Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Концептуальные подходы
к разработке государственного стандарта
1. Разработка государственного стандарта призвана решить многие из существующих на сегодняшний день проблем, определить нормативные подходы к оказанию социальных услуг, в том числе требования к их содержанию, алгоритму предоставления и качеству.
2. Внедрение государственного стандарта в систему социального обслуживания населения Свердловской области позволит создать основу защитного механизма, предохраняющего каждого из субъектов взаимодействия в рамках социального обслуживания (заказчик, получатель, исполнитель услуги) от возможных рисков, стимулировать учреждения к повышению общей культуры обслуживания и развитию профильных услуг (в соответствии с типами учреждений), будет способствовать повышению качества предоставляемых социальных услуг и развитию конкуренции между учреждениями и организациями, осуществляющими социальное обслуживание населения.
3. При работе над государственным стандартом были учтены имеющиеся на сегодняшний день научные исследования в сфере стандартизации социальных услуг, а также практический опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей Свердловской области.
4. Разработка и апробация государственного стандарта осуществлялись в соответствии с программой Министерства социальной защиты населения Свердловской области через организацию базовых методических центров социального обслуживания семьи и детей в управленческих округах Свердловской области.
5. Особенностями методологического подхода к разработке государственного стандарта являются:
1) определение понятия "стандарт социального обслуживания" исходя из основных определяющих функционирование системы социального обслуживания критериев, выраженных в конкретных количественных и качественных показателях, достижение которых поддается измерению и оценке;
2) выбор системы социального обслуживания населения в качестве объекта стандартизации, а не социальной услуги, как это определено Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", что позволяет стандартизировать не только объем и перечень социально-бытовых услуг, предоставляемых клиенту, но и требования к содержанию деятельности исходя из трудной жизненной ситуации клиента, а не его принадлежности к какой-либо категории населения (инвалид, пожилой человек и другие);
3) определение в качестве предмета стандартизации вида и содержания социально-бытовых услуг, алгоритма и условий их предоставления, перечня нормативных правовых документов, регламентирующих процесс предоставления услуги, документального оформления порядка предоставления услуги, а также видов трудной жизненной ситуации клиента;
4) двухуровневый характер государственного стандарта, определяемый типом трудной жизненной ситуации клиента, его потребностями и возможностями, перечнем, объемом, видами, сроками предоставления социальных услуг и позволяющий выделять в практической деятельности учреждений по оказанию социально-бытовых услуг населению два уровня сложности: гарантированный базовый и повышенный;
5) обязательное выполнение специалистами, оказывающими социально-бытовую услугу, всех требований гарантированного базового уровня государственного стандарта, что позволяет считать все действия специалиста по оказанию услуги, входящие в гарантированный базовый уровень, за одну единицу услуги, а каждое действие специалиста, входящее в повышенный уровень сложности, за отдельную единицу услуги;
6) определение обязательного перечня нормативных правовых документов федерального и регионального значения, регламентирующих порядок оказания социально-бытовых услуг, предоставление возможности его дополнения локальными нормативными актами, в том числе внутренними, при оказании отдельных форм услуг, а также расширения и корректировки, в случае изменения действующего российского и регионального законодательства, принятии новых или признании недействительными нормативных правовых актов федерального и местного уровней;
7) определение обязательного документального сопровождения оказания социально-бытовых услуг, позволяющего унифицировать процесс оказания услуги за счет единства требований к количеству, видам и формам документов, а также инструкциям по их заполнению;
8) расширение перечня социально-бытовых услуг, предоставляемых клиентам учреждениями государственной системы социальных служб, за счет введения новых форм оказания различных видов социальных услуг;
9) использование специалистами учреждений государственной системы социальных служб интегративного подхода при оказании социально-бытовых услуг, заключающегося в проведении комплексного, структурно-динамического психолого-медико-педагогического обследования клиента, коллегиальной разработке заключения и индивидуальной комплексной программы реабилитации клиента, проведении комплексной коррекционно-развивающей и реабилитационной работы, мониторинга результатов реализации индивидуальной программы реабилитации клиента;
10) гибкость и периодическое обновление стандартов качества социального обслуживания, призванных отражать изменения, происходящие под воздействием развития потребностей населения, с одной стороны, и возрастания требований и возможностей государства в области социального обслуживания, с другой;
11) гарантия качества социального обслуживания в соответствии с государственным стандартом для всех граждан, проживающих на территории региона и оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
12) соблюдение баланса интересов государства, региона, учреждения и клиента в сфере оказания социальных услуг;
13) технологичность государственного стандарта, возможность его инструментальной проверки;
14) осуществление внешнего (со стороны государственных органов управления) и внутреннего (со стороны администрации учреждения социального обслуживания) контроля за деятельностью специалистов по оказанию клиентам социально-бытовых услуг и обеспечению их качества в соответствии с государственным стандартом.
6. Государственный стандарт призван установить единые требования к гарантированному базовому уровню предоставления социально-бытовых услуг, в том числе: объему и качеству услуг, порядку и условиям их оказания, тем самым обеспечить единство социально-реабилитационного пространства Свердловской области. Вместе с тем государственный стандарт позволит реализовать вариативность форм, методов и технологий оказания социально-бытовых услуг исходя из специфики региона и потребностей его жителей.
7. Внедрение в Свердловской области как субъекте Российской Федерации государственного стандарта должно обеспечить решение следующих задач:
1) реализация социального заказа региона в качественных и разнообразных социально-бытовых услугах для граждан, проживающих на его территории и находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) регулирование отношений в сфере оказания социально-бытовых услуг между органами управления, учреждениями социального обслуживания и клиентами;
3) определение требований к объему и качеству, порядку и условиям оказания социально-бытовых услуг клиентам;
4) объективная оценка деятельности учреждений по оказанию социально-бытовых услуг клиентам;
5) соблюдение права гражданина - клиента учреждения на получение качественных социально-бытовых услуг и своевременной квалифицированной социальной помощи на основе адресного подхода, учета его индивидуальных потребностей и возможностей, личного выбора форм и методов получения услуг;
6) преодоление дискретности реабилитационного процесса в случае смены места жительства клиента, а также изолированности учреждений друг от друга, путем объединения их посредством единства нормативно-правового поля в единое социально-реабилитационное пространство региона.
8. Главными результатами внедрения государственного стандарта должны стать:
1) обеспечение клиента учреждения социального обслуживания информацией о перечне, качестве, результатах и формах предоставления социально-бытовых услуг;
2) обеспечение единых норм, правил и требований к оказанию социально-бытовых услуг;
3) создание условий для обеспечения соответствия предоставляемых клиенту социально-бытовых услуг;
4) повышение качества оказываемых клиенту социально-бытовых услуг;
5) защита интересов граждан - потребителей социально-бытовых услуг;
6) взаимопонимание между клиентом и персоналом учреждений социального обслуживания населения;
7) возможность сравнительной оценки конкурентоспособности учреждений социального обслуживания населения, расположенных на территории Свердловской области;
8) расширение спектра социально-бытовых услуг за счет развития негосударственного сектора социального обслуживания населения.
9. Учитывая тот факт, что процесс стандартизации системы социального обслуживания населения представляет собой новое явление в социальной политике регионов, в дальнейшем в Свердловской области планируется разработка дополнительных нормативно-правовых и программно-методических условий реализации государственного стандарта, в том числе:
1) базисного пакета внутренних нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения социального обслуживания населения (положения об отделениях; должностные инструкции руководителей, специалистов и сотрудников учреждения; руководства, правила, инструкции по работе с клиентом, находящимся в той или иной трудной жизненной ситуации);
2) методических рекомендаций и пособий для специалистов учреждений социального обслуживания населения по оказанию социально-бытовых услуг;
3) методики и инструментария подсчета социально-бытовых услуг;
4) методических рекомендаций и инструментария по проведению мониторинга деятельности учреждения, каждого специалиста по реализации государственного стандарта и обеспечению качества предоставляемых клиентам социально-бытовых услуг;
5) форм учета и отчетности учреждения социального обслуживания населения и специалистов;
6) методики расчета норматива затрат рабочего времени специалиста на оказание социально-бытовых услуг;
7) калькуляции себестоимости оказанных социально-бытовых услуг;
8) методики и инструментария аттестации руководящих работников и специалистов учреждений, непосредственно осуществляющих деятельность по оказанию социально-бытовых услуг населению;
9) методики и инструментария лицензирования деятельности учреждений государственной системы социальных служб, предприятий и организаций негосударственного сектора.
10. В целом главным результатом стандартизации системы социального обслуживания населения Свердловской области должна стать постепенная переориентация государственной социальной политики с гарантий минимального уровня жизни населения региона на обеспечение "качества жизни" каждого его гражданина через систему оказания качественных социальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.