Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 28
к Закону Саратовской области
"Об областных целевых программах"
Областная целевая программа
"Энергоэффективность Саратовской области" на 2006-2010 годы
11 сентября 2007 г., 9 апреля, 15 мая, 9 сентября, 30 декабря 2009 г., 30 июня, 30 декабря 2010 г.
О долгосрочной областной целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Саратовской области на период до 2020 года" см.постановление Правительства Саратовской области от 30 июля 2010 г. N 350-П "
О предоставлении субсидии бюджетам муниципальных районов, городских округов и поселений области на реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности на энергоемких объектах и в системах теплоснабжения организаций коммунального комплекса и бюджетных учреждений в 2010 году см. Закон Саратовской области от 28 апреля 2010 г. N 60-ЗСО
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2010 г. N 687-П в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт областной целевой программы "Энергоэффективность Саратовской области" на 2006-2010 годы
Наименование Программы - областная целевая программа
"Энергоэффективность Саратовской области"
на 2006-2010 годы (далее - Программа)
Основание для разработки - распоряжение Правительства Саратовской
Программы области от 28 июня 2004 года
N 173-Пр "О разработке проекта областной
целевой программы "Энергоэффективность
Саратовской области на 2005-2010 годы"
Государственный заказчик - министерство промышленности и энергетики
Программы области
Основные разработчики - министерство промышленности и энергетики
Программы области, министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства области, ГУ
"Агентство энергосбережения", Саратовский
государственный технический университет,
отдел энергетических проблем Саратовского
научного центра Российской академии наук,
ГАУ "Агентство энергосбережения"
Саратовской области
Цели Программы - повышение эффективности использования
топливно-энергетических ресурсов в
топливно-энергетическом секторе экономики,
создание необходимых условий для перевода
экономики области на энергоэффективный путь
развития и обеспечения роста валового
регионального продукта к 2010 году в два
раза;
устойчивое и эффективное обеспечение
населения и экономики энергоносителями;
снижение удельной энергоемкости валового
регионального продукта за счет создания и
внедрения передовых энергоэффективных
технологий и оборудования,
совершенствования структуры производства и
валового регионального продукта;
создание надежной сырьевой и энергетической
базы, обеспечение энергетической
безопасности и устойчивого развития
экономики области в современных условиях
формирования рыночных отношений;
повышение качества жизни населения,
снижение доли затрат на энергообеспечение;
уменьшение негативного воздействия на
окружающую среду
Задачи Программы - перевод экономики области на
энергоэффективный путь развития с
обеспечением разумных энергетических
потребностей общества при приоритете
удовлетворения потребностей населения в
различных видах энергоресурсов;
повышение эффективности энергопроизводства
путем реконструкции и технического
перевооружения отраслей
топливно-энергетического комплекса на новой
технологической основе;
развитие глубокой переработки и
комплексного использования
топливно-энергетических ресурсов;
использование местных видов топлива;
создание высокоэффективного и
импортозамещающего оборудования, материалов
и использование научно-технических
достижений для ускорения технического
перевооружения действующих и создание новых
объектов энергетики;
снижение вредного воздействия на окружающую
среду и оздоровление экологической
обстановки;
повышение уровня рационального
использования топлива и энергии за счет
широкого использования энергоэффективных
технологий и оборудования потребителями
топливно-энергетических ресурсов в
различных секторах экономики
Срок реализации Программы - 2006-2010 годы
Исполнители программных - органы исполнительной власти области, ГУ
мероприятий "Агентство энергосбережения", предприятия
промышленности, топливно-энергетического
сектора экономики и ЖКХ (по согласованию),
органы местного самоуправления области (по
согласованию), ГАУ "Агентство
энергосбережения" Саратовской области
Объем и источники - всего на реализацию Программы требуется
финансирования Программы 9741,56 млн. рублей, их них:
средства федерального бюджета (прогнозно) -
360,0 млн. рублей;
средства областного бюджета - 502,37 млн.
рублей;
средства бюджетов муниципальных образований
(прогнозно) - 470,59 млн. рублей;
консолидированные средства ГУ "Агентство
энергосбережения", ГАУ "Агентство
энергосбережения" Саратовской области
(прогнозно) - 88,8 млн. рублей;
собственные средства предприятий
(прогнозно) - 7370,8 млн. рублей;
банковские кредиты (прогнозно) - 535,0
млн. рублей;
лизинг (прогнозно) - 414,0 млн. рублей
Система организации - министерство промышленности и энергетики
контроля за выполнением области и министерство экономического
Программы развития и торговли области обеспечивают
создание и функционирование системы
планирования, учета и контроля хода
выполнения программных мероприятий
Ожидаемые конечные - реализация Программы позволит повысить
результаты реализации эффективность использования
Программы топливно-энергетических ресурсов в
энергетическом секторе экономики области и
обеспечить:
снижение удельной энергоемкости валового
регионального продукта в 2010 году на 14,6
процента по отношению к 2005 году;
перевод экономики области на
энергоэффективный путь развития за счет
создания и внедрения новейших технологий и
оборудования;
повышение качества жизни населения
(снижение темпов роста затрат на
энергообеспечение населения на 10-12
процентов, повышение энерговооруженности
быта населения на 20-25 процентов);
снижение вредных выбросов в окружающую
среду на 5,2 тыс. тонн;
снижение выбросов парниковых газов в
окружающую среду на 6,4 млн. тонн.
Прогнозная величина годовой экономии
энергетических ресурсов после реализации
мероприятий, предусмотренных Программой,
составит 2575,9 тыс. тонн условного
топлива.
В прогнозируемом периоде в отраслях
топливно-энергетического комплекса по
экспертной оценке ожидается увеличение
рабочих мест на 2800 человек. Общее
увеличение рабочих мест предусматривается
на 3600 человек
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Темпы социально-экономического развития области за 2000-2004 годы сохраняют стабильный уровень. Валовой региональный продукт (далее - ВРП) в 2004 году составил 159,7 млрд. рублей с годовым темпом роста 108,7 процента в сопоставимых ценах.
Объем промышленной продукции в 2004 году составил 98,9 млрд. рублей. Индекс промышленного производства составил 109,5 процента по сравнению с 2003 годом. В отраслевой структуре промышленности ведущее место по-прежнему занимает топливно-энергетический комплекс, составляя 45,8 процента.
В 2004 году объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств составил 37,8 млрд. рублей, или 105,1 процента к уровню 2003 года.
На развитие экономики и социальной сферы области в 2004 году направлено 24560,6 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составило 106,5 процента к уровню 2003 года (темп роста инвестиций в 2003 году по сравнению с 2002 годом составил 105,1 процента).
Строительным комплексом области введено в действие 556,3 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, или 100,6 процента к 2003 году. Доля индивидуального жилья составила 39,9 процента.
В 2004 году оборот розничной торговли составил 66,13 млрд. рублей, или 113,2 процента к уровню 2003 года. В 2004 году населению оказано платных услуг на сумму 17,49 млрд. рублей, что составляет 104,9 процента к уровню 2003 года.
Среднемесячные доходы на душу населения в 2004 году составили 3916,5 рубля и увеличились по сравнению с прошлым годом на 43,7 процента. Реальные денежные доходы населения возросли по сравнению с 2003 годом на 23,7 процента.
Основные показатели социально-экономического развития области приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития области
Показатели | Годы | |||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ВРП, млрд. рублей | 90,4 | 104,7 | 132,8 | 159,7 |
в процентах к предыдущему году | 103,2 | 105,3 | 107,7 | 108,7 |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах |
119,0 |
111,8 |
110,2 |
110,7 |
Объем промышленной продукции, млн. рублей |
54215,3 | 78200,0 | 95892,0 | 98869,0 |
Индекс промышленного производства, в процентах |
108,4 | 105,6 | 109,9 | 109,5 |
Доля промышленной продукции в ВРП, в процентах |
27,7 | 28,9 | 29,6 | 29,1 |
Численность промышленно-производственного персонала, тыс. человек |
222,0 |
201,0 |
185,0 |
182,5 |
Производство электроэнергии, млн. кВтч |
38723,0 | 38992,0 | 39916,1 | 41130,3 |
Производство тепловой энергии, тыс. Гкал |
13451,3 | 14103,9 | 14251,9 | 13172,9 |
Добыча природного газа, млн. куб.м |
505,0 | 564,9 | 547,2 | 545,2 |
Добыча нефти, тыс. т | 1458,4 | 1580,0 | 1891,7 | 1710,2 |
Потребление электроэнергии всего, млн. кВтч |
8548,5 | 8553,9 | 9487,7 | 8866,1 |
в том числе: | ||||
промышленность | 2577,0 | 2578,6 | 2596,7 | 2583,1 |
строительство | 100,5 | 100,6 | 101,1 | 38,5 |
АПК | 465,2 | 465,5 | 339,8 | 315,0 |
транспорт и связь | 1556,6 | 1557,0 | 2386,7 | 1878,4 |
ЖКХ | 447,1 | 447,4 | 400,0 | 391,5 |
население | 2998,1 | 2999,9 | 3228,5 | 3237,1 |
прочие потребители | 404,0 | 404,9 | 435,0 | 422,5 |
Потребление тепловой энергии всего, тыс. Гкал |
12309,5 | 12842,3 | 12697,5 | 11667,7 |
в том числе: | ||||
промышленность | 3656,0 | 3217,0 | 2196,4 | 1984,0 |
строительство | 59,0 | 58,0 | 66,4 | 61,8 |
АПК | 405,0 | 398,0 | 359,9 | 314,8 |
транспорт и связь | 60,0 | 59,0 | 57,9 | 48,9 |
ЖКХ | 733,0 | 721,0 | 700,0 | 716,9 |
население | 6042,0 | 6803,4 | 6702,4 | 6872,8 |
прочие потребители | 1354,5 | 1585,9 | 2614,5 | 1663,5 |
Потребление природного газа всего, млн. куб.м |
6376,7 | 6368,2 | 6961,6 | 6637,4 |
в том числе: | ||||
промышленность | 657,6 | 701,6 | 1596,6 | 1265,7 |
электроэнергетика | 2329,3 | 2250,5 | 2329,8 | 2431,8 |
АПК | 148,4 | 126,1 | 140,7 | 146,8 |
ЖКХ | 536,4 | 554,9 | 491,2 | 447,9 |
население | 1851,3 | 1790 | 1859,3 | 1825 |
прочие потребители | 853,7 | 945,1 | 544 | 519,8 |
Потребление мазута всего, тыс. тонн |
92,6 | 92,3 | 65,3 | 25,1 |
в том числе: | ||||
ОАО "Волжская ТГК" | 52,8 | 53,5 | 32,4 | 24,2 |
котельные ЖКХ | 2,5 | 2,1 | 1,5 | 0,1 |
ведомственные котельные | 37,3 | 36,7 | 31,4 | 0,8 |
Потребление бензина всего, тыс. тонн |
332,0 | 374,0 | 438,2 | 400,1 |
в том числе: | ||||
население | 83,0 | 104,0 | 288,2 | 274,7 |
прочие потребители | 249,0 | 270,0 | 150,0 | 125,4 |
Потребление дизельного топлива всего, тыс. тонн |
523,0 | 535,0 | 299,0 | 342,4 |
в том числе: | ||||
население | 94,0 | 98,0 | 47,8 | 52,7 |
прочие потребители | 429,0 | 437,0 | 251,2 | 289,7 |
Потребление угля всего, тыс. тонн | 23,5 | 25,0 | 23,7 | 19,8 |
в том числе: | ||||
население | 20,1 | 20,2 | 21,7 | 18,6 |
прочие потребители | 3,4 | 4,8 | 2,0 | 1,2 |
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, рублей |
1930,0 | 2394,0 | 2724,3 | 3916,5 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей |
1953,3 | 2712,7 | 3668,3 | 4383,8 |
Общее потребление топливно-энергетических ресурсов во всех секторах экономики в 2004 году составило 10,6 млн. тонн условного топлива. Структура потребления топливно-энергетических ресурсов приведена на рисунке 1
"Рисунок 1. Структура потребления энергетических ресурсов в 2004 году"
В области продолжает оставаться низкой энергоэффективность экономики. Затраты предприятий и населения на удовлетворение топливно-энергетических потребностей остаются высокими и продолжают расти.
Анализ энергоэффективности отраслей экономики области показал, что доля затрат на топливно-энергетические ресурсы при производстве промышленной продукции составляет 13,9-14,9 процента, в том числе доля топлива составляет 6,2-6,5 процента, а электрической и тепловой энергии - 7,6-7,8 процента.
На рисунке 2 приведено изменение показателей энергоэффективности экономики области. За период с 2001 года по 2004 год энергоемкость ВРП области (в ценах 2001 года) снизилась на 19,5 процента и составила в 2004 году 0,095 тонны условного топлива на 1000 рублей ВРП, а энергоемкость в промышленности только на 5,5 процента. Главными причинами неравномерного снижения энергоемкости является структура ВРП (низка доля высокотехнологичного промышленного производства) и структура промышленного производства (преобладание энергоемких отраслей). Таким образом, общее снижение энергоемкости ВРП обусловлено структурными изменениями в экономике области - росте вклада в ВРП неэнергоемких отраслей: сферы услуг, связи и пр.
"Рисунок 2. Изменение энергетических показателей ВРП и стоимости потребленных топливно-энергетических ресурсов"
Электроемкость ВРП за период с 2001 года по 2004 год снизилась до 79,6 кВтч на 1000 рублей ВРП в ценах 2001 года. Удельная стоимость потребленных топливно-энергетических ресурсов на единицу ВРП в текущих ценах за указанный период возросла на 17,6 процента.
Выполнение задачи удвоения ВРП до 2010 года невозможно при сохранении на перспективу имеющегося уровня удельной энергоемкости около 0,09 тонны условного топлива на 1000 рублей ВРП (в ценах 2001 года) и существующих темпах ее изменения. Требуемый годовой рост ВРП в 7-8 процентов необходимо на 35-40 процентов обеспечивать за счет снижения удельной энергоемкости реального сектора экономики. Кроме того, ориентирование только на рыночные механизмы и структурные сдвиги в экономике региона в отсутствие активной государственной политики в повышении энергоэффективности, как показывает и мировой опыт, не позволит добиться темпов снижения энергоемкости более чем на 1,0-1,5 процента.
Природный энергетический потенциал области складывается из запасов нефти, природного газа, горючих сланцев, гидроэнергии, а также энергии ветра и солнца.
Объем прогнозных ресурсов углеводородного сырья, сосредоточенных на территории области, составляет 3147,7 млн. тонн условного топлива. Структура запасов углеводородного топлива следующая: природный газ - 59 процентов, нефть - 32 процента, газовый конденсат - 9 процентов. Объемы потенциальных запасов нефти и газа приведены в таблице 2.
Обеспеченность имевшихся в 2004 году уровней добычи углеводородного сырья разведанными запасами топлива составляет по нефти 30 лет, по газу 111 лет. Вместе с тем доля нефти в общем объеме добываемых углеводородов составляет 71,6 процента. Из этого следует необходимость существенного увеличения добычи природного газа с доведением доли его добычи к 2010 году до 40-42 процентов. Это позволит снизить энергетическую зависимость экономики области от поставок газа из других регионов России.
Таблица 2
Объемы потенциальных запасов нефти и газа
Наименование |
Накопленная добыча |
Текущие разведанные запасы (А + В + С1) |
Предварительно оцененные ресурсы (С2) |
Всего (А + В + С1 + С2) |
Нефть, тыс. тонн условного топлива |
66378 | 35057 | 8603 | 43660 |
Конденсат, тыс. тонн условного топлива |
2719 | 5637 | 4758 | 10395 |
Газ, тыс. тонн условного топлива: попутный |
6510 |
4082 |
2188 |
6270 |
свободный | 104284 | 61410 | 36750 | 98160 |
Всего | 179891 | 106186 | 51799 | 157985 |
Потенциальный запас горючих сланцев на территории области превышает 6 млрд. тонн. Условия залегания и элементный состав горючих сланцев затрудняют их энергетическое использование. Перспективным направлением их применения является комплексная переработка с целью получения ценных химических продуктов, энергетического газа и материалов для строительного и дорожно-строительного использования. Экономическая эффективность вовлечения горючих сланцев в топливно-энергетический баланс области будет определяться совершенствованием технологии их сжигания, а также ценами на углеводородное топливо.
Гидроресурсы области по потенциалу ограничены существующим уровнем производства электроэнергии Саратовской ГЭС. Потенциал малых рек оценивается производством электроэнергии в количестве 40-42 млн. кВтч по цене не выше 1,2-2,1 руб./кВтч.
Другие возобновляемые энергоресурсы (солнечная и ветровая энергии) потенциально способны обеспечить внутренний спрос. Однако экономически оправданное применение нетрадиционных технологий использования возобновляемых ресурсов до 2010 года будет составлять не более одного процента общего потребления.
Развитие собственной ресурсной базы и снижение удельной энергоемкости ВПР связаны с обеспечением энергетической безопасности экономики области, под которой понимается состояние защищенности экономики, общества и граждан от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Энергетическая безопасность области определяется рядом факторов, характеризующих состояние обеспеченности экономики топливом и энергией, зависимость топливно-энергетического комплекса от поставок первичных энергоресурсов, социально-экономическое положение всех секторов экономики и населения. Главными из этих факторов являются:
степень обеспеченности всех секторов экономики топливом и энергией;
влияние органов государственной власти на развитие отраслей топливно-энергетического комплекса преимущественно экономическими методами;
диверсификация топливно-энергетического баланса;
доля собственных энергоресурсов в объеме их потребления;
уровень энергопотребления (показатели потребления первичных и преобразованных видов энергии на единицу ВРП и одного жителя и др.);
состояние собственной ресурсной базы и ее воспроизводство.
Топливный баланс области характеризуется возрастающей долей природного газа, достигшей 74,6 процента (без учета гидроресурсов и ядерного топлива). Доля собственных первичных энергоресурсов области в общем топливопотреблении составляет 15,4 процента. Уровень удельного топливопотребления в области в 2004 году составил 4,35 тонны условного топлива на одного жителя при среднероссийском потреблении 6,05 тонны условного топлива. Потребление электрической энергии в области в 2004 году составило 3538 кВтч на одного жителя при среднероссийском уровне электропотребления 5410 кВтч. Доля энергетической составляю-
щей в валовой продукции области в 2004 году достигла 14,9 процента. Энергоемкость ВРП области в 2,5-3,0 раза превышает этот показатель для развитых стран мира.
Для осуществления государственной политики по обеспечению энергетической безопасности области необходима разработка соответствующей системы показателей и механизмов воздействия на них. Среди этих показателей основными являются:
состояние основных фондов в топливно-энергетическом секторе экономики;
состояние и готовность сырьевой базы добывающих отраслей (нефтедобыча, газодобыча, добыча горючих сланцев) к разработке;
размеры инвестиций в сопоставлении с требуемым уровнем для обеспечения прогнозных объемов добычи углеводородного сырья;
величина резервов мощностей в отраслях топливно-энергетического комплекса;
размеры сезонных запасов топлива;
показатели эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, размер и динамика энергоемкости ВРП и другие.
В 2001 году была принята федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года, а в 2003 году - "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года". Разработка указанных документов была обусловлена сложившимся положением в энергетическом секторе экономики страны и возникшими проблемами, что потребовало переоценки перспективной роли и места топливно-энергетического комплекса на разных этапах развития экономики.
В последнее десятилетие в топливно-энергетическом секторе накапливались нерешенные проблемы, которые состоят в следующем:
сводные финансовые и экономические показатели всех отраслей топливно-энергетического комплекса в период с 1992 года по 2004 год были хуже прогнозных оценок, намеченных в Основных направлениях энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472;
не создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего объем годовых инвестиций в топливно-энергетический комплекс за эти годы снизился более чем в три раза;
не произошло снижение энергоемкости экономики страны, которая практически стабилизировалась на уровне, превышающем на 20 процентов и без того высокие дореформенные показатели;
диспропорции в ценовой и налоговой политике государства привели к нарушению условий самофинансирования хозяйственной и инвестиционной деятельности большинства отраслей топливно-энергетического комплекса и к деформациям структуры спроса на энергоносители;
не удалось добиться технического перевооружения электроэнергетики;
не сформировалась целостная система законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций топливно-энергетического комплекса.
Основой для разработки Программы являются Федеральный закон от 3 апреля 1996 года N 28-ФЗ "Об энергосбережении" и Закон Саратовской области от 2 июня 2005 года N 58-ЗСО "Об энергосбережении в Саратовской области". Настоящая Программа занимает в областной системе программно-целевого планирования определяющее место на среднесрочном уровне и увязывается с соответствующими стратегическими и другими среднесрочными плановыми документами. При разработке Программы использовались "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года" и ряд федеральных целевых программ, влияющих на развитие экономики области: "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и перспективу до 2010 года, "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)", "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)" и некоторые другие.
Программа тесно интегрируется с областными целевыми программами, ориентированными на развитие отраслей экономики и утвержденными областной Думой: "Развитие агропромышленного комплекса Саратовской области до 2010 года", "Развитие и использование углеводородной сырьевой базы для газоснабжения потребителей Саратовской области" на 2005 - 2007 годы, а также Концепцией преобразований в жилищно-коммунальном комплексе Саратовской области на 2004-2007 годы, принятой Правительством области.
Таким образом, Программа носит системный межотраслевой характер, в ней конкретизируются целевые приоритеты стратегического плана развития области.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Целевая направленность Программы определяется необходимостью решения задач, связанных с обеспечением роста ВРП в два раза к 2010 году, повышением энергоэффективности экономики области за счет структурных и технологических изменений в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях и, как следствие, снижением издержек общества на свое энергообеспечение, необходимостью устойчивого энергоснабжения населения и экономики, снижения техногенной нагрузки на окружающую среду, повышением энергетической безопасности и качества жизни населения области.
Целями Программы являются:
повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в топливно-энергетическом секторе экономики, создание необходимых условий для перевода экономики области на энергоэффективный путь развития и обеспечения роста ВПР к 2010 году в два раза;
устойчивое и эффективное обеспечение населения и экономики энергоносителями;
снижение удельной энергоемкости ВРП за счет создания и внедрения передовых энергоэффективных технологий и оборудования, совершенствования структуры производства и ВРП;
создание надежной сырьевой и энергетической базы, обеспечение энергетической безопасности и устойчивого развития экономики области в современных условиях формирования рыночных отношений;
повышение качества жизни населения, снижение доли затрат на энергообеспечение;
уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.
Программа включает в себя мероприятия, нацеленные на решение следующих задач:
перевод экономики области на энергоэффективный путь развития с обеспечением разумных энергетических потребностей общества при приоритете удовлетворения потребностей населения в различных видах энергоресурсов;
повышение эффективности энергопроизводства путем реконструкции и технического перевооружения отраслей топливно-энергетического комплекса на новой технологической основе;
развитие глубокой переработки и комплексного использования топливно-энергетических ресурсов;
использование местных видов топлива;
создание высокоэффективного и импортозамещающего оборудования, материалов и использование научно-технических достижений для ускорения технического перевооружения действующих и создание новых объектов энергетики;
снижение вредного воздействия на окружающую среду и оздоровление экологической обстановки;
повышение уровня рационального использования топлива и энергии за счет широкого использования энергоэффективных технологий и оборудования потребителями топливно-энергетических ресурсов в различных секторах экономики.
Главным средством достижения поставленных целей и задач станет совершенствование и развитие всех сегментов энергетического рынка с приемлемым для потребителей соотношением цен на первичные и преобразованные виды энергоресурсов и развитие межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции на этом рынке.
Программа является межотраслевой и предусматривает достижение значительного мультипликативного эффекта, который заключается в снижении энергоемкости ВРП и является обобщающим показателем энергоэффективности во всех сферах экономики и коммунально-бытовом секторе.
Реализацию программных мероприятий намечено осуществить посредством проведения энергоэффективной инвестиционной политики, в том числе путем совершенствования внутреннего энергетического рынка, реализации комплекса мер государственного воздействия на процессы структурной перестройки отраслей топливно-энергетического сектора и создания благоприятного инвестиционного климата.
Программа реализуется в срок - 2006-2010 годы.
В период реализации Программы будут осуществлены меры, направленные на углубление структурных преобразований и укрепление рыночных начал в энергетическом секторе, преодоление диспропорций переходного периода, в том числе меры:
по надежному топливо- и энергоснабжению потребителей в осенне-зимние периоды;
по проведению структурных преобразований и рационализации энергоиспользования в топливно-энергетическом секторе;
по модернизации систем энергообеспечения жилищно-коммунального комплекса и оптимизации систем теплоснабжения городов;
по повышению эффективности энергоиспользования в организациях и учреждениях бюджетной сферы;
по созданию и организации производства высокоэффективных установок малой и нетрадиционной энергетики;
по продлению ресурса и техническому перевооружению энергетического оборудования;
по завершению оснащения потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов.
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий состоит из трех частей:
энергоэффективность топливно-энергетического комплекса;
энергоэффективность систем теплоснабжения городов;
энергоэффективность в сфере потребления.
Система (перечень) программных мероприятий приведена в приложении 1 к Программе.
Перечень энергоэффективных проектов, предлагаемых на конкурс для финансирования из средств областного бюджета на 2006 год, приведен в приложении 2 к Программе.
1. Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса
1.1. Электроэнергетика
Для обеспечения растущих потребностей экономики области в период до 2010 года предусматривается рост производства электроэнергии на два - три процента в год.
На тепловых электростанциях основным направлением является продление ресурса действующих генерирующих мощностей, а также техническое перевооружение на основе парогазовых технологий, создание высокоэффективных энергоисточников на базе теплофикационных газотурбинных установок малой и средней мощности.
В период до 2010 года помимо реконструкции действующих предусмотрено строительство новых линий электропередач федерального значения для выдачи мощности от Балаковской АЭС. Предусматривается реконструкция и техническое перевооружение электросетей в сельской местности с развитием строительства средних и малых по мощности электростанций различного типа, прежде всего, с использованием газотурбинных установок.
1.2. Топливная отрасль и трубопроводный транспорт
Мероприятия направлены на обеспечение технического перевооружения предприятий нефтегазодобывающей промышленности, увеличение нефтеотдачи пластов, своевременное освоение новых месторождений и снижение технологических потерь углеводородного сырья при его добыче и транспорте.
Для дальнейшего наращивания объемов добычи нефти в период до 2010 года предусматривается освоение новых нефтяных и нефтегазовых месторождений в заволжских районах области.
В 2010 году суммарная добыча нефти должна быть доведена до 2,3 млн. тонн против 1,9 млн. тонн в 2004 году. Для этого потребуется увеличение объема эксплуатационного бурения и с целью укрепления сырьевой базы увеличение объема разведочного бурения.
Важным мероприятием является сокращение простаивающего фонда нефтяных скважин, который в 2004 году составил 24,3 процента эксплуатационного фонда. Необходимо широкое использование в производстве технико-технологических мероприятий для минимизации промысловых технологических потерь, что позволит в 2006-2010 годах суммарно снизить потери нефти на 6 тыс. тонн и попутного газа в объеме 60 тыс. куб. метров.
Предусматривается реализация мероприятий, направленных на техническое перевооружение производственных объектов по транспортировке и подземному хранению газа, совершенствование структуры газопотребления и рациональное использование газа (в том числе попутного газа нефтяных месторождений).
В целом же экономия газа в период до 2010 года за счет реализации различных мероприятий по всем подотраслям составит около 1100,0 млн. куб. метров.
Будет завершена газификация в муниципальных образованиях.
2. Энергоэффективность систем теплоснабжения городов
Мероприятия направлены на оптимизацию систем теплоснабжения городов и снижение тепловых потерь за счет применения современных теплоизоляционных материалов для изоляции трубопроводов, в том числе пенополиуретана, в системах транспорта тепловой энергии и, как следствие, снижение удельных расходов топлива на выработку тепловой энергии. Предусматривается реализация мероприятий, направленных на техническое перевооружение источников теплоснабжения на ТЭЦ с использованием передовых газотурбинных и парогазовых технологий.
В период до 2010 года должны быть разработаны и реализованы оптимальные схемы теплоснабжения городов Саратов, Вольск, Балашов, Балаково, Маркс, Энгельс на базе применения теплофикационных газотурбинных установок с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии и ликвидации малоэффективных котельных, расположенных в подвальных и полуподвальных помещениях. В целом годовая экономия природного газа составит 1156,3 тыс. тонн условного топлива.
3. Энергоэффективность в сфере потребления
3.1. Энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности
Предусматривается реализация комплекса мероприятий по реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей ОАО "НПЗ" с целью углубления переработки нефти, увеличения производства высококачественных нефтепродуктов и снижения затрат на их производство.
В период до 2010 года предусматривается ввод новых установок, позволяющих повысить качество нефтепродуктов. В результате глубина переработки нефти в целом по отрасли составит 73 процента к 2006 году, а к 2010 году - 75 процентов.
Реализация указанных мероприятий обеспечит снижение выбросов вредных веществ в окружающую среду, снижение энергетических и материальных затрат при производстве продукции.
На энергоемких предприятиях ООО "Саратоворгсинтез", ООО "Балаковские минеральные удобрения", ОАО "Балаковорезинотехника", ОАО "Балаковский завод запасных деталей" и других предусматривается проведение комплекса программных мероприятий, направленных на реализацию имеющегося потенциала энергоэффективности путем создания экономических и технических механизмов, стимулирующих повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и позволяющих снизить себестоимость производимой продукции, повысить ее конкурентоспособность.
В результате реализации намеченных мероприятий экономия топливно-энергетических ресурсов составит в 2006-2010 годах 136,2 тыс. тонн условного топлива.
3.2. Энергоэффективность в строительстве и производстве строительных материалов
На энергоемких предприятиях отрасли ОАО "Саратовстройстекло", ОАО "Вольскцемент", ЗАО "Саратовский завод строительных материалов", ОАО "НИИ стекла" и других предприятиях мероприятия направлены на снижение удельных расходов топлива в технологических печах производства цемента, стекла, кирпича, строительных материалов и конструкций. Предусматривается реализация мероприятий, направленных на техническое перевооружение систем производства и распределения энергоносителей.
В период до 2010 года должны быть разработаны и реализованы мероприятия по рационализации производства и использования сжатого воздуха в отрасли.
Предусмотрено строительство зданий и сооружений в соответствии с современными требованиями по теплозащите ограждающих конструкций, окон и кровли, использование в строительстве современных систем регулирования и учета энергоносителей.
За счет этих мероприятий годовая экономия природного газа составит 148,6 тыс. тонн условного топлива.
3.3. Энергоэффективность в машиностроении
Мероприятия направлены на снижение удельных расходов топлива, электрической и тепловой энергии в технологических процессах производства продукции машиностроительного комплекса.
Предусматривается реализация мероприятий, направленных на техническое перевооружение систем производства и распределения энергоносителей машиностроительных предприятий.
В период до 2010 года должны быть разработаны и реализованы мероприятия по рационализации производства и использования топливно-энергетических ресурсов в отрасли.
За счет этих мероприятий годовая экономия природного газа составит 45,7 тыс. тонн условного топлива.
3.4. Энергоэффективность на транспорте
Железнодорожный транспорт
В результате реализации программных мероприятий предполагается снизить затраты на топливно-энергетические ресурсы в общих эксплуатационных расходах железнодорожного транспорта.
Для железнодорожного транспорта определены два основных направления снижения удельного расхода топливно-энергетических ресурсов - энергопотребление на тягу поездов, тепла, топлива и электроэнергии в стационарной энергетике.
Мероприятия предусматривают введение учета и регулирования расхода электроэнергии, реконструкцию и модернизацию теплоэнергетического хозяйства путем внедрения современных котлоагрегатов, горелочных устройств, внедрение компенсаторов реактивной мощности и ограничителей холостого хода электропривода, применение регулируемого электропривода, автоматизацию технологических процессов в стационарной энергетике, организацию энергооптимального пропуска поездопотока, минимизацию потерь в системе тягового электроснабжения.
Предприятия дорожного хозяйства и транспорта
Предусматривается проведение комплекса программных мероприятий по снижению эксплуатационных расходов транспортных предприятий и организаций (речной, автомобильный, городской электрический транспорт, промышленный транспорт) на топливо, тепловую и электрическую энергию за счет сокращения непроизводительных расходов и потерь энергоносителей при повсеместном введении учета и регулирования их расхода, более широкого использования сжатого и сжиженного газа на транспорте.
Экономия топливно-энергетических ресурсов в сфере транспорта составит в 2006-2010 годах 28,3 тыс. тонн условного топлива.
3.5. Энергоэффективность в агропромышленном комплексе
Предусматривается проведение мероприятий, направленных на снижение энергоемкости сельскохозяйственного производства и повышение конкурентоспособности его продукции путем технического переоснащения систем энергообеспечения отрасли, внедрения прогрессивных технологий переработки сельскохозяйственной продукции.
В качестве первоочередных мер предусматриваются мероприятия по совершенствованию структуры топливно-энергетического баланса в отрасли, реализации быстроокупаемых энергоэффективных проектов и специальных инвестиционных проектов по развитию агропромышленного комплекса.
Предусматривается внедрение топливных систем для моторного парка на основе использования сжатого природного газа, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции.
Предполагается сэкономить в агропромышленном комплексе в 2006 - 2010 годах 40 тыс. тонн условного топлива.
3.6. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве
Мероприятия направлены на повышение качества предоставляемых населению услуг и надежности энергообеспечения в жилищно-коммунальной сфере. Ожидается снижение расходов бюджетов всех уровней на функционирование коммунально-бытовых организаций и затрат населения на оплату отопления, электро- и водоснабжения за счет сокращения непроизводственных расходов и потерь энергоносителей и, как следствие, темпов роста тарифов на энергоресурсы.
Планируется реализовать комплекс программных, финансово - экономических и организационных мероприятий, направленных на своевременное обеспечение жилищно-коммунального хозяйства сезонными и текущими запасами топлива.
Основными направлениями повышения энергоэффективности потребления в жилищно-коммунальном хозяйстве являются выполнение малозатратных мероприятий, направленных на ликвидацию неэффективной эксплуатации энергетического оборудования и инженерных сетей, использование для теплоизоляции трубопроводов тепло- и водоснабжения современных материалов, в том числе пенополиуретана, реализация быстроокупаемых энергоэффективных технологий и специальных инвестиционных проектов, связанных с коммунально-бытовой сферой.
Предусматривается завершение оснащения потребителей энергоносителей ЖКХ современными приборами учета и регулирующей аппаратурой.
Предполагается в 2006-2010 годах сэкономить 220 тыс. тонн условного топлива.
3.7. Энергоэффективность в организациях (учреждениях) бюджетной сферы
Планируется проведение комплекса программных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов организациями и учреждениями бюджетной сферы.
Перед органами местного самоуправления, участвующими в реализации Программы, ставится задача обеспечить снижение энергопотребления в 2010 году на 14-16 процентов по сравнению с 2005 годом. Общая экономия топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах составит около 82 тыс. тонн условного топлива, для чего необходимо ежегодно снижать лимитируемое потребление топливно-энергетических ресурсов на 4-5 процента.
Предусматриваются мероприятия по установлению заданий по экономии топливно-энергетических ресурсов организациями и учреждениями, участвующими в реализации Программы, находящимися в ведении федеральных и областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также выполнение мало - и среднезатратных энергосберегающих мероприятий и инвестиционных проектов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 мая 2009 г. N 183-П подраздел 3 раздела III настоящей Программы дополнен пунктом 3.8, вступающим в силу со дня подписания названного постановления
3.8. Энергоэффективность в энергоемких объектах и системах теплоснабжения организаций коммунального комплекса и бюджетных учреждений
В целях реализации единой системы антикризисных мер на территории области по вопросам энергосбережения в бюджетном секторе и коммунальном комплексе предлагается проведение приоритетных мероприятий по вопросам энергосбережения в организациях коммунального комплекса и в бюджетных учреждениях.
Программой предусматривается проведение комплекса программных мероприятий по следующим направлениям:
капитальный ремонт систем отопления объектов бюджетной сферы с установкой приборов учета энергоресурсов;
обеспечение мероприятий по повышению энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов организациями коммунального комплекса и бюджетными учреждениями:
оснащение котельных (теплоисточников) газовыми измерительными комплексами с электронными корректорами;
изоляция тепловых сетей с использованием современных изоляционных материалов, в том числе пенополиуретана.
В целях приведения учета газа в соответствие с требованиями нормативно-технической документации и урегулирования отношений между теплоснабжающими организациями коммунального комплекса области и поставщиками газа Правительством области достигнута договоренность с ООО "Саратовская газовая компания" о проведении мероприятий по выполнению реконструкции существующих узлов учета газа на теплоисточниках (счетчиков РГ, СГ, ТГС без приборной регистрации параметров потока газа) и по оснащению приборами учета с электронной коррекцией в течение 2 лет, начиная с 1 сентября 2007 года по 1 сентября 2009 года.
Необходимость замены существующих газовых счетчиков марки РГ, СГ, ТГС имеет для предприятий несколько степеней по значимости, вытекающих из недостатков этих приборов, в том числе:
счетчики марки РГ, выпущенные до 1998 года, по техническим характеристикам завода изготовителя не могут использоваться при измерении расхода газа с температурой ниже +5°С;
смонтированные трестом "Саратовоблгаз" в 70-х-80-х годах узлы учета газа на котельных не соответствуют в полной мере требованиям ГОСТ и Правил учета газа, имеют предельные сроки эксплуатации;
существующие Правила учета газа не позволяют использование регистрации параметров потока газа в виде журнала работы котельной.
Установленные узлы учета газа из-за резкого сокращения тепловой нагрузки и, как следствие, уменьшения объемов газопотребления не обеспечивают учет газа при минимальных расходах, особенно в межсезонный и летний периоды.
В таких условиях расчет объема потребляемого газа проводится по мощности газопотребляющего оборудования или по нижнему пределу измерений расхода газа.
Замена счетчиков газа на современные с электронной коррекцией является неотложной задачей. Ожидаемое сокращение потребления газа за счет исключения расчетов объема потребляемого газа по мощности газопотребляющего оборудования или по нижнему пределу измерений составит ежегодно около 20 и более процентов и за счет более точного измерения - 10-15 процентов. Экономическая целесообразность обуславливается также ужесточением действующих в этой сфере норм и правил. При этом сокращение затрат предприятия на оплату ТЭР произойдет в рамках балансового убытка, финансируемого из бюджета, то есть напрямую сократит расходование бюджетных средств.
Применение для теплоизоляции в тепловых сетях современных теплоизолирующих материалов, в частности скорлуп из пенополиуретана, обеспечивает низкие потери тепла на эксплуатируемых трубопроводах, позволяя решать актуальную проблему энергосбережения. Пенополиуретан имеет низкий коэффициент теплопроводности и позволяет реализовывать технические решения по внедрению энергосберегающих технологий, повышая качественные характеристики теплотрасс тепловых сетей, позволяя снижать капитальные затраты и средства на ремонт и эксплуатацию трубопроводов. Экономический эффект энергосбережения при использовании предизолированных труб из пенополиуретана существенно выше, нежели при использовании устаревших теплоизоляционных материалов из минеральной ваты. Для надземной прокладки предизолированных труб из пенополиуретана производятся воздуховоды оцинкованные (оболочка оцинкованная) с толщиной защитного металлического слоя до 1 мм, а также другие виды покрытия. Использование данного вида теплоизоляции для труб тепловых сетей значительно снижает теплопотери - с 25 процентов до 5 процентов.
На территории области более 5000 объектов социальной сферы. Проведенный мониторинг систем теплоснабжения в текущем отопительном сезоне объектов бюджетной сферы, особенно в период низких температур, показал, что в системах отопления ряда объектов отсутствует циркуляция вследствие продолжительной эксплуатации инженерного оборудования.
Даже при нормативной температуре теплоносителя на вводе ряд объектов социальной сферы (школы, больницы) имеют внутри здания значения температур ниже нормативной, что приводит к негативным последствиям.
В соответствие с нормативными документами температура внутри больниц, детских садов должна составлять не менее 20°С, для высших и средних учебных заведений - не менее 16°С.
Проведение капитального ремонта с установкой приборов учета энергоресурсов на объектах социальной сферы позволит сократить расходы местных бюджетов, повысить эффективность и надежность работы систем теплоснабжения.
При реализации программных мероприятий средства областного бюджета передаются в соответствии с законом области в форме субсидии бюджетам муниципальных образований области в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных главному распорядителю средств областного бюджета на 2009 год.
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2009 г. N 685-П подраздел 3 раздела III настоящей Программы дополнен пунктом 3.9, вступающим в силу со дня подписания названного постановления
3.9. Энергоэффективность на предприятиях малого и среднего бизнеса
Программой предусматривается проведение комплекса мероприятий по следующим направлениям:
разработка и реализация специальных программ энергосбережения для малых и средних предприятий (семинары, конференции, круглые столы, пособия и т.п.);
разработка и реализация специальных программ обучения для малых и средних предприятий, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения их квалификации по вопросам, связанным с энергосбережением;
субсидирование затрат малых и средних предприятий, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, приборов учета энергоносителей, а также затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на присоединение к объектам электросетевого хозяйства (до 100 кВт).
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2010 г. N 687-П в раздел IV настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы определена в объеме 9741,56 млн. рублей (в ценах 2005 года).
Распределение финансовых средств Программы приведено в таблице 3.
Таблица 3
Распределение финансовых средств
(млн. рублей)
Наименование отраслей |
Объем финансиро- вания, всего |
Средства федераль- ного бюджета (прогнозно) |
Средства областного бюджета |
Средства бюджетов муниципаль- ных образований (прогнозно) |
Консолидиро- ванные средства ГУ "Агентство энергосбере- жения", ГАУ "Агентство энергосбере- жения" Саратовской области (прогнозно) |
Собственные средства предприятий (прогнозно) |
Банковские кредиты (прогнозно) |
Лизинг (прогнозно) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса | ||||||||
Электроэнергетика | 1464,0 | 1464,0 | ||||||
Топливная отрасль и трубопроводный транспорт |
540,6 |
- |
- |
- |
- |
540,6 |
- |
- |
Всего | 2004,6 | - | - | - | - | 2004,6 | - | - |
Энергоэффективность систем теплоснабжения городов | ||||||||
Всего | 4091,4 | 25,0 | 2,0 | 1,0 | 1,0 | 3648,4 | 0,0 | 414,0 |
Энергоэффективность в сфере потребления | ||||||||
Энергоэффектив- ность энергоемких отраслей промышленности |
480,0 |
- |
- |
- |
- |
300,0 |
180,0 |
- |
Энергоэффектив- ность в строительстве и производстве строительных материалов |
450,0 |
- |
- |
- |
- |
250,0 |
200,0 |
- |
Энергоэффектив- ность в машиностроении |
160,0 |
- |
- |
- |
- |
35,0 |
125,0 |
- |
Энергоэффектив- ность на транспорте |
626,2 |
- |
- |
- |
- |
626,2 |
- |
- |
Энергоэффектив- ность в агропромышленном комплексе |
82,0 |
- |
- |
- |
- |
52,0 |
30,0 |
- |
Энергоэффектив- ность в жилищно-коммуналь- ном хозяйстве |
1088,95 |
230,0 |
229,69 |
137,26 |
59,0 |
433,0 |
- |
- |
Энергоэффектив- ность в организациях (учреждениях) бюджетной сферы |
504,48 |
25,0 |
138,68 |
312,0 |
28,8 |
- |
- |
- |
Энергоэффектив- ность в энерго- емких объектах и системах тепло- снабжения органи- заций коммунально- го комплекса и бюджетных учрежде- ниях |
153,93 |
- |
112,0 |
20,33 |
- |
21,6 |
- |
- |
Энергоэффектив- ность на предприятиях малого и среднего бизнеса |
100,0 |
80,0 |
20,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего | 3645,56 | 335,0 | 500,37 | 469,59 | 87,8 | 1717,9 | 535,0 | - |
Итого по системе программных мероприятий |
9741,56 |
360,0 |
502,37 |
470,59 |
88,8 |
7370,8 |
535,0 |
414,0 |
Основными источниками финансирования Программы являются собственные и привлеченные средства энергетических компаний топливно-энергетического комплекса, потребителей топлива и энергии, кредитно-финансовых и коммерческих структур, а также средства федерального, областного бюджетов и бюджетов муниципальных образований.
Структура финансирования программных мероприятий по предприятиям и организациям, взаимодействие с которыми осуществляют органы исполнительной власти области, следующая:
министерство промышленности и энергетики области - 5506,0 млн. рублей;
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области - 2850,0 млн. рублей;
министерство транспорта и дорожного развития области - 626,2 млн. рублей;
министерство сельского хозяйства области - 82,0 млн. рублей;
министерство образования области - 300,0 млн. рублей;
министерство здравоохранения и социальной поддержки области - 265,0 млн. рублей.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
Предусматривается выделение ассигнований из областного бюджета на реализацию приоритетных программных мероприятий в бюджетной сфере и решение социальных задач.
Капитальные вложения в общем объеме финансовых затрат составляют в 2006-2010 годах 97,2 процента (9359,7 млн. рублей), что предопределяет инвестиционный характер Программы.
Затраты на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы в общем объеме финансирования Программы составляют в 2006-2010 годах 2,8 процента (269,5 млн. рублей).
Постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2010 г. N 687-П в раздел V настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
V. Механизм реализации Программы
Реализация Программы предусматривает систему мер государственной поддержки и регулирования в сочетании с экономическими методами.
Инвестирование Программы будет осуществляться за счет:
государственной финансовой поддержки;
средств, привлекаемых за счет использования рыночных финансовых инструментов;
собственных средств предприятий и организаций.
Государственная поддержка Программы - система мер, направленных на создание благоприятных условий ее реализации. Основные принципы государственной поддержки Программы:
государственное регулирование реализацией Программы;
целевое ориентирование Программы;
социально-экономическая значимость результатов Программы;
своевременное правовое обеспечение деятельности исполнителей Программы;
интеграция инвестиционной, инновационной, научно-технической и образовательной деятельности с целью обеспечения системного взаимодействия исполнителей Программы;
ресурсное обеспечение Программы.
Финансирование реализуемых мероприятий Программы за счет бюджетных и внебюджетных источников может осуществляться как на безвозвратной, так и на возвратной основе.
Суммарная величина средств государственной поддержки за счет областного и федерального бюджетов в период реализации Программы составит 862,37 млн. рублей и является составной частью финансового обеспечения Программы.
Основным средством реализации Программы является государственное воздействие на формирование энергетического рынка и экономических взаимоотношений его субъектов между собой и государством. Одним из важнейших механизмов регулирующего воздействия государства на субъекты регионального энергетического рынка является тарифная политика.
Региональная тарифная политика призвана обеспечивать сбалансированное развитие производителей и потребителей энергетических ресурсов и должна содействовать переходу экономики области на модель устойчивого развития.
Основным источником инвестиций на прогнозный период будут собственные средства отраслей. До 2010 года сохранится высокая доля собственных средств (до 80 процентов) в общем объеме инвестиций, что указывает на их ориентацию только для поддержания технического состояния энергетического оборудования. В последующий период доля заемного и акционерного капитала должна составить 25-30 процентов. Это обеспечит новое строительство на основе проектного финансирования, предусматривающего обеспечение финансовых потоков, генерируемых самим проектом.
В энергетике основными источниками инвестиций останутся амортизация и прибыль предприятий, предусматриваемые в тарифах на электрическую и тепловую энергию.
Приоритеты государственной инвестиционной политики топливно-энергетического комплекса области определяются эффективностью использования инвестиций и направлены на снижение спроса на энергетические ресурсы и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 9 сентября 2009 г. N 428-П в раздел VI настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
VI. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление Программой осуществляет координатор - министерство промышленности и энергетики области.
Контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Управление реализацией Программы опирается на данные государственной статистической отчетности, отражающие результаты деятельности отраслей экономики области за каждый год ее реализации.
Организация управления Программы включает:
стратегическое планирование (определяет стратегию, темпы и пропорции развития отдельных отраслей экономики области);
экономические методы управления (включают финансово-кредитные механизмы, тарифную политику, стимулирование программных мероприятий);
правовые рычаги воздействия.
Мониторинг Программы осуществляет координатор Программы, который:
осуществляет анализ текущего состояния реализации Программы, принятие управленческих решений, методическое и правовое регламентирование;
осуществляет системный анализ происходящих изменений в целях предупреждения негативных тенденций, влияющих на энергетическую безопасность области, своевременной и обоснованной корректировки Программы;
рассматривает и утверждает годовые отчеты о ходе реализации Программы;
ежегодно разрабатывает и утверждает планы реализации Программы;
осуществляет сопровождение Программы и готовит предложения для внесения изменений в соответствии с меняющейся экономической и энергетической ситуацией.
Обязательным результатом деятельности по мониторингу Программы должно стать ежегодное представление в Правительство области специального доклада "О ходе реализации областной целевой программы "Энергоэффективность Саратовской области" на 2006-2010 годы".
VII. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы
Реализация Программы позволит повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в энергетическом секторе экономики области и позволит удовлетворить потребность экономической и социально-бытовой сферы различными видами энергоресурсов. За счет повышения конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции будут обеспечиваться значительные финансовые поступления в бюджеты.
При рациональном использовании природных ресурсов будет создана приемлемая для населения экологическая обстановка в районах действия энергетических производств.
В нефтяной отрасли при благоприятных условиях ожидается рост добычи нефтяного сырья с 1,9 млн. тонн в 2004 году до 2,3 млн. тонн в 2010 году. Предусматривается до 2010 года обновить около 30 процентов физически и морально устаревшего оборудования, а за счет широкого внедрения эффективных технологий и технических средств по добыче нефти и природного газа технологические потери углеводородного сырья снизить на 30-75 процентов. С целью повышения конкуренции предусматривается создать условия для эффективного функционирования как крупных нефтяных компаний, так и небольших независимых компаний. В нефтеперерабатывающей промышленности в результате реконструкции и модернизации перерабатывающих мощностей будет обеспечено производство нефтепродуктов необходимого ассортимента и качества. Выход светлых нефтепродуктов при переработке нефти к 2010 году достигнет 75 процентов.
На трубопроводном транспорте природного газа будет продолжено обновление основных фондов, их техническое перевооружение и ввод в действие новых производственных мощностей, обеспечивающих требуемое качество транспортируемого газа. В результате намечаемого технического перевооружения газовой промышленности предусматривается обновить около 12 процентов физически и морально устаревшего оборудования. Основная направленность программных мероприятий - это экономия природного газа в газовой промышленности по всему технологическому циклу от добычи до газораспределения, которая может составить в 2006-2010 годах до 425 тыс. куб. метров.
Реконструкция и модернизация газораспределительных систем в период до 2010 года позволит завершить газификацию сетевым газом сельской местности. Объем потребления природного газа населением до 2010 года возрастет на 100-115 млн. куб. метров. Важное место в структуре топливоснабжения сельской местности останется за сжиженным газом, потребление которого прогнозируется повысить в 1,1-1,2 раза по сравнению с 2004 годом.
За счет техперевооружения действующих теплоэлектростанций на базе новых перспективных технологических схем и оборудования российского производства предусматривается обновить около десяти процентов физически и морально устаревшего оборудования.
Программными мероприятиями предусматривается оптимизация систем теплоснабжения городов области с применением передовых газотурбинных технологий, что обеспечит снижение удельных расходов топлива на выработку электрической энергии на 35-50 г условного топлива на кВтч, а на выработку тепловой энергии на 15-20 кг условного топлива на Гкал.
Предусматривается создание и освоение производства 15 видов энергоэффективного оборудования для отраслей топливно-энергетического комплекса, в том числе нефтегазового - 7, для электроэнергетики и теплоснабжения - 8.
Прогнозная величина годовой экономии энергетических ресурсов после реализации мероприятий, предусмотренных Программой, составит 2575,9 тыс. тонн условного топлива, что соответствует стоимости сэкономленных энергоресурсов в размере 3,09 млрд. рублей (в ценах 2005 года).
При реализации мероприятий Программы предусматривается снижение удельной энергоемкости ВРП в 2010 году на 16,8 процента по отношению к 2004 году и на 14,6 по отношению к 2005 году.
Изменение удельной энергоемкости ВРП приведено в таблице 4.
Таблица 4
Изменение удельной энергоемкости ВРП в ценах 2001 года
Показатели | Годы | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Энергоемкость ВРП, тонн условного топлива на 1000 руб. ВРП |
0,089 | 0,084 | 0,080 | 0,076 | 0,073 | 0,071 |
Процент к предыдущему году | 93,2 | 94,5 | 95,1 | 95,6 | 96,1 | 96,4 |
Процент к уровню 2004 года | 93,2 | 88,1 | 83,8 | 80,1 | 77,0 | 74,2 |
Расчетная бюджетная эффективность реализации Программы представлена в таблице 5.
Таблица 5
Показатели бюджетной эффективности реализации Программы
Показатели | 2006-2010 годы |
Уменьшение бюджетных расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов в сопоставимых ценах - всего (млн. рублей), в том числе на: |
505,6 |
топливо- и энергообеспечение объектов бюджетной сферы | 153,6 |
оплату топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве |
352,0 |
В прогнозируемом периоде в отраслях топливно-энергетического комплекса по экспертной оценке ожидается увеличение рабочих мест на 2800 человек. Общее увеличение рабочих мест предусматривается на 3600 человек.
При этом имеется в виду, что за счет технического перевооружения энергопроизводящих и энергопотребляющих производств произойдет рост производительности труда и улучшение техники безопасности.
Социальная эффективность мер, предусмотренных Программой, заключается в следующем:
вовлечение местных энергоресурсов в хозяйственный оборот, оснащение организаций приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов, техническое перевооружение производства с целью снижения его энергоемкости и повышения конкурентоспособности отечественной продукции позволит создать новые рабочие места и закрепить местные кадры;
достижение предусмотренных объемов экономии энергоресурсов создаст реальные предпосылки для сдерживания роста цен и тарифов на энергетические ресурсы, что обеспечит замедление темпов увеличения доли расходов населения на оплату используемых энергоресурсов в общих затратах на оплату жилья и энергетических услуг;
в результате организации системы обучения и переподготовки кадров в 2006 - 2010 годах должны повысить квалификацию не менее десяти тысяч работников, занятых в производстве или обслуживании топливо- и энергопотребляющих видов техники, энергоэкономичных материалов и конструкций.
Экологический эффект от реализации программных мероприятий связан с повышением энергоэффективности действующего энергооборудования, предотвращением выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и приведен в таблице 6.
Таблица 6
Показатели эффективности реализации Программы для сохранения качества окружающей среды
Показатель | 2006-2010 годы |
Снижение вредных выбросов в окружающую среду, всего тыс. тонн |
5,2 |
Сокращение выбросов парниковых газов, всего млн. тонн | 6,4 |
Сокращение сброса загрязненных сточных вод, всего тыс. куб. метров |
144,0 |
В соответствии с требованиями нормативных документов в процессе реализации программных мероприятий в рамках каждого инвестиционного проекта будет выполняться экологическое обоснование намечаемой деятельности с последующей государственной экологической экспертизой проектных материалов.
Реализация энергоэффективных мероприятий на предприятиях нефтегазовой отрасли приведет к сокращению удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 0,67 тонны/млн. куб. м газа в год. Удельный объем загрязненных сточных вод сократится на 3,2 куб./млн. куб. м газа.
В нефтедобывающей отрасли реализация намеченных мероприятий приведет к ежегодному сокращению удельных выбросов в атмосферу и гидросферу в 2006-2010 годах нефти на 0,57 тонны/тыс. тонн и попутного нефтяного газа на 6,3 куб.м/тыс. тонн.
Осуществление комплекса намеченных мероприятий в нефтеперерабатывающей отрасли приведет в 2006-2010 годах к ежегодному сокращению удельных выбросов в атмосферу соответственно на 0,43 тонны/тыс. тонн переработанной нефти, а также сброса загрязненных сточных вод соответственно на 0,17 куб.м/тыс. тонн переработанной нефти.
Мероприятия в сфере электроэнергетики приведут к снижению выбросов оксидов азота в намечаемый период в 1,4 раза (с 1,1 тонны/млн. кВтч до 0,77 тонны/млн. кВтч), удельных сбросов в гидросферу - на 50 процентов (с 0,39 куб.м/тыс. кВтч до 0,2 куб.м/тыс. кВтч).
Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно по следующим показателям-индикаторам:
удельная энергоемкость, тонн условного топлива на 1000 руб. ВРП (в ценах 2001 года);
изменение стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на производство ВРП, в ценах 2001 года;
душевое потребление энергоносителей, тонн условного топлива;
удельные выбросы вредных веществ, тонн на 1000 руб. ВРП (в ценах 2001 года).
Значения показателей-индикаторов приведены в таблице 7
Реализации программных мероприятий позволит стабилизировать рост затрат на энергообеспечение производства ВРП и жизнеобеспечение населения за счет сдерживания темпов роста тарифов на электрическую и тепловую энергию. Так, в системах теплоснабжения темп роста топливной составляющей тарифа будет снижен на 6,0-6,5 процента. В системах водоснабжения энергетическая составляющая затрат в тарифе будет снижена на три - четыре процента.
Таблица 7
Показатели-индикаторы оценки эффективности реализации Программы
Показатели | Фактичес- кое значение на 2004 год |
Плановое значение на момент разработки Программы (2005 год) |
Изм енение з начений пока зателей по годам |
Целевое значение на момент окончания действия Программы 2010 год) |
|||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Удельная энергоемкость, тонн условного топлива на 1000 руб. ВРП* |
0,095 |
0,089 |
0,084 |
0,080 |
0,076 |
0,073 |
0,071 |
Изменение стоимости топливно-энергети- ческих ресурсов на производство ВРП* |
- |
1,00 |
1,03 |
1,06 |
1,08 |
1,10 |
1,12 |
Душевое потребление энергоносителей, тонн условного топлива |
4040 |
4108 |
4225 |
4359 |
4519 |
4703 |
4906 |
Удельные выбросы вредных веществ, тонн на 1000 руб. ВРП* |
0,247 |
0,234 |
0,225 |
0,217 |
0,211 |
0,205 |
0,200 |
------------------------------
* расчет ВРП проведен в ценах 2001 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.