Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 сентября 2005 г. N Ф09-4068/05-С7
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 марта 2006 г. N 13815/05 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее - управление) на решение суда первой инстанции от 11.04.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 06.06.2005 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-7846/04 о признании частично недействительным решения управления.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Просеков И.В. (доверенность от 11.01.2005 б/н), Масленина Н.В. (доверенность от 20.01.2005);
закрытого акционерного общества "Курганстальмост" (далее - общество) - Кудряшова Л.Н. (доверенность от 17.03.2005 б/н).
Ходатайств не поступило.
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании частично недействительным решения управления от 02.12.2004 N 53.
Решением суда первой инстанции от 11.04.2005 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.06.2005 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон), Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34Н, Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 32Н, Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 33Н и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Управление считает, что поскольку общество незаконно воспользовалось льготой, предусмотренной подп, "а" п. 1 ст. 6 Закона, привлечение его к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде взыскания штрафа, доначисление налога на прибыль, дополнительных платежей и пеней являются правомерным.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, управлением проведена повторная выездная проверка общества по вопросу обоснованности применения льгот по налогу на прибыль за период с 01.01.2001 по 31.12.2001.
По результатам указанной проверки принято решение от 02.12.2004 N 53 о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 Кодекса в виде взыскания штрафа, доначислении названного налога, дополнительных платежей и соответствующих сумм пеней.
Управление полагает, что общество занизило налоговую базу по налогу на прибыль за 2001 г, вследствие неправомерного применения льготы, предусмотренной подп. "а" п. 1 ст. 6 Закона.
Разрешая спор по существу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недействительности решения управления в оспариваемой части.
Вывод судов является правильным и соответствует материалам дела.
Согласно ст. 21 Кодекса налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льгота, предусмотренная подп. "а" п. 1 ст. 6 Закона, заключается в том, что при исчислении налога на прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные, в частности, предприятиями отраслей сферы материального производства, на финансирование капитальных вложений производственного назначения.
Из ст. 6 Закона следует, что основным условием для уменьшения налогооблагаемой прибыли является финансирование капитальных вложений за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, формируется по правилам бухгалтерского учета при определении финансового результата в целом от хозяйственной деятельности юридического лица.
Также этой статьей Закона установлено, что данная льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
В соответствии со ст. 8 Закона налоговым периодом по названному налогу является календарный год. Поэтому все объекты, тем или иным образом влияющие на величину налогооблагаемой прибыли за год, должны оцениваться в суммах, возникающих в этот временной период.
Согласно п. 2 ст. 8 указанного Закона предприятия исчисляют сумму налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом.
Из этого следует, что для предоставления льготы должны приниматься во внимание фактические затраты и расходы по капитальным вложениям в текущем налоговом (отчетном) периоде и, соответственно, произведенные за счет нераспределенной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, в этом же налоговом (отчетном) периоде. Все показатели, имеющие отношение к объекту налогообложения (доходы, расходы, источники, льготы), являются сопоставимыми и возникшими в одном налоговом (отчетном) периоде.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что обществом произведены фактические затраты, объект налогообложения уменьшен на сумму реальной прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного характера, а также содержание детского дошкольного учреждения и жилищного фонда, при положительном финансовом результате хозяйственной деятельности в налоговом периоде (в 2001 г.).
Основания для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Курганской области являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом рассмотрения и исследования судов обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение суда первой инстанции от 11.04.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 06.06.2005 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-7846/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 сентября 2005 г. N Ф09-4068/05-С7
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 марта 2006 г. N 13815/05 настоящее постановление отменено