Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 декабря 2005 г. N Ф09-4141/05-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 марта 2008 г. N Ф09-7905/07-С6
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2008 г. N 3482/08
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2007 г. N Ф09-7905/07-С6
См. также Постановление Уставного Суда Свердловской области от 28 февраля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Чкаловское" (далее - ЗАО "Чкаловское") на постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 14.10.2005 по делу N А60-23308/2005.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители:
ЗАО "Чкаловское" - Крицук В.В. (доверенность от 12.06.2005), Степанов В.С. (доверенность от 12.06.2005);
Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области - Хохлова О.С, главный специалист (доверенность от 02.02.2005 N АЛ-330).
ЗАО "Чкаловское" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным приказа Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области от 05.05.2005 N 757 "О предоставлении в собственность земельного участка ЗАО "Чкаловское" и Ашурову Асрору Шерматовичу" в части определения выкупной цены в размере 26215877 руб. на земельный участок площадью 77800 кв.м, кадастровый номер 66:41:0000000:0130, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, д. 41, а также просило обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области в десятидневный срок подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка по выкупной цене 4172 руб. 22 коп.
Определением от 26.07.2005 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Ашуров А.Ш.
Решением суда первой инстанции от 12.08.2005 заявление удовлетворено частично. Признан недействительным приказ Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области от 05.05.2005 N 757 "О предоставлении в собственность земельного участка закрытому акционерному обществу "Чкаловское" и Ашурову Асрору Шерматовичу" в части определения выкупной цены в размере 26215877 руб. на земельный участок площадью 77800 кв.м, кадастровый номер 66:41:0000000:0130, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, д. 41. На Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 77800 кв.м, кадастровый номер 66:41:0000000:0130, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, д. 41, по выкупной цене 3638 руб. 78 коп. В части требований, касающихся Ашурова А.Ш., производство по делу прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.10.2005 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления ЗАО "Чкаловское" отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ЗАО "Чкаловское" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приложения N 3 к решению Екатеринбургской городской Думы от 26.09.1996 N 5/1 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории муниципального образования г. Екатеринбурга". По мнению ЗАО "Чкаловское", ставки земельного налога, установленные приложением N 4 к решению Екатеринбургской городской Думы от 26.09.1996 N 5/1, носят специальный характер и подлежат применению в качестве ставок при определении выкупной цены земель сельскохозяйственного использования.
Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Чкаловское" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области с заявлением от 30.12.2004 о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 77800 кв.м, кадастровый номер 66:41:0000000:0130, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, д. 41, на котором находятся принадлежащие на праве собственности ЗАО "Чкаловское" и Ашурову А.Ш. объекты недвижимости.
Приказом Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области от 05.05.2005 N 757 "О предоставлении в собственность земельного участка ЗАО "Чкаловское" и Ашурову А.Ш." Уральскому межрегиональному отделению Российского фонда федерального имущества предписано заключить с ЗАО "Чкаловское" и Ашуровым А.Ш. договор купли-продажи вышеуказанного земельного участка по цене, указанной в расчете выкупной цены участка, - 26215877 руб., из них 22864040 руб. 47 коп. - доля ЗАО "Чкаловское", 3351836 руб. 33 коп. - доля Ашурова А.Ш.
Считая, что расчет цены выкупа земельного участка не соответствует требования законодательства, ЗАО "Чкаловское" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в отношении ЗАО "Чкаловское", суд первой инстанции исходил из того, что приложением N 4 к решению Екатеринбургской городской Думы от 26.09.1996 N 5/1 для АОЗТ "Чкаловская" установлена льготная ставка земельного налога в размере 2700 руб. (с учетом деноминации 2 руб. 70 коп.) за один гектар пашни. Право устанавливать льготные ставки для отдельных категорий плательщиков предоставлено Екатеринбургской городской Думе согласно ст. 14 Закона Российской Федерации "О плате за землю". Налог на земли сельскохозяйственного использования в пределах городской черты устанавливается в двукратном размере ставки налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества (п. 8 ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю"). Данное обстоятельство не было принято во внимание при расчете стоимости участка, то есть расчет выкупной цены произведен с нарушением действующего законодательства. Поэтому суд первой инстанции пришел к выводу о том, что реализация права ЗАО "Чкаловское" на приватизацию земельного участка была нарушена. В отношении доли участка, принадлежащей Ашурову А.Ш., производство по делу прекращено, поскольку такое требование может быть заявлено им лично, решение по существу не может быть принято в отношении третьего лица. Также суд указал на отсутствие у Ашурова А.Ш. статуса индивидуального предпринимателя, что влечет невозможность рассмотрения его требований арбитражным судом.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В силу ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при продаже в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется в порядке, установленном п.п. 2 и 3 названной статьи, а именно субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения: свыше 3 миллионов человек в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
Согласно п. 2 постановления Правительства Свердловской области от 01.02.2002 N 71-ПП "Об установлении цены находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, расположенных на территории Свердловской области, при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" при определении размера выкупной цены, по которой будет производиться продажа земельного участка, в расчет принимается соответствующая дифференцированная ставка земельного налога, действующая на начало календарного года, в течение которого подана заявка на выкуп участка.
Дифференцированные ставки земельного налога по экономико-планировочным и оценочным зонам г. Екатеринбурга установлены в приложении N 3 к решению Екатеринбургской городской Думы от 26.09.1996 N 5/1 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога на территории муниципального образования г. Екатеринбурга".
При расчете выкупной цены земельного участка Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области применена действующая в 2004 г. дифференцированная ставка земельного налога согласно указанному приложению. Поэтому выводы суда апелляционной инстанции о соответствии произведенного расчета нормам действующего законодательства и, следовательно, законности оспариваемого приказа Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области от 05.05.2005 N 757 являются обоснованными. В удовлетворении заявления ЗАО "Чкаловское" судом отказано правомерно.
Довод заявителя кассационной жалобы о необходимости применения в качестве налоговых ставок на земли сельскохозяйственного использования ставок, установленных приложением N 4 к решению Екатеринбургской городской Думы от 26.09.1996 N 5/1, отклоняется. Как правильно указал суд апелляционной инстанции, приложение N 4 разработано в целях предоставления налоговых льгот определенным производителям сельскохозяйственной продукции и дифференцированных ставок земельного налога не содержит.
Также отклоняется ссылка заявителя на неправильное применение судом апелляционной инстанции п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.04.2002 N 605-р Российскому фонду федерального имущества поручено осуществлять от имени Правительства Российской Федерации функции по продаже приватизируемого федерального имущества, в том числе в случаях, предусмотренных ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", земельных участков.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление суда апелляционной инстанции от 14.10.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-23308/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Чкаловское" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 декабря 2005 г. N Ф09-4141/05-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника