Постановление Правительства Свердловской области
от 25 августа 1997 г. N 732-п
"Об основных направлениях программы реформ
жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области"
Постановлением Правительства Свердловской области от 16 июня 2003 г. N 353-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 и в целях разработки Программ реформирования в жилищно-коммунальной сфере на территории Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить основные направления программы реформ жилищно-коммунального хозяйства в Свердловской области (прилагаются).
2. Утвердить государственным заказчиком по разработке Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства области (Рулев Е.И.).
3. Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству (Рулев Е.И.) с привлечением научных, проектных и других отраслевых организаций разработать нормативно-правовые акты, касающиеся реформ жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
4. Комитету по экономике Правительства области (Ковалева Г.А.) предусмотреть в бюджете 1998 года 100 млн. рублей на финансирование нормативно-правовой базы по проведению реформ в жилищно-коммунальной сфере Свердловской области.
5. Главам муниципальных образований:
а) разработать программы реформирования в жилищно-коммунальной сфере своих территорий;
б) организовать систему информированности населения в средствах массовой информации о проводимой работе по реформам в ЖКХ.
6. Образовать под руководством заместителя Председателя Правительства области Штагера В.П. совет по проведению реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве области (состав совета прилагается).
7. Заместителю Председателя Правительства области Штагеру В.П. силами образованной комиссии по реформе в жилищно-коммунальном хозяйстве (распоряжение Правительства Свердловской области от 24.02.97 N 112-рп) с привлечением необходимых лиц и организаций подготовить предложения по изменениям и дополнениям в правовые акты Свердловской области в части жилищно-коммунального хозяйства.
8. Организовать на территории Свердловской области соревнования среди муниципальных образований за широкое проведение реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве под девизом: "Реформы ЖКХ - населению".
Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Свердловской области (Рулев Е.И.) в срок до 01.11.97 разработать Положение о соревновании, подготовить состав комиссии по подведению итогов и представить на утверждение Правительству Свердловской области.
9. Опубликовать основные направления программы реформ жилищно-коммунального хозяйства в Свердловской области в "Областной газете".
10. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Штагера В.П.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П. Воробьев
Основные направления
программы реформ жилищно-коммунального хозяйства
в Свердловской области
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 25 августа 1997 года N 732-п)
Современное состояние жилищно-коммунального
хозяйства Свердловской области
Нормальное устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства - ведущей отрасли муниципальной инфраструктуры, является первейшим и непременным условием жизнеобеспечения населения городов, поселков. За последние годы внимание к ней со стороны федеральных властей ослабло, а местные власти пока еще не обладают необходимыми ресурсами, особенно финансовыми. Это объясняется тем, что существовавший ранее порядок, согласно которому на коммунальное строительство направлялось капиталовложений до 30% от объема капиталовложений на жилищное строительство, в настоящее время полностью нарушен. Передаваемые объекты жилья и коммунального назначения предприятиями федеральной собственности финансированием не подкрепляются. Отрасль оказалась на грани серьезных хозяйственных и финансово-экономических разрушений и нуждается в срочной и существенной поддержке с привлечением дополнительных финансовых средств.
Снижается надежность работы магистральных инженерных сетей, дорог, водоочистных сооружений, теплоисточников.
Отложено решение десятков важных проблем, связанных с улучшением обеспечения населения качественной питьевой водой, теплом, электроэнергией, газом.
Из-за дефицита мощностей очистных сооружений канализации, источников теплоснабжения, водопроводных сооружений в 15 из 44 городов области следовало бы прекратить вообще жилищное строительство.
По оценке Уральского "Водоканалпроекта" дефицит водоочистных сооружений составит 458 тыс. куб. метров в сутки и будет наблюдаться в 70 городах и рабочих поселках из имеющихся 120.
Не менее актуальными являются и проблемы канализации и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод: свыше 61% или более чем 70 млн. куб. метров сточных вод сбрасывается ежегодно в водоемы области недоочищенными и экологически опасными.
Напряженное положение остается и с теплоснабжением. На балансе муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства находится более 2000 км тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) и свыше 1200 котельных малой и средней мощности.
Внешнее благоустройство городов и поселков Свердловской области отстает от среднего уровня России по протяженности дорог с усовершенствованным покрытием в 1,5 раза, по протяженности замощенных тротуаров - в 3 раза. В сельских населенных пунктах эти показатели в 5 раз ниже среднеобластных.
В городах и районах области сложилось угрожающее положение с обеспечением сохранности имеющегося жилищного фонда. Из-за снижения и ранее недостаточных объемов работ по капитальному ремонту, из-за уменьшения эксплуатационных расходов происходит интенсивное старение и преждевременный физический износ жилищного фонда. Площадь ветхого жилищного фонда за 1992-1996 годы в области увеличилась до 991 тыс. кв. метров и составляет вместе с потенциально ветхим почти 15% от всего фонда. Эта доля увеличивается еще и потому, что новое строительство жилья и его ввод за 5 лет снизился почти вдвое и составил в 1996 году всего 1,05% от общего жилищного фонда области. Почти 180 тыс. семей проживают в ветхих домах без перспектив на улучшение жилищных условий.
В 60 - 70-е годы в крупных городах и рабочих поселках области шла застройка панельными домами массовых серий, так называемыми "хрущевками". Панельные 5-этажные дома массовых серий 60 - 70-х годов составляют по области более 20 млн. кв. метров.
В том числе в Екатеринбурге за период 1960-1969 годов построено 119 тыс. квартир общей площадью 6,5 млн. кв. метров, а всего по городу подобного жилья было построено 228 тыс. квартир общей площадью 12,5 млн. кв. метров.
К настоящему времени у этих домов кончается срок долговечности конструкций, кроме этого, дома не отвечают современным требованиям и нормативам по уровню комфортности жилья, энергосбережению и стабильности режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В сельской местности жилищный фонд составляет 10592,2 тыс. кв. метров, в котором проживает 582 тыс. человек. Реформирование в жилищно-коммунальной сфере сельской местности требует своего подхода.
Учитывая сложившуюся обстановку, на территории Свердловской области в 1993 году началась работа по реформированию в жилищно-коммунальной сфере на территории области.
Так были разработаны и приняты нормативные документы:
- "Об основах жилищной политики в Свердловской области" Областной закон от 08.06.95 N 17-ОЗ;
- "О предоставлении жилища в Свердловской области" (в ред. от 25.09.95) - Областной закон от 04.05.95 N 14-ОЗ;
- "О временных государственных минимальных социальных стандартах Свердловской области" - Областной закон от 18.12.96;
- "О государственном регулировании цен и тарифов в Свердловской области" - Областной закон от 03.04.96 N 20-ОЗ;
- "Об утверждении Положения "О порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг" - постановление Правительства Свердловской области от 26.04.96 N 354-п;
- "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в 1994 году" - постановление главы администрации Свердловской области от 13.12.93 N 314 и каждый последующий год;
- "О комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Свердловской области" - постановление Правительства Свердловской области от 13.01.97 N 19-п;
- "Об утверждении Концепции обеспечения населения Свердловской области питьевой водой стандартного качества" - постановление Правительства Свердловской области от 15.07.96 N 563-п;
- "Об учете воды у водопотребителей области" - постановление главы администрации Свердловской области от 21.01.94 N 20;
- "Об областной энергетической комиссии" - постановление Правительства Свердловской области от 27.02.96 N 129-п;
- "Об утверждении типового договора найма и предоставления "нанимателю" коммунальных, иных услуг по обслуживанию и ремонту жилого помещения и типового договора о предоставлении коммунальных, иных услуг по техническому обслуживанию, ремонту жилого помещения" - постановление Правительства Свердловской области от 27.03.96 N 229-п;
- "Об утверждении Временных методических рекомендаций по расчету прожиточного минимума населения Свердловской области" постановление Правительства Свердловской области от 25.02.97 N 155-п;
Постановлением Правительства Свердловской области от 1 февраля 2002 г. N 69-ПП постановление Правительства Свердловской области от 25 февраля 1997 г. N 155-п "Об утверждении Временных методических рекомендаций по расчету прожиточного минимума населения Свердловской области" признано утратившим силу
- "Об оплате жилья и коммунальных услуг гражданами Свердловской области в 1997 году" - постановление Правительства Свердловской области от 13.05.97 N 370-п;
- "Об установлении доли государственного и муниципального жилищного фонда, предоставляемого в аренду" - постановление главы администрации Свердловской области от 18.11.94 N 520;
- "Об утверждении на 1994 год коэффициентов пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам" - постановление главы администрации Свердловской области от 11.04.94 N 122;
- "О плате за техническое обслуживание и ремонт домов жилищно-строительных кооперативов" - решение малого Совета Свердловского областного Совета народных депутатов от 19.05.93 N 108/19;
- "О введении в действие "Временного Положения о порядке присвоения статуса и утверждения тарифа оптового потребителя перепродавца электрической и (или) тепловой энергии, вырабатываемой АО "Свердловэнерго", на территории Свердловской области" - постановление Правительства Свердловской области от 28.12.95 N 148-п;
- "Об оценке недвижимого имущества, находящегося в собственности физических лиц для налогообложения" - постановление главы администрации Свердловской области от 06.02.95 N 43;
- "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую АО "Свердловэнерго" - постановление Правительства Свердловской области от 28.02.97 N 170-п;
Постановлением Правительства Свердловской области от 1 апреля 1999 г. N 407-ПП постановление Правительства Свердловской области от 28 февраля 1997 г. N 170-п "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую АО "Свердловэнерго" признано утратившим силу с 1 апреля 1999 г.
- "О государственном регулировании цен и тарифов на территории Свердловской области" - постановление Правительства Свердловской области от 30.12.96 N 1057-п;
- "О тарифах на газ, реализуемый населению области" постановление Правительства Свердловской области от 22.01.97 N 48-п;
Постановлением Правительства Свердловской области от 5 февраля 1999 г. N 125-п постановление Правительства Свердловской области от 22 января 1997 г. N 48-п "О тарифах на газ, реализуемый населению области" признано утратившим силу
- "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, не входящими в систему ОАО "Свердловэнерго" - постановление Правительства Свердловской области от 28.02.97 N 169-п;
Постановлением Правительства Свердловской области от 31 декабря 2002 г. N 1477-ПП постановление Правительства Свердловской области от 28 февраля 1997 г. N 169-п "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, не входящими в систему ОАО "Свердловэнерго" признано утратившим силу
- "О регулировании тарифов на услуги водоснабжения и канализации в Свердловской области" - постановление Правительства Свердловской области от 23.05.97 N 411-п.
Постановлением Правительства Свердловской области от 23 января 2001 г. N 56-ПП постановление Правительства Свердловской области от 23 мая 1997 г. N 411-п "О регулировании тарифов на услуги водоснабжения и канализации в Свердловской области" признано утратившим силу
1. Цели реформирования
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Свердловской области проводится в соответствии с основными положениями утвержденной Указом Президента РФ "Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", "Программой действий Губернатора Свердловской области на 1996-1999 годы", постановлениями Правительства Свердловской области "Об основах жилищной политики в Свердловской области" и "О комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Свердловской области".
Проведение реформы в жилищно-коммунальной сфере намечается не как отраслевое мероприятие, а как составная часть намеченного в Программе действий Губернатора формирования механизма устойчивого развития Свердловской области, создающего предпосылки для стабильного повышенного уровня жизни населения в его экономическом, социальном, экологическом и духовном измерениях.
Непосредственными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;
- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;
- разграничение прав собственности управления и обслуживания объектами жилищно-коммунального хозяйства;
- переход на договорные отношения собственников жилищного фонда и объектов коммунального назначения, заказчиков на жилищно-коммунальные услуги и подрядных организаций - жилищных ремонтно-эксплуатационных и коммунальных предприятий, а также потребителей жилищных и коммунальных услуг;
- развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания и антимонопольное регулирование деятельности естественных и локальных монополий в сфере ЖКХ;
- поэтапный переход от дотирования предприятий ЖКХ к предоставлению адресной социальной помощи (жилищных субсидий) низкодоходным группам населения;
- привлечение внебюджетных источников финансирования развития жилищно-коммунальной инфраструктуры.
2. Приоритеты действий
Особенностью проведения реформы в Свердловской области является увязка мер по реформированию жилищно-коммунального хозяйства:
1. С системой мер по оздоровлению экономики региона.
2. С динамикой роста инфляции и реальных доходов населения в области.
3. С мерами по развитию ресурсосбережения.
4. С системой мер по демонополизации жилищно-коммунального хозяйства и созданию условий для конкуренции в этой сфере.
Прежде чем приступить к реформированию оплаты жилья и коммунальных услуг проводится повсеместная работа, которая включает в себя:
1. Улучшение технического состояния объектов и инженерных сетей коммунальной инфраструктуры и материально-технической базы эксплуатирующих организаций на основе проведения инвентаризации основных фондов, определения их технического состояния и обоснованной балансовой стоимости.
2. Приведение в действие системы энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе механизма ценообразования и стимулирования сбережения тепла, горячей и холодной воды, газа, а также повсеместное внедрение приборов учета.
3. Перестройку системы предоставления жилищно-коммунальных услуг с целью уменьшения количества посредников и перепродавцов, переход на договорные отношения между заказчиком и подрядчиками жилищно-коммунальных услуг.
Разрабатываются региональные стандарты качества предоставления услуг и формируются условия, согласно которым величина оплаты подрядчикам полностью будет зависеть от количества и качества предоставленных жилищно-коммунальных услуг.
4. Разработку прогнозных оценок потребностей населения в коммунальных услугах, которые будут положены в основу подготовки программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства в каждом муниципальном образовании и поэтапного выделения средств на эти цели из областного и муниципальных бюджетов.
5. Создание благоприятных социальных условий для проведения жилищно-коммунальной реформы через обеспечение адресной социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг, создание муниципальных центров по предоставлению гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, внесение в законодательные акты Свердловской области изменений и дополнений, обеспечивающих плавное проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства, составление перечня критических территорий по коммунальному хозяйству на основе региональных социальных стандартов.
6. Обеспечение сопряженности жилищно-коммунального хозяйства с жилищным строительством по согласованному развитию инфраструктуры.
7. Разработку механизма осуществления инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство и обновления основных фондов (снос ветхого жилья), концепцию реабилитации и реконструкции панельных жилых домов, источников финансирования эксплуатационных расходов и строительства жилья.
8. Приведение в соответствие с требованиями режима безубыточного функционирования системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве области.
9. Создание единых стандартов информационного обеспечения объектов ЖКХ.
10. Разработка документов по учету особенностей проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства в небольших городах, поселках и в сельской местности, в том числе для органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого функционирования объектов инженерных сетей коммунальной инфраструктуры, дальнейшего повышения уровня благоустройства жилищ, улучшения санитарного состояния городов и других населенных пунктов. Содействие муниципальным образованиям в деле подготовки программ проведения жилищно-коммунальной реформы на своих территориях.
11. Подготовка персонала, занятого в жилищно-коммунальном хозяйстве, к работе в режиме безубыточного функционирования через повышение профессиональной квалификации работников, обучение их методам хозяйствования в условиях рыночных отношений, постоянное ознакомление с нормативно-правовой и методической документацией, развитие организаторских качеств.
3. Обеспечение условий проживания, отвечающих
стандартам качества
- Разработать социально необходимые нормативы потребления на услуги водопотребления, водоотведения, газо-, электроснабжения, теплоснабжения на территории области.
- Привести нормы потребления коммунальных услуг для населения (водопотребления, водоотведения, теплоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения) в соответствие с мощностями по территориям муниципальных образований (с учетом действующих нормативов, определенных СНиП).
- Разработать стандарты на жилищно-коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию.
- Разработать и утвердить положение о порядке предоставления гражданам Свердловской области жилищно-коммунальных услуг предприятиями и организациями независимо от форм собственности.
- Разработать программу ликвидации ветхого жилищного фонда.
- Разработать программу реабилитации панельных домов массовых серий 60 - 70-х годов.
Важная роль в реформировании жилищно-коммунального хозяйства на территории области отводится органам местного самоуправления, которые обеспечивают жесткий контроль за деятельностью предприятий ЖКХ, состоянием жилья и коммунальных объектов.
Подрядные жилищные и коммунальные организации несут ответственность за соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального назначения, за эффективное использование ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном обслуживании потребителей, обеспечении сохранности жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.
Наступило время придания общежитиям статуса жилого дома социального использования.
Муниципальные образования всячески поощряют обмен жилых помещений для граждан, имеющих излишки жилья и желающих произвести обмен.
4. Снижение издержек производителей услуг и соответственно
тарифов при поддержании стандартов качества
предоставляемых услуг
- Разработать программу развития конкуренции на рынке коммунальных услуг с учетом областной программы демонополизации экономики (совместно со Свердловским территориальным управлением ГАК России).
- Создать полноценный орган на территории области профессиональную энергетическую комиссию со статусом юридического лица, с целью осуществления контроля за объективностью установления тарифов путем оценки затрат предприятий естественных монополистов.
- Сформировать финансово-экономический паспорт самоокупаемости каждого жилого дома. Для этого открыть каждому дому специальный счет, отработать систему амортизационных отчислений на поддержку и обновление зданий, а также создать амортизационные фонды по каждому зданию и расходовать их исключительно по целевому назначению, не допуская перераспределения между зданиями.
- Внедрение приборов учета на потребление тепловой энергии, воды, газа с учетом областной программы энергосбережения.
- Правительству области, исполнительным органам местного самоуправления всячески способствовать дальнейшему выделению поставщиков коммунальных услуг из общепроизводственных структур для формирования и развития местных рынков по производству коммунальных услуг.
- Установить государственное регулирование тарифов на услуги по техническому обслуживанию лифтов и обслуживающих их линий связи.
- Разработать единую по области нормативную базу формирования тарифов по регулированию уровня затрат по вывозу и утилизации твердых и жидких бытовых отходов населения.
- Упорядочить структуру предприятий, организаций (где позволяют технические возможности) перепродавцов тепловой и электрической энергии и ввести государственное регулирование по передаче электрической и тепловой энергии по сетям организаций различных организационно-правовых форм.
- Изучить возможность использования собственных топливных ресурсов (торф) отдельными котельными.
5. Разграничение прав собственности управления и
обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства
Правительство Свердловской области, органы местного самоуправления преобразуют сферу управления, финансирования, ценообразования, принимают меры, направленные на обеспечение более эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Формируют структуры (службы заказчика, управляющие организации, товарищества собственников жилья и др.), представляющие интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В небольших населенных пунктах функции заказчика целесообразно осуществлять подразделению органа местного самоуправления.
Органам местного самоуправления завершить процесс разграничения и оформления прав собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с порядком, предусмотренным распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп.
С учетом разграничения собственности исполнительные органы местного самоуправления подразделяют основные фонды подотрасли ЖКХ на две группы:
1. Технологические фонды (жилье, сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и др.).
2. Производственные фонды (объекты, обеспечивающие обслуживание фондов первой группы: гаражи, мастерские, производственные здания и тому подобное).
Собственник объектов коммунального назначения (муниципалитет) может передавать эти фонды в хозяйственное ведение или оперативное управление коммунальным организациям-подрядчикам различных форм собственности.
Установить, что предприятия ЖКХ могут быть приватизированы и акционированы только при условии включения их в местные программы приватизации.
6. Переход на договорные отношения собственников
жилищного фонда и объектов коммунального назначения,
заказчиков на жилищно-коммунальные услуги и подрядных
организаций - жилищных ремонтно-эксплуатационных
и коммунальных предприятий, а также потребителей
жилищных и коммунальных услуг
Создавая рынок жилищно-коммунальных услуг и отбирая подрядчика на конкурсной основе, собственники жилья, заказчики на жилищно-коммунальные услуги, товарищества собственников квартир, либо управляющие организации жилищным фондом, органы местного самоуправления в соответствии с Гражданским кодексом РФ, формируют системы договорных отношений субъектов хозяйствования между:
- собственником объектов ЖКХ и хозяйствующим субъектом;
- собственником жилищного фонда и нанимателем;
- хозяйствующими субъектами;
- организацией, предоставляющей коммунальные услуги, и потребителями коммунальных услуг.
Собственник - домовладелец может выполнять эти функции сам, либо нанять специализированную управляющую организацию, которая может быть муниципальной, или сторонней управляющей организацией любой формы собственности.
Выделить из многоотраслевых предприятий ЖКХ участки, службы по содержанию и обслуживанию жилфонда, теплоснабжения, водоснабжения в самостоятельные структуры с образованием юридического лица, либо цеховые структуры с обязательным ведением отраслевого бухучета и выделенного баланса.
Основой заключения договоров с поставщиками тепловой энергии и водообеспечения могут быть проекты жилых строений, либо типовые проекты существующих жилых строений, либо нормативы различных СНиПов, предусматривающие потребление вышеназванных энергоносителей с учетом утверждаемых муниципальных нормативов потребления.
Передача ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, исходя из бюджетных возможностей каждого муниципального образования, проводится этими муниципальными образованиями в соответствии с принимаемыми программами приема-передачи.
7. Развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального
обслуживания
Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам.
С целью четкого и объемного представления о потребностях населения, проживающего в жилищном фонде муниципальной собственности, формируется муниципальный заказ на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения.
Стартовой ценой при проведении конкурсов являются ежегодно утверждаемые государственные минимальные стандарты, уровень фонда оплаты труда и основные материалы.
Контроль за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками объектов ЖКХ, производителями и потребителями услуг за выполнением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность населения, осуществляется органами местного самоуправления и органами Государственной жилищной инспекции (Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Правительства Свердловской области).
Помимо плановой деятельности Государственная жилищная инспекция осуществляет оперативное реагирование на обращения и заявления потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В конкурсах по обслуживанию жилья могут участвовать самостоятельные хозяйствующие субъекты других муниципальных территорий. Это позволит при организации конкурсов на обслуживание жилищного фонда стимулировать конкуренцию не только между муниципальными организациями и частными компаниями, но и между самими муниципальными организациями.
Службы заказчика выполняют роль управляющих организаций для муниципальных объектов. Для управления жилищным фондом других форм собственности (товарищество собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы и тому подобное) может быть нанята специализированная управляющая организация, которая привлекает, на условиях подряда, ремонтно-эксплуатационные организации и организации коммунального хозяйства.
Стимулировать создание товариществ - собственников жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда. При установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги товариществам собственников жилья необходимо исходить из уровня тарифов, установленных для населения в данном муниципальном образовании.
8. Поэтапный переход от дотирования предприятий ЖКХ
к предоставлению адресной социальной помощи (жилищных
субсидий низкодоходным группам населения)
Главнейшей задачей Правительства области, исполнительных органов местного самоуправления является повышение уровня жизни населения, предполагающий опережение роста доходов над инфляционными процессами.
Одновременно с разработкой программы реформы жилищно-коммунального хозяйства разрабатывается механизм перехода в течение 4 - 5 лет к полной оплате жилищно-коммунальных услуг населением. При этом темп ежегодного поднятия оплаты следует увязать непосредственно с темпами инфляции и ростом денежных доходов населения.
С 1998 года Правительством РФ вводятся утвержденные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья:
- 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек;
- 42 кв. метра - на семью из двух человек;
- 33 кв. метра - на одиноко проживающего человека.
Уровень платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья - в пределах социальной нормы и норм потребления на коммунальные услуги устанавливается до 2002 года 40%. Свыше социальных норм жилья и нормативов потребления на коммунальные услуги оплата производится в размере: 1998 год - 50%, 1999 год - 60%, 2000 год - 70%, 2001 год - 80%, 2002 год - 90%, 2003 год - 100%.
При формировании областного бюджета и бюджета органов местного самоуправления выделять отдельной строкой средства, направляемые на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению по каждому утвержденному стандарту и считать их защищенными статьями бюджетов.
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг: 1997 год - 15%, 1998 год - 18%, 1999 год 19%, 2000 год - 20%, 2001 год - 22%, 2002 год - 23%, 2003 год 25%.
С целью защиты малообеспеченных категорий граждан и целевого расходования средств, направляемых на социальную защиту населения, необходимо систематически совершенствовать предоставление жилищных субсидий путем создания структуры предоставления жилищных субсидий в МО. Жилищные субсидии выделяются всем гражданам, имеющим на них право, в том числе проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и в домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций.
При этом разработать критерии оценки граждан с высокими доходами, которые способны и должны оплачивать жилищно-коммунальные услуги в полном объеме, а также оценки граждан с низкими и средними доходами.
9. Привлечение внебюджетных источников финансирования
развития жилищно-коммунальной инфраструктуры
Одним из источников средств, направляемых на развитие ЖКХ, является плата за наем жилья. В переходный период базовая величина платы за наем должна отражать амортизационные отчисления на реновацию (полное восстановление) жилищного фонда в среднем по населенному пункту, которая должна быть дифференцирована в зависимости от качества и местоположения жилья и которая должна быть несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья. Это, в свою очередь, должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилищного фонда.
Другими источниками являются местные бюджеты, средства предприятий, привлечение кредитов коммерческих банков, а также инвестиций частного отечественного и зарубежного капитала, целевые субвенции региональным бюджетам для осуществления мероприятий социальной политики, а также ипотечное кредитование.
Целесообразно на отдельных участках в городах области создание демонстрационных зон для изучения необходимости прогнозирования строительства жилья:
1. Высококомфортных жилых зданий для удовлетворения потребностей высокооплачиваемой части населения.
2. Для населения со средним доходом.
3. Для малообеспеченных категорий граждан, нуждающихся в жилье (социальный фонд).
В соответствии с ГК РФ, владельцами жилья могут быть муниципалитеты, частные компании или отдельные физические лица.
Формирование рынка коммерческого найма, в том числе через использование альтернативных кондоминиуму форм собственности.
При реформировании сферы жилищно-коммунальных услуг необходимо провести работу по улучшению технического состояния инженерных сетей коммунальной инфраструктуры, материально-технической базы эксплуатирующих организаций на основе проведения технической инвентаризации и определения их технического состояния. Для чего необходимо на протяжении не менее 15 лет продолжить финансирование капитального ремонта жилищного фонда не ниже 1,5% от восстановительной стоимости пришедшего в неудовлетворительное состояние, из-за недофинансирования прежней базы.
Еще одним источником финансирования капитального ремонта жилищного фонда должно стать включение в тариф для населения доли затрат по капитальному ремонту жилищного фонда.
Определить в каждом муниципальном образовании процент отчислений от платы за аренду встроенных нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, для направления на капитальный ремонт жилищного фонда.
В целях предупреждения последствий и для необходимости проведения различных ремонтно-восстановительных работ, связанных со стихийными бедствиями и другими непредвиденными причинами, возникает необходимость по обязательному государственному страхованию жилищного фонда собственниками.
Этапы реализации концепции
Первый этап: 1997-1998 годы
Разработка программ реформирования - 1997 год
жилищно-коммунального хозяйства
муниципальных образований
Разработка стандартов качества - Первое полугодие
предоставляемых жилищно- 1998 года
коммунальных услуг населению и
социально необходимых нормативов
потребления
Создание структур по предоставлению - Первое полугодие
гражданами жилищных субсидий на 1998 года
территориях муниципальных образований
Свердловской области
Разработка критериев оценки граждан - Первое полугодие
с низкими, средними, а также граждан с 1998 года
высокими доходами, которые способны
оплачивать жилищно-коммунальные
услуги в полном объеме
Проведение разгосударствления - 1997 год,
эксплуатационных организаций. Переход первое полугодие
на договорные отношения в сфере 1998 года
предоставления жилищно-коммунальных
услуг, организация служб заказчика
На территории области в разрезе - Первое полугодие
муниципальных образований упорядочить 1998 года
систему жилищно-коммунальных льгот,
предоставляемых отдельным категориям
граждан, четко разграничить источники
финансирования выпадающих доходов
по жилищно-коммунальным услугам.
На основании этой работы включать
в бюджеты разных уровней по
финансированию и предоставлению
льгот, с учетом движения льготников
Организовать обучение кадров для - Постоянно
работы в управляющих и обслуживающих
организациях
Обеспечение контроля обоснованности - Постоянно
и уровня тарифов на предоставление
жилищно-коммунальных услуг, с учетом
принятых Правительством Свердловской
области постановлений
Введение методов антимонопольного - С 1997 года
регулирования при установлении тарифов
на услуги предприятий - естественных
монополистов
Переход к установке приборов учета - С 1997 года
потребления воды и энергоресурсов
Сформировать жилищный фонд социального - 1998 год
использования с обеспечением гласности
из государственного, муниципального,
общественного жилищного фондов
Второй этап: 1999 - 2000 годы
Включение в ставку оплаты жилья
платы за наем и затрат на
капитальный ремонт
Проведение работы по обслуживанию
на конкурсной основе муниципального
и государственного жилищных фондов.
Повсеместное использование практики
выбора на конкурсной основе управляющих
организаций в государственном и
муниципальном жилищных фондах
Приступить к обязательному страхованию
жилищного фонда
Разработка методологии технико-
экономических обоснований и
инвестиционных проектов для возможного
привлечения организациями жилищно-
коммунального хозяйства средне- и
долгосрочных кредитных ресурсов
Третий этап: 2001-2003 годы
Завершение перехода на полную оплату
населением затрат на обслуживание
жилья и коммунальных услуг в части
покрытия текущих издержек
Повсеместное внедрение механизма
обязательного страхования жилья
С учетом технических и финансовых
возможностей - максимальная установка
в жилых домах приборов учета и
регулирования потребления тепла,
горячей воды, газа и других
энергоресурсов
Широкое внедрение механизма привлечения
кредитных средств для развития жилищно-
коммунальной инфраструктуры с
использованием различных источников
инвестирования
Товарищества собственников жилья
становятся одной из самых массовых форм
управления многоквартирными жилыми
домами
В целях стимулирования наведения порядка
во всех сферах деятельности ЖКХ
муниципальных образований, широкое и
повсеместное реформирование в жилищно-
коммунальной сфере - где главным должен
стать человек - житель Свердловской
области - организовать соревнования
среди муниципальных образований под
девизом: "Реформы ЖКХ - человеку"
К постановлению Правительства
Свердловской области
от 25 августа 1997 года N 732-п
Совет
по реализации реформ в жилищно-коммунальном
хозяйстве на территории области
Штагер В.П. - председатель совета
Рулев Е.И. - заместитель председателя совета
Добышов В.И. - заместитель главы Талицкого района
Комаров М.Д. - заместитель главы Красноуфимского района
Крупин М.А. - заместитель главы Нижнего Тагила
Кулик В.Д. - заместитель главы г. Екатеринбурга
Лаппо В.А. - заместитель главы Ленинского района
г. Екатеринбурга
Мартемьянов А.В. - заместитель главы г. Каменска-Уральского
Фуртаев Н.Ф. - заместитель главы г. Первоуральска
Щупов В.А. - заместитель главы г. Краснотурьинска
Шеховцева Н.А. - председатель обкома профсоюза,
по согласованию
Шаймарданов Н.З. - член комитета по социальной политике
областной Думы, по согласованию
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 25 августа 1997 г. N 732-п "Об основных направлениях программы реформ жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 3 сентября 1997 г. N 132 стр. 2, 3
Постановлением Правительства Свердловской области от 16 июня 2003 г. N 353-ПП настоящее постановление признано утратившим силу