Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда В.И. Задиоры, судей Н.А. Жилина, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина,
с участием гражданина Чапорова Б.Н., обратившегося с запросом в Уставный Суд, его представителя адвоката Черноскутова А.С., представителя Правительства Свердловской области как органа, принявшего оспариваемый акт, кандидата юридических наук Литвиновой И.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Свердловской области пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 17 ноября 1998 года N 1178-п "О временном порядке расчета сложившейся средней заработной платы в Свердловской области для определения максимального размера пособия по безработице и максимально возможной стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки по направлению органов службы занятости".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Мершиной Н.Д., объяснения сторон, выступления приглашенного в заседание представителя Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области Сазонова А.Ю., исследовав материалы дела, Уставный Суд установил:
1. В Уставный Суд Свердловской области обратился гражданин Чапоров Б.Н. с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области пунктов 1 и 2 постановления Правительства Свердловской области от 17 ноября 1998 года N 1178-п "О временном порядке расчета сложившейся средней заработной платы в Свердловской области для определения максимального размера пособия по безработице и максимально возможной стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки по направлению органов службы занятости".
Уставным Судом Свердловской области в принятии запроса в части проверки пункта 2 постановления отказано на основании статьи 44 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" в связи с тем, что этот пункт не носит нормативного характера.
Пунктом 1 оспариваемого постановления утвержден "Временный порядок расчета сложившейся средней заработной платы в Свердловской области для определения максимального размера пособия по безработице и максимально возможной стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки по направлению органов службы занятости".
По мнению Чапорова Б.Н., применение "Временного порядка расчета сложившейся средней заработной платы..." влечет неправильное определение сложившегося уровня средней заработной платы в Свердловской области и снижение максимального размера пособия по безработице, что нарушает имущественные права безработных, в том числе заявителя.
Заявитель полагает, что пункт 1 постановления Правительства Свердловской области от 17 ноября 1998 года N 1178-п противоречит федеральному законодательству о занятости, статьям 2 и 63 Устава Свердловской области.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу являются нормативные положения "Временного порядка расчета сложившейся средней заработной платы в Свердловской области для определения максимального размера пособия по безработице и максимально возможной стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки по направлению органов службы занятости", утвержденного пунктом 1 постановления Правительства Свердловской области от 17 ноября 1998 года N 1178-п.
2. В соответствии со статьей 72 (пункт 1 "ж") Конституции Российской Федерации и статьей 24 (пункт 1 "ж") Устава Свердловской области социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Выплата пособий по безработице и стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости относится к мерам социальной поддержки безработных (статья 28 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации"), то есть по своему характеру являются мерами социальной защиты.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения (пункты 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" разграничил компетенцию федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения (статья 7). Определение минимальных и обязательных в Российской Федерации норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти (пункт 1 статьи 7).
Максимальный размер пособия по безработице и стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости относятся к обязательным нормам социальной защищенности и в связи с этим могут устанавливаться только федеральными органами государственной власти.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут изменять порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице и стипендии только в случае отнесения территорий к напряженным по ситуации, сложившейся на рынке труда, в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации, а также продлять и увеличивать размер пособия по безработице и стипендии только за счет средств субъекта Российской Федерации (пункты 2, 3 статьи 7 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации").
Таким образом, органы государственной власти Свердловской области не могут регулировать размеры пособий по безработице и стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, выплачиваемых не за счет дополнительных средств субъекта Российской Федерации, а за счет средств Государственного фонда занятости населения.
Правительство Свердловской Области, утвердив "Временный порядок расчета сложившейся средней заработной платы...", тем самым урегулировало вопросы определения максимального размера пособий и стипендий, выплачиваемых за счет Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, чем превысило свои полномочия в области социальной защиты.
Следовательно, пункт 1 постановления Правительства Свердловской области от 17 ноября 1998 года N 1178-п, которым утвержден "Временный порядок расчета сложившейся средней заработной платы..." противоречит статье 63 (пункт 3) Устава Свердловской области, устанавливающей, что законы и нормативные акты Свердловской области не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
3. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установил максимально возможные размеры пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, ограничив его уровнем средней заработной платы, сложившимся в субъекте Российской Федерации. Употребляя понятие "уровень средней заработной платы, сложившийся в регионе", законодатель имеет в виду, что это обобщающий показатель, характеризующий объективно существующее массовое социально-экономическое явление, в связи с чем данный показатель не устанавливается, а выявляется.
Обобщающие показатели социально-экономических явлений и процессов выявляются в результате статистических исследований, которые проводятся органами Государственного комитета Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" для объективной оценки состояния рынка труда и положения населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность. С целью определения среднемесячной заработной платы, сложившейся в регионах, городах федерального значения и в России в целом, Госкомстат проводит сплошное федеральное государственное статистическое наблюдение по труду.
Одной из обязанностей Госкомстата является предоставление официальной статистической информации федеральным органам исполнительной власти, в том числе и предоставление федеральной службе занятости сведений о средней заработной плате, сложившейся по региону.
"Временный порядок расчета сложившейся средней заработной платы...", утвержденный пунктом 1 оспариваемого постановления, установил, что средняя заработная плата по Свердловской области рассчитывается на основе статистических данных по методике, закрепленной данным Временным порядком. При этом установлено, что за основу расчета сложившейся средней заработной платы в Свердловской области для определения размера пособия по безработице, максимально возможной стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки по направлению органов службы занятости, берется фонд оплаты труда по области, с которого были произведены обязательные страховые отчисления в Государственный фонд занятости по Свердловской области и среднесписочная численность работников Свердловской области по всем предприятиям. Расчет сложившейся средней заработной платы производится за квартал. Тем самым Правительство Свердловской области утвердило методологию обработки статистических показателей для федерального органа исполнительной власти.
Разработка научно-обоснованной статистической методологии является исключительной компетенцией Госкомстата России (раздел II Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1994 года N 834, с последующими изменениями и дополнениями).
Методология обработки статистических данных, так же, как формы и методы их сбора, устанавливаются Госкомстатом России и являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации (пункт 5 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике).
В соответствии со статьей 71 (пункт "р") Конституции Российской Федерации официальный статистический учет относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Правительством Свердловской области также и с нарушением установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и противоречит Уставу Свердловской области, его статье 7.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 "б" статьи 60 Устава Свердловской области, статьями 4 (пункт 3.2), 70, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд постановил:
1. Признать пункт 1 постановления Правительства Свердловской области от 17 ноября 1998 года N 1178-п "О временном порядке расчета сложившейся средней заработной платы в Свердловской области для определения максимального размера пособия по безработице и максимально возможной стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки по направлению органов службы занятости" не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 7, 63.
2. Согласно статье 77 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
3. Согласно статье 76 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете" и опубликованию в "Собрании законодательства Свердловской области".
Уставный Суд
Свердловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Свердловской области от 6 марта 2000 г. "По делу о проверке соответствия Уставу Свердловской области пункта 1 постановления Правительства Свердловской области от 17 ноября 1998 года N 1178-п "О временном порядке расчета сложившейся средней заработной платы в Свердловской области для определения максимального размера пособия по безработице и максимально возможной стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки по направлению органов службы занятости"
Настоящее постановление вступает в силу после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 10 марта 2000 г. N 48 стр. 4; "Собрании законодательства Свердловской области" 2000 г., N 3 ст.259