Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 июня 2005 г. N Ф09-2760/05-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 14.03.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.04.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-1173/05-С9.
В судебном заседании принял участие представитель Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Красноуфимского отделения N 1774 (далее - Сбербанк) - Ушакова М.Б. (доверенность от 24.01.2005 N 01-2/15/922).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании со Сбербанка налоговых санкций в размере 950 руб. за непредставление в инспекцию сведений о полученных в 2002 г. физическими лицами доходах в виде материальной помощи.
Решением суда первой инстанции от 14.03.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.04.2005 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка Сбербанка. По результатам проверки составлен акт от 30.06.2004 N 06-37, в котором зафиксирован факт непредставления в установленный п. 2 ст. 230 Кодекса срок сведений о получении в 2002 г. доходов в виде материальной помощи 19 физическими лицами. На основании акта вынесено решение от 21.07.2004 N 06-37 о привлечении Сбербанка к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 950 руб. Сбербанку было направлено требование от 21.07.2004 N 06-37 о добровольной уплате штрафа. Неисполнение в добровольном порядке требования явилось основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании налоговых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных инспекцией требований, суды исходили из того, что в действиях Сбербанка отсутствует состав вменяемого налогового правонарушения, так как сумма материальной помощи, выплаченной бывшим работникам, не превышает 2000 руб. в расчете на одного человека и в соответствии с п. 28 ст. 217 Кодекса не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Кроме того, Сбербанк не является налоговым агентом (работодателем), так как с выплаченной материальной помощи не производил удержание налога; в трудовых отношениях Сбербанк с бывшими работниками не состоит, а следовательно, у него отсутствовала обязанность по представлению сведений о доходах этих лиц.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
Подпунктом 4 п. 3 ст. 24 Кодекса предусмотрено, что налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Согласно п. 1 ст. 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Пунктом 1 ст. 24 Кодекса определено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
В силу п. 28 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 2000 руб., по основаниям выплаты материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Сбербанк выплатил материальную помощь своим бывшим работникам (ветеранам, неработающим пенсионерам), по отношению к которым он не является работодателем. Сумма материальной помощи не превышает 2000 руб. в расчете на одного человека (л.д. 22-36), а следовательно, выплаченная материальная помощь не подлежала налогообложению на основании п. 28 ст. 217 Кодекса.
Таким образом, у Сбербанка отсутствовала обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц с указанных материальных выплат.
Следовательно, Сбербанк в рассматриваемом случае не является налоговым агентом и не может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 Кодекса.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение суда первой инстанции от 14.03.2005 и постановление суда апелляционной инстанции от 27.04.2005 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-1173/05-С9 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ, влечет привлечение к ответственности.
По мнению налогового органа, банк обязан предоставить налоговому органу сведения о получении доходов в виде материальной помощи физическими лицами - бывшими работниками банка. Непредставление указанных сведений влечет ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Суд указал, что в действиях банка отсутствует состав вменяемого правонарушения. В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Пунктом 1 ст. 24 НК РФ предусмотрено, что налоговыми агентами являются лица, на которых НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет налогов. Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы в виде материальной помощи, оказываемой работодателями своим бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию, в размере, не превышающем 2 000 руб.
Суд установил, что банк выплатил материальную помощь своим бывшим работникам (неработающим пенсионерам). Сумма материальной помощи не превышает 2000 руб. в расчете на одного человека. Поэтому суд сделал вывод, что выплаченная материальная помощь не подлежала налогообложению. Следовательно, исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ банк был не обязан.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации банк налоговым агентом не являлся, поэтому ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ не подлежит.
Поэтому суд поддержал позицию банка, решение и постановление апелляционной инстанции оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2005 г. N Ф09-2760/05-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника