Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 ноября 2003 г. N Ф09-3620/03АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (далее - инспекция) на решение от 13.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 16.07.2003 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-7121/03.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - Нарожный Д.С. - юрисконсульт, доверенность от 29.09.2003, Дернов Ю.Г.- начальник юридического отдела, доверенность от 03.11.2003;
налогового органа - Камчатов Д.С. - специалист 1 категории, доверенность от 30.12.2002.
Права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Закрытое акционерное общество "Коммерческий банк развития предпринимательской деятельности "ГУТА-БАНК" в лице филиала в г. Екатеринбурге (далее - ЗАО "КБ "ГУТА-БАНК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 26.02.2003 N 65-А.
Решением от 13.05.2003 Арбитражного суда Свердловской области требования заявителя удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.7.2003 решение изменено. Решение инспекции от 26.02.2003 N 65-А признано незаконным в части предложения уплатить неуплаченные налог на покупку иностранных денежных знаков за 1999-2000 годы в сумме 13852036,49 руб. и пени в сумме 9588116,19 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Инспекция с судебными актами не согласна, просит их отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом ст. 46 НК РФ и ст.ст. 2, 5 Федерального Закона от 21.07.1997 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте".
Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник по поводу привлечения заявителя к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ с доначислением сумм налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, и соответствующих сумм пени.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для взыскания указанного налога, наличия оснований, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения в связи с исполнением письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом, а также из нарушения налоговым органом порядка проведения налогового контроля (ст. 89 НК РФ).
Изменяя решение суда частично, арбитражный суд апелляционной инстанции счел правомерным привлечение заявителя к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, полагая установленной обязанность ЗАО "КБ "ГУТА-БАНК" как налогового агента удерживать указанный налог из средств физических лиц, выплачиваемых в иностранной валюте. В части удовлетворенных заявленных требований апелляционная инстанция исходила из отсутствия оснований для взыскания с заявителя указанных сумм налога и пени.
Такой вывод суда апелляционной инстанции является правильным, соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах и подтверждается материалами дела.
Согласно абзацу 3 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.1997 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты физическим лицам при условии поступления этих средств на валютные счета с рублевых счетов.
Как установлено судом, ЗАО "КБ "ГУТА-БАНК" осуществляло ряд последовательных операций, в результате которых с валютных счетов физических лиц выплачивалась наличная иностранная валюта этим лицам после поступления этих средств с рублевых счетов этих же лиц. С учетом представленных доказательств, является правомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что открытие заявителем промежуточного валютного депозитного счета, на котором временно размещались валютные средства физических лиц, не изменяют фактическое содержание этих операций. Поскольку данное обстоятельство налоговым органом не оспаривается и подтверждается материалами дела, то оснований для его переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 АПК РФ не имеется.
В соответствии со ст. 3 вышеназванного Федерального закона от 21.07.1997 N 120-ФЗ плательщиками налога на покупку наличной иностранной валюты являются физические лица, организации, а также филиалы и представительства, в том числе нерезиденты, совершающие операции по покупке иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
При этом согласно ст. 5 указанного Федерального закона от 21.07.1997 N 120-ФЗ удержание налога производится кредитными организациями, производящими операции с наличной иностранной валютой, в момент получения плательщиками налога наличной иностранной валюты. Суммы налога перечисляются указанными кредитными организациями в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых произведены операции по покупке наличной иностранной валюты, не позднее дня, следующего за днем удержания налога.
В силу п. 5 ст. 24 НК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность, предусмотренную ст. 123 НК РФ.
Поскольку ЗАО "КБ "ГУТА-БАНК" не исполнило свои обязанности налогового агента, установленные ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 120-ФЗ, то привлечение заявителя к указанной налоговой ответственности является правомерным, а вывод арбитражного суда апелляционной инстанции в этой части является законным и обоснованным.
По смыслу п. 1 ст. 46 НК РФ и ст. 3, 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" взыскание с налогового агента сумм неуплаченного налога может быть произведено только в случае фактического его удержания и неперечисления в соответствующий бюджет.
Поскольку в рассматриваемых периодах указанный налог заявителем не был фактически удержан при выплате физическим лицам с валютных счетов наличной иностранной валюты, то в силу вышеприведенных норм является правомерным вывод суда об отсутствии оснований для взыскания налога и пени и о недействительности оспариваемого решения налогового органа в указанной части.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 16.07.2003 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-7121/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 ноября 2003 г. N Ф09-3620/03АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника