Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 9 января 2007 г. N Ф09-11408/06-С4
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 января 2008 г. N Ф09-4763/06-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 января 2008 г. N Ф09-11408/06-С4
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2007 г. N Ф09-11408/06-С4
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 сентября 2007 г. N Ф09-11408/06-С4
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 августа 2007 г. N Ф09-6945/07-С6
См. также Определение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июля 2007 г. N А60-18513/2006-С11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2006 г. N Ф09-4763/06-С3
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 мая 2006 г. N Ф09-2671/06-С5
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 мая 2006 г. N Ф09-2671/06-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тагилэнерго" (далее - МУП "Тагилэнерго") на определение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2006 по делу N А60-18513/2006 по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области (далее - ФНС России) о признании МУП "Тагилэнерго" несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании приняли участие:
представители ФНС России - Веретенникова О.Ю., главный госналогинспектор (доверенность от 22.12.2006 зарегистрирована в реестре за N 2266), Стовманенко Ю.М., ведущий специалист (доверенность от 27.11.2006 зарегистрирована в реестре за N 17674);
представитель МУП "Тагилэнерго" - Головков С.П., адвокат (генеральная доверенность от 29.11.2006);
временный управляющий МУП "Тагилэнерго" - Сивоплясов В.Г. (определение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2006);
его представитель - Черниховская Н.М. (доверенность от 27.11.2006).
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании МУП "Тагилэнерго" несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 25.10.2006 заявление ФНС России признано обоснованным, в отношении МУП "Тагилэнерго" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Сивоплясов В.Г., признаны установленными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов в состав третьей очереди требования ФНС России об уплате недоимки в сумме 18197956 руб., пеней в сумме 14399739 руб. и штрафов в сумме 1972413 руб.
В порядке апелляционного производства определение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, МУП "Тагилэнерго" просит данный судебный акт отменить, указывая на неприменение судом положений Федерального закона от 24.06.1999 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", поскольку МУП "Тагилэнерго" подпадает под признаки субъекта естественной монополии.
Заявитель жалобы помимо этого ссылается на необоснованный отказ суда в удовлетворении его ходатайства об отложении судебного разбирательства для возложения на судебного пристава-исполнителя обязанности по проведению сверки с участием уполномоченного органа и должника имеющейся у должника задолженности перед бюджетом с учетом частичного исполнения им исполнительных документов, а также на необоснованный отказ суда в учете имеющейся у МУП "Тагилэнерго" переплаты по налогам при определении обоснованности требования ФНС России.
Кроме того, по мнению МУП "Тагилэнерго", по установленным судом требованиям ФНС России истекли сроки принудительного взыскания недоимки, и кандидатура временного управляющего не соответствует требованиям для арбитражных управляющих организаций топливно-энергетического комплекса.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при обращении в арбитражный суд инспекцией заявлено о наличии у МУП "Тагилэнерго" не исполненной в течение трех месяцев обязанности по уплате налогов и сборов в сумме 24148567 руб., пеней в сумме 17203619 руб. и штрафов в сумме 3766424 руб.
Рассмотрев заявление инспекции, суд на основании ст. 6, 48 и 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установил наличие у МУП "Тагилэнерго" признаков банкротства и включил в реестр требований кредиторов в состав третьей очереди требования ФНС России об уплате недоимки в сумме 18197956 руб., пеней в сумме 14399739 руб. и штрафов в сумме 1972413 руб.
В остальной части требования признаны необоснованными по причине несоблюдения установленного законом бесспорного порядка взыскания с организаций недоимки и пеней.
Отклоняя доводы МУП "Тагилэнерго" о том, что оно является субъектом естественной монополии, суд указал на недоказанность данного обстоятельства, поскольку должник не включен в перечень предприятий, зарегистрированных Федеральной антимонопольной службой. Справка Администрации г. Нижнего Тагила также не является надлежащим доказательством того, что МУП "Тагилэнерго" относится к субъектам естественных монополий.
Однако такой вывод суда не соответствует нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно п. 1 ст. 197 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для целей данного Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
В силу ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
При этом услуги по передаче тепловой энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий (ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ).
Уставом МУП "Тагилэнерго" предусмотрено, что предметом его деятельности является в том числе обеспечение теплоснабжения жилищного фонда, предприятий и организаций. В материалах дела содержится лицензия, выданная МУП "Тагилэнерго" на осуществление деятельности по эксплуатации тепловых сетей (прием, передачу, распределение тепловой энергии).
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ не связывает отнесение организации к субъектам естественных монополий с включением ее в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. Следовательно, к субъектам естественных монополий могут быть отнесены и иные организации, осуществляющие свою деятельность в тех сферах деятельности, которые перечислены в ст. 4 названного Федерального закона и соответствующие понятиям, определенным ст. 3 этого Федерального закона.
Особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства регулируются Федеральным законом от 24.06.1999 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (п. 1 ст. 1 данного Федерального закона).
Поскольку при принятии обжалуемого определения судом первой инстанции не применены перечисленные нормы права с учетом имеющихся в деле доказательств, заявление ФНС России подлежит передаче на новое рассмотрение. Суду следует дать надлежащую правовую оценку доводу МУП "Тагилэнерго" о том, что оно является субъектом естественной монополии, у которого сумма выручки от реализации услуг по передаче тепловой энергии составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 29 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган принимает решение.
Следовательно, порядок подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом может считаться соблюденным лишь при наличии такого решения.
Решение о направлении в Арбитражный суд Свердловской области заявления о признании МУП "Тагилэнерго" несостоятельным (банкротом) в материалах дела отсутствует, и судом не установлено, принималось ли ФНС России указанное решение.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, заявление ФНС России - передаче на новое рассмотрение, при котором суду следует устранить допущенные недочеты.
Руководствуясь ст. 287-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 25.10.2006 по делу N А60-18513/2006 отменить.
Заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области о признании муниципального унитарного предприятия "Тагилэнерго" несостоятельным (банкротом) передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 января 2007 г. N Ф09-11408/06-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника