Уставный Суд Свердловской области в составе председательствующего заместителя Председателя Суда Н.А. Жилина, судей А.В. Гусева, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина,
с участием адвоката Фомина А.А. - представителя заявителя Максимова А.П., обратившегося в Уставный Суд; Ситника А.В. - представителя Екатеринбургской городской Думы, как органа, принявшего оспариваемый акт; Чанова В.И. - представителя Главы города Екатеринбурга,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области пунктов 3.1, 5.7 и 5.8 Положения о порядке перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года N 26/10 (в редакции решений Екатеринбургской городской Думы от 26.10.1999 N 73/5; 11.12.2001 N 11/2; 08.10.2002 N 26/2 и от 28.10.2003 N 47/1).
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Д. Мершиной, объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. В Уставный Суд Свердловской области обратился индивидуальный предприниматель Максимов А.П. с запросом о соответствии Уставу Свердловской области пунктов 3.1, 5.7 и 5.8 Положения о порядке перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года N 26/10.
2. Согласно пункту 3.1 Положения для перевода жилого помещения (жилого дома) в нежилое заинтересованное лицо (заявитель) подает в Управление по жилищной политике заявление с указанием целей перевода, а также предполагаемых форм и способов использования помещения (жилого дома) после осуществления перевода в нежилое.
Заявитель, не оспаривая обязанность подачи заявления о переводе, полагает, что органы местного самоуправления не вправе определять его содержание и, в частности, требовать от него указания форм и способов использования помещения (жилого дома) после осуществления перевода его в нежилое.
Федеральным законодательством установлено ограничение права собственника жилого помещения на его использование не для проживания граждан, а в иных целях, то есть как нежилого. Действующее российское законодательство предусматривает деление всех помещений в зависимости от цели использования на жилые и нежилые, а право определять конкретные формы и способы использования нежилого помещения предоставлено самому собственнику.
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое подробно урегулированы главой 3 Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу 1 марта 2005 года: предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должен представить собственник соответствующего помещения для перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое; установлены сроки принятия решения органом местного самоуправления; основания к отказу в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое. При этом принятие решения о переводе помещения не поставлено в зависимость от указания конкретных целей перевода.
Решение о переводе принимается органом местного самоуправления. Форма и содержание документа, подтверждающего принятие решения, утверждаются Правительством Российской Федерации. В настоящее время они не утверждены.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности, отнесено: принятие в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые (пункт 1.6); согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (пункт 1.7); ocyществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 1.9).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления относится не регулирование порядка перевода жилых помещений в нежилые, а принятие в установленном федеральным законодательством порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые. Регулируя же вопрос о содержании заявления, в частности, обязывая заявителя указывать цель перевода, а также предполагаемые формы и способы использования помещения, орган местного самоуправления выходит за пределы своих полномочий, определенных законодательством, и вмешивается в компетенцию органов государственной власти.
В соответствии с Уставом Свердловской области (статья 90) организация местного самоуправления в Свердловской области осуществляется на основе общих принципов, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
К общим принципам организации местного самоуправления относятся, в частности, принципы невмешательства органов местного самоуправления в компетенцию органов государственной власти и законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных правовых актов. Эти принципы обоснованы Уставным Судом Свердловской области в Постановлении от 7 июля 1999 года по делу о соответствии Уставу Свердловской области отдельных положений Устава муниципального образования "город Нижний Тагил".
Следовательно, пункт 3.1 Положения принят с превышением компетенции органа местного самоуправления, чем нарушены общие принципы организации местного самоуправления, и противоречит статье 90 Устава Свердловской области.
3. Пункт 5.7 Положения предусматривает, что "использование помещения (дома), переведенного из жилого в категорию нежилого, допускается только в целях, указанных в заявлении согласно пункту 3.1 и постановлению главы города о переводе данного помещения в нежилое.
При изменении целей использования нежилого помещения заявителю необходимо произвести соответствующие мероприятия по согласованию и переоборудованию нежилого помещения для использования в иных целях. Согласование производится в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения. Изменение целевого использования нежилых помещений осуществляется на основании постановления главы города.
Контроль за целевым использованием нежилых помещений, находящихся в частной собственности, возлагается на районные администрации. Контроль за целевым использованием нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возлагается на Комитет по управлению городским имуществом".
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что пункт 5.7 Положения в части, которая возлагает контроль за целевым использованием нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, на Комитет по управлению городским имуществом, не оспаривается. В связи с этим Уставным Судом дело в этой части не рассматривается.
В Свердловской области обеспечивается защита прав и свобод человека и гражданина (пункт 5 статьи 19 Устава Свердловской области), в том числе конституционное право собственности (статья 35 Конституции Российской Федерации). Ограничения права собственности устанавливаются только федеральным законом (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 97 Устава Свердловской области).
Устанавливая обязанность собственников использовать помещение после его перевода в нежилое только в целях, указанных в заявлении и постановлении главы города о переводе данного помещения в нежилое, а при изменении целей использования нежилого помещения производить соответствующие мероприятия по согласования, орган местного самоуправления тем самым устанавливает не предусмотренные федеральным законодательством ограничения гарантированного Конституцией Российской Федерации права собственности, в связи с чем пункт 5.7 Положения противоречит статье 97 (пункт 2) Устава Свердловской области.
Гражданским и жилищным законодательством установлены ограничения правомочий собственника: в частности, собственник не вправе совершать действия, противоречащие закону и иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ); обязан соблюдать требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах (статья 23 Жилищного кодекса Российской Федерации). Контроль за использованием нежилых помещений осуществляют соответствующие государственные органы. Органы местного самоуправления не вправе принимать на себя не предусмотренные законодательством функции контроля за использованием собственником нежилых помещений.
К вопросам местного значения относятся содержание и использование только муниципальных нежилых помещений (статья 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Контроль за целевым использованием нежилых помещений, находящихся в частной собственности, не относится к вопросам местного значения и не может регулироваться и осуществляться органом местного самоуправления.
Следовательно, пункт 5.7 Положения принят с превышением компетенции и с нарушением общих принципов организации местного самоуправления: принципа невмешательства органов местного самоуправления в компетенцию органов государственной власти и принципа законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных актов - и поэтому противоречит статье 90 Устава Свердловской области.
Таким образом, пункт 5.7 Положения противоречит статьям 19 (пункт 5), 90 и 97 (пункт 2) Устава Свердловской области.
4. В соответствии с пунктом 5.8 "перепланировка и реконструкция помещения, работы по устройству отдельного входа могут производиться только при наличии: постановления главы города о переводе жилого помещения в нежилое; рабочего проекта, утвержденного Главным управлением архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений; разрешения инспекции Госархстройнадзора на проведение работ".
Между тем жилищным и градостроительным законодательством Российской Федерации эти отношения урегулированы иначе, чем предусмотрено оспариваемым пунктом Положения. Федеральное регулирование не дает права органам местного самоуправления принимать нормативные правовые акты в области перепланировки и реконструкции помещений.
Следовательно, пункт 5.8 также принят с нарушением принципа невмешательства органов местного самоуправления в компетенцию органов государственной власти и принципа законности в деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных актов и поэтому противоречит статье 90 Устава Свердловской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 (пункты 1, 3 и 4) Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать не соответствующим Уставу Свердловской области, его статье 90, пункт 3.1 Положения о порядке перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года N 26/10 (в редакции решений Екатеринбургской городской Думы от 26.10.1999 N 73/5, от 11.12.2001 N 11/2, от 08.10.2002 N 26/2 и от 28.10.2003 N 47/1), в части указания целей перевода, а также предполагаемых форм и способов использования помещения после перевода в нежилое.
2. Признать не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 19 (пункт 5), 90, 97 (пункт 2), пункт 5.7 Положения о порядке перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года N 26/10 в той части, которая предусматривает, что "использование помещения (дома), переведенного из жилого в категорию нежилого, допускается только в целях, указанных в заявлении согласно пункту 3.1 и постановлению главы города о переводе данного помещения в нежилое.
При изменении целей использования нежилого помещения заявителю необходимо произвести соответствующие мероприятия по согласованию и переоборудованию нежилого помещения для использования в иных целях. Согласование производится в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения. Изменение целевого использования нежилых помещений осуществляется на основании постановления главы города.
Контроль за целевым использованием нежилых помещений, находящихся в частной собственности, возлагается на районные администрации".
3. Признать не соответствующим Уставу Свердловской области, его статье 90, пункт 5.8 Положения о порядке перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года N 26/10.
4. Акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Уставу Свердловской области, утрачивают силу и не подлежат применению независимо от решения об отмене органами, их принявшими.
5. Настоящее Постановление является основанием для отмены в установленном порядке нормативных актов органов местного самоуправления на территории Свердловской области, содержащих такие же положения, которые признаны не соответствующими Уставу Свердловской области.
6. Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 24 мая 2005 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области пунктов 3.1, 5.7 и 5.8 Положения о порядке перевода жилых помещений (жилых домов) в нежилые на территории города Екатеринбурга, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 14 октября 1997 года N 26/10"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 27 мая 2005 г. N 147-148 стр. 4