Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 мая 2005 г. N Ф09-2239/05-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 16.02.2005 по делу N А50-1028/05.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Балтаева P.M. (доверенность от 09.03.2005).
Предприниматель Хафизов Раис Тимарбаевич (далее - предприниматель), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 24.12.2004 г. N 21
Решением суда первой инстанции от 16.02.2005 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст.ст. 166, 169, 171, 176 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), полагая, что факт наличия оснований для возмещения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) предпринимателю не нашел своего подтверждения ни в ходе налоговой проверки, ни в суде.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.12.2004 инспекцией принято решение, которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 кодекса в виде штрафа в сумме 20314 руб., а также ему предложено уплатить в бюджет НДС в сумме 101572 руб.
Поводом для принятия решения послужили результаты камеральной проверки представленной предпринимателем 18.10.2004 г. налоговой декларации за 3-й квартал 2004 года и документов, подтверждающих факт уплаты поставщикам товара НДС и правомерность предъявления к возмещению из бюджета отраженных в них сумм налога.
Из акта проверки от 03.12.2004 следует, что предпринимателем представлены на проверку счета-фактуры, оформленные с нарушением порядка их заполнения, то есть, отсутствуют подписи должностного лица продавца - Юрлинского лесхоза - нет расшифровки подписи главного бухгалтера.
При встречной проверке продавца не установлено документов, свидетельствующих о совершении предпринимателем сделок с Юрлинским лесхозом и подтверждающих уплату поставщику налога.
При удовлетворении заявления предпринимателя арбитражный суд исходил из того, что 14.12.2004 им были представлены в инспекцию исправленные счета-фактуры и документы по оплате товара.
Суд кассационной инстанции считает указанный вывод суда ошибочным.
В п. 1, 2 ст. 171 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму НДС; исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Условия реализации права на налоговые вычеты определены в п. 1 ст. 172 Кодекса.
Вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), и принятии на учет указанных товаров (работ, услуг).
В силу прямого указания в п. 1 ст. 169 Кодекса документом, служащим основанием для принятия предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению, у покупателя является счет-фактура, который должен быть составлен с соблюдением требований к оформлению, изложенных в п. 5, 6 ст. 169 Кодекса.
Отсутствие счетов-фактур, предусмотренных ст. 169 Кодекса, препятствует реализации налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг) права на налоговые вычеты в соответствующем налоговом периоде сумм НДС, уплаченных поставщикам.
Аналогичные последствия влечет наличие у покупателя товаров счетов-фактур, оформленных продавцами с нарушением установленного порядка: такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных продавцами товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету или возмещению.
При неправильном оформлении продавцами счетов-фактур налогоплательщик в силу п. 1, 2 ст. 169, п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 173 и п. 4 ст. 176 Кодекса может предъявить к вычету указанный в таких счетах-фактурах НДС (при соблюдении иных условий реализации права на налоговые вычеты) только после получения от поставщика исправленного счета-фактуры.
Поскольку счет-фактура является документом налогового учета и его отсутствие у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде в надлежаще оформленном виде лишает налогоплательщика права на получение вычета, вычет НДС может быть осуществлен только за тот налоговый период, когда счет-фактура получен в исправленном виде.
Согласно подп. 2 п. 5, 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, в счете-фактуре должны быть указаны, в том числе, наименование, адрес, идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, он подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
Правовые последствия несоблюдения требований, содержащихся в подп. 2 п. 5, 6 ст. 169 Кодекса предусмотрены п. 2 ст. 169 Кодекса, в соответствии с которым счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Как усматривается из материалов дела, представленные предпринимателем в инспекцию счета-фактуры составлены с нарушениями закона.
Позже предпринимателем представлены исправленные счета-фактуры, однако уже за рамками налогового периода, в котором производился налоговый вычет.
Таким образом, вывод инспекции, о необоснованном применении предпринимателем налогового вычета, отраженный в ее решении, соответствует обстоятельствам дела и не противоречит законодательству.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что жалоба инспекции подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт - отмене.
Руководствуясь ст.ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 16.02.2005 по делу N А50-1028/05 отменить.
В удовлетворении заявления предпринимателя Хафизова Раиса Тимарбаевича отказать.
Взыскать с Хафизова Р.Т. в доход бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 50 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 мая 2005 г. N Ф09-2239/05-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника