Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2006 г. N Ф09-9822/06-С2 Поскольку предприятие не перечислило в бюджет удержанный с физических лиц налог на доходы физических лиц, то доначисление налога, а также пеней произведено инспекцией предприятию правомерно (извлечение)

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно ст.226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п.2 ст.226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 НК РФ.

Налоговый орган считает, что с налогового агента подлежат взысканию сумы неисчисленного и неудержанного налога с работника предприятия, а также пени, начисленные за несвоевременное внесение налога в бюджет.

Суд сделал вывод, что сумма неудержанного НДФЛ не должна взыскиваться с налогового агента, однако пени за несвоевременное внесение сумм в бюджет подлежат взысканию.

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст.226 НК РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст.214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.

Таким образом, в силу прямого указания закона обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ с сумм доходов, выплачиваемых физическим лиц, возлагается на налогового агента.

При этом согласно п.4 ст.24, п.6 ст.226 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком, только удержанные налоги. Следовательно, лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы.

Поскольку предприятие в проверяемый период фактически не удержало НДФЛ с работника, основания для взыскания названной суммы налога отсутствуют.

Учитывая, что ст.226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, суд сделал вывод, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом. Кроме того, пени являются мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена такая обязанность.

При таких обстоятельствах пени за неуплату НДФЛ начислены предприятию обоснованно.

Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции изменил решение суда в части требования о признании решения налогового органа недействительным, удовлетворил требования налогоплательщика в части признания неправомерным взыскания суммы неудержанного НДФЛ, в остальной части оставил решение суда без изменений.


Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 ноября 2006 г. N Ф09-9822/06-С2


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника