Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 февраля 2005 г. N Ф09-296/05АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области на определение от 01.09.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 09.11.2004 г. Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-12295/04.
В судебном заседании приняли участие представители сторон:
от ОАО "ЧТЗ" - Шуганов В.Ю., доверенность от 24.01.05 г.;
от налоговой инспекции - Каробкин В.Е. доверенность от 10.02.05 г. N 03-07/1156.
Процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Межрайонная ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ОАО "ЧТЗ" о взыскании 509224 руб.
Определением от 01.09.2004 г. заявление оставлено без рассмотрения.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2004 г. определение оставлено без изменения.
МРИ МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области с судебными актами не согласна, просит их отменить, требования удовлетворить, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.02.1998 по делу N А76-3419/97 общество признано несостоятельным (банкротом) в соответствии с Законом РФ от 19.11.1992 N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".
Решением налогового органа от 23.04.2004 г. N 3 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 509224 руб.
Неисполнение требования об уплате налоговой санкции в добровольном порядке послужило основанием для обращения налогового органа с заявлением в суд.
Оставляя заявление без рассмотрения, арбитражный суд исходил из того, что заявленное требование должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Данный вывод суда нельзя признать обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 105 Налогового кодекса Российской Федерации дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с АПК РФ.
В силу статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) организаций рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 19.11.1992 N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон) все претензии имущественного характера с момента введения конкурсного производства могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства.
При этом судом не учтено, что в данной норме речь может идти только о претензиях имущественного характера, вопросы удовлетворения которых входят в предмет регулирования Закона.
Вместе с тем, в силу ст. 1 Закона под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Таким образом, налоговые санкции нельзя отнести к претензиям имущественного характера, которые должны предъявляться должнику только в рамках конкурсного производства. Налоговые санкции не относятся ни к требованиям по оплате товаров (работ, услуг), ни к обязательным платежам в бюджет, ни к текущим платежам, связанным с продолжением функционирования предприятия-должника, которые покрываются вне очереди (п. 1 ст. 30 Закона).
Налоговая санкция является мерой ответственности в сфере административных правоотношений. В то же время, Закон не относит к полномочиям конкурсного управляющего проверку обоснованности привлечения должника к административной ответственности, поэтому рассмотрение данного заявления в рамках конкурсного производства не представляется возможным.
В соответствии с п. 7 ст. 114 и п. 6 ст. 108 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, и обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы, в связи с чем требование налоговых органов о взыскании налоговых санкций должно быть подтверждено судебным актом.
Таким образом, обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании в общем порядке налоговой санкции с Общества, признанного банкротом, основано на нормах закона и соответствует ст. 104 НК РФ, а следовательно, оставление заявления без рассмотрения неправомерно.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось оснований для оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 148 АПК РФ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что определение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению в первую инстанцию того же суда для рассмотрения по существу заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд постановил:
Определение от 01.09.04 и постановление апелляционной инстанции от 09.11.04 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-12295/04 отменить.
Дело передать на рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2005 г. N Ф09-296/05АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника