Постановление Правительства Свердловской области
от 27 марта 1998 г. N 299-п
"Об утверждении Положения об организации и ведении
аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях
на территории Свердловской области"
Постановлением Правительства Свердловской области от 20 марта 2007 г. N 204-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в целях реализации Областного закона от 04.07.96 N 23-ОЗ "О защите населения и территорий Свердловской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Положение об организации и ведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Свердловской области (прилагается).
2. Постановление опубликовать в "Областной газете".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Свердловской области Данилова Н.И.
Председатель правительства
Свердловской области
А. Воробьев
Положение
об организации и ведении аварийно-спасательных работ в
чрезвычайных ситуациях на территории Свердловской области
(утв. постановлением Правительства Свердловской области
от 27 марта 1998 г. N 299-п)
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет общие для Свердловской области организационно-правовые нормы в организации и проведении работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Действие настоящего Положения распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее - организации) в области ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
1.1. Основные понятия
Аварийно-спасательные работы (АСР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействии характерных для них опасных факторов.
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные работы, а также работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.
Зона чрезвычайной ситуации (ЧС) - территория, на которой сложилась ЧС.
Аварийно-спасательная служба (АСС) - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательные формирования (АСФ) самостоятельная или входящая в состав АСС структура, предназначенная для проведения АСР, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами.
Ликвидация ЧС - аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончанию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Формирования постоянной готовности - специально подготовленные аварийно-спасательные, поисково-спасательные, аварийно-восстановительные и другие формирования, имеющие обученный личный состав, специальную технику и оборудование, осуществляющие круглосуточное дежурство.
1.2. Силы и средства для проведения аварийно-спасательных работ.
Степень привлечения сил и средств областной подсистемы РСЧС и ее звеньев к ликвидации чрезвычайной ситуации определяется ее уровнем: локальным, местным, территориальным, региональным.
Для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, усиления аварийно-спасательных сил на местах создаются силы постоянной готовности, которые привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций комиссиями по чрезвычайным ситуациям в пределах данных им полномочий.
На локальном уровне - по решению председателя КЧС объекта.
На местном уровне - по решению председателя КЧС муниципального образования.
На территориальном - по решению председателя КЧС области.
Во всех случаях формирования постоянной готовности привлекаются к ведению аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях и первоочередном порядке.
Перечень сил и средств постоянной готовности звеньев областной подсистемы Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждается постановлением правительства Свердловской области и постановлениями глав муниципальных образований.
1.3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий.
В зависимости от масштабов и характера ЧС общее руководство ее ликвидацией, организацией и ведением аварийно-спасательных работ осуществляет соответствующая комиссия по ЧС.
Непосредственное руководство осуществляют:
- председатель объектовой КЧС - при локальных чрезвычайных ситуациях;
- председатель КЧС муниципального образования - при местных чрезвычайных ситуациях;
- председатель КЧС Свердловской области - при территориальных чрезвычайных ситуациях.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям в установленном порядке.
К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться силы и средства министерств и ведомств, в том числе Министерства обороны, войск гражданской обороны Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в установленном порядке.
Начальники аварийно-спасательных служб, формирований и подразделений имеют право:
- при возникновении чрезвычайной ситуации привлекать в установленном порядке и с учетом складывающейся обстановки для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ подчиненные органы управления, силы и средства, а также выделенные в их распоряжение специальная техника, транспортные и другие материально-технические средства не зависимо от их ведомственной принадлежности;
- брать непосредственное руководство проведением первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ; принимать решение о возможности выполнения аварийно-спасательных работ в сложившихся условиях, отказа от выполнения работы по ликвидации чрезвычайной ситуации, если она не соответствует, согласно выданному свидетельству о регистрации, готовности формирования, подразделения к ведению указанных видов работ;
- на использование любого транспорта, необходимого для доставки спасателей, техники и оборудования в районы чрезвычайных ситуаций, а также при эвакуации из этих зон пострадавших и других граждан; на достоверную информацию о возникшей аварии, катастрофе, обстановке в ходе ее проявления и другие сведения, необходимые для выполнения задач по их ликвидации;
- не выполнять указания вышестоящих должностных лиц и инстанций, не имеющих отношения к аварийно-спасательной службе, касающиеся стратегии и тактики ведения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, а также противоречащие закону и могущие привести к более тяжелым последствиям.
2. Организация и ведение аварийно-спасательных работ
2.1. Этапы ведения аварийно-спасательных работ:
- комплексная разведка зоны чрезвычайной ситуации;
- разведка зоны ЧС, участков (объектов) работ и маршрутов выдвижения к ним;
- рекогносцировка объектов или территорий, на которых планируется проведение аварийно-спасательных работ;
- подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
- проведение поисково-спасательных работ для обнаружения эвакуации пострадавших;
- оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным (пострадавшим) и доставка их в лечебные учреждения;
- вывод (вывоз) населения в безопасные районы;
- санитарная обработка людей, обеззараживание одежды, территории продовольствия, дегазация и дезактивация техники, ветеринарная обработка с/х животных;
- вывод сил и средств из зоны чрезвычайной ситуации после завершение аварийно-спасательных работ.
2.2. Разведка зоны ЧС, участков (объектов) и маршрутов выдвижения к ним.
Разведка объекта (территории) в золе чрезвычайной ситуации проводится для обеспечения действий сил и средств и заключается в сборе и передача руководителю работ и силам достоверных и своевременных данных об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для своевременного принятия решения и эффективного выполнения поставленных задач.
Разведка ведется силами и средствами наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, а также разведорганами сил и средств постоянной готовности.
Общая и специальная (инженерная, радиационная, химическая пожарная, медицинская и бактериологическая) разведка ведется с целью получения данных, необходимых для принятия обоснованного решения на ведение работ, а также для своевременного уточнения решения с учетом изменения обстановки.
2.3. Рекогносцировка зоны ЧC, участков (объектов) и маршрутов выдвижения к ним.
Рекогносцировка объекта (территории) проводится руководителем аварийно-спасательных работ, командирами аварийно-спасательных формирований с целью определения:
- возможных мест нахождения и количества пострадавших, приемов и способов их спасения;
- необходимого количества и типа аварийно-спасательной техники и оборудования для эффективного проведения работ;
- состава и численности аварийно-спасательных формирований на направлениях ведения работ;
- маршрутов ввода сил и средств в зону ЧС;
- мест сбора пострадавших и способов их эвакуации;
- вида опасных факторов чрезвычайной ситуации, локализации к ликвидации;
- порядок проведения мероприятий для обеспечения безопасного ведения аварийно-спасательных работ;
- места, удобные для развертывания пункта управления, медицинских учреждений, пункта обеззараживания техники и санитарной обработки июлей.
2.4. Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководители АСС и АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия председателей соответствующих КЧС.
Решения руководителя ликвидацией ЧС, направленные на ее ликвидацию, являются обязательными для участников работ и всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС.
Никто не в праве вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются правительством области, органами местного самоуправления и руководством организаций.
Руководитель аварийно-спасательных работ обязан:
- организовать разведку зоны ЧС и оценить обстановку в месте проведения работ;
- поставить задачу силам и средствам и организовать взаимодействие между ними;
- организовать ввод сил и средств на участки (объекты) работ;
- организовать управление и всестороннее обеспечение сил и средств;
- управлять ведением работ;
- в ходе ведения аварийно-спасательных работ следить за изменением обстановки и уточнять задачи силам и средствам;
- при необходимости запросить дополнительные силы и средства, организовать их встречу и поставить задачи.
В случае крайней необходимости руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности организаций, находящихся о зонах ЧС;
- об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
- об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных АСФ, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР;
- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению АСР;
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры к незамедлительному информированию правительства области, органов местного самоуправления и руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
Руководители ликвидации ЧС, руководители АCC и АСФ имеют право на полную и достоверную информацию о ЧС, необходимую для организации работ по их ликвидации.
В случае технологической невозможности проведения всего объем аварийно-спасательных работ, руководители ликвидации ЧС могут принимать решения об их приостановке, предприняв в первоочередном порядке в, возможные меры по спасению находящихся в зонах ЧС людей.
2.5. Основы ведения аварийно-спасательным и другим неотложных работ
Аварийно-спасательные работы ведутся непрерывно днем и ночью, любую погоду до их полного завершения.
Основные усилия сосредотачиваются прежде всего на розыске и спасении пораженных (пострадавших), оказании им первой помощи и эвакуации медицинские учреждения, а также на локализации источников поражения. Поиск мест нахождения людей может производиться с использованием:
- информации непосредственных свидетелей;
- специально обученных собак;
- приборов и инструментов;
- простукиванием и прослушиванием завалов.
При чрезвычайных ситуациях, вызванных авариями на промышленном объекте, повлекших массовые разрушения, большое количество пострадавших основные усилия сосредотачиваются на их спасении, соответственно основу группировки каждой смены составляют поисково-спасательные формирования усиленные формированиями для расчистки завалов, проходов и освещении участков работ. Установленные места нахождения людей обозначаются на местности и схеме производства работ, об этом извещаются все спасатели работающие на данном участке.
Как правило, на одном участке аварийно-спасательные работы проводятся до полного завершения одним составом спасателей.
При возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнение (заражением) местности и объектов радиоактивными веществами и аварийно химически опасными веществами, основные усилия должны сосредотачиваться на спасении пострадавших, защите населения в зоне загрязнения (заражения локализации и ликвидации источника поражения. Первыми, после проведения разведки, вводятся АСФ для дегазации и дезактивации техники и санитарной обработки людей. Поисково-спасательные формирования действуют в тесном взаимодействии с ними. Развертывается пункт обеззараживания техники санитарной обработки людей.
При наводнении или затоплении местности основные усилия сосредотачиваются на спасении пострадавших и эвакуации населения из зонах затопления, а также ее локализации. В первую очередь, вслед за разведкой вводятся АСФ, имеющие переправочно-десантные средства и дорожную технику для оборудования причалов и спуска десантно-переправочных средств.
АСФ, имеющие автомобильную технику, привлекаются для обеспечения эвакуационных мероприятий.
При массовых лесных и торфяных пожарах основу группировки составляют АСФ, имеющие пожарную и дорожную технику, усиленные людьми для выполнения вспомогательных работ.
При действиях в условиях химического заражения и радиоактивного загрязнения в условиях пожаров, а также при высокой температуре окружающего воздуха работа организуется и ведется посменно.
Режим работы должен устанавливаться с учетом времени защитного действия изолирующих средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.
При планировании круглосуточного ведения аварийно-спасательных работ продолжительность рабочих смен (циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8-ми часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.
При общей продолжительности работы до 4-х часов в холодном и умеренном климате (от +20 до -25 градусов С) работы могут повторяться до 3-х раз в сутки, в жарком до 2-х раз в сутки.
Работу общей продолжительностью до 6-ти часов в холодном и умеренном климате можно повторять не более 2-х раз в сутки.
В ночное время продолжительность работы спасателей уменьшается на 25 проц., соответственно увеличивается время отдыха.
3. Функции органов исполнительной власти
по организации и руководству
аварийно-спасательными работами
3.1. Органы исполнительной власти Свердловской области:
- принимают решение о непосредственном руководстве аварийно-спасательными работами при территориальных ЧС и по оказанию помощи силами и средствами при местных и локальных ЧС;
- проводят мероприятия в соответствии с планами действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- представляют информацию о ЧС в установленном порядке;
- принимают решения о персональном руководстве организацией и проведением аварийно-спасательных работ и об оказании помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- организуют проведение мероприятий по поддержанию общественного порядка, безопасности дорожного движения и соблюдению режима ограничений в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.2. Органы местного самоуправления Свердловской области:
- организуют и проводят аварийно-спасательные работы при местных ЧС;
- проводят мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
- представляют информацию о ЧС в установленном порядке;
- принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
- обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
3.3. Руководители организаций:
- осуществляют планирование, руководство и обеспечение аварийно-спасательных работ при ликвидации локальных ЧС;
- обращаются, при недостаточности своих сил и средств, за помощью КЧС муниципального образования;
- представляют информацию о ЧС в установленном порядке.
4. Финансирование аварийно-спасательных
и других неотложных работ
Финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в зависимости от уровня ЧС проводится за счет средств:
- федерального и областного бюджетов;
- местных бюджетов городов и районов;
- резервов финансовых средств, созданных в соответствии законодательством Российской Федерации для выполнения работ и предупреждению ЧС и ликвидации их последствий;
- страховых фондов;
- общественных фондов, создаваемых за счет взносов, добровольных пожертвований юридических и физических лиц на защиту и спасение людей оказание им помощи в чрезвычайных ситуациях;
- специальных фондов ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- финансовых средств предприятий, организаций, учреждений независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Возмещение затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций производится:
- за счет юридических и физических лиц, в чьих интересах проводились работы;
- за счет виновных в причинах возникновения ЧС юридических физических лиц;
- за счет резервных фондов соответствующего уровня в соответствии положением "О классификации чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера".
Руководители предприятий, учреждений и организаций могут заключать договоры с формированиями постоянной готовности, в которых предусматриваются формы оплаты работ, проводимых в целях предупреждения ЧС и при ликвидации их последствий.
Личный состав невоенизированных формирований, а также сил экстренной медицинской помощи, предназначенный для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, подлежит обязательному страхованию за счет средств органов, их формирующих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 27 марта 1998 г. N 299-п "Об утверждении Положения об организации и ведении аварийно- спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на территории Свердловской области"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 7 апреля 1998 г. N 52 стр. 2
Постановлением Правительства Свердловской области от 20 марта 2007 г. N 204-ПП настоящее постановление признано утратившим силу