13 октября 1993 г., 13 апреля 1994 г., 21 апреля 1995 г.
Постановлением Главы администрации Свердловской области от 21 апреля 1995 г. N 210 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения защиты интересов потребителей, повышения качества обслуживания населения, упорядочения деятельности всех хозяйствующих субъектов общественного питания, бытового обслуживания, торговли, во исполнение постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 27.05.93 г. N 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности" и решения малого Совета Свердловского областного Совета народных депутатов от 14.04.93 N 73/17 "О лицензировании розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Свердловской области" постановляю:
1. Утвердить на территории Свердловской области :
1.2.Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания, разработанные в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.04.93 г. N 332 .
1.3. Правила бытового обслуживания населения, разработанные в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 08.06.93. N 536.
1.4. Основные правила торговли .
Постановлением Главы администрации Свердловской области от 13 апреля 1994 г. N 139 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Ответственность должностных лиц за невыполнение настоящего постановления определяется в соответствии со ст. 64 п. 3 Закона Российской Федерации "О краевом, областном Совете народных депутатов, краевой, областной администрации".
Главному управлению торговли (Кузьмин В.Н.), областному управлению общественного питания (Черных Н.А.), областному управлению государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Павлов С.А.), Уральскому центру стандартизации и метрологии - УЦСМ (Сурсяков В.Н.), областному финансовому управлению (Червяков В.Ю.), Государственной налоговой инспекции по Свердловской области (Петунин В.Е.), Комитету ценовой политики (Подкопай Н.А.), главам администраций городов и районов в обязательном порядке оформлять выявленные нарушения протоколами и передавать их в судебные органы для привлечения должностных лиц к административной ответственности.
3. Главам администрации городов и районов:
3.2. Ввести в действие "Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания", "Правила бытового обслуживания населения" и "Основные правила торговой деятельности" .
3.3. Привести в соответствие с настоящим постановлением акты местных администраций, принятые ранее по аналогичным вопросам.
3.4.Довести до сведения всех хозяйствующих субъектов и населения настоящее постановление с приложением.
5. Главному управлению торговли (Кузьмин В.Н.), общественного питания (Черных Н.А.), концерну "Средуралбытпром" (Минин Г.М.) оказать администрациям городов и районов области необходимую консультационно-методическую помощь при введении лицензирования и правил.
6. Настоящее постановление подлежит опубликованию.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на глав администрации городов и районов, заместителя председателя правительства области Осинцева И.А.
Заместитель главы администрации
В.Г. Трушников
Положение
о лицензировании деятельности по производству и реализации продукции (услуг) общественного питания, бытового обслуживания и торговой деятельности на территории Свердловской области
(утв. постановлением Главы администрации Свердловской области от 30 июня 1993 г. N 178)
Подпункт 1.1 пункта 1 постановления, утвердивший настоящее положение, утратил силу
См. текст приложения
Приложение N 1
о лицензировании деятельности
Лицензия
Серия _________________________ Реестровый номер ________________________
Выдана на основании решения _____________________________________________
(наименование органа по лицензированию)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование предприятия, организации или ф.и.о. гражданина)
_________________________________________________________________________
(юридический адрес)
_________________________________________________________________________
Регистрационное свидетельство N ___________ от __________________________
Предоставлено право осуществлять ________________________________________
(вид деятельности)
_________________________________________________________________________
Вид предприятия _________________________________________________________
Специализация ___________________________________________________________
Режим работы предприятия ________________________________________________
С условиями и требованиями лицензирования, а также законами, правилами и положениями, регулирующими осуществление данного вида деятельности знаком и обязуюсь выполнять.
_________________________________
(подпись заявителя)
Дата выдачи лицензии: " ____ " ___________ 19__ г.
Срок действия лицензии: до " ____ " _____________ 19__ г.
Подпись руководителя
лицензионного органа ___________________________________
-------------------------------------------------------------------------
Серия _________________________ Реестровый номер ________________________
Организация _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Дата выдачи лицензии: " ____ " ______________ 19__ г.
Срок действия лицензии: до " ____ " ________________ 19__ г.
Подпись руководителя лицензионного органа _______________________________
Приложение N 2
о лицензировании деятельности
Характеристика
объекта лицензирования
Заявитель _______________________________________________________________
(наименование юридического или физического лица)
Вид объекта _____________________________________________________________
Название объекта ________________________________________________________
Специализация ___________________________________________________________
Адрес ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(наименование административно - территориального образования)
Ф.И.О. руководителя объекта _____________________________________________
Телефон _____________________
Занимаемая площадь: общая ____________ кв.метров
в том числе торгового зала ______________ кв.метров
Принадлежность площади __________________________________________________
(собственная или арендованная)
Арендодатель_____________________________________________________________
Численность работников всего: _____________ чел.
Количество рабочих мест ________________________
Наличие сертификата на услуги __________________
Подпись заявителя ______________________________
Приложение N 3
о лицензировании деятельности
Заявление
на получение лицензии
Заявитель _______________________________________________________________
(наименование юридического, ф.и.о. физического лица)
форма собственности _____________________________________________________
расположенный ___________________________________________________________
(индекс, полный почтовый адрес)
телефон ________________ телефакс ______________ телекс _________________
зарегистрированный в ____________________________________________________
регистрационное свидетельство N _____________ от _______________ 199__ г.
расчетный счет N _______________ в отделении ____________________________
банка
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
в лице __________________________________________________________________
(ф.и.о. должность руководителя)
для физического лица: паспорт серия _________________ N _________________
выдан __________________ 19__ г. ________________________________________
(кем выдан)
_________________________________________________________________________
(место прописки)
просит выдать лицензию на осуществление _________________________________
_________________________________________________________________________
(вид деятельности и ее специализация)
лицензия запрашивается на срок __________________________________________
_________________________________________________________________________
(территория и место действия лицензии)
Перечень прилагаемых к заявлению документов:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Итого документов на _________ листах.
Документы сданы Документы приняты
___________ 199__ г. ____________ 199__ г.
______________________________ ____________________________
(подпись заявителя) (ф.и.о.,должность,
подпись принявшего заявку)
_________________________________________________________________________
в лице __________________________________________________________________
Приложение N 4
о лицензировании деятельности
Перечень
документов, прилагаемых к заявлению на получение лицензии
1. Справка о квалифицированном составе работников (наличие специалистов со специальном образованием).
2. Справка Уральского Центра стандартизации и метрологии о необходимости сертификации услуг в соответствии с требованиями "Системы сертификации ГОСТ-Р".
3. Заключение органов госсанэпиднадзора о соответствии производственных, торговых, складских помещений требованиям, предъявляемым к предприятиям соответствующего вида деятельности.
4. Заключение органа госпожнадзора.
5. Копии лицензий на реализацию товаров, облагаемых акцизами (если они имеются и срок их не истек).
6. Копия разрешения Центрального банка на осуществление деятельности в иностранной валюте (для юридических лиц, осуществляющих расчеты в валюте).
7. Разрешение архитектуры и градостроительства ( для вновь устанавливаемых торговых точек).
8. Разрешение инспекции пробирного надзора (для предприятий, реализующих изделия из драгоценных металлов).
9. Заключения других органов, устанавливаемых решением местной администрации.
Разрешения указанных органов фиксируются на бланке листка соглашений
10. Журнал лицензионных карточек пронумерованный (для контролирующих органов).
Дополнительно по торгово-производственной деятельности
11. Вид деятельности (выпуск обеденной продукции, производство кондитерских товаров и т. д. ).
12. Срок действия лицензии (1, 2, 3, 5 лет).
13. Тип объекта лицензирования (павильон, палатка, автокафе, тележка, лоток, ресторан, бар, кафе, закусочная, столовая).
14. Класс (категория) люкс, высшая, первая, вторая, третья.
15. Количество мест для посетителей.
16. Занимаемая площадь в кв. м. в том числе торговых помещений.
17. Способ расчета с потребителями (за рубли, за валюту, за рубли и валюту).
18. Планируемый ассортимент блюд и кулинарных , кондитерских изделий для производства и реализации на данном объекте.
Приложение N 5
о лицензировании деятельности
К лицензии N __________________
Лицензионная карточка N _____
Наименование нарушений | Дата | Наименование организации, установившей недостатки в деятельности предприятия |
Ф.И.О. должностного лица,осущест- вившего проверку |
|
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
Невыполнение условий лицензирования. Нарушение санитарно-гигиенических правил,условий и сроков хранения скоропортящейся продукции (товаров). Нарушение правил торговли, произ- водства и реализации продукции (услуг) общественного питания, бытового обслуживания,культуры обслуживания. Несоблюдение прав потребителей. Низкое качество товаров. Несоблюдение требований нормативно- технической документации (ГОСТ,ТУ, ТИ,ТТК,сборников рецептур блюд и кулинарных изделий и др.). Несоблюдение требований по охране труда и технике безопасности, противопожарной безопасности. Для предприятий общепита. Нарушение норм закладки сырья, рецептур,ценообразования. Несоответствие уровня обслуживания типу и классу предприятия. |
Правила
производства и реализации продукции (услуг) общественного питания на территории Свердловской области
(утв. постановлением Главы администрации Свердловской области от 30 июня 1993 г. N 178)
13 апреля 1994 г.
1. Общие положения
1. Настоящие правила регламентируют основные требования к работе всех хозяйствующих субъектов (предприятий, граждан-предпринимателей) в сфере общественного питания на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей".
2. Хозяйствующий субъект в сфере общественного питания - это предприятие, выполняющее определенные функции по изготовлению, реализации и организации потребления кулинарной продукции и предоставление условий, а также гражданин-предприниматель, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью в области общественного питания.
3. Предприятия общественного питания независимо от форм собственности осуществляют свою деятельность, как в торговых залах предприятий, так и за пределами на основании устава, а также при наличии лицензии на право производства и реализации продукции общественного питания и сертификата на данный вид продукции (работы, услуги). Граждане-предприниматели осуществляют свою деятельность при наличии лицензии на право производства и реализации продукции общественного питания, а также необходимых сертификатов на продукцию (работы, услуги).
Лицензия выдается предприятию общественного питания (гражданину-предпринимателю) после прохождения им регистрации в установленном порядке.
Лицензия выдается местной администрацией в лице торгового отдела или отдела по защите прав потребителя.
Постановлением Главы администрации Свердловской области от 13 апреля 1994 г. N 139 в пункт 4 Раздела 1 настоящих правил внесены изменения
4. Предприятия общественного питания подразделяются на типы (ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная и т. д. ), а рестораны и бары также и на классы (люкс, высший, первый), которые определяются собственником в соответствии с действующей классификацией и характеристиками предприятий общественного питания по уровню обслуживания населения, приказ МТ N 96 от 12.08.91 г. "Подтверждение соответствия выбранному типу и классу производится: "Люкс" - комитетом по торговле РФ, "высший" и "первый" наценочной категории - областным управлением общественного питания, "вторая" и "третья" наценочную категории-администрации городов и районов области с выдачей свидетельства соответствующего образца (приказ N 96 МТ РФ от 12.08.91 г. приложение 2 стр. 24) при наличии документов:
- ходатайства руководителя или собственника по выбранному типу;
- характеристика предприятия;
- согласование с администрацией района, города;
- утвержденный службами СЭС ассортимент выпускаемой продукции.
Торговые наценки на блюда и кулинарную продукцию устанавливаются в соответствии действующих нормативных документов по ценообразованию с обязательным документальным подтверждением оптово-отпускной цены изготовителя.
5. Критерии, предъявляемые к производственным и торговым помещениям, перечню предоставляемых услуг, технологическим режимам производства продукции, устанавливаются государственными стандартами для предприятий общественного питания.
Предприятие общественного питания в законченном строительстве оборудованных зданиях или предоставляемых помещениях, или после реконструкции открываются (с разрешения горрайотделов, служб сан. надзора с согласования администрации городов, районов) при наличии положительного заключения государственной приемочной комиссии об выполнении всех строительно-монтажных работ, работ по благоустройству территории в полном соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами:
- помещения предприятий общественного питания должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям нормативных документов, установленных для предприятий общественного питания соответствующего типа;
- предприятия общественного питания оснащаются необходимым для нормальной деятельности оборудованием, инвентарем, посудой, мебелью в соответствии с нормами технического оснащения, действующего приказа Минторга РСФСР N 96 от 12.08.91 г.
6. Штаты предприятий общественного питания, связанных непосредственно с производством и реализацией продукции, независимо от форм собственности укомплектовываются кадрами, имеющими специальную подготовку, руководитель несет ответственность за соблюдение правил торговли, санитарных норм, за качество выпускаемой продукции, организацию обслуживания, бухгалтерский учет.
В предприятиях общественного питания классов "Люкс" и "высший" должен работать персонал, знакомый со спецификой кулинарии и обслуживания в других государствах.
7. Для нормального функционирования предприятий и в делопроизводстве руководитель должен иметь:
- меню или прейскурант с четким отражением выхода блюд и кулинарных изделий;
- калькуляторные карты, подтверждающие цены;
- контрольный журнал;
- бракеражный журнал;
- санитарный журнал;
- книгу заявлений и предложений;
- лицензию на открытие предприятия;
- свидетельство о наценочной категории.
Кроме этого, необходимо иметь всю нормативно-технологическую документацию, необходимую для качественного приготовления блюд и кулинарных изделий и их реализации.
8. Администрация (собственник) предприятия общественного питания может самостоятельно устанавливать дополнительные условия для посетителей (ограничения курения, запрещение нахождения в верхней одежде и т. д. ) не противоречащие действующему законодательству.
Постановлением Главы администрации Свердловской области от 13 апреля 1994 г. N 139 в пункт 9 Раздела 1 настоящих правил внесены изменения
9. Предприятия общественного питания обязаны в наглядной и доступной форме довести до потребителей необходимую и достоверную информацию: о наименовании, типе, классе предприятия, его адресе (местонахождении собственника), режиме работы, об ассортименте предлагаемой продукции, перечне предоставляемых услуг с указанием цен (тарифов) каждой услуги , а также дополнительных условиях для посетителей, установленных администрацией (собственником) предприятия.
За предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о продукции (услуги) в сфере общественного питания изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность, установленную Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
10. Государственным (муниципальным) предприятиям общественного питания режим работы устанавливается по решению местных органов исполнительной власти, а предприятиям иных форм собственности - собственником по согласованию с администрацией городов и районов.
Объявленные часы работы должны соблюдаться предприятиями всех форм собственности.
В случае закрытия предприятия общественного питания (для проведения плановых санитарных мероприятий, ремонта и др. ) руководитель обязан не менее чем за неделю сообщить органам местной исполнительной власти и потребителям о дате и сроках закрытия.
2. Организация обслуживания и взаимоотношения предприятий общественного питания с потребителем
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10. Формы и методы обслуживания потребителей определяются руководителем (собственником) предприятия исходя из минимальных требований к данному типу и классу предприятия общественного питания, установленных в соответствии с действующими нормативными актами (стандартами).
11. Обслуживание потребителей официантами применяется в обязательном порядке в ресторанах классов "Люкс" и "высший". Официанты должны иметь униформу, соответствующую интерьеру предприятия и особенностям обслуживания.
В предприятиях общественного питания классов "Люкс", "высший" и "первый" (за исключением баров) в процессе подготовки зала к обслуживанию выполняется предварительная сервировка столов.
При комбинированном обслуживании в зале предприятия выделяется зона раздачи продукции, состоящая из прилавков самообслуживания, барных стоек или другого оборудования. Потребителями самостоятельно подбираются холодные закуски, напитки, десерты либо эта продукция отпускается барменом (буфетчиком). Горячие блюда и напитки, винно-водочные изделия отпускается официантом по заказу.
В столовых, а также других предприятиях общественного питания, работающих по методу самообслуживания, допускается упрощенная сервировка столов: приборы со специями (солонка, перечница), бумажные салфетки.
С учетом соблюдения санитарных норм количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно быть не менее трехкратного количества по числу мест в зале.
Применяемые на производстве и в торговом зале посуда, приборы, инвентарь должны быть изготовлены только из материалов, разрешенных органами санитарно-эпидемиологического надзора.
В предприятиях общественного питания классов "Люкс" и "высший" должен работать персонал, знакомый с нормативными документами (стандартами) на услуги и продукцию предприятий общественного питания, действующими в Российской Федерации, а также со спецификой кулинарии, и обслуживания в других государствах.
12. В предприятиях общественного питания используются различные способы расчетов за питание: предварительный, оплата после отбора блюд, оплата после приема пищи, саморасчет. Формы расчетов за питание определяются в зависимости от метода обслуживания, специфики обслуживаемого контингента, типа предприятия и его специализации.
Там, где обслуживание осуществляется официантами, оплата отпущенной продукции производится по выданному официантом счету.
Затраты времени с момента предоставления потребителю мяса за столом до подачи блюд и закусок должен составлять не более 20 минут.
В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, студенты, учащиеся и др. ), может использоваться расчет по индивидуальным или групповым абонементам или чеку.
13. Наряду с основной деятельностью предприятия общественного питания должны оказывать дополнительные услуги, перечень которых индивидуален для каждого типа и класса предприятий.
Стоимость дополнительных услуг должна быть указана в меню или прейскурантах.
Вне торгового зала посетителям должна быть предоставлена возможность ознакомиться с меню, прейскурантами вин и дополнительными условиями обслуживания, установленными администрацией (собственником) предприятия.
В торговых залах посетитель в обязательном порядке информируется о стоимости блюд и изделий, емкости бутылок спиртного, цене всей емкости, 50 и 100 г напитка. В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, служащие, студенты, учащиеся и др. ), в меню, кроме того, указывается выход кулинарной продукции, а в других типах предприятий по просьбам посетителей эта информация дается обслуживающим персоналом.
14. Администрация (собственник) предприятия самостоятельно разрабатывает ассортиментный перечень блюд, изделий, напитков с учетом полного соблюдения санитарных и технологических требований, а также стандартов для данного типа и класса предприятий и согласовывает его с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора при получении лицензии на право деятельности в сфере общественного питания.
Перечень блюд, закусок, винно-водочных изделий, указанных в меню и прейскурантах, должен выдерживаться в течение всего времени работы торгового зала предприятия или в определенные часы.
В предприятиях классов "Люкс", "высший" все виды печатной рекламы (обложки и вкладыши меню, прейскуранты вин, пригласительные карточки, проспекты и прочее) изготовляются на высокохудожественном уровне. Меню печатается на русском и иностранном языках.
В ресторанах, кафе,барах предусматривается музыкальное обслуживание.
15. В предприятиях общественного питания при гостиницах, вокзалах, аэропортах, по месту работы и учебы, а также в предприятиях, обслуживающих социально незащищенные группы населения, наряду с традиционными формами реализации продукции может применяться продажа комплексных завтраков, обедов, ужинов, разнообразных по дням недели с учетом рациональных норм и особенностей питания.
16. Предприятия общественного питания независимо от форм собственности должны предоставить потребителю возможность проверки соответствия реализуемого изделия (услуги) требованиям нормативной документации. Лица, занимающиеся изготовлением и продажей продукции общественного питания в порядке индивидуальной трудовой деятельности должны по просьбе потребителя предъявить ему лицензию на право производства и реализации указанной продукции.
При обнаружении недостатков в качестве кулинарной продукции (оказываемой услуги), недовесов или обсчетов предприятие общественного питания обязано по выбору потребителя в соответствии с законом о защите прав потребителя:
- безвозмездно устранить установленные недостатки;
- уменьшить размер оплаты за кулинарную продукцию;
- без дополнительной оплаты изготовить аналогичное блюдо, кулинарное изделие (повторно выполнить услугу);
- полностью возместить расходы потребителя, связанные с приобретением некачественной кулинарной продукции (выполнением услуги).
В процессе обслуживания в предприятиях общественного питания по желанию потребителей готовая кулинарная продукция и покупные товары, включая вино-водочные изделия, могут отпускаться навынос в соответствующей упаковке.
17. При приеме заказа на обслуживание различных торжеств, ритуальных мероприятий администрация (собственник) предприятия должна гарантировать их проведение в сроки, установленные взаимными обязательствами. В случае невозможности организации обслуживания по независящим от администрации (собственника) причинам она обязана обеспечить проведение этого мероприятия в другом предприятии общественного питания без ущемления интересов потребителя, поставив его об этом в известность не менее чем за 7 дней.
18. Предприятие общественного питания обязано предоставлять отдельным категориям потребителей преимущества, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации и республик в ее составе (участники и инвалиды Великой Отечественной войны, престарелые, малоимущие).
В случае отказа от обслуживания, поступившего на предприятие в день проведения мероприятия, по инициативе заказчика, последний обязан выкупить заказную продукцию (товары), которая не может быть реализована другим потребителям.
3. Организация производства и реализации продукции общественного питания
19. При производстве кулинарной продукции изготовители (предприятия, частные лица)обязаны соблюдать санитарные правила СанПиН 42-123- Б777-91, включая систематическое проведение медосмотров и мероприятий по повышению санитарной грамотности работников, а также технологические режимы (совместимость продуктов, их взаимозаменяемость, режим холодной и тепловой обработки сырья), определенные действующей нормативной документацией (Сборники рецептур блюд, кулинарных, мучных и кондитерских изделий, ГОСТы, ГОСТыР, ОТП, ТУ, ТГК), гарантирующие безопасность продукции для жизни и здоровья потребителей.
При производстве изготовитель вправе вносить в рецептуры сборников некоторые изменения, расширить перечни компонентов, не допуская при этом ухудшения потребительских свойств и качества продукции.
На новые, а также фирменные блюда и изделия разрабатываются технико-технологические карты-ТГК.
Фирменные блюда и кулинарные кондитерские изделия и прочая продук ция, разработанная поварами и кондитерами предприятий, утверждается кулинарным советом.
Кулинарный совет создается при гор(рай)торготделах, службе, комитете на базе ведущего предприятия общественного питания и и утверждается главой администрации. Координирует их работу кулинарный совет при управлении общественного питания Свердловской области.
При создании кулинарного совета руководствоваться Положением, утвержденным администрацией области от 10.02.92 N 0435-10.
20. Повара и кондитеры должны обеспечиваться на рабочих местах и руководствоваться при производстве продукции технико-технологическими картами с указанием рецептур на изделия и краткой технологии, утвержденными руководителем (собственником) предприятия.
Блюда должны приготавливаться такими партиями, чтобы реализация могла осуществляться в строго определенные санитарными правилами сроки.
Категорически запрещается использовать оставшиеся от предыдущего дня мясные, рыбные рубленные изделия, макароны, соусы, крупяные изделия.
На раздаче должна поддерживаться требуемая температура всех блюд гарниров, супов и т. п.
21. Порядок реализации продукции предприятий общественного питания (граждан-предпринимателей) в специально отведенных для этого местах определяются местными органами исполнительной власти.
Запрещается продажа с машин, лотков, рук особо скоропортящейся кулинарной продукции, перечень которой утверждается территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора.
22. Каждая партия продукции общественного питания, реализуемая вне торгового зала предприятия-изготовителя, должна иметь удостоверение качества с указанием наименования предприятия-изготовителя, нормативной документации, в соответствии с которой она производилась, даты изготовления, конечного срока реализации, массы упаковочной единицы, а также документ, содержащий информацию о цене одной штуки (килограмма) изделия.
Если установлено, что при соблюдении потребителем правил использования, хранения, транспортировки продукция может причинить вред его жизни, здоровью, изготовитель (предприятие, гражданин-предприниматель) обязан немедленно приостановить ее производство и прекратить реализацию. Аналогичные меры принимаются и при обнаружении нарушений технологического процесса производства продукции.
Если причины, наносящие вред, установить невозможно, изготовитель обязан снять такую продукцию с производства и реализации.
23. Продажа винно-водочных изделий в предприятиях общественного питания независимо от форм собственности осуществляется при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого органами исполнительной власти на местах по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора, а также документа, содержащего сведения об изготовителе этой продукции.
Реализация алкогольных напитков в предприятиях общественного питания производится в соответствии с порядком торговли винно-водочными изделиями и пивом, действующим на территории Российской Федерации.
4. Контроль за работой предприятий общественного питания (частных лиц)
Контроль должен обеспечивать все виды проверок в технологическом цикле изготовления продукции (входной, пооперационный, приемочный), позволяющих предотвратить получение, изготовление и приемку единиц (партий) сырья или продукции общественного питания, не соответствующих требованиям безопасности.
Контроль за безопасностью продукции и услуг общественного питания осуществляет в пределах своей компетенции Уральский центр стандартизации и метрологии, Свердловское территориальное антимонопольное управление, Госторгинспекция, Уральский центр санэпидемнадзора, Областная центральная санитарно-технологическая пищевая лаборатория при управлении общественного питания администрации Свердловской области и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров, (работ) услуг.
За невыполнение настоящих правил предприятия общественного питания (частные лица), руководители несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Основные правила торговой деятельности
(утв. постановлением Главы администрации Свердловской области от 30 июня 1993 г. N 178)
13 октября 1993 г., 13 апреля 1994 г.
I. Общие положения
1. Настоящие правила определяют в соответствии с действующим законодательством порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую деятельность на территории Свердловской области, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, форм торговли.
2. Собственники предприятий могут устанавливать дополнительные правила, если они не противоречат настоящим правилам и действующему законодательству.
3. Товарный профиль и специализация предприятия определяются лицензией (патентом), выдаваемой городскими, районными администрациями.
4. Магазины, отделы, секции, киоски, палатки государственных, кооперативных, малых, совместных предприятий, а также находящиеся в частной собственности и др. *) обязаны информировать покупателей о применяемых ими правилах реализации товаров.
*)Далее - торговое предприятие
5. Установленные правила применяются и при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков, а также в других случаях, если торговля производится вне постоянного места нахождения торгового предприятия и иных видов обслуживания.
6. Торговое предприятие обязано иметь вывеску с указанием профиля и форм организации его деятельности, фирменного наименования, если оно имеется, и информации о режиме работы, включая санитарные дни. Предприятие обязано на вывеске указывать свой юридический адрес (местонахождение его собственника).
7. Режим времени работы для муниципальных и арендных предприятий торговли устанавливается администрациями районов, городов в зависимости от размещения и товарной специализации.
8. Режим времени работы предприятий торговли, основанных на иных формах собственности, определяет собственник по согласованию с администрацией районов и городов.
9. В течение установленного времени работы руководство предприятия обязано обеспечить непрерывный процесс обслуживания покупателей.
10. Не разрешается прекращать доступ покупателей на торговое предприятие до начала обеденного перерыва или окончания времени его работы. Касса прекращает работу в точном соответствии с установленным режимом работы предприятия, однако, все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
За 5-10 минут до прекращения обслуживания работники торгового предприятия предупреждают об этом покупателей.
11. Торговое предприятие оснащается необходимым для его деятельности оборудованием, и инвентарем в соответствии с действующими нормами технического оснащения, а торгующие скоропортящимися товарами - средствами охлаждения.
Используемые на предприятии весы, гири и другие измерительные приборы должны содержаться в исправном состоянии, иметь ясные клейма и представляться на поверку один раз в год согласно ГОСТу 8.513-84 "Поверка средств измерений, организация и порядок проведения".
12. В случае закрытия торгового предприятия(для проведения санитарных мероприятий, на ремонт, в связи с ликвидацией и др. ) его руководитель обязан заблаговременно уведомить администрацию района, города о дате и сроках закрытия и обеспечить наличие для покупателей информации об этом.
13. Помещения торгового предприятия, прилегающая к ним территория (не менее 5 м) витрины, оборудование и инвентарь должны отвечать правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для торгового предприятия.
Постановлением Главы администрации Свердловской области от 13 октября 1993 г. N 266 Раздел I настоящих правил дополнен пунктом 14
14. Торговое предприятие, осуществляющее продажу продовольственных товаров в стеклянных бутылках, банках, имеющих залоговую стоимость, должно организовать прием возвращаемой населением тары без ограничения количества и принудительного обмена на товар.
II. Качество и информация о товарах
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
14. Торговое предприятие обязано продать покупателю товар, соответствующий по качеству обязательным требованиям, условиям договора, которые должны обеспечивать безопасность жизни, здоровья покупателей, окружающей среды, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товарах.
15. Торговое предприятие должно предупредить покупателя о сроке службы (годности) товара, необходимых действиях по его истечении и возможных последствиях, при невыполнении указанных действий.
16. Категорически запрещается реализация товаров (в том числе импортных) без сертификата, удостоверяющего их качество, а также товаров с истекшими сроками реализации.
Постановлением Главы администрации Свердловской области от 13 апреля 1994 г. N 139 в пункт 17 Раздела II настоящих правил внесены изменения
17. Торговое предприятие обязано иметь документы (сертификаты), удостоверяющие качество и безопасность использования (употребления) товаров для здоровья и жизни человека, сохранение экологии окружающей среды, условия, сроки хранения и реализации, а также фиксирующие порядок ценообразования при обязательном подтверждении оптово-отпускной цены изготовителя
Продавец обязан своевременно предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах, которая должна включать перечень основных потребительских свойств товаров, цену и условия приобретения, гарантийные обязательства изготовителя, правила и условия эффективного и безопасного использования товаров, адреса изготовителя и предприятий на принятие претензий от покупателя производящих ремонт и технического обслуживание.
В отношении товаров, подлежащих обязательной сертификации, покупателю должна предоставляться информация об их сертификации.
18. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, должен предоставить информацию о регистрации и наименовании органа, его зарегистрировавшего, а также о стандарте, обязательные требования которого распространяются на реализуемые им товары, и сведения об их сертификации.
III. Продажа товаров
19. Продажа товаров на торговом предприятии производится всем гражданам на общих основаниях за наличный расчет и другие ценные бумаги установленного образца.
Льготы в торговом обслуживании могут быть предоставлены отдельным категориям населения в соответствии с действующим порядком.
20. Продажа товаров в кредит (с рассрочкой платежа) производится в соответствии со специальными нормативными актами.
21. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров в мелкорозничной сети (палатки, киоски, торговые автоматы, тележки, автолавки, фургоны, лотки, корзины и др. ) производится в соответствии с утвержденными постановлением главы администрации от 31.08.92 N 170 Правилами и порядком свободной торговли по Свердловской области.
22. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам вино-водочных изделий, пива, табачных изделий, товаров, имеющих и требующих предостережения при их использовании и хранении (токсичные, взрывоопасные и др. ).
23. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных.
24. Товары, на которые установлены предельные нормы отпуска одному покупателю, продаются на торговом предприятии с соблюдением этих норм.
25. Продажа товаров, для которых установлены особые правила торговли (оружие, боеприпасы, комиссионные товары и др. ) осуществляется с соблюдением также и этих правил.
26. Образцы товаров, имеющихся на торговом предприятии, выкладываются (выставляются) с учетом соблюдения санитарных правил, условий товарного соседства, эстетических требований и четко оформленными ценниками на товары.
27. Покупатель имеет право проверить правильность цены, массу и меру отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продуктов (по накладным, заборным листам) и наличие сертификата (удостоверения) о качестве на данный товар. Администрация предприятия должна создать для этого необходимые условия.
В торговых залах продовольственных магазинов устанавливаются на доступном для покупателя месте весы и другие измерительные приборы.
28. При продаже товаров по методу самообслуживания отбор покупателем товаров производится в инвентарную корзину.
29. Работникам торгового предприятия (отдела) самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал приобретенных в других магазинах товаров, проверять их личные сумки, портфели и др. При желании покупателя оставить при входе в торговое предприятие сумку, портфель и др. предприятие обязано обеспечить их сохранность.
30. Обмен купленных в торговых предприятиях непродовольственных товаров или возврат уплаченных за них денег производится в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
31. При возврате недоброкачественного товара, купленного в кредит, по требованию покупателя ему возвращается денежная сумма в размере погашенного кредита к моменту возврата изделия и вся сумма, внесенная за предоставление кредита. В этом случае обязательство покупателя аннулируется.
32. Продовольственные товары, купленные в торговых предприятиях, обратно от покупателей не принимаются и не обмениваются, за исключением случаев приобретения недоброкачественных товаров.
Принятые обратно от покупателей товары к повторной продаже не допускаются, а также не используются для переработки на другие пищевые продукты. В этом случае продавец обязан произвести их замену на товары надлежащего качества, либо вернуть покупателю уплаченную им сумму, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока годности.
33. Одновременный прием денег от покупателей и отпуск неупакованных продуктов (хлебобулочных изделий, гастрономических товаров и др. ) одним продавцом разрешается только при использовании им соответствующего инвентаря (щипцы, вилки и т. п. ) и упаковочного материала.
34. Расчеты с покупателями за товары, приобретенные в торговых предприятиях, осуществляются только через контрольно-кассовые машины.
35. На приобретаемые покупателем товары торговое предприятие выдает товарный (кассовый) чек, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки - технический паспорт или иной заменяющий его документ со штампом магазина и отметкой о дате его продажи.
По требованию покупателя продавец обязан выдать ему товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
IV. Основные санитарные требования к содержанию торгового предприятия и его работникам
36. Санитарное состояние торгового предприятия должно соответствовать требованиям, установленным органами санитарного надзора, специальным санитарным правилам.
37. Все помещения, торговое оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. По окончании работы торгового предприятия все помещения должны оставаться только в полном санитарном порядке.
В продовольственных магазинах уборка помещений производится с применением мыльного раствора, хлорной извести. Один раз в месяц во всех торговых предприятиях назначается санитарный день для осуществления мероприятий в соответствии с санитарными правилами.
38. Все работники торговых предприятий во время исполнения своих обязанностей должны быть опрятно одеты, соблюдать правила личной гигиены. Работникам продовольственного магазина запрещается находиться на рабочих местах без санитарной одежды.
39. Торговое предприятие обеспечивается необходимыми для соблюдения установленного санитарного режима моющими и дезинфицирующими средствами.
40. Не допускаются к работе в продовольственных магазинах лица без соответствующего заключения лечебного учреждения.
41. На рабочие места продавцов продовольственного магазина(за прилавки) и в места хранения продуктов не допускаются лица, не имеющие специального разрешения санитарной службы.
42. Каждый продовольственный магазин обеспечивается санитарными правилами, санитарным журналом и санитарными книжками установленной органами санитарного надзора формы. В санитарный журнал вносятся записи о результатах проводимых проверок санитарного состояния и принятых мерах по устранению недостатков.
43. Ответственность за соблюдение правил личной гигиены и содержание своего рабочего места в надлежащем санитарном состоянии несет каждый работник магазина. Обязанности по организации необходимых для этого мероприятий возлагаются на администрацию торгового предприятия, которые несут персональную ответственность за санитарное состояние предприятия в целом.
V. Контроль за работой торгового предприятия
44. Контроль за работой торговых предприятий, проверку соблюдения правил и норм, регламентирующих их деятельность, проводят уполномоченные на то органы (учреждения) в пределах своей компетенции.
45. Контролирующие органы (учреждения)могут привлекать к проверкам соблюдения правил торговли специалистов, представителей общественных организаций, потребителей.
46. К проверке допускаются только лица, предъявившие удостоверение на право контроля.
47. На торговом предприятии ведется контрольный журнал установленной формы, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация торгового предприятия оказывает содействие проверяющим лицам в проведении проверки и принимает меры к устранению недостатков и нарушений
48. На торговом предприятии в доступном месте должна находиться книга заявлений и предложений покупателей.
49. При невыполнении и нарушении настоящих Правил работниками торгового предприятия контролирующие органы (учреждения) вправе поставить перед соответствующими органами вопрос об ответственности предприятия вплоть до его ликвидации.
50. Настоящие Правила и извлечение из Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также номер телефона отдела торговли администрации района, города должны быть вывешены на видном месте в торговом зале предприятия.
Правила
бытового обслуживания населения в Российской Федерации
(утв. постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 8 июня 1993 г. N 536)
I. Общие положения
1. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации разработаны на основе Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей "(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1992, N 15, ст. 766)и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытовых услуг.
2. Правила распространяются на всех юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм, а также на граждан-предпринимателей, занимающихся оказанием услуг(выполнением работ)на территории Российской Федерации.
Исключение составляют юридические лица и граждане-предприниматели, занимающиеся грузовыми перевозками для населения, техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, принадлежащих гражданам, а также оказывающие услуги ломбардов и камер хранения, услуги по устранению недостатков в приобретенных в торговой сети изделиях в период гарантийного срока их эксплуатации.
3. Если исполнители наряду с изготовлением одежды, головных уборов, мебели, кожгалантерейных, металлических и других изделий по индивидуальным заказам граждан осуществляют изготовление изделий в порядке массового или серийного производства без предварительного потребителем и последующую их реализацию, то их отношения с потребителем (включая требования к качеству изделия, гарантий, меры ответственности и другое) регулируется в порядке, установленном разделом II"Защита потребителей при продаже товаров " Закона Российской Федерации " О защите прав потребителей".
4. Предприятия, оказывающие услуги (выполняющие работы ), обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их деятельности, фирменного наименования(если оно имеется ) и юридического адреса (местонахождение собственника) а также вывеску с указанием режима работы.
Гражданин предприниматель должен представлять информацию о размещении и наименовании органа, его зарегистрировавшего, а также информацию стандарта, обязательные требования которого распространяются на оказываемые услуги (выполняемые работы), сведения об их сертификации.
5. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию в наглядной и доступной форме об оказываемых услугах (выполненных работах ), форме и порядке оплаты услуг(работ), включая и те случаи когда обслуживание производится вне постоянного места нахождения предприятия -во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и тому подобное.
В помещении предприятия, где производится прием заказов, эта информация должна находится в удобном для обозрения потребителем месте и в обязательном порядке содержать:
- Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации;
- извлечения (выписки) из Закона Российской Федерации "О защите прав потребителя;
- нормативные документы органов местной администрации по вопросам бытового обслуживания населения;
- сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации;
- перечень основных видов услуг (работ) и форм их предоставления, а также сопутствующих и других услуг(работ) и форм обслуживания, предоставляемых по желанию потребителя;
- наименование стандартов, обязательным требованием которых должны соответствовать качество услуг (работ)и обслуживания потребителей, а также гарантийные обязательства исполнителя услуг(работ);
- прейскуранты (выписки из прейскурантов) либо цены на предоставляемые виды услуг (работ), а также цены на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на образцах);
- лицензию на право оказания данной услуги (работы), если лицензирование предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- витрины (журналы мод, альбомы) с образцами (моделями) рекомендуемых потребителю изготовляемых изделий (выполняемых работ);
- образцы предлагаемых потребителю материалов и фурнитуры исполнителя, используемых при оказании услуг(выполнении работ);
- образцы типовых договоров, квитанций, жетонов, расписок, талонов и других документов, удостоверяющих прием заказа и оплату услуг (работ) потребителем;
- сведения (объявления ) о режиме работы исполнителя, его юридическом адресе и номере телефона;
- сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для отдельных категорий потребителей.
Если предоставление ненадлежащей информации ( недостоверной или недостаточно полной )об услуге (работе), а также об исполнителе повлекло:
- оказание услуги (выполнение работы), не обладающей необходимыми потребителю свойствами, -он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;
- причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя - последний вправе расторгнуть договор и потребовать возмещение причиненных ему убытков в полном объеме, если законодательными актами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации не предусмотрена более высокая ответственность.
II. Прием и оформление заказов на услуги и работы
6. Исполнитель принимает заказы на услуги (работы), которые соответствуют профилю его деятельности.
Заказы на услуги (работы) принимаются непосредственно на предприятиях, в их филиалах либо в приемных пунктах по месту работы, учебы, отдыха и жительства потребителей, а также по телефону(в том числе автоматическими установками) и по почте.
7. Заказ на оказание услуги (выполнение работы)оформляется договором (квитанцией) или иным документом установленной формы, в которой заполняются все указанные в нем реквизиты:
- юридический адрес исполнителя, фамилия и инициалы заказчика, его телефон или адрес;
- дата приема заказа, сроки начала и окончания исполнения заказа, сумма аванса(полная сумма), подписи принявшего и сдавшего заказ;
- вид услуги (работы), полное наименование материала (вещи) исполнителя и потребителя, их стоимость и количество, необходимое для оказания услуги(выполнения работ),заводской номер сдаваемого в ремонт изделия;
- другие реквизиты.
Прием заказов на изготовление изделий производится по журналам мод или образцам, а также по эскизам потребителя. По его желанию, подтвержденному подписью, могут быть согласованные с исполнителем отступления от образцов и технологии изготовления изделия, если они не угрожают безопасности, жизни и здоровью потребителя, окружающей среде, а также не причинят вреда имуществу потребителя.
Заказы могут оформляется также путем выдачи жетона, талона, кассового чека и тому подобного.
8. Условия договора или иного документа, которым оформляется заказ, ущемляющие права потребителей по сравнению с предусмотренными Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и настоящими правилами, признаются недействительными.
Если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, у него возникли убытки, то они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме, в том числе и убытки, причиненные нарушением прав потребителя на свободный выбор услуг (работ).
9. Исполнитель не вправе навязывать потребителю дополнительные виды услуг (работ), предоставляемых за плату, а также обуславливать исполнение одних услуг (работ) обязательным исполнением других. Оказание услуг (выполнение работ)c применением форм срочного обслуживания (со взиманием надбавки за срочность), оказание сопутствующих услуг (апретирование, антимолевая и другая обработка вещей при их химической чистке и другое )могут производится исполнителем только по желанию потребителя.
Потребитель вправе потребовать возврата сумм, уплаченных за дополнительные услуги (работы), оказанные (выполненные ) без его согласия.
10. Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работ) во всякое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.
После выполнения (или аннулирования) заказа исполнитель обязан представить потребителю отчет о расходовании оплаченных им материалов и возвратить их остатки, а также замененные (неисправные)узлы и детали.
11. Исполнитель отвечает за сохранность и правильное использование передаваемых ему потребителем материалов (вещи).
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи) принятой от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества, а при отсутствии таковых - возместить потребителю двухкратную стоимость утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем. В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала(вещи) потребителя исполнитель обязан по желанию потребителя незамедлительно возобновить договор и изготовить изделие из однородного материала (вещи) в кратчайший технически возможный срок.
Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого от потребителя, если потребитель был предупрежден исполнителем о его особых свойствах, которые могут повлечь его утрату (повреждение). Незнание исполнителем указанных свойств не освобождает его от ответственности.
Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя:
- о непригодности или недоброкачественности материала (вещи), полученного от потребителя;
- о том, что выполнение указаний потребителя и иные обстоятельства зависящие от последнего, грозят годности и прочности выполняемой работы;
- об условиях эффективного и безопасного пользования (отремонтированными, обработанными) изделиями и результатами других услуг (работ);
- о наличии иных не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые угрожают качеству оказываемой потребителю услуги (выполненной работы).
Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны исполнителя, в соразмерный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы, либо не устранит иных обстоятельств, грозящих его годности, прочности, исполнитель вправе расторгнуть договор и взыскать причиненные убытки.
Если исполнительные предупредил потребителя о непригодности или недоброкачественности материала (вещи), невозможности выполнения указаний потребителя о способе выполнения работы, а также о наличии иных, не зависящих от исполнителя обстоятельств, грозящих ее годности и прочности, и не указал об этом в документе установленной формы, он несет ответственность за ненадлежащее исполнение заказа.
12. При утере договора (квитанции ) или иного документа, которым оформляется заказ, потребитель обязан известить об этом исполнителя.
В этом случае указанное в договоре изделие выдается потребителю по письменному заявлению потребителя с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
III. Оказание услуг (выполнение работ)
13. Исполнитель обеспечивает:
- соблюдение режима работы, установленного решением соответствующего органа местной администрации для государственных (муниципальных) предприятий или объявленного собственником для предприятий иных организационно-правовых форм;
- оказание услуг (выполнение работ) надлежащего качества, соответствующего обязательным требованиям стандартов, условиям заключенного с потребителем договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации об оказываемых услугах (выполняемых работах);
- безопасность изготовленных (отремонтированных) изделий в течении установленного срока их эксплуатации и других оказанных услуг (выполненных работ);
- выполнение гарантийных обязательств на изготовленные (отремонтированные) изделия, здания (жилье) и другое в течение сроков, предусмотренных в стандартах. Эти сроки исчисляются со дня получения заказа (выполнения работы ) потребителем, а в случаи несвоевременного его получения по вине потребителя со дня, следующего за десятым днем после установленного договором срока(дня)исполнения заказа(работы).
14. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу) в сроки, установленные договором. Срок исполнения заказа исчисляется начиная со дня после календарной даты приема заказа. Если начало и конец срока заказа приходится на нерабочий день, то им считается следующий за ним рабочий день.
При оказании услуг на дому потребителя или в другом месте (например, на садовом участке) исполнитель обеспечивает явку работника в согласованное с потребителем время, а потребитель обязан создать необходимые условия для оказания услуг(выполнения работ).
Срок оказания услуги(выполнения работ) может определяться датой (периодом времени), к которой она должна быть оказана (выполнена), а также датой (периодом времени ), когда исполнитель должен приступить к ее оказанию(выполнению). Если договором обусловлено, что услуга(работа) оказывается (выполняется)по частям в течение срока действия договора, то должны предусматриваться соответствующие частные сроки ( периоды ) ее оказания (выполнения).
15. Права потребителя и исполнителя в случае нарушения сроков оказания услуги (выполнения работ) или несвоевременного получения заказа:
а) если исполнитель своевременно не приступил к исполнению заказа или во время его исполнения стало очевидным, что заказ не будет исполнен в срок, а также в случае нарушения срока исполнения заказа потребитель в праве по своему выбору :
- назначить новый срок, в течение которого он должен приступить к исполнению заказа и (или) его исполнить;
- поручить исполнение заказа другому лицу за счет исполнителя;
- потребовать уменьшение вознаграждения за услугу (работу);
- расторгнуть договор и потребовать возмещение убытков;
б) назначенные новые сроки,в течение которых исполнитель должен приступить к исполнению заказа (или исполнить его ), указываются в договоре.
В случае нарушения новых назначенных сроков(свыше одного месяца) потребитель вправе предъявить иные требования, установленные подпунктом "а" настоящего пункта.
в) при расторжении договора в случае, если исполнитель своевременно не приступил к исполнению заказа или исполняет его настолько медленно что исполнение к сроку становиться невозможным, исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе оказания услуги(выполнения работ), а также платы за уже оказанную услугу (выполненную работу). По заявлению потребителя ему возвращается внесенный аванс (полная сумма) и его изделие, материалы, сырье;
г) в случае нарушения установленных сроков начала и(или) окончания исполнения заказа, а также назначенных потребителем на основании подпункта "а" настоящего пункта новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый просроченный день (час, если срок определен в часах) неустойку в размере трех процентов от стоимости услуги ( работы), а если стоимость ее отдельно (без стоимости материалов) в договоре не определена - от полной стоимости заказа, вплоть до начала исполнения заказа или предъявления иных требований, предусмотренных подпунктом"а" настоящего пункта.
Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать стоимости соответствующего вида услуг(работ), если стоимость услуги(работы) отдельно не определена договором - общей стоимости заказа.
При неисполнении заказа в установленный срок кроме уплаты неустойки потребителю должна быть возвращена в полном объеме надбавка за срочность, если таковая была предусмотрена договором;
д) в случае получения заказа по истечении 10 дней после назначенного срока его исполнения, указанного в договоре, исполнитель вправе взыскать с потребителя пеню в размере 1 процента стоимости услуги (работы), а по видам услуг(работ), по которым стоимость работ отдельно от стоимости материала не определена - 1 процента полной стоимости заказа за каждый день его хранения, но не более 50 процентов стоимости услуги(работы).
При этом в случае неявки потребителя за получением изготовленного по договору изделия исполнитель вправе по истечению 6 месяцев со дня, когда согласно договору изделие должно быть сдано потребителю, и последующего двухкратного письменного предупреждения продать изделие в установленном порядке, а вырученную сумму (за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей) внести в депозит нотариальной конторы на имя потребителя;
е)требования потребителя, предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков исполнения заказа произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
16. Права потребителя при обнаружении недостатков в исполнении заказа:
а)при обнаружении недостатков в оказанной услуге(выполненной работе) потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге (выполненной работе);
- соответствующего уменьшения вознаграждения за оказанную услугу выполненную работу);
- безвозмездного изготовления другого изделия из аналогичного материала за такого же качества или повторного выполнения работы(стирки химической чистки), или возмещение понесенных им расходов по исправлению недостатков своими средствами или третьим лицом.
Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков, если в установленный срок недостатки в оказанной услуге (выполненной работе) не были устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнаружены существенные недостатки в оказанной услуге(выполненной работе)или иные существенные отступления от условий договора. При этом расторжение договора производится на основании письменного заявления потребителя с указанием причин расторжения договора и предъявления договора. Расходы по возврату сырья и материалов осуществляются за счет исполнителя.
б)требования, предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения недостатков при получении заказа или в ходе его исполнения, а в случае невозможности обнаружения недостатков при получении заказа в течение гарантийного срока либо (если он отсутствует) -в течение шести месяцев со дня получения заказа (принятия работы).
Требования по поводу недостатков в строении или ином недвижимом имуществе, которые невозможно было обнаружить при принятии работы, могут быть предъявлены при обнаружении недостатков в течении гарантийного срока, в случае его отсутствия, в течение двух лет со дня принятия работы.
17. Недостатки услуги(работы), обнаруженные в ходе ее оказания (выполнения), должны быть устранены исполнителем в соразмерный срок, назначенный потребителем.
Недостатки, обнаруженные потребителем при получении заказа, должны быть устранены в течение 20 дней, если более короткий срок не установлен договором(соглашением сторон) при принятии заказа.
Назначенный потребителем (или согласованный сторонами) срок устранения недостатков фиксируется в договоре либо в ином документе, подписываемом сторонами.
За нарушение, предусмотренных настоящим пунктом сроков исполнитель обязан уплатить потребителю неустойку в размере, предусмотренном подпунктом "г" пункта 15 настоящих Правил.
IV. Порядок и форма оплаты оказанных услуг
18. Форма оплаты оказанной услуги (выполненной работы) определяется по соглашению с потребителем.
19. Услуги (работы), а также стоимость используемых при выполнении заказов материалов, запасных частей и фурнитуры исполнителя оплачивается потребителем по ценам, установленным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
20. При заключении договора полностью оплачиваются потребителем услуги (работы):
- выполняемые в присутствии потребителя, а также методом самообслуживания (все виды услуг, работ);
- кинофотолабораторий и фотографий, предприятий по обслуживанию торжественных мероприятий и ритуальные услуги;
- по покупке, доставке или пересылке подарков, сувениров и других изделий;
- по обучению вязке трикотажных изделий, кройке и шитью одежды, фотографированию;
- по апробированию и клеймению ювелирных изделий;
- бань, душей;
- по доставке грузов и посреднические услуги.
За услуги по изготовлению и ремонту мебели, ремонту и строительству жилых и нежилых помещений, изготовлению, крупному ремонту и обновлению обуви, швейных и трикотажных изделий потребитель вносит аванс в размере не менее 50 процентов стоимости выполненной работы.
Потребитель вправе по своему желанию оплатить полностью стоимость любой оказываемой ему услуги (выполняемой работы) при заключении договора
21. На выполнение работ, предусмотренных договором, может быть составлена твердая или приблизительная смета.
Исполнитель не вправе требовать оплаты работ и дополнительных расходов, не включенных в твердую смету, если потребитель не дал согласия на их производство или не поручил исполнителю выполнение таких работ.
Если возникла необходимость превысить приблизительную смету, то исполнитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя. В этом случае потребитель вправе расторгнуть договор, возместив исполнителю понесенные им расходы, приходящиеся на выполненную им работу, согласно первоначально определенной смете. Если исполнитель не предупредил потребителя о превышении приблизительной сметы, то он обязан выполнить работу, не требуя возмещения расходов, не предусмотренных сметой.
22. Материалы исполнителя, используемые при исполнении заказа, оплачиваются потребителем при заключении договора полностью(или в размере, указанном в договоре, с окончательным расчетом при получении потребителем выполненной работы), если иной порядок расчетов за материалы не предусмотрен соглашением сторон.
Материал может быть представлен с оплатой в кредит. Последующее изменение цены предоставленного исполнителем материала не влечет за собой перерасчета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации области от 30 июня 1993 г. N 178 "О введении лицензирования деятельности по производству и реализации продукции (услуг) общественного питания, бытового обслуживания и торговой деятельности"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2002 г. N 249-ПП (в ред. постановления Правительства Свердловской области от 29 мая 2002 г. N 351-ПП) настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Главы администрации Свердловской области от 21 апреля 1995 г. N 210 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Свердловской области от 7 июня 1996 г. N 454-п
Постановление Главы администрации Свердловской области от 21 апреля 1995 г. N 210 (в ред. постановления Главы администрации области от 2 августа 1995 г. N 429)
Постановление Главы администрации Свердловской области от 13 апреля 1994 г. N 139
Постановление Главы администрации Свердловской области от 13 октября 1993 г. N 266