Постановление администрации Саратовской области от 27 сентября 1994 г. N 406
"Об основных направлениях содействия предприятиям
в подготовке персонала на производстве"
Постановлением Губернатора Саратовской области от 18 июля 2007 г. N 108 настоящее постановление признано утратившим силу со дня подписания названного постановления
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 года N 796 "О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве" постановляю:
1. Утвердить мероприятия и основные направления содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве (прилагаются).
2. Возложить на комитет по труду и занятости населения администрации области координацию работы по реализации Основных направлений содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве, утвержденных постановлением Правительства от 6 июля 1994 г. N 796, и контроль по их выполнению.
3. Администрациям городов и районов области, комитету по труду и занятости населения администрации области, предприятиям и организациям разработать к 1 декабря 1994 года региональные и внутрипроизводственные программы подготовки персонала на производстве, предусматривающие укрепление методической базы образовательных подразделений предприятий, кадровое и методическое обеспечение внутрипроизводственного профессионального обучения, необходимые меры по развитию подготовки и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов.
4. Согласиться с предложением комитета по труду и занятости населения администрации области о создании на базе Саратовской государственной экономической академии и АО "Саратовский авиационный завод" областного центра по подготовке и переподготовке персонала на производстве.
Управлению образования администрации области провести лицензирование центра.
5. Одобрить инициативу предприятий и организаций по созданию Саратовского областного отделения Всероссийской ассоциации развития персонала для обобщения и распространения передового опыта в области организации труда, производства и управления, профессионального обучения кадров в условиях рыночной экономики.
Комитету по труду и занятости населения администрации области с участием заинтересованных администраций городов и районов оказать содействие предприятиям и организациям в создании указанной ассоциации.
6. Комитету по вопросам индустриального комплекса и комитету по экономике администрации области подготовить предложения о финансовом обеспечении подготовки персонала на производстве в условиях рыночной экономики, стимулирования деятельности работодателей по организации внутрипроизводственного обучения работников и предоставления социальных гарантий этим работникам в период профессионального обучения на производстве.
Первый заместитель Главы администрации
Саратовской области |
Л.Е.Ващенков |
Мероприятия по реализации основных направлений содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве
N п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственные за исполнение |
Срок исполнения |
1. 1.1. |
Нормативно-правовое обеспечение Разработка системы стимулиро- вания предприятий в развитии персонала на производстве на областном уровне. |
Комитеты по эконо- мике и по вопросам индустриального комплекса |
1994 год октябрь |
2. 2.1. 2.2. |
Организационная работа Разработка областной програм- мы подготовки персонала на производстве Оказание содействия Саратовс- кому областному отделению Всероссийской ассоциации раз- вития персонала |
Комитет по труду и занятости населе- ния -//- |
1994-1995 годы IV-I кв. 1994-1995 годы IV-I кв. |
3. 3.1. 3.2. 3.3. |
Кадровое и методическое обеспечение Подготовка основных видов учебных и тематических пла- нов, требований к содержанию, формам и методам обучения в системе внутрипроизводствен- ной подготовки кадров Организация обучения кадров преподавателей внутрипроиз- водственного обучения Организация обучения работни- ков кадровых служб предприя- тий и организаций по пробле- мам управления персоналом в условиях рыночной экономики |
Саратовская госу- дарственная эко- номическая акаде- мия -//- -//- |
1994-1995 годы ноябрь -//- -//- |
4. 4.1. |
Разработка целевых проектов Создание областного центра по подготовке и переподготовке персонала на производстве |
Саратовская госу- дарственная эко- номическая акаде- мия, АО САЗ |
1994-1995 годы IV-I кв. |
Основные направления
содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве
I. Проблемы внутрипроизводственной подготовки персонала
Кадровый потенциал предприятий и организаций Российской Федерации является важнейшим стратегическим фактором, определяющим успех проводимой экономической реформы. Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможности реализации программы структурной перестройки экономики, диверсификации, конверсии и расширения производства, повышение качества продукции и роста производительности труда.
Анализ положения дел показывает, что уровень квалификации работников на предприятиях является серьезным сдерживающим фактором экономических реформ и во многом не соответствует требованиям рыночной экономики.
Отмечается существенное снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих, особенно молодых, падение трудовой и производственной дисциплины, нежелание интенсивно работать, сопротивление перестройке производства. Критическое положение сложилось в настоящее время с квалификацией руководителей и специалистов предприятий. Им недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях.
В то же время система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. Практически перестала действовать система повышения квалификации. Кадровые службы не превратились в службы управления персоналом.
Отсутствие у предприятий опыта деятельности в условиях рыночной экономики требует существенной реорганизации сложившейся системы кадров на производстве, приведения ее в соответствие с требованиями рынка, мировой практикой с целью непосредственного вовлечения работников в осуществление экономических реформ. При этом система внутрипроизводственного обучения персонала должна обеспечивать расширенное воспроизводство трудового потенциала предприятий и организаций в соответствии с запросами научно-технического прогресса, являясь одновременно своеобразным корректором требований государственных стандартов образования на всех ступенях профессионального обучения. Эта система должна носить массовый и в то же время дифференцированный характер, иметь строгую направленность на решение практических задач предприятий, располагать механизмом стимулирования работников к приобретению новых знаний и навыков.
II. Цели и задачи реорганизации системы профессиональной подготовки кадров на производстве
Основные направления содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве (далее именуются - Основные направления) предусматривают разработку и реализацию мер государственной поддержки предприятий в области подготовки кадров на производстве и ставят своей целью:
сохранение и рациональное использование профессионального потенциала производственных организаций, социальную защиту высвобождаемых с предприятий работников, смягчение последствий скрытой безработицы в соответствии с принципами активной социальной политики;
повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг на основе распространения знаний и опыта применения персоналом предприятий современных технологий, эффективных методов организации труда, управления и производства;
поддержку инновационных преобразований рабочих мест предприятий и организаций с целью обеспечения роста производительности труда и достижения современного уровня экологической безопасности;
создание возможностей для профессионального роста, самореализации работников в условиях свободной экономики, на основе повышения мотивации к труду, использования новейших российских и зарубежных программ, средств и технологий обучения;
повышение уровня профессионализма и компетенции персонала на предприятиях, эффективного их использования в соответствии с запросами производства;
организацию переобучения кадров в связи с перепрофилированием производства;
накопление профессионального потенциала для обеспечения экономического развития предприятий.
Первоочередные меры по реорганизации системы внутрипроизводственного обучения персонала предусматривают:
создание нормативно-правовой базы развития персонала, его научно-методического и информационного обеспечения;
приоритетную поддержку предприятий, осуществляющих под будущее развитие производства (модернизацию, перепрофилирование) переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений;
развитие консультационных услуг по ориентации предприятий всех видов и форм собственности на перспективные направления развития производства, осуществление необходимых инновационных преобразований;
определение и закрепление статуса образовательных подразделений и структур по подготовке кадров на предприятиях, установление единого порядка их лицензирования, аттестации и государственной аккредитации;
укрепление и переоснащение учебно-производственной базы образовательных подразделений предприятий в соответствии с запросами производства;
подготовку и повышение квалификации инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющего профессиональное обучение кадров непосредственно на производстве;
оздоровление финансового положения системы внутрипроизводственного обучения за счет установления соответствующих норм и льготного налогообложения, привлечения внебюджетных источников финансирования;
введение системы стимулов для работодателей и работников по повышению профессионального мастерства персонала, обеспечения защиты профессионализма.
Ведущая роль в реорганизации системы профессиональной подготовки кадров на производстве отводится субъектам Российской Федерации, где обеспечивается взаимность и баланс интересов по развитию внутрипроизводственной (внутрифирменной) подготовки кадров: предприятий и организаций, образовательных учреждений, объединений работодателей и трудящихся.
В рамках региона должна обеспечиваться вся практическая деятельность по формированию квалифицированных трудовых ресурсов и их эффективному использованию на основе социального партнерства, координации деятельности государственных, негосударственных предприятий и общественных организаций.
III. Стратегия и условия реализации основных направлений
Общая стратегия намечаемых мер заключается в предоставлении широких возможностей персоналу предприятий для получения знаний и навыков, необходимых в период перехода к рыночным механизмам хозяйствования, и построении в дальнейшем на этой основе непрерывного обучения кадров на производстве.
Основными направлениями предусматривается создание на федеральном и региональных уровнях системы методической и организационной помощи предприятиям по распространению отечественного и зарубежного передового опыта эффективного использования профессионального потенциала и последовательного его развития, организации труда, управления, применения новых технологий и реорганизации производства через обучение руководителей и специалистов, вооружение их знаниями по обеспечению успешной деятельности в условиях рыночной экономики, предотвращению массовых увольнений при банкротстве и санации предприятий.
Общая координация работы по реализации Основных направлений на федеральном уровне осуществляется Министерством труда Российской Федерации, на региональном уровне - территориальными органами по труду и занятости.
В необходимых случаях вопросы подготовки персонала на производстве выносятся на рассмотрение Межведомственной комиссии по кадровому обеспечению экономической реформы.
В целях осуществления функций по обобщению и распространению передового опыта по организации труда, производства и управления, профессиональной подготовки персонала на производстве создается Ассоциация развития персонала (в дальнейшем - АРП), образуемая на договорной основе предприятиями и организациями (юридическими лицами) при содействии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Обучение кадров на производстве предполагается осуществлять из конкретных задач предприятий и организаций, перспектив их развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест.
Для осуществления начальной профессиональной подготовки кадров с выдачей диплома установленного образца образовательные подразделения предприятий должны получать в установленном порядке соответствующую лицензию.
Для обучения кадров в профессиональных образовательных учреждениях соответствующие федеральные органы исполнительной власти определяют базовые профессии по ограниченному перечню без относительной отраслевой специализации и разрабатывают профессионально-квалификационные требования к качеству подготовки (государственный стандарт образования).
При этом имеется в виду, что конкретная специализация должна осуществляться преимущественно на учебной базе предприятий или в образовательных учреждениях по заявке предприятий, по учебным планам, разрабатываемым самими предприятиями совместно с образовательными учреждениями.
Намечаемое разделение процесса обучения позволит изменить подготовку кадров в системе профессионального образования (сократить сроки обучения, улучшить технологию преподавания, повысить качество). Одновременно предполагается ввести систему обязательной краткосрочной (2-3 месяца) профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений на предприятиях.
Проведение работы по созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы обучения кадров на производстве, предусмотренной Основными направлениями, будет способствовать: сохранению преемственности и развитию взаимосвязи системы обучения персонала на производстве с системой профессионального образования:
подготовке персонала предприятий по вопросам обеспечения экологической безопасности производственной деятельности;
контролю за организацией и содержанием обучения персонала на предприятиях, отличающихся вредными и особо опасными условиями труда;
обеспечению сочетания учебы и работы вновь нанимаемого персонала предприятий;
предоставлению более широких возможностей для обучения кадров во внерабочее время, включая заочную форму обучения;
обеспечению равных возможностей для профессиональной подготовки различным категориям работающих на предприятиях (молодежи, женщинам, лицам предпенсионного возраста, инвалидам и др.) при дифференцированном подходе к использованию форм обучения.
Предполагается разработать финансовый механизм системы воспроизводства квалифицированной рабочей силы на предприятиях, определить норматив обязательных минимальных инвестиций в развитие персонала.
Намечается ввести систему стимулов для предприятий по развитию персонала с осуществлением предприятиями мер по усилению заинтересованности работников в непрерывном повышении своих знаний и навыков. С этой целью могут вводиться компенсация затрат на обучение персонала, тарифные системы, учитывающие повышение размера ставки (оклада) после обучения, надбавки, доплаты и другие формы экономической заинтересованности персонала в обучении и использовании новых навыков и знаний в практической работе.
В ходе реализации Основных направлений намечается разработка Федеральной программы развития кадрового потенциала России на период до 2000 года и целевых проектов: "Мониторинг производственной сферы на федеральном и региональных уровнях", "Создание системы консультационных услуг по вопросам развития персонала", "Формирование рынка учебных услуг", "Подготовка преподавательских кадров для обучения на производстве", "Информационное обеспечение системы развития персонала на производстве", "Создание экспериментальных регионально-отраслевых учебных центров на предприятиях", "Формирование трудового потенциала для наукоемкого производства".
Целевые проекты включают в себя проведение конкретных исследований и экспериментов, внедрение результатов в практику, осуществление организационно-экономических, нормативно-правовых решений, их информационное и методическое обеспечение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Саратовской области от 27 сентября 1994 г. N 406 "Об основных направлениях содействия предприятиям в подготовке персонала на производстве"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Саратовской области от 18 июля 2007 г. N 108 настоящее постановление признано утратившим силу со дня подписания названного постановления