Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 августа 2006 г. N Ф09-6938/06-С7
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 15.02.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.05.2006 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-308/06.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с государственного (унитарного) предприятия Учреждения ЮК-25/1 ГУИН Минюста России по УИН Оренбургской области (далее - учреждение УИН, налогоплательщик) штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в сумме 100 руб.
Решением суда первой инстанции от 15.02.2006 в удовлетворении заявленных требований в части взыскания налоговых санкций в сумме 50 руб. налоговому органу отказано.
Производство по делу прекращено в части взыскания налоговых санкции в сумме 50 руб. в связи с принятием судом отказа инспекции от заявленных требований.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.05.2006 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 31, 88, 93 Кодекса, полагая правомерным привлечение налогоплательщика к ответственности.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки декларации общества по водному налогу за 2-й квартал 2005 г. для подтверждения правильности полного отражения в декларации объема воды, забранного из водного объекта, в адрес учреждения УИН направлено требование от 07.09.2005 N 10-29/104277 о представлении документов (акта контролера за 2-й квартал 2005 г., журнал учета добытой воды за этот же период).
В связи с непредставлением документов, перечисленных в требовании, налоговым органом принято решение от 20.10.2005 N 1113/297 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 100 руб.
Поскольку налогоплательщиком в установленный срок требование об уплате указанной суммы не было исполнено, инспекция обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части, суды исходили из неправомерности действий инспекции и наличия у нее ограниченного права при истребовании указанных документов в рамках камеральной налоговой проверки. Налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к ошибкам, обнаруженным в представленных декларациях и иных документах.
Данный вывод судов является ошибочным по следующим основаниям.
В силу подп. 5, 7 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных названным Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных указанным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения, и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 82 Кодекса налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Проведение налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков предусмотрено п. 1 ст. 87 Кодекса.
Из норм ст. 88 Кодекса следует, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Как следует из абзаца 4 ст. 88, п. 1 ст. 93 Кодекса, налоговый орган вправе при проведении камеральной проверки истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В соответствии с п. 2 ст. 333.10 Кодекса при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
Следовательно, при проведении камеральной проверки декларации по налогу, в ходе которой проверяется правильность исчисления и его уплаты, инспекция при необходимости вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные документы, в том числе журнал учета добытой воды.
Выводы судов о наличии ограничений для истребования указанных документов в рамках камеральной налоговой проверки, а также того, что налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к ошибкам, обнаруженным в представленных декларациях и иных документах, не основаны на налоговом законодательстве.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в удовлетворении требования инспекции о взыскании с учреждения УИН налоговой санкции в сумме 50 руб., кассационная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение суда первой инстанции от 15.02.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.05.2006 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-308/06 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить.
Взыскать с государственного (унитарного) предприятия Учреждения ЮК-25/1 ГУИН Минюста России по УИН Оренбургской области, зарегистрированного в качестве юридического лица 04.11.1993 г., основной государственный номер 1025601812059, ИНН N 561001671407, местонахождение г. Оренбург, переулок Крымский, дом 119 в доход бюджета штраф в размере 50 руб.
В остальной части решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Взыскать с государственного (унитарного) предприятия Учреждения ЮК-25/1 ГУИН Минюста России по УИН Оренбургской области - в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 500 руб., по апелляционной жалобе - в сумме 1000 руб., по кассационной жалобе - в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы необходимые для проверки.
Налогоплательщик полагал, что налоговый орган неправомерно привлек его к ответственности по ст.126 НК РФ за не предоставление документов в ходе камеральной проверки, т.к. он вправе истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к обнаруженным ошибкам.
По мнению налогового органа, для подтверждения правильности полного отражения в декларации объема воды, забранного из водного объекта, в ходе камеральной проверки были обоснованно истребованы у налогоплательщика акты контролера и журналы учета добытой воды.
Суд первой инстанции признал действия инспекции неправомерными, указав, что налоговые органы обладают ограничительным правом при истребовании документов в рамках камеральной проверки. Налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к ошибкам, обнаруженным в представленных декларациях и иных документах.
Кассационная инстанция, рассмотрев жалобу налогового органа, признала выводы нижестоящего суда ошибочным.
Обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, возложена на налогоплательщиков подп.5, 7 п.1 ст.23 НК РФ.
Невыполнение указанных обязанностей влечет привлечение к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ.
Как следует из норм абз.4 ст.88 НК РФ и п.1 ст.93 НК РФ, регламентирующих порядок проведения камеральной проверки, налоговый орган вправе при проведении камеральной проверки истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Применительно к водному налогу в силу п.2 ст.333.10 НК РФ при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Как было установлено судом, налоговым органом был затребован журнал учета добытой воды. В данном документе отражается объем воды, забранной из водного объекта на основании показаний водоизмерительных приборов.
При таких обстоятельствах данные документы были правомерно затребованы налоговым органом в рамках камеральной проверки декларации по водному налогу.
Следовательно, налоговый орган правомерно привлек налогоплательщика к налоговой ответственности по п.1 ст.126 НК РФ.
Поэтому суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил, а жалобу налогового органа удовлетворил.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 августа 2006 г. N Ф09-6938/06-С7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника