Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 25 апреля 2006 г. N Ф09-3015/06-С4
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 июня 2007 г. N 6362/07
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 февраля 2007 г. N Ф09-660/07-С4
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 апреля 2006 г. N Ф09-3015/06-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Октябрьскдорстрой" (далее - ОАО "Октябрьскдорстрой") на определение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 18.01.2006 по делу N А50-10285/2005-Б по заявлению открытого акционерного общества "Автотранспортная база N 2" (далее - ОАО "Автотранспортная база N 2") о признании ОАО "Октябрьскдорстрой" несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании принял участие представитель ОАО "Октябрьскдорстрой" - Попкова А.В. (доверенность от 20.04.2006 б/н).
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о включении на основании ст. 134, 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в первую очередь реестра требований кредиторов ОАО "Октябрьскдорстрой" капитализированных платежей в сумме 3680685 руб. 17 коп.
Определением суда первой инстанции от 18.01.2006 требования Фонда социального страхования в размере 3680685 руб. 17 коп. включены в первую очередь реестра требований кредиторов ОАО "Октябрьскдорстрой".
В суде апелляционной инстанции определение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ОАО "Октябрьскдорстрой" просит указанное определение отменить, полагая, что Методика расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лицстрахователей, утвержденная постановлением фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 (далее - Методика), применению не подлежит.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, фонд социального страхования предъявил ОАО "Октябрьскдорстрой" требования о включении в реестр кредиторов первой очереди капитализированных платежей в сумме 3680685 руб. 17 коп. Расчет платежей произведен заявителем в соответствии с Методикой.
Признавая требования заявителя обоснованными в указанной сумме, суд, руководствуясь ст. 100, 135, 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", исходил из того, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают основания и размер заявленных требований, при этом при определении размера данных платежей в деле о банкротстве подлежит применению Методика.
Данный вывод суда является правильным, основан на материалах дела и требованиях закона.
Согласно п. 1 ст. 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в ст. 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" использован термин "повременные платежи", но в названном Законе, равно как и в других федеральных законах, не содержится его толкования.
Поэтому ч. 1 ст. 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" подлежит применению с учетом законодательства, регулирующего отношения по возмещению вреда здоровью работника в порядке обязательного социального страхования.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний состоит из Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 2 названного Закона).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, определенных п. 1 ст. 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (п. 3 ст. 10, п. 1 ст. 12 Закона), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской. социальной и профессиональной реабилитацией.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести фонду социального страхования капитализированные платежи (п. 2 ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"), которые являются одним из источников доходов фонда социального страхования (п. 1 ст. 20 названного Закона). При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Таким образом, капитализация платежей, перечисляемых на счет фонда социального страхования, производится в целях резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о социальном страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Должник, в отношении которого открыто конкурсное производство, по смыслу абз. 14 ст. 2, гл. VII Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", п. 1 ст. 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации через процедуру конкурсного производства.
Законом о социальном страховании не предусмотрено уменьшения размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное нарушало бы права фонда социального страхования как страховщика. поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств фонда перед работниками должника.
Таким образом, судом правомерно учтено, что, будучи специальным, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не регулирует отношения, возникающие при возмещении вреда здоровью граждан через систему обязательного социального страхования (п. 1 ст. 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" порядок капитализации соответствующих платежей, вне зависимости от того, являются они ежемесячными либо нет, определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 17.11.2000 издало постановление N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального, страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" , п. 2 которого фонду социального страхования Российской Федерации поручено разработать и по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить Методику расчета размера таких платежей.
Во исполнение этого постановления фонд социального страхования Российской Федерации постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил Методику, согласованную с указанными органами исполнительной власти и предусматривающую капитализацию средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (вероятных) периодов капитализации, зависящих от пола и возраста потерпевшего, и на оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших.
Таким образом, требование фонда социального страхования в части, касающейся применения коэффициентов капитализации и капитализации дополнительных расходов, связанных с медицинской и социальной реабилитацией потерпевших, заявлено обоснованно и подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, что Зотова Ольга Владимировна является неработающей, а также о том, что фондом социального страхования не представлен акт, устанавливающий право Зотовой О.В. на возмещение вреда по случаю потери кормильца опровергаются имеющимися в материалах дела приказом фонда социального страхования от 11.07.2005 N 7457 "О продлении ежемесячных страховых выплат Зотовой О. В. в связи со смертью застрахованного Зотова Алексея Анатольевича" и справкой администрации Сарсинского поселкового Совета Октябрьского района Пермской области от 01.07.2005 о том, что Зотова О. В. зарегистрирована в п. Саре, Микрорайон, д.2 кв. 54 и находится в отпуске по уходу за ребенком Зотовой Олесей Алексеевной до 14 лет (л. д. 11).
На основании изложенного определение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд постановил:
Определение суда первой инстанции Арбитражного суда Пермской области от 18.01.2006 по делу N А50-10285/2005-Б оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Октябрьскдорстрой" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 апреля 2006 г. N Ф09-3015/06-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника