Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 апреля 2005 г. N Ф09-1406/05АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции от 20.10.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.12.2004 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-476/04 по заявлению индивидуального предпринимателя Панкратова Андрея Михайловича (далее - предприниматель, налогоплательщик) о признании частично недействительным решения инспекции от 09.07.2004 N 03-44/1887/20634.
В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя - Хайруллин Ф.Р (доверенность от 14.04.2005 N 2028).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании недействительным п. 2 резолютивной части решения инспекции от 09.07.2004 N 03-44/1887/20634 об отказе в предоставлении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за III и IV кварталы 2003 г.
Решением суда первой инстанции от 20.10.2004 требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.12.2004 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами статьей 161, 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная проверка предпринимателя по декларациям по НДС за III, IV кварталы 2003 г. и документам, представленным им по запросу от 11.02.2004, в том числе:
- по декларации по НДС за IV квартал 2003 г. (представлена 19.01.2004), согласно которой НДС начислен в размере 454559 руб. (строка 350 декларации), сумма НДС к вычету по строке 440 - 328707 руб., сумма НДС к уплате за IV квартал 2003 г. по строке 460 - 125852 руб.;
- по декларации по НДС за III квартал 2003 г. (представлена 20.01.2004), согласно которой НДС начислен в размере 438734 руб. (строка 350 декларации), сумма НДС к вычету по строке 440 - 541089 руб., сумма НДС, начисленная к возмещению за III квартал 2003 г., по строке 470 - 102355 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией принято решение от 09.07.2004 N 03-44/1887/20634 об отказе в привлечении предпринимателя к налоговой ответственности в связи с отсутствием события налогового правонарушения.
Пунктом 2 резолютивной части оспариваемого решения налогоплательщику отказано в предоставлении налоговых вычетов по НДС за III квартал в сумме 98003 руб., за IV квартал 2003 г. - в сумме 23267 руб., в возмещении НДС за III квартал 2003 г. в сумме 98003 руб.
Налоговый орган полагал, что им правомерно не приняты к вычетам суммы НДС, заявленные предпринимателем в вышеуказанных декларациях, поскольку в результате встречных налоговых проверок было установлено, что предприниматель Абилькенов Е.Э. документы по требованию не представил, применяет упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 г., плательщиком НДС не является, предприниматель Абилькенов Т.Э. также применяет упрощенную систему налогообложения и с заявителем в течение 2003 г. взаимоотношений не имел, в связи с чем в бюджете не сформирован источник возмещения НДС, а значит, оснований принимать к вычетам указанные предпринимателем суммы НДС не имелось.
Удовлетворяя требования заявителя, суд правомерно исходил из того, что в подтверждение права на налоговые вычеты в сумме 98003 руб. за III квартал 2003 г. и в сумме 23267 руб. за IV квартал 2003 г. по договору от 31.01.2003 с Абилькеновым Е.Э. в налоговый орган предпринимателем представлены все требуемые первичные документы (книга продаж, книга покупок, счета-фактуры, письма Абилькенова Е.Э. о перечислении денежных средств на счет третьего лица, счета на оплату, платежные поручения, выписки банка). Факт уплаты поставщику сумм НДС при приобретении товаров материалами дела подтвержден. Доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях предпринимателя признаков недобросовестности или злоупотреблении правом (ст. 171, 172 Кодекса), налоговым органом не представлено.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с такими выводами согласился.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют требованиям действующего законодательства и обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на добавленную стоимость на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Статья 172 Кодекса устанавливает, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Ни данными нормами права, ни какими-либо иными нормами права, определяющими порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, не установлена в качестве обязательного условия уплата НДС в бюджет поставщиком материальных ресурсов.
Это следует также из определения Конституционного суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О, в котором сделан вывод о том, что возможность применения добросовестным налогоплательщиком налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость не ставится в зависимость от исполнения всеми предшествующими поставщиками товара на территории Российской Федерации обязанности по перечислению суммы налога в бюджет.
Согласно подп. 1 п. 5 ст. 173 Кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со ст. 145 Кодекса, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В силу ст. 32, 82 и 87 Кодекса, возлагающих на налоговые органы обязанность по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в случае неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы в соответствии со ст. 45-47 Кодекса вправе решить вопрос о принудительном исполнении ими этой обязанности.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Обжалуемые судебные акты соответствуют закону, обстоятельствам дела и отмене не подлежат.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении ст. 161, 171, 172 Кодекса отклоняется, поскольку основан на неверном толковании данных норм.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение суда первой инстанции от 20.10.2004 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.12.2004 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-476/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подп. 1 п. 5 ст. 173 Кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в соответствии со ст. 145 Кодекса, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В силу ст. 32, 82 и 87 Кодекса, возлагающих на налоговые органы обязанность по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в случае неисполнения обязанности по уплате налога поставщиками или производителями товаров, которые являются самостоятельными налогоплательщиками, налоговые органы в соответствии со ст. 45-47 Кодекса вправе решить вопрос о принудительном исполнении ими этой обязанности.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о неправильном применении ст. 161, 171, 172 Кодекса отклоняется, поскольку основан на неверном толковании данных норм."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 апреля 2005 г. N Ф09-1406/05АК
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника