Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 сентября 2005 г. N Ф09-2978/05-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике (далее - УФРС по Удмуртской Республике) на решение суда первой инстанции от 25.03.2005 (резолютивная часть от 18.03.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 08.06.2005 (резолютивная часть от 01.06.2005) Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-1131/2004.
В судебном заседании приняли участие представители:
прокуратуры - Абрарова О.А., старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры Свердловской области (удостоверение N 88361);
государственного учреждения "Национальный парк "Нечкинский" (далее - ГУ "Национальный парк "Нечкинский") - Долганов К.В. (доверенность от 28.04.2005 N 20).
Представители УФРС по Удмуртской Республике, Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Удмуртской Республике, Федерального государственного учреждения земельной кадастровой палаты по Удмуртской Республике (далее - ФГУ ЗКП по Удмуртской Республике), комитета по земельным ресурсам и землеустройству Сарапульского района с. Сигаево, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явились.
Прокурор Удмуртской Республики в интересах государства обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительной государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 2915 кв.м, кадастровый номер 18:18:003001:0005, расположенным в Сарапульском районе Удмуртской Республики, за ГУ "Национальный парк "Нечкинский", произведенную регистрационной палатой Удмуртской Республики по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (правопреемник - УФРС по Удмуртской Республике) 03.08.2004 запись о регистрации N 18-01/30-16/2004-79.
Определением от 02.02.2005 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ФГУ ЗКП по Удмуртской Республике и комитет по земельным ресурсам и землеустройству Сарапульского района с. Сигаево.
Решением суда первой инстанции от 25.03.2005 (резолютивная часть от 18.03.2005) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.06.2005 (резолютивная часть от 01.06.2005) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, УФРС по Удмуртской Республике просит судебные акты отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно применены ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 5 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1, ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При вынесении постановления Правительства Российской Федерации "О создании в Удмуртской Республике национального парка "Нечкинский" Федеральной службы лесного хозяйства России" от 16.10.1997 N 1323 (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 N 1323) и постановления Правительства Удмуртской Республики "О создании национального парка "Нечкинский" от 21.07.1997 N 713 (далее - постановление Правительства Удмуртской Республики от 21.07.1997 N 713), в них не мог быть определен вид права, так как он не был установлен действовавшим на тот момент законодательством, а на момент проведения государственной регистрации Земельным кодексом Российской Федерации вид права определен. Изменение категории земель произведено в связи с предоставлением земель лесного фонда в пользование и владение ГУ "Национальный парк "Нечкинский". Кроме того, нельзя обжаловать регистрацию саму по себе, законом предусмотрена только возможность обжалования зарегистрированного права. Прокурором не доказано нарушение прав и законных интересов Российской Федерации.
Проверив законность решения суда первой инстанции, постановления суда апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты отмене не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 21.07.1997 N 713 на территории Удмуртской Республики был создан национальный парк "Нечкинский", во владение которому были предоставлены земли лесного фонда общей площадью 17329 га. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 N 1323 принято предложение Правительства Удмуртской Республики об учреждении в Удмуртской Республике национального парка "Нечкинский" и о предоставлении ему в пользование земель лесного фонда общей площадью 17329 га.
ФГУ ЗКП по Удмуртской Республике 09.07.2003 составлен кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) N 18/03-568, в котором указано, что в Сарапульском районе Удмуртской Республики расположен земельный участок имеющий кадастровый номер 18:18:003001:0005, категория земель - земли особо охраняемых территорий, площадь 2915 кв.м.
На основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 21.07.1997 N 713 и постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 N 1323 регистрационная палата Удмуртской Республики произвела государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком за ГУ "Национальный парк "Нечкинский".
Полагая, что государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком была произведена незаконно, так как в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 21.07.1997 N 713 и постановлении Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 N 1323 не указан вид регистрируемого права: право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и безосновательно изменена категория земель с земель лесного фонда на земли особо охраняемых территорий, прокурор Удмуртской Республики обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования суд исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В постановлении Правительства Удмуртской Республики от 21.07.1997 N 713 и постановлении Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 N 1323 не содержится информации о виде права, на котором земля предоставляется ГУ "Национальный парк "Нечкинский".
При проведении правовой экспертизы документов в порядке ст. 13 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрационная палата Удмуртской Республики должна была установить данное обстоятельство, как и то, что ГУ "Национальный парк "Нечкинский" постановлениями Правительства Удмуртской Республики от 21.07.1997 N 713 и Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 N 1323 были предоставлены земли лесного фонда, а в представленном на государственную регистрацию кадастровом плане земельного участка указана иная категория земель, а именно - земли особо охраняемых территорий.
Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется Правительством Российской Федерации (ст.ст. 8, 101 Земельного кодекса Российской Федерации). Документов, подтверждающих обоснованность изменения категории земель с земель лесного фонда на земли особо охраняемых территорий УФРС по Удмуртской Республике и ФГУ ЗКП по Удмуртской Республике, суду не представили.
Поскольку орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не вправе восполнять содержание правоустанавливающего документа, регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним должен был предпринять меры по получению дополнительных сведений и устранения противоречий. В случае, если причины, препятствующие государственной регистрации прав, не устранены, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав (ст. 19 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Принимая во внимание изложенное суд апелляционной инстанции правомерно, на основании ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал действия регистрационной палаты Удмуртской Республики незаконными.
Изложенный в кассационной жалобе УФРС по Удмуртской Республике довод о том, что постановлениями Правительства Удмуртской Республики от 21.07.1997 N 713 и Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 N 1323 не мог быть определен вид права, так как он не был установлен действовавшим на тот момент законодательством, отклоняется, поскольку на момент издания указанных постановлений действовал Гражданский кодекс Российской Федерации (первая часть с 01.01.1995, вторая часть с 01.03.1996), в котором указаны виды вещных прав, регламентированы условия предоставления имущества в аренду и безвозмездное пользование. Земельным кодексом Российской Федерации определен вид права национальных парков на предоставляемые им земельные участки (п. 6 ст. 95), однако данный нормативный акт вступил в силу 30.10.2001, после издания указанных постановлений.
Утверждение УФРС по Удмуртской Республике об изменении категории земель при предоставлении спорного земельного участка ГУ "Национальный парк "Нечкинский" не нашло своего подтверждения в материалах дела. Нарушено право Российской Федерации через свои уполномоченные органы определять состав земель, находящихся в федеральной собственности.
Ссылка УФРС по Удмуртской Республике на то, что акт государственной регистрации является лишь доказательством существования зарегистрированного права, в связи с чем должно заявляться требование о признании недействительными правоустанавливающих документов, рассмотрена судом первой инстанции, ей дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда кассационной инстанции не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение суда первой инстанции от 25.03.2005 (резолютивная часть от 18.03.2005) и постановление суда апелляционной инстанции от 08.06.2005 (резолютивная часть от 01.06.2005) Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-1131/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу управления Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не вправе восполнять содержание правоустанавливающего документа, регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним должен был предпринять меры по получению дополнительных сведений и устранения противоречий. В случае, если причины, препятствующие государственной регистрации прав, не устранены, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав (ст. 19 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Принимая во внимание изложенное суд апелляционной инстанции правомерно, на основании ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал действия регистрационной палаты Удмуртской Республики незаконными.
Изложенный в кассационной жалобе УФРС по Удмуртской Республике довод о том, что постановлениями Правительства Удмуртской Республики от 21.07.1997 N 713 и Правительства Российской Федерации от 16.10.1997 N 1323 не мог быть определен вид права, так как он не был установлен действовавшим на тот момент законодательством, отклоняется, поскольку на момент издания указанных постановлений действовал Гражданский кодекс Российской Федерации (первая часть с 01.01.1995, вторая часть с 01.03.1996), в котором указаны виды вещных прав, регламентированы условия предоставления имущества в аренду и безвозмездное пользование. Земельным кодексом Российской Федерации определен вид права национальных парков на предоставляемые им земельные участки (п. 6 ст. 95), однако данный нормативный акт вступил в силу 30.10.2001, после издания указанных постановлений."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2005 г. N Ф09-2978/05-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника