Рассмотрев представленный Правительством Свердловской области государственный доклад "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2001 года, постановляю:
1. Утвердить государственный доклад "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2001 года.
2. Правительству Свердловской области (Воробьев А.П.) опубликовать государственный доклад "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2001 года в "Областной газете".
Губернатор
Свердловской области
Э.Э. Россель
Введение
В государственном докладе "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2001 года представлен анализ основных показателей положения детей в Свердловской области за несколько лет, меры и рекомендации по его улучшению. Доклад нацелен на привлечение внимания органов законодательной и исполнительной власти всех уровней к решению актуальных проблем детства.
Государственный доклад "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2001 года свидетельствует о сохраняющемся достаточно сложном положении детей, необходимости продолжения последовательных мер по кардинальному улучшению положения детей, как основы обеспечения реализации Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 г. N 393-ПП "О Концепции "Сбережение населения Свердловской области на период до 2015 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 6, ст. 726).
Разработка государственного доклада "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2001 года осуществлена на основе статистических и информационно-аналитических материалов, представленных различными министерствами и ведомствами.
Государственный доклад "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2001 года подготовлен рабочей группой Министерства социальной защиты населения Свердловской области под общим руководством заместителя председателя Правительства Свердловской области по социальной политике Спектора С.И.
Основные демографические характеристики
В 2001 году в демографическом развитии Свердловской области были отмечены определенные позитивные тенденции. Впервые после 1998 года имело место одновременное увеличение ежегодного числа родившихся детей и уменьшение числа умерших. Однако в целом масштабы отмеченных перемен не позволяют говорить о коренном оздоровлении демографической ситуации в Свердловской области.
В 2001 году продолжилось сокращение числа жителей Свердловской области. По данным Свердловского областного комитета государственной статистики, за 2001 год численность постоянного населения Свердловской области уменьшилась на 29,8 тыс. человек, или на 0,6 процента (в 2000 году - на 28,4 тыс. человек, или 0,6 процента), и на начало 2002 года составила 4572,8 тыс. человек.
Число родившихся в 2001 году возмещает убыль населения от смертности только на 55,6 процента. Естественная убыль населения в целом определяет демографическую ситуацию в Свердловской области, сохраняя устойчивый и долговременный характер.
Наблюдается устойчивая тенденция старения населения Свердловской области. За 5 последних лет численность детского населения сократилась на 133,5 тыс. человек, удельный вес детей в общей численности населения снизился с 24,4 процента до 22 процентов.
Подробный анализ положения детей в Свердловской области, а также описание мер, направленных на реальное обеспечение прав детей, их защиту и развитие, представлены в следующих разделах.
Уровень жизни и благосостояние детей
Несмотря на сохраняющийся в целом достаточно низкий уровень жизни семей с детьми, в 2001 году произошли позитивные перемены, обусловленные: стабильным ростом объемов производства промышленной продукции (112,5 процента), оборотом розничной торговли (118,9 процента), сохраняющейся позитивной тенденцией в сфере реальной заработной платы (113,5 процента) и ростом реальных денежных доходов граждан (107 процентов).
Номинальные денежные доходы, полученные населением Свердловской области в 2001 году, по данным ежемесячной оценки, составили 124,1 млрд. рублей (2256,9 рубля на одного жителя в месяц) и по сравнению с 2000 годом увеличились на 34 процента.
В структуре использования денежных доходов населения в 2001 году наибольшую долю составили потребительские расходы - 85,3 процента, доля этого показателя в структуре использования доходов возросла по сравнению с 2000 годом на 7,5 процентных пункта.
По данным Свердловского областного комитета государственной статистики на обязательные платежи и разнообразные взносы населением Свердловской области затрачено в 2001 году больше средств, чем в 2000 году, однако удельный вес статьи в структуре использования доходов не изменился и составил 6,2 процента.
Основным источником доходов населения является заработная плата. По оценке органов государственной статистики начисленная среднемесячная заработная плата одного работника в Свердловской области за январь-декабрь 2001 года составила 3327,3 рубля и возросла по сравнению с январем-декабрем 2000 года на 43 процента. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, увеличилась по сравнению с уровнем января-декабря 2000 года на 13,5 процента.
Несмотря на существенные перемены, обусловленные началом экономического роста, в наиболее неблагоприятной ситуации по-прежнему остаются семьи с детьми и, прежде всего, многодетные семьи и семьи социального риска. В 2001 году на учете территориальных органов социальной защиты населения Свердловской области состояло 111489 семей социального риска, в них воспитывалось 151762 ребенка (в 2000 году таких семей было 97769, в них воспитывалось 141564 ребенка). Уровень благосостояния семей непосредственно связан с числом детей, воспитывающихся в них. Анализ статистических данных показывает, что в наиболее тяжелом положении оказываются семьи с четырьмя и более детьми. По данным органов социальной защиты населения в 2001 году в Свердловской области насчитывалось более 23 тысяч многодетных семей, в них воспитывалось свыше 77 тысяч детей. Величина прожиточного минимума, определяемого ежегодно в Свердловской области, позволяет выявить наиболее нуждающихся в помощи со стороны государства и реализовать адресный подход в оказании социальных услуг. С начала 2001 года величина прожиточного минимума в среднедушевом исчислении возросла на 397 рублей (на 34,3 процента) и на 1 января 2002 года составила 1555, 33 рубля. В структуре бюджета прожиточного минимума наиболее значительно возросла стоимость платных услуг - на 98,9 процента. Стоимость непродовольственных товаров и налоги увеличились на 34,3 процента, продуктов питания - на 14 процентов.
Одним из основных факторов, оказывающих негативное влияние на уровень жизни семей, является безработица. По данным Свердловского областного комитета государственной статистики, на конец декабря 2001 года в органах государственной службы занятости состояло на учете 37,5 тыс. человек, имеющих статус безработного. В числе зарегистрированных безработных женщины составляли 64,3 процента (в 2000 году - 66,6 процента), молодежь в возрасте 16-29 лет 35,1 процента (в 2000 году - 36,9 процента), инвалиды - 3,4 процента (в 2000 году - 3 процента).
Важным показателем благосостояния является обеспечение семьи жильем, а также потенциальная возможность улучшения жилищных условий. Новые экономические условия позволили лишь незначительной части населения самостоятельно решать жилищную проблему. Появился рынок жилья, но не в полной мере обеспеченный покупательной способностью населения. Возрастает общая площадь ветхого и потенциально ветхого жилищного фонда. Ввод жилья на территории Свердловской области за истекший год составил 633,1 тыс. кв. метра, что на 2,6 процента выше уровня 2000 года. Доля семей, получающих жилищные субсидии в общем числе семей, проживающих в муниципальном жилищном фонде, в декабре 2001 года составляла 5,1 процента (в декабре 2000 года - 2,6 процента).
Государственная семейная политика Свердловской области направлена на улучшение положения семьи и детей. Одним из средств, призванных оказывать поддержку семьям, являются государственные пособия гражданам, имеющим детей. По состоянию на 1 января 2002 года число получателей ежемесячного пособия на детей в малообеспеченных семьях составило 325,3 тыс. человек, а число детей, на которых начислены пособия, 434,1 тыс. человек (соответственно на 12 и 9 процентов больше, чем по состоянию на 1 января 2001 года). Начислено пособий за 2001 год на сумму 523,9 млн. рублей, что на 40 процентов больше, чем за 2000 год. Механизм назначения и выплат социальных пособий и компенсаций осуществляется в соответствии с Законом Свердловской области от 23 октября 1995 года N 28-ОЗ "О защите прав ребенка". В 2001 году за назначением пособий беременным женщинам (неработающим, имеющим статус безработных, и несовершеннолетним беременным) обратился 681 человек (в 2000 году - 463 человека). Из числа семей, воспитывающих ребенка-инвалида, в которых один из родителей не работает, за назначением пособия обратились 3378 человек (в 2000 году - 2928 человек). За назначением пособия по возмещению затрат на проезд ребенка и сопровождающего его лица в учреждение здравоохранения областного центра в 2001 году обратились 4647 человек (в 2000 году - 3300 человек).
К категории семей социального риска, нуждающихся в особой заботе государства, относятся также семьи вынужденных переселенцев, имеющие несовершеннолетних детей. На 1 января 2002 года численность вынужденных переселенцев, состоящих на учете в территориальном органе Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в Свердловской области, составляла 6047 человек, в том числе детей в возрасте до 5 лет - 104 человека; детей в возрасте от 6 до 15 лет - 1160 человек. Для адаптации и выживания таких семей необходима реальная поддержка со стороны государства и органов местного самоуправления. В 2001 году на период поиска работы получили единовременное денежное пособие 408 вынужденных переселенцев и беженцев в сумме 43565 рублей; из обратившихся в Миграционную службу Свердловской области в поисках работы - 73 процента вынужденных переселенцев нашли работу; для вынужденных переселенцев приобретено 64 квартиры, 111 семей вынужденных переселенцев получили долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья; различными формами социальной поддержки было охвачено 596 детей из семей вынужденных переселенцев.
В целях повышения уровня жизни и благосостояния детей в Свердловской области в дальнейшем необходима реализация комплекса мер, предусматривающих увеличение финансирования на оказание различных видов помощи семье, погашение задолженности по выплате заработной платы родителям, значительное повышение размера заработной платы, обеспечение полной занятости родителей, создание условий для обеспечения жильем более широких слоев населения.
Охрана здоровья детей
В Свердловской области в 2001 году отмечалось снижение материнской смертности, уровень которой составил 42,9 на 100 тысяч живорожденных детей, в то время как в целом по России - 39,7. Удельный вес нормальный родов возрос до 26,4 процента, но по-прежнему одной из важнейших проблем остается здоровье беременных и рожениц. Каждая вторая беременность протекает с анемией, каждая третья с поздним токсикозом, каждая шестая с болезнями почек, каждая десятая с болезнями системы кровообращения. Все острее встает проблема ВИЧ-инфекции среди беременных.
Внедрение во врачебную практику современных технологий, позволяющих оказывать неотложную помощь новорожденным детям, привело к снижению младенческой смертности.
Статистические данные свидетельствуют о наметившихся позитивных сдвигах в заболеваемости новорожденных. Вместе с тем отмечается некоторое увеличение врожденных аномалий, внутричерепных родовых травм, гемолитической болезни новорожденных.
Продолжался рост заболеваемости детей до 14 лет. Прирост этих показателей в 2001 году составил 7 процентов, особенно за счет заболеваний верхних дыхательных путей, органов мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, травм и отравлений.
Тревожит рост менингококковой инфекции, вирусного гепатита среди детей. Исследования свидетельствуют о значительном удельном весе детей с хроническими формами гепатита.
В 2001 году отмечается рост случаев ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних, численность которых составляет 8,3 процента (1098 человек) от общего числа заболевших. Продолжается рост социально значимых заболеваний у подростков 15-17 лет. Так, по сравнению с прошлым годом первичная заболеваемость туберкулезом у подростков возросла на 19,7 процента; токсикомания - почти в 2 раза.
Существенно вырос уровень детской инвалидности; в 2001 году он составил 20,5 случая на 10000 тыс. детей, что на 7 процентов выше показателя 2000 года.
Отмечена тенденция к росту уровня острой заболеваемости детей и подростков в организованных коллективах. Особенно значительна заболеваемость в школах и учреждениях начального профессионального образования.
В Свердловской области проблема детского травматизма выходит в ранг приоритетных. В структуре первичной заболеваемости детей до 14 лет травмы занимают 3-е место, у подростков - 4-е место.
Низкая обеспеченность педиатрической службы врачами и квалифицированными средними медицинскими работниками ведет к снижению качества медицинских и профилактических оздоровительных мероприятий, в том числе профилактических медицинских осмотров детей.
В 2001 году не были обеспечены медицинскими работниками 165 дошкольных учреждений, 338 школ, 8 учреждений начального профессионального образования. Таким образом, без постоянного медицинского наблюдения за условиями питания, физического воспитания, трудового обучения, состоянием здоровья остались 66758 воспитанников, что на 8742 человека больше, чем в 2000 году.
Вместе с тем следует отметить, что в течение 2001 года продолжалась работа по расширению сети медицинских учреждений и улучшению качества обслуживания населения. Так, в Тугулымском районе был принят к эксплуатации новый корпус инфекционного отделения центральной районной больницы, в городе Асбесте начал действовать новый корпус детской больницы, открыта новая участковая больница е поселке Костино Алапаевского района. Существенно улучшены условия работы трех фельдшерско-акушерских пунктов в Пригородном районе, филиала детской поликлиники Режевской центральной районной больницы, вновь развернуто реанимационно-анестезиологическое отделение в Красноуфимской центральной районной больнице. Велась реструктуризация коечного фонда акушерско-гинекологического и педиатрического профиля. В течение истекшего года в деятельность педиатрических служб успешно внедрялись стационарозамещающие технологии, что характеризовалось увеличением мест и числа пролеченных детей в дневных стационарах при амбулаторно-поликлинических учреждениях, в стационарах на дому.
Значительный вклад в решение задач по охране здоровья матери и ребенка вносит реализация губернаторских и областных целевых программ. На выделенные средства было приобретено современное медицинское оборудование, необходимые лекарства и расходные материалы, что позволило значительным образом улучшить ситуацию по показателям младенческой и материнской смертности.
Для дальнейшего развития службы матери и ребенка и улучшения здоровья детей и подростков необходимо принятие комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие сети учреждений для оказания медицинской помощи беременным, роженицам и новорожденным; реформирование амбулаторно-поликлинического звена педиатрической и акушерско-гинекологической службы; усиление профилактической направленности деятельности медицинских учреждений Свердловской области; предупреждение распространения социальных заболеваний, таких как туберкулез, ВИЧ-инфекция, наркомания, заболеваний, передающихся половым путем; совершенствование подготовки медицинских кадров службы материнства и детства; осуществление просветительской работы через средства массовой информации по пропаганде здорового образа жизни, современных форм профилактики заболеваний.
Проблемы детского питания
Рациональное питание является важнейшим условием гармоничного роста и развития ребенка. Организация питания детей раннего возраста является предметом заботы органов здравоохранения Свердловской области. Практически во всех родильных домах Свердловской области организовано совместное пребывание матери и ребенка. Особо пристальное внимание уделяется организации рационального питания детей, находящихся на искусственном вскармливании. В целях решения данной проблемы в течение ряда последних лет действует областная целевая программа по бесплатному обеспечению детей первого и второго года жизни специальными молочными и сухими продуктами детского питания. В 2001 году на реализацию данной программы Правительством Свердловской области было выделено более 20 млн. рублей, что позволило обеспечить детей высококачественными адаптированными смесями, отвечающими современным требованиям.
Особую тревогу вызывает питание детей в образовательных учреждениях различных типов и видов. Как правило, в данных учреждениях рационы питания детей не сбалансированы по калорийности и не соответствуют нормам по содержанию продуктов-поставщиков белков, жиров, углеводов, витаминов.
По состоянию на конец 2001 года только 57,5 процента школьников в Свердловской области получали питание организованно (в 2000 году - 52 процента). Горячие завтраки или обеды в целом по Свердловской области получали лишь 47,8 процента школьников. На сегодняшний день в детском питании витаминизированные продукты используются недостаточно. По результатам анализа 2001 года не проводится витаминизация рационов у 23 процентов закрытых детских учреждений и у 14 процентов дошкольных учреждений, 20 процентов образовательных учреждений не обеспечены йодированной солью.
Таким образом, в целях организации полноценного питания детей необходима реализация ряда мер и своевременное принятие управленческих решений, направленных на налаживание системы прямых поставок продуктов питания с предприятий производителей или с крупных оптовых баз; подготовку квалифицированных специалистов по организации питания; проведение просветительской работы с населением через средства массовой информации о гигиене и принципах здорового питания; своевременное и в должном объеме выделение дотаций на организацию питания детей в образовательных учреждениях; активизацию деятельности администрации образовательных учреждений по привлечению родительских средств на питание детей; совершенствование системы оплаты труда работников пищеблоков образовательных учреждений.
Образование: обучение, воспитание и развитие детей
Основой развития системы образования Свердловской области в 2000/2001 учебном году являлся приоритет интересов детей, их образовательных потребностей. Целью развития системы образований выступала последовательная реализация государственной политики в сфере образования, гарантирующей права детей на доступное и качественное образование, обеспечивающее основание для духовного развития, социальную компетентность в XXI веке.
На территории Свердловской области в 2001 году функционировали 1660 дошкольных образовательных учреждений (в 2000 году - 1651 учреждение), общая численность детей в них составила - 145271 человек (в 2000 году - 147620 человек).
В 2001 году наметилась тенденция увеличения количества дошкольных образовательных учреждений; по сравнению с 2000 годом количество детских садов увеличилось на 9 единиц (0,5 процента). При общем сокращении в Свердловской области детской популяции в возрасте до 6 лет в 2001 году возросла численность детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. При этом увеличивается количество групп компенсирующего вида, групп круглосуточного пребывания детей; групп кратковременного пребывания детей; уменьшается количество групп ухода, присмотра и оздоровления для ослабленных детей. Увеличилась доля педагогов с высшим и незаконченным высшим образованием в структуре кадрового состава системы дошкольного образования.
Тем не менее, в 2001 году оставалось значительное количество детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. На 1 января 2001 года количество детей Свердловской области, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, составило 35 процентов от общего числа детей дошкольного возраста. Данный факт определяется, прежде всего, высокой стоимостью содержания ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.
На начало 2000/2001 учебного года сеть дневных общеобразовательных учреждений Свердловской области сократилась на 42 школы по сравнению с аналогичными показателями предыдущего учебного года (численность возрастной группы детей от 7 до 17 лет в демографической структуре детского населения Свердловской области уменьшилась по сравнению с прошлым годом). Количественное уменьшение сети начальных образовательных учреждений в ряде сельских территорий связано с присоединением малокомплектных начальных школ к основным и средним школам. В целом ситуация в системе общеобразовательных учреждений Свердловской области отражают общероссийскую тенденцию, заключающуюся в сокращении количеств начальных и основных школ при сохранении числа средних (полных) школ.
В Свердловской области действуют 14 негосударственных общеобразовательных учреждений, где обучаются 1400 человек. Доля таких учреждений от общего числа школ в области составляет 1,1 процента.
По сравнению с предыдущим учебным годом в 2001/2002 учебном году количество школ, обучающих детей во вторую смену, сократилось на 33 единицы, в третью смену - на 1 единицу. Во вторую и третью смены в настоящее время занимаются 18,9 процента школьников 2000 году - 21,2 процента, в 1999 году - 22,7 процента, в 1998 году - 24,3 процента).
Одним из показателей состояния образованности учащихся являются результаты итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования. Рост количества детей, награжденных медалями, по отношению к общему количеству выпускников составляет 0,2-0,5 процента. Доля выпускников, получивших серебряные медали за последние три года, увеличилась на 0,9 процента. Одним из показателей качества образования является увеличение числа детей, обучающихся на "4" и "5". Их численность за три года выросла с 20 до 30 процентов, что подтверждают результаты как итоговой аттестации учащихся, так и аттестации образовательных учреждений.
В 2001 году произошли изменения в сети учреждений дополнительного образования. На 1 января 2001 года в Свердловской области насчитывалось 284 специализированных учреждения, что больше на 130 учреждений по сравнению с 1996 годом. По сравнению с 2000 годом произошло сокращение однопрофильных учреждений. При этом ежегодно на 5-6 процентов увеличивается количество учреждений спортивной направленности. Названные изменения в сети учреждений дополнительного образования происходят в связи с наметившейся тенденцией объединения нескольких однопрофильных учреждений в одно многопрофильное, а также активной передачей детских клубов на баланс системы образования другими ведомствами.
Современный этап развития системы специального образования Российской Федерации характеризуется конструктивными изменениями, направленными, в первую очередь, на обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование. Число детей в Свердловской области, обучавшихся в 2000/2001 учебном году в классах выравнивания и компенсирующего обучения, составило 8035 человек, в том числе 103 ребенка-инвалида (в 1999/2000 учебном году 10663 и 78 человек соответственно). Вероятно, данный факт отражает общероссийскую тенденцию развития системы специального образования, направленную на интеграцию детей с ограниченными возможностями в социум в соответствии с принципом "нормализации".
Однако, несмотря на наметившиеся позитивные изменения в развитии системы специального образования, основной формой получения образования детьми с ограниченными возможностями по-прежнему остается индивидуальное обучение на дому на основе индивидуальных коррекционно-образовательных программ и планов. В 2000/2001 учебном году число детей, получивших образование на дому по индивидуальным программам, составило 1919 человек, из них, 1036 имеют статус ребенка-инвалида.
В 2001 году в области продолжали функционировать 4 кадетских школы-интерната (Серовская, Качканарская, Сысертская кадетская школа-интернат морского профиля, Екатеринбургская кадетская школа-интернат "Спасатель") с общим количеством детей 488 человек. Все кадетские школы-интернаты открыты на базе учреждений начального профессионального образования, что обеспечивает условия получения воспитанниками не только общего образования, но и профессиональной подготовки, качественную профессиональную ориентацию.
В 2000/2001 учебном году сеть учреждений начального профессионального образования по сравнению с предыдущим годом практически не изменилась. В 127 учреждениях обучалось 56965 учащихся. Общее количество ученических мест сохранилось и составляет около 72000, что достаточно для удовлетворения образовательных потребностей граждан Свердловской области. По статистическим данным, число обучающихся в учреждениях начального профессионального образования составляет 131 человек на 10000 жителей, что выше общероссийского показателя на 30 процентов. Прием обучающихся в учреждениях начального профессионального образования на 2000/2001 учебный год осуществлялся по 125 интегрированным профессиям начального профессионального образования, или 412 профессиям Общероссийского классификатора должностей рабочих и служащих, что на 12 процентов больше, чем в 1999/2000 учебном году. В Свердловской области функционировало 102 средних профессиональных образовательных учреждения, из них 96 государственных и муниципальных, 6 негосударственных образовательных учреждений. В государственном секторе среднего профессионального образования Свердловской области на 1 октября 2001 года обучалось 96047 человек. Из них за счет федерального, областного бюджетов и бюджетов муниципальных образований Свердловской области обучалось 52641 человек, что находится на уровне 2000 года, а количество обучающихся на основе полного возмещения затрат увеличилось почти на семь тысяч человек и составляет в отчетном году 43406 учащихся.
В Свердловской области подготовка специалистов по государственному образовательному стандарту высшего образования осуществляется в 20 государственных и 13 негосударственных учреждениях высшего профессионального образования. Растет число филиалов и представительств в городах и районах Свердловской области. По состоянию на 1 января 2001 года в Свердловской области зарегистрировано 49 филиалов и 83 представительства (на 1 октября 2000 года - 46 филиалов, 67 представительств) высших учебных заведений города Екатеринбурга и других городов Российской федерации. Доля студентов, обучающихся в негосударственных учреждениях, незначительна (около 3,9 процента от общего числа обучающихся в высших учебных заведениях Свердловской области). При сохранении количества государственных высших учебных заведений значительно увеличивается число обучающихся в них. Значительно увеличился прием в 2000/2001 учебном году на обучение с полным возмещением затрат. Высшими учебными заведениями Свердловской области принято на данную форму обучений 39619 студентов. Это привело к тому, что в государственных высших учебных заведениях Свердловской области количество обучающихся за счет бюджетов различных уровней стало сравнимо с количеством обучающихся с возмещением затрат (76222 человека обучаются за счет бюджета, 76840 человек - с полным возмещением затрат). Наряду с ростом числа обучающихся сохраняется положительная динамика роста профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования как в абсолютном числе работающих, так и в качественном составе. Существует ряд факторов, препятствующих эффективному развитию системы высшего профессионального образования в Свердловской области: недостаточность бюджетного финансирования на федеральном уровне, недостаточная обеспеченность учебно-лабораторными площадями и оборудованием, отсутствие эффективных механизмов целевой поддержки федеральных образовательных учреждений из областного бюджета, низкий уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава.
Анализ результатов развития системы образования в Свердловской области за 2000/2001 учебный год позволяет говорить о положительной динамике в реализации прав детей Свердловской области на качественное образование, что является основным приоритетом региональной образовательной политики.
Исполнение законодательства о труде и охране
труда несовершеннолетних
В связи с кардинальными изменениями на рынке труда сместились акценты на наиболее приоритетных направлениях профориентационной деятельности службы занятости и в технологическом процессе работы с молодежью, особенно с подростками, относящимися к группе повышенного риска в сфере наркомании и токсикомании. В приоритетном порядке на работу направлялись дети из числа сирот и лишенных попечения родителей, подростки из семей безработных граждан, многодетных и неблагополучных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, освобожденные из воспитательно-трудовых колонии или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения. Для приобретения навыков активного поиска работы молодежь обучалась в центрах занятости по программам социальной адаптации.
Направлено на профессиональное обучение 1539 человек в возрасте от 16 до 17 лет (128,4 процента к уровню 2000 года). Из них на обучение по рабочим профессиям - 1283 человека, что на 20 процентов больше соответствующего показателя 2000 года. Закончили обучение - 1276 человек. Профориентационные услуги при содействии службы занятости получила 31880 подростков. Дополнительные профориентационные услуги (профессиональная информация, профессиональная консультация, психологическая поддержка) оказаны 30306 учащимся образовательных учреждений, что составило 113,7 процента к уровню 2000 года.
В 2001 году в Свердловской области работали 106 молодежных бирж труда, из них 28 организованы при содействии службы занятости на период летних каникул.
В течение 2001 года в центры занятости населения обратились в поисках работы 63416 человек несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 17 лет, или 27,8 процента от общего количества обратившихся (что на 7,2 процента больше, чем за аналогичный период 2000 года). При содействии службы занятости постоянную работу нашли 2860 несовершеннолетних.
Из числа молодежи до 17 лет на постоянные рабочие места в счет квот трудоустроено 1428 человек, или 123,2 процента к уровню 2000 года (1159 человек), фактически на временные рабочие места трудоустроено 55360 несовершеннолетних граждан, или 159,5 процента к запланированному показателю на этот период, в том числе в лагерях труда и отдыха при содействии службы занятости обеспечены временной работой - 13333 человека (115,6 процента к уровню 2000 года). В 2001 году заработная плата несовершеннолетних по Свердловской области колебалась от 350 до 1500 рублей. Общая сумма затрат на организацию мероприятий по временной занятости несовершеннолетних граждан в 2001 году составила 25782,8 тыс. рублей, что на 60,8 процента больше, чем в 2000 году.
На фоне фактического роста трудоустройства несовершеннолетних граждан проблема соблюдения трудовых прав несовершеннолетних по-прежнему остается весьма актуальной. По данным Государственной инспекции труда в Свердловской области в 2001 году проведено 202 проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда несовершеннолетних, которые выявили 563 нарушение. По результатам проведенных проверок и выявленных нарушений составлялись акты, руководителям предприятий и организаций выдавались предписания об устранении выявленных нарушений, за нарушения законодательства о труде и охране труда несовершеннолетних руководители были привлечены к административной ответственности.
Досуг и оздоровление детей и подростков
Организация досуговой деятельности несовершеннолетних является важным фактором личностного развития ребенка и одним из направлений профилактики детского неблагополучия.
В 2001 году сеть учреждений культурно-досугового типа в Свердловской области уменьшилась на 18 единиц. По состоянию на начало 2002 года из 6574 клубных формирований, функционирующих в культурно-досуговых учреждениях Свердловской области, 3610 являются детскими, что составляет 55 процентов от общего количества учреждений. В них занимается 58785 детей и подростков в возрасте до 14 лет. Последние годы удается поддерживать достаточный уровень доступности клубных мероприятий для детей и подростков, только 7 процентов клубных формирований для детей и подростков являются платными.
Показатели развития детских библиотек в Свердловской области остались в основном на уровне прошлого года. Вместе с тем тревогу вызывает тот факт, что книжный фонд детских библиотек продолжает уменьшаться и стареть. В 2001 году фонд составляет 3389,34 тысячи экземпляров, что почти на 30 тысяч меньше, чем в 2000 году. Свердловской областной библиотекой для детей и юношества реализуется программа создания в Свердловской области системы зональных информационных центров по проблемам детства на базе детских библиотек. В ней участвуют 14 библиотек области, 5 из них работают с новыми информационными технологиями, остальные, не оснащенные компьютерами, используют традиционные технологии.
На сегодня в Свердловской области работает 106 государственных и муниципальных музеев. Взрослыми и детьми бесплатно осуществляется 20 процентов посещений. При этом бесплатно, как правило, все музеи посещают дети-инвалиды и воспитанники учреждений государственного воспитания. Кроме того, во всех платных государственных и негосударственных музеях установлено бесплатное посещение один раз в месяц для лиц, не достигших восемнадцати лет. В 2001 году муниципальные и государственные музеи Свердловской области посетило 810 тысяч учащихся, больше половины из них посетили музеи организованно, с экскурсоводом. В 2001 году муниципальные и государственные музеи Свердловской области организовали 1038 выставок, что на 149 больше, чем в предыдущем году, музеями было проведено 2865 массовых мероприятий, более половины которых рассчитаны на школьников. Музеями также разрабатываются для детей специальные научно-образовательные программы. Во многих музеях постоянно проводятся детские фольклорные праздники.
В 2001 году сеть детских школ искусств в Свердловской области насчитывала 188 учреждений. Продолжался процесс объединения малокомплектных школ в более крупные образовательные учреждения. Количество учащихся выросло на 550 человек и составляет почти 44 тысячи человек. Особо одаренные дети из малообеспеченных семей по-прежнему обучаются бесплатно или имеют льготы по оплате.
Большая роль в формировании личности ребенка, в организации его досуга принадлежит театрам и концертным организациям. Сегодня в области работают 26 театров, из них 5 детских и 12 концертных организаций (5 областных, 7 муниципальных), деятельность которых адресована и детям. Количество спектаклей для детей в 2001 году увеличено на 162, а значит, выросло и количество зрителей.
Основной проблемой в решении кадровых проблем отрасли продолжает оставаться низкий уровень заработной платы работников культуры.
Негативной тенденцией в развитии сети культурных учреждений является продолжающееся сокращение количества муниципальных клубов.
Грамотная организация досуга детей и подростков сегодня рассматривается как альтернатива детской безнадзорности, как профилактика беспризорности, наркомании, преступности в среде детей и подростков.
В Свердловской области действуют 14 учреждений досуга, культуры и творчества молодежи, в которых постоянно занимаются около 2500 молодых людей. Ежегодно данные учреждения охватывают своей деятельностью в среднем до 28000 человек каждое. В 48 муниципальных образованиях Свердловской области работает 388 клубов по месту жительства. Общее число приходящих в эти учреждения детей и подростков составляет более 70000 человек.
Для занятий физической культурой и спортом в Свердловской области имеется 94 стадиона, 1618 спортивных залов, 260 стрелковых тиров, 158 лыжных баз, 2530 спортивных площадок и полей. Необходимо отметить, что состояние многих спортивных сооружений не соответствует современным требованиям и требует капитальных вложений. Низок уровень оплаты труда тренеров, и, как следствие, не хватает специалистов для работы с детьми. Вызывают тревогу удорожание оборудования и инвентаря, разобщенность в деятельности спортивных, образовательных и молодежных организаций и, как результат, невысокий уровень физической подготовленности населения Свердловской области, особенно детей и подростков.
Мероприятия, направленные на организацию отдыха и оздоровления детей, являются действенным инструментом социальной защиты детей и обеспечения их прав и законных интересов.
Руководителями исполнительных органов государственной власти Свердловской области, главами муниципальных образований Свердловской области, руководителями предприятий и организаций, профсоюзными комитетами приняты соответствующие меры для обеспечения отдыха, оздоровления и занятости 482 тысяч детей и подростков Свердловской области, что почти на 20 процентов больше, чем в 2000 году. Отдых и оздоровление детей в 2001 году были организованы на базе 129 загородных оздоровительных лагерей, 190 профильных лагерей, 1243 городских лагерей, 24 оборонно-спортивных лагерей, 264 лагерей труда и отдыха, 42 санаториев-профилакториев.
Всего на организацию детского отдыха израсходовано почти 628,5 миллиона рублей, что на 25 процентов больше, чем в 2000 году.
Организованными формами отдыха было охвачено более 430 тысяч детей школьного возраста, что на 9 процентов больше, чем в 2000 году. В детских оздоровительных лагерях всех типов было оздоровлено почти 340 тысяч детей, что на 14,3 процента больше показателя предыдущего года. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах была оздоровлена почти 51 тысяча детей, что на 28 процентов больше, чем в 2000 году. Более 24 тысяч детей и подростков отдохнули за пределами области, преимущественно на Черном и Азовском морях. Более 100 тысяч (в 2000 году 90 тысяч), или 23,2 процента отдохнувших составили дети и подростки, нуждающиеся в особой заботе государства. Из них: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - 7800 человек; дети из малообеспеченных семей - 71824 человека; подростки, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, - 4779 человек; дети безработных родителей - 4830 человек; дети-инвалиды - 4054 человека. Почти 214 тысяч детей отдохнули в летний период в лагерях дневного пребывания. При их организации большое внимание уделялось содержательной части досуга детей. В 40 муниципальных образованиях Свердловской области в летний период были открыты оздоровительные площадки на базе детских и подростковых клубов, в которых отдохнули более 10 тысяч человек. В 2001 году оздоровлено 13495 детей-сирот и детей, находящихся под опекой и попечительством, что составило 90 процентов от их общего числа.
Значительный вклад в оздоровление детей внесли администрации, профсоюзные комитеты, комиссии по социальному страхованию предприятий и организаций, федерация профсоюзов Свердловской области. Различными формами детского отдыха в 2001 году было охвачено 184 тысячи детей трудящихся, что на 7 тысяч человек больше, чем в 2000 году.
Анализ организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2001 году показал, что все субъекты оздоровительной кампании Свердловской области сумели организовать летний отдых и оздоровление на высокой организационном уровне, удалось избежать вспышек массовых инфекций, случаев тяжелых травм и гибели детей.
Несовершеннолетние, находящиеся
в особо трудных условиях
В 2001 году продолжало расти число детей, находящихся в особо трудных условиях. Это, прежде всего, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные и безнадзорные дети, дети, имеющие проблемы с законом.
По состоянию на 1 января 2002 года в Свердловской области на учете в органах внутренних дел, органах социальной защиты населения, органах управления образованием состояло около 16 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей (в 1999 году около 12 тысяч несовершеннолетних), из них более 9 тысяч являлись социальными сиротами. В течение 2001 года в органы внутренних дел Свердловской области было доставлено 25883 несовершеннолетних. В воспитательных колониях, находящихся в ведении Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, содержалось 2667 несовершеннолетних. В 2001 году в Свердловской области насчитывалось 23303 ребенка-инвалида.
Все вышеперечисленные категории детей нуждались в особой заботе и помощи со стороны государства.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
В 2001 году общее количество детей-инвалидов составило 23303 человека (в 2000 году - 22347 человек). При снижении численности детского населения и при абсолютном увеличении числа детей-инвалидов на 956 человек показатель уровня детской инвалидности на 10 тысяч детского населения составил 226,0 (показатель 2000 года - 205,0). В возрастной структуре детской инвалидности доминируют следующие возрастные группы: от О до 3. лет - 26 процентов и от 8 до 14 лет - 38 процентов; по половому признаку во всех возрастных группах преобладают мальчики. В 2001 году структура первичной инвалидности не изменилась: на первом месте остаются психические заболевания, удельный вес которых составляет 23,7 процента; на втором месте - врожденные аномалии развития - 18,9 процента; на третьем месте - болезни нервной системы, составляющие 14,8 процента от общего числа детей-инвалидов.
Со стороны федеральных и региональных органов государственной власти оказывается постоянное внимание к проблемам детей-инвалидов в целях улучшения положения детей данной категории. В 2001 году одним из ведущих направлений деятельности педиатрической службы медико-социальной экспертизы явилась комплексная психолого-медико-педагогическая реабилитация. Врачи-специалисты по реабилитации участвовали в совместных совещаниях с работниками Министерства общего и профессионального образования Свердловской области по решению проблем обучения детей-инвалидов на дому, разработке индивидуальных программ обучения в общеобразовательных и коррекционных школах, уточнению правил приема в средние и высшие учебные заведения.
В 2001 году в целях повышения эффективности и качества комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями Министерством социальной защиты населения Свердловской области проводилась целенаправленная работа по координации деятельности и улучшению взаимодействия всех заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций, работающих с детьми-инвалидами.
В рамках гуманитарных акций различных фондов и реализации федеральных и областных целевых программ оказывалась помощь и поддержка семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Для детей и подростков с ограниченными возможностями особое значение приобретает деятельность реабилитационных центров и домов-интернатов в системе социальной защиты населения. Эти учреждения оказывают квалифицированную медико-социальную, психолого-социальную, психолого-педагогическую помощь детям-инвалидам и их семьям. В настоящее время в Свердловской области действуют 4 дома-интерната для умственно отсталых детей и 7 реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. Кроме того, при центрах социального обслуживания семьи и детей функционируют 5 отделений реабилитации детей-инвалидов. В 2001 году реабилитационными центрами для детей с ограниченными возможностями обслужено 8920 человек, в том числе 4660 несовершеннолетних и 3437 семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Особое внимание в последние годы уделяется профессиональному обучению детей-инвалидов. Тем не менее остается актуальным вопрос трудоустройства инвалидов.
Беспризорные и безнадзорные дети
Несмотря на предпринимаемые меры, данные органов внутренних дел и органов социальной защиты населения Свердловской области свидетельствуют о продолжавшемся росте детской безнадзорности. В течение 2001 года в органы внутренних дел было доставлено 25883 несовершеннолетних, из них 2154 несовершеннолетних нуждались в помощи со стороны государства.
Через стационарные отделения учреждений социального обслуживания семьи и детей системы органов социальной защиты населения прошло 6848 детей, оставшихся без попечения родителей (в 2000 году - 4683 ребенка). По данным Среднеуральского управления внутренних дел на транспорте в 2001 году 3470 подростков самовольно покинули семьи и учреждения государственного воспитания и были доставлены в линейные подразделения транспортной милиции. Наряду с оперативной работой органы внутренних дел осуществляют меры по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в помощи со стороны государства. С этой целью ежегодно в Свердловской области проводятся межведомственные комплексные профилактические операции: "Лидер", "Здоровье", "Безнадзорные дети", "Наркоман". В ходе проведения данных операций в 2001 году было организовано 2040 рейдов, органами внутренних дел выявлено и поставлено на учет 1660 родителей, не обеспечивающих необходимые условия воспитания детей, подготовлено 756 материалов на лишение родительских прав, возбуждено 130 уголовных дел по фактам злостного уклонения родителей от воспитания детей, изъято 373 ребенка из неблагополучных семей в связи с угрозой их жизни и здоровью, 750 детей помещены в учреждения социального обслуживания несовершеннолетних Свердловской области, 2113 подростков - в центры временной изоляции несовершеннолетних. Всего на учете в органах внутренних дел состоит более 3,5 тысячи родителей, не исполняющих обязанностей по воспитанию детей.
Для обеспечения реализации на территории Свердловской области единого государственного подхода в решении проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принят Закон Свердловской области от 28 ноября 2001 года N 58-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 12, ст. 1303).
В 2001 году продолжала усиливаться координирующая роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в организации взаимодействия всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. За 2001 год комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Свердловской области рассмотрено 16766 дел на несовершеннолетних, проведена индивидуальная профилактическая работа с 10084 несовершеннолетними, 8393 неблагополучными семьями, в которых воспитываются 13928 детей.
В целях реализации государственной политики по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и преодоление тенденции роста безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области была разработана областная государственная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области". На проведение программных мероприятий из бюджета Свердловской области в 2001 году было выделено 1051 тыс. рублей (в 2000 году 431,0 тыс. рублей).
Одним из основных механизмов профилактической работы, проводимой органами социальной защиты населения Свердловской области, являются учреждения социального обслуживания семьи и детей. На 1 января 2002 года в Свердловской области функционировало 67 учреждений социального обслуживания семьи и детей, из них 65 муниципальных и 2 областных, с общим количеством мест в стационарных отделениях - 2179, а в отделениях дневного пребывания - 638 (в 2000 году - 64 учреждения). В рамках областных целевых программ "Семья", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области", "Женщины Свердловской области", "Дети-инвалиды" в 2001 году на поддержку деятельности учреждений, в том числе на развитие новых форм воспитания детей-сирот, было выделено 735,306 тыс. рублей. Из средств резервного фонда Президента Российской Федерации на развитие областного центра социальной помощи семье и детям города Нижняя Тура было выделено в 2000 году 380 тыс. рублей, в 2001 году - 430 тыс. рублей. В рамках реализации федеральных целевых программ в 2001 году учреждения социального обслуживания семьи и детей Свердловской области получили автотранспорт, технику, реабилитационное и компьютерное оборудование на сумму свыше 6 млн. рублей.
В течение 2001 года велась интенсивная работа по международному сотрудничеству в целях внедрения европейского опыта социальной работы, привлечения инвестиций международных фондов в развитие сети учреждении социального обслуживания семьи и детей, повышения профессионального мастерства специалистов по социальной работе. По этому направлению осуществляется совместный проект с европейским детским фондом (Великобритания) "Поддержка детей группы риска города Екатеринбурга и Свердловской области", ведется сотрудничество с Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в рамках проекта Совета Европы "Ресоциализация детей в воспитательных колониях".
Дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей
Ежегодно в Свердловской области без попечения родителей остается более тысячи детей, в основном это дети, чьи родители уклоняются от своих обязанностей по воспитанию детей, лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы. За 2001 год органами опеки и попечительства муниципальных образований Свердловской области был выявлен 4641 несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей (за 2000 год - 4501 несовершеннолетний). В данном направлении одной из приоритетных задач в деятельности органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения, органов здравоохранения Свердловской области является определение дальнейшей судьбы ребенка, его жизнеустройство.
В Свердловской области функционирует сеть государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 81 учреждение государственного воспитания, 67 учреждений социального обслуживания семьи и детей, 4 дома-интерната для умственно отсталых детей, 9 домов ребенка. Основную долю по учреждениям государственного воспитания составляют детские дома (72,8 процента от общего количества учреждений и 49,7 процента от общей численности воспитанников). В учреждениях государственного воспитания создаются условия, способствующие сохранению и развитию родственных связей; организуются патронатные семьи; создаются условия для формирования у воспитанников социально-бытовых навыков. В 2001 году общее количество несовершеннолетних, обслуженных стационарными отделениями учреждений социального обслуживания семьи и детей Свердловской области, составило 6848 человек. По окончании реализации индивидуальных программ реабилитации около 70 процентов детей были возвращены в родные семьи, около 5 процентов переданы под опеку и на усыновление, 11 процентов несовершеннолетних устроено в учреждения государственного воспитания.
К другим формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются опека (попечительство) и усыновление. Число детей, взятых под опеку и на усыновление, свидетельствуют о том, что устройство детей в семьи данными формами сокращается. Так, в 2001 году под опеку было отдано 2560 детей (в 2000 году - 2562 ребенка), на усыновление передано 769 детей (в 2000 году - 776 детей). На детей, находящихся под опекой (в расчете на одно физическое лицо), выплачивается ежемесячное денежное пособие на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) указанные денежные средства, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона, с учетом возрастной категории ребенка. Результаты выборочной проверки, произведенные Уполномоченным по правам человека Свердловской области в 19 муниципальных образованиях Свердловской области, наглядно свидетельствуют о значительных диспропорциях в размере выплат опекунских пособий. Фактически разброс размеров опекунских пособий по области из числа проверенных муниципальных образований очень велик - от 557 рублей до 1576 рублей. Очевидно, что эта сложившаяся ситуация является ненормальной. По результатам выборочной проверки по выплате опекунских пособий в Свердловской области в Областной закон от 23 октября 1995 года N 28-ОЗ "О защите прав ребенка" было внесено дополнение: "Опекунам, попечителям, родителям - воспитателям, воспитателям детей, проживающих в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, семейно-воспитательных группах организаций социального обслуживания семьи и детей, ежемесячно выплачивается пособие на каждого ребенка в размере, устанавливаемом Правительством Свердловской области. Размер пособия должен составлять не менее 50 процентов расходов на содержание ребенка в областных государственных образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Областной закон от 28 декабря 2001 года N 97-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Областной закон "О защите прав ребенка" (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 12-3, ст. 1832).
На 1 января 2002 года в Свердловской области насчитывалось 18 приемных семей, в которых воспитывалось 80 детей. К сожалению, институт приемных семей не получил пока должного развития. В детском доме семейного типа Верхотурского уезда воспитывался 51 ребенок. Наибольшее распространение среди новых форм семейного воспитания в Свердловской области получила семейно-воспитательная группа как модель семейного воспитания в условиях учреждений социального обслуживания семьи и детей. На 1 января 2002 года в Свердловской области функционировало 72 семейно-воспитательные группы, в них воспитывалось 135 детей.
Анализ результатов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Свердловской области показывает недостаточно активное развитие альтернативных форм семейного воспитания данной категории детей. Это обусловлено, прежде всего, несоответствием установленных нормативов на содержание ребенка и зарплату патронатным родителям реальным затратам, необходимым для обеспечения приемлемого существования таких семей. Кроме того, отмечается недостаточная организационная и методическая помощь патронатным родителям в воспитании, социальной адаптации и дальнейшем жизнеустройстве детей со стороны органов опеки и попечительства.
Дети, имеющие проблемы с законом
В 2001 году преступность среди несовершеннолетних на территории Свердловской области по сравнению с 2000 годом снизилась на 3,3 процента. Однако, несмотря на некоторое уменьшение количественных показателей детской и подростковой преступности в целом, уровень преступности практически всегда оставался достаточно высоким.
Детальный анализ преступности несовершеннолетних показывает, что в ее динамике и структуре наблюдается ряд негативных тенденций. В 2001 году несовершеннолетними совершено 102 умышленных убийства (в 2000 году - 66). Количество преступлений, связанных с умышленным причинением вреда здоровью, опасного для жизни человека, возросло по сравнению с 1999 годом на 57,7 процента. Преступность несовершеннолетних приобрела выраженную корыстную направленность - доля имущественных преступлений, содеянных подростками, составляет в среднем 72 процента.
Наиболее высокую криминальную активность проявляют юноши, их доля в подростковой преступной среде составляет в среднем около 90 процентов.
Подростками в составе группы ежегодно совершается более половины противоправных деяний. Наибольшую социальную опасность представляет совершение преступлений подростками совместно со взрослыми, которые не только вовлекают несовершеннолетних в преступную деятельность, но и зачастую являются организаторами и руководителями преступлений.
Угрожающим фактором сегодняшней жизни становится омоложение лиц, попадающих в сферу антиобщественной деятельности. Число несовершеннолетних, состоящих на учете за совершение общественно опасных деяний и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, составило в 2001 году 4178 человек (в 2000 году - 3901 человек). В целях пресечения противоправной деятельности подростков, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, сотрудниками милиции используются превентивные возможности центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. В эти учреждения в течение 2001 года было помещено 414 подростков за совершение общественно опасных деяний до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности (в 2000 году - 271 подросток). Несовершеннолетние правонарушители, в отношении которых меры предупредительного характера оказались неэффективными (161 человек), были направлены в специальные учебные заведения закрытого типа.
Значительное место среди проблем подрастающего поколения занимает злоупотребление спиртными напитками. В среднем каждый пятый несовершеннолетний, совершивший преступление, находился в состоянии алкогольного опьянения. В течение 2001 года выявлено 35126 административных правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, что на 5,5 процента больше, чем в 2000 году. В 2001 году за распитие спиртных напитков и появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения было задержано 11716 подростков, что на 13,7 процента больше, чем в 2000 году, 24,8 процента из них не достигли шестнадцатилетнего возраста. Более активно в 2001 году проводилась работа по выявлению работников торговых предприятий, допускающих продажу спиртных напитков несовершеннолетним. За данное правонарушение к административной ответственности привлечен 321 человек, что на 58,1 процента больше, чем в 2000 году. Усиливается воздействие на родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию детей: в истекшем году к административной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской федерации,привлечено 13709 родителей, что на 10,5 процента больше, чем в 2000 году.
Из общего количества совершенных в 2001 году в Свердловской области преступлений было зарегистрировано 199 преступлений несовершеннолетних, связанных с наркотиками. Ежегодно на территории Свердловской области от передозировки наркотиков гибнет около 20 подростков. Профилактическая работа с наркозависимыми подростками позволила в 2,1 раза сократить число преступлений, совершенных несовершеннолетними наркоманами, на 52,4 процента совершенных в состоянии наркотического опьянения, на 47 процентов - с целью приобретения наркотиков. Также в 2001 году отмечалось снижение удельного веса преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков от общего числа подростковой преступности с 4,3 до 2,5 процента. В 2001 году сотрудниками органов внутренних дел Свердловской области проведено 1678 рейдов в рамках профилактических операций "Безнадзорные дети" и "Несовершеннолетний наркоман", направленные на стабилизацию уличной преступности и выявление подростков, употребляющих наркотические вещества. В ходе проведения рейдов сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних раскрыто 158 преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, выявлено 1018 несовершеннолетних - потребителей наркотических препаратов, проверены по месту жительства все подростки, состоящие на учете за употребление наркотических веществ, выявлено 23 лица, вовлекающих несовершеннолетних в потребление наркотиков, 1237 лиц привлечено к административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с наркотиками, подготовлено и направлено 28 дел на отмену условного осуждения в отношении несовершеннолетних потребителей наркотических веществ, внесено 111 представлений в соответствующие ведомства об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений по линии сферы незаконного оборота наркотиков. В 2001 году обследовано врачами-наркологами 1200 несовершеннолетних, состоящих на учете за употребление наркотических и токсических веществ, что составляет 77,2 процента от общего числа подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, 609 из них прошли курс лечения, в том числе 156 - стационарно.
В Свердловской области находятся пять следственных изоляторов и две воспитательные колонии, в которых на первое января 2002 года содержалось 2667 несовершеннолетних. В следственных изоляторах Свердловской области на первое января 2002 года содержалось 1813 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Среди общего количества несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах Свердловской области, ранее имели условную судимость 227 человек, осуждены второй раз и более - 124 человека. В воспитательных колониях Свердловской области на первое января 2002 года отбывали наказание 854 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Среди общего количества несовершеннолетних, находящихся в воспитательных колониях Свердловской области, ранее имели условную судимость либо отсрочку исполнения приговора 291 человек, осуждены второй раз и более - 50 человек. За 2001 год на льготные условия отбывания наказания было переведено 357 воспитанников, освобождено условно досрочно - 300 воспитанников.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях Свердловской области созданы и совершенствуются условия содержания несовершеннолетних, в том числе получения ими общего среднего и профессионального образования. Так, в следственных изоляторах созданы условия для самостоятельного обучения подростков, проводятся предметные консультации педагогов. Также остается стабильным показатель несовершеннолетних, получающих образование в общеобразовательных учреждениях при воспитательных колониях. В 2000/2001 учебном году основное общее образование получили 84 воспитанника, среднее полное образование - 20 воспитанников, всего обучалось 800 воспитанников. Кроме того, при воспитательных колониях функционируют учреждения профессионального образования, в которых в 2000/2001 учебном году получили профессию каменщика, штукатура, маляра, столяра-станочника, слесаря-ремонтника, сварщика 580 воспитанников.
Помощь администрации исправительных учреждений в решении вопросов содержания несовершеннолетних оказывают представители духовенства, государственные, общественные и коммерческие организации, благотворительный фонд "Таганский", детский правозащитный фонд "Шанс". Важную роль в обеспечении социальной и правовой защиты несовершеннолетних играют созданные при исправительных учреждениях попечительские советы. Кроме того, налажено тесное сотрудничество администрации воспитательных колоний с Департаментом по делам молодежи Свердловской области, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Свердловской области в вопросах организации воспитательной работы, по обеспечению единства учебно-воспитательного процесса, трудоустройству освобождающихся воспитанников.
Вместе с тем, проблемы материально-бытовых условий, медико-санитарного обеспечения содержания несовершеннолетних в исправительных учреждениях остаются чрезвычайно актуальными и в первую очередь связаны с недостаточным финансированием данных учреждений.
Социальное обслуживание семьи и детей
На 1 января 2002 года в Свердловской области функционировало 67 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе 17 - социальных приютов для детей; 24 - социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 19 - центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. В учреждениях социального обслуживания семьи и детей Свердловской области насчитывается 2179 мест в стационарных отделениях и 638 мест в отделениях дневного пребывания. Стационарными отделениями в 2001 году обслужено 6848 несовершеннолетних, отделениями дневного пребывания - 7305 несовершеннолетних.
2001 год существенно отличался ростом количества предоставляемых учреждениями социального обслуживания семьи и детей социальных услуг населению. За год услугами учреждений воспользовались свыше 118 тысяч человек, что больше по сравнению с 2000 годом на 31 процент. Данный факт обусловлен не только увеличением числа учреждений, но и расширением спектра предоставляемых услуг.
Из общего числа обратившихся свыше 42 тысяч составляют несовершеннолетние и около 30 тысяч - семьи. Причем свыше 16 тысяч обратившихся семей находились на постоянном социальном патронаже специалистов учреждений. За 2001 год учреждениями социального обслуживания семьи и детей было оказано населению бесплатно свыше 755 тысяч различных видов социальных услуг, в том числе социально-экономические, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-бытовые.
Доминирующим направлением в работе учреждений в 2001 году можно считать профилактику детского и семейного неблагополучия, направленную на выявление и устранение причин трудной жизненной ситуации, восстановление личного и социального статуса ребенка и семьи, формирование адаптивных способностей семьи и детей к современным условиям жизни в социуме, обеспечение прав и законных интересов граждан.
Изменение приоритетов в системе социальной защиты и социального обслуживания населения диктует изменение структуры учреждений, открытие новых отделений, в том числе кризисных отделений для женщин (на 1 января 2002 года их количество в Свердловской области составило 6 единиц), отделений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (10 единиц), отделений "телефон доверия" (7 единиц). В структуре специализированных учреждений для несовершеннолетних (социальных приютов для детей и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних) функционируют отделения социально-психологической реабилитации, социально-правовой помощи, социальной диагностики и реабилитации. Вместе с тем кадровое обеспечение социальных служб и учреждений не в полной мере соответствует современным требованиям.
В 2001 году из общего количества несовершеннолетних, обслуженных стационарным отделением специализированных учреждений, под опеку, на усыновление и на попечение было отдано 342 несовершеннолетних (5 процентов), возвращено в родные семьи - 4656 (68 процентов), устроено в учреждения государственного воспитания - 756 человек (11 процентов).
Деятельность общественных организаций
по решению проблем несовершеннолетних
В 2001 году отмечалось широкое участие общественных организаций в реализации федеральных и региональных целевых программ в интересах детей.
Свердловский областной комитет Российского Союза Молодежи (РСМ) включает на сегодняшний день 45 районных и городских организаций, работающих по общероссийским и своим территориальным программам. Общее количество индивидуальных членов Российского Союза Молодежи в Свердловской области составило 11534 человека.
Координацию деятельности детских и подростковых организаций учащейся молодежи осуществляет Ассоциация учащейся молодежи. Наиболее популярные программы Ассоциации учащейся молодежи - "Тинейджер-Лидер", "ЮНЕКО" направлены на формирование развитого социального самосознания у подростков.
Наследником традиций пионерской организации в Свердловской области стала детская организация "Соболята". На сегодняшний день организация имеет 26 представительств в городах Свердловской области и объединяет 20 тысяч юных уральцев. Основное направление работы "соболят" - организация досуга детей.
Героико-патриотическим воспитанием подростков в Свердловской области занимается ассоциация поисковых отрядов "Возвращение". На начало 2002 года "Возвращение" имеет около сорока представительств в различных городах Свердловской области. Ежегодно отряды бойцов "Возвращения" выезжают к местам сражений Великой Отечественной войны, где ведут поиск останков советских солдат. Ребята ведут исследовательскую работу в архивах, проводят встречи школьников с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных конфликтов, участвуют в благотворительных акциях.
В решении проблемы несовершеннолетних значительную роль играют общественные объединения семей, имеющих детей-инвалидов. В подобных организациях консолидируются средства и условия для организации общения, досуга, социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов, психолого-педагогической и социально-правовой помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями. Активную работу в этом направлении проводят Свердловская областная организация Всероссийского общества инвалидов. Свердловское диабетическое общество. Свердловская общественная организация "Детский инвалидный спортивно-оздоровительный центр", некоммерческая организация "Центр индивидуального образования "Пеликан", некоммерческая автономная организация "Социально-педагогический центр реабилитации детей-инвалидов".
На территории Свердловской области созданы и действуют: общественное объединение беженцев и вынужденных переселенцев "Уральский Дом"; общественная организация Союз беженцев и вынужденных переселенцев "Возвращение"; Каменск-Уральская ассоциация беженцев и вынужденных переселенцев; Уральский фонд социальной поддержки переселенцев; Екатеринбургское общество "Мемориал"; Региональный общественный фонд беженцев и вынужденных переселенцев.
Необходимо отметить, что число неправительственных организаций, занимающихся различными направлениями поддержки детей и семьи в Свердловской области, растет, общественные организации играют все более заметную роль в социальной сфере.
Общая оценка положения несовершеннолетних
и рекомендации по обеспечению их выживания,
защити и развития
Основные параметры и тенденции изменения положения детей, наблюдавшиеся в Свердловской области в 2000 году, сохранились в 2001 году. По ряду показателей начинает прослеживаться положительная динамика.
Социальная политика в отношении детей является предметом совместного ведения органов власти всех уровней. Действиями исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления Свердловской области социальные гарантии гражданам и семьям были расширены и укреплены; стандарты жизненного уровня по сравнению с федеральными повышены; меры в приоритетных направлениях социального развития усилены. В рассматриваемый период это проявилось во многих важных вопросах социальной сферы.
Проведенный в 2001 году анализ положения детей Свердловской области выявил как положительные результаты по реализации принятых мер по улучшению положения детей по итогам государственного доклада за 2000 год, так и дальнейшее обострение некоторых проблем в сфере жизнедеятельности детей, которые вызывают большую озабоченность как органов государственной власти, так и общественности.
В связи с этим возникает необходимость осуществления комплекса мер, которые должны способствовать продвижению в решении существующих проблем детства, а именно:
повышение размеров оплаты труда, пенсий и пособий, обеспечение своевременности их выплат, снижение безработицы на основе общего экономического роста, сохранение адресной выплаты жизнеобеспечивающих льгот;
контролирование изменения тенденций положения семей;
реализация адресного подхода в оказании социальных услуг в Свердловской области;
увеличение доли семей, получающих жилищные субсидии в общем числе семей;
обеспечение стопроцентным финансированием существующих законов Свердловской области, а также областных целевых программ, направленных на улучшение положения семьи и детей;
продолжение работы по реализации мероприятий по улучшению положения семьи, женщин и детей в рамках областных государственных целевых программ;
разработка системы мероприятий по дальнейшему снижению материнской и младенческой смертности; развитие сети перинатальных центров на территории Свердловской области, дальнейшая реализация программы "Мать и дитя"; совершенствование организации медицинской помощи беременным, роженицам, детям и подросткам; дальнейшее развитие политики поддержки, поощрения грудного вскармливания; реформирование амбулаторно-поликлинического звена педиатрической и акушерско-гинекологической службы, поддержка интенсивного этапа лечения неотложных больных;
проведение реформы деятельности органов опеки и попечительства, существующей системы учреждений опеки; внедрение независимого контроля за улучшением положения детей и соблюдением их прав; создание государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; отработка модели межведомственного взаимодействия по соблюдению и реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
внедрение персонифицированного учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и разработки на его основе индивидуальных программ их реабилитации;
проведение организационно-методической работы по формированию единой системы мониторинга положения несовершеннолетних в Свердловской области;
продолжение работы по разработке пакета нормативных правовых актов, создающих правовую базу функционирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; открытие в городе Екатеринбурге областного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних с отделением временного содержания и перевозки к местам постоянного проживания несовершеннолетних, задержанных за бродяжничество; совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам устройства и транспортировки иногородних безнадзорных детей; укрепление кадрового состава органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Свердловской области; совершенствование содержания и технологий воспитательной и реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении;
совершенствование нормативно-правовой базы и программно-методического обеспечения деятельности учреждений, оказывающих социальную защиту и поддержку семьям и детям;
формирование и реализация механизма межведомственного взаимодействия в решении проблем семьи, женщин, детей и молодежи;
реализация и совершенствование модели сотрудничества исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления Свердловской области и общественных объединений в решении проблем семьи и детства;
расширение возможности вариативности получения образования, обновление программ обучения, реализация нормативно-правовых и организационно-содержательных условий для развития образования в соответствии с социально-экономическими потребностями Свердловской области;
осуществление во всех образовательных учреждениях комплекса профилактических мероприятий по обеспечению достаточной двигательной активности, соответствию физического воспитания состоянию здоровья детей, организации закаливания, соблюдению санитарно-гигиенического режима;
повышение эффективности организации отдыха и оздоровления детей и подростков; увеличение числа подростков, охваченных организованными формами летнего отдыха;
совершенствование работы по содействию трудоустройству и адаптации к рынку труда несовершеннолетних, в том числе выпускников учреждений профессионального образования;
осуществление контроля за исполнением законов о труде и охране труда несовершеннолетних;
продолжение работы по межведомственному учету несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях;
обновление и продолжение работы с детьми по целевым комплексным программам художественно-эстетической и досуговой направленности;
продолжение работы по установлению и развитию шефства организаций над учреждениями государственного содержания и воспитания несовершеннолетних в Свердловской области;
проведение работы по оборудованию объектов социальной инфраструктуры специальными средствами для облегчения доступа к ним детей-инвалидов;
разработка социальных норм и стандартов деятельности учреждений реабилитации детей-инвалидов системы социальной защиты населения;
продолжение работы по развитию сети социальных учреждений по работе с семьями и детьми и расширению оказываемых им услуг;
информационное обеспечение решения задач по улучшению положения детей в Свердловской области, взаимодействие со средствами массовой информации по проблемам семьи и детства и пропаганды здорового образа жизни.
Предстоит большая работа по уточнению стратегии политики в области улучшения положения детей, определению новых приоритетов с учетом достигнутых в предыдущий период результатов.
Поэтому необходимо продолжение работы всех структур власти по реализации рекомендаций по улучшению положения детей в Свердловской области в государственном докладе "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2001 года, которые в значительной мере обеспечивают решение неотложных проблем.
Заключение
Государственный доклад "О положении детей в Свердловской области" носит периодический характер.
Разработка доклада положила начало мониторингу социально-экономического положения детей в Свердловской области и тенденций его изменения как достоверной основы для разработки практических мер по решению стоящих в этой области проблем.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что положение детей Свердловской области продолжает оставаться тревожным. То, что в ежегодном государственном докладе "О положении детей в Свердловской области" открыто говорится о проблемах детства - первое и необходимое условие для решения проблем и улучшения положения несовершеннолетних. При этом необходимы последовательные, целенаправленные усилия с четкой государственной стратегией действий для преодоления существующих проблем, чтобы сохранить физическое и духовное здоровье, интеллектуальный потенциал детей - будущего Свердловской области.
Улучшение положения детей - приоритетная задача Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области. В центре их внимания стоят вопросы повышения эффективности социальной политики, ориентированной на улучшение положения детей, усиление адресности государственной поддержки и оказание конкретной помощи детям и семьям, имеющим детей. В целях переориентации крайне ограниченных финансовых ресурсов на решение наиболее острых проблем и обеспечения жизненно важных социальных гарантий семьям с детьми при поддержке Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области разрабатываются областные целевые социальные программы. Практика предыдущих лет убедительно доказала целесообразность решения актуальных проблем детства на основе разработки и реализации целевых программ.
Большое внимание уделяется совершенствованию механизма обеспечения государственных гарантий семьям с детьми, прежде всего адресному предоставлению льгот и социальной поддержки.
Инициируется и поддерживается работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в области обеспечения прав и интересов детей, приведению ее в соответствие с международными правовыми нормами.
Ведется активная работа всех ветвей государственной власти Свердловской области по подготовке нормативных документов, посвященных вопросам социально-экономической поддержки семей с детьми, закрепления основ государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения права на образование и совершенствования обучения детей с ограниченными возможностями.
Для успешного решения проблем детства укрепляется взаимодействие государственных органов исполнительной власти Свердловской области с общественными организациями: заключаются соглашения о партнерстве, проводятся различные совместные социально значимые мероприятия, осуществляется взаимодействие в реализации социальных программ.
Анализируя выполнение рекомендаций предыдущего государственного доклада, необходимо отметить, что главными особенностями решений, принимаемых органами власти всех уровней в Свердловской области, стали стремление к обеспечению интересов детей в ходе проводимых социально-экономических реформ, обеспечение приоритетности развития и воспитания детей в семье, координация деятельности и повышение ответственности всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Свердловской области, нацеленной на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
Вместе с тем исполнительные органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления в Свердловской области не всегда оперативно принимают меры по улучшению положения детей. В целях дальнейшего совершенствования работы на всех уровнях по улучшению положения детей в Свердловской области сформулированы предложения и рекомендации в настоящем докладе. Учет данных рекомендаций в планировании и организации деятельности всех ведомств, направленной на улучшение положения семьи и детей, позволит создать условия для коренного улучшения положения несовершеннолетних в Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Свердловской области от 10 июля 2002 г. N 426-УГ "Об утверждении государственного доклада "О положении детей в Свердловской области" по итогам 2001 года"
Текст указа опубликован в "Областной газете" от 25 сентября 2002 г. N 198 стр. 4, в "Собрании законодательства Свердловской области" 2002 г., N 7-1 ст. 1217