Определение Уставного Суда Свердловской области
от 19 января 2006 г.
"По делу о соответствии Уставу Свердловской области абзаца
1 статьи 11 Закона Свердловской области "О социальной поддержке
ветеранов в Свердловской области" (в редакции Областного
закона от 16 мая 2005 года N 44-ОЗ) и пунктов 1 (подпункт 9),
2, 3, 4, 5 Положения об удостоверении права получения мер
социальной поддержки в соответствии с законами Свердловской
области "О социальной поддержке ветеранов Свердловской
области", "О социальной поддержке реабилитированных лиц и
лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий,
в Свердловской области" и "О социальной защите граждан,
проживающих на территории Свердловской области, получивших
увечье или заболевание, не повлекшее инвалидности, при прохождении
военной службы или службы в органах внутренних дел Российской
Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного
конфликта", утвержденного постановлением Правительства
Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП"
См. также Определение Уставного Суда Свердловской области от 10 июня 2008 г. "По запросу гражданина Нелюбина В.И. о соответствии Уставу Свердловской области абзаца 1 статьи 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (в редакции от 16 мая 2005 года) и пунктов 1 (подпункт 9), 2, 3, 4 Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП (с последующими изменениями и дополнениями)"
Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.И. Задиоры, судей А.В. Гусева, Н.А. Жилина, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина,
с участием гражданина Домрачева В.Г., обратившегося с запросом в Уставный Суд, и его представителя Качанова Р.Е., Пенигина В.Ю. - представителя Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области как органа, принявшего оспариваемый акт, Литвиновой И.Н. - представителя Губернатора Свердловской области, Ванина П.Б. - представителя Правительства Свердловской области,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Свердловской области абзаца 1 статьи 11 Закона Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (в редакции Областного закона от 16 мая 2005 года N 44-ОЗ) и пунктов 1 (подпункт 9), 2, 3, 4, 5 Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки в соответствии с законами Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов Свердловской области", "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" и "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшее инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта", утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП (далее - Положение об удостоверении права получения мер социальной поддержки).
Заслушав сообщение судьи-докладчика Н.Д. Мершиной, объяснения заявителя и представителей сторон, мнение представителя Министерства социальной защиты населения Свердловской области Л.Н. Шипулиной, исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. В Уставный Суд Свердловской области обратился гражданин Домрачев В.Г. с запросом о соответствии Уставу Свердловской области абзаца 1 статьи 11 Закона Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (в редакции Областного закона от 16 мая 2005 года N 44-ОЗ) и пунктов 1 (подпункт 9), 2, 3, 4, 5 Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП.
Заявитель Домрачев В.Г. считает, что оспариваемые нормы нарушают его права как ветерана труда и противоречат Уставу Свердловской области.
До 1 января 2005 года права и льготы ветеранам труда предоставлялись на основании статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации. С 1 января 2005 года Федеральный закон "О ветеранах" отнес установление мер социальной поддержки ветеранам труда к полномочиям субъектов Российской Федерации и за счет средств их бюджетов.
Во исполнение этого федерального закона принят закон Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", в соответствии со статьей 11 которого все лица, признанные ветеранами труда, вне зависимости от их возраста, приобрели право на получение мер социальной поддержки.
Именно в связи с принятием этого закона заявитель с 1 января 2005 года приобрел право на предоставление ему мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда.
Законом Свердловской области от 16 мая 2005 года N 44-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", вступившим в силу 29 мая 2005 года, круг лиц, имеющих право на получение социальной поддержки, ограничен лишь ветеранами труда, достигшими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
Таким образом, областной законодатель предусматривал обязанность Свердловской области предоставлять всем ветеранам труда без каких-либо дополнительных условий меры социальной поддержки только в период с 1 января 2005 года по 28 мая 2005 года.
Правоприменительная практика должна руководствоваться правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 года N 17-П и подтвержденной в определении от 7 октября 2005 года N 385-О, которая состоит в том, что "по смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет".
Из этого принципа исходил федеральный законодатель, закрепляя в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, должно обеспечиваться сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты граждан, а также реализовываться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
Таким образом, оспариваемая заявителем новая редакция абзаца 1 статьи 11 Областного закона "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" не может рассматриваться правоприменительной практикой как лишающая заявителя права на получение мер социальной поддержки, поскольку все ветераны труда, получившие такое право в соответствии со старой редакцией закона, не могут быть лишены данного права последующим изменением этого закона.
В соответствии со статьей 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" обязательным условием рассмотрения обращения Судом является нарушение прав заявителя оспариваемым нормативным актом. Поскольку оспариваемая заявителем редакция абзаца 1 статьи 11 Областного закона "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" не распространяется на него и не нарушает прав заявителя, то дело в этой части подлежит прекращению на основании пункта 1.1 статьи 67 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области".
2. В соответствии с оспариваемыми заявителем пунктами 1 (подпункт 9), 2, 3, 4, 5 Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки право на получение мер социальной поддержки удостоверяется, в частности, отметкой в пенсионном удостоверении.
Как установлено в судебном заседании, заявитель не является пенсионером ни по одному из предусмотренных действующим законодательством оснований, а следовательно, обжалуемые им нормативные положения постановления Правительства к нему не применяются, и дело в этой части также подлежит прекращению на основании статей 67 (пункт 1.1) и 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 (пункты 1, 3 и 4) Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 70, 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд определил:
1. Прекратить производство по делу о соответствии абзаца 1 статьи 11 Закона Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (в редакции Областного закона от 16 мая 2005 года N 44-ОЗ) и пунктов 1 (подпункт 9), 2, 3, 4, 5 Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки в соответствии с законами Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов Свердловской области", "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" и "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшее инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта", утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП.
2. Нормативные положения абзаца 1 статьи 11 Закона Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (в редакции Областного закона от 16 мая 2005 года N 44-ОЗ) по их уставно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении, в системе действующего нормативно-правового регулирования не препятствуют ветеранам труда, получившим право на социальную поддержку в соответствии с редакцией Областного закона от 25 ноября 2004 года, пользоваться этим правом.
В силу статьи 8 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" выявленный в настоящем определении уставно-правовой смысл указанных нормативных положений является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.
3. Настоящее Определение обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
4. Определение подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Уставного Суда Свердловской области от 19 января 2006 г. "По делу о соответствии Уставу Свердловской области абзаца 1 статьи 11 Закона Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" (в редакции Областного закона от 16 мая 2005 года N 44-ОЗ) и пунктов 1 (подпункт 9), 2, 3, 4, 5 Положения об удостоверении права получения мер социальной поддержки в соответствии с законами Свердловской области "О социальной поддержке ветеранов Свердловской области", "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области" и "О социальной защите граждан, проживающих на территории Свердловской области, получивших увечье или заболевание, не повлекшее инвалидности, при прохождении военной службы или службы в органах внутренних дел Российской Федерации в период действия чрезвычайного положения либо вооруженного конфликта", утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 года N 1178-ПП"
Настоящее определение вступает в силу после его провозглашения
Текст определения опубликован в "Областной газете" от 25 января 2006 г. N 16-17 стр. 7, в "Собрании законодательства Свердловской области" 2006 г. N 1 ст. 48