Уставный Суд Свердловской области в составе председательствующего Председателя Суда В.И. Задиоры, судей А.В. Гусева, Н.А. Жилина, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина,
с участием гражданина Ржанникова В.В., обратившегося с запросом в Уставный Суд, Суслонова О.В. - представителя Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области как органа, принявшего оспариваемый акт, Литвиновой И.Н. - представителя Губернатора Свердловской области,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области статьи 4 Областного закона от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" (в редакции Областного закона от 22 октября 2003 г. N 25-ОЗ).
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Д. Мершиной, объяснения сторон, мнение представителя Министерства социальной защиты населения Свердловской области Л.Н. Шипулиной, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1.В Уставный Суд Свердловской области обратился гражданин Ржанников В.В., являющийся инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, с запросом о соответствии Уставу Свердловской области статьи 4 Областного закона "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области".
По мнению заявителя, статья 4 указанного Областного закона нарушает его права, поскольку, в отличие от ранее действовавшего федерального законодательства, не выделяет инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы в отдельную категорию налогоплательщиков и не освобождает их полностью от уплаты транспортного налога. Заявитель полагает, что это противоречит Уставу Свердловской области, его статьям 2, 7, 19.
2. Из статей 1, 2, 7 Конституции Российской Федерации вытекает, что обеспечение социальной защиты граждан является конституционной обязанностью Российской Федерации как социального государства.
Социальная защита, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж" и "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункты "ж" и "и" статьи 24 Устава Свердловской области).
Одной из мер социальной защиты является предоставление налоговых льгот отдельным категориям граждан, включая инвалидов и лиц, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Налоговая льгота по своей правовой природе является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Налоговые льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы. Такая правовая позиция изложена в ряде постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений статей 18 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Определение от 5 июня 2003 года об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Покладова С.И. на нарушение его конституционных прав положениями подпунктов 2, 3, и 4 пункта 4 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" и др.).
3. Льгота по транспортному налогу, установленная статьей 4 оспариваемого закона для инвалидов, - одна из мер социальной защиты этой категории граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющая цель, как и иные меры социальной защиты, обеспечить всем категориям инвалидов условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Установление законодателем Свердловской области льготы по транспортному налогу для всех инвалидов независимо от причин инвалидности: вследствие общего заболевания, трудового увечья, военных действий, чернобыльской катастрофы и т.д. - отвечает принципам государственной политики Свердловской области в сфере социальной защиты населения (статья 124 Устава Свердловской области) и соответствует компетенции областного законодателя в сфере правового регулирования транспортного налога (статья 356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 30 ноября 2010 г. N 467-ПОД принят Устав Свердловской области
См. статью 114 названного Устава
4. Социальная защита граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, является конституционной ответственностью государства перед гражданами за последствия крупнейшей экологической катастрофы. Федеральный законодатель, приняв закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", выделил лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие данной катастрофы, в отдельную категорию, требующую специальной защиты, осуществление которой взяло на себя государство в лице Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации, действуя в пределах своих законотворческих полномочий в области регулирования вопросов социальной защиты и налогообложения, вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты для этих категорий граждан, в том числе предусматривать налоговое освобождение. Однако действующее федеральное законодательство не содержит обязанности субъекта Российской Федерации устанавливать специальную льготу в виде полного освобождения от уплаты транспортного налога для лиц, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
Следовательно, законодатель Свердловской области, определяя льготные категории плательщиков транспортного налога, не обязан выделять инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы в специальную категорию и предоставлять им полное освобождение от данного налога.
Таким образом, оспариваемое заявителем правовое положение статьи 4 Областного закона "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" принято Законодательным Собранием Свердловской области в пределах своих полномочий, не нарушает прав граждан и не противоречит Уставу Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 (пункты 1, 3 и 4) Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать статью 4 Областного закона от 29 ноября 2002 года N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" (в редакции Областного закона от 22 октября 2003 г. N 25-ОЗ), постольку, поскольку ее положения предусматривают льготу по транспортному налогу инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в размере пятидесяти процентов, не противоречащей Уставу Свердловской области.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 30 сентября 2004 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области статьи 4 Областного закона "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 8 октября 2004 г. N 267 стр. 6, в "Собрании законодательства Свердловской области" 2004 г., N 9 ст. 1436