Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 3 октября 2000 г. N Ф09-1451/2000ГК
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 апреля 2001 года N 9046/00 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Троицкая ГРЭС" на решение от 31.05.2000 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-5126/2000 по иску ОАО "Троицкая ГРЭС" к ГУП " Южно-Уральская железная дорога" о взыскании 3997008 руб.
В судебном заседании приняли участие представители: истца - Минибаев Р.Г., дов. от 22.12.99, N 119-4242; ответчика - Солдаткина Т.И., дов. от 31.05.2000 N НЮ-159.
Права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
ООО "Троицкая ГРЭС" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к ГУП "Южно-Уральская железная дорога" о возврате излишне взысканных провозных платежей в сумме 3997008 руб. путем восстановления записи на лицевом счете ТехПД.
Решением от 31.05.2000 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.
Истец, ОАО "Троицкая ГРЭС", с решением не согласен, просит его отменить и принять новое решение. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что не являлся стороной договора на перевозку грузов в международном сообщении с оплатой тарифа в свободно-конвертируемой валюте, взаимоотношения истца и ответчика в 1999 г. по платежам за перевозку угля регулировались не Тарифной политикой РЖД, а внутренними локальными документами: договором на эксплуатацию подъездных путей, где сказано, что расчеты за доставку угля производятся по внутреннему прейскуранту 10-01, и телеграммой МПС от 11.11.98, по которой тариф за доставку угля из Казахстана установлен в размере 30,78 руб. за 1 тн угля.
Законность судебного акта проверена в порядке ст.ст.162, 171, 174 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что в июне 1999 г. в адрес ОАО "Троицкая ГРЭС" сообщением из Казахстана поступили четыре маршрута с углем. Первоначально груз следовал сообщением через пограничную станцию Пресногорьковская до станции Малорефтинская Свердловской железной дороги. В пути следования по просьбе ОАО "Троицкая ГРЭС" и Рефтинской ГРЭС (первоначального грузополучателя) по станции Курган была произведена переадресовка данных маршрутов с углем, о чем сделаны отметки в международных железнодорожных накладных. За доставку указанных маршрутов начисление провозных платежей грузополучателю ОАО "Троицкая ГРЭС" - произведено в соответствии с Тарифной политикой Pоссийских железных дорог. Полагая, что таксировка провозных платежей за перевозку маршрутов с углем по территории России должна производиться по прейскуранту N 10-01, истец считает сумму провозных платежей 3997008 руб. излишне взысканной.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о восстановлении указанной суммы на лицевом счете ТехПД, суд исходил из того, что груз следовал из Казахстана в Россию по единым международным накладным и оплата за его перевозку осуществляется в соответствии с Тарифной политикой Российских железных дорог.
Данный вывод является правомерным по следующим обстоятельствам. Статьей 4 ТУ железных дорог Российской Федерации установлено, что перевозки грузов в международном сообщении осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Уставом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Согласно ст.2 ФЗ "О железнодорожном транспорте" перевозка грузов между Российской Федерацией и иностранными государствами относится к международному железнодорожному сообщению. Статьей 10 этого Закона предусмотрено, что тарифы и перевозки в международном сообщении устанавливаются в соответствии с международными договорами. Соглашение о международном железнодорожном сообщении (СМГС) является основным нормативным актом, регулирующим международные железнодорожные перевозки.
Согласно ст.13 СМГС провозные платежи исчисляются по тарифам, действующим в день заключения договора перевозки по внутренним тарифам, действующим на железных дорогах этих стран, или по прямому тарифу, если этими железными дорогами установлен прямой тариф. Поэтому применение прямых тарифов, установленных международным договором государств-участников СНГ - Тарифной политикой Российских железных дорог на 1999 фрахтовый год - правомерно.
При таких обстоятельствах оснований для применения внутреннего прейскуранта N 10-01 при международных перевозках не имелось. Льготный тариф по доставке угля из Казахстана через станцию Тобол, установленный телеграммой МПС от 11.11.98, также не применим в конкретных обстоятельствах при перевозке груза по иному маршруту.
С учетом изложенного оснований для отмены судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 174, 175, 177 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 31.05.2000 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-5126/2000 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 октября 2000 г. N Ф09-1451/2000ГК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 апреля 2001 года N 9046/00 настоящее постановление отменено