Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства сельского
хозяйства Саратовской области
от 14 июня 2013 г. N 155-пр
Ведомственная целевая программа
"Развитие переработки растениеводческого сырья. Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2015 годы
Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие переработки растениеводческого сырья. Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2015 годы
Наименование главного распорядителя средств областного бюджета - органа исполнительной власти области |
министерство сельского хозяйства Саратовской области |
Наименование Программы |
ведомственная целевая программа "Развитие переработки растениеводческого сырья. Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2015 годы (далее - программа) |
Наименование, дата и номер правового акта об утверждении Программы |
приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 15 мая 2013 г. N 128-пр |
Основание разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" |
Цели и задачи Программы |
цель: улучшение финансово-экономического состояния сельхозтоваропроизводителей путем увеличения объемов производства и реализации продукции растениеводства через развитие товаропроводящей инфраструктуры. Указанная цель достигается посредством решения следующих основных задач: - организация переработки продукции растениеводства в сельскохозяйственных предприятиях; - обеспечение конкурентоспособности отрасли растениеводства; - создания оптовых распределительных центров с внедрением современных технологий в систему хранения и переработки продукции растениеводства; - развитие и модернизация производственной и товаропроводящей инфраструктуры |
Численность целевой группы населения области, на которую ориентирована Программа |
2503,6 тыс. чел. (население области на 01.01.2013 года) |
Целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации Программы |
Прирост выручки от реализации продукции растениеводства переработанной в сельхозпредприятиях Саратовской области за годы реализации проекта составит: 2013 год - 1,6 млрд. рублей, 2014 год - 1,7 млрд. рублей, 2015 год - 1,5 млрд. рублей, создание дополнительно 170 рабочих мест |
Характеристика мероприятий Программы |
- Субсидии на возмещение части стоимости приобретенного технологического оборудования в рамках проведения строительства, реконструкции и модернизации овощехранилищ; - субсидии на возмещение части стоимости приобретенного технологического и холодильного оборудования для хранения и переработки плодов и овощей в рамках строительства, реконструкции и модернизации производства; - субсидии на возмещение части стоимости приобретенного технологического оборудования в рамках проведения строительства, реконструкции и модернизации логистических, оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов и прочей сельхозпродукции, сырья и продовольствия. |
Сроки реализации Программы |
2013-2015 годы |
Объемы финансового обеспечения Программы (с разбивкой по годам и источникам) |
общий объем финансированного обеспечения мероприятий Программы на 2013-2015 годы составит 1324984,6 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета 98250,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 47250,0 тыс. рублей; 2014 год - 39750,0 тыс. рублей; 2015 год - 11250,0 тыс. рублей; из внебюджетных источников (прогнозно) - 1226734,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 395627,4 тыс. рублей; 2014 год - 629760,5 тыс. рублей; 2015 год - 201346,7 тыс. рублей. Финансирование программных мероприятий будет осуществляться главным распорядителем бюджетных средств в объёмах, предусмотренных законами Саратовской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
увеличение выручки от реализации продукции растениеводства (с учетом переработки и реализации через логистические и оптовые распределительные центры) в 2015 году на 1,5 млрд. рублей; - создание 170 новых рабочих мест; - расширение ассортимента и рынков сбыта продукции растениеводства; - строительство 6 овощехранилищ, двух логистических центров, реконструкция 19 овощехранилищ. |
Раздел 1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы
Предлагаемая ведомственная целевая программа "Развитие переработки растениеводческого сырья. Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2015 годы направлена на реализацию проектов и программ по развитию агропромышленных предприятий в сфере переработки растениеводческой продукции, проведению технического перевооружения производства с целью увеличения объемов переработки и производства продуктов питания и повышения эффективности работы сельхозтоваропроизводителей по переработке растениеводческого сырья.
Программа разработана в соответствии с требованиями и критериями отбора постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" и приказа Минсельхоза России от 12 марта 2013 г. N 131 "Об утверждении порядка отбора экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации".
1.1. Анализ состояния и потенциал развития отрасли
Сектор агропромышленного комплекса области, осуществляющий деятельность по переработке растениеводческого сырья, занимает одно из ведущих мест в промышленном секторе экономики области по созданию валового продукта, темпам роста налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Доля переработки растениеводческого сырья области в общем объеме пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 57 процентов. По состоянию на 1 января 2013 года в ее состав входят около 200 сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья, на которых трудится более 11 тыс. человек.
Полноценное развитие сельского хозяйства возможно только с одновременным развитием перерабатывающей промышленности.
Использование в 2012 году производственных мощностей составило: по производству хлебобулочной продукции - 40 процентов, производству растительного масла - 75 процентов, производству плодоовощных консервов - 45 процентов. Неполная загрузка мощностей связана с необходимостью модернизации и технического перевооружения имеющихся основных фондов. Современная экономическая ситуация в сфере переработки растительного сырья области характеризуется: необходимостью повышения конкурентоспособности продукции за счет проведения реконструкции предприятий, внедрения передовых образцов технологического оборудования, новых технологий и видов продуктов питания; необходимостью реконструкции существующих овощехранилищ, строительства логистических центров; высокой степенью изношенности технологического оборудования на многих предприятиях; недостатком собственных средств для инвестиций на модернизацию оборудования.
На долю продукции местных сельхозтоваропроизводителей по переработке растениеводческого сырья на потребительском рынке области по следующим группам продовольственных товаров приходится: хлеб и хлебобулочные изделия 100 процентов, плодоовощные консервы, масло подсолнечное - 30-40 процентов, сахар - 25 процентов. Подобная ситуация приводит к снижению объема производства продукции и, как следствие, к снижению коэффициента использования производственных мощностей. В связи с этим перед сельхозтоваропроизводителями встают задачи улучшения качества и повышения конкурентоспособности производимой продукции.
В 2012 году в области произведено продукции на 27,1 млрд. рублей, индекс производства составил 117,3 процента к 2011 году. Выручка некоторых крупных сельхозтоваропроизводителей по переработке растениеводческого сырья представлена в таблице 1.
Таблица 1
Выручка некоторых крупных сельхозтоваропроизводителей по переработке растениеводческого сырья в 2012 году
Наименование района, предприятия |
Выручка в 2012 году, млн рублей |
Вид деятельности |
Вольский район |
|
|
ООО "Плодовое-2009" |
154,9 |
производство плодоовощных консервов |
Хвалынский район |
|
|
ОАО "Черемшанское" |
98,3 |
производство плодоовощных консервов |
Динамика объемов переработки растениеводческой продукции приведена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика производства продукции в 2008-2012 годах
Показатели |
Ед. изм. |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 г. к 2011 г. в % |
Масло растительное |
тыс. т |
196,9 |
180,1 |
175,9 |
167,3 |
236,0 |
141,1 |
Плодоовощные консервы |
муб |
108,8 |
107,5 |
72,9 |
95,2 |
117,9 |
124 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
тыс. т |
106,5 |
105,3 |
111,7 |
100,8 |
96,8 |
96 |
Кондитерские изделия |
тыс. т |
61,9 |
60,1 |
50,3 |
46,8 |
42,9 |
91,7 |
Мука |
тыс. т |
340 |
387 |
353,4 |
302,3 |
273,9 |
90,2 |
Крупа |
тыс. т |
63,5 |
78,1 |
42,5 |
40,0 |
62,6 |
156,5 |
Сахар |
тыс. т |
36,6 |
31,5 |
14,3 |
36 |
37,8 |
105 |
Несмотря на позитивные изменения в развитии перерабатывающей промышленности Саратовской области, произошедшие в 2008-2012 годах, имеется ряд проблемных вопросов.
Переход на новые рыночные отношения, вопросы востребованности продукции на потребительском рынке, а также изношенность материальной базы ставят перед сельхозтоваропроизводителями задачи по обновлению основных фондов, замене оборудования. В целях повышения конкурентоспособности продукции необходимо техническое перевооружение производства.
Для своевременного и в полном объеме исполнения мероприятий технического перевооружения и модернизации сельхозтоваропроизводителям по переработке растениеводческого сырья необходима государственная поддержка на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования.
Основными причинами, сдерживающими развитие переработки растениеводческого сырья в области, являются:
использование малопроизводительного, морально устаревшего оборудования. Удельный вес изношенного оборудования, находящегося в эксплуатации свыше 10 лет, составил в целом по промышленности 28 процентов;
недостаточная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, направленная на модернизацию и техническое перевооружение;
недостаток собственных средств, сдерживающий внедрение новых технологий, техническое перевооружение и модернизацию производства, сложное финансовое состояние большинства предприятий;
постоянное повышение цен на энергоносители и транспортировку сырья и продукции;
неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья, перерабатывающими предприятиями и торговыми организациями.
К актуальным проблемам развития пищевой и перерабатывающей промышленности области, осуществляющей переработку продукции растениеводства, относятся:
рыночные: резкие колебания цен на продукцию растениеводства, сезонность ее производства, расширение рынков сбыта продукции;
финансово-экономические: труднодоступность долгосрочных кредитных ресурсов и недостаток залогового обеспечения на ряде предприятий.
1.2. Необходимость программного решения развития перерабатывающей промышленности в сфере растениеводства
Планомерная реализация Программы, подкрепленная государственной поддержкой областного бюджета, позволит увеличить объем производства конкурентоспособной продукции, повысить инвестиционную привлекательность предприятий переработки продукции растениеводства. Учитывая высокую рентабельность и скорость оборачиваемости капитала (в пищевой и перерабатывающей промышленности), быструю окупаемость инвестиций, перерабатывающие отрасли промышленности могут стать наиболее привлекательными для банковского и инвестиционного капитала.
Работа по развитию отраслей в сфере переработки продукции растениеводства направлена на обновление и модернизацию производственной базы, что позволяет увеличить объемы вырабатываемой и реализуемой продукции.
Большая часть инвестиционных средств направляется на обновление технологического оборудования, модернизацию производства, что положительно влияет на качество выпускаемой продукции, на снижение ее себестоимости и увеличение объемов производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Ежегодно обновляется 15-20 процентов вырабатываемого ассортимента продуктов питания.
Для реализации инвестиционных проектов сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья, как крупных поставщиков продовольствия на потребительский рынок области и других регионов, Саратовская область располагает необходимыми условиями:
наличие сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья с развитой инфраструктурой, обеспечивающей стабильную работу производства (коммуникации, вспомогательные цеха, автотранспорт и т.д.);
развивающаяся сырьевая база сельскохозяйственного сырья для производства продуктов питания.
Раздел 2. Основные цели и задачи программы
Основная цель Программы - улучшение финансово-экономического состояния сельхозтоваропроизводителей путем увеличения объемов производства и реализации продукции растениеводства через развитие товаропроводящей инфраструктуры.
Задачи Программы
- организация переработки продукции растениеводства в сельскохозяйственных предприятиях;
- обеспечение конкурентоспособности отрасли растениеводства;
- расширение ассортимента вырабатываемой растениеводческой продукции для детского, диетического питания, питания в организованных коллективах;
- создания оптовых распределительных центров с внедрением современных технологий в систему хранения и переработки продукции растениеводства;
- развитие и модернизация производственной и товаропроводящей инфраструктуры.
Решение данной проблемы позволит увеличить привлечение инвестиций в отрасли по переработке растительного сырья к 2015 году в 1,23 раза (с 2 млрд. рублей в 2012 году до 2,47 млрд. рублей в 2015 году) на следующие направления:
строительство, реконструкция и модернизация действующих производств по подработке, хранению и переработке зерна; строительство, реконструкция и модернизация производств по переработке и хранению плодов и овощей, логистических центров;
реализация мер по внедрению энергосберегающих и малоотходных ресурсосберегающих технологий. В результате выполнения намеченных мероприятий в области планируется построить два логистических центра, 6 овощехранилищ, провести модернизацию на действующих овощехранилищах.
Производственные мощности сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья увеличатся по хранению овощей - на 23%.
При условии реализации Программы объем производства продукции на предприятиях, осуществляющих переработку продукции растениеводства, увеличится с 27,1 млрд. рублей в 2012 году до 39,1 млрд. рублей в 2015 году. К 2015 году возрастет производство основных видов пищевой продукции: масла растительного - в 1,6 раза, муки - на 35%, крупы - на 42%, сахара из свеклы - на 19,7%.
Реализация Программы рассчитана на 2013-2015 годы. Приоритетным направлением в реализации инвестиционных проектов сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья является строительство, реконструкция и модернизация объектов по подработке и хранению зерна, предприятий по переработке и хранению плодов и овощей.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных источников.
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитан с учетом фактических цен на сельскохозяйственное сырье, материалы и энергоносители в 2011 и 2012 годах, экспертных оценок стоимости капитальных вложений на проведение реконструкции и модернизации сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья, приобретение и установку технологического оборудования.
Потребность в денежных средствах для реализации Программы представлена в таблице 3
Таблица 3
Объем финансирования мероприятий программы на 2013-2015 годы
тыс. руб.
|
Всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего по программе, в том числе: |
1324984,6 |
442877,4 |
669510,5 |
212596,7 |
областной бюджет |
98250,0 |
47250,0 |
39750,0 |
11250,0 |
федеральный бюджет (прогнозно) |
|
|
|
|
внебюджетные источники, прогнозно |
1226734,6 |
395627,4 |
629760,5 |
201346,7 |
Удельный вес средств областного бюджета в общем планируемом объеме финансирования мероприятий Программы составит 7,4 процента, из внебюджетных источников - 92,6 процента.
За счет средств областного бюджета предполагается возмещать часть затрат на приобретение технологического, холодильного оборудования сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности и сельскохозяйственным потребительским кооперативам при условии проведения реконструкции, модернизации и (или) строительства нового производства в сфере хранения и переработки продукции растениеводства.
Не субсидируются проектно-изыскательские работы.
Таблица 4
Структура финансирования программных мероприятий
тыс. руб.
Наименование мероприятия |
Годы |
в том числе за счет средств |
|||
Объем финансового обеспечения, всего |
федерального бюджета (прогнозно) |
областного бюджета |
внебюджетных источников (прогнозно) |
||
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования, всего |
2013-2015 |
1324984,6 |
|
98250,0 |
1226734,6 |
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования в рамках проведения строительства, реконструкции модернизации овощехранилищ |
2013 |
219540,6 |
|
27000,0 |
192540,6 |
2014 |
399731,2 |
|
14500,0 |
385231,2 |
|
2015 |
114197,0 |
|
4500,0 |
109697,0 |
|
2013-2015 |
733468,8 |
|
46000,0 |
687468,8 |
|
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение технологического и холодильного оборудования для хранения и переработки плодов и овощей |
2013 |
139596,9 |
|
10250,0 |
129346,9 |
2014 |
159889,7 |
|
12600,0 |
147289,7 |
|
2015 |
31888,6 |
|
4150,0 |
27738,6 |
|
2013-2015 |
331375,2 |
|
27000,0 |
304375,2 |
|
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования в рамках проведения строительства, реконструкции и модернизации логистических, оптовых, распределительных центров |
2013 |
83739,9 |
|
10000,0 |
73739,9 |
2014 |
109889,6 |
|
12650,0 |
97239,6 |
|
2015 |
66511,1 |
|
2600,0 |
63911,1 |
|
2013-2015 |
260140,6 |
|
25250,0 |
234890,6 |
Подробно система программных мероприятий представлена в приложении N 1.
Раздел 4. Описание ожидаемых конечных результатов реализации программы и целевые индикаторы программы
В результате реализации намеченных программой мероприятий к концу 2015 года в отраслях по переработке продукции растениеводства будут достигнуты следующие результаты:
объем отгруженной продукции увеличится с 27,1 млрд. рублей в 2012 году до 31,9 млрд. рублей в 2015 году (на 17,7%);
дополнительно будет создано 170 рабочих мест.
Система показателей и индикаторов эффективности Программы представлена в приложении N 2.
Раздел 5. Перечень и характеристика основных мероприятий программы
Для дальнейшего развития подотрасли растениеводства в Саратовской области необходимо обеспечение стабильного сбыта продукции. Одним из направлений является развитие (строительство, реконструкция и модернизация) товаропроводящей инфраструктуры, т.е. сети овощехранилищ, логистических и оптово-распределительных центров для обеспечения населения Саратовской области, в том числе в организованных коллективах.
Структура сельскохозяйственного производства показывает, что основными производителями сельскохозяйственной продукции являются средние и малые сельхозтоваропроизводители. В настоящее время доступ таких производителей на рынок ограничен из-за проводящей инфраструктуры, монополизации торговых сетей, недосточного# развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции
Проблему можно решить путем создания производственно-логистических центров, предназначенных для обеспечения замкнутой цепи агропромышленного производства, включая производство продуктов питания.
Логистические центры создаются для приобретения у сельхозтоваропроизводителей области овощной продукции, ее хранения в период межсезонья и реализации ее в учреждения и организации социальной сферы и торговые предприятия. Логистические центры включают складские помещения с терморегулируемыми камерами, технологические линии по предпродажной подготовке (сортировке, выбраковке, очистке упаковке, штабелированию и т.д.), зон оформления документов и информационного центра.
В результате выполнения намеченных мероприятий в Саратовской области планируется построить:
- два логистических центра в Саратовском и в Татищевском районах;
- 6 овощехранилищ.
В Татищевском районе на территории, принадлежащей крестьянско-фермерскому хозяйству, планируется построить логистический центр с примыкающим сельскохозяйственным оптово-розничным рынком. В Саратовском районе сельскохозяйственное предприятие начало подготовку к строительству оптово-распределительного (логистического) центра.
В 4 районах области будут построены 6 овощехранилищ в 5 крестьянско-фермерских хозяйствах (2 - в Ершовском, 1 - в Марксовском и 2 - в Советском районах) и 1 сельхозпредприятие Краснокутского района с возможностью единовременного хранения до 12,4 тыс. тонн картофеля и овощей.
Планируется провести модернизацию и реконструкцию на 19 овощехранилищах, расположенных в 8 районах области (в Лысогорском, Вольском, Новоузенском, Романовском, Ровенском, Советском, Хвалынском и Энгельсском районах).
Для проведения мероприятий модернизации будет осуществляться закупка линий по первичной обработке овощей и плодов, вентиляционное и холодильное оборудование, оборудование для мойки и резки овощей.
Таблица 5
Информация об отдельных сельхозтоваропроизводителях, осуществляющих строительство и модернизацию овощехранилищ
тыс. рублей
Наименование инвестора |
Выручка |
Мероприятие |
Наличие ПСД |
Объем затрат без ПСД |
ИП гл. КФХ Ким Д.А. |
39688,8 |
Строительство овощехранилища |
в наличии |
1000 |
СПК "Овощи круглый год" |
1595 |
Строительство овощехранилища |
в разработке |
3000 |
ООО "Росагро-Заволжье" |
147700 |
Строительство овощехранилища |
в разработке |
1000 |
ИП гл. КФХ Гоферберг |
7488,6 |
Модернизация овощехранилища |
|
2200 |
КФХ Шегай Э.А. |
6515,2 |
Строительство овощехранилища |
в наличии |
3000 |
КФХ Шкуркин И.П. |
1782 |
Модернизация овощехранилища |
|
35000 |
ЗАО "Русский колос" |
12540 |
Модернизация овощехранилища |
|
2500 |
ИП гл. КФХ Махмалиев С.Ш. |
1080 |
Модернизация овощехранилища |
|
3000 |
ИП гл. КФХ Акопян Г.В. |
750 |
Модернизация овощехранилища |
|
13750 |
КФХ Шегай И.В. |
88728 |
Строительство овощехранилища |
в разработке |
300,9 |
Модернизация овощехранилища |
|
4000 |
||
КХ Кажгалиева |
3901 |
Модернизация овощехранилища |
|
3000 |
ФХ Цой А. |
23267 |
Строительство овощехранилища |
|
4000 |
ОАО "Черемшанское" |
106147 |
Модернизация овощехранилища |
|
4000 |
ООО "Покровск-плодоовощ" |
11131 |
Модернизация овощехранилища |
|
3000 |
ИП гл. КФХ Клещев В.Е. |
8979 |
Модернизация овощехранилища |
|
1000 |
ИП гл. КФх Щеренко П.Ю. |
24903 |
Модернизация овощехранилища |
|
500 |
5.1. Переработка и хранение плодов и овощей
Для обеспечения населения области свежей овощной продукцией по рациональным нормам потребления требуется ежегодно производить не менее 310 тыс. тонн картофеля, 323 тыс. тонн овощей. Одной из проблем является задача сохранности выращенной плодоовощной продукции и картофеля и обеспечения населения этими продуктами в зимний и весенний периоды, в том числе в организованных коллективах
В настоящее время в овощеводческих хозяйствах области имеется 32 овощехранилища емкостью 34,4 тыс. тонн, из них 27 овощехранилищ емкостью 28 тыс. тонн подлежат реконструкции и модернизации. В результате потери скоропортящейся овощной продукции и картофеля при хранении и транспортировке составляют до 30-40 процентов от объема их производства.
Для решения этой проблемы необходима реализация мероприятия по созданию логистических центров, реконструкции и модернизации имеющихся овощехранилищ. Задача логистического центра - комплексная система заготовки, хранения, предпродажной подготовки и реализация овощеводческой продукции и картофеля, в том числе для обеспечения граждан в организованных коллективах.
В 2012 году открыт логистический центр (ИП Полях М.В.) в г. Энгельсе мощностью 8 тыс. тонн единовременного хранения овощной продукции. Центр работает со многими фермерскими хозяйствами области и сетевой торговлей.
В 2013-2015 годах планируется строительство логистического (оптово-распределительного) центра, 6 овощехранилищ, а также реконструкция действующих хранилищ.
К 2015 году будет обеспечена сохранность в осенне-весенний период овощной продукции в объеме до 100 тыс. тонн (с учетом существующих овощехранилищ).
Проводится большая работа по техническому перевооружению, закупке и установке новых линий. В планах - увеличение мощности по переработке сельскохозяйственной продукции, расширение ассортимента продукции.
Поддержку предполагается осуществлять посредством возмещения части затрат на приобретение технологического оборудования при условии реконструкции, модернизации овощехранилищ, а также строительства новых овощехранилищ и логистических центров, в том числе для обеспечения граждан в организованных коллективах
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, оценка рисков ее реализации
Реализация мероприятий программы создаст условия и предпосылки для развития пищевой и перерабатывающей промышленности, что позволит в перспективе снизить зависимость области от импорта в снабжении населения продуктами питания.
Целевой характер программы позволит добиться следующих результатов, характеризующих ее экономическую эффективность (приложение 2):
выручка увеличится с 27,1 млрд. рублей в 2012 году до 31,9 млрд. рублей в 2015 году;
будет создано дополнительно 170 рабочих мест.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем внедрения безотходных технологий, организации переработки технических отходов.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны сельхозтоваропроизводителей из собственных и заемных средств;
колебания рыночной конъюнктуры, которые могут привести к изменению цен на сырье, энергоресурсы, а также другие непредвиденные сложности, которые могут привести к существенному удорожанию растениеводческой продукции и трудностям с ее реализацией;
изменения внешнеэкономической ситуации, которые могут привести к изменению квот и таможенных пошлин;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (выход из строя и простой технологического оборудования).
6.1. Соответствие отрасли растениеводства и производств природно-климатическим особенностям и традиционным формам ведения сельского хозяйства
Нормальная деятельность АПК во многом зависит от производственно-экономического и природно-климатического потенциалов Саратовской области.
Земельный фонд области составляет 10123,9 тыс. га. Основную долю земельного фонда занимают земли сельскохозяйственного назначения, их размер составляет 8555,8 тыс. га (84,5 процента).
Природно-климатические условия области отличаются большим разнообразием и рядом особенностей. Протекающая по территории река Волга делит область на две почти равные части - Правобережье и Левобережье, резко отличающиеся между собой по природным условиям. Разнообразны и производственно-экономические условия. Под ними понимается совокупность земельных, материальных и трудовых ресурсов.
Наиболее благоприятные природно-климатические условия районов Правобережья. Содержание гумуса при значительном валовом количестве азота, фосфора, калия здесь почти вдвое выше, чем в районах Левобережья.
Соотношение типов почв на землях сельскохозяйственного назначения следующее: черноземные почвы - 50,4 процента, каштановые - 30 процентов, солонцовые комплексы - 11,5 процента, аллювиальные почвы - 6,3 процента, прочие - 1,8 процента.
Территория Саратовской области характеризуется резким различием природно-климатических и экономических условий, которые непосредственно влияют на продуктивность и эффективность сельскохозяйственного производства, прежде всего, продукции растениеводства. Годы с повышенным, умеренным и средним увлажнением почв в районах Правобережья составляют от 53 до 74% вместо 32-18% в Левобережье. Продолжительность вегетационного периода в Правобережье не ниже, чем в районах Левобережья.
Большие различия природно-климатических и производственно-экономических условий, значительные особенности сельскохозяйственного производства создают разнообразие видов и форм специализации в зонах и микрозонах области. Характер сельскохозяйственной деятельности определяется множеством различных условий и факторов. Среди них основными ученые считают природные (климат, почвы, рельеф и др.), экономические (обеспеченность трудовыми ресурсами, близость городов и промышленных центров, наличие и состояние транспортных связей и т.д.) и общественную деятельность.
В связи с этим в области выделено 7 природно-климатических микрозон, которые включают следующие административные районы:
I. Западная - Аркадакский, Балашовский, Романовский, Ртищевский, Самойловский, Турковский.
II. Центральная правобережная - Аткарский, Екатериновский, Калининский, Петровский.
III. Северная правобережная - Базарно-Карабулакский, Балтайский, Вольский, Воскресенский, Новобурасский, Хвалынский.
IV. Южная правобережная - Саратовский, Татищевский, Лысогорский, Красноармейский.
V. Северная левобережная - Балаковский, Духовницкий, Ивантеевский, Марксовский, Пугачевский.
VI. Центральная левобережная - Ершовский, Краснокутский, Краснопартизанский, Ровенский, Советский, Федоровский, Энгельсский.
VII. Юго-восточная - Перелюбский, Озинский, Дергачевский, Питерский, Новоузенский, Александрово-Гайский.
Климатической особенностью микрозон Саратовской области является то, что по направлению с северо-запада (1 микрозона) на юго-восток (7 микрозона) наблюдается явно выраженный переход от районов с хорошим обеспечением влагой (1-3 микрозоны) к слабозасушливым (4-5 микрозоны) и с острым дефицитом влаги (6-7 микрозоны). Наряду с этим наблюдается изменение почвенного плодородия - от лесостепных районов с типичными черноземами к полупустынным с каштановыми почвами, солонцами и солончаками.
Область производит от Российского объема продукции сельского хозяйства - 3,4%, в том числе зерна - 3,1%, подсолнечника - 10%, овощей - 2,7%, картофеля - 1,2%, молока - 3%, мяса - 2%, яиц - 2,2%.
По объему производства зерна область занимает второе место в ПФО и 10-е в России. В расчете на душу населения область произвела 878 кг зерна, тогда как в целом по округу этот показатель составляет 487 кг, по России - 498 кг.
Область является лидером в Приволжском федеральном округе по объемам производства подсолнечника и овощей, по России на 3 и 8-м местах соответственно. По картофелю - 9-е место в ПФО и 30-е - в России.
В расчете на 1 человека в области приходится 326 кг маслосемян подсолнечника, 156 кг овощей, 141 кг - картофеля. В целом по округу показатели составляют: подсолнечник - 76 кг на 1 человека, овощи - 107 кг, картофель - 259 кг.
По России: подсолнечник - 56 кг, овощи - 103 кг, картофель - 207 кг.
По объемам производства скота и птицы, молока область стабильно находится на 3-м месте в ПФО, в Российской федерации на 13-м на 6-м местах соответственно.
На душу населения в области по расчетам произведено 59 кг скота и птицы в убойной массе, 384 кг молока и 361 шт. яиц, по Приволжскому округу: 55 кг (по предварительным расчетам), 338 кг и 367 шт. соответственно. По Российской Федерации показатели составляют: скот и птица (в убойной массе) - 52 кг, молоко - 225 кг, яйцо - 296 штук.
Объемы сельскохозяйственного производства определяют в значительной степени уровень потребления основных продуктов питания.
Раздел 7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать улучшению финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей по переработке растительного сырья на основе стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, проведения реконструкции и модернизации производства и повышения конкурентоспособности отечественной пищевой продукции.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы приведена в приложении N 2 к Программе.
В соответствии с прогнозными показателями развития пищевой и перерабатывающей промышленности на 2013-2015 годы одним из показателей уровня достижения стратегической цели Программы является объем производства продукции. В результате реализации программных мероприятий планируется стабилизация и увеличение объемов производства продуктов питания из отечественного сырья.
Реализация Программы обеспечит к 2015 году рост объема производства на 17 процентов, повышение производительности труда в среднем на 15 процентов.
Таблица 6
Расчет экономической эффективности Программы
Показатели |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 к 2012 году, % |
Выручка, млрд. руб. |
27,1 |
28,7 |
30,4 |
31,9 |
117,7 |
Прибыль, млн руб |
1168 |
1292 |
1460 |
1930 |
в 2,35 раза |
Численность работающих |
11025 |
11042 |
11142 |
11195 |
101,5 |
Производительность труда на человека, тыс. руб |
2458,0 |
2599,2 |
2728,4 |
2849,5 |
115,9 |
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом.
Оценка состояния целевых индикаторов основана на балльном принципе и отражает степень достижения показателя результата реализации программы при фактически достигнутом уровне расходов областного бюджета за отчетный период (год). Для оценки состояния целевого индикатора используется матрица оценки:
Таблица 7
Состояние целевого индикатора на конец отчетного периода |
Оценка состояния целевого индикатора |
||
при росте уровня расходов* |
при сохранении уровня расходов |
при снижении уровня расходов |
|
Положительное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение) |
1 |
2 |
3 |
Достижение запланированного значения целевого индикатора |
0 |
1 |
2 |
Отрицательное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение) |
0 |
0 |
1 |
_____________________________
* Под расходами понимается объем средств, выделенных главному распорядителю средств из областного бюджета в отчетном году на реализацию программы.
Оценка состояния целевого индикатора определяется путем установления соответствия между:
фактическим уровнем расходов главного распорядителя средств в отчетном периоде и объемом ассигнований, первоначально утвержденным в областном бюджете на реализацию программы в отчетном году;
фактически полученным значением целевого индикатора в отчетном периоде и плановым значением целевого индикатора в отчетном периоде.
Полученные оценки суммируются по соответствующим целевым индикаторам, и определяется итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов по следующей форме:
Таблица 8
Наименование целевого индикатора |
Оценка состояния целевого индикатора (баллов) |
Выручка |
состояние целевого индикатора |
Создание дополнительных рабочих мест |
состояние целевого индикатора |
Производство плодоовощных консервов |
состояние целевого индикатора |
Количество реконструируемых овощехранилищ и строительство логистических центров |
состояние целевого индикатора |
Итоговая сводная оценка |
сумма баллов по строкам |
Эффективность программы определяется по следующей форме:
Таблица 9
Вывод об эффективности программы |
Итоговая сводная оценка (баллов) |
Эффективность программы снизилась по сравнению с предыдущим годом |
менее X |
Эффективность программы находится на уровне предыдущего года |
X |
Эффективность программы повысилась по сравнению с предыдущим годом |
более X |
X - итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов программы за предыдущий год. В случае, если программа не реализовывалась в предыдущем году, то значение X принимается равным количеству целевых индикаторов оцениваемой программы.
Раздел 8. Меры по обеспечению эффективности реализации программы
Государственная поддержка мероприятий настоящей программы увязана с устойчивым развитием сельских территорий Саратовской области.
Финансовые средства в рамках программы будут направлены на развитие перерабатывающей промышленности тех муниципальных районов Саратовской области, которые имеют и развивают социальную и инженерную инфраструктуру.
В настоящее время Саратовская область осуществляет разработку проекта долгосрочной областной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области" на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, в области предусматривается государственная поддержка мероприятий по строительству и приобретению жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности; строительство общеобразовательных учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики; учреждений культурно-досугового типа; распределительных газовых сетей и локальных водопроводов. Рассматривается возможность поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов и грантовой поддержки местных инициатив по решению отдельных общественно значимых вопросов местного значения. В целях поддержки развития сельских территорий, создания новых рабочих мест программой предусматривается реконструкция и модернизация действующих производств и строительство новых.
Во всех муниципальных районах области разработаны и утверждены схемы территориального планирования, которые размещаются на официальных сайтах администраций муниципальных районов области.
В целях повышения привлекательности агропромышленного комплекса области для выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, закрепления на селе молодых специалистов; стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей области на вовлечение в производственный процесс молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, принят Закон Саратовской области от 28.10.2011 года N 148-ЗСО "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области", в рамках которого молодым специалистам, окончившим образовательные учреждения среднего или (и) высшего профессионального образования и трудоустроившимся в сельскохозяйственной организации или являющимися индивидуальными предпринимателями - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляется единовременная денежная выплата и выплачивается ежегодное денежное пособие.
При реализации крупных инвестиционных проектов осуществляется создание современной инженерной инфраструктуры, инвесторами решаются жилищные вопросы для привлекаемых специалистов.
В результате реализации мероприятий программы "Развитие переработки растениеводческого сырья в Саратовской области" на 2013-2015 годы будет дополнительно создано 170 рабочих мест, что позволит повысить уровень занятости сельского и городского населения области.
Продукция отрасли востребована как на внутриобластном, так и на межрегиональных рынках, является конкурентоспособной и рентабельной.
Перерабатывающая промышленность занимает ведущее место в агропромышленном комплексе области, имеет существенное значение для устойчивого социально-экономического развития сельских территорий области. В каждом муниципальном районе области расположены сельхозтоваропроизводители, осуществляющие производство продуктов питания.
Приоритетом ведомственной целевой программы в сфере переработки растениеводческого сырья и производства продуктов питания является технологическая модернизация производства и повышение конкурентоспособности продукции.
Ключевыми задачами остаются обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности предприятий АПК области, а также комплексное развитие социальной сферы села.
На реализацию мероприятий программы предусмотрено привлечение финансовых средств из внебюджетных источников.
Раздел 9. Механизм управления реализацией программы
Контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 октября 2012 года N 590-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
"Согласовано" |
А.А.Соловьев |
Приложение 1
к ведомственной целевой программе
"Развитие переработки растениеводческого сырья.
Развитие системы овощехранилищ, логистических,
оптовых распределительных центров по сбыту
картофеля, овощей и фруктов, прочей
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия в Саратовской области"
на 2013-2015 годы
Система программных мероприятий
N п/п |
Цель, задачи, наименование мероприятий |
Источники финансового обеспечения |
Объём финансового обеспечения (тыс. рублей) |
в том числе по годам: |
Показатели результативности выполнения мероприятий |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
Наименование показателя |
Базовое значение |
2013 |
2014 |
2015 |
Целевое значение |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
Цель: |
Улучшение финансово-экономического состояния сельхозтоваропроизводителей путем увеличения объемов производства и реализации продукции растениеводства через развитие товаропроводящей инфраструктуры |
||||||||||
1 |
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования в рамках проведения строительства, реконструкции модернизации овощехранилищ |
Всего |
733468,8 |
219540,6 |
399731,2 |
114197,0 |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
46000,0 |
27000 |
14500 |
4500 |
||||||||
федеральный бюджет (прогноз) |
|
|
|
|
||||||||
средства внебюджетных источников (прогноз) |
687468,8 |
192540,6 |
385231,2 |
109697,0 |
Создание рабочих мест, ед. |
4 |
6 |
8 |
9 |
27 |
||
2 |
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение технологического и холодильного оборудования для хранения и переработки плодов и овощей |
Всего |
331375,2 |
139596,9 |
159889,7 |
31888,6 |
Производство плодоовощных консервов, муб |
117,9 |
118 |
118,5 |
119 |
119 |
областной бюджет |
27000 |
10250 |
12600 |
4150 |
||||||||
федеральный бюджет (прогноз) |
|
|
|
|
Количество реконструируемых овощехранилищ |
4 |
7 |
8 |
4 |
23 |
||
средства внебюджетных источников (прогноз) |
304375,2 |
129346,9 |
147289,7 |
27738,6 |
Создание рабочих мест, ед. |
2 |
3 |
8 |
6 |
19 |
||
3 |
Субсидии на возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования в рамках проведения строительства, реконструкции и модернизации логистических, оптовых, распределительных центров |
Всего |
260140,6 |
83739,9 |
109889,6 |
66511,1 |
Строительство логистических, оптово-распределительных центров |
1 |
1 |
|
1 |
3 |
областной бюджет |
25250,0 |
10000,0 |
12650,0 |
2600,0 |
||||||||
федеральный бюджет (прогноз) |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
средства внебюджетных источников (прогноз) |
234890,6 |
73739,9 |
97239,6 |
63911,1 |
Создание рабочих мест, ед |
11 |
29 |
34 |
50 |
124 |
||
|
Всего по программе |
Всего |
1324984,6 |
442877,4 |
669510,5 |
212596,7 |
|
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
98260,0 |
47250,0 |
39750,0 |
11250,0 |
|||||||
|
федеральный бюджет (прогноз) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
средства внебюджетных источников (прогноз) |
1226734,6 |
395627,4 |
629760,5 |
201346,7 |
|
|
|
|
Приложение 2
к ведомственной целевой программе
"Развитие переработки растениеводческого сырья.
Развитие системы овощехранилищ, логистических,
оптовых распределительных центров по сбыту
картофеля, овощей и фруктов, прочей
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия в Саратовской области"
на 2013-2015 годы
Система показателей
и индикаторов эффективности реализации ведомственной целевой программы "Развитие переработки растениеводческого сырья. Развитие системы овощехранилищ, логистических, оптовых распределительных центров по сбыту картофеля, овощей и фруктов, прочей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области" на 2013-2015 годы
N |
Перечень целевых показателей, индикаторов |
2012 год, базовое значение |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Целевое значение |
1 |
Выручка, млрд. руб. |
27,1 |
28,7 |
30,4 |
31,9 |
31,9 |
2 |
Прирост выручки, млрд. руб. |
|
1,6 |
1,7 |
1,5 |
|
3 |
Количество реконструируемых и модернизируемых овощехранилищ |
4 |
7 |
8 |
4 |
23 |
4 |
Строительство логистических центров |
1 |
1 |
|
1 |
3 |
5 |
Производство плодоовощных консервов, муб |
117,9 |
118 |
118,5 |
119 |
119 |
6 |
Численность занятых в отрасли переработки растениеводческой продукции |
11025 |
11042 |
11142 |
11195 |
11195 |
7 |
Создание рабочих мест |
166 |
17 |
100 |
53 |
170 |
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 14 июня 2013 г. N 155-пр "О внесении изменений в приказ... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.