Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Свердловской области от 22 августа 2003 г. N 527-ПП "Об областной инвестиционной программе "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 2004-2010 годы"

2. Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.), Министерству природных ресурсов Свердловской области (Ястребков А.А.) предусматривать в проектах законов о доходах и расходах целевого бюджетного экологического фонда Свердловской области на 2004-2010 годы расходы на финансирование мероприятий программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра природных ресурсов Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Ястребкова А.А.

4. Настоящее постановление опубликовать в "Областной газете".

 

Председатель Правительства

Свердловской области

А.П. Воробьев

 

К постановлению Правительства

Свердловской области

от 22 августа 2003 г. N 527-ПП

 

Областная инвестиционная программа "Переработка
техногенных образований Свердловской области"
на 2004-2010 годы

 

Раздел 1. Паспорт областной инвестиционной программы
"Переработка техногенных образований Свердловской
области" на 2004-2010 годы

 

Наименование программы областная инвестиционная программа
"Переработка техногенных образований
Свердловской области" на 2004-2010
годы (далее - программа)
Заказчик программы Министерство природных ресурсов
Свердловской области
Основные разработчики
программы
Министерство природных ресурсов
Свердловской области,
Государственный научный центр
Российской Федерации открытое
акционерное общество "Уральский
институт металлов"
Сроки реализации
программы
программа реализуется в срок с 2004
по 2010 годы
Цели программы обеспечение экологической
безопасности и предотвращение
вредного воздействия на окружающую
природную среду и здоровье человека
отходов производства и потребления,
вовлечение их в хозяйственный оборот
в качестве дополнительных источников
сырья, создание дополнительных
рабочих мест
Основные задачи
программы
разработка и внедрение новых
малоотходных или безотходных
технологий по переработке
техногенных образований; мобилизация
финансовых ресурсов для
осуществления инвестиционных
проектов по переработке техногенных
образований на основе разработанных
прогрессивных технологий;
обеспечение трансферта
научно-технических,
нормативно-правовых и
организационных решений по
переработке техногенных образований
в другие регионы Российской
Федерации
Исполнители программы предприятия всех форм собственности,
академические, научно-
исследовательские и образовательные
организации, органы местного
самоуправления
Планируемые объем и
источники
финансирования
программы
общий объем финансирования: - 1686,3
млн. рублей в том числе за счет
средств: областного бюджета
(целевого бюджетного экологического
фонда Свердловской области) - 169,5
млн. рублей
  собственных средств предприятий -
1079,4 млн.рублей банковских и
бюджетных кредитов и прочих
привлеченных средств - 437,4 млн.
рублей

 

Раздел 2. Областная инвестиционная программа "Переработка
техногенных образований Свердловской области"
на 2004-2010 годы

 

Глава 1. Содержание проблемы

 

Хозяйственный комплекс Свердловской области представлен в основном сырьевыми отраслями промышленности. За период их функционирования образовано свыше 8 млрд. тонн отходов. Основное количество отходов образовано предприятиями горной, металлургической, химической, энергетической, машиностроительной, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. На территории Свердловской области зарегистрировано 395 хранилищ промышленных отходов, в 210 из них размещены токсичные отходы. Особую опасность представляют закрытые дамбами и плотинами 146 шламозолонакопителей и прудовотстойников. Ежегодно вновь образуется около 160 млн. тонн отходов, перерабатывается и утилизируется около 60 млн. тонн.

Техногенные образования создают чрезвычайную экологическую ситуацию, загрязняют воздушное пространство, крайне отрицательно сказываются на состоянии подземных и поверхностных источников питьевого водоснабжения, изымают из хозяйственного оборота земли. В результате более 70 процентов населения Свердловской области потребляет воду, не соответствующую санитарно-гигиеническим нормам, а средняя продолжительность жизни на 6 лет ниже среднероссийских показателей.

В то же время техногенные образования характеризуются промышленно значимым содержанием в них ценных компонентов, концентрация которых иногда выше, чем в природных рудах. Для большинства отходов созданы технологические схемы их комплексной переработки, обеспечивающие создание малоотходных или безотходных производств с извлечением ведущих элементов и использованием минеральной части в металлургии, сельском хозяйстве, строительстве, производстве строительных материалов. Это позволяет экономить природные ресурсы, снижать энергозатраты на производство продукции.

В соответствии с указом Губернатора Свердловской области от 9 января 1996 года N 1 "О мерах по организации переработки техногенных образований", федеральной целевой программой "Переработка техногенных образований Свердловской области", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.96 г. N 738, для решения задачи комплексного использования минерального сырья с одновременной утилизацией отходов или их обезвреживанием и переводом в категорию нетоксичных на основе применения программно-целевого подхода постановлением Правительства Свердловской области от 05.09.96 г. N 743-п "Об областной программе "Переработка техногенных образований Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1996, N 3, ст. 275) была утверждена областная программа "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 1996-2005 годы с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 11.08.2000 г. N 666-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2000, N 8, ст. 814), от 26.09.2001 г. N 642-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2001, N 9, ст. 1152).

К январю 2003 года областная программа "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 1996-2005 годы объединяла 135 проектов, из которых 15 выполнены полностью, 66 достигли опытно-промышленной стадии, по 19 продолжаются капитальные вложения, 15 находятся в стадии научно-исследовательских или опытно-конструкторских разработок. Общие затраты на выполнение проектов составили 2120 млн. рублей, или 53 процента от требуемых затрат на реализацию всей программы (4107 млн. рублей). После отмены в 2001 году зачетов природоохранных затрат природопользователей в счет их платежей за загрязнение окружающей природной среды доля вложения собственных средств предприятий возросла до 85-90 процентов.

За 1996-2002 годы переработано более 58 млн. тонн отходов, произведено продукции на сумму более 18 млрд. рублей, сэкономлено свыше 75 млн. тонн природного минерального сырья. Экономический эффект от реализации областной программы "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 1996-2005 годы составил более 8 млрд. рублей, что в четыре раза больше фактических затрат и в два раза превышает затраты, предусмотренные программой.

С целью упорядочения формирования и реализации целевых программ постановлением Правительства Свердловской области от 17.04.2003 г. N 218-ПП "Об областной целевой программе "Переработка техногенных образований Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 2003, N 4-1, ст. 337) постановление Правительства Свердловской области от 05.09.96 г. N 743-п "Об областной программе "Переработка техногенных образований Свердловской области" признано утратившим силу.

Настоящая программа подготовлена в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Свердловской области от 17.04.2003 г. N 218-ПП "Об областной целевой программе "Переработка техногенных образований Свердловской области".

 

Глава 2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы

 

Целями программы являются обеспечение экологической безопасности и предотвращение вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходов производства и потребления, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, создание дополнительных рабочих мест.

Для осуществления поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

разработать и внедрить новые малоотходные или безотходные технологии по переработке техногенных образований;

мобилизовать финансовые ресурсы для осуществления инвестиционных проектов по переработке техногенных образований на основе разработанных прогрессивных технологий;

обеспечить трансферт научно-технических, нормативно-правовых и организационных решений по переработке техногенных образований в другие регионы Российской Федерации.

Программа реализуется в 2004-2010 годах.

 

 

Глава 3. Система программных мероприятий

 

Областная инвестиционная программа "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 2004-2010 годы - это комплекс организационных, научно-технических, производственно-технологических, проектных и инвестиционных мероприятий по решению экологических, технико-экономических и социальных задач содействия устойчивому развитию одного из крупнейших промышленных регионов России - Свердловской области на основе эффективной комплексной переработки техногенных образований. План мероприятий программы прилагается.*

Программа является открытой и пополняется новыми мероприятиями в процессе ее реализации по представлению Координационного совета по реализации федеральной и областной программ "Переработка техногенных образований Свердловской области" (далее - Координационный совет). Отбор наиболее эффективных мероприятий по переработке техногенных образований осуществляется на конкурсной основе при наличии положительных заключений экологической, технологической и экономической экспертиз.

Программные мероприятия сформированы на основе предложений предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления, научных и проектных организаций Свердловской области.

Представленные мероприятия соответствуют требованиям природоохранного законодательства, учитывают сложившуюся ситуацию по минеральносырьевым ресурсам региона, согласованы с соисполнителями по срокам и материальным ресурсам.

Мероприятия предусматривают комплексную переработку техногенных образований и текущих отходов горно-металлургического, энергетического и химического производств, лесного и сельскохозяйственного комплекса, а также отходов потребления, включая твердые бытовые отходы, и ориентированы на получение черных, цветных, драгоценных, благородных и редкоземельных металлов, строительных материалов и изделий, компонентов для химической промышленности, сельского хозяйства и других отраслей.

Программа содержит мероприятия по переработке:

отходов добычи и обогащения руд черных и цветных металлов;

отходов металлургии (шлаки, включая отвальные, твердые и жидкие металлургические шлаки текущего производства; шламы; промпродукты, включая окалину, горелые формовочные земли, коксик, отходы подготовки извести и прочие; пыли обогатительного и металлургического производств);

отходов хроматного и асбестового производств;

твердых осадков сточных вод добывающих и перерабатывающих предприятий;

зол тепловых электростанций, фосфогипсовых образований, пиритных огарков, отходов резинотехнической промышленности;

отходов гальванического производства, катализаторов, электронного лома;

лигнина, органических отходов природного происхождения;

твердых бытовых отходов и отходов тары и упаковки.

Дополнительно в программу включен раздел "Подготовка специалистов по переработке техногенных образований и твердых бытовых отходов".

Каждое из мероприятий ориентировано на получение социального, экологического и экономического эффекта, рентабельно, со сроками окупаемости не более 5 лет. Средний срок окупаемости инвестиционных проектов, лежащих в основе мероприятий программы, составляет 2-3 года.

Научное сопровождение программы осуществляют академические, учебные, научно-исследовательские и проектные институты.

 

Глава 4. Ресурсное обеспечение программы

 

Для реализации мероприятий планируется затратить 1686,3 млн. рублей (в ценах 2003 года).

Финансовое обеспечение программы планируется за счет:

1) собственных средств предприятий в размере 1079,4 млн. рублей;

2) привлеченных средств в размере 437,4 млн. рублей путем привлечения отечественных и иностранных инвесторов (коммерческие структуры, банки, инвестиционные фонды, финансово-промышленные группы), государственных инвестиционных и налоговых кредитов, заемных кредитов банков, прочих источников (фонды занятости, поддержки малого предпринимательства, международные инвестиционные программы);

3) средств областного бюджета (средств целевого бюджетного экологического фонда Свердловской области) в размере 169,5 млн. рублей;

4) средств федерального, областного, местных бюджетов и льгот по налогообложению в эти бюджеты.

Распределение средств по источникам финансирования и формам воспроизводства представлено в таблице:

 

                                                      млн. рублей
       /---------------------------------------------------------\
       |Источники             |Всего |По годам                   |
       |финансирования        |      |---------------------------|
       |                      |      |2004 |2005 |2006 |2007-2010|
       |                      |      |год  |год  |год  |годы     |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |Объемы инвестиций за  |1686,3|305,4|329,2|285,0|766,7    |
       |счет всех источников  |      |     |     |     |         |
       |финансирования - всего|      |     |     |     |         |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |в том числе           |1079,4|202,2|203,5|170,6|503,1    |
       |собственные средства  |      |     |     |     |         |
       |предприятий           |      |     |     |     |         |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |средства областного   |169,5 |24,7 |29,8 |30,4 |84,6     |
       |бюджета (целевого     |      |     |     |     |         |
       |бюджетного            |      |     |     |     |         |
       |экологического фонда  |      |     |     |     |         |
       |Свердловской области) |      |     |     |     |         |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |в том числе субвенции |74,6  |12,7 |14,6 |15,1 |32,2     |
       |и субсидии            |      |     |     |     |         |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |привлеченные средства |437,4 |83,5 |104,9|76,0 |173,0    |
       |предприятий           |      |     |     |     |         |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |в том числе заемные   |376,4 |71,7 |89,9 |66,8 |148,0    |
       |кредиты банков        |      |     |     |     |         |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |бюджетные возвратные  |61,0  |11,8 |15,0 |9,2  |25,0     |
       |кредиты               |      |     |     |     |         |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |Объем инвестиций      |      |     |     |     |         |
       |направляемых на       |      |     |     |     |         |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |научно-               |      |     |     |     |         |
       |исследовательские и   |      |     |     |     |         |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |исследовательские и   |35    |7,5  |9,2  |8,0  |10,3     |
       |опытно-конструкторские|      |     |     |     |         |
       |работы                |      |     |     |     |         |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |капитальные вложения  |1651,3|297,9|320,0|277,0|756,4    |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |в том числе на        |309,3 |55,7 |61,8 |56,0 |135,8    |
       |реконструкцию и       |      |     |     |     |         |
       |расширение            |      |     |     |     |         |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |техническое           |208,3 |35,4 |41,6 |37,5 |93,8     |
       |перевооружение        |      |     |     |     |         |
       |----------------------+------+-----+-----+-----+---------|
       |новое строительство   |1133,7|206,8|216,6|183,5|526,8    |
       \---------------------------------------------------------/

 

Средства областного и местных бюджетов могут быть направлены на реализацию мероприятий программы в виде прямых инвестиций, налоговых льгот, бюджетных кредитов, предоставляемых предприятиям, осуществляющим переработку бытовых и промышленных отходов.

В ходе реализации программы объемы и источники финансирования подлежат ежегодной корректировке исходя из возможностей организаций, осуществляющих финансирование программных мероприятий. Объемы финансирования из областного и местных бюджетов определяются при формировании бюджета Свердловской области в соответствии с действующим законодательством.

 

Глава 5. Организация управления и контроля за ходом
реализации программы

 

Государственным заказчиком программы является Министерство природных ресурсов Свердловской области.

Координацию деятельности и контроля исполнения программы осуществляет Координационный совет, созданный при Министерстве природных ресурсов Свердловской области, и уполномоченная организация по реализации областной инвестиционной программы "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 2004-2010 годы. Уполномоченная организация по реализации программы определяется Правительством Свердловской области в установленном порядке.

Координационный совет:

формирует предложения по приоритетным направлениям программы с учетом научно-технического уровня, экономической и экологической эффективности;

рассматривает мероприятия, рекомендованные уполномоченной организацией, для включения в план мероприятий областной инвестиционной программы "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 2004-2010 годы;

рассматривает ход выполнения мероприятий программы, вырабатывает предложения по их реализации;

в случае необходимости организует дополнительную независимую экспертизу инвестиционных проектов;

рассматривает ежеквартальные и годовые отчеты о реализации программы и проекты бюджетных заявок на следующий год;

вносит в Правительство Свердловской области предложения о внесении изменений в программу.

Уполномоченная организация осуществляет:

прием заявок предприятий, организаций, физических лиц на участие в программе;

организацию подготовки бизнес-планов по заявленным мероприятиям и их технологическую, экологическую и экономическую экспертизу;

на основании экспертных заключений формирует перечень мероприятий и передает его на рассмотрение в Координационный совет;

по рекомендации Координационного совета формирует перечень мероприятий по переработке техногенных образований и передает его в Правительство Свердловской области;

осуществляет в установленном порядке подачу заявок для финансирования из федерального и областного бюджетов;

оказывает помощь предприятиям в оформлении заявок на финансирование программных мероприятий из различных источников;

проводит мониторинг выполнения программных мероприятий;

представляет ежеквартальные и годовые отчеты о реализации программы в Координационный совет и Министерство природных ресурсов Свердловской области.

 

Глава 6. Оценка ожидаемой эффективности, экономических,
экологических и социально-экономических последствий
от реализации программы

 

Экономическая эффективность программы определяется с учетом социальных, экологических и экономических критериев.

В результате реализации программы на территории Свердловской области предусматривается: уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; увеличение ресурсно-сырьевого потенциала Свердловской области и объема производимой товарной продукции; привлечение дополнительных инвестиций; создание и отработка эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов.

Основными составляющими эколого-экономического эффекта являются:

1) предотвращение ущерба, наносимого окружающей природной среде в результате размещения опасных отходов;

2) снижение после реализации мероприятий техногенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения в городах Свердловской области путем сокращения площадей земель, отчуждаемых под полигоны, отвалы и хранилища (накопители) отходов, загрязнения поверхностных и грунтовых вод, а также вредных выбросов в атмосферу;

3) уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций с катастрофическими экологическими последствиями межрегионального уровня;

4) расширение минерально-сырьевой базы всех отраслей промышленности Свердловской области без увеличения добычи первичного сырья и нарушенных земель за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл;

5) уменьшение объемов размещения.отходов за счет использования малоотходных или безотходных технологий;

6) привлечение дополнительных инвестиций на территорию Свердловской области;

7) насыщение рынка пользующимися спросом товарами, изготовленными из (или с применением) отходов.

Реализация мероприятий программы обеспечит вовлечение в хозяйственный оборот более 110 млн. тонн промышленных отходов с получением более 30 видов товарной продукции, в том числе; концентрата черных металлов - около 2 млн. тонн, меди и медного концентрата - более 120 тыс. тонн, асбеста - более 200 тыс. тонн, цемента - почти 4 млн. тонн, строительного щебня - более 27 млн. кубических метров, концентратов редкоземельных и драгоценных металлов более 5 тыс.тонн.

Стоимость продукции, полученной из отходов, превысит 20000 млн. рублей. Сумма эколого-экономического и социального эффекта составит около 12000 млн. рублей.

За счет переработки отходов будет сэкономлено более 180 млн. тонн природного сырья, предотвращено образование около 130 млн. тонн новых отходов.

Социальный эффект от реализации программы заключается в создании или техническом перевооружении в Свердловской области 3 тысяч существующих рабочих мест. Это позволит улучшить жизнедеятельность ряда городов и поселков Свердловской области и снять в них социальную напряженность, связанную с закрытием старых производств.

 

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Свердловской области от 22 августа 2003 г. N 527-ПП "Об областной инвестиционной программе "Переработка техногенных образований Свердловской области" на 2004-2010 годы"


Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 29 августа 2003 г. N 189 стр. 6, "Собрании законодательства Свердловской области" 2003 г. N 8 ст. 699


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Свердловской области от 17 августа 2010 г. N 1216-ПП


Постановление Правительства Свердловской области от 15 октября 2009 г. N 1282-ПП


Постановление Правительства Свердловской области от 31 декабря 2008 г. N 1454-ПП


Постановление Правительства Свердловской области от 29 февраля 2008 г. N 142-ПП


Постановление Правительства Свердловской области от 27 декабря 2005 г. N 1131-ПП