Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Социально-психологические услуги,
предоставляемые в рамках государственного стандарта
1. Требования Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У "Основные виды социальных услуг" и ГОСТ Р 52342-2003 "Качество социальных услуг":
Форма услуги: социально-психологическое и психологическое консультирование.
Качество услуги: психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений.
Социально-психологическое консультирование должно на основе полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы.
Требования Государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области:
Форма услуги: социально-психологическое консультирование и оказание содействия в решении психологических проблем, стоящих перед клиентом.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения:
гарантированный базовый уровень:
1) личное знакомство и установление контакта с клиентом;
2) выявление в ходе беседы (не менее 30 минут, в сложных ситуациях - до 60 минут) психологических проблем, стоящих перед клиентом (внутрисемейные, детско-родительские, межличностные, супружеские, иные отношения; эмоциональные особенности личности клиента, особенности развития и поведения клиента, школьная дезадаптация, внутриличностный конфликт клиента и иные проблемы), оказание помощи в формулировании запроса клиентом;
3) сбор психологического анамнеза*;
4) разъяснение клиенту сути проблем и определение возможных путей их решения;
5) определение реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;
6) разработка для клиента рекомендаций по решению стоящих перед ним психологических проблем;
7) внесение сведений о клиенте в информационный банк данных учреждения/подготовка сведений о клиенте для внесения в информационный банк данных учреждения*;
8) заполнение индивидуальной программы/плана/карты реабилитации клиента;
повышенный уровень**:
1) подготовка списка адресов учреждений, служб, занимающихся решением психологических проблем граждан (семей, детей);
2) осуществление в процессе консультирования посреднических действий между клиентом и другими специалистами, службами, учреждениями (телефонные переговоры, личные встречи, письменное ходатайство, направление на консультацию, диагностику и иные действия)* - каждое действие засчитывается за отдельную единицу услуги;
3) проведение дополнительных индивидуальных консультаций клиента в соответствии с разработанным графиком* - каждая консультация засчитывается за отдельную единицу услуги.
Нормативные правовые документы, регламентирующие процесс предоставления услуги:
1) обязательный перечень;
2) приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. N 636 "Об утверждении Положения о социальной службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";
3) график проведения консультационных приемов граждан психологом учреждения;
4) должностная инструкция специалиста учреждения (психолог, педагог-психолог), оказывающего услугу;
5) положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте.
Условия предоставления услуги:
1) высшее психологическое образование специалиста, оказывающего услугу (психолог, педагог-психолог), опыт работы не менее 2 лет;
2) специально оборудованное рабочее место специалиста, оказывающего услугу (стол, стул для специалиста, мягкие стулья/кресла/диван для клиентов, телефон, приглушенный свет, отсутствие посторонних лиц и шумов, ковровое покрытие, магнитофон с набором аудиокассет);
3) расходные материалы (бланки установленного образца, бумага, ручки, клей, скрепки и иные материалы);
4) библиотечный фонд специалиста по проблемам внутрисемейных, детско-родительских, межличностных, супружеских отношений;
5) информационный банк данных о службах, учреждениях, оказывающих психологическую помощь населению (на бумажных/электронных носителях).
Документальное сопровождение процесса оказания услуги:
1) обязательный перечень;
2) копии оформленных в процессе консультирования документов;
3) журнал посещения консультаций.
2. Требования Государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области:
Форма услуги: комплексное психолого-медико-педагогическое обследование клиента в рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума (далее - ПМПК) учреждения.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения:
гарантированный базовый уровень:
1) изучение специалистами ПМПК личного дела, медицинской карты, индивидуальной программы/плана/карты реабилитации клиента, других документов и имеющихся рекомендаций;
2) сбор специалистами ПМПК общего анамнеза клиента*;
3) клиническое обследование клиента специалистами медицинского профиля: личное знакомство и установление контакта с клиентом, соматическое обследование врачом-педиатром/врачом-терапевтом/при необходимости - другими узкими специалистами, неврологическое обследование врачом-невропатологом, психиатрическое обследование врачом-психиатром, изучение данных параклинического обследования (энцефалографическое исследование - ЭЭГ, реоэнцефалографическое исследование - РЭГ, ультразвуковое исследование, компьютерное исследование, томография и иное медицинское обследование)* - каждый осмотр/обследование засчитывается за отдельную единицу услуги;
4) лабораторное обследование клиента (анализы крови, мочи, кала и иное лабораторное обследование)* - каждый анализ засчитывается за отдельную единицу услуги;
5) направление на дополнительное параклиническое/лабораторное исследование, подготовка клинического (нозологического) заключения*;
6) логопедическое обследование клиента логопедом/учителем-дефектологом/сурдопедагогом/тифлопедагогом: личное знакомство и установление контакта с клиентом, проверка физического слуха клиента и восприятия им речи, обследование состояния речи клиента в соответствии с установленным порядком* - обследование каждой компоненты речевого развития (фонетической стороны речи, звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и иное обследование) засчитывается за отдельную единицу услуги; подготовка развернутого логопедического заключения*;
7) педагогическое обследование клиента педагогом/учителем-дефектологом/социальным педагогом: личное знакомство и установление контакта с клиентом, диагностическое изучение интересов* и склонностей*, самооценки*, уровня развития социальных навыков и умений*, уровня развития школьных умений и навыков*, поведения* и других особенностей развития* в соответствии с возрастом клиента, подготовка педагогического заключения*;
8) психологическое обследование клиента педагогом-психологом/психологом: личное знакомство и установление контакта с клиентом, диагностическое изучение поведения*, характера деятельности*, работоспособности*, уровня развития социальных навыков и умений*, моторного развития*, особенностей внимания*, памяти*, мышления*, гнозиса (слухового*, зрительного*, тактильного восприятия*), конструктивной* и графической* деятельности, уровня сформированности временных* и пространственных* представлений, речевого развития*, особенностей эмоционально-волевой* и личностной* сферы, в соответствии с возрастом клиента, подготовка психологического заключения*;
9) подготовка общего заключения ПМПК с указанием вероятностного прогноза, направлений коррекционной работы и соответствующих рекомендаций;
повышенный уровень**:
1) подготовка расширенных медицинских рекомендаций с перечнем лечебных мероприятий, разработкой режима дня, условий обучения, воспитания и иное;
2) подготовка расширенных рекомендаций логопеда;
3) подготовка расширенных рекомендаций педагога;
4) подготовка расширенных рекомендаций психолога;
5) составление графика индивидуальных консультаций специалиста по реализации подготовленных рекомендаций;
6) проведение индивидуальных консультаций в соответствии с установленным графиком* - каждая консультация засчитывается за отдельную единицу услуги;
7) составление графика проведения дополнительных динамических обследований клиента;
8) проведение в соответствии с установленным графиком динамических обследований клиента с фиксированием результатов динамики изменений * - каждое обследование засчитывается за отдельную единицу услуги;
9) корректировка рекомендаций специалистов по итогам дополнительных динамических обследований.
Нормативные правовые документы, регламентирующие процесс предоставления услуги:
1) обязательный перечень;
2) приказ руководителя учреждения о создании ПМПК учреждения;
3) положение учреждения о ПМПК;
4) должностные инструкции специалистов учреждения, оказывающих услугу (врач-педиатр, врач-терапевт, врач-невропатолог, врач-психиатр, логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, психолог, педагог-психолог, социальный педагог);
5) положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте;
6) международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти десятого пересмотра (МКБ-10);
7) инструкции по процедуре и порядку проведения клинического обследования клиента;
8) инструкции по процедуре и порядку проведения логопедического обследования клиента;
9) инструкции по процедуре и порядку проведения педагогического обследования клиента;
10) инструкции по процедуре и порядку проведения психологического обследования клиента.
11) график работы ПМПК.
Условия предоставления услуги:
1) высшее специальное образование специалистов учреждения, оказывающих услугу (врач-педиатр, врач-терапевт, врач-невропатолог, врач-психиатр, логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, психолог, педагог-психолог, социальный педагог), опыт работы не менее 2 лет;
2) специально оборудованное в соответствии с требованиями СанПиН, помещение для проведения диагностических процедур (стол, стул для специалиста, мягкие стулья/кресла/диван для клиентов, отсутствие посторонних лиц и шумов);
3) расходные материалы (бумага, ручки, цветные карандаши, краски, фломастеры, ножницы, клей, скрепки, цветная бумага и иные материалы);
4) знание специалистами, оказывающими услугу, возрастных и психофизических особенностей развития человека;
5) владение специалистами, оказывающими услугу, методиками обследования;
6) рабочие материалы для проведения комплексной диагностики клиента в соответствии с его возрастом;
7) базовый диагностический набор для проведения логопедического обследования;
8) базовый диагностический набор для проведения педагогического обследования;
9) базовый диагностический набор для проведения психологического обследования;
10) комплект рабочей документации, в том числе бланков установленного образца, для деятельности ПМПК.
Документальное сопровождение процесса оказания услуги:
1) обязательный перечень;
2) журнал записи и учета клиентов, прошедших обследование;
3) журнал обследований специалистов;
4) журнал коллегиальных заседаний ПМПК;
5) материалы обследования и результаты обработки полученных данных;
6) протокол заседания ПМПК;
7) заключения специалистов ПМПК;
8) общее заключение ПМПК;
9) копии всех документов, оформленных в процессе оказания услуги.
3. Требования Государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области:
Форма услуги: разработка индивидуальной комплексной программы реабилитации клиента специалистами психолого-медико-педагогического консилиума учреждения.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения:
гарантированный базовый уровень:
1) изучение заключений и рекомендаций специалистов по итогам комплексного психолого-медико-педагогического обследования клиента/проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования клиента*;
2) разработка индивидуальной комплексной программы реабилитации клиента, включающей: аналитический блок (заключение по итогам обследования, система целей, задач и планируемых результатов коррекционной работы), блок программирования системы психолого-медико-педагогического обеспечения планируемых результатов, блок мониторинга результатов реализации программы и достижения планируемых результатов;
повышенный уровень**:
1) составление графика индивидуальных консультаций по вопросам реализации программы;
2) проведение индивидуальных консультаций в соответствии с установленным графиком* - каждая консультация засчитывается за отдельную единицу услуги;
3) проведение мониторинга результатов реализации программы и достижения планируемых результатов, внесение необходимых корректив* - каждый мониторинговый срез засчитывается за отдельную единицу услуги.
Нормативные правовые документы, регламентирующие процесс предоставления услуги:
1) обязательный перечень;
2) положение учреждения о психолого-медико-педагогическом консилиуме;
3) должностные инструкции специалистов учреждения, оказывающих услугу (врач-педиатр, врач-терапевт, врач-невропатолог, врач-психиатр, логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, психолог, педагог-психолог, социальный педагог), опыт работы не менее 2 лет;
4) положение учреждения о порядке разработки индивидуальной комплексной программы реабилитации клиента;
5) положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте;
6) инструкции по процедуре разработки индивидуальной комплексной программы реабилитации клиента.
Условия предоставления услуги:
1) высшее специальное образование специалистов учреждения, оказывающих услугу (врач-педиатр, врач-терапевт, врач-невропатолог, врач-психиатр, логопед, учитель-дефектолог, сурдопедагог, тифлопедагог, психолог, педагог-психолог, социальный педагог), опыт работы не менее 2 лет;
2) специально оборудованное в соответствии с требованиями СанПиН помещение для проведения диагностических процедур (стол, стул для специалиста, мягкие стулья/кресла/диван для клиентов, отсутствие посторонних лиц и шумов):
3) расходные материалы (бумага, ручки и иное);
4) комплект рабочей документации, в том числе бланков установленного образца, для деятельности ПМПК.
Документальное сопровождение процесса оказания услуги:
1) обязательный перечень;
2) журнал записи и учета клиентов, прошедших обследование;
3) журнал обследований специалистов;
4) журнал коллегиальных заседаний ПМПК;
5) материалы обследования и результаты обработки полученных данных;
6) протокол заседания ПМПК;
7) заключения специалистов ПМПК;
8) общее заключение ПМПК;
9) копии всех документов, оформленных в процессе оказания услуги.
4. Требования Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У "Основные виды социальных услуг" и ГОСТ Р 52342-2003 "Качество социальных услуг":
Форма услуги: психологическая диагностика и обследование личности.
Качество услуги: психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношения с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
Требования Государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области:
Форма услуги: проведение социально-психологической диагностики особенностей психического, личностного и социального развития клиента, его поведения.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения:
гарантированный базовый уровень:
1) личное знакомство и установление контакта с клиентом;
2) изучение личного дела клиента, индивидуальной программы/плана/карты реабилитации клиента и рекомендаций специалистов;
3) сбор психологического анамнеза*;
4) определение в ходе беседы реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;
5) определение направлений социально-психологической диагностики клиента (психическое, личностное, социальное развитие клиента, его поведение)* - каждое направление диагностики засчитывается за отдельную единицу услуги;
6) выбор диагностических методик и подбор диагностического инструментария;
7) проведение социально-психологической диагностики и экспресс-анализ результатов в процессе диагностики/приглашение клиента на заседание ПМПК/проведение обследования клиента на заседании ПМПК;
8) обработка результатов диагностики, постановка психологического диагноза и определение вероятностного прогноза дальнейшего развития;
9) определение сроков проведения повторной диагностики;
10) заполнение индивидуальной программы/плана/карты реабилитации клиента;
повышенный уровень**:
1) составление заключения с указанием психологического диагноза, вероятностного прогноза, направлений психологической коррекции и соответствующих рекомендаций;
2) ознакомление с результатами диагностики специалистов, занятых в процессе реабилитации клиента;
3) разработка практических рекомендаций для клиента;
4) разработка индивидуальной программы психологической коррекции/реабилитации клиента;
5) проведение дополнительного социально-психологического обследования клиента* - каждое направление обследования засчитывается за отдельную единицу услуги;
6) проведение динамического социально-психологического обследования клиента с фиксированием результатов динамики изменений, в соответствии с установленным графиком* - каждое направление обследования засчитывается за отдельную единицу услуги.
Нормативные правовые документы, регламентирующие процесс предоставления услуги:
1) обязательный перечень;
2) приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. N 636 "Об утверждении Положения о социальной службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";
3) должностная инструкция специалиста учреждения (психолога, педагога-психолога), оказывающего услугу;
4) положение учреждения о порядке проведения психологической диагностики клиентов;
5) положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте;
6) инструкции по процедуре проведения психологической диагностики клиента;
7) положение о ПМПК учреждения.
Условия предоставления услуги:
1) высшее психологическое образование специалиста, оказывающего услугу, опыт работы не менее 3 лет;
2) специально оборудованное в соответствии с требованиями СанПиН помещение для проведения диагностических процедур (стол, стул для специалиста, мягкие стулья/кресла/диван для клиентов, телефон, приглушенный свет, отсутствие посторонних лиц и шумов);
3) расходные материалы (бумага, ручки, цветные карандаши, краски, фломастеры, ножницы, клей, скрепки, цветная бумага и иные материалы);
4) библиотечный фонд специалиста по проведению психологической диагностики особенностей психического, личностного и социального развития клиента, его поведения (стандартный набор диагностических методик и диагностического инструментария: бланки анкет, опросников и наблюдений, тесты, методические рекомендации по обработке полученных результатов), в соответствии с возрастными особенностями;
5) знание специалистом, оказывающим услугу, возрастных особенностей психического, личностного и социального развития человека;
6) владение специалистом, оказывающим услугу, методиками социально-психологической диагностики.
Документальное сопровождение процесса оказания услуги:
1) обязательный перечень;
2) материалы обследования и результаты обработки полученных данных;
3) в случае необходимости - протокол заседания ПМПК, заключение ПМПК.
5. Требования Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У "Основные виды социальных услуг" и ГОСТ Р 52342-2003 "Качество социальных услуг":
Форма услуги: психологическая коррекция.
Качество услуги: психокоррекция, как активное психологическое воздействие должна обеспечивать преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии и иное), что позволит привести эти показатели в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
Требования Государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области:
Форма услуги: психологическая коррекция нарушений психического, личностного и социального развития клиента, его поведения, оказание помощи в решении психологических проблем, стоящих перед ним.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения:
гарантированный базовый уровень:
1) изучение личного дела клиента, индивидуальной программы/плана/карты реабилитации клиента, психологического анамнеза, результатов диагностики и рекомендаций специалистов;
2) личное знакомство и установление контакта с клиентом;
3) определение реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;
4) определение направлений психологической коррекции;
5) выбор коррекционных методик, форм и методов работы с клиентом;
6) разработка плана индивидуальной коррекционной работы с клиентом, определение сроков и этапов его реализации;
7) определение организационных моментов (общее количество коррекционных занятий, количество занятий по каждому направлению работы, частота занятий в неделю, их продолжительность);
8) подбор необходимого материала для проведения коррекционных занятий;
9) проведение коррекционных занятий в соответствии с графиком* - каждое занятие засчитывается за отдельную единицу услуги;
10) определение сроков и форм проведения контрольных наблюдений по итогам реализации коррекционной программы;
11) проведение контрольных наблюдений* - каждое наблюдение засчитывается за отдельную единицу услуги;
12) заполнение индивидуальной программы/плана/карты реабилитации клиента;
повышенный уровень**:
1) разработка практических рекомендаций для педагогов, воспитателей, родителей;
2) осуществление взаимодействия при проведении коррекционной работы с другими специалистами, занятыми в процессе реабилитации клиента,* - каждое взаимодействие засчитывается за отдельную единицу услуги;
3) разработка индивидуальной коррекционной программы клиента, определение сроков и этапов ее реализации;
4) проведение мониторинга результатов ее реализации* - каждый мониторинговый срез засчитывается за отдельную единицу услуги;
5) организация психологического сопровождения процесса реабилитации клиента* - каждое действие засчитывается за отдельную единицу услуги;
6) обучение клиента навыкам саморегуляции и самостоятельного решения психологических проблем* - каждое занятие засчитывается за отдельную единицу услуги;
7) проведение встречи с ближайшим окружением клиента (родителями, супругом(-ой), детьми и другими), привлечение их к процессу реабилитации клиента;
8) проведение семейных форм психологической коррекции (семейная терапия, семейные тренинги и иные формы).
Нормативные правовые документы, регламентирующие процесс предоставления услуги:
1) обязательный перечень;
2) должностная инструкция специалиста учреждения (психолога, педагога-психолога), оказывающего услугу;
3) инструкции по организации коррекционных занятий с клиентом в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями;
4) положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте;
5) приказ Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. N 636 "Об утверждении Положения о социальной службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации".
Условия предоставления услуги:
1) высшее психологическое образование специалиста, оказывающего услугу, опыт работы не менее 1 года;
2) специально оборудованное в соответствии с требованиями СанПиН помещение для проведения психокоррекционных занятий (приглушенный свет, отсутствие посторонних шумов и раздражителей; шкафы с закрытыми и открытыми полками для игрушек, игр; мягкая мебель: кресла, диваны; ковровое покрытие; зеркало; магнитофон с набором аудиокассет; видеомагнитофон; модульное оборудование; сенсорная комната, комната психологической разгрузки и иное);
3) расходные материалы (бумага, ручки, цветные карандаши, краски, фломастеры, клей, скрепки, ножницы, цветная бумага и иные материалы);
4) библиотечный фонд специалиста по проведению психокоррекционных занятий с детьми от 3 до 18 лет, взрослыми клиентами, родителями;
5) игровой фонд (мягкие и сюжетные игрушки для проведения сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций; куклы, надевающиеся на руку; игрушки и инструменты для выражения агрессии: пистолеты, автоматы, шумовые музыкальные инструменты; стройматериалы и конструкторы; мячи; мозаика; настольные игры и иное).
Документальное сопровождение процесса оказания услуги:
1) обязательный перечень;
2) тематика, план и материалы коррекционных занятий;
3) учетно-отчетная бухгалтерская документация установленного образца на выдачу и списание расходных материалов;
4) журнал посещения занятий.
6. Требования Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У "Основные виды социальных услуг" и ГОСТ Р 52342-2003 "Качество социальных услуг":
Форма услуги: психотерапевтическая помощь.
Качество услуги: психотерапевтическая помощь должна способствовать эффективному решению клиентами таких лежащих в основе жизненных трудностей и личностных конфликтов проблем, как преодоление в семье острой психотравмирующей или стрессовой ситуации, негативно влияющей на здоровье и психику прежде всего детей, неадекватных форм поведения родителей, социальная адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни и быта.
Требования Государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области:
Форма услуги: оказание клиентам квалифицированной психотерапевтической помощи.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения:
гарантированный базовый уровень:
1) личное знакомство и установление контакта с клиентом;
2) изучение личного дела клиента, индивидуальной программы/плана/карты реабилитации клиента, психического анамнеза, результатов психологической диагностики и рекомендаций специалистов;
3) выявление в ходе беседы проблем, стоящих перед клиентом, оказание помощи в формулировании запроса клиентом;
4) диагностика во время беседы психического состояния клиента, его эмоциональных реакций, определение реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению*;
5) сбор психического анамнеза клиента*;
6) определение направлений психотерапевтической помощи клиенту, выбор психотерапевтических техник работы с клиентом;
7) ознакомление клиента с планом предстоящей работы, выяснение его мнения и пожеланий;
8) внесение в случае необходимости корректировок в предстоящий план работы с клиентом, определение сроков и этапов его реализации;
9) определение организационных моментов (общее количество психотерапевтических сеансов, частота сеансов в неделю, их продолжительность), составление индивидуального графика;
10) проведение психотерапевтических сеансов с клиентом в соответствии с индивидуальным графиком* - каждый сеанс засчитывается за отдельную единицу услуги;
11) заполнение индивидуальной программы/плана/карты реабилитации клиента;
повышенный уровень**:
1) разработка практических рекомендаций для самостоятельной работы клиента дома между сеансами;
2) определение сроков и форм проведения контрольных наблюдений по итогам реализации плана работы с клиентом;
3) обучение клиента навыкам саморегуляции и самостоятельного решения возникающих проблем* - каждое обучающее занятие засчитывается за отдельную единицу;
4) проведение дополнительных психотерапевтических сеансов* - каждый сеанс засчитывается за отдельную единицу услуги.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс предоставления услуги:
1) обязательный перечень;
2) должностная инструкция специалиста учреждения (врача-психотерапевта, психиатра-психотерапевта), оказывающего услугу;
3) приказы и распоряжения Министерства здравоохранения Российской Федерации;
4) инструкции о порядке и правилах оказания психотерапевтической помощи гражданам;
5) трудовой договор со специалистом, оказывающим услугу;
6) положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте.
Условия предоставления услуги:
1) высшее медицинское образование специалиста, оказывающего услугу (специализация "Психиатрия", "Психотерапия");
2) опыт практической работы не менее 5 лет в практической психиатрии;
3) знание специалистом, оказывающим услугу, анамнеза клиента, его индивидуальных эмоционально-волевых и физиологических особенностей, применяемых клиентом медикоментозных средств, режима питания клиента, показателей артериального давления в покое, характерологических и личностных особенностей клиента и иных характеристик.
4) владение специалистом, оказывающим услугу, различными психотерапевтическими техниками (гипнозом, гештальт-терапией, терапией творческого самовыражения, телесно-ориентированной терапией и иное);
5) индивидуальный характер оказания услуги;
6) соблюдение конфиденциальности любой информации, полученной о клиенте и от клиента, за исключением случаев, когда поведение клиента социально опасно и угрожает жизни и здоровью окружающих;
7) специально оборудованное в соответствии с требованиями СанПиН помещение для проведения психотерапевтических сеансов (приглушенный свет, отсутствие посторонних шумов и раздражителей; мягкая мебель: кресла, диваны; ковровое покрытие; зеркало; магнитофон с набором аудиокассет; модульное оборудование; сенсорная комната, комната психологической разгрузки и иное);
8) расходные материалы (бумага, ручки, бланки установленного образца, бланки строгой отчетности и иные материалы);
9) библиотечный фонд специалиста по проведению психотерапевтической работы;
10) игровой фонд (мягкие и сюжетные игрушки для проведения сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций; куклы, надевающиеся на руку; игрушки и инструменты для выражения агрессии: пистолеты, автоматы, шумовые музыкальные инструменты и иное).
Документальное сопровождение процесса оказания услуги:
1) обязательный перечень;
2) бланки строгой отчетности специалиста;
3) журнал посещения психотерапевтических сеансов.
7. Требования Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У "Основные виды социальных услуг" и ГОСТ Р 52342-2003 "Качество социальных услуг":
Форма услуги: социально-психологический патронаж.
Качество услуги: социально-психологический патронаж должен на основе систематического наблюдения за клиентами обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию клиентов, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи.
Требования Государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области:
Форма услуги: организация и проведение социально-психологического патронажа клиента (семьи).
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения:
гарантированный базовый уровень:
1) ознакомление с личным делом и индивидуальной программой/картой/планом реабилитации/помощи клиента;
2) определение цели посещения клиента;
3) оповещение клиента о времени визита;
4) подготовка необходимых бланков, опросников и иной документации для проведения патронажа;
5) выход на дом к клиенту (семье), проведение патронажа не менее 30 минут;
6) выявление в ходе беседы проблем клиента;
7) определение реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;
8) первичное снятие негативных последствий травмирующей ситуации/возникшей проблемы*;
9) составление плана-графика посещений клиента;
10) разработка рекомендаций клиенту по решению трудной жизненной ситуации;
11) заполнение акта проведения патронажа;
12) заполнение индивидуальной программы/плана/карты реабилитации клиента, учетно-отчетной документации;
повышенный уровень**:
1) осуществление посреднических действий между клиентом и другими специалистами, службами в случае необходимости оказания срочной помощи клиенту* - каждое действие засчитывается за отдельную единицу услуги;
2) приглашение на дом к клиенту специалистов учреждения (психолог, педагог-психолог, врач-психотерапевт) с целью решения его психологических проблем в домашних условиях* - приглашение каждого специалиста засчитывается за отдельную единицу услуги;
3) составление графика посещения клиента специалистами (психолог, педагог-психолог, врач-психотерапевт);
4) проведение дополнительных посещений клиента (семьи) в соответствии с его (ее) пожеланиями и разработанным графиком* - каждое посещение засчитывается за отдельную единицу услуги.
Нормативные правовые документы, регламентирующие процесс предоставления услуги:
1) обязательный перечень:
2) должностная инструкция специалиста учреждения (социальный педагог, педагог-психолог, психолог), оказывающего услугу;
3) положение о порядке проведения социально-педагогического патронажа;
4) положение о порядке проведения школьного патронажа;
5) инструкции по проведению социально-психологического патронажа;
6) инструкции по поведению специалиста в сложных ситуациях, обеспечению собственной безопасности;
7) положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте.
Условия предоставления услуги:
1) высшее педагогическое или психологическое образование специалиста, оказывающего услугу, опыт работы не менее 1 года;
2) владение специалистом, оказывающим услугу, технологиями проведения социально-психологического патронажа клиента (семьи);
3) владение специалистом, оказывающим услугу, технологиями своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, внутриличностного или межличностного конфликта и других ситуаций, способствующих усугублению трудной жизненной ситуации клиента;
4) владение специалистом, оказывающим услугу, технологиями снятия социально-психологического напряжения в малой группе, при межличностном общении;
5) владение специалистом, оказывающим услугу, технологиями первичного снятия негативных последствий травмирующей ситуации;
6) расходные материалы (бланки и формы установленного образца, бумага, ручки, клей и иное).
Документальное сопровождение процесса оказания услуги:
1) обязательный перечень;
2) акт и отчет специалиста о проведенном психологическом патронаже;
3) рекомендации специалиста по решению трудной жизненной ситуации клиента (семьи).
8. Требования Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У "Основные виды социальных услуг" и ГОСТ Р 52342-2003 "Качество социальных услуг":
Форма услуги: психологические тренинги.
Качество услуги: психологические тренинги как активное психологическое воздействие должны быть оценены их эффективностью в снятии последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям.
Требования Государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области:
Форма услуги: проведение индивидуальных и групповых психологических тренингов в комплексной коррекции нарушений психического, личностного и социального развития клиента, его поведения.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения:
гарантированный базовый уровень:
1) изучение личного дела клиента, индивидуальной программы/плана/карты реабилитации/помощи клиента, психологического анамнеза, результатов диагностики и рекомендаций специалистов;
2) личное знакомство и установление контакта с клиентом, определение психологических проблем, стоящих перед клиентом;
3) определение реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;
4) определение тематики, формы (индивидуальная/групповая) и технологий проведения психологических тренингов;
5) определение организационных моментов (общее количество тренингов, частоты проведения в неделю, продолжительность тренинга), составление индивидуального графика проведения тренингов;
6) подбор необходимого материала для проведения тренингов;
7) проведение тренингов в соответствии с индивидуальным/групповым графиком* - каждое занятие засчитывается за отдельную единицу услуги;
8) проведение мониторинга результатов изменения поведения, эмоционального и личностного статуса клиента в процессе* и по окончании каждого тренинга*;
9) в случае необходимости рекомендации клиенту о проведении следующего цикла психологических тренингов, назначение сроков и времени прохождения;
10) заполнение индивидуальной программы/плана/карты реабилитации клиента;
повышенный уровень**:
1) осуществление взаимодействия в период проведения тренингов с другими специалистами, занятыми в процессе реабилитации клиента;
2) проведение дополнительных индивидуальных тренингов с клиентом* - каждое занятие засчитывается за отдельную единицу услуги;
3) проведение дополнительных тренингов с ближайшим окружением клиента (родителями, супругой(-ом), детьми и другими)* - каждое занятие засчитывается за отдельную единицу услуги;
4) подготовка рекомендаций для клиента/его ближайшего окружения по итогам проведения тренингов.
Нормативные правовые документы, регламентирующие процесс предоставления услуги:
1) обязательный перечень;
2) должностная инструкция специалиста учреждения (психолог, педагог-психолог), оказывающего услугу;
3) график проведения психологических тренингов;
4) инструкции по порядку проведения психологических тренингов.
Условия предоставления услуги:
1) высшее психологическое образование специалиста, оказывающего услугу, опыт работы не менее 2 лет;
2) знание специалистом, оказывающим услугу, особенностей работы с различными категориями граждан;
3) владение специалистом, оказывающим услугу, технологиями проведения тренингов в соответствии с возрастными особенностями и проблемами клиентов;
4) специально оборудованное в соответствии с требованиями СанПиН помещение для проведения психологических тренингов (отсутствие посторонних шумов и раздражителей; мягкая мебель: кресла, диваны; ковровое покрытие; зеркало; магнитофон с набором аудиокассет; видеомагнитофон; модульное оборудование; сенсорная комната, комната психологической разгрузки и иное);
5) расходные материалы (бумага, ручки, цветные карандаши, краски, фломастеры, клей, скрепки, ножницы, цветная бумага иные материалы);
6) библиотечный фонд специалиста по проведению психологических тренингов;
7) игровой фонд (мягкие и сюжетные игрушки для проведения сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций; куклы, надевающиеся на руку; игрушки и инструменты для выражения агрессии: пистолеты, автоматы, шумовые музыкальные инструменты и иное).
Документальное сопровождение процесса оказания услуги:
1) обязательный перечень;
2) тематика, план и материалы психологических тренингов;
3) результаты мониторинга поведения, эмоционального и личностного статуса клиента в процессе и по окончании каждого тренинга;
4) журнал посещения тренингов.
9. Требования Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У "Основные виды социальных услуг" и ГОСТ Р 52342-2003 "Качество социальных услуг":
Форма услуги: проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения.
Качество услуги: привлечение клиентов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения должно обеспечивать оказание им помощи в выходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержании и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости, уровня психологической культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.
Требования Государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области:
Форма услуги: привлечение клиентов к участию в группах само- и взаимоподдержки, клубах общения, клубах по интересам.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения:
гарантированный базовый уровень:
1) информирование клиента в ходе консультационного приема, социально-психологического патронажа, оказания психологической помощи по телефону о действующих на базе учреждения группах само- и взаимоподдержки, клубах общения, клубах по интересам;
2) подробное ознакомление клиента в случае его заинтересованности с режимом работы, тематикой занятий, заседаний, планом работы групп само- и взаимоподдержки, клубов общения, клубов по интересам, действующих на базе учреждения, показ видеоматериалов, брошюр;
3) приглашение клиента на ближайшее занятие/заседание/"День открытых дверей"/открытые мероприятия групп само- и взаимоподдержки, клубов общения, клубов по интересам;
4) ознакомление клиента с координатами руководителей/лидеров групп само- и взаимоподдержки, клубов общения, клубов по интересам, действующих на базе учреждения;
5) заполнение индивидуальной программы/плана/карты реабилитации клиента;
повышенный уровень**:
1) разработка тематических программ работы групп само- и взаимопомощи* - разработка каждой программы засчитывается за отдельную единицу услуги;
2) курирование/руководство группами само- и взаимопомощи* - каждое занятие засчитывается за отдельную единицу услуги;
3) приглашение для участия в заседаниях/занятиях групп специалистов (психолог, психотерапевт и иные специалисты), известных людей* - каждое приглашение засчитывается за отдельную единицу услуги;
4) проведение занятий в группах* - каждое проведенное занятие засчитывается за отдельную единицу услуги.
Нормативные правовые документы, регламентирующие процесс предоставления услуги:
1) обязательный перечень;
2) должностная инструкция специалиста учреждения (психолог, педагог-психолог), оказывающего услугу;
3) инструкция по организации беседы по привлечению клиента к занятиям в группах само- и взаимопомощи, клубах по интересам, клубах общения.
Условия предоставления услуги:
1) высшее психологическое образование специалиста, оказывающего услугу, опыт работы не менее 2 лет;
2) знание специалистом, оказывающим услугу, особенностей работы с различными категориями граждан;
3) владение специалистом, оказывающим услугу, технологиями общения с клиентами, поддержания и укрепления их психического здоровья, уверенности в собственных силах для преодоления трудной жизненной ситуации в соответствии с возрастными особенностями и проблемами клиентов;
4) специально оборудованное рабочее место специалиста (стол, стул для специалиста, мягкие стулья/кресла для клиентов, телефон, отсутствие посторонних шумов и раздражителей);
5) расходные материалы (бумага, ручки, иные материалы);
6) библиотечный фонд специалиста по проведению психологических консультаций, организации групп само- и взаимопомощи, клубов общения, клубов по интересам.
Документальное сопровождение процесса оказания услуги:
1) обязательный перечень;
2) материалы (брошюры, буклеты и иное) о деятельности групп само- и взаимопомощи, клубов общения, клубов по интересам, действующих на базе учреждения;
3) планы и режим работы групп само- и взаимопомощи, клубов общения, клубов по интересам, действующих на базе учреждения.
10. Требования Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У "Основные виды социальных услуг" и ГОСТ Р 52342-2003 "Качество социальных услуг":
Форма услуги: экстренная психологическая (в том числе по телефону) и медико-психологическая помощь.
Качество услуги: экстренная (по телефону) психологическая и медико-психологическая помощь должна обеспечивать: безотлагательное психологическое консультирование клиентов, содействие в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширении у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей, укреплении уверенности в себе, а также медико-психологическое консультирование и помощь в определении предварительного диагноза, правильном выборе лекарств и порядка их приема до прибытия вызванного врача.
Требования Государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области:
Форма услуги: оказание клиенту экстренной психологической и медико-психологической помощи по телефону в рамках службы "Телефон доверия".
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения:
гарантированный базовый уровень:
1) прием обращения клиента, фиксирование звонка клиента в журнале учета обращений;
2) выслушивание проблем клиента;
3) снятие в ходе беседы острого состояния психологического дискомфорта/стресса клиента/снижение психологического дискомфорта и уровня агрессии/страх а клиента;
4) психологическое консультирование клиента по способам преодоления трудной жизненной ситуации/решения проблемы клиента* - каждая консультация засчитывается за отдельную единицу услуги;
5) информирование клиента о действующих на территории муниципального образования службах оказания психологической помощи/поддержки населению, в случае необходимости - учреждениях здравоохранения/действующих на базе учреждения социального обслуживания группах само- и взаимоподдержки, клубах общения, клубах по интересам/режиме работы специалистов учреждения социального обслуживания, оказывающих помощь в решении сложных жизненных ситуаций;
6) в случае необходимости - осуществление оперативного взаимодействия с другими специалистами, службами по решению проблемы клиента* - каждое взаимодействие засчитывается за отдельную единицу услуги;
7) заполнение бланков установленной отчетности.
Нормативные правовые документы, регламентирующие процесс предоставления услуги:
1) обязательный перечень;
2) должностная инструкция специалиста учреждения (психолога, педагога-психолога), оказывающего услугу;
3) положение учреждения о службе "Телефон доверия";
4) правила внутреннего трудового распорядка работы службы;
5) инструкции о порядке оказания экстренной психологической и медико-психологической помощи по телефону;
6) постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 19.07.2000 г. N 54 "Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр экстренной психологической помощи по телефону";
7) положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте.
Условия предоставления услуги:
1) помещение, соответствующее реализации целей и задач службы, оснащенное современными техническими средствами и оборудованием, располагающее многоканальной телефонной связью, обладающее повышенной защищенностью от посторонних источников шума, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям и требованиям охраны труда;
2) круглосуточный режим работы службы "Телефон доверия"/иной режим работы;
3) соблюдение принципа анонимности и конфиденциальности обращений при условии отсутствия угрозы жизни и здоровья и соблюдения прав клиентов, в противном случае, информация передается в ведение субъектов работы с населением;
4) высшее психологическое образование специалиста, оказывающего услугу (психолог, педагог-психолог), опыт работы не менее 2 лет;
5) владение специалистом, оказывающим услугу, технологиями заочного общения с клиентом, первичного снятия остроты влияния психотравмирующей ситуации, снижения психологического дискомфорта и уровня агрессии клиента, поддержания и укрепления психического здоровья, уверенности в собственных силах для преодоления трудной жизненной ситуации, в соответствии с возрастными особенностями и проблемами клиентов;
6) расходные материалы (бумага, ручки, бланки установленной отчетности и иные материалы).
Документальное сопровождение процесса оказания услуги:
1) журнал учета поступивших в службу "Телефон доверия" обращений;
2) журнал инструктажей по технике безопасности;
3) бланки установленной отчетности;
4) результаты мониторинга причин, источников повышенной социально-психологической напряженности в обществе, анализа половозрастных, социальных показателей обращений в службу "Телефон доверия";
5) ежемесячный/еженедельный отчет специалиста, оказывающего услугу.
11. Требования Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52143-2003-У "Основные виды социальных услуг" и ГОСТ Р 52342-2003 "Качество социальных услуг":
Форма услуги: оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому.
Качество услуги: беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса должны обеспечивать укрепление психического здоровья клиентов, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности.
Требования Государственного стандарта социального обслуживания населения в Свердловской области:
Форма услуги: оказание клиентам первичной, в том числе экстренной, квалифицированной психологической и медико-психологической помощи в решении трудных жизненных ситуаций.
Содержание услуги, алгоритм предоставления, качественные и количественные показатели выполнения:
гарантированный базовый уровень:
1) изучение личного дела клиента/заявления клиента/соседей/родственников/субъектов системы профилактики о сложной жизненной ситуации клиента/сигнала, поступившего в учреждение/направления специалистов учреждения социального обслуживания/приглашения, подготовленного специалистами учреждения социального обслуживания, для участия психолога во встрече с клиентом/срочный вызов специалиста при поступлении клиента в учреждение;
2) личное знакомство и установление контакта с клиентом;
3) оказание первичной психологической и медико-психологической помощи в виде беседы, общения, выслушивания, подбадривания, мотивации к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиента и иные действия (не менее 15 минут);
4) выявление в ходе беседы, общения психологических проблем, стоящих перед клиентом/их экспресс-диагностика;
5) определение в ходе беседы, общения реакции клиента на имеющиеся проблемы и уровня мотивации к их преодолению;
6) разъяснение клиенту сути проблем и определение возможных путей их решения/ознакомление других специалистов, участвующих в процессе реабилитации клиента, с результатами своих наблюдений, результатами экспресс-диагностики клиента;
7) информирование клиента о службах психологической и медико-психологической помощи/поддержки населения, функционирующих на территории муниципального образования/службах, специалистах, формах работы на базе учреждения социального обслуживания по решению трудных жизненных ситуаций клиентов;
8) заполнение индивидуальной программы/плана/карты реабилитации клиента;
повышенный уровень**;
1) разработка для клиента рекомендаций по решению стоящих перед ним психологических проблем;
2) подготовка специалистам, участвующим в процессе реабилитации клиента, рекомендаций по способам общения с клиентом и преодолению его трудной жизненной ситуации.
Нормативные правовые документы, регламентирующие процесс предоставления услуги:
1) обязательный перечень;
2) должностная инструкция специалиста учреждения (психолог, педагог-психолог, врач-психотерапевт), оказывающего услугу;
3) инструкции о порядке оказания первичной, в том числе экстренной, квалифицированной психологической и медико-психологической помощи;
4) положение учреждения о порядке предоставления конфиденциальной информации о клиенте.
Условия предоставления услуги:
1) высшее психологическое или медицинское образование специалиста, оказывающего услугу (психолог, педагог-психолог, врач-психотерапевт), стаж работы не менее 3 лет;
2) специально оборудованное рабочее место специалиста, оказывающего услугу (стол, стул для специалиста, мягкие стулья/кресла/диван для клиентов, телефон, приглушенный свет, отсутствие посторонних лиц и шумов);
3) расходные материалы (бланки установленного образца, бумага, ручки, клей, скрепки иные материалы);
4) библиотечный фонд специалиста по решению психологических проблем граждан;
5) информационный банк данных о службах, оказывающих психологическую помощь населению (на бумажных/электронных носителях).
Документальное сопровождение процесса оказания услуги:
1) обязательный перечень;
2) копии оформленных в процессе оказания услуги документов;
3) журнал учета поступивших в учреждение сигналов о трудной жизненной ситуации граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.