2. Поручить Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.) с целью принятия мер по развитию системы государственного управления охраной труда разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Правительству Свердловской области в IV квартале 2000 года:
1) проект закона Свердловской области "Об охране труда в Свердловской области";
2) предложения о внесении в положения об администрациях управленческих округов и областных министерствах дополнений, предусматривающих осуществление функций управления охраной труда.
3. Руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы собственности в срок до 01.01.2001 г.:
1) разработать мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования, отработавшего свой нормативный срок;
2) принять меры по повышению качества обучения по охране труда лиц, ответственных за организацию и производство работ;
3) укрепить службы охраны труда в соответствии с рекомендуемыми нормативами численности, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10.03.95 г. N 13 "Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии";
4) организовать производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий в процессе производства и реализации продукции и оказания услуг;
5) обеспечить полный охват предварительными и периодическими медицинскими осмотрами работающих в соответствии с действующими нормативными актами.
4. Министерству здравоохранения Свердловской области (Скляр М.С.) для обеспечения полного объема функциональных исследований при проведении обязательных и периодических медицинских осмотров принять меры по укомплектованию лечебно-профилактических учреждений врачами-специалистами.
5. Рекомендовать территориальным подразделениям федеральных органов исполнительной власти: Государственной инспекции труда по Свердловской области (Старцев И.А.), Уральскому управлению федерального горного и промышленного надзора России (Перминов Е.П.), Областному центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Свердловской области (Никонов Б.И.), Управлению государственного энергетического надзора по Свердловской области (Злобинский В.Я.) повысить требовательность к руководителям организаций за соблюдение нормативных актов по охране труда, составить перечень производственных объектов, зданий и сооружений, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, и до 01.12.2000 г. представить его в Межведомственную комиссию по охране труда при Правительстве Свердловской области.
6. Просить Федерацию профсоюзов Свердловской области (Ильин Ю.В.):
1) в целях повышения эффективности общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда завершить формирование внештатной технической инспекции труда и института уполномоченных лиц по охране труда;
2) повысить требовательность к руководителям организаций по содержанию обязательств по охране труда в коллективных договорах.
7. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г.А.
Председатель Правительства
Свердловской области |
А.П. Воробьев |
г. Екатеринбург
24 июля 2000 года
N 612-ПП
Правительства
Свердловской области
от 24 июля 2000 г. N 612-ПП
Доклад
о состоянии условий и охраны труда
в организациях Свердловской области
в 1999 году
В 1999 году деятельность Министерства экономики и труда Свердловской области, областных исполнительных органов государственной власти и органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде была сосредоточена на выполнении мероприятий Областной целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.98 г. N 444-п (Собрание законодательства Свердловской области, 1998, N 4, ст. 274), и намеченных постановлением Правительства Свердловской области от 21.05.99 г. N 610-ПП "О состоянии условий и охраны труда в организациях Свердловской области в 1998 году" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 5, ст. 436) мероприятий по устранению недостатков.
Центр тяжести работы был перенесен в муниципальные образования. Проводилась работа по формированию системы управления охраной труда за счет создания служб охраны труда в муниципальных образованиях.
Продолжалась практика проведения комплексных обследований организаций, расположенных на территории муниципальных образований, с последующим рассмотрением их результатов на совещании у глав администраций.
Уделялось внимание совершенствованию нормативной базы по охране труда. Пересмотрено Положение о порядке обучения и проверке знаний руководителей и специалистов организаций по охране труда, в соответствии с которым завершено формирование системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов организаций по охране труда. Установлен порядок проведения экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности.
Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2004 г. N 290-ПП постановление Правительства Свердловской области от 19 мая 1999 г. N 594-ПП "Об утверждении Положения о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций Свердловской области" признано утратившим силу
В целях подготовки к введению в действие экономического механизма управления охраной труда департаментом труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области проводилась работа по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Для оказания предприятиям практической помощи в организации работы по охране труда на базе Екатеринбургского научно-исследовательского института охраны труда создан Областной центр охраны труда.
В соответствии с Областной программой улучшения условий и охраны труда проведена выставка-ярмарка спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
Межведомственной комиссией по охране труда при Правительстве Свердловской области регулярно рассматривались наиболее актуальные вопросы охраны труда.
Состоянию условий и охраны труда уделялось внимание в рамках социального партнерства.
Но, несмотря на принимаемые меры, добиться улучшения условий и охраны труда в организациях Свердловской области не удалось.
Статья 1. Состояние производственного травматизма, в том числе по отраслям экономики, территориям, отдельным предприятиям и объектам
1. Уровень производственного травматизма
В 1999 году на предприятиях и в организациях разных отраслей экономики от травм на производстве пострадало 5988 человек, в том числе 1293 женщины, 23 подростка, в 1998 году - 6060 человек (1368 женщин, 24 подростка).
Уровень производственного травматизма (коэффициент частоты Кч) в 1999 году возрос по сравнению с предыдущим годом и составил 5,6 пострадавших на 1000 работающих против 5,4 пострадавших на 1000 работающих в 1998 году (таблица 1).
Наиболее высокий уровень производственного травматизма на предприятиях сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительной отрасли (таблица 2).
Значительно выше среднего по области уровень производственного травматизма в Алапаевском, Шалинском, Байкаловском районах, городах Тавде, Североуральске (таблица 3).
Коэффициент тяжести травм (число дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего) незначительно снизился по сравнению с прошлым годом с 28,7 до 28,3 дней.
В 1999 году доля женщин в общей численности пострадавших от несчастных случаев на производстве сократилась по сравнению с предыдущим годом с 22,6 проц. до 21,6 проц., уровень же производственного травматизма среди женщин не изменился и остался на уровне 2,7 на 1000 работающих.
Особую тревогу вызывает состояние производственного травматизма со смертельным исходом. В 1999 году на производстве погибло 229 человек, из них 14 женщин, 1 подросток (1998 год - 153 человека, из них 11 женщин, 1 подросток). Коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом по области возрос с 0,111 в 1998 году до 0,159 в 1999 году.
Наибольший уровень смертельного травматизма имеет место в строительстве (0,366), сельском хозяйстве (0,185), черной металлургии, лесном хозяйстве. Так, в строительстве число пострадавших со смертельным исходом составило 40 человек, машиностроении и металлообработке - 24 человека, черной металлургии - 23 человека, сельском хозяйстве - 22 человека.
В территориальном разрезе только в Северном управленческом округе наблюдается незначительное по сравнению с предыдущим годом снижение производственного травматизма со смертельным исходом. В остальных - рост в 1,5-2 раза. Значительно выше среднего по области уровень смертельного травматизма в Алапаевском (0,278), Серовском (0,234) районах, в городе Тавде (0,282).
По данным Уральского управления федерального горного и промышленного надзора России# в подконтрольных организациях уровень производственного травматизма со смертельным исходом снизился на 12 проц. В отчетном году на объектах, подконтрольных управлению, не было случаев группового травмирования. Несмотря на это, остается высоким уровень смертельного травматизма на предприятиях горнодобывающей промышленности, 4 несчастных случая со смертельным исходом произошло на предприятиях металлургической промышленности, 4 - допущено при эксплуатации грузоподъемных кранов, 3 - при эксплуатации лифтов.
По данным Управления государственного энергетического надзора по Свердловской области# в результате поражения электротоком пострадал 21 человек, в том числе 16 - со смертельным исходом. Произошло 3 групповых несчастных случая, в которых пострадало 6 человек.
2. Анализ причин производственного травматизма
Анализ несчастных случаев со смертельным исходом по видам происшествий показывает, что в 1999 году самое большое число погибших (17 проц. от общего числа) в результате падения с высоты - это почти в 3 раза больше по сравнению с предыдущим годом, около 14 проц. лишились жизни в дорожно-транспортных происшествиях. В 2 раза по сравнению с предыдущим годом возросло число погибших в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей.
По-прежнему более половины несчастных случаев на производстве происходит по организационным причинам. Это неудовлетворительная организация производства работ - 15,3 проц., нарушение трудовой и производственной дисциплины - 14,3 проц., нарушение техники безопасности при эксплуатации транспорта - 8,5 проц. и другие.
Отмечается рост несчастных случаев со смертельным исходом по сравнению с предыдущим годом по следующим причинам:
1) неприменение средств индивидуальной и коллективной защиты (1998 год - 1,6 проц., 1999 год - 7,4 проц);
2) нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (1998 год - 4,1 проц., 1999 год - 8,5 проц.);
3) эксплуатация неисправных машин, оборудования (1998 год - 4,9 проц., 1999 год - 7,9 проц.).
По причине недостаточной обученности безопасным приемам труда в 1999 году произошло 16 несчастных случаев, что в 3 раза больше, чем в предыдущем. Если также учесть, что в отчетном году в 39 процентах несчастных случаев гибнут работники с непродолжительным стажем работы, можно сделать выводы о том, что не уделяется должное внимание качеству проведения обучения, инструктирования с вновь поступившими на работу. Устранение этих и других аналогичных причин не требует больших финансовых затрат.
3. Факты скрытых от расследования
несчастных случаев
Среди нарушений Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве имеет место сокрытие фактов несчастных случаев. В 1999 году было выявлено 38 таких случаев, из них 21 - с возможным инвалидным исходом, 7 - со смертельным исходом, 2 - групповых случая.
Так, на предприятии акционерного общества "Тагилавтотранссервис" выявлен сокрытый несчастный случай с инвалидным исходом с водителем Нурислановым Ф.Д.
Выявлен по жалобе пострадавшего сокрытый несчастный случай с тяжелым исходом в Туринском межхозяйственном лесхозе с Мартыновым М.Т.
Расследован сокрытый несчастный случай с горничной муниципального предприятия "Березка" по жалобе пострадавшей. Материалы переданы в прокуратуру г. Ревды.
При проведении проверок на выявление сокрытых несчастных случаев отмечается, что в основном эти нарушения допускаются не из корыстных целей, а из-за незнания требований Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. По всем фактам сокрытия несчастных случаев лица, допустившие нарушения Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, привлечены к административной ответственности.
4. Полнота представления отчетности предприятий
по форме 7 - травматизм
Наблюдением по форме статистической отчетности 7 - травматизм охвачено 3086 предприятий различного круга отраслей, форм собственности (1998 год - 3454). Численность работающих на них составила 1067183 человека, из них 487882 женщины. Из числа предприятий, охваченных наблюдением, не было травматизма на 1758.
Сокращение числа предприятий, подлежащих наблюдению в объеме формы статотчетности 7 - травматизм, снижает объективность оценки состояния охраны труда и производственного травматизма в организациях области и эффективность управленческих решений. Так, если по данным Областного комитета государственной статистики в 1999 году зафиксировано 170 несчастных случаев со смертельным исходом, то по данным Государственной инспекции труда по Свердловской области на производстве погибло 229 человек.
Затраты на возмещение вреда, причиненного работникам в результате трудового увечья, в 1999 году составили 15273,3 тыс. руб., в том числе на одного пострадавшего 2551 руб. (1998 год - 2489 руб.)
5. Выводы и предложения
Ухудшение положения с производственным травматизмом кроется в безответственном отношении ряда работодателей, руководителей организаций к проведению профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, плохой организации производства работ и рабочих мест, безответственности руководителей за обеспечение безопасности труда работников.
Руководителям организаций необходимо уделить особое внимание обучению работающих по вопросам охраны труда, проведению инструктажей с вновь принятыми на работу, строгому соблюдению работающими требований правил и инструкций по охране труда, укреплению трудовой дисциплины.
Статья 2. Состояние профессиональной заболеваемости
Уровень профессиональной заболеваемости в организациях Свердловской области в 1999 году значительно увеличился и составил 2,86 случаев на 10000 работающих (в 1998 году - 2,06). Увеличился и показатель регистрации острых профпоражений - 0,61 (1998 год 0,06).
Зарегистрировано 15 случаев острого профессионального отравления с числом пострадавших 115 человек, из них 2 человека погибли от отравления оксидом углерода.
Наиболее высокий уровень острых профотравлений регистрируется в цветной и черной металлургии: 3 групповых случая зарегистрированы в акционерном обществе "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение" с числом пострадавших 96 человек, акционерном обществе "Динур" - 5, акционерном обществе "Серовский металлургический завод" - 2.
Основными причинами острых отравлений являются нарушения требований по охране труда, в частности, отсутствие производственного контроля за уровнем вредных веществ остронаправленного действия, неприменение средств индивидуальной защиты, аварийные ситуации.
Территориями с относительными показателями (острой и хронической профзаболеваемости) выше среднеобластного уровня являются г. Верхняя Салда - 36,3 случая на 10000 работающих, г. Асбест - 19,5, г. Североуральск - 15,2, г. Первоуральск - 7,8, г. Березовский - 6,8, г. Кировград - 6,5, г. Краснотурьинск - 5,6, г. Богданович - 5,3, г. Сухой Лог - 5,2, г. Нижний Тагил - 4,0, г. Ревда - 3,2. На остальных территориях профзаболеваемость снизилась (таблица 4).
Отраслями, в которых наиболее высокий уровень профессиональной заболеваемости (острой и хронической), являются: цветная металлургия - 20,9, транспортное машиностроение - 19,1, промышленность стройматериалов - 17, 2, угольная промышленность - 7,4, тяжелое машиностроение - 7,6, черная металлургия - 7,0, нефтехимическая промышленность - 5,1 (таблица 5).
Основная профессиональная патология в нозологических группах - заболевания органов дыхания, которые в структуре занимают 70 проц., неврит слухового нерва - 6 проц., вибрационная болезнь и заболевания опорно - двигательного аппарата - 4 проц., заболевания кожи и злокачественные новообразования - 3 проц.
В 1999 году по сравнению с 1998 годом увеличился удельный вес больных (с 5,8 проц. в 1998 году до 7,8 проц. в 1999 году), у которых было одновременно выявлено 2 профзаболевания. Удельный вес заболеваний с утратой трудоспособности составил 29,9 (в 1998 году - 27,3).
В 1999 году в целом по области выявляемость хронических профзаболеваний при медосмотрах снизилась и составила 74,6 (в 1998 году - 78,5). Причинами являются неполный охват медосмотрами организаций, недостаточная укомплектованность медицинских учреждений врачами-специалистами, неполный объем лабораторных и функциональных исследований, неполное направление в профцентры лиц с подозрением на профзаболевания на дообследование.
Основными факторами, вызвавшими хронические профзаболевания, являются: аэрозоль фиброгенного действия - 57,3 проц., шум - 11,9 проц., физические перегрузки - 6,2 проц., химические вещества - 5,4 проц.
В структуре обстоятельств и условий, вызвавших профпоражения, в 1999 году наиболее распространенными явились: несовершенство техпроцессов - 43 проц., несовершенство санитарно-технических установок - 18 проц., конструктивные недостатки машин - 10,0 проц.
Наиболее поражаемыми профессиями в 1999 году были: слесарь-ремонтник, проходчик, электросварщик, горнорабочий очистного забоя, машинист, обрубщик.
Выводы и предложения
Уровень профессиональной заболеваемости в организациях Свердловской области, снижавшийся последние два года, в 1999 году значительно увеличился, несмотря на снижение численности занятых в экономике области.
Причинами роста уровня острых и хронических профессиональных заболеваний и отравлений являются многочисленные нарушения требований по охране труда в организациях области, являющиеся следствием отсутствия отлаженной системы работы по охране труда на всех уровнях.
Вместе с тем система выявления, расследования профессиональных заболеваний по-прежнему имеет многие недостатки и нуждается в совершенствовании.
В целях устранения недостатков Министерству здравоохранения Свердловской области необходимо принять меры по укомплектованию медицинских учреждений врачами-специалистами для обеспечения полного объема функциональных исследований, Областному центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Свердловской области и руководителям организаций обеспечить полный охват медицинскими осмотрами работающих в соответствии с действующим законодательством.
Статья 3. Состояние условий труда
По данным Свердловского областного комитета государственной статистики# доля работников предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи, занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, в 1999 году увеличилась и составила 22,5 проц. от общей численности работающих при абсолютной величине 182,2 тыс. работников (в 1998 году - 22,1 проц.).
Из общего количества работников, занятых во вредных условиях труда, наибольшее количество работников находилось под воздействием повышенных концентраций пыли и газов (более 120 тыс. человек), повышенных уровней шума, ультразвука и инфразвука (100 тыс. человек), физических нагрузок (более 30 тыс. человек), повышенного уровня вибрации (более 20 тыс. человек). Около 8 тыс. работников было занято на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, - это на 23,5 проц. ниже, чем в предыдущем году, но их удельный вес в указанных отраслях экономики не изменился и составил 1,2 проц. (таблица 6).
В промышленности каждый четвертый работает в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в строительстве - каждый шестой. Неудовлетворительное состояние условий труда продолжает оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии.
Удельный вес женщин, занятых во вредных условиях труда в указанных отраслях экономики, незначительно снизился с 14,8 проц. в 1998 году до 14,6 проц. - в 1999 году. Из 49,6 тыс. женщин, работающих в неблагоприятных условиях труда, 42 тыс. занято в промышленности. Наибольшая доля женщин, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, зарегистрирована в организациях текстильной промышленности - 42 проц., целлюлозно-бумажной - 28,8 проц., черной металлургии - 27,5 проц. Почти каждая четвертая женщина трудится в неблагоприятных условиях в организациях электроэнергетики (26,6 проц.), промышленности строительных материалов (23,3 проц.).
По-прежнему количество работников, которым установлен хотя бы один вид компенсации за занятость во вредных условиях труда, более чем в 2 раза превышает численность работников, занятых в таких условиях. В 1999 году 377 тыс. человек, или чуть более 46 проц. всех работающих, имели льготы и получали компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда (таблица 7).
Правом дополнительного отпуска пользовались более 35 проц. работников предприятий, более 28 проц. получали доплаты, 26 проц. - бесплатно получали молоко и другие равноценные пищевые продукты.
Для правильного назначения льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда все большее внимание уделяется проведению аттестации рабочих мест, включающей выявление и замеры вредных факторов на рабочих местах, оценку тяжести и напряженности труда, травмоопасных факторов, обеспеченности средствами защиты. Это направление в работе является основой в деятельности предприятий по улучшению условий и охраны труда.
Выводы и предложения
Состояние условий труда на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи практически остается неудовлетворительным на протяжении нескольких лет. Основными причинами такого положения являются низкая эффективность мероприятий по улучшению условий труда и отсутствие механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.
В этих целях руководителям организаций необходимо в кратчайшие сроки завершить работу по аттестации рабочих мест по условиям труда, разработав на основании ее результатов мероприятия, обеспечивающие социальную эффективность.
Статья 4. Состояние промышленной безопасности, электробезопасности в Свердловской области
По данным Уральского округа федерального горного и промышленного надзора# России свыше 6 тыс. предприятий различных форм собственности имеют в своем составе 71 тыс. опасных производственных объектов. Несмотря на некоторое снижение уровня аварийности, состояние промышленной безопасности остается неудовлетворительным.
Анализ показывает, что основными причинами аварийности и травматизма продолжают оставаться неудовлетворительное техническое состояние оборудования, снижение производственной и технологической дисциплины, низкий технический уровень организации проведения опасных видов работ.
На уровень промышленной безопасности значительное влияние оказывают тяжелое финансовое положение, сложившееся вследствие неплатежей за произведенную продукцию, эксплуатация физически изношенного оборудования, резкое снижение затрат на обновление основных фондов и реконструкцию.
Износ основных фондов на предприятиях горнорудной, металлургической, химической промышленности составляет более 80 проц. На объектах энергетического комплекса и объектах, эксплуатирующих подъемные сооружения, большая часть оборудования отработала допустимые нормативные сроки. Из 15270 находящихся в эксплуатации грузоподъемных кранов 11810 единиц (77 проц.) отработали нормативный срок, из 11876 лифтов - 1500 (12 проц.).
Наиболее неблагополучное положение сложилось на предприятиях сельского хозяйства, лесопромышленного и строительно-промышленного комплексов и в медицинских учреждениях, расположенных в небольших городах области.
Износ основных фондов теплосилового оборудования промышленных котельных и электростанций продолжает увеличиваться. В течение 1999 года заменено только 3 проц. котлов, отработавших нормативный срок службы.
Управлением государственного энергетического надзора по Свердловской области в 1999 году проведено 3623 обследований по техническому состоянию и безопасному обслуживанию электроустановок. По результатам обследований было выдано 40577 пунктов предписаний, из них 28810 пунктов предписаний, касающихся электробезопасности.
Анализ результатов обследований свидетельствует о недостаточном уровне работы по обеспечению электробезопасности в организациях Свердловской области.
Нарушение надежности электроснабжения объектов здравоохранения приводит к случаям смерти пациентов (например, городская клиническая больница N 14 г. Екатеринбурга), а нарушения по вопросам электробезопасности ставят под угрозу обслуживающих сотрудников и посетителей больниц. В большинстве из обследованных больниц отсутствуют ответственные за электрохозяйство, подготовленный электротехнический персонал, исполнительные схемы с указанием нагрузок, должностные инструкции электротехнического персонала и инструкции по охране труда, не откорректированы схемы электроснабжения.
В ходе обследований организаций области за аварийное состояние было отключено 312 электроустановок:
открытого акционерного общества "Уральский завод теплоизоляционных изделий", г. Первоуральск;
Тавдинского фанерного комбината;
завода подъемно-транспортного оборудования, г. Пышма;
открытого акционерного общества "Косулинский абразивный завод" и других.
За нарушение Правил эксплуатации электроустановок потребителей, Правил устройства электроустановок были частично отключены электроустановки 182 предприятий, в том числе:
открытого акционерного общества "Екатеринбургский авторемонтный завод";
открытого акционерного общества "Михалюм", г. Михайловск;
Первоуральского специализированного управления механизации открытого акционерного общества "Трест Уралтяжтрубстрой" и другие.
Большую опасность для поражения электротоком и возникновения аварий представляют брошенные и необслуживаемые электроподстанции, линии электропередач, другие электроустановки. На таких установках, как правило, нарушены ограждения, отсутствуют замки на воротах, распределительных устройствах, приводах разъединителей, что дает возможность доступа посторонним лицам к токоведущим частям и поражения их электротоком, может привести к аварии и хищению проводов, арматуры.
Инспекторами Уральского округа федерального горного и промышленного надзора России в 1999 году проведено свыше 11 тыс. обследований, выявлено и предписано к устранению 67 тыс. нарушений норм безопасного ведения работ, сделано 4358 приостановок работ, привлечено к ответственности 3833 должностных лица предприятий за нарушение правил техники безопасности, подвергнуто штрафу 940 человек, оформлены материалы в суды для принудительного взыскания на 158 человек.
Государственными инспекторами по охране труда проведено более 4927 проверок соблюдения на предприятиях требований нормативных актов по охране труда. В ходе проверок было выявлено свыше 48 тыс. нарушений, из которых более 35 тыс. нарушений на предприятиях негосударственной формы собственности.
В ходе проверок инспекторами была приостановлена работа 1 предприятия, 163 подразделений, 2862 единиц оборудования. Из 466 предъявленных к приемке объектов 96 не были приняты в эксплуатацию из-за нарушений законодательных и нормативных актов по охране труда.
За нарушение правил эксплуатации оборудования, инструкций по охране труда было подвергнуто штрафу 856 должностных лиц на общую сумму 430 тыс. рублей, привлечено к ответственности по представлениям инспекторов 629 работников предприятий, 58 - отстранены от должности, 4 - уволены. По результатам расследования несчастных случаев в Прокуратуру Свердловской области направлено 527 материалов для возбуждения уголовных дел, из которых 29 рассматривались в суде.
Выводы и предложения
В целях повышения противоаварийной устойчивости и промышленной безопасности предприятий, предупреждения несчастных случаев на производстве необходимо провести следующие мероприятия:
1) руководителям организаций обеспечить выполнение программы технического перевооружения и реконструкции электростанций, тепловых и электрических сетей;
2) руководителям муниципальных образований передать бесхозные электрические сети на баланс соответствующих специализированных муниципальных предприятий, занимающихся эксплуатацией электрических сетей;
3) руководителям организаций-потребителей укомплектовать энергетические службы организаций необходимым персоналом и регулярно проводить с ними обучение и инструктажи.
Статья 5. Деятельность исполнительных органов государственной власти и органов исполнительной власти по труду
Деятельность исполнительных органов государственной власти была направлена на реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда через выполнение мероприятий Областной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы.
В рамках этой программы завершено формирование системы обучения и проверки знаний руководителей и специалистов организаций по охране труда и проводилась работа по повышению качества обучения. В настоящее время действует 44 учебных центра по охране труда, в которых в 1999 году прошли обучение около 6 тыс. руководителей и специалистов.
Начата подготовка специалистов по охране труда в Уральской государственной горно-геологической академии и повышение квалификации специалистов этой категории в Екатеринбургском филиале Российской государственной академии труда и социальных отношений.
Для оказания практической помощи организациям в работе по охране труда, информирования и обеспечения нормативными правовыми актами по охране труда на базе Екатеринбургского научно-исследовательского института охраны труда создан Областной центр охраны труда.
Созданная в целях координации деятельности в области охраны труда Межведомственная комиссия по охране труда ежеквартально рассматривала на заседаниях наиболее актуальные вопросы, касающиеся реализации права работников на безопасные условия труда: о ходе подготовки к переходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, об обеспечении безопасной эксплуатации газораспределительных станций, об обеспечении электробезопасности на предприятиях области, о ходе аттестации рабочих мест по условиям труда и другие вопросы.
В целях создания механизма обеспечения безопасных условий труда на стадии лицензирования Министерством экономики и труда Свердловской области разработано Временное положение о порядке государственной экспертизы условий труда в Свердловской области при лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное постановлением Правительства Свердловской области от 24.12.99 г. N 1463-ПП "О государственной экспертизе условий труда в Свердловской области при лицензировании отдельных видов деятельности", реализация которого позволила усилить внимание руководителей предприятий к вопросам охраны труда, особенно в сфере среднего и малого бизнеса.
Постановлением Правительства Свердловской области от 6 ноября 2003 г. N 686-ПП постановление Правительства Свердловской области от 24 декабря 1999 г. N 1463-ПП "О государственной экспертизе условий труда в Свердловской области при лицензировании отдельных видов деятельности" признано утратившим силу
Одним из важных направлений деятельности областных исполнительных органов государственной власти является работа по формированию системы управления охраной труда в области. Из-за недостаточности средств в областном бюджете на формирование органов управления охраной труда Министерство экономики и труда Свердловской области проводило работу с главами муниципальных образований по финансированию этих служб за счет средств местных бюджетов. В результате в 1999 году введены штатные единицы специалистов по охране труда в муниципальных образованиях г. Кушва, Богдановичский район, Алапаевский район, Рефтинский.
Министерство экономики и труда Свердловской области и его территориальные отделы по труду совместно с Государственной инспекцией труда по Свердловской области проводили комплексные обследования организаций по охране труда и оказывали помощь в проведении совещаний по итогам обследований при главах муниципальных образований.
Из областных исполнительных органов государственной власти полномочия в области охраны труда, предусмотренные ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", реализовывало лишь Министерство экономики и труда Свердловской области как функциональный орган, на который непосредственно возложено государственное управление охраной труда. Поручения управляющим управленческими округами по вопросам управления охраной труда, определенные постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.98 г. N 826-п "О состоянии условий и охраны труда в организациях Свердловском области в 1997 году" и от 21.05.99 г. N 610-ПП "О состоянии условий и охраны труда в организациях Свердловской области в 1998 году" (Собрание законодательства Свердловской области, 1999, N 5, ст. 436), остались невыполненными.
Не все областные отраслевые министерства проводили работу по охране труда на отраслевом уровне. Определенную работу в этом направлении проводят областные министерства сельского хозяйства и продовольствия, энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения. В работе вышеуказанных министерств нет системного подхода по причине отсутствия в положениях о министерствах функций управления охраной труда на отраслевом уровне.
Выводы и предложения
Принимаемые меры по улучшению условий и охраны труда не достигают должной эффективности, поскольку между областным уровнем, на котором принимаются решения, и уровнем предприятия, где реализуются эти решения, отсутствует связующее звено.
Для смещения центра тяжести практической работы по охране труда ближе к предприятиям необходимо объединение усилий всех исполнительных органов власти: управленческих округов, отраслевых министерств и муниципальных образований.
В этих целях необходимо внести дополнения в положения об управленческих округах и областных министерствах, определяющие их функции в области охраны труда, и при разработке проекта закона Свердловской области "Об охране труда в Свердловской области" предусмотреть полномочия органов местного самоуправления в вопросах управления охраной труда.
Статья 6. Деятельность органов местного самоуправления в вопросах охраны труда
Органы местного самоуправления являются логическим продолжением в организационной структуре системы управления охраной труда в Свердловской области, так как через управленческие решения и постановления этих органов должны решаться проблемы охраны труда как на территории, так и в отдельных организациях.
Отсутствие функций управления охраной труда в федеральном и областном законодательстве о местном самоуправлении сдерживало и до некоторой степени сдерживает и сейчас формирование системы управления охраной труда на уровне муниципальных образований.
Например, показателен тот факт, что только 13 муниципальных образований области имеют в своем штате специалистов по охране труда# г. Ирбит, г. Красноуральск, г. Первоуральск, г. Кушва, г. Заречный, г. Лесной, г. Новоуральск, Кировский район г. Екатеринбурга, Ирбитский район, Алапаевский район, Белоярский район, Рефтинский.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", в соответствии с которым органы местного самоуправления должны обеспечивать реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, деятельность органов местного самоуправления в этом направлении заметно активизировалась.
Воспользовавшись новой нормативной базой, департамент труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области, территориальные отделы по труду стали активнее вовлекать администрации муниципальных образований в управление охраной труда.
В целях оказания методической помощи органам местного самоуправления департаментом труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области разработаны методические рекомендации по организации работы комиссии по охране труда, рекомендации по организации работы службы охраны труда.
Во исполнение постановления Правительства Свердловской области от 28.04.98 г. N 444-п "Об областной целевой программе улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 1998, N 4, ст. 274) почти во всех муниципальных образованиях, где имеются отделы по труду, разработаны, утверждены и реализуются территориальные программы улучшения условий и охраны труда.
В Талицком, Артемовском районах, пос. Пелым, Рефтинский разработаны и реализуются планы мероприятий по выполнению Областной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы.
В 9 муниципальных образованиях программы находятся в стадии разработки и согласования. Это города Полевской, Ивдель, Серов, Верхняя Пышма, районы Алапаевский, Пригородный, Ревдинский, Белоярский.
Вместе с тем в 18 муниципальных образованиях работа по разработке программ улучшения условий и охраны труда не начата (города Нижний Тагил, Камышлов, Карпинск, Краснотурьинск, Красноуфимск, Нижняя Салда, Верхняя Тура, Верхний Тагил, Невьянск, Верхняя Пышма и другие).
Вместе с тем отсутствие целевой программы в муниципальном образовании означает отсутствие комплексного подхода в решении проблем охраны труда на данной территории, скоординированных, заранее запланированных совместных действий органов местного самоуправления, органов надзора и контроля, работодателей, общественных объединений по улучшению условий труда.
В целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, общественности, работодателей в вопросах улучшения условий и охраны труда по инициативе территориальных отделов по труду в большинстве муниципальных образований созданы комиссии по охране труда. Как правило, их возглавляют первые заместители глав администраций, работа строится по ежегодно утверждаемым планам. Территориальные отделы по труду оказывают практическую и методическую помощь в организации работы комиссий.
Наиболее активно работают комиссии в городах Асбесте, Качканаре, Первоуральске, Красноуральске, Каменске-Уральском, Лесном, Пригородном районе. В 1999 году возобновила работу координационная комиссия по вопросам охраны и условий труда при администрации г. Екатеринбурга, на которой обсуждаются актуальные вопросы охраны труда в городе. Кроме того, в г. Екатеринбурге активно работают комиссии по охране труда при администрациях Орджоникидзевского, Верх-Исетского, Чкаловского районов.
В г. Асбесте помимо координационной комиссии по охране труда распоряжением главы администрации города создан общественный штаб по охране труда. Практика показывает, что активно работают комиссии в тех муниципальных образованиях, где имеются территориальные отделы по труду, которые и инициируют эту работу.
Вместе с тем в некоторых муниципальных образованиях комиссии созданы, но фактически не работают. Это говорит о том, что администрации данных муниципальных образований не прониклись социальной важностью проблемы охраны труда. Такое положение дел имеет место в городах Нижний Тагил, Полевской, Реж, Камышлов, Нижние Серги.
Большинство глав муниципальных образований принимают активное участие в семинарах-совещаниях с руководителями предприятий, проводимых департаментом труда и социальных вопросов Министерства экономики и труда Свердловской области, оказывают помощь органам государственного надзора в организации проверок по охране труда.
В 1999 году были проведены совещания по итогам комплексных обследований по охране труда организаций Чкаловского района г. Екатеринбурга, городов Арамиль и Карпинск.
Установилась положительная практика проведения ежегодных совещаний по охране труда у глав муниципальный образований с руководителями предприятий в городах Каменске-Уральском, Первоуральске, Красноуральске, Ирбите, Карпинске.
Ряд территориальных отделов по труду наладил учет производственного травматизма в организациях с целью принятия действенных управленческих решений. Приняты постановления глав администраций о порядке передачи информации о несчастных случаях в организациях в городах Красноуральске, Асбесте, Заречном, Качканаре, Кушве.
Территориальные отделы по труду и органы местного самоуправления принимают участие в работе по обеспечению охраны труда при выдаче предприятиям лицензий на ведение отдельных видов деятельности. Такая работа ведется в городах Каменске-Уральском, Ирбите, Нижнем Тагиле, Серове, Красноуральске, Заречном, Богдановиче, Сухом Логу, Асбесте, Верхней Салде, Кировграде, Реже, Североуральске. Органы местного самоуправления г. Екатеринбурга активно участвуют в обеспечении охраны труда при аттестации предприятий бытового обслуживания на качество предоставляемых услуг.
Важная роль в оказании практической помощи в организации работы по охране труда на малых предприятиях отводится организации унитарных муниципальных предприятий по оказанию услуг в области охраны труда на договорной основе. Такие предприятия созданы в городах Сухой Лог и Полевской, ведется работа по созданию предприятия в г. Екатеринбурге.
Вместе с тем в большинстве муниципальных образований вопросы организации таких предприятий не нашли поддержки, хотя предприятия сферы услуг, общественного питания, торговли, малого бизнеса, расположенные на их территориях, особенно нуждаются в данных услугах, так как не имеют возможности иметь собственных специалистов по охране труда.
Выводы и предложения
С целью реализации статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и учитывая, что органы местного самоуправления являются неотъемлемой частью в организационной структуре системы управления охраной труда, так как через управленческие решения и постановления этих органов должны решаться проблемы охраны труда как на территории, так и в отдельных организациях, отразить в проекте закона Свердловской области об охране труда и Положении о системе управления охраной труда в Свердловской области конкретные функции управления охраной труда на уровне местного самоуправления.
Статья 7. Организация общественного контроля за охраной труда
Федерацией профсоюзов Свердловской области и членскими организациями проводится определенная работа по организации общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Вопросы охраны труда нашли отражение в областном трехстороннем, отраслевых, территориальных соглашениях и коллективных договорах.
Вопросы охраны труда рассматривались на заседании Совета Федерации профсоюзов Свердловской области, по результатам чего были разработаны мероприятия по реализации критических замечаний и предложений.
Федерация профсоюзов Свердловской области осуществляет контроль за соблюдением законодательства об охране труда в тесном взаимодействии с Государственной инспекцией труда по Свердловской области и Уральским управлением федерального горного и промышленного надзора России.
Техническая инспекция труда оказывает помощь работникам в разрешении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда и окружающей среды, выполнении соответствующих обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями. Всего было рассмотрено 42 таких спора.
В организациях Свердловской области избрано 9660 уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. В состав совместных комитетов (комиссий) по охране труда избрано 11860 человек - представителей профсоюзов. Проводилась учеба профактива и уполномоченных по охране труда.
Выполнены мероприятия со стороны профсоюзов по разделу N 5 "В сфере охраны труда, окружающей среды и обеспечение экологической безопасности" трехстороннего соглашения между Правительством Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области и Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей.
Однако не все членские организации активно занимаются этой работой. Так, штатные технические инспектора профсоюзов есть только в четырех членских организациях (металлурги, угольщики, здравоохранение, "Уралтрансгаз").
Внештатные технические инспекции созданы в обкомах профсоюзов работников агропромышленного комплекса и здравоохранения.
Из 10 тысяч уполномоченных профсоюзных комитетов по охране труда 3500 уполномоченных действуют на предприятиях металлургии (1 на 64 работающих), еще 2300 на Свердловской железной дороге. На предприятиях остальных отраслей экономики избрано 4200 уполномоченных или 1 уполномоченный на 280 работающих.
В значительной степени утрачена практика рассмотрения несчастных случаев со смертельным, тяжелым исходом и групповых несчастных случаев на заседаниях областных профсоюзных органов.
У ряда членских организаций не налажено деловое сотрудничество с Государственной инспекцией труда по Свердловской области.
Недостаточное отражение в коллективных договорах находят вопросы профилактики травматизма, обучения работников безопасным приемам работы, организации систематического контроля за безопасным производством работ, трехступенчатого контроля.
Выводы и предложения
В целях усиления роли профсоюзных организаций в улучшении условий и охраны труда, осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда необходимо Федерации профсоюзов и членским организациям:
завершить формирование технической инспекции труда и внештатной технической инспекции труда Федерации профсоюзов Свердловской области и отраслевых обкомов профсоюзов;
оказать помощь профсоюзным комитетам в разработке и реализации разделов охраны труда коллективных договоров;
обучить уполномоченных лиц по охране труда профсоюзных организаций и внештатных инспекторов труда областных комитетов профсоюза;
реализовать мероприятия по охране труда Соглашения между Правительством Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области и Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей;
шире практиковать проведение совместных проверок предприятий с Государственной инспекцией труда по Свердловской области, Уральским округом Федерального горного и промышленного надзора России по вопросам охраны труда и экологии.
Статья 8. Практика решения вопросов охраны труда в рамках социального партнерства
Интересы сторон социального партнерства в Свердловской области по ключевым социально-экономическим вопросам жизни области, включая и решение вопросов охраны труда, согласовываются при заключении областного трехстороннего соглашения между Правительством Свердловской области, Федерацией профсоюзов Свердловской области и Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей. Соглашение на 1999 год предусматривало раздел N 5 "В сфере охраны труда, окружающей среды и обеспечение экологической безопасности", в который включены 23 пункта обязательств Правительства, профсоюзов, работодателей и совместных обязательств.
В течение отчетного периода предусмотренные соглашением мероприятия в основном реализованы. В рамках этого соглашения было предложено устранить более 48 тыс. нарушений по охране труда. Реализованы совместные мероприятия Областной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы.
В ходе реализации трехстороннего соглашения выполнены и другие мероприятия, которые приведены в разделах доклада.
Вместе с тем очень медленно идет развитие социального партнерства на территориальном уровне. Соглашения заключены только в городах Алапаевске, Первоуральске и Алапаевском районе, в 10 муниципальных образованиях идет работа над их разработкой и принятием.
Основным документом, позволяющим планировать мероприятия по охране труда, остается коллективный договор.
Работниками органов по труду в 1999 году было обследовано 6592 предприятия по вопросу заключения коллективных договоров. На 4321 предприятии, где работают 74,5 проц. от среднесписочной численности всех работников, имелись коллективные договоры.
Общие затраты предприятий области на осуществление мероприятий по охране труда составили в 1999 году 914992,8 тыс. руб., или 857 руб. на одного работника.
Вместе с тем коллективный договор еще не стал главным документом для большинства предприятий. Так, в г. Верхний Тагил из 32 проверенных организаций коллективных договоров не было заключено в 27, в г. Заречном из 73 организаций - в 47, в г. Полевском из 71 организации - в 40.
Государственной инспекцией труда по Свердловской области в прошедшем году при проверках коллективных договоров и соглашений выявлено 758 разного рода нарушений.
Плановые проверки выполнения коллективных договоров, проведенные в 1999 году в 184 организациях области, показали, что только в 43 проц. проверенных организаций в коллективных договорах предусмотрены средства на улучшение условий труда. Кроме того, в соглашениях по охране труда преобладают текущие затраты по эксплуатационному обслуживанию условий труда и почти отсутствуют единовременные капитальные затраты для проведения радикальных мероприятий по устранению тяжелых и вредных условий труда на основе использования новой техники и безопасных технологий. Только в 14 из проверенных организаций в коллективных договорах предусматриваются и предоставляются дополнительные льготы за счет собственных средств предприятий сверх компенсаций, установленных законодательством.
Выводы и предложения
Коллективный договор еще не стал обязательным документом, без которого невозможно регулировать социально-трудовые отношения между работодателями и трудовыми коллективами, в том числе в вопросах охраны труда, что порождает многочисленные нарушения законодательства об охране труда, конфликты, ущемление прав трудящихся.
В соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 5 января 2000 года N 1-УГ "О развитии социального партнерства в Свердловской области" ("Областная газета" от 06.01.2000 г. N 2) сторонам социального партнерства при заключении коллективных договоров необходимо учитывать в них организацию работы по улучшению условий и охраны труда с учетом требований Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Заключение
В целях реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в 2000 году предстоит обеспечить согласованные действия органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, направленные на обеспечение безопасных условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Таблица 1
Данные о производственном травматизме
в Свердловской области за 1995-1999 годы
/----------------------------------------------------------------\
|Показатели |1995 год|1996 год|1997 год|1998 год|1999 год |
|------------------+--------+--------+--------+--------+---------|
|Численность |9361 |7901 |7208 |6059 |5988 |
|пострадавших при | | | | | |
|несчастных случаях| | | | | |
|на производстве с | | | | | |
|утратой | | | | | |
|трудоспособности | | | | | |
|на 1 рабочий день | | | | | |
|и более, чел. | | | | | |
|(всего) | | | | | |
|------------------+--------+--------+--------+--------+---------|
|Численность | 202 | 196 | 161 | 125 | 170 |
|пострадавших со | | | | | |
|смертельным | | | | | |
|исходом, чел. | | | | | |
|------------------+--------+--------+--------+--------+---------|
|Численность | 6,3 | 6,4 | 6 | 5,4 | 5,6 |
|пострадавших с | | | | | |
|утратой | | | | | |
|трудоспособности | | | | | |
|на 1 рабочий день | | | | | |
|и более (в расчете| | | | | |
|на 1000 | | | | | |
|работающих) | | | | | |
|------------------+--------+--------+--------+--------+---------|
|Численность | 0,135| 0,158| 0,133| 0,111| 0,159 |
|пострадавших со | | | | | |
|смертельным | | | | | |
|исходом (в расчете| | | | | |
|на 1000 | | | | | |
|работающих) | | | | | |
|------------------+--------+--------+--------+--------+---------|
|Число | 25,9 | 27,3 | 27,5 | 28,7 | 28,3 |
|человеко - дней | | | | | |
|нетрудоспособности| | | | | |
|у пострадавших с | | | | | |
|утратой | | | | | |
|трудоспособности | | | | | |
|на 1 рабочий день | | | | | |
|и более, временная| | | | | |
|нетрудоспособность| | | | | |
|которых | | | | | |
|закончилась в | | | | | |
|отчетном периоде | | | | | |
|(на 1 | | | | | |
|пострадавшего) | | | | | |
\----------------------------------------------------------------/
Таблица 2
Данные о производственном травматизме
в Свердловской области по отраслям экономики
с наиболее высокими показателями
на 1000 работающих за 1995-1999 годы
Отрасли экономики | Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более |
В том числе со смертельным исходом | ||||||||
1995 год | 1996 год | 1997 год | 1998 год | 1999 год | 1995 год | 1996 год | 1997 год | 1998 год | 1999 год | |
Промышленность | 7,3 | 6,6 | 6,4 | 5,8 | 6,4 | 0,143 | 0,148 | 0,127 | 0,102 | 0,156 |
Сельское хозяйство |
12,1 | 11,1 | 10,5 | 7,9 | 8 | 0,194 | 0,186 | 0,167 | 0,09 | 0,185 |
Лесное хозяйство |
8 | х | 7,4 | 6,7 | 6,8 | 0,275 | х | 0,228 | 0,23 | 0,111 |
Транспорт | 4,2 | х | 4,2 | 4,1 | 3,7 | 0,152 | х | 0,081 | 0,084 | 0,114 |
Строительство | 7,5 | 7,2 | 6,9 | 5,9 | 6,4 | 0,285 | 0,265 | 0,23 | 0,243 | 0,366 |
Жилищно - коммунальное хозяйство |
х | х | 4,9 | 4,4 | 5 | х | х | 0,207 | 0,176 | 0,156 |
х - нет данных
Таблица 3
Данные о производственном травматизме
по отдельным территориям с наиболее высокими
показателями на 1000 работающих
/----------------------------------------------------------------\
|Муниципальные образования|Число пострадавших|В том числе со |
| | |смертельным исходом|
| |------------------+-------------------|
| |1998 год |1999 год|1998 год |1999 год |
|-------------------------+---------+--------+---------+---------|
|Алапаевский район | 16,8 | 15,9 | 0 | 0,278 |
|-------------------------+---------+--------+---------+---------|
|Байкаловский район | 13,5 | 13,3 | 0,19 | 0 |
|-------------------------+---------+--------+---------+---------|
|Верхотурский уезд | 7,8 | 12,5 | 0 | 0 |
|-------------------------+---------+--------+---------+---------|
|Пригородный район | 2,5 | 11,4 | 0 | 0,219 |
|-------------------------+---------+--------+---------+---------|
|Серовский район | 9,4 | 12,6 | 0,209| 0,234 |
|-------------------------+---------+--------+---------+---------|
|Тугулымский район | 9,5 | 13 | 0 | 0,449 |
|-------------------------+---------+--------+---------+---------|
|Шалинский район | 12,2 | 13,7 | 0,255| 0 |
|-------------------------+---------+--------+---------+---------|
|г. Карпинск | 8,6 | 12,4 | 0 | 0,117 |
|-------------------------+---------+--------+---------+---------|
|г. Североуральск | 16,1 | 13,4 | 0,709| 0,136 |
|-------------------------+---------+--------+---------+---------|
|г. Тавда | 7,5 | 14,8 | 0,175| 0,282 |
\----------------------------------------------------------------/
Таблица 4
Данные о выявлении хронических профзаболеваний
и отравлений по отдельным муниципальным
образованиям Свердловской области с наиболее
высокими показателями
(за последние 3 года)
/----------------------------------------------------------------\
|N |Муниципальное образование| Число пострадавших |
|пп| | (в расчете на 10000 работающих) |
|--+-------------------------+-----------------------------------|
| | | 1997 год | 1998 год | 1999 год |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|1 |Нижний Тагил | 2,85 | 3,31 | 3,906 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|2 |Асбест | 12,7 | 13,7 | 19,506 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|3 |Екатеринбург | 2,11 | 0,83 | 0,719 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|4 |Первоуральск | 8,68 | 6,51 | 6,823 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|5 |Североуральск | 18,7 | 14,2 | 15,176 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|6 |Полевской | 2,62 | 4,59 | 2,952 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|7 |Березовский | 6,32 | 6,32 | 6,810 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|8 |Краснотурьинск | 4,17 | 4,52 | 5,552 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|9 |Каменск - Уральский | 0,75 | 1,29 | 1,402 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|10|Ревда | 4,44 | 3,17 | 3,171 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|11|Богданович | 4,83 | 4,34 | 5,311 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|12|Серов | 1,71 | 1,52 | 0,381 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|13|Кировград | 8,16 | 3,81 | 6,525 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|14|Сысерть | 1,21 | 2,82 | 1,619 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|15|Артемовский | 3,80 | 2,28 | 2,280 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|16|Качканар | 1,74 | 2,61 | 0,434 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|17|Верхняя Салда | 1,91 | 1,27 | 5,733 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|18|Красноуральск | 0,73 | 2,92 | 1,461 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|19|Артинский район | 0,80 | 1,6 | |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|20|Кушва | 2,78 | 0,79 | 1,191 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|21|Невьянск | 1,05 | 1,05 | |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|22|Белоярский район | 0,77 | 0,77 | 6,131 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|23|Верхняя Пышма | | 0,26 | 0,695 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|24|Тавда | | 0,65 | |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|25|Шалинский район | | 1,07 | |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|26|Сухой Лог | | | 5,204 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
|27|Алапаевский район | | | 0,854 |
|--+-------------------------+-----------+-----------+-----------|
| |по Свердловской области | 2,47 | 1,95 | 2,25 |
\----------------------------------------------------------------/
Таблица 5
Данные о выявлении хронических профзаболеваний
и отравлений по отдельным отраслям
экономики Свердловской области
с наиболее высокими показателями
(за последние 3 года)
/----------------------------------------------------------------\
|N | Отрасли экономики | Число пострадавших |
|пп| | (на 10000 работающих) |
| | |---------------------------|
| | |1997 год |1998 год|1999 год|
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|1 |Цветная металлургия | 10,6 | 8,841 | 10,545 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|2 |Черная металлургия | 7,667 | 5,576 | 6,412 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|3 |Промышленность строительных | 12,16 | 15,83 | 17,201 |
| |материалов | | | |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|4 |Транспортное и ж/д машиностроение| 14,35 | 15,21 | 19,084 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|5 |Тяжелое машиностроение | 33,42 | 6,836 | 7,216 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|6 |Здравоохранение | 0,454 | 1,058 | 1,361 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|7 |Химическая промышленность | 2,219 | 5,547 | 2,219 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|8 |Общее машиностроение | 0,007 | 0,218 | 0,044 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|9 |Угольная промышленность | 14,75 | 7,37 | 7,370 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|10|Машиностроение химическое | 5,67 | 3,239 | 0,810 |
| |и нефтехимическое | | | |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|11|Промышленность металлических | 2,262 | 4,523 | 2,262 |
| |конструкций и изделий | | | |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|12|Электротехническая промышленность| 4,705 | 1,568 | 1,568 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|13|Жилищно - коммунальное хозяйство | 0,012 | 0,224 | 0,224 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|14|Электроэнергетика | 0,336 | 0,672 | 0,672 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|15|Общее строительство | 0,165 | 0,110 | 0,110 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|16|Нефтехимическая промышленность | 1,882 | 0,729 | 5,103 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|17|Энергетическое машиностроение | 7,463 | 2,985 | 4,478 |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|18|Легкая промышленность | 1,754 | 0,542 | |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
|19|Станкостроительная промышленность| | 1,855 | |
|--+---------------------------------+---------+--------+--------|
| |по Свердловской области | 2,47 | 1,95 | 2,25 |
\----------------------------------------------------------------/
Таблица 6
Состояние условий труда работников предприятий
промышленности, строительства, транспорта, связи
Свердловской области в 1999 году
Отрасли | Списочная численность работников, человек |
Из них работающих под воздействием | Занятые тяжелым физическим трудом |
Работающие на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности |
||||||
всего | повышенн. уровня шума, ультра- звука, инфра- звука |
повышенн. уровня вибрации |
повышенн. запыленн. воздуха рабочей зоны |
повышенн. загазованн. воздуха рабочей зоны |
повышенн. уровня неионизирующ. излучения |
повышенн. уровня ионизирующ. излучения |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Промышленность, человек |
621451 | 155536 | 88021 | 16823 | 66069 | 46915 | 7719 | 2246 | 23256 | 7203 |
в % к списочной численности |
25,0 | 14,2 | 2,7 | 10,7 | 7,5 | 1,2 | 0,4 | 3,7 | 1,2 | |
Транспорт, человек |
100064 | 17014 | 9282 | 2764 | 3132 | 2304 | 894 | 100 | 4501 | 329 |
в % к списочной численности |
17 | 9,3 | 2,8 | 3,1 | 2,3 | 0,9 | 0,1 | 4,5 | 0,3 | |
Связь, человек | 21690 | 551 | 211 | 3 | 34 | 72 | 91 | 4 | 25 | |
в % к списочной численности |
2,5 | 1,0 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,1 | ||||
Строительство, человек |
68169 | 9095 | 3017 | 1480 | 2897 | 3149 | 150 | 43 | 2962 | 124 |
в % к списочной численности |
13,3 | 4,4 | 2,2 | 4,2 | 4,6 | 0,2 | 0,1 | 4,3 | 0,2 | |
ВСЕГО | 811374 | 182196 | 100531 | 21070 | 72132 | 52440 | 8854 | 2393 | 30744 | 7656 |
в % к списочной численности |
22,5 | 11,6 | 2,5 | 8,8 | 5,9 | 0,7 | 0,3 | 3,8 | 1,2 |
Таблица 7
Наличие льгот и компенсаций за работу
в неблагоприятных условиях труда в организациях
основных отраслей Свердловской области
в 1999 году
Отрасли | Списочная численность работников, человек |
Доля работников, которым установлен хотя бы один вид льгот или компенсаций, всего |
Доля работников, пользующихся правом | Доля работников, получающих повышенные тарифные ставки и доплаты |
|||
дополнительного отпуска |
сокращенного рабочего дня |
бесплатного лечебно - профилактического питания |
бесплатного получения молока или других равноценных пищевых продуктов |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Промышленность, человек |
621451 | 314022 | 250507 | 32677 | 18263 | 188987 | 204156 |
в % к списочной численности |
50,5 | 40,3 | 5,3 | 2,9 | 30,4 | 32,9 | |
Транспорт, человек |
100064 | 38980 | 22490 | 1326 | 137 | 10807 | 19271 |
в % к списочной численности |
39,0 | 22,5 | 1,3 | 0,1 | 10,8 | 19,3 | |
Связь, человек | 21690 | 2689 | 989 | 990 | 899 | 1453 | |
в % к списочной численности |
12,4 | 4,6 | 4,6 | 4,1 | 6,7 | ||
Строительство, человек |
68169 | 21346 | 13792 | 352 | 273 | 10222 | 6113 |
в % к списочной численности |
31,3 | 20,2 | 0,5 | 0,4 | 15,0 | 9,0 | |
ВСЕГО | 811374 | 377037 | 287778 | 35345 | 18673 | 210915 | 230993 |
в % к списочной численности |
46,5 | 35,5 | 4,4 | 2,3 | 26,0 | 28,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 24 июля 2000 г. N 612-ПП "О состоянии условий и охраны труда в организациях Свердловской области в 1999 году и мерах по их улучшению"
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 1 августа 2000 г. N 150 стр. 3, "Собрании законодательства Свердловской области" 2000 г., N 7 ст. 753