Постановление администрации Саратовской области от 19 июля 1994 г. N 313
"О комплексе мер по государственной поддержке малого предпринимательства
в Саратовской области"
Постановлением Губернатора Саратовской области от 18 июля 2007 г. N 108 настоящее постановление признано утратившим силу со дня подписания названного постановления
В целях дальнейшего развития и государственной поддержки малого предпринимательства, в соответствии с требованиями постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 года N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую программу по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Саратовской области.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы администрации Мишина В.Н.
Глава администрации области |
Ю.В.Белых |
Утверждена постановлением
администрации Саратовской области
от 19 июля 1994 г. N 313
Областная программа
развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Саратовской области на 1994-1995 годы
I. Введение
Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Саратовской области определяет основные направления, цели и приоритеты поддержки малых предприятий.
Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержке малого предпринимательства является ускорение процесса появления на местном рынке предприятий, действующих в приоритетных направлениях, создание базы для рациональной структуры местного хозяйства. Реализация этой цели должна повысить значение малого бизнеса в народном хозяйстве, привести к созданию реальной конкурентоспособной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета, росту занятости населения, повышению доли производимой ими продукции (работ, услуг) в валовом внутреннем продукте.
Меры государственной поддержки прежде всего используются для малых предприятий, занимающихся:
- производством и переработкой сельскохозяйственной продукции;
- производством продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
- оказанием производственных, коммунальных и бытовых услуг;
- строительством объектов жилищного, производственного и социального назначения;
- инновационной деятельностью.
Областной программой поддержки предпринимательства предусматривается выделение следующих основных функциональных программ и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства:
- нормативно-правовое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- финансовое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- содействие внешнеэкономической деятельности;
- мероприятия по государственной поддержке с участием областного Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции.
Совокупность данных направлений и мероприятий должна обеспечить формирование инфраструктуры малого предпринимательства в Саратовской области.
II. Анализ состояния экономического развития предприятий малых форм бизнеса
На начало января 1994 года в Саратовской области было учтено 7682 малых предприятия, из них 40,4% действовало в сфере торговли и общественного питания, 17,4% специализировались на выпуске промышленной продукции, 18,2% в выполнении строительных работ, 9,7% занималось общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка (посреднические услуги при купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты, маркетинговые, рекламные и аудиторские услуги), 5,6% научной деятельностью.
По сравнению с 1992 годом число предприятий возросло на 50,1%. Ниже приводятся данные о количестве предприятий.
1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | |
Всего | 124 | 724 | 1555 | 1939 | 1665 | 3849 | 7682 |
За отчетный период малыми предприятиями всех форм собственности произведено продукции в действующих ценах на 189,3 млрд. рублей,что в 13,8 раза превышает показатели прошлого года. Доля малых предприятий в объеме выпускаемой продукции в Саратовской области составляет 12,7%.
На долю работающих в сфере малого предпринимательства приходится 7,1% общей численности занятых по Саратовской области, 7,8% общей численности занятых на промышленных предприятиях, в строительстве 20,2%, торговле и общественном питании - 21,7%. В таких отраслях, как осуществление операций с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - 98,4% работающих, занято в малом бизнесе.
Среди учтенных малых предприятий 93,2% являются негосударственными, в том числе по формам собственности:
Всего пред- приятий в % |
В том числе по формам собственности | |||
государственной | частной | общественной | смешанной | |
100 | 6,8 | 73,6 | 0,6 | 19,0 |
Ниже приводятся данные о распределении численности работающих в малых предприятиях по секторам экономики:
Всего рабо- тающих на предприяти- ях в % |
В том числе на предприятиях | ||||
гос. сектор |
част- ный |
общест. формы |
смешан. формы |
||
Всего в том числе по от- раслям: промышленности строительства торговли и общ.пит. осуществляющих общ. ком. деятельность жилищно-ком. хоз. непроизводственных видов бытового об- служивания насел. науки и научного обслуживания |
100 100 100 100 100 100 100 |
7,0 14,4 2,5 4,1 3,8 41,2 8,3 |
72,1 58,8 76,9 85,7 66,6 23,7 58,2 |
0,7 1,2 0,6 0,2 0,5 - 0,9 |
20,2 25,6 20,0 10,0 29,1 35,1 32,6 |
Малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость высвобождаемых работников из крупных государственных предприятий и незанятого населения. Численность постоянно работающих на учтенных малых предприятиях в январе-декабре 1993 года составила 81558 человек, по сравнению с соответствующим периодом 1992 года возросла в 1,6 раза, в том числе в 1,3 раза в промышленности, в 1,6 раза - в строительстве, в 2,5 раза - на предприятиях торговли и общественного питания, в 2,6 раза - на предприятиях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, страховую, общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка.
Численность работников (включая совместителей)
Всего | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 |
1158 | 13626 | 40901 | 66147 | 51153 | 80302 | 122829 |
На малых промышленных предприятиях в 1992 было занято 28,6% от общего числа работников малого предпринимательства, в 1993 году - 32,0 в строительстве - соответственно - 39,6 и 23,2%%.
Среднемесячная оплата труда работников малых предприятий на конец года составила 33871 рубль, что на 761% превышает соответствующий период прошлого года.
III. Меры государственной поддержки малого предпринимательства
1. Совершенствование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Сроки исполнения |
1.1 Организация подготовки коммента- риев к законодательным и норма- тивным актам РФ и области. 1.2 Оказание консультационной и и методической помощи малым предприятиям и лицам, занимаю- щимся предпринимательской дея- тельностью без образования юридического лица. 1.3 Подготовка предложений по соз- данию льготных условий аренды производственных площадей для малых предприятий, работающих в приоритетных для области направлениях 1.4 Обеспечение регулярной работы семинаров по налоговой политике для предпринимателей на област- ном и районных уровнях. 1.5 Привлечение средств массовой информации к доведению правовой информации до предпринимателей и населения. 1.6 Подготовка предложений по пре- доставлению дополнительных льгот по налогообложению малых пред- приятий, действующих в приори- тетных направлениях, в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты. |
Управление юстиции администрации области Областной фонд под- держки предпринима- тельства Коммерческие банки юридические организа- ции Управление статистики Фонд имущества Комитет по экономике ГКАП Фонд поддержки предпринимательства Налоговая инспекция Фонд поддержки предпринимательства Комитет по экономике СТУ ГКАП Налоговая инспекция |
Постоянно постоянно IV квартал 1994 г. ежеквар- тально постоянно IV квартал 1994 г. |
2. Совершенствование системы финансовой поддержки малого предпринимательства
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Сроки исполнения |
2.1 Предоставление льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество малым предприятиям, работающим по приоритетным направлениям. 2.2 Выделение бюджетных ассигнований Фонду поддержки предприниматель- ства и развития конкуренции. 2.2 Подготовка предложений по рацио- нальному использованию финансо- вых средств Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции. 2.3 Подготовка предложений по под- держке коммерческих банков, ори- ентированных на кредитование субъектов малого предпринимате- льства. 2.4 Формирование системы экспертизы проектов и программ, требующих государственной поддержки. |
Комитет по экономике Налоговая инспекция Финансовое управление Комитет по экономике Комитет по экономике ГКАП Фонд поддержки пред- принимательства Управление ЦБ РФ по Саратовской области Комитет по экономике Коммерческие банки Фонд поддержки пред- принимательства Наблюдательный совет Фонда поддержки пред- принимательства Комитет по экономике |
IV квартал 1994 г. III квартал 1994 г. III квартал 1994 г. IV квартал 1994 г. III квартал 1994 г. |
3. Информационное обеспечение малого предпринимательства
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Сроки исполнения |
3.1 Формирование системы информацион- ного обеспечения малого предпри- нимательства. 3.2 Создание банка данных действующих нормативных актов в области налогообложения с комментариями о порядке их применения к субъек- там малого предпринимательства. 3.3 Создания банков данных о неиспользуемых производственных мощностях, местных источниках сырья, технологиях и "ноу-хау" для малых предприятий. 3.4 Организация оперативного статис- тического и информационно-анали- тического наблюдения за состоянием торговли, товарных рынков, услуг населению, потреб- лением основных продуктов пита- ния населением и его обеспечен- ности предметами длительного пользования. 3.5 Проведение мониторинга за образованием и деятельностью малых предприятий. |
Фонд поддержки пред- принимательства, Комитет по экономике ГКАП Комитет по экономике Фонд поддержки пред- принимательства КАП Фонд имущества Управление статистики Комитет по экономике Управление статистики районные и городские администрации |
IV квартал 1994 г. IV квартал 1994 г. I квартал 1995 г. III квартал 1994 г. постоянно |
4. Подпрограмма содействия внешнеэкономической деятельности
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Сроки исполнения |
4.1 Создание банка данных потен- циальных иностранных инвесто- ров для участия в сфере мало- го предпринимательства. 4.2 Обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в реализации программ и проек- тов внешнеэкономической дея- тельности с учетом приоритет- ных направлений их деятельнос- ти и реальных возможностей. 4.3 Разработка для потенциальных иностранных инвесторов переч- ня сфер деятельности на тер- ритории области, пользующихся режимом наибольшего благопри- ятствования. |
Управление международ- ных отношений и ВЭС, комитет по экономике, Фонд поддержки пред- принимательства Управление международ- ных отношений и ВЭС Фонд поддержки пред- принимательства Комитет по экономике Комитет по экономике Управление международ- ных отношений |
II квартал 1995 г. IV квартал 1995 г. IV квартал 1995 г. |
5. Подпрограмма кадрового обеспечения
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Сроки исполнения |
5.1 Эффективное использование сис- темы подготовки и переподго- товки людей, обучения их навы- кам предпринимательства 5.2 Использование банка данных специалистов, стоящих на учете в службе занятости в целях развития малого предпринима- тельства. 5.2 Эффективное использование сис- темы повышения квалификации работников органов управления, занимающихся развитием пред- принимательства. 5.3 Подготовка предложений направ- ленных на создание льготных условий для деятельности пред- приятий организаций, осуществ- ляющих обучение и переподго- товку кадров для сферы малого предпринимательства. 5.4 Разработка региональной про- граммы преподавания курса эко- номики в общеобразовательных учебных заведениях, методичес- ких рекомендаций и учебных пособий по данной программе. |
Областной центр занятости населения Кадровый центр Областной центр занятости населения Кадровый центр Комитет по труду и занятости населения Комитет по экономике Управление народного образования Кадровый центр |
постоянно постоянно постоянно III квартал 1994 г. IV квартал 1994 г. |
IV. Мероприятия областного фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции
На первом этапе работа Фонда осуществляется в основном в форме финансовой помощи.
В период формирования Уставного капитала, в целях защиты собственных средств от инфляционных процессов, Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям, обеспечивающим наиболее эффективное использование средств:
- выступает в качестве гаранта перед коммерческими банками при предоставлении ими кредитов предприятиям малого бизнеса;
- берет на себя обязательства по уплате части банковских процентов;
- финансирует проекты при долевом участии;
- оказывает информационное обслуживание.
В некоторых случаях возможно применение льготного кредитования и финансирования на безвозмездной основе.
Финансовая помощь может быть оказана субъектам малого предпринимательства, представившим проекты, в уставном капитале которых доля государства, государственных предприятий и общественных фондов не превышает 25 процентов. Проекты должны отвечать следующим требованиям:
- проект должен осуществляться в рамках приоритетных направлений;
- проект должен представлять высокую социальную и экономическую значимость для области, т.е. быть высокорентабельным;
- проект должен быть представлен бизнес-планом (приложение 1).
Проект, удовлетворяющий всем требованиям, прошедший процедуру конкурсного отбора, включается в программу финансовой поддержки малого предпринимательства.
Порядок отбора проектов
1. Одним из главных способов отбора проектов будет проведение ежеквартальных конкурсов среди предприятий малого бизнеса и предпринимателей.
2. Критериями оценки экономической перспективности проектов являются:
- степень подготовки и опыт работы управленческого персонала предприятия;
- экономическая эффективность реализации проекта;
- конкурентоспособность и качество продукции;
- наличие рынка сбыта продукции;
- технико-экономические показатели предприятия;
- потребности в дополнительном производственном оборудовании и капитальном строительстве;
- финансовое состояние предприятия.
3. Если проект в целом представляет интерес, Фондом будет назначена экспертная группа для его всесторонней оценки.
4. После экспертизы экспертная группа представляет отчет со своими заключениями по поводу эффективности проекта в исполнительную дирекцию Фонда.
5. Отобранные проекты со всей необходимой документацией представляются исполнительной дирекцией наблюдательному совету для определения победителя конкурса.
Условия предоставления финансовых ресурсов
При принятии решения о кредитовании субъекта малого предпринимательства удельный вес кредита Фонда в общей сумме финансирования проекта устанавливается в пределах от 50 до 70% от общего объема затрат. Остальная сумма изыскивается ссудозаемщиком за счет других источников, в первую очередь собственных. Процентная ставка за пользование кредитными ресурсами Фонда колеблется от 50% до 90% от установленной процентной ставки Центрального банка Российской Федерации. Кредит выдается сроком до 1 года на сумму до 50 млн. рублей, а в относительно редких случаях Фонд может рассмотреть возможность принятия на себя больших обязательств, под залог имущества (материальных ценностей и ценных бумаг), банковские гарантии или другие приемлемые формы гарантий, а также страховку объекта.
В случае принятия решения о уплате Фондом части процентов по кредитам, выданных субъектам предпринимательства банками, также необходимо применять залоговое и страховое право.
Порядок контроля за использованием финансовых средств
Фонд постоянно контролирует использование выделенных финансовых средств. Процесс контроля включает в себя изучение финансово-хозяйственной документации, контрольные проверки предприятия, совещания с управленческим аппаратом, а также анализ внешних факторов, которые могут оказать существенное влияние на работу предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Саратовской области от 19 июля 1994 г. N 313 "О комплексе мер по государственной поддержке малого предпринимательства в Саратовской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Саратовской области от 18 июля 2007 г. N 108 настоящее постановление признано утратившим силу со дня подписания названного постановления