Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 января 2007 г. N Ф09-12155/06-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 марта 2007 г. N 3655/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Департамента сельского хозяйства Курганской области и Финансового управления Курганской области на решение суда первой инстанции от 25.08.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 02.11.2006 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-9496/2005 по иску открытого акционерного общества "Утятская птицефабрика" (далее - общество "Утятская птицефабрика") к Департаменту сельского хозяйства Курганской области и Финансовому управлению Курганской области о взыскании 6629879 руб.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Общество "Утятская птицефабрика" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Управлению Федерального казначейства по Курганской области, третье лицо - Департамент сельского хозяйства Курганской области, о взыскании 6629879 руб. задолженности по предоставлению субсидии на продукцию животноводства, предоставление которой предусмотрено соглашением от 01.04.2005 об участии в областной целевой программе "Комплексное развитие птицеводства в Курганской области на 2002-2005 гг." и постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 24.02.2005 N 46.
Определением суда первой инстанции от 23.01.2006 в порядке, предусмотренном ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления Федерального казначейства по Курганской области - на надлежащего ответчика - Финансовое управление Курганской области.
Определением суда первой инстанции от 20.02.2006 в порядке, предусмотренном ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве второго ответчика привлечен Департамент сельского хозяйства Курганской области.
В порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом уточнены исковые требования: истец просит взыскать на основании ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны субъекта Российской Федерации - Курганской области - 6629879 руб. убытков, возникших в результате недостаточного компенсирования фактических затрат на производство мяса птицы и товарного яйца, компенсирование которых предусмотрено Законом Курганской области от 26.12.1997 N 95 "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства".
Решением суда первой инстанции от 25.08.2006 исковые требования удовлетворены частично: с Финансового управления Курганской области за счет казны Курганской области в пользу общества "Утятская птицефабрика" взыскано 661950 руб. убытков, в удовлетворении остальной части иска и в требованиях к Департаменту сельского хозяйства Курганской области отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.11.2006 решение суда первой инстанции в части взыскания с Финансового управления Курганской области за счет казны Курганской области 661950 руб. убытков и отказа в удовлетворении исковых требований к Департаменту сельского хозяйства Курганской области отменено, убытки в сумме 661950 руб. взысканы с Департамента сельского хозяйства Курганской области за счет казны Курганской области, в иске к Финансовому управлению Курганской области отказано, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Финансовое управление Курганской области и Департамент сельского хозяйства Курганской области просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части взыскания 661950 руб. отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителей кассационных жалоб, при отсутствии договора между Департаментом сельского хозяйства Курганской области и обществом "Утятская птицефабрика" по определению квоты, заключение которого предусмотрено Порядком предоставления субсидий на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства Курганской области на 2003 г., оснований для предоставления субсидий обществу "Утятская птицефабрика" не имелось. Финансовое управление Курганской области также ссылается на то, что заявленная истцом к возмещению сумма не является убытками в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, судами не указано, какому закону или нормативному акту не соответствуют действия или бездействие органов исполнительной власти Курганской области. Департамент сельского хозяйства Курганской области считает, что поскольку ответственность за неисполнение обязательств несет Курганская область, следовательно, в постановлении суда апелляционной инстанции должно быть указано на взыскание убытков с Курганской области за счет ее казны.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Утятская птицефабрика" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Департаменту сельского хозяйства Курганской области и Финансовому управлению Курганской области о взыскании на основании ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны субъекта Российской Федерации - Курганской области - в том числе 661950 руб. убытков, возникших в результате недостаточного компенсирования фактических затрат на производство мяса птицы и товарного яйца за 2003 г., компенсирование которых предусмотрено Законом Курганской области от 26.12.1997 N 95 "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства".
Законом Курганской области от 26.12.1997 N 95 (в редакции от 27.03.2000) "О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей продукции животноводства" (далее - Закон) установлено, что одной из форм государственной поддержки товаропроизводителей продукции животноводства является дотирование производства животноводческой продукции (п. 3.1.4 Закона). В п. 3.1.4 Закона (в редакции от 03.06.2004) предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственных производителей продукции животноводства.
В ст. 4 Закона (в редакции от 27.03.2000) определены полномочия органов государственной власти Курганской области в сфере государственной поддержки товаропроизводителей продукции животноводства, согласно которой администрация Курганской области разрабатывает и представляет на утверждение программу развития (поддержки) отрасли животноводства Курганской области на среднесрочную перспективу, ежегодно при формировании бюджета области на основании указанной программы определяет перечень дотируемой из областного бюджета продукции животноводства, после утверждения закона Курганской области о бюджете области на очередной финансовый год утверждает перечень и ставки дотирования продукции животноводства. Уполномоченным органом по осуществлению государственной поддержки отрасли животноводства в Курганской области является Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Курганской области.
В соответствии со ст. 5 Закона основанием для получения дотации за произведенную продукцию животноводства является факт ее реализации, подтвержденный документально, дотирование затрат на производство продукции животноводства осуществляется на основании ежегодно определяемых ставок дотации на единицу продукции.
Постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 11.09.2001 N 395 утверждена областная целевая программа комплексного развития птицеводства Курганской области на 2002-2005 гг., в качестве исполнителя которой указано в том числе и общество "Утятская птицефабрика".
В 2003 г. Департаментом сельского хозяйства Курганской области и Финансовым управлением Курганской области был утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субвенций и компенсации затрат на производство животноводческой продукции, определяющий условия предоставления субвенций и компенсации части затрат, выделяемых на государственную поддержку программ и мероприятий по развитию животноводства в соответствии с Законом.
Согласно вышеназванному Порядку субвенция за произведенное и реализованное товарное яйцо и мясо птицы выплачивается сельскохозяйственным товаропроизводителям, участвующим в областной целевой программе комплексного развития птицеводства, по следующим ставкам: мясо птицы - 1500 руб. за 1 т, яйцо товарное - 90 руб. за тысячу штук. На 2003 г. установлена квота на дотируемые объемы реализации продукции птицеводства. Объемы квоты для каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя определяются договором с Департаментом сельского хозяйства Курганской области.
В обоснование заявленных исковых требований о взыскании 661950 руб. убытков, возникших в результате недостаточного компенсирования затрат в 2003 г., истцом представлены в материалы дела справка общества "Утятская птицефабрика" по квотам 2003 г. о размере субвенций на 2003 г. в сумме 2762000 руб., справка Департамента сельского хозяйства Курганской области от 16.07.2004 N 13/1440, согласно которой на 2003 г. Департаментом сельского хозяйства Курганской области принято расчетов на сумму 2762000 руб. и профинансировано 2100000 руб.
Суды, удовлетворяя исковые требования о взыскании 661950 руб. убытков, правомерно исходили из того, что неисполнение субъектом Российской Федерации - Курганской областью - в 2003 г. в полном объеме обязательств по компенсации затрат общества "Утятская птицефабрика", произведенных в связи с реализацией программы комплексного развития птицеводства Курганской области на 2002-2005 гг., разработанной в соответствии с Законом, повлекло возникновение у истца убытков в указанной сумме.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Суд апелляционной инстанции на основании ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что в соответствии с ведомственной квалификацией расходов областного бюджета главным распределителем средств, предусмотренных на государственную поддержку программ и мероприятий по развитию животноводства, является Департамент сельского хозяйства Курганской области, правомерно указал в качестве надлежащего представителя ответчика Департамент сельского хозяйства Курганской области как орган публично-правового образования, которому переданы соответствующие полномочия, и произвел взыскание за счет казны Курганской области.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что не имелось основания для выплаты субвенций в 2003 г., поскольку не был заключен договор между истцом и Департаментом сельского хозяйства Курганской области по объему квот, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка. Суды, оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела справки истца и Департамента сельского хозяйства Курганской области об установлении квоты на 2003 г. и частичном ее финансировании, пришли к правильному выводу о том, что предложение истца и фактические действия Департамента сельского хозяйства Курганской области свидетельствуют о том, что договор, определяющий квоты, между ними заключен в силу п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы Финансового управления о том, что заявленная истцом к возмещению сумма не является убытками в силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, судами не указано, какому закону или нормативному акту не соответствуют действия или бездействие органов исполнительной власти Курганской области, противоречат материалам дела. Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что невыплаченная истцу сумма субсидий представляет собой его убытки в виде реального ущерба, поскольку он был вынужден нести расходы на производство продукции самостоятельно в полном объеме, тогда как государство в лице субъекта приняло на себя обязательство компенсировать часть этих расходов. Судом апелляционной инстанции обоснованно указано на то, что в рассматриваемом случае противоправность поведения заключалась в уклонении (бездействии) Курганской области от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, установленных Законом. Уклонение выражается в том, что в Законе Курганской области "Об областном бюджете на 2003 г." предусмотрено недостаточно средств для компенсации затрат на реализацию Закона, соответствующие положения которого не приостанавливались и не отменялись.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части являются законными, отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение суда первой инстанции от 25.08.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 02.11.2006 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-9496/2005 оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента сельского хозяйства Курганской области и Финансового управления Курганской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Курганской области от 02.11.2006 по делу N А34-9496/2005, произведенное определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28.12.2006, отменить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 января 2007 г. N Ф09-12155/06-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника