Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 30 декабря 2011 г. N 788-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Содействие занятости населения Саратовской области" на 2012-2014 годы
22 мая, 31 октября, 24 декабря 2012 г., 7 марта, 8 мая 2013 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 марта 2013 г. N 96-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Содействие занятости населения Саратовской области" на 2012-2014 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Саратовской области от 28 декабря 2011 года N 409-Пр "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Содействие занятости населения Саратовской области" на 2012-2014 годы" |
Государственный заказчик Программы |
министерство занятости, труда и миграции области |
Основной разработчик Программы |
министерство занятости, труда и миграции области |
Цель, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
цель Программы - содействие развитию рынка труда, отвечающего, с одной стороны, запросам инновационной экономики, а с другой - обеспечивающего преодоление структурного несоответствия спроса и предложения рабочей силы, сокращение доли нелегальной занятости и скрытой безработицы, повышение мотивации к труду и трудовой мобильности. Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих задач: повышение гибкости рынка труда и обеспечение защиты населения от безработицы; улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной и территориальной мобильности с учетом приоритетов развития экономики области. Важнейшие оценочные показатели Программы: уровень регистрируемой безработицы в области на конец года; коэффициент напряженности на рынке труда на конец года; уровень трудоустройства граждан, состоявших на учете в органах службы занятости населения; доля граждан, трудоустроенных после окончания профессионального обучения; количество вакансий, заявленных в органы службы занятости населения; численность граждан, трудоустроенных в другой местности при содействии органов службы занятости населения |
Срок реализации Программы |
2012-2014 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
министерство занятости, труда и миграции области, государственные казенные учреждения Саратовской области центры занятости населения городов и районов (далее - ГКУ СО ЦЗН) |
Объем и источники обеспечения Программы |
общий объем средств финансирования Программы составляет 228829,8 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, из них: 2012 год - 80548,5 тыс. рублей; 2013 год - 75053,9 тыс. рублей; 2014 год - 73227,4 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
реализация мероприятий Программы в 2012-2014 годах позволит: не допустить роста уровня регистрируемой безработицы к концу 2014 года выше 1,1 процента от численности экономически активного населения области (далее - ЭАН); снизить коэффициент напряженности на рынке труда к концу 2014 года до 0,5 незанятых на вакансию |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляет министерство занятости, труда и миграции области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" |
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 марта 2013 г. N 96-П в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
В 2009-2010 годах экономика области и ситуация на рынке труда находились под влиянием финансового кризиса. Ухудшение экономической ситуации в 2009 году предопределило отрицательную динамику показателей рынка труда к уровню 2008 года: в 1,5 раза или на 10,3 тыс. человек увеличилась численность безработных; с 1,8 до 3,4 незанятых граждан на одну вакансию возрос коэффициент напряженности на рынке труда. В результате высвобождений с предприятий и организаций Саратовской области за 2009 год было уволено 19,5 тыс. человек.
Вместе с тем, реализация областных целевых программ: "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области", "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы наряду с антикризисными мерами Правительства области позволили в 2010 году улучшить социально-экономическое положение области и стабилизировать ситуацию на рынке труда.
В 2010 году индекс промышленного производства к уровню 2009 года составил 108,9 процента, по сравнению с падением производства в 2009 году к показателю 2008 года - 96,3 процента, во многих видах деятельности достигнут рост объемов производства.
Об оживлении экономики области в 2010 году свидетельствует тот факт, что в области было создано 18,5 тыс. постоянных рабочих мест, из них почти 10 тыс. рабочих мест при финансовой поддержке государственных учреждений Саратовской области центров занятости населения. Наряду с этим, по сравнению с 2009 годом в 1,8 раза - до 10,8 тыс. человек сократились объемы высвобождений работников с предприятий и организаций области.
По данным выборочного обследования Росстата численность общей безработицы в области сократилась по сравнению с 2009 годом на четверть или 29,6 тыс. человек - с 8,8 до 6,3 процента (89,3 тыс. человек).
Начиная с марта 2010 года, наметилась устойчивая тенденция снижения численности официально зарегистрированных безработных. К концу 2010 года численность граждан, имеющих официальный статус безработного, составила 18,7 тыс. человек, что на 30,5 процента меньше, чем на начало года, а в среднегодовом исчислении - 22,9 тыс. человек или 1,6 процента от численности ЭАН.
Коэффициент напряженности на рынке труда на конец 2010 года составил 1,1 незанятых граждан на одну вакансию.
В настоящее время ситуация на рынке труда области стабильная. Основные показатели занятости и безработицы свидетельствуют о положительной динамике трудовых процессов.
С учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 года численность постоянного населения области на начало 2011 года составила 2519,1 тыс. человек.
По данным органов Федеральной службы государственной статистики численность экономически активного населения в октябре 2011 года составила 1370,1 тыс. человек. Из них 74,8 тыс. человек (5,5 процента от численности ЭАН) - безработные, соответствующие критериям Международной организации труда (МОТ). По сравнению с октябрем 2010 года численность безработных, определенных в соответствии с критериями МОТ, снизилась на 5,8 тыс. человек (на 7,2 процента), уровень общей безработицы - на 0,2 процентных пункта.
На фоне снижения общей безработицы улучшилась ситуация на регистрируемом рынке труда. На 1 декабря 2011 года численность безработных составляет 17,0 тыс. человек. По сравнению с началом текущего года численность безработных снизилась на 9,3 процента.
Анализ состава безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, показал, что 60,4 процента от общей численности безработных составляют женщины, 31,5 процента - жители сельской местности, 1,0 процент - выпускники учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Численность молодежи в возрасте от 16 до 29 лет в общей численности безработных составляет 18,5 процента.
Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 декабря 2011 года составил 1,2 процента от численности экономически активного населения (по России - 1,6 процента) и по отношению к началу 2011 года и 1 декабря 2010 года снизился на 0,1 процентных пункта. Таким образом, по данному показателю Саратовская область вышла на докризисные позиции и занимает 4 место в Приволжском федеральном округе.
С января по ноябрь 2011 года с предприятий и организаций области по причине ликвидации и сокращения численности или штата, снижения объемов производства высвобождено 7,7 тыс. работников (52,3 процента от общей численности работников, запланированных к высвобождению), что на 16,6 процента меньше, чем за аналогичный период 2010 года.
В декабре 2011 года - марте 2012 года 259 организаций заявили о предстоящих высвобождениях 4,2 тыс. человек, из которых 3,0 тыс. человек обратится в службу занятости населения.
Несмотря на то, что многие предприятия, стремясь сохранить кадровый потенциал, продолжают использовать режим неполного рабочего времени, количество работников, занятых неполное время, в ноябре 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года уменьшилось в 3,6 раза (с 13,4 до 3,7 тыс. человек).
Количество вакансий, заявленных предприятиями и организациями в органы службы занятости населения, составило на 1 декабря 2011 года 20,4 тыс. единиц, что на 2,5 тыс. больше, чем на начало года (на 1 декабря 2010 года - 18,7 тыс. единиц). В результате коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда снизился с начала года с 1,1 до 0,9 незанятого на одну вакансию (на 1 декабря 2010 года - 1,0 незанятый на вакансию).
По прогнозам в 2011 году численность официально зарегистрированных безработных граждан составит в среднегодовом исчислении 18,5 тыс. человек. К концу 2011 года уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,2 процента от численности ЭАН, коэффициент напряженности - 1,0 незанятого на одну вакансию.
Несмотря на наблюдаемые положительные тенденции, проблемы на областном рынке труда еще остаются. Наиболее значимыми из них являются:
1. Сохранение территориальных диспропорций на рынке труда и профессионально-квалификационного дисбаланса между гражданами, ищущими работу, и заявленными вакансиями. Так, большая часть вакансий (69,9 процента) сосредоточена в г. Саратове, г. Энгельсе и г. Балаково Саратовской области, где проживает наибольшее количество экономически активного населения. При этом количество безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения этих городов, составляет 42,3 процента.
Что касается спроса, то значительный переизбыток рабочей силы на областном рынке труда наблюдается среди агрономов, зоотехников, ветврачей, мелиораторов, экономистов и юристов, секретарей, референтов, сельскохозяйственных рабочих, в то время как работодателями наиболее востребованы рабочие специальности.
В долгосрочной перспективе дисбаланс между рынком труда и рынком образовательных услуг будет нарастать в связи с сокращением предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте.
2. Увеличение существующих различий между условиями найма и требованиями лиц, ищущих работу. Основное значение приобретает уровень и форма оплаты труда. Около 30 процентов вакансий, заявленных в органы службы занятости населения, предусматривают заработную плату ниже прожиточного минимума. Сохранение высокой доли вакансий низкого качества снижает мотивацию граждан к трудоустройству.
3. Рост дефицита квалифицированных рабочих кадров на фоне увеличившегося выпуска специалистов с высшим и средним специальным образованием, для которых отсутствуют вакансии по специальности. Имеет место несоответствие программ подготовки специалистов и их личностных установок по профилю образования реальным запросам инновационной экономики. Наблюдается слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работающих и их переподготовке.
4. Сохранение проблемы сельской безработицы. В настоящее время каждый третий безработный, зарегистрированный в органах службы занятости населения, проживает в сельской местности. В то же время предложение рабочих мест со стороны сельскохозяйственных предприятий и организаций продолжает оставаться очень низким. По результатам социального картографирования рынка труда области, ежегодно проводимого министерством занятости, труда и миграции области, в 2011 году выделено 97 критических зон на сельском рынке труда, из них в 19 населенных пунктах с численностью населения в трудоспособном возрасте свыше 100 человек отсутствуют работодатели.
5. Сохранение значительной дифференциации районов области по уровню безработицы и напряженности на рынке труда вследствие различий в их экономическом развитии и низкой трудовой мобильности рабочей силы. Наибольший уровень регистрируемой безработицы отмечался в г. Шиханы - 2,8 процента от численности населения в трудоспособном возрасте, в Федоровском - 2,4 процента, в Советском и Воскресенском районах - 2,0 процента. Наименьший уровень регистрируемой безработицы - в Волжском районе г. Саратова и в Ершовском районе - 0,5 процента, в Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова, Дергачевском районе - 0,6 процента, в Балаковском, Аркадакском, Саратовском районах и в п. Светлый - 0,7 процента. Ситуация на рынке труда единственного в области моногорода Вольска не критичная, где уровень регистрируемой безработицы составляет 1,2 процента.
6. Низкая конкуренция на рынке труда граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, лиц предпенсионного возраста, граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказания, выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет), а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе.
В настоящее время решение указанных проблем осуществляется в рамках областной целевой программы "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы. Реализация мероприятий активной политики занятости позволила в 2009-2010 годах:
трудоустроить на постоянную и временную работу более 156 тыс. человек, из них 86,7 тыс. человек (55 процентов) - до признания их безработными. На общественные работы направлены 16,1 тыс. человек. В рамках специальных программ трудоустроены 25,3 тыс. подростков и более 2 тыс. граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и выпускников;
повысить конкурентоспособность 12,9 тыс. человек, направленных на профессиональное обучение;
оказать методическую и финансовую поддержку в развитии предпринимательской инициативы 6,4 тыс. безработных;
создать более 9 тыс. новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;
оказать государственные услуги по социальной адаптации, профессиональной ориентации и психологической поддержке свыше 90 тыс. человек.
Положительные результаты реализации областной целевой программы "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы, а также имеющиеся проблемы на областном рынке труда свидетельствуют о необходимости продолжения разработки и реализации мероприятий в сфере занятости населения с применением программно-целевого метода.
Это позволит:
обеспечить адресность, последовательность и контроль инвестирования бюджетных средств, направленных на создание условий для успешного функционирования рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, улучшения сбалансированности профессиональной структуры рабочих мест и безработных;
обозначить круг приоритетных задач для целевого инвестирования с указанием системы количественных показателей, отражающих конкретные результаты и эффект;
осуществлять мониторинг реализации мероприятий с целью оперативного реагирования, регулирования и достижения позитивного итогового результата.
Мероприятия Программы на 2012-2014 годы соответствуют приоритетам социально-экономического развития области, предусмотренным в Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года. К основным приоритетам относятся: последовательное повышение качества жизни населения; формирование институциональных и экономических условий, способствующих созданию новых и высокооплачиваемых рабочих мест; развитие профессиональной мобильности населения на основе опережающего профессионального обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки с учетом развития инновационных и высокотехнологичных производств и других, динамично развивающихся секторов экономики; сокращение дефицита трудовых ресурсов по квалифицированным рабочим специальностям, обеспечение занятости молодежи.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются в качестве собственных полномочиями в области содействия занятости населения, а также новыми полномочиями, включая:
оказание безработным гражданам и гражданам, прошедшим профессиональное обучение по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства;
содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Наряду с указанными полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом организовывать профессиональное обучение женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В связи с этим в Программе предусмотрены мероприятия в соответствии с указанными полномочиями.
Кроме того, в целях обеспечения приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест в Программе предусмотрены мероприятия по оптимизации численности привлекаемых иностранных работников на территорию области.
С 1 января 2012 года, то есть после передачи полномочий на региональный уровень, Федеральным законом предусмотрено недопущение снижения нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, исходя из чего были рассчитаны целевые показатели Программы.
Реализация Программы позволит закрепить положительные тенденции на рынке труда области. Ожидается, что общая численность безработных (в среднегодовом исчислении) снизится с 78,6 тыс. человек в 2012 году до 68,5 тыс. человек в 2014 году, а уровень общей безработицы (в среднегодовом исчислении) - с 5,7 до 5,0 процентов от численности ЭАН.
Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, в 2012 году может составить 17,7 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,3 процента от численности ЭАН (в среднегодовом исчислении), в 2013 и в 2014 годах - 14,6-14,3 тыс. человек соответственно, при уровне регистрируемой безработицы 1,1 процента. Коэффициент напряженности на рынке труда снизится с 1 незанятого на одну вакансию на начало 2012 года до 0,5 незанятых на одну вакансию на конец 2014 года.
В целях информирования граждан и работодателей о возможностях и условиях участия в Программе будет осуществляться ее информационное сопровождение.
2. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации
Цель Программы - содействие развитию рынка труда, отвечающего, с одной стороны, запросам инновационной экономики, а с другой - обеспечивающего преодоление структурного несоответствия спроса и предложения рабочей силы, сокращение доли нелегальной занятости и скрытой безработицы, повышение мотивации к труду и трудовой мобильности.
Достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения следующих основных задач:
повышение гибкости рынка труда и обеспечение защиты населения от безработицы;
улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной и территориальной мобильности с учетом приоритетов развития экономики области.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период 2012-2014 годов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 8 мая 2013 г. N 236-П в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
3. Система (перечень) мероприятий Программы
Программа определяет основные направления развития ситуации в сфере занятости и на рынке труда на ближайшую перспективу и реализацию комплекса мероприятий для достижения поставленной цели Программы.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 1 к Программе.
Для достижения цели Программы предусмотрено выполнение следующих задач и мероприятий:
I. Повышение гибкости рынка труда и обеспечение защиты населения от безработицы, в том числе:
1. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда и об услугах, оказываемых ГКУ СО ЦЗН.
1.1. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
В 2012-2014 годах работа по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест будет направлена на содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; информирование граждан и работодателей о спросе на рабочую силу и ее предложении; смягчение негативных последствий массовых увольнений работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата сотрудников; содействие занятости различных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Планируется проведение межрайонных, специализированных ярмарок вакансий и ярмарок вакансий по отраслевому принципу с использованием мобильных центров занятости населения (далее - МЦЗН).
1.2. Расширение информационной сети службы занятости.
Основными направлениями деятельности ГКУ СО ЦЗН в 2012-2014 годах в рамках информационной деятельности являются:
разработка и распространение через средства массовой информации, интернет-ресурсы, билборды информационно-аналитических, методических, информационно-рекламных и иных материалов о положении на рынке труда и об услугах, оказываемых ГКУ СО ЦЗН;
содействие предпринимательской деятельности, временной занятости несовершеннолетних граждан и выпускников образовательных учреждений, организации общественных работ, в профориентации учащейся молодежи с использованием МЦЗН;
поддержка в актуальном режиме информационных интернет-ресурсов службы занятости по обслуживанию граждан: информационно-аналитического портала "Содействие занятости"; информационного портала "Работа в России"; официального сайта министерства занятости, труда и миграции области.
2. Трудоустройство граждан, ищущих работу, в том числе создание условий для интеграции в трудовую деятельность граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, лиц предпенсионного возраста, граждан, освобожденных из учреждений исполнения наказания, военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей, выпускников образовательных учреждений и других категорий).
2.1. Организация общественных работ.
Организация общественных работ будет осуществляться на основе внедрения эффективного механизма взаимодействия с социальными партнерами, в том числе с работодателями в целях расширения банка вакансий по работам временного характера, расширения и повышения качества и доступности государственных услуг, оказываемых безработным и ищущим работу гражданам с целью реализации их права на труд и вознаграждения за труд, использования механизмов профилирования безработных граждан, обеспечения доступности информации о мерах по организации общественных работ для клиентов органов службы занятости населения.
Основной целью организации общественных работ является обеспечение граждан, ищущих работу, и безработных граждан временной занятостью в период поиска постоянного места работы.
Организация общественных работ будет осуществляться в соответствии с договорами, заключенными ГКУ СО ЦЗН с работодателями (по согласованию).
Средства, планируемые на реализацию общественных работ, будут направлены на оказание материальной поддержки безработным гражданам в период их участия в общественных работах.
2.2. Содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Современная ситуация на рынке труда, характеризующаяся довольно жесткими ограничениями возможностей трудоустройства, не позволяет лицам, испытывающим трудности в поиске работы, конкурировать на равных за свободные рабочие места с другими гражданами.
С целью повышения эффективности мероприятий по содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в 2012-2014 годах будут приниматься меры по усилению принципа адресной и дифференцированной работы службы занятости населения области к указанной категории граждан.
Содействие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, будет осуществляться за счет организации временного трудоустройства, предоставления этой категории граждан преимущественного права получения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, содействия предпринимательской инициативе.
Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, будет осуществляться в соответствии с договорами, заключенными ГКУ СО ЦЗН с работодателями (по согласованию).
Средства, планируемые на реализацию временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, будут направлены на оказание материальной поддержки безработным гражданам в период их участия во временном трудоустройстве.
В рамках этого направления работы необходимо выделить мероприятия по содействию занятости инвалидов.
На рынке труда наибольшие трудности испытывают инвалиды. Наличие у граждан с ограниченной трудоспособностью профессии, не востребованной на рынке труда, или ее отсутствие, с одной стороны, ограничения по обучению из-за состояния здоровья и низкая мотивация к труду, с другой, - все эти факторы влияют на эффективность реализации мероприятий по содействию занятости инвалидов.
В 2012-2014 годах решение проблемы занятости инвалидов, как граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предполагается осуществлять по следующим основным направлениям:
содействие занятости безработных инвалидов, в том числе через повышение их конкурентоспособности на рынке труда (профориентация и профобучение, участие в программе временной занятости, содействие предпринимательству);
взаимодействие в установленном порядке областной службы занятости населения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов в вопросах решения проблемы профессиональной реабилитации инвалидов;
участие в реализации Закона Саратовской области от 28 февраля 2005 года N 20-ЗСО "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов" в части осуществления контроля за приёмом на работу инвалидов в счёт установленной квоты и за регистрацией инвалидов в качестве безработных;
организация временного трудоустройства инвалидов из числа безработных граждан с оказанием материальной поддержки в период участия во временном трудоустройстве.
2.3. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Основными целями временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет являются их приобщение к труду, получение позитивных жизненных и профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности, приобретение опыта взаимоотношений с работодателями, а также осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Планируется в приоритетном порядке направлять для участия во временном трудоустройстве подростков из числа детей-сирот, из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (семьи безработных граждан, неполные и многодетные семьи), а также из числа детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет будет осуществляться в соответствии с договорами, заключенными ГКУ СО ЦЗН с работодателями (по согласованию).
Средства, планируемые на реализацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, будут направлены на оказание материальной поддержки несовершеннолетним гражданам в период их участия во временном трудоустройстве.
Ежегодно обеспеченность несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет услугами по организации временного трудоустройства составит не менее 9,17 процента от численности несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих на территории Саратовской области.
2.4. Организация временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые.
Основными целями временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, являются приобретение выпускниками опыта практической работы, освоение ими новых технологий, форм и методов организации труда непосредственно на рабочем месте.
Основной задачей организации временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, будет являться обеспечение правовых, экономических и организационных условий для содействия занятости выпускников указанной категории.
Временное трудоустройство безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, будет организовано как производственная деятельность его участников на выделенных работодателем (по согласованию) вакантных рабочих местах по полученной квалификации (профессия, специальность), а также иным направлениям профессиональной подготовки, родственным по содержанию работ.
Организация временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, будет осуществляться в соответствии с договорами, заключенными ГКУ СО ЦЗН с работодателями (по согласованию).
Средства, планируемые на реализацию временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, будут направлены на оказание материальной поддержки выпускникам в период их участия во временном трудоустройстве.
Реализация временного трудоустройства безработных граждан из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые, будет способствовать повышению занятости выпускников указанной категории. Организация стажировки позволит повысить шансы трудоустройства выпускников образовательных учреждений на постоянной основе, в том числе на данных предприятиях.
Ежегодно обеспеченность безработных граждан услугами по организации временного трудоустройства составит не менее 45 процентов от среднемесячной численности зарегистрированных безработных граждан.
2.5. Организация мероприятий по социальной адаптации безработных граждан.
Государственная услуга по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда будет направлена на удовлетворение потребности граждан, признанных в установленном порядке безработными, в получении навыков активного, самостоятельного поиска работы, составлении резюме, проведении деловой беседы с работодателем, самопрезентации, преодолении последствий длительной безработицы, повышении мотивации к труду. Участие безработных граждан в программах социальной адаптации способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у них активной жизненной позиции.
Ежегодно обеспеченность безработных граждан услугами по социальной адаптации составит не менее 20 процентов от годовой численности безработных граждан (в среднемесячном исчислении).
Оказание услуг по социальной адаптации безработных граждан включает в себя организацию:
информирования о государственной услуге посредством информационных стендов, размещения информации в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), а также с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, вычислительной и электронной техники с использованием средств автоинформирования;
специально выделенных помещений, предназначенных для приема получателей государственной услуги;
обеспечения необходимым оборудованием (компьютеры, средства электронно-вычислительной техники, средства связи, включая Интернет, оргтехника, аудио- и видеотехника), канцелярскими принадлежностями, информационными и методическими материалами, наглядной информацией, периодическими изданиями по вопросам трудоустройства, стульями и столами.
2.6. Содействие трудоустройству граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
Основными целями трудоустройства граждан, освобожденных из мест лишения свободы, являются расширение возможностей трудоустройства для граждан данной категории и профилактика рецидивных правонарушений.
Организация трудоустройства граждан, освобожденных из мест лишения свободы, будет осуществляться в соответствии с договорами, заключенными ГКУ СО ЦЗН с работодателями (по согласованию).
Средства, планируемые на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству граждан, освобожденных из мест лишения свободы, будут направлены на возмещение затрат работодателям на заработную плату гражданам данной категории в течение 3 месяцев со дня приема на постоянную работу.
Реализация указанного мероприятия будет способствовать повышению занятости среди граждан, освобожденных из мест лишения свободы на постоянной основе.
2.7. Содействие трудоустройству инвалидов на рабочие места, организованные (выделенные) работодателями сверх установленной квоты.
Основной целью мероприятия по трудоустройству инвалидов на рабочие места, организованные (выделенные) сверх квоты, установленной в рамках Закона Саратовской области от 28 февраля 2005 года N 20-ЗСО "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов", является расширение возможностей трудоустройства инвалидов, организация их профессиональной реабилитации.
Организация трудоустройства инвалидов на рабочие места, организованные (выделенные) работодателями сверх установленной квоты, будет осуществляться в соответствии с договорами, заключенными ГКУ СО ЦЗН с работодателями (по согласованию).
Средства, планируемые на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов на рабочие места, организованные (выделенные) работодателями сверх установленной квоты, будут направлены на возмещение затрат работодателям на оплату труда инвалидов в течение 3 месяцев со дня приема инвалидов на постоянную работу.
Реализация указанного мероприятия будет способствовать повышению занятости граждан с ограниченными возможностями на постоянной основе.
3. Содействие самозанятости безработных граждан, развитие предпринимательской инициативы.
Основной целью мероприятия будет являться содействие самозанятости безработных граждан, развитие предпринимательской инициативы, созданию рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса.
Открытие собственного дела, в том числе создание сельскохозяйственных кооперативов, является действенным механизмом снижения напряженности на рынке труда, практически единственной формой обеспечения занятости и доходов населения, особенно в сельской местности, где наблюдается острый дефицит рабочих мест, "критических" зонах рынка труда, где отсутствуют работодатели. В связи с этим приоритетное внимание в Программе будет уделено содействию самозанятости сельских жителей.
Для граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, прошедших профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости населения, при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства планируется выделение финансовой помощи.
В целях содействия самозанятости безработных граждан будут проведены:
консультирование и профессиональная ориентация незанятых граждан, оказание им правовой, организационной и финансовой поддержки на стадии организации собственного дела;
обучение безработных граждан в образовательных учреждениях профессионального образования и других организациях по профессиям и специальностям, позволяющим работать в сфере предпринимательской деятельности;
обучающие семинары по основам предпринимательской деятельности.
Кроме того, предусмотрено оказание методической и финансовой помощи безработным гражданам на открытие собственного дела.
Ежегодно обеспеченность безработных граждан услугами по содействию их самозанятости составит не менее 3,6 процента от среднемесячной численности зарегистрированных безработных граждан.
II. Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной и территориальной мобильности с учетом приоритетов развития экономики области, в том числе:
1. Развитие профессиональной мобильности населения через систему профессиональной подготовки, ориентированной на инновационное развитие экономики.
1.1. Профессиональное обучение безработных граждан.
Профессиональное обучение безработных граждан проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможности безработных граждан в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия). Профессиональное обучение может проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые в установленном порядке работодателями (по согласованию) в соответствии с договорами, заключаемыми с ними ГКУ СО ЦЗН.
В 2012-2014 годах в целях содействия развитию малого бизнеса при организации профессионального обучения безработных граждан существенное внимание планируется уделять обучению безработных специальностям, позволяющим заняться предпринимательской деятельностью.
Ежегодный охват безработных граждан образовательными услугами составит не менее 20 процентов от годовой численности безработных граждан (в среднемесячном исчислении).
Доля трудоустроенных граждан, закончивших профессиональное обучение по направлению службы занятости, ежегодно будет составлять не менее 85 процентов от общей численности граждан, завершивших профессиональное обучение.
1.2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В настоящее время женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, испытывают значительные трудности при возвращении на прежнее место работы. Это связано, с одной стороны, с потерей профессиональных навыков, а с другой - с нежеланием работодателей нести дополнительные издержки при их трудоустройстве (более низкая производительность труда, обусловленная потерей ряда профессиональных навыков; значительные потери рабочего времени, связанные с уходом за ребенком).
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации будут способствовать повышению конкурентоспособности женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, создадут для них условия, способствующие сохранению их профессиональных навыков, повышению мотивации к профессиональной деятельности, росту финансовой стабильности как основы воспитания и рождения детей.
2. Организация психологической поддержки безработных граждан, содействие профессиональной ориентации населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, включая пропаганду профессий, специальностей, востребованных на рынке труда.
2.1. Психологическая поддержка безработных граждан.
Услуга по психологической поддержке будет оказываться безработным гражданам, испытывающим острое или хроническое стрессовое состояние, болезненные переживания и беспокойство, вызванные потерей работы или препятствующие трудоустройству, имеющим неадекватные представления о себе, о своих возможностях, склонным к конфликтному поведению.
Наиболее остро испытывают трудности социально-экономического и эмоционального плана женщины; длительно неработающие граждане; граждане, уволенные в связи с ликвидацией или сокращением численности или штата работников.
По специфике запросов безработных граждан консультации по психологической поддержке будут разделены на:
консультации на первом этапе безработицы (неопределенность, высокая тревожность в связи с потерей работы);
консультации в конфликтной ситуации в период поиска работы (отказы работодателей в приеме на работу, изменения в семейных отношениях в связи с длительной безработицей);
консультации построения и сопровождения профессиональной карьеры (анализ возможных вариантов карьеры, адаптация к новому рабочему месту, ресурсы в поиске работы).
Основными методами оказания психологической поддержки будут являться консультационная беседа, социально-психологический тренинг, психокоррекционные занятия.
Ежегодный охват безработных граждан услугами по психологической поддержке составит не менее 20 процентов от годовой численности безработных граждан (в среднемесячном исчислении).
2.2. Профессиональная ориентация населения.
В рамках выполнения мероприятий по содействию занятости населения области работа по профессиональной ориентации будет осуществляться по следующим направлениям:
содействие трудоустройству безработных граждан (разработка индивидуального профессионального плана и способов его реализации);
консультирование безработных граждан в первые 10 дней (период получения статуса безработного), через 3,6 месяцев в период нахождения их на учете в службе занятости более года;
консультирование безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы, с целью содействия их трудоустройству;
консультирование безработных граждан перед направлением и в процессе обучения в учебных заведениях дополнительного образования;
консультирование безработных граждан, планирующих заняться индивидуальной трудовой деятельностью;
проведение дней интенсивного консультирования с безработными гражданами, состоящими на учете в службе занятости более 1 года;
оказание профориентационных услуг учащимся образовательных учреждений. Профессиональная ориентация женщин. Основная задача профконсультанта в работе с женщинами - смягчение психологических последствий безработицы, содействие определению профессиональных склонностей, подбору оптимальных сфер деятельности, профессий, направлений профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, освоение смежной специальности, ориентация на предпринимательство.
Профессиональная ориентация инвалидов. Одним из основных направлений работы по профориентации инвалидов является подбор работы, способствующей их социально-психологической и профессиональной реабилитации. Профориентационная работа проводится индивидуально и в виде групповых консультаций. В ГКУ СО ЦЗН устанавливаются дни приоритетного обслуживания инвалидов, дни службы медико-социальной экспертизы в службе занятости.
Профессиональная ориентация молодежи. Приоритетным направлением в профориентации молодежи будет работа по пропаганде рабочих профессий, организация массовых профориентационных мероприятий (межведомственная профориентационная акция "Фестиваль профессий" и др.). Особое внимание будет уделено профессиональному самоопределению несовершеннолетних граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Профессиональная ориентация граждан, уволенных с военной службы, направлена на выработку эффективных навыков поиска работы, подбор подходящей гражданской профессии или организацию собственного дела.
Ежегодный охват граждан услугами по профессиональной ориентации составит не менее 46 процентов от годовой численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за государственными услугами.
3. Развитие территориальной мобильности населения через осуществление комплекса мер по содействию внутренней и внешней трудовой миграции, включая создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах, а также совершенствование системы предоставления поддержки гражданам, переселяющимся для работы в другую местность.
3.1. Внутренняя миграция.
Одним из основных направлений регулирования рынка труда является стимулирование внутренней трудовой миграции. В рамках этого направления планируется проводить следующую работу:
формирование областного банка данных вакансий для граждан, желающих переехать в другую местность с целью трудоустройства, в том числе вакансий с предоставлением жилья:
информирование граждан о возможности трудоустройства вне территории населенных пунктов, на которых они проживают (в том числе на вакантные рабочие места, на которые предполагалось привлечение иностранных работников);
формирование перечня российских граждан, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность вне территории населенных пунктов, на которых они проживают:
информирование работодателей, планирующих привлечение иностранных работников, о возможности замещения вакантных рабочих мест гражданами Российской Федерации, проживающими в другой местности;
предоставление работодателям, планирующим привлечение иностранных работников, обобщенных сведений о гражданах Российской Федерации, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность на территории области, либо не указавших конкретный регион.
Ежегодно планируется трудоустраивать не менее 50 процентов граждан от числа обратившихся по вопросу трудоустройства в другой местности.
3.2. Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения.
Содействие трудоустройству безработных граждан в другой местности в рамках трудовых перемещений осуществляется с целью трудоустройства по востребованной на рынке труда профессии, с получением компенсации финансовых затрат при переезде и переселении, найме жилья.
Содействие безработным гражданам в переезде будет осуществляться с целью их временного трудоустройства в другой местности по имеющейся у них профессии (специальности).
Содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность будет проводиться с целью их трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) на новом месте жительства.
Реализация услуги будет осуществляться через:
создание действенного механизма информирования безработных граждан и работодателей о возможностях и условиях трудоустройства в другой местности;
развитие информационных ресурсов в сфере занятости населения, в том числе обеспечивающих прямой доступ пользователей к информации о вакансиях;
проведение специалистами ГКУ СО ЦЗН отбора безработных граждан (их профилирования) с целью последующего трудоустройства в другой местности;
индивидуальное профессиональное консультирование;
своевременное финансовое обеспечение мероприятий по переезду и переселению безработных граждан в другую местность.
Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения будет оказываться финансовая поддержка, включающая:
Об утверждении Положения о порядке предоставления и финансового обеспечения государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости см. постановление Правительства Саратовской области от 6 февраля 2012 г. N 55-П
оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счет средств работодателя;
суточные расходы за время следования к месту работы и обратно;
оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.
Безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения будет оказываться финансовая поддержка, включающая:
оплату стоимости проезда и провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства;
суточные расходы за время следования к новому месту жительства;
единовременное пособие.
Конечным результатом предоставления государственной услуги является временное трудоустройство по имеющейся профессии (специальности) безработного гражданина в другой местности и переселение безработного гражданина и членов его семьи на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности), получение за счет средств областного бюджета компенсации расходов на переезд и переселение.
3.3. Внешняя миграция.
С целью повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда будет продолжена работа по привлечению и использованию иностранных работников в рамках установленных для Саратовской области квот: на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности; на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.
Работа по привлечению и использованию иностранных работников будет строиться на принципе приоритетного права граждан Российской Федерации на занятие вакантных рабочих мест и будет проводиться по следующим направлениям:
проведение мониторинга привлечения и оценки эффективности использования работодателями иностранной рабочей силы;
организация работы по приему и учету уведомлений работодателей о заключении (расторжении) трудовых договоров (договоров гражданско-правового характера) с иностранными гражданами, прибывающими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
координация работы областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в рамках подготовки предложений по определению объемов привлечения и использования иностранных работников на предстоящий период;
организация работы по выдаче заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы, прибывающей на территорию Российской Федерации в порядке, требующем получения визы;
информирование и консультирование работодателей по вопросам привлечения и использования иностранных работников с применением эффективных форм работы (совещания, "круглые столы", специально разработанные памятки, маркетинговые посещения предприятий, письма-уведомления, информационно-консультационные пункты при ГКУ СО ЦЗН, в том числе мобильные);
организация работы по информированию иностранных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, о возможностях трудоустройства на предприятиях области;
координация действий и обмен информацией между министерством занятости, труда и миграции области и Управлением Федеральной миграционной службы по Саратовской области (по согласованию) по вопросам трудовой миграции на основе соглашения о сотрудничестве;
повышение эффективности взаимодействия с социальными партнерами службы занятости населения в работе по привлечению и использованию иностранных работников.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 декабря 2012 г. N 783-П в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Источником обеспечения Программы являются средства областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы составляет 228829,8 тыс. рублей, в том числе:
в 2012 году - 80548,5 тыс. рублей;
в 2013 году - 75053,9 тыс. рублей;
в 2014 году - 73227,4 тыс. рублей.
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения будут осуществляться министерством занятости, труда и миграции области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 марта 2013 г. N 96-П в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения цели Программы и ее результативность
Реализация Программы в 2012-2014 годах позволит создать условия для обеспечения защиты граждан от безработицы, для функционирования рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в целях повышения уровня благосостояния населения и достижения высоких стандартов качества жизни.
Реализация мероприятий Программы в 2012-2014 годах позволит:
не допустить роста уровня регистрируемой безработицы к концу 2014 года выше 1,1 процента от численности ЭАН;
снизить коэффициент напряженности на рынке труда к концу 2014 года до 0,5 незанятых на вакансию.
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, представленным в приложении N 2 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.