.09.2007, суды установили, что общество "Шабровский тальковый комбинат" в 1999 году в числе прочих объектов социального и коммунального назначения передало муниципальному образованию здание водонасосной станции с пристроем, которое было включено в реестр муниципальной собственности и с этого времени использовалось сначала Екатеринбургским муниципальным унитарным предприятием "Горнощитское", затем предприятием "Водоканал". На основании распоряжение главы г. Екатеринбурга от 05.08.2004 N 382-р предприятию "Водоканал" были переданы муниципальные теплоисточники, объекты инженерной инфраструктуры и наружные сети, которые ранее обслуживало Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Горнощитское". Во исполнение названного распоряжения комитетом 19.10.2004 утвержден перечень имущества, подлежащего передаче предприятию "Водоканал" на праве хозяйственного ведения и находящегося у него до настоящего времени в целях водоснабжения поселка Шабровский.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2008 по делу N А60-3721/2008, оставленным без изменения постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2008 и Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29.10.2008, по иску комитета к обществу "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания", третьи лица: регистрационная служба, общество "Шабровский тальковый комбинат", предприятие "Водоканал", комитету отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительным зарегистрированного права собственности общества "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания" на строение литер А и пристрой литер А, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, в 100 метрах на северо-восток от пересечения двух железнодорожных путей ст. Решеты - ст. Арамиль, ст. Сысерть - ст. Турбинская. Данными судебными актами установлено, что право муниципальной собственности на эти объекты недвижимого имущества не возникло в связи с отсутствием государственной регистрации права муниципальной собственности. Кроме того, судами установлено, что комитетом не доказано возникновение права муниципальной собственности на указанные выше объекты недвижимого имущества, поскольку не представлено, предусмотренных п. 5 Положения "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" актов приема-передачи спорного имущества в муниципальную собственность.
Учитывая эти обстоятельства, а также принимая во внимание, что спорное имущество фактически в муниципальную собственность не передавалось, суды пришли к правильному выводу о том, что спорные объекты недвижимости не находились и не могли находиться во владении общества "Шабровский тальковый завод", и не подлежали приватизации, в связи с чем принадлежат Российской Федерации до передачи их муниципальному образованию.
Поскольку общество "Шабровский тальковый завод" не является собственником спорных объектов недвижимости судами сделан верный вывод о том, что договор купли-продажи от 01.11.2004 N 5 в части распоряжения спорными объектами в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать недействительной (ничтожной) как противоречащий ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем она не может служить основанием для перехода права собственности. Кроме того, судами установлено, что спорное имущество в фактическое владение общества "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания" не поступало.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к повторению доводов, изложенных в апелляционной жалобе, которые были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, основания для переоценки доказательств и сделанных на их основе выводов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда(ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба- без удовлетворения.
Согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер госпошлины при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба предпринимателя подана в Арбитражный суд Свердловской области 10.02.2010, то есть после вступления в законную силу Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", размер государственной пошлины при подаче кассационной жалобы по настоящему делу составляет 2000 руб.
Поскольку за рассмотрение настоящей кассационной жалобы заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб., с общества "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания" в доход федерального бюджета подлежит довзысканию государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2009 по делу N А60-22141/2009-С11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Уральская независимая теплоэлектросетевая компания" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2010 г. N Ф09-1531/10-С6 по делу N А60-22141/2009-С11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника