Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства сельского
хозяйства Саратовской области
от 14 июня 2013 г. N 156-пр
Ведомственная целевая программа
"Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы
Паспорт ведомственной целевой программы "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы
Наименование главного распорядителя средств областного бюджета - органа исполнительной власти области |
Министерство сельского хозяйства Саратовской области |
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы (далее - программа) |
Наименование, дата и номер правового акта об утверждении Программы |
приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 13 мая 2013 года N 127-пр |
Основание разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы |
Цели и задачи Программы |
цель: - развитие глубокой переработки животноводческого сырья в области, увеличение объемов производства продукции для обеспечения населения области качественными многофункциональными продуктами питания; задача: - повышение конкурентоспособности мясной, рыбной и молочной продукции на областном и межрегиональном рынке на основе улучшения материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства, внедрения на предприятиях энергосберегающих и безотходных ресурсосберегающих технологий |
Численность целевой группы населения области, на которую ориентирована Программа |
2503,6 тыс. чел. (население области на 01.01.2013 года) |
Целевые индикаторы (показатели) эффективности реализации Программы |
- прирост производственных мощностей по убою скота и его первичной переработке составит 9,6 тыс. тонн, или 34,3% к уровню 2012 года; - выручка увеличится с 20,3 до 23,8 млрд. рублей (рост на 17%); - производство основных видов продукции возрастет: цельномолочной продукции с 175 тыс. тонн до 187 тыс. тонн продукции (рост на 7% к уровню 2012 года), сыра и сырных продуктов - с 1,0 тыс. тонн до 3 тыс. тонн (в 3 раза к уровню 2012 года), масла сливочного - с 2,2 тыс. тонн до 4,9 тыс. тонн (в 2,3 раза к уровню 2012 года), колбасных изделий с 121,5 до 129,5 тыс. тонн (рост на 7% к уровню 2012 года), рыбы - с 8,9 до 10 тыс. тонн (рост на 12% к уровню 2012 года); - создание дополнительно 84 рабочих мест |
Характеристика мероприятий Программы |
возмещение части затрат на приобретение технологического, холодильного оборудования, специализированного автотранспорта сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности и сельскохозяйственным потребительским кооперативам при условии проведения реконструкции, модернизации и строительства новых предприятий по переработке продукции животноводства |
Сроки реализации Программы |
2013-2015 годы |
Объемы финансового обеспечения Программы (с разбивкой по годам и источникам) |
общий объем финансирования мероприятий программы на 2013-2015 годы составит 1141812,3 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета 102719,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 39850,0 тыс. руб.; 2014 год - 46501,0 тыс. руб.; 2015 год - 16368,2 тыс. руб.; из внебюджетных источников (прогнозно) - 1039093,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 368987,1 тыс. руб.; 2014 год - 423142,6 тыс. руб.; 2015 год - 246963,4 тыс. руб.; финансирование программных мероприятий будет осуществляться главным распорядителем бюджетных средств в объёмах, предусмотренных законами Саратовской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
За счет проведенной реконструкции и модернизации производственных мощностей сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающих животноводческое сырье, будет повышена конкурентоспособность мясной, молочной и рыбной продукции. В результате чего выручка увеличится на 3,5 млрд. рублей и составит 23,8 млрд. рублей, увеличится производство продукции в натуральном выражении и составит: цельномолочной продукции на 187,0 тыс. тонн, сыра и сырной продукции - 3,0 тыс. тонн, масла сливочного - в 4,9 тыс. тонн, колбасных изделий 129,5 тыс. тонн, рыбы - 10 тыс. тонн. Численность работающих увеличится на 84 человека. |
Раздел 1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы
Предлагаемая ведомственная целевая программа "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы - очередной шаг в решении поставленных Правительством Саратовской области задач и направлена на реализацию проектов и программ агропромышленных предприятий по реконструкции и модернизации производства, на увеличение объемов производства продуктов питания для обеспечения населения области, на повышение рентабельности и конкурентоспособности продукции сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающих продукцию животноводства.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы" с 2006 по 2009 годы увеличено производство мяса на 47,6 тыс. тонн, или на 23,3 процента, молока на 89,6 тыс. тонн, или на 10,1 процента. Рост объемов производства животноводческой продукции до 2015 года представлен в таблице 2.
Таблица 2
Производство животноводческой продукции в хозяйствах всех форм собственности |
Ед. изм. |
2009 год (факт) |
2010 год (факт) |
2011 год (факт) |
2012 год (факт) |
2013 год (прогноз) |
2014 год прогноз) |
2015 год прогноз) |
Молоко всего |
тыс. тонн |
978,1 |
998,8 |
1015,7 |
964,4 |
994 |
1003,9 |
1014 |
Скот и птица в живом весе |
тыс. тонн |
250 |
256,5 |
260,8 |
233,9 |
251,2 |
253,6 |
256,1 |
За счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в виде субсидии, предполагается возмещать часть затрат приобретаемого технологического, холодильного и санитарно-гигиенического оборудования, специализированного автотранспорта сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности, при условии проведения реконструкции, модернизации и (или) строительства нового производства.
1.1. Анализ состояния и потенциал развития отрасли
Перерабатывающая промышленность занимает одно из ведущих мест в промышленном секторе экономики области по созданию валового продукта, темпам роста налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Доля перерабатывающей промышленности продукции животноводства области в общем объеме пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 43 процента. По состоянию на 1 января 2013 года, в ее состав входит более 180 крупных, средних и малых предприятий, на которых трудятся 8,7 тыс. человек.
Полноценное развитие отраслей животноводства возможно только с одновременным развитием переработки продукции животноводства.
Только 50 процентов активной части фондов предприятий соответствует современному уровню, около 35 процентов подлежат реконструкции и модернизации, а 28 процентов - полной замене. В отдельных отраслях достаточно высокий износ оборудования. Так, в молочной отрасли - от 30 процентов до 50 процентов, по первичной переработке скота - 90 процентов.
Использование в 2012 году производственных мощностей составило: по производству цельномолочной продукции - 75 процентов, мяса - 54 процентов. Неполная загрузка мощностей связана с необходимостью модернизации и технического перевооружения имеющихся основных фондов.
В 2010-2012 годах в основной капитал сельхозтоваропроизводителями, осуществляющими переработку продукции животноводства, были привлечены инвестиции в объеме 2,5 млрд. рублей. Необходимо отметить, что во многом благодаря государственной поддержке, оказанной предприятиям отрасли в рамках областной целевой программы "Развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы", возрос объем привлеченных инвестиций в основной капитал (объем инвестиций в 2010 году составил 0,6 млрд. рублей, в 2011 году - 0,9 млрд. рублей, в 2012 году - 1,0 млрд. рублей).
Современная экономическая ситуация на предприятиях, осуществляющих переработку продукции животноводства в области, характеризуется:
необходимостью повышения конкурентоспособности продукции за счет проведения реконструкции предприятий, внедрения передовых образцов технологического оборудования, новых технологий и видов продуктов питания;
необходимостью расширения сети цехов по первичной переработке скота и молокоприемных пунктов;
высокой степенью изношенности технологического оборудования на многих предприятиях, осуществляющих переработку продукции животноводства;
недостатком инвестиций для модернизации оборудования.
На долю продукции местных сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства на потребительском рынке области по следующим группам продовольственных товаров, приходится: цельномолочная продукция - 90 процентов, колбасные изделия - 80 процентов, масло животное - 75 процентов, рыбная продукция - 35 процентов, сыр - 10 процентов. Подобная ситуация приводит к снижению коэффициента использования производственных мощностей. В связи с этим встают задачи улучшения качества и повышения конкурентоспособности производимой продукции.
В 2012 году сельхозтоваропроизводителями области из животноводческого сырья произведено продукции на 20,3 млрд. рублей, индекс производства составил 117,3 процента к 2011 году. Динамика производства продукции приведена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика производства продукции в 2008-2012 годах
Показатели |
Ед. изм |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2012 год в процентах к 2011 году |
Колбасные изделия |
тыс. тонн |
88,7 |
86,7 |
84,8 |
112,7 |
121,5 |
108 |
Мясные полуфабрикаты |
тыс. тонн |
20,3 |
13,4 |
11,2 |
13,4 |
15,8 |
117,9 |
Цельномолочная продукция |
тыс. тонн |
80,5 |
102 |
110 |
145 |
175,0 |
120,6 |
Масло сливочное |
тыс. тонн |
2,7 |
1,9 |
1,7 |
2,2 |
2,2 |
100 |
Рыба |
тыс. тонн |
4,1 |
4,3 |
5,7 |
7,5 |
8,9 |
118,7 |
В области осуществляют производственную деятельность 180 сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающих продукцию животноводства, в том числе мясную - 140, молочную - 28.
Таблица 2
Выручка от реализации продукции по крупным сельхозтоваропроизводителям области
Наименование предприятия |
Вид деятельности |
Выручка 2012 год, млн рублей |
Балаковский район |
|
|
ОАО "Мясокомбинат Балаковский" |
переработка скота и мяса |
321,3 |
ЗАО "Молоко Поволжья" |
переработка молока |
112,7 |
ИП Морозова Л.А. |
переработка рыбы |
257,5 |
Базарно-Карабулакский район |
|
|
ООО "Базарно-карабулакский мясокомбинат" |
переработка скота |
129,9 |
Калининский район |
|
|
ООО Мясокомбинат "РАМФУД-Поволжье" |
производство и переработка свиней |
503,3 |
г. Саратов |
|
|
ООО "Север" |
переработка рыбы |
129,9 |
ОАО "Саратовский молочный комбинат" |
переработка молока |
633,8 |
ООО "Комбинат детского питания" |
переработка молока |
957,3 |
Саратовский район |
|
|
ООО Мясокомбинат "Дубки" |
Переработка мяса |
8795,9 |
ООО "Регионэкопродукт Поволжье" |
Переработка мяса |
2819 |
Энгельсский район |
|
|
ОАО "Молочный комбинат Энгельсский" |
переработка молока |
1093,1 |
ООО "Маслосырбаза Энгельсская" |
переработка молока |
605,0 |
ООО "Дымок" |
переработка скота и мяса |
175,2 |
ООО "Митэк" |
переработка мяса |
796,0 |
Несмотря на позитивные изменения в развитии переработки продукции животноводства в Саратовской области, произошедшие в 2008-2012 годах, имеется ряд проблемных вопросов.
Острым остается вопрос по первичной переработке скота. По состоянию на 1 января 2012 года, мощности по переработке скота составляют 25 тыс. тонн мяса в год. Износ оставшегося оборудования по переработке скота составляет 90 процентов.
В связи с большим износом оборудования и сложностью с реализацией сыров мощности по производству сыров снизились с 5 тыс. тонн в год в 2008 году до 1,5 тыс. тонн в 2012 году.
Значительная часть молока производится в личных подсобных хозяйствах населения области. Существующая сеть молокоприемных пунктов не обеспечивает сбор молока в хозяйствах населения в полном объеме и необходимого качества.
Для своевременного и в полном объеме исполнения мероприятий технического перевооружения и модернизации перерабатывающих предприятий необходима государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей по возмещению части затрат на приобретение технологического оборудования.
Основными причинами, сдерживающими развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области, являются:
использование малопроизводительного, морально устаревшего оборудования. Удельный вес изношенного оборудования, находящегося в эксплуатации свыше 10 лет, составил 40 процентов. Особенно это имеет место на предприятиях по первичной переработке скота и в большинстве молокоперерабатывающих предприятий;
недостаточная государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства в Саратовской области, направленная на модернизацию и техническое перевооружение;
недостаток собственных средств предприятий, сдерживающий внедрение новых технологий, техническое перевооружение и модернизацию производства;
постоянное повышение цен на энергоносители и транспортировку сырья и продукции.
К актуальным проблемам развития переработки продукции животноводства в Саратовской области относятся:
рыночные - резкие колебания цен на сельскохозяйственное сырье, сезонность производства сельскохозяйственного сырья, расширение рынков сбыта продукции;
финансово-экономические - труднодоступность долгосрочных кредитных ресурсов и недостаток залогового обеспечения.
1.2. Необходимость программного решения развития перерабатывающей промышленности в сфере животноводства
Планомерная реализация Программы, подкрепленная государственной поддержкой областного бюджета, позволит увеличить объем производства конкурентоспособной продукции, повысить инвестиционную привлекательность перерабатывающей промышленности области. Учитывая высокую рентабельность и скорость оборачиваемости капитала в сфере переработки продукции животноводства, быструю окупаемость инвестиций, перерабатывающие отрасли агропромышленного комплекса области могут стать наиболее привлекательными для банковского и инвестиционного капитала. Наиболее проблемные направления в мясной и молочной отраслях следующие:
необходимость строительства и модернизации цехов по первичной переработке скота, расширение сети молокоприемных пунктов;
реконструкция и модернизация предприятий, осуществляющих переработку животноводческого сырья (молока). Работа по развитию отраслей промышленности направлена на обновление и модернизацию производственной базы, что позволяет увеличить объемы вырабатываемой и реализуемой продукции. Более 40 сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства в Саратовской области, наметили на 2013-2015 годы проведение технического перевооружения и модернизации производства.
Большая часть инвестиционных средств направляется на обновление технологического оборудования, модернизацию производства, что положительно влияет на качество выпускаемой продукции, на снижение ее себестоимости и увеличение объемов производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Ежегодно предприятиями обновляется 15-20 процентов вырабатываемого ассортимента продуктов питания. В 2011-2012 годах внедрено более 50 наименований новой конкурентоспособной мясной, рыбной и молочной продукции. К 2015 году на 30 процентов будет обновлен ассортимент выпускаемой продукции, внедрено более 50 наименований изделий, в основном функционального назначения, обогащенных витаминами, микронутриентами и пробиотиками.
Для реализации инвестиционных проектов предприятий, осуществляющих переработку продукции животноводства в Саратовской области, как крупных поставщиков продовольствия на потребительский рынок области и других регионов Саратовская область располагает необходимыми условиями:
- наличие предприятий, с развитой инфраструктурой, обеспечивающей стабильную работу производства (коммуникации, вспомогательные цеха, автотранспорт и т.д.);
- развивающаяся сырьевая база животноводческого сырья для производства продуктов питания.
Раздел 2. Основные цели и задачи программы
Основная цель Программы - развитие глубокой переработки животноводческого сырья в области, увеличение объемов производства продукции для обеспечения населения области качественными многофункциональными продуктами питания.
Задача Программы сформирована на основании анализа факторов и проблем, оказывающих воздействие на эффективность деятельности предприятий, и прогноза развития отраслей. Основной задачей Программы является:
повышение конкурентоспособности мясной, рыбной и молочной продукции на областном и межрегиональном рынке на основе улучшения материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства, внедрения на предприятиях энергосберегающих и безотходных ресурсосберегающих технологий.
Направления деятельности по решению задач:
создание благоприятного инвестиционного климата - стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и содействие в поиске потенциальных инвесторов;
содействие развитию приоритетных отраслей промышленности на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала;
повышение финансовой устойчивости предприятий, осуществляющих переработку продукции животноводства за счет мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, расширению их доступа к кредитным ресурсам.
В результате выполнения намеченных мероприятий в области производственные мощности предприятий, осуществляющих переработку животноводческого сырья увеличатся: по переработке скота на 34%, объем производства продукции увеличится с 20,3 млрд. рублей в 2012 году до 23,8 млрд. рублей в 2015 году. Вырастет к 2015 году производство цельномолочной продукции и колбасных изделий на 7 процентов, рыбы - на 12 процентов, масла сливочного в 2,2 раза, сыра - в 3 раза. Реализация Программы рассчитана на 2013-2015 годы.
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных источников.
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитан с учетом фактических цен на сельскохозяйственное сырье, материалы и энергоносители в 2011 и 2012 годах, экспертных оценок капитальных вложений на проведение реконструкции и модернизации предприятий, осуществляющих переработку животноводческого сырья, приобретение и установку технологического оборудования.
Потребность в денежных средствах для реализации Программы представлена в таблице 3
Таблица 3
Объем финансирования мероприятий программы на 2013-2015 годы
тыс. руб.
|
Всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Всего по программе, в том числе: |
1141812,3 |
408837,1 |
469643,6 |
263331,6 |
областной бюджет |
102719,2 |
39850,0 |
46501,0 |
16368,2 |
федеральный бюджет (прогнозно) |
|
|
|
|
внебюджетные источники, прогнозно |
1039093,1 |
368987,1 |
423142,6 |
246963,4 |
Удельный вес средств областного бюджета в общем планируемом объеме финансирования мероприятий Программы составит 8,5 процента, из внебюджетных источников - 91,5 процента.
Таблица 4
Структура финансирования программных мероприятий
тыс. руб.
Наименование мероприятия |
Годы |
в том числе за счет средств |
|||
Объем финансового обеспечения, всего 2013-2015 |
федерального бюджета (прогнозно) |
областного бюджета |
внебюджетных источников (прогнозно) |
||
Финансирование мероприятий технического перевооружения, реконструкции и модернизации |
2013 |
408837,1 |
|
39850,0 |
368987,1 |
2014 |
469643,6 |
|
46501,0 |
423142,6 |
|
2015 |
263331,6 |
|
16368,2 |
246963,4 |
|
2013-2015 |
1141812,3 |
|
102719,2 |
1039093,1 |
|
в том числе: по молочной отрасли |
2013 |
199114,5 |
|
17600,0 |
181514,5 |
2014 |
260414,0 |
|
23000,0 |
237414,0 |
|
2015 |
128025,1 |
|
5618,2 |
122406,9 |
|
2013-2015 |
587553,6 |
|
46218,2 |
541335,4 |
|
по мясной отрасли |
2013 |
189462 |
|
17750,0 |
171712,0 |
2014 |
193696,5 |
|
20501,0 |
173195,5 |
|
2015 |
119801,7 |
|
7750,0 |
112051,7 |
|
2013-2015 |
502960,2 |
|
46001,0 |
456959,2 |
|
по рыбной отрасли |
2013 |
20260,6 |
|
4500,0 |
15760,6 |
2014 |
15533,1 |
|
3000,0 |
12533,1 |
|
2015 |
15504,8 |
|
3000,0 |
12504,8 |
|
2013-2015 |
51298,5 |
|
10500,0 |
40798,5 |
Раздел 4. Описание ожидаемых конечных результатов реализации программы и целевые индикаторы программы
В результате реализации намеченных программой мероприятий к концу 2015 года в отраслях по переработке продукции животноводства будут достигнуты следующие результаты:
выручка увеличится с 20,3 млрд. рублей в 2012 году до 23,8 млрд. рублей в 2015 году (на 17%);
производство цельномолочной продукции и колбасных изделий возрастет на 7 процентов, рыбы - на 12 процентов, масла сливочного в 2,2 раза, сыра - в 3 раза и составит соответственно 187,0 тыс. тонн, 129,5 тыс. тонн, 10,0 тыс. тонн, 4,9 тыс. тонн, 3,0 тыс. тонн; прирост производственных мощностей по первичной переработке скота составит 9,6 тыс. тонн (34%);
дополнительно будет создано 84 рабочих места.
Раздел 5. Перечень и характеристика основных мероприятий программы
5.1. Переработка продукции животноводства (скота)
По состоянию на 1 января 2012 года, мощности предприятий агропромышленного комплекса по переработке скота составляли 25 тыс. тонн мяса в год.
В 2012 году, за счет ввода в эксплуатацию новых убойных цехов на базе ООО "Основа", ИП Даврещан А.К. Ртищевского района, ИП Магдеев И.Д. Петровского района, СПССК "Первый" Вольского района мощности по первичной переработке скота увеличены на 3,0 тыс. тонн мяса в год.
В целях повышения конкурентоспособности продукции и расширения рынков сбыта будет продолжена модернизация и реконструкция ООО "Агротэк", ООО "Дубки", ООО "Регионэкопродукт - Поволжье", ООО "Митэк" и ряда других предприятий. Саратовская область занимает по России третье место по объему производства колбасных изделий, первое место среди регионов ПФО.
Наряду с позитивными изменениями в отрасли остается сложным вопрос по первичной переработке скота. В связи с этим одним из приоритетных направлений Программы является строительство новых мясохладобоен и реконструкция имеющихся предприятий по забою скота в муниципальных районах области, что позволит увеличить мощность предприятий по первичной переработке скота на 9,6 тыс. тонн к концу 2015 года.
В направлении развития мощностей по первичной переработке скота запланирована модернизация убойных цехов на Базарно-Карабулакском, Балаковском и Новоузенском мясокомбинатах, ООО "Саратовская мясная компания". Этими предприятиями планируется приобретение и пуск в эксплуатацию нового технологического оборудования по переработке свиней и крупного рогатого скота, холодильное оборудование и оборудование по утилизации биоотходов.
В первом полугодии 2013 года ожидается введение в работу новой мясохладобойни СПССК "Амир" Советского района и стационарного убойного цеха СПССК "Север" в Романовском районе.
Для обеспечения потребностей населения высококачественной свининой на территории области реализуются инвестиционные проекты:
по строительству свинокомплекса ООО "Рамфуд Поволжье" на территории Калининского муниципального района с выходом к 2015 году на годовую мощность 150,0 тысяч голов откормочного поголовья с производством 11 тыс. т свинины в живой массе (срок реализации 2013-2015 годы);
строительство свинокомплекса, осуществляемое компанией - инвестором ООО "КоПитания" на территории Энгельсского муниципального района, с выходом к 2014 году на годовую мощность 108,0 тысяч голов откормочного поголовья с производством 12 тыс. т. свинины в живой массе.
Для обеспечения производства свинины по замкнутому циклу от воспроизводства до производства готовой продукции, ее реализации и утилизации отходов планируется к реализации - строительство комплекса по убою и первичной переработке свиней. Инициатор проекта ООО "Русская свинина, Волга". Суть проекта - создание двух современных высокотехнологичных животноводческих комплексов по производству и реализации свинины беконного качества производственной мощностью 100000 голов (11,3 тысячи тонн мяса) в год каждый на территории Советского муниципального района.
Строительство современных мясохладобоен и одновременное приобретение оборудования для разделки и упаковки мяса позволит наладить производство натуральных мясных полуфабрикатов, повысить конкурентоспособность продукции и соответственно расширить рынки сбыта товарного мяса, что особо актуально в условиях вступления России в ВТО.
Таблица 5
Производство мяса в убойной массе в хозяйствах всех форм собственности и ввод мощностей по переработке скота
тыс. тонн
Наименование показателей |
Ввод мощностей, всего |
в том числе по годам |
||||||
2009 факт |
2010 факт |
2011 факт |
2012 факт |
2013 прогноз |
2014 прогноз |
2015 прогноз |
||
Производство мяса скота и птицы |
|
168,2 |
176,5 |
164,5 |
147,1 |
152,5 |
163,0 |
167,8 |
В т.ч. в сельхозпредприятиях и КФХ |
|
34,2 |
33,8 |
34,2 |
33,0 |
39,7 |
42,0 |
42,9 |
Ввод мощностей по переработке скота |
23,6 |
0 |
1,2 |
9,8 |
3,0 |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
При условии успешной реализации мероприятий Программы будет решена проблема промышленного забоя скота, произведенного на сельхозпредприятиях.
За счет средств областного бюджета предполагается осуществлять возмещение части стоимости приобретаемого специализированного автотранспорта, технологического и холодильного оборудования для производства, охлаждения и хранения мяса и мясных продуктов сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности при условии проведения реконструкции и модернизации, а также строительства нового производства.
5.2. Переработка продукции животноводства (молока)
Производственные мощности предприятий агропромышленного комплекса позволяют переработать около 300 тыс. тонн молока. В 2012 году в области произведено молочной продукции на сумму 4,2 млрд. рублей. Приоритетными направлениями развития переработки молока является развитие оптимальной сети молокоприемных пунктов, реконструкция и модернизация производственных мощностей по переработке молока.
Таблица 6
Производство молока
тыс. тонн
Наименование показателя |
Годы: |
|||||
2010 (факт) |
2011 (факт) |
2012 (факт) |
2013 (прогноз) |
2014 (прогноз) |
2015 (прогноз) |
|
Произведено молока в хозяйствах всех форм собственности, всего тыс.т |
998,8 |
1015,7 |
964,4 |
994,0 |
1003,9 |
1014,0 |
В том числе произведено сельхозпредприятиями и КФХ, тыс.т |
207,5 |
203,4 |
196,3 |
202,2 |
208,3 |
214,6 |
Промышленная переработка молока, тыс.т |
170,2 |
175,1 |
195,5 |
207,3 |
228,5 |
300,0 |
Почти весь объем молока, произведенного в сельхозпредприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах, перерабатывается промышленным способом. Недостаточно используются ресурсы личных подсобных хозяйств, так как существует проблема с реализацией молочных продуктов, особенно в летнее время. За 2010-2012 годы введено в действие 28 молокоприемных пунктов, что, на сегодняшний день обеспечивает потребность предприятий в молоке-сырье. Строительство новых молокоприемных пунктов и модернизация существующих будет осуществляться по мере увеличения реализации молочных продуктов и соответственно увеличения объемов закупки сырья.
Предприятия, осуществляющие переработку продукции животноводства (молока) в условиях жёсткой конкуренции на рынке готовой продукции вынуждены заниматься обновлением своих технологических линий, практически в ежегодном режиме. Большинство сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку молока, заменили устаревшее холодильное оборудование на современное, что позволило снизить энергозатраты на производство и хранение продукции на 30-50%.
Инвестиционные проекты комплексной модернизации производственных участков реализуются такими предприятиями, как ОАО "Саратовский молочный комбинат", ОАО "Молочный комбинат Энгельсский", ООО "Пугачевские молочные продукты", ЗАО "Молоко Поволжья", ЗАО ПЗ "Мелиоратор".
ООО "Маслосырбаза "Энгельсская" планируется реализация нового инвестиционного проекта по оснащению производства новейшими технологическими линиями по выработке сыра.
Продолжается модернизация предприятий агропромышленного комплекса, осуществляющих переработку молока в Вольском, Воскресенском, Хвалынском, Екатериновском и других районов, где ведется замена упаковочного и холодильного оборудования, сепараторов, пастеризационных установок, оборудования для производства творога и кисломолочных продуктов.
В результате проводимой работы значительно расширяется ассортимент молочной продукции, творожных изделий, йогуртов. Внедряются все виды упаковки, которые присутствуют на российском рынке молочной продукции.
Выполнение намеченных Программой мероприятий по реконструкции и модернизации производства позволит увеличить объёмы производства и расширить ассортимент молочной продукции, повысить ее конкурентоспособность, увеличить загрузку имеющихся мощностей, что позволит полностью переработать молоко на промышленных предприятиях, за исключением молока, используемого сельским населением для личного потребления.
За счет средств областного бюджета предполагается осуществлять возмещение части затрат на приобретение технологического и холодильного оборудования, оборудования по производству пара для технологических нужд, специализированного автотранспорта сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности и сельскохозяйственным потребительским кооперативам при условии проведения реконструкции и модернизации производства молочной продукции и пунктов первичной переработки молока, строительства нового производства.
5.3. Переработка продукции животноводства (рыбы)
Предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих переработку и хранение рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, в том числе прудовой и речной, в области насчитывается 12.
Производственные мощности сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку рыбы, загружены на 50%. Мощности холодильных складов составляют 3140 тонн единовременной загрузки, в т.ч. низкотемпературные - 1500 тонн.
Для увеличения объема холодильников сельхозтоваропроизводители проводят их реконструкцию. Так, в 2012 году на трех производствах в г. Саратове, г. Балаково, г. Вольск проведена реконструкция, установили новые холодильные камеры. Открылось новое предприятие в г. Вольске.
Медицинская норма потребления рыбы составляет 18 кг в год. В 2012 году в области произведено 8,9 тыс. тонн рыбы и рыбной продукции, что на 18% больше, чем в 2011 году. Производство в 2012 году рыбы и рыбной продукции на душу населения области составило 3,5 кг, в т.ч. прудовой рыбы - 0,7 кг.
До 2015 года планируется провести модернизацию производств 7 сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку рыбы.
Таблица 7
Динамика производства рыбной продукции
|
2011 год |
2012 год |
2013 год (прогноз) |
2014 год (прогноз) |
2015 год (прогноз) |
Производство рыбной продукции, тыс. тонн |
7,5 |
8,9 |
9,3 |
9,6 |
10,0 |
В т.ч. сельхозпредприятия и КФХ |
1,65 |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
2,0 |
За счет средств областного бюджета предполагается осуществлять возмещение части затрат на приобретение технологического и холодильного оборудования сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности и сельскохозяйственным потребительским кооперативам при условии проведения реконструкции и модернизации производства.
Система программных мероприятий изложена в таблице (приложение 1).
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, оценка рисков ее реализации
Реализация мероприятий программы создаст условия и предпосылки для развития первичной и глубокой переработки продукции животноводства, что позволит в перспективе снизить зависимость области от импорта в снабжении населения мясными, молочными и рыбными продуктами питания.
Целевой характер программы позволит добиться следующих результатов, характеризующих ее экономическую эффективность (приложение 2):
объем производства продукции увеличится с 20,3 млрд. рублей в 2012 году до 23,8 млрд. рублей;
увеличится производство цельномолочной продукции и колбасных изделий на 7 процентов, рыбы - на 12 процентов, масла сливочного в 2,2 раза, сыра - в 3 раза;
прирост производственных мощностей по первичной переработке скота составит 9,6 тыс. тонн;
будет создано дополнительно 84 рабочих места.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона путем внедрения безотходных технологий, организации переработки технических отходов.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны сельхозтоваропроизводителей из собственных и заемных средств;
колебания рыночной конъюнктуры, которые могут привести к изменению цен на сырье, энергоресурсы, а также другие непредвиденные сложности, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
изменения внешнеэкономической ситуации, которые могут привести к изменению квот и таможенных пошлин;
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (выход из строя и простой технологического оборудования).
Раздел 7. Оценка эффективности реализации программы
Реализация Программы будет способствовать улучшению финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку животноводческого сырья на основе стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, проведения реконструкции и модернизации предприятий, осуществляющих переработку продукции животноводства и повышения конкурентоспособности отечественной пищевой продукции.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы приведена в приложении N 2 к Программе.
В соответствии с прогнозными показателями развития сельхозтоваропроизводителей на 2010-2015 годы одним из показателей уровня достижения стратегической цели Программы является объем производства продукции. В результате реализации программных мероприятий планируется стабилизация и увеличение объемов производства продуктов питания из отечественного сырья. К 2015 году вырастет производство основных видов пищевой продукции: цельномолочной продукции - на 7 процентов, сыра - в 3,3 раза, масла животного - в 2,3 раза, колбасных изделий - на 7 процентов.
Кроме увеличения объемов производства высококачественной продукции и наполнения внутреннего рынка продуктами питания реализация Программы обеспечит к 2015 году рост объема производства на 17 процентов, повышение производительности труда в среднем на 15 процентов, мощности по первичной переработки скота увеличатся на 34 процента.
Таблица 8
Расчет экономической эффективности Программы
Показатели |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 к 2012 году, % |
Выручка, млрд. руб. |
20,3 |
21,2 |
22,1 |
23,8 |
117,2 |
Прибыль |
570 |
590 |
640 |
670 |
117,5 |
Численность работающих |
8700 |
8712 |
8739 |
8784 |
101 |
Производительность труда, тыс. руб |
2333,3 |
2433,4 |
2528,9 |
2709,5 |
116,1 |
Источниками получения информации для расчета экономических показателей, а также оценки степени достижения результатов являются формы статистической отчетности, утвержденной Росстатом.
Оценка состояния целевых индикаторов основана на балльном принципе и отражает степень достижения показателя результата реализации программы при фактически достигнутом уровне расходов областного бюджета за отчетный период (год). Для оценки состояния целевого индикатора используется матрица оценки:
Таблица 9
Состояние целевого индикатора на конец отчетного периода |
Оценка состояния целевого индикатора |
||
при росте уровня расходов* |
при сохранении уровня расходов |
при снижении уровня расходов |
|
Положительное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение) |
1 |
2 |
3 |
Достижение запланированного значения целевого индикатора |
0 |
1 |
2 |
Отрицательное изменение запланированного значения целевого индикатора (рост/снижение) |
0 |
0 |
1 |
_____________________________
* Под расходами понимается объем средств, выделенных главному распорядителю средств из областного бюджета в отчетном году на реализацию программы.
Оценка состояния целевого индикатора определяется путем установления соответствия между:
фактическим уровнем расходов главного распорядителя средств в отчетном периоде и объемом ассигнований, первоначально утвержденным в областном бюджете на реализацию программы в отчетном году;
фактически полученным значением целевого индикатора в отчетном периоде и плановым значением целевого индикатора в отчетном периоде.
Полученные оценки суммируются по соответствующим целевым индикаторам, и определяется итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов по следующей форме:
Таблица 10
Наименование целевого индикатора |
Оценка состояния целевого индикатора (баллов) |
Прирост производственных мощностей по первичной переработке скота |
состояние целевого индикатора |
Объем отгруженной продукции |
состояние целевого индикатора |
Создание дополнительных рабочих мест |
состояние целевого индикатора |
Производство цельномолочной продукции |
состояние целевого индикатора |
Производство колбасных изделий |
состояние целевого индикатора |
Производство масла сливочного |
состояние целевого индикатора |
Производство сыров и сырной продукции |
состояние целевого индикатора |
Производство рыбной продукции |
состояние целевого индикатора |
Итоговая сводная оценка |
сумма баллов по строкам |
Эффективность программы определяется по следующей форме:
Вывод об эффективности программы |
Итоговая сводная оценка (баллов) |
Эффективность программы снизилась по сравнению с предыдущим годом |
менее X |
Эффективность программы находится на уровне предыдущего года |
X |
Эффективность программы повысилась по сравнению с предыдущим годом |
более X |
X - итоговая сводная оценка состояния целевых индикаторов программы за предыдущий год. В случае если программа не реализовывалась в предыдущем году, то значение X принимается равным количеству целевых индикаторов оцениваемой программы.
Реализация мероприятий программы создаст условия и предпосылки для развития перерабатывающей промышленности, что позволит в перспективе обеспечить население области мясными, молочными и рыбными продуктами.
Эффективность реализации программы определяется путём оценки целевых показателей (приложение N 2).
Раздел 8. Меры по обеспечению эффективности реализации программы
Государственная поддержка мероприятий настоящей программы увязана с устойчивым развитием сельских территорий Саратовской области.
Финансовые средства в рамках программы будут направлены на развитие переработки продукции животноводства тех муниципальных районов Саратовской области, которые имеют и развивают социальную и инженерную инфраструктуру.
В настоящее время Саратовская область осуществляет разработку проекта долгосрочной областной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области" на 2014-2017 годы и на период до 2020 года, в области предусматривается государственная поддержка мероприятий по строительству и приобретению жилья для граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности; строительство общеобразовательных учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики; учреждений культурно-досугового типа; распределительных газовых сетей и локальных водопроводов. Рассматривается возможность поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов и грантовой поддержки местных инициатив по решению отдельных общественно значимых вопросов местного значения. В целях поддержки развития сельских территорий, создания новых рабочих мест программой предусматривается реконструкция и модернизация действующих производств и строительство новых.
Во всех муниципальных районах области разработаны и утверждены схемы территориального планирования, которые размещаются на официальных сайтах администраций муниципальных районов области.
В целях повышения привлекательности агропромышленного комплекса области для выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, закрепления на селе молодых специалистов; стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей области на вовлечение в производственный процесс молодых специалистов - выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, принят Закон Саратовской области от 28.10.2011 года N 148-ЗСО "О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области", в рамках которого молодым специалистам, окончившим образовательные учреждения среднего или (и) высшего профессионального образования и трудоустроившимся в сельскохозяйственной организации или являющимися индивидуальными предпринимателями - главами крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляется единовременная денежная выплата и выплачивается ежегодное денежное пособие.
При реализации крупных инвестиционных проектов осуществляется создание современной инженерной инфраструктуры, инвесторами решаются жилищные вопросы для привлекаемых специалистов.
В результате реализации мероприятий программы "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы будет дополнительно создано 84 рабочих места, что позволит повысить уровень занятости сельского и городского населения области.
Продукция отрасли востребована как на внутриобластном, так и на межрегиональных рынках, является конкурентоспособной и рентабельной.
Перерабатывающая промышленность занимает ведущее место в агропромышленном комплексе области, имеет существенное значение для устойчивого социально-экономического развития сельских территорий области. В каждом муниципальном районе области расположены предприятия и цеха, осуществляющие производство продуктов питания. В последние годы развитие сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку животноводческого сырья, всех форм собственности идет быстрыми темпами.
В рамках программы предусматриваются мероприятия по модернизации предприятий, осуществляющих переработку продукции животноводства. Приоритетом ведомственной целевой программы в сфере переработки животноводческой продукции и производства продуктов питания является технологическая модернизация производства и повышение конкурентоспособности продукции.
Ключевыми задачами остаются обеспечение продовольственной безопасности, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности предприятий АПК области, а также комплексное развитие социальной сферы села.
На реализацию мероприятий программы предусмотрено привлечение финансовых средств из внебюджетных источников.
Раздел 9. Механизм управления реализацией программы
Контроль за исполнением Программы осуществляется в установленном порядке в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 октября 2012 года N 590-П.
Приложение 1
Система программных мероприятий
N п/п |
Цель, задачи, наименование мероприятий |
Источники финансового обеспечения |
Объём финансового обеспечения (тыс. рублей) |
в том числе по годам: |
Показатели результативности выполнения мероприятий |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
Наименование показателя (тыс. тонн.) |
Базовое значение |
2013 |
2014 |
2015 |
Целевое значение |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
Цель: |
развитие глубокой переработки животноводческого сырья в области, увеличение объемов производства продукции для обеспечения населения области качественными многофункциональными продуктами питания |
||||||||||
|
Задача: |
повышение конкурентоспособности мясной, рыбной и молочной продукции на областном и межрегиональном рынке на основе улучшения материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства, внедрения на предприятиях энергосберегающих и безотходных ресурсосберегающих технологий |
||||||||||
1 |
Субсидии на возмещение части стоимости приобретаемого специализированного автотранспорта, технологического и холодильного оборудования для производства, охлаждения и хранения молока и молочной продукции, оборудования по производству пара, для технологических нужд |
Всего |
587553,6 |
199114,5 |
260414,0 |
128025,1 |
производство цельномолочной продукции, тыс. тонн |
175,0 |
177,3 |
180,5 |
187,0 |
187,0 |
областной бюджет |
46218,2 |
17600,0 |
23000,0 |
5618,2 |
производство масла сливочного, тыс. тонн |
2,2 |
2,5 |
3,0 |
4,9 |
4,9 |
||
федеральный бюджет (прогноз) |
|
|
|
|
Производство сыра и сырных продуктов, тыс. тонн |
1,0 |
1,3 |
2,1 |
3,0 |
3,0 |
||
средства внебюджетных источников (прогноз) |
541335,4 |
181514,5 |
237414,0 |
122406,9 |
Создание рабочих мест, ед. |
5 |
5 |
12 |
15 |
32 |
||
2 |
Субсидии на возмещение части стоимости приобретаемого специализированного автотранспорта, технологического и холодильного оборудования для производства, охлаждения и хранения мяса и мясных продуктов |
Всего |
502960,2 |
189462,0 |
193696,5 |
119801,7 |
Прирост мощностей по первичной переработке скота, тыс. тонн |
3,0 |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
9,6 |
областной бюджет |
46001,0 |
17750,0 |
20501,0 |
7750,0 |
||||||||
федеральный бюджет (прогноз) |
|
|
|
|
Производство колбасных изделий, тыс. тонн |
121,5 |
123,0 |
125,0 |
129,5 |
129,5 |
||
средства внебюджетных источников (прогноз) |
456959,2 |
171712,0 |
173195,5 |
112051,7 |
Создание рабочих мест, ед. |
3 |
5 |
8 |
19 |
32 |
||
3 |
Субсидии на возмещение части стоимости приобретаемого технологического и холодильного оборудования для производства, охлаждения и хранения рыбы и рыбной продукции |
Всего |
51298,5 |
20260,7 |
15533,1 |
15504,8 |
Производство рыбной продукции, тыс. тонн |
8,9 |
9,3 |
9,6 |
10,0 |
10,0 |
областной бюджет |
10500,0 |
4500,0 |
3000,0 |
3000,0 |
||||||||
федеральный бюджет (прогноз) |
|
|
|
|
Создание рабочих мест, ед. |
2 |
2 |
7 |
11 |
20 |
||
средства внебюджетных источников (прогноз) |
40798,5 |
15760,7 |
12533,1 |
12504,8 |
||||||||
|
Всего по программе |
Всего |
1141812,3 |
408837,1 |
469643,6 |
263331,6 |
|
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
102719,2 |
39850,0 |
46501,0 |
16368,2 |
|
|
|
|
|||
|
федеральный бюджет (прогноз) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
средства внебюджетных источников (прогноз) |
1039093,1 |
368987,1 |
423142,6 |
246963,4 |
|
|
|
|
Приложение 2
Система показателей
и индикаторов эффективности реализации ведомственной целевой программы "Развитие переработки продукции животноводства в Саратовской области" на 2013-2015 годы
N |
Перечень целевых показателей, индикаторов |
2012 год, базовое значение |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Целевое значение |
|
Задача. Повышение конкурентоспособности мясной, рыбной и молочной продукции на областном и межрегиональном рынке на основе улучшения материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих переработку продукции животноводства, внедрения на предприятиях энергосберегающих и безотходных ресурсосберегающих технологий |
|||||
1 |
Прирост производственных мощностей по убою скота и первичной переработке продуктов убоя, тыс. тонн |
3,0 |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
9,6 |
2 |
Выручка, млрд. руб. |
20,3 |
21,2 |
22,2 |
23,8 |
23,8 |
3 |
Прирост выручки, млрд. руб. |
|
0,9 |
1,0 |
1,6 |
3,5 |
4 |
Производство, цельномолочной продукции, тыс. тонн: |
175,7 |
177,3 |
180,5 |
187,0 |
187,0 |
5 |
Масла сливочного, тыс. тонн |
2,2 |
2,5 |
3,0 |
4,9 |
4,9 |
6 |
Сыра и сырных продуктов, тыс. тонн |
1,0 |
1,3 |
2,1 |
3,0 |
3,0 |
7 |
Колбасных изделий, тыс. тонн |
121,5 |
123,0 |
125,0 |
129,5 |
129,5 |
8 |
Рыбы, тыс. тонн |
8,9 |
9,3 |
9,6 |
10,0 |
10,0 |
9 |
Численность работающих, чел. |
8700 |
8712 |
8739 |
8784 |
8784 |
10 |
Создание рабочих мест |
10 |
12 |
27 |
45 |
84 |
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства сельского хозяйства Саратовской области от 14 июня 2013 г. N 156-пр "О внесении изменений в приказ... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.