Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 ноября 2006 г. N Ф09-10051/06-С5
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2007 г. N 247/07 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) на решение суда первой инстанции от 19.05.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 31.07.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-33743/05.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ЛТФ" (далее - ООО НПП "ЛТФ") - Кремешкова С.А., адвокат (доверенность от 10.11.2006); Григорьев Г.К., директор (протокол N 1 общего собрания участников от 20.08.2003).
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
ООО НПП "ЛТФ" обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению социальной защиты населения г. Снежинска, Минфину России, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, третье лицо - Министерство социальных отношений Челябинской области, о взыскании 99691 руб. 88 коп. - суммы недофинансирования в части возмещения расходов, связанных с предоставлением в период с июля по декабрь 2004 г. льгот по оплате услуг телефонной связи в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 19.05.2006 с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ООО НПП "ЛТФ" в возмещение льгот взыскано 99691 руб. 88 коп. В удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения г. Снежинска, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.07.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права (ст. 125, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации), нарушение норм процессуального права (ст. 49, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению заявителя, истцом не доказано наличие достаточных оснований для возмещения убытков. Кроме того, кассатор полагает, что он не является надлежащим ответчиком по делу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции находит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежащими оставлению без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, между ООО НПП "ЛТФ" и Управлением социальной защиты населения г. Снежинска был заключен договор о предоставлении льгот и возмещении недополученных доходов от 05.01.2004 N КТ-В/04, в соответствии с условиями которого Управление социальной защиты населения г. Снежинска обязалось возмещать ООО НПП "ЛТФ" затраты по предоставленным льготам за установку и пользование квартирными телефонами гражданам, подпадающим под действие Федерального закона "О ветеранах", согласно актам сдачи-приемки выполненных работ и выставленным на оплату счетам. Управление социальной защиты населения г. Снежинска обязалось оплачивать счета с момента проверки отчетных документов в пределах годовых ассигнований, выделенных из федерального бюджета оператору связи (п. 3.2.3 договора).
ООО НПП "ЛТФ" в 2004 г. предоставляло ветеранам льготы по оплате услуг телефонной связи, сведения о которых направляло в Управление социальной защиты населения г. Снежинска.
Ссылаясь на то, что расходы, связанные с предоставлением в период с июля по декабрь 2004 г. льгот по оплате услуг связи, ему возмещены не были, ООО НПП "ЛТФ" обратилось в арбитражный суд с вышеназванным иском.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания убытков в размере 99691 руб. 88 коп. за счет казны Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов подтверждаются материалами дела и государство не исполнило своей обязанности по компенсации затрат коммерческой организации.
Федеральным законом "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в спорный период) для отдельных категорий ветеранов предусматривалась бесплатная установка квартирного телефона, оплата в размере 50 процентов абонентной платы за телефон.
В связи с предоставлением названных льгот ООО НПП "ЛТФ" понесло расходы, составляющие его убытки (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в спорный период), постановлению Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80) "О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот" расходы, понесенные операторами связи в связи с предоставлением услуг связи ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", финансируются за счет средств федерального бюджета.
Как следует из сводного отчета Управления социальной защиты населения г. Снежинска, всего на реализацию Федерального закона "О ветеранах" на оплату услуг связи в 2004 г. поступило 3213837 руб. 43 коп., данные средства были распределены между операторами связи в полном объеме.
Согласно расчету финансовых потребностей Челябинской области сумма, необходимая на реализацию данных льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в спорный период составляла 210987000 руб.; фактически же данному субъекту Российской Федерации было выделено 86098100 руб. (уведомление о лимитах).
Статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в качестве представителя ответчика выступает соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
Установив, что в бюджет Челябинской области в 2004 г. было выделено недостаточно денежных средств на оплату установки телефона ветеранам и абонентскую плату за пользование им, что фактические расходы ООО НПП "ЛТФ", связанные с предоставлением льгот по оплате услуг связи, не возмещены в полном объеме, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о возмещении убытков истца за счет казны Российской Федерации, от имени которой в рассматриваемом споре выступает Минфин России.
При вынесении решения и постановления суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, дали надлежащую оценку имеющимся в деле доказательствам, правильно применили нормы материального права, нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение суда первой инстанции от 19.05.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 31.07.2006 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-33743/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 ноября 2006 г. N Ф09-10051/06-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника