Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 февраля 2007 г. N Ф09-203/07-С2
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2007 г. N 6244/07 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.08.2006 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2006 по делу N А71-5083/06.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Смосарева Е.В. (доверенность от 09.01.2007 б/н), Хабибуллин М.М. (доверенность от 10.01.2007 б/н);
муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" (далее - учреждение, налогоплательщик) - Фаттахов М.И. (доверенность от 02.02.2007 б/н), Зиганшин Р.Ф. (доверенность от 10.01.2007 б/н).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 30.06.2006 N 16-20-7738.
Решением суда от 11.08.2006 заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2006 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2006 г. инспекцией принято решение от 30.06.2006 N 16-20-7738, которым налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания 576886 руб. 65 коп. штрафа, а также ему предложено уплатить 2889709 руб. 92 коп. налога и 117533 руб. 08 коп. пеней.
Поводом для принятия решения послужили выводы налогового органа о занижении учреждением налоговой базы на 5 процентов от суммы выручки, полученной от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги на содержание управляющей компании, которые, по мнению налогоплательщика, являются целевым финансированием, не облагаемым НДС.
Считая, что решение не соответствует нормам гл. 21 Кодекса и нарушает его права, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды удовлетворили заявление, сославшись на то, что спорные средства направляются на осуществление уставной деятельности учреждения, не связанной с предпринимательской деятельностью, в связи с чем, на основании подп. 3 п. 3 ст. 39, п. 2 ст. 146 Кодекса, полученная выручка не признается полученной от реализации услуг, поэтому полученные средства не подлежат налогообложению НДС.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и законодательству о налогах и сборах.
Судами установлено, что учреждение создано администрацией г. Ижевска, зарегистрировано постановлением от 06.11.1996 N 7-з, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации от 06.10.1996 N 7-3, от 16.11.1999 N 209. Согласно Уставу муниципального учреждения с изменениями, утвержденными Распоряжением администрации г. Ижевска от 05.05.2005 N 60, целями и задачами учреждения являются обеспечение надежного функционирования жилищно-коммунального хозяйства в г. Ижевске, создание условий для развития и совершенствования жилищно-коммунального хозяйства, достижение иных социально значимых целей в этой области. Постановлением администрации г. Ижевска от 23.12.1998 N 601 учреждение наделено полномочиями муниципального заказчика в соответствии с целями и задачами, определенными в его Уставе. Постановлением администрации г. Ижевска от 28.02.2002 N 73 учреждение уполномочено выступать в качестве наймодателя при заключении договоров социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда города.
Поскольку учреждение осуществляет деятельность по обслуживанию населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в пределах установленных полномочий и в соответствии с Уставом, финансируется по утвержденной смете, за счет средств местного бюджета, оно выполняет функции уполномоченного органа местного самоуправления.
Постановлением мэра г. Ижевска от 16.07.2002 N 314 утвержден норматив на содержание учреждения в размере 5 процентов от стоимости всех видов жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, полученные учреждением от населения 5 процентов от оплаты за все виды жилищно-коммунальных услуг фактически являются целевым бюджетным финансированием учреждения, указанные средства не являются выручкой, поэтому не подлежат включению в налоговую базу для исчисления НДС.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.08.2006 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2006 по делу N А71-5083/06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.3 п.3 ст.39 НК РФ передача основных средств, нематериальных активов или иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской, не признается реализацией.
Налоговый орган пришел к выводу о занижении учреждением налоговой базы на 5 % от суммы выручки, полученной от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги на содержание управляющей компании, которые не могут признаваться средствами целевого финансирования.
Суд признал позицию налогового органа не соответствующей нормам налогового законодательства.
Суд установил, что согласно уставу муниципального учреждения его задачами являются обеспечение надежного функционирования жилищно-коммунального хозяйства города, создание условий для развития и совершенствования жилищно-коммунального хозяйства, достижение иных социально значимых целей в этой области.
Поскольку учреждение осуществляет деятельность по обслуживанию населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в пределах установленных полномочий и в соответствии с уставом, финансируется по утвержденной смете за счет средств местного бюджета, оно выполняет функции уполномоченного органа местного самоуправления.
Таким образом, полученные учреждением от населения 5 % от оплаты за все виды жилищно-коммунальных услуг фактически являются целевым бюджетным финансированием учреждения, указанные средства не являются выручкой, поэтому не подлежат включению в налоговую базу для исчисления НДС.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставил без изменений, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 февраля 2007 г. N Ф09-203/07-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2007 г. N 6244/07 настоящее постановление отменено