Постановление администрации Саратовской области от 5 января 1994 г. N 6
"Об утверждении Типовых правил торговли"
14 марта, 27 июня, 6 июля, 8 августа, 19 октября 1994 г., 8 декабря 1997 г., 6 февраля 1998 г.
Постановлением Губернатора Саратовской области от 29 декабря 1999 г. N 498 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях создания единой нормативной базы для упорядочения работы субъектов предпринимательской деятельности в сфере торговли и общественного питания, реализации требований законодательства по защите прав потребителей, во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации "О свободе торговли" от 23 июня 1992 года, в соответствии с постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 332 "Об утверждении Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания" и от 8 октября 1993 года N 995 "О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров" постановляю:
1. Утвердить Типовые правила торговли Саратовской области согласно приложению.
2. Рекомендовать администрациям городов и районов:
принять правила торговли на подведомственной территории к исполнению, включая в качестве обязательного условия в лицензию на право торговли;
контроль за исполнением Типовых правил торговли возложить на органы государственного контроля в соответствии с их компетенцией: Госторгинспекцию, Госсанэпиднадзор, Госпожнадзор, налоговую инспекцию, УВД и органы управления торговлей на местах.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по торговле администрации области.
Глава администрации области |
Ю.В.Белых |
Приложение
к постановлению администрации Саратовской области
от 5 января 1994 г. N 6
Типовые правила торговли
I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила регулируют деятельность всех хозяйствующих субъектов в сфере торговли и общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".
1.2. Хозяйствующий субъект в сфере торговли и общественного питания - это предприятие (являющееся или не являющееся юридическим лицом), выполняющее функции: по торговому обслуживанию населения, изготовлению, реализации и организации потребления кулинарной продукции и предоставлению услуг, а также гражданин-предприниматель, занимающийся этими видами деятельности.
1.3. Юридические и физические лица осуществляют функции, перечисленные в п. 1.2. настоящих правил, на основании устава либо регистрационного свидетельства и лицензии на право торговли, а также в некоторых случаях на основании специальных дополнительных лицензий (на реализацию товаров, облагаемых акцизами).
Постановлением администрации Саратовской области от 19 октября 1994 г. N 429 пункт 1.3. дополнен следующим абзацем
Для обеспечения права потребителей на достоверную информацию о качестве реализуемой продукции торгующие организации, осуществляющие торговлю алкогольной продукцией, должны указывать в ценниках на продукцию категорию качества продукции в соответствии со стандартами РФ. Распространить действие части 6-й настоящих Правил на импортную и отечественную продукцию, выпускаемую по оригинальным рецептурам и другим документам типа ТУ и СТП.
1.4. Администрации (собственники) предприятий могут самостоятельно устанавливать дополнительные условия для потребителей (пользование инвентарными корзинами, ограничение курения, запрещение находиться в верхней одежде - в предприятиях общественного питания и т.п.), не противоречащие действующему законодательству.
II. Организация обслуживания и взаимоотношения с потребителями
2.1. Товарный профиль и минимальный ассортиментный перечень определяются лицензией, выдаваемой органами лицензирования.
2.2. Предприятия торговли и общественного питания обязаны в наглядной и доступной форме довести до потребителей информацию о наименовании, типе, классе предприятия, его адресе (местонахождении собственника), режиме работы, минимальном ассортиментном перечне товаров и продукции, дополнительных услугах, прейскурант цен, меню. В торговом зале в доступном месте должна находиться книга отзывов и предложений, прошнурованная и скрепленная печатью местной администрации.
За предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товарах, продукции, услугах предприятие (предприниматель) несет ответственность в порядке, установленном Законом РФ "О защите прав потребителей".
2.3. Режим работы предприятий устанавливается собственником предприятия; муниципальным предприятиям (смешанной формы собственности) режим устанавливается по согласованию с местной администрацией. Объявленные часы работы должны соблюдаться предприятиями всех форм собственности.
Закрытие предприятия на ремонт или для проведения других заранее запланированных мероприятий производится не ранее, чем через 5 дней после извещения об этом соответствующей администрации и покупателей специальным объявлением.
2.4. Помещения торгового предприятия, прилегающая к ним территория (не менее 5 метров), витрины, оборудование, инвентарь, процесс работы должны отвечать правилам техники безопасности, санитарной, противопожарной и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа.
Руководители предприятий и граждане-предприниматели несут ответственность за своевременное проведение работ по очистке и уборке территорий, прилегающих к находящимся в их ведении палаткам, киоскам, лоткам и др. мелкорозничной сети, а также за их содержание в соответствии с установленными требованиями.
Правила торговли должны быть доведены до сведения покупателей каждым торговым предприятием, независимо от формы собственности.
Постановлением администрации Саратовской области от 27 июня 1994 г. N 277 настоящее постановление было дополнено пунктом 2.5.
2.5. Реклама алкогольных и табачных изделий в средствах массовой информации не допускается.
Запрещается реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, без предъявления сертификатов соответствия.
III. Продажа товаров
3.1. Продажа товаров производится всем гражданам на общих основаниях. Запрещается обуславливать продажу одних товаров покупкой других. Исключением являются наборы, составленные производителем (поставщиком, комитентом).
3.2. Льготы в торговом обслуживании предоставляются отдельным категориям населения в соответствии с действующим порядком.
3.3. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам товаров, имеющих и требующих предостережения при их использовании и хранении, а также продажа винно-водочных изделий, пива и табачных изделий в соответствии с действующим законодательством.
Продажа товаров, для которых установлены особые правила торговли (оружие, боеприпасы, комиссионные товары, предметы детского обихода и др.), осуществляется с соблюдением также и этих особых правил.
3.4. Администрация предприятия (предприниматель) обязаны обеспечить наличие ценников на реализуемые товары.
3.5. Товары, на которые устанавливаются нормы отпуска, продаются с соблюдением этих норм.
3.6. В магазинах покупателям предоставляется возможность проверить правильность веса и меры отпущенных товаров. Для этого в торговых залах устанавливаются контрольные весоизмерительные приборы, которые должны иметь клейма, нанесенные в установленном порядке.
3.7. Обмен товаров либо возврат денег производится по требованию покупателей в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".
3.8. Запрещается в черте населенных пунктов производить продажу спиртных напитков в розлив из бочек, цистерн, в помещениях, не соответствующих требованиям санитарного режима, а также торговлю вино-водочными изделиями вблизи учебных, детских учреждений, больниц, во всех видах общественного транспорта; на предприятиях общественного питания - немаркированных штампом предприятия.
3.9. Запрещается продажа товаров недоброкачественных, не имеющих должного товарного вида, с истекшими сроками реализации, а также без установленной документации по качеству.
3.10. Продавец (кассир) обязан получить деньги за проданный товар без ограничения в приеме отдельных денежных купюр, произвести правильный, в соответствии с прейскурантами счет и выдать сдачу. Для стационарной торговой сети обязательно наличие кассовых аппаратов.
3.11. Во всех случаях совершения покупки продавец обязан выдать подтверждающий ее документ (кассовый чек, товарный чек, закупочный акт, справку и т.п.).
При продаже товаров, имеющих технический паспорт или иной заменяющий его документ работники магазина обязаны сделать в нем соответствующую отметку.
3.12. Товар в зале самообслуживания может отбираться покупателем с использованием инвентарных корзин. При выходе покупателей из зала самообслуживания работникам магазина запрещается проверять их личные сумки, портфели и т.п.
3.13. Штаты предприятий общественного питания, связанных непосредственно с производством и реализацией продукции независимо от форм собственности, укомплектовываются кадрами, имеющими специальную подготовку, а младший обслуживающий персонал обязан пройти минимальную санитарную подготовку.
3.14. В течение установленного времени работы руководство предприятия обязано обеспечить непрерывный процесс обслуживания покупателей.
Не разрешается прекращать доступ покупателей в магазин (предприятие общественного питания) до начала обеденного перерыва или до окончания времени его работы. Касса прекращает работать в точном соответствии с установленными часами работы, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале. За 5 минут до прекращения обслуживания работники торгового предприятия предупреждают об этом покупателей.
Вход покупателей в предприятия общественного питания прекращается за 15 минут до закрытия предприятий, работающих по методу самообслуживания, и за 30 минут до закрытия предприятий, работающих с официантами.
IV. Обслуживание потребителей предприятиями общественного питания
О правилах торговли для летних кафе см. решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 1998 г. N 18-169
4.1. Формы и методы обслуживания потребителей определяются руководителем (собственником) предприятия, исходя из минимальных требований к данному типу и классу предприятия общественного питания, установленных в соответствии с действующими нормативными актами (стандартами).
4.2. Обслуживание потребителей официантами применяется в обязательном порядке в ресторанах классов "люкс" и "высший". Официанты должны иметь униформу, соответствующую интерьеру предприятия и особенностям обслуживания.
В предприятиях общественного питания классов "люкс", "высший" и "первый" (за исключением баров) в процессе подготовки зала к обслуживанию выполняется предварительная сервировка столов.
При комбинированном обслуживании в зале предприятия выделяется зона раздачи продукции, состоящая из прилавков самообслуживания, барных стоек или другого оборудования. Потребителями самостооятельно подбираются холодные закуски, напитки, десерты либо эта продукция отпускается барменом (буфетчиком). Горячие блюда и напитки, вино-водочные изделия отпускаются официантом по заказу.
В столовых, а также других предприятиях общественного питания, работающих по методу самообслуживания, допускается упрощенная сервировка столов: приборы со специями (солонка, перечница), бумажные салфетки.
С учетом соблюдения санитарных норм количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно быть не менее трехкратного количества по числу мест в зале.
Применяемые на производстве и в торговом зале посуда, приборы, инвентарь должны быть изготовлены только из материалов, разрешенных органами санитарно-эпидемиологического надзора.
В предприятиях общественного питания классов "люкс" и "высший" должен работать персонал, знакомый со стандартами на услуги и продукцию предприятий общественного питания, действующими в Российской Федерации, а также со спецификой кулинарии и обслуживания в других государствах.
4.3. В предприятиях общественного питания используются различные способы расчетов за питание: предварительный, оплата после отбора блюд, оплата после приема пищи, саморасчет; формы расчетов за питание определяются в зависимости от метода обслуживания, специфики обслуживаемого контингента, типа предприятия и его специализации.
Там, где обслуживание осуществляется официантами, оплата отпущенной продукции осуществляется по выданному официантом счету.
Затраты времени с момента предоставления потребителю места за столом до подачи холодных блюд и закусок должны составлять не более 20 минут.
В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, студенты, учащиеся и др.), может использоваться расчет по индивидуальным или групповым абонементам.
4.4. Наряду с основной деятельностью, предприятия общественного питания должны оказывать дополнительные услуги, перечень которых индивидуален для каждого типа и класса предприятий и определяется стандартом.
Стоимость дополнительных услуг должна быть указана в меню или прейскурантах.
Вне торгового зала посетителям должна быть предоставлена возможность ознакомиться с меню, прейскурантами вин и дополнительными условиями обслуживания, установленными администрацией (собственником) предприятия.
В торговых залах посетитель в обязательном порядке информируется о стоимости блюд и изделий, емкости бутылки напитка, цене всей емкости, 50 и 100 г напитка. В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, служащие, студенты, учащиеся и др.), в меню, кроме того, указывается выход кулинарной продукции, а в других типах предприятий по просьбе посетителей эта информация дается обслуживающим персоналом.
4.5. Администрация (собственник) предприятия самостоятельно разрабатывает ассортиментный перечень блюд, изделий, напитков с учетом полного соблюдения санитарных и технологических требований, а также стандартов для данного типа и класса предприятий и согласовывает его с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора и местной администрацией при получении лицензии на право деятельности в сфере общественного питания.
Перечень блюд, закусок, вино-водочных изделий, указанных в меню и прейскурантах, должен выдерживаться в течение всего времени работы торгового зала предприятия.
В предприятиях классов "люкс", "высший" все виды печатной рекламы (обложки и вкладыши меню, прейскуранты вин, пригласительные карточки, проспекты и прочее) изготавливаются на высокохудожественном уровне.
В ресторанах, кафе, барах предусматривается музыкальное обслуживание.
4.6. В предприятиях общественного питания при гостиницах, вокзалах, аэропортах, по месту работы и учебы, а также в предприятиях, обслуживающих социально незащищенные группы населения, наряду с традиционными формами реализации продукции, может применяться продажа комплексных завтраков, обедов, ужинов, разнообразных по дням недели с учетом рациональных норм и особенностей питания.
4.7. Предприятия общественного питания, независимо от формы собственности, должны предоставить потребителю возможность проверки соответствия реализуемого изделия (услуги) требованиям нормативной документации. Лица, занимающиеся изготовлением и продажей продукции общественного питания в порядке индивидуальной трудовой деятельности, должны по просьбе потребителя предъявить ему лицензию на право производства и реализации указанной продукции.
В процессе обслуживания в предприятиях общественного питания по желанию потребителей готовая кулинарная продукция и покупные товары, включая вино-водочные изделия, могут отпускаться "на вынос" в соответствующей упаковке.
4.8. При приеме заказа на обслуживание различных торжеств, ритуальных мероприятий администрация (собственник) предприятия должна гарантировать их проведение в сроки, установленные взаимными обязательствами. В случае невозможности организации обслуживания по независящим от администрации (собственника) причинам она обязана обеспечить проведение этого мероприятия в другом предприятии общественного питания без ущемления интересов потребителя, поставив его об этом в известность не менее чем за 7 дней. Заказчик имеет право отказаться от заказа полностью не позднее, чем за сутки до момента обслуживания.
Постановлением Губернатора Саратовской области от 6 февраля 1998 г. N 54 раздел V изложен в новой редакции
V. Правила торговли на рынках
5.1. Рынок является торгово-посредническим предприятием, созданным в предусмотренной Гражданским Кодексом Российской Федерации организационно-правовой форме, обеспечивающим условия для реализации продовольственных и непродовольственных товаров, создание необходимых условий и удобств покупателям, а также лицам, осуществляющим торгово-закупочную деятельность, местом, где совершаются сделки купли-продажи как продовольственных, так и непродовольственных товаров.
5.2. Рынки на территории Саратовской области размещаются по решению администраций муниципальных образований.
5.3. Непосредственное руководство хозяйственной деятельностью рынка осуществляет его дирекция.
5.4. Целью деятельности рынков является создание необходимых условий для организации торговли как продовольственными, так и непродовольственными товарами гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
5.5. Рынок должен иметь:
заасфальтированную или замощенную торговую площадь, изолированную от прилегающей территории специальным ограждением;
входы и въезды, закрывающиеся по окончании работы, оформленную вывеску с наименованием рынка, указанием его режима работы;
оборудованные стационарные и сезонные пронумерованные места (дополнительно установленные прилавки и столы) в соответствии с проектом;
свободный доступ к местам торговли, обеспечивающий проход покупателей по рынку;
специальные места для продажи отдельных групп товаров, обозначенные указателями;
установленный на доступном месте информационный щит с указанием режима работы, ассортимента товаров, разрешенных к реализации на данном рынке, выпиской из настоящих Правил, размерах разового сбора с торгующих, информацией о местонахождении дирекции рынка, стационарного пункта охраны правопорядка, контролирующих органов, а также другой необходимой информацией, касающейся деятельности рынка;
лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы для проверки качества пищевых продуктов.
5.6. На территории рынка могут располагаться:
торгово-закупочные и торгово-заготовительные предприятия;
предприятия массового питания и бытового обслуживания населения, стационарные пункты охраны правопорядка.
5.7. Запрещается продажа на рынках:
скоропортящихся и особо скоропортящихся продуктов физическими и юридическими лицами без применения холодильного оборудования и других необходимых условий для хранения и реализации товаров;
грибов и другой продукции, изготовленной из них, без заключения, выданного лабораторией ветеринарно-санитарной экспертизы, зарегистрированного днем не позднее дня продажи, консервированной продукции домашнего приготовления;
драгоценных металлов и камней и изделий из них, за исключением специализированных магазинов, отделов, расположенных на территории рынка;
огнестрельного, газового, холодного оружия, форменного обмундирования, белья со штампом учреждений;
лекарственных препаратов, за исключением аптечных лотков;
валюты и ценных бумаг, за исключением стационарных пунктов, расположенных на территории рынков.
Торговые места для реализации товаров предоставляются на срок не более 7 дней.
Дирекция рынка несет ответственность за несоблюдение условий договора о предоставлении торгового места.
5.8. Администрация рынка обязана:
обеспечивать соблюдение установленных санитарных и противопожарных правил;
создавать продавцам соответствующие условия для осуществления торговли, четко разграничить торговые площади рынков по группам товаров;
предоставлять торговые места юридическим, физическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим торговлю на рынках, только при наличии у них документов, предусмотренных действующим законодательством;
предоставлять камеры хранения, холодильники только по предоставлении соответствующих документов, подтверждающих проведение ветеринарно-санитарной экспертизы реализуемой продукции, подлежащей экспертизе, и датированных не позднее дня обращения;
обеспечить работу проката мерных кружек, вилок, прочего инвентаря, санитарной одежды (фартуков, курток, нарукавников, косынок), исправных весоизмерительных приборов, инвентаря с действительными государственными клеймами, с присвоенными инвентаризационными номерами по количеству торговых мест;
создавать условия для санитарной обработки весоизмерительных приборов и торгового инвентаря, иметь в наличии в специально отведенном месте весоизмерительные приборы для контрольного взвешивания;
ежедневно вести журнал о предоставлении торговых мест с указанием наименования юридических лиц, фамилии, имени, отчества физических лиц, суммы разового сбора за место торговли, данных свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве предпринимателя.
Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью администрации муниципального образования области;
содержать в надлежащем санитарном состоянии территорию рынка, торговые места, места общего пользования, прилегающую к рынку территорию с выполнением комплекса дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий;
обеспечивать противопожарную и сторожевую охрану рынка;
проводить мероприятия по благоустройству и реконструкции рынка, созданию необходимых условий для повышения культуры торговли, упорядочению разграничения торговых мест за счет их нумерации, установить нормативы площади одного торгового места;
согласовывать с администрациями муниципальных образований области режим работы и ассортимент товаров, обеспечивать их соблюдение;
согласовывать с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора ассортимент товаров, допущенных к реализации на данном рынке, обеспечивать их соблюдение;
создать необходимые условия для осуществления совместно с контролирующими и правоохранительными органами контроля за соблюдением участниками торгового процесса действующего законодательства, настоящих Правил, санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и иных норм и правил;
обеспечивать лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы необходимыми производственными помещениями;
обеспечивать изолированное хранение мяса, рыбы и других скоропортящихся продуктов в холодильных камерах-изоляторах на период лабораторного исследования на инфекционные и инвазионные заболевания;
предусматривать предоставление торговых мест преимущественно местным сельхозпроизводителям.
5.9. Дирекция имеет право:
проверять непосредственно или через штатных контролеров выполнение настоящих Правил продавцами. Контролеры должны быть одеты в спецодежду, иметь нагрудное удостоверение с фотографией и указанием фамилии, имени, отчества;
лишать нарушителей настоящих Правил торговых мест;
заключать договоры на аренду помещений и торговых мест и расторгать их в случае несоблюдения условий договора, настоящих Правил либо использования не по целевому назначению, а также при нарушении общественного порядка, санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных норм и правил и в иных случаях, предусмотренных законодательством и договорами;
за дополнительную плату, утвержденную дирекцией рынка оказывать следующие услуги:
разруб мяса;
предоставление торгового оборудования, зонта от дождя и солнца;
взвешивание товаров на весах рынка;
разгрузка, погрузка товаров силами рынка;
хранение товара и вещей продавцов в специальных помещениях, холодильниках, на складах, в овощехранилищах, в камерах хранения;
предоставление тележек для перевозки товаров;
предоставление холодильных прилавков при торговле мясом и другими скоропортящимися продуктами;
перевозка товаров транспортом рынка;
комнаты для примерки;
предоставление охраняемой платной стоянки автотранспортных средств, расположенной на территории рынка.
Разовый сбор за право торговли, аренды места и плата за услуги вносятся в кассу рынка или контролеру с выдачей плательщику именного документа, подтверждающего оплату, а при приемке продуктов питания на хранение - также и накладной.
5.10. Продавец обязан:
осуществлять торговлю на рынке с соблюдением установленных санитарных и противопожарных правил. Продажа продовольственных или иных товаров, подлежащих сертификации, осуществляется только при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность (сертификатов, качественных удостоверений, заявлений - деклараций, справок соответствующих экспертиз).
При осуществлении юридическим или физическим лицом торговли в нескольких торговых точках вышеуказанные документы должны быть на каждом обособленном торговом объекте;
в случаях, установленных законодательством, осуществлять реализацию товаров только при наличии лицензии;
при осуществлении торгового процесса использовать только весоизмерительные приборы и инвентарь, прошедшие государственную проверку и имеющие соответствующие клейма, соблюдая при этом установленные Правила пользования весоизмерительными приборами;
юридические лица, осуществляющие реализацию товаров на рынках, должны обеспечить наличие правильно оформленных ценников на реализуемые товары и по требованию покупателя дать полную информацию об изготовителях, основных потребительских свойствах товаров и ценах на них, обеспечить надлежащий уровень обслуживания покупателей, отпуск товаров полной мерой и весом;
соблюдать санитарно-гигиенические и экологические, противопожарные нормы и Правила, содержать в порядке и чистоте торговые места, использовать при торговле всеми видами сельхозпродуктов и продовольствия санитарную одежду;
при реализации на вещевых рынках товаров стоимостью свыше 1/2 минимального размера оплаты труда выдать покупателю товарный чек;
применять контрольно-кассовые машины в соответствии с действующим законодательством;
не допускать передачу кассовых чеков об уплате разового сбора за право торговли, аренды места и внесении платы за услуги другим лицам, торгующим на рынке.
Постановлением Губернатора Саратовской области от 6 февраля 1998 г. N 54 раздел VI признан утратившим силу
VI. Вещевые рынки
6.1. Вещевые рынки образуются по решению местных администраций и являются торговыми предприятиями, на которые распространяются требования, предъявляемые правилами торговли.
6.2. Вещевые рынки должны иметь: заасфальтированные или замощенные площадки, крытые и открытые столы; вывешенные на видных местах красочно оформленные объявления о режиме работы, ставках разового сбора, указателем местонахождения дирекции рынка.
6.3. Разовые сборы взимаются только с продавцов, расчет осуществляется с применением контрольно-кассовых аппаратов.
6.4. На вещевых рынках могут реализоваться любые товары, кроме изъятых из гражданского оборота (оружие, лекарственные препараты и некоторые другие), при наличии установленных документов.
6.5. Торговля на вещевых рынках осуществляется с соблюдением санитарных и противопожарных правил.
VII. Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров
7.1. Хлеб и хлебо-булочные изделия
Постановлением Губернатора Саратовской области от 8 декабря 1997 г. N 877 пункт 7.1. дополнен п.п. 7.1.1. с последующей перенумерацией
7.1.1. Продажа хлеба и хлебо-булочных изделий допускается только в специализированных магазинах, отделах, павильонах и специально оборудованном для продажи хлеба и хлебо-булочных изделий автотранспорте.
7.1.2. В торговых предприятиях, осуществляющих продажу хлеба и хлебо-булочных изделий, в течение установленных часов работы должны быть в продаже хлеб и хлебо-булочные изделия в соответствии с ассортиментом, предусмотренным ассортиментным перечнем.
В торговом зале специализированного хлебного магазина или отделе, осуществляющем торговлю хлебной продукцией, на видном месте должны быть вывешены сведения об изготовителях продукции, сроках реализации хлебных изделий, свойствах диетической хлебной продукции и новых видах изделий.
7.1.3. При приеме хлеба и хлебо-булочных изделий продавец обязан проверить качество продукции по органолептическим показателям, соответствие массы каждого вида продукции действующим стандартам и техническим условиям, другой нормативно-технической документации. При необходимости продукция может быть направлена для определения физико-химических показателей в соответствии с действующим законодательством.
В сопроводительном документе поставщика должна в обязательном порядке содержаться полная информация об этих товарах, предусмотренная статьями 7 и 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
7.1.4. В специализированных и фирменных хлебокондитерских магазинах и в хлебных отделах других магазинов, кроме хлеба, хлебо-булочных и кондитерских изделий, может производиться продажа сахара, чая, кофе, какао, муки, крупы, макаронных изделий, сухих продуктов для детского питания и пищеконцентратов, а в магазинах, имеющих кафетерий, также и горячих напитков (чай, кофе, какао, молоко), мучных и кондитерских изделий собственного производства.
7.1.5. Хлеб и хлебо-булочные изделия могут находиться в продаже на предприятии по торговле хлебом после выхода их из печи не более:
36 часов - хлеб из ржаной и ржано-пшеничной обойной и ржаной обдирной муки, а также смеси пшеничной и ржаной сортовой муки;
24 часа - хлеб из пшенично-ржаной и пшеничной обойной муки, хлеб и хлебо-булочные изделия массой более 200 граммов из сортовой пшеничной, ржаной сеяной муки;
16 часов - мелкоштучные изделия массой 200 граммов и менее (включая бублики).
По истечении этих сроков продажа хлеба и хлебо-булочных изделий запрещается; они подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые.
7.1.6. По желанию покупателей хлеб и хлебо-булочные изделия массой 0,4 килограмма и более (кроме изделий в упаковке) могут разрезаться на 2-4 равные части и продаваться без взвешивания.
7.1.7. Продажа хлеба и хлебо-булочных изделий, не соответствующих требованиям действующих стандартов, технических условий, а также с признаками порчи от неправильного хранения, запрещается.
Не допускается реализация хлебной продукции лицами, осуществляющими прием денег от покупателей.
В случае продажи недоброкачественных хлеба или хлебо-булочных изделий (хруст, закал, пустоты, непромес, наличие посторонних включений) работники предприятий обязаны по требованию покупателя безоговорочно обменять их на доброкачественные или возвратить деньги. Возвращенные покупателем недоброкачественные хлеб и хлебо-булочные изделия считаются санитарным браком.
7.1.8. В случае обнаружения в процессе хранения или продажи признаков заболевания хлеба и хлебо-булочных изделий картофельной болезнью продавец обязан немедленно сообщить об этом поставщику. Пораженные изделия изымаются из продажи и уничтожаются в соответствии с действующими правилами. Акт о заболевании хлебных изделий картофельной болезнью и уничтожении составляется в установленном порядке.
Полки, шкафы, лотки, тара-оборудование, в которых хранились заболевшие картофельной болезнью изделия, тщательно промываются мыльным раствором, а затем горячей водой.
7.2. Мясные и молочные продукты, яйца, маргарин, рыбная продукция
7.2.1. Торговые предприятия получают мясные и молочные продукты, яйца, маргарин, рыбную продукцию от розничных и оптовых баз, складов. Запрещается прием мяса без клеймения, субпродуктов без ветеринарного свидетельства (клеймения).
7.2.2. Рабочие места продавцов до начала торговли обеспечиваются всеми имеющимися в магазине товарами. Поступающие в торговый зал товары тщательно проверяются по качеству и рассортировываются.
До поступления в торговый зал продукты подготавливаются к продаже (освобождаются от тары, бумажной обертки, увязочных материалов, зачищаются загрязненные поверхности, заветренные срезы, верхний пожелтевший слой у жиров, колбасные изделия и сыры сычужные протираются тканью).
7.2.3. Продавцы обязаны следить за качеством продаваемых продуктов и в случае его ухудшения сообщить об этом администрации для решения вопроса о возможности дальнейшей реализации продуктов или снижении розничных цен на них. Отпуск яиц производится с предварительной проверкой их качества на овоскопе. Не допускается продажа яиц с другими нерасфасованными продуктами (масло, творог, колбаса и др.).
7.2.4. Фасование на предприятиях торговли копченостей, колбасных изделий, масла сливочного, сыров и маргарина допускается в объемах потребности одного дня торговли.
7.2.5. На расфасованном в магазине товаре указывается его наименование, сорт, масса, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок реализации, номер или фамилия весовщика. Фасованные продукты упаковывают в бумагу, пленочные материалы, разрешенные органами санитарно-эпидемиологического надзора.
7.2.6. При отпуске покупателю мяса, мясных продуктов, сыра и рыбных кулинарных изделий без нарезки допускается добавление не более двух довесков, не превышающих 10 процентов общей массы покупки. Довески должны соответствовать сорту и качеству отпускаемого товара.
7.2.7. По просьбе покупателя продавец обязан нарезать гастрономические товары (колбасу, ветчину, сыр, рыбную продукцию и др.), а также давать на пробу малоизвестный покупателю товар, соблюдая при этом санитарно-гигиенические правила. Пользование одним и тем же ножом для нарезки сыра и других гастрономических товаров не допускается.
7.2.8. Мясо птицы отпускается целиком или с разрубом: кур, уток на две половины вдоль тушки, а гусей и индеек - на 2, 4, 6 и 8 частей.
7.2.9. Продажа студня, ливерных колбас и других продуктов с ограниченными сроками реализации допускается только в магазинах по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора.
7.3. Ткани, одежда, обувь
7.3.1. Ткани, одежда, обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку. Предпродажная подготовка включает: распаковку, рассортировку, проверку качества изделий, наличие маркировки, правильности цены. При необходимости отдельные виды одежды (швейные и трикотажные изделия) чистят и отутюживают.
7.3.2. В торговом зале для удобства покупателя ткани, одежда, обувь должны быть сгруппированы. Одежда и обувь группируется в основном по типам, моделям, размерам. Независимо от специализации мужская, женская, детская одежда и обувь размещаются в торговом зале отдельно. Ткани группируются по виду и роду волокна, из которого они изготовлены. Каждая ткань должна сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена.
7.3.3. При размещении в торговом зале тканей, одежды, обуви должно применяться такое торговое оборудование, которое позволяет обеспечить свободный доступ покупателей к товарам.
7.3.4. Все образцы тканей, одежды, обуви, размещенные в торговом зале и в оконных витринах, должны иметь единообразные, четко и красиво оформленные указатели цены.
7.3.5. Покупателю при выборе одежды (швейных изделий, верхних трикотажных изделий, головных уборов) и обуви должны быть созданы условия для примерки. В этих целях торговый зал оборудуется примерочными кабинетами с зеркалами, оснащаются банкетками или скамейками, подставками, зеркалами.
7.3.6. Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объемных тканей при продаже покупателю производится путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке (столе) в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются, как правило, жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном, без натяжения приложении ткани к метру.
7.3.7. Разрешается также производить отмеривание всех видов тканей кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, способом наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменная металлическая мерная лента.
Запрещается добавление к покупке отрезков тканей, а также продажа кусков тканей с фабричным ярлыком и клеймом (хазовых концов), если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны.
7.3.8. Продавец обязан оказывать содействие покупателю в выборе тканей, одежды, обуви, знакомить с ассортиментом имеющихся в продаже изделий, со способами ухода за ними, при необходимости разъяснять цифровые обозначения на изделиях, ярлыках, этикетках. При продаже тканей продавец по просьбе покупателя должен помочь определить количество ткани, необходимое для изготовления различных швейных изделий, подобрать соответствующую отделку.
7.3.9. Торговое предприятие при продаже ткани, одежды может предоставлять покупателю комплекс дополнительных услуг: переделка купленной в данном магазине одежды (корочение и удлинение изделий, перестановка пуговиц, растяжка головных уборов), раскрой тканей.
7.3.10. Покупателю должна быть предоставлена возможность, наряду с основной покупкой приобрести сопутствующие товары, предназначенные для ухода за изделием или дополняющие гардероб.
7.3.11. Продавец, контролер при отпуске покупателю тканей, одежды, обуви должен проверить в его присутствии качество товара (механические повреждения, загрязнение, другие внешние дефекты), точность меры (количество), правильность подсчета стоимости покупки.
При выявлении в процессе продажи общих грубых дефектов товар с продажи снимается.
7.3.12. Ткани, одежда, обувь при отпуске покупателю упаковываются в бумагу, коробку или другие упаковочные материалы без взимания дополнительной платы.
7.4. Радиотовары и электробытовые товары
7.4.1. Радиотовары и электробытовые товары до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку. Предпродажная подготовка включает: распаковку, удаление заводской смазки, пыли, стружек, проверку комплектности изделия и при необходимости его сборку, а также проверку качества изделия, правильности цены, маркировки, наличия инструкций по эксплуатации и гарантийных талонов.
Укомплектованные и собранные технически сложные изделия проверяются подключением к электросети. Швейные машины проверяются в действии, а радиоаппаратура регулируется и настраивается.
7.4.2. Запрещается продавать недоброкачественные, некомплектные или загрязненные товары, изделия без инструкций, паспортов или гарантийных талонов.
7.4.3. Все образцы радиотоваров и электробытовых товаров, размещенные в торговом зале и в оконных витринах, должны иметь четко оформленные ярлыки с указанием наименования изделия, его марки, артикула и цены, а также краткие аннотации, содержащие основные технические характеристики изделий.
7.4.4. Для выбора покупателями товара и его опробования в торговом зале устанавливаются электроизмерительные и испытательные приборы (щитки или пульты).
7.4.5. Продавец радиотоваров или электробытовых товаров должен знать устройство, отличительные признаки, назначение, свойства отдельных изделий, методы испытания их в действии, способы ухода, режим хранения, уметь определять основные дефекты изделий, хорошо знать ассортимент соответствующих групп товаров и их взаимозаменяемость, цены и другие сведения о товарах, давать квалифицированную консультацию покупателю.
7.4.6. При продаже отдельных видов радиотоваров и электробытовых товаров продавец должен проинформировать покупателя об имеющихся в продаже сопутствующих товарах и запасных деталях.
7.4.7. Продавец (механик, контролер) при отпуске товара покупателю проверяет в его присутствии качество товара (путем внешнего осмотра, подключения к электросети), комплектность изделий, отпускаемых в разобранном виде, наличие паспорта, гарантийного талона и инструкции о правилах пользования, точность меры или количества (шнура, провода, мелких электротоваров), правильность цены.
7.4.8. При продаже радиотоваров и электробытовых товаров с гарантийными сроками службы работники магазинов указывают в паспорте (гарантийном талоне) изделия дату и место продажи, а в необходимых случаях - адрес мастерской гарантийного ремонта.
7.4.9. Вместе с товаром покупателю в обязательном порядке выдается товарный чек с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены или погашенный кассовый чек с установленными реквизитами.
7.4.10. Радиотовары и электробытовые товары упаковываются в магазине бесплатно.
По желанию покупателя крупногабаритные изделия могут продаваться в соответствующей деревянной таре (упаковке) при обязательной предварительной проверке изделия в соответствии с настоящими Правилами. Стоимость тары в этом случае взимается дополнительно.
7.4.11. Доставку крупногабаритных радиотоваров и электробытовых товаров покупателю по указанному им адресу, как правило, организует торговое предприятие, продавшее этот товар.
При доставке крупногабаритного товара на место назначения силами покупателя торговое предприятие должно обеспечить погрузку этого товара на транспортное средство покупателя безвозмездно.
7.4.12. В случае, когда стандартами или техническими условиями и правилами пользования отдельными видами технически сложных товаров не допускаются включение и пуск их самими покупателями, эти операции осуществляются на дому у покупателя механиком магазина или по поручению магазина мастерской гарантийного обслуживания.
Установка, включение и пуск изделий, а также инструкция о правилах пользования производятся бесплатно не позднее недельного срока с момента покупки или со дня обращения покупателя в мастерскую или магазин.
7.5. Контроль за соблюдением настоящих Правил
7.5.1. Контроль за соблюдением торговыми предприятиями настоящих Правил осуществляют в пределах своей компетенции органы Комитета Российской Федерации по торговле, Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и другие органы государственного управления.
Контролирующие органы (учреждения) могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей.
7.5.2. Торговое предприятие должно оказывать содействие проверяющим лицам в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
В торговом предприятии должна быть на доступном месте книга заявлений и предложений покупателей.
Постановлением администрации Саратовской области от 14 марта 1994 г. N 114 настоящие правила дополнены пунктом VIII с последующей перенумерацией
VIII. Пpавила
продажи новых автомототранспортных средств (Типовые Правила торговли на территории области утверждены постановлением администрации области от 05.01.94 N 6)
8.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 26 октября 1993 года N 1761 и определяют основные требования, предъявляемые к продавцам автотранспортных средств, а также к их изготовителям в части удовлетворения требований владельца по поводу выявленных недостатков.
8.2. Продавец новых автотранспортных средств, в том числе иностранного производства (автомобилей, мотоциклов, прицепов, номерных агрегатов), обязан иметь лицензию на этот вид торговой деятельности.
8.3. Продавец несет ответственность за качество реализуемых новых автомототранспортных средств. К продаже допускаются только автомототранспортные средства, которые прошли сертификацию с выдачей документов установленного образца.
8.4. Новые автомобили, мотоциклы, прицепы до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку в соответствии с установленным изготовителем объемом работ. Такая подготовка производится продавцом или предприятием, выполняющим указанное требование на основании договора с продавцом. В сервисной книжке или ином заменяющем его документе делается отметка о проведении такой подготовки. Без указанной отметки в документе автомобиль, мотоцикл, прицеп продаже не подлежат.
8.5. Продавец должен предоставить покупателю возможность до оформления покупки проверить качество выполненных работ по предпродажной подготовке автомототранспортного средства, его укомплектованность, а также ознакомиться с инструкцией о порядке ухода и эксплуатации.
Руководство по эксплуатации на новое автомототранспортное средство иностранного производства должно быть переведено на русский язык без взимания дополнительной платы.
8.6. Продавец должен обеспечить квалифицированную помощь в выборе автомототранспортного средства, ознакомить покупателя с имеющимися в продаже марками и моделями этих средств.
Автомототранспортные средства должны быть размещены в торговом зале или других, удобных для реализации местах таким образом, чтобы обеспечить свободный доступ к ним покупателей для осмотра.
Продавец может организовать продажу сопутствующих товаров и предоставить покупателю комплекс дополнительных услуг (хранение автомобилей, заправка бензином и др.).
8.7. На проданный автомобиль, мотоцикл, прицеп продавец должен выдать покупателю: сервисную книжку, инструкцию о порядке ухода и эксплуатации, товарный (кассовый) чек или иной документ, удостоверяющий факт получения денег через банковские учреждения при безналичной форме расчетов, набор инструмента, входящий в комплект автомоторанспортного средства, если такой набор предусмотрен изготовителем, а также документ, удостоверяющий право собственности на автомототранспортное средство и необходимый для регистрации его в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
При продаже номерного агрегата (двигателя, шасси, кузова, рамы) покупателю выдаются:
- предусмотренная изготовителем техническая документация (описание), товарный (кассовый) чек или иной документ, удостоверяющий факт получения денег через банковские учреждения при безналичной форме расчетов, а также документ, удостоверяющий право собственности на данный агрегат и необходимый для регистрации его в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
8.8. При отказе покупателя от получения оплаченного нового автомототранспортного средства уплаченная сумма возвращается ему в срок, не превышающий 5 дней.
8.9. Гарантия изготовителя на новое автомототранспортное средство действует в течение срока, установленного нормативно-технической документацией, при пробеге определенного количества километров.
Исчисление гарантийного срока начинается со дня продажи автомототранспортного средства покупателю.
8.10. Проданные автомобили, мотоциклы, прицепы, номерные агрегаты в случае обнаружения в них недостатков, не оговоренных продавцом, и скрытых производственных дефектов в период гарантийного срока пользования по выбору владельца должны быть заменены на новые аналогичные модели или другие модели с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо в них должны быть безвозмездно устранены недостатки или возмещены расходы по их устранению, либо соразмерно уменьшена покупная цена. Владелец также вправе расторгнуть договор купли-продажи с возмещением убытков. Указанные требования предъявляются к продавцу автомототранспортного средства.
Требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении своих расходов по их устранению, замене на другое автомототранспортное средство могут предъявляться владельцем к изготовителю товара. Вместо предъявления этих требований владелец вправе возвратить изготовителю неисправное автомототранспортное средство и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Продавец, изготовитель могут создавать предприятия, уполномоченные выполнять их функции в части удовлетворения требований владельца автомототранспортного средства по поводу выявленных недостатков, а также заключать договоры с другими предприятиями для этих целей (далее - предприятия, выполняющие их функции).
Началом срока предъявления перечисленных в данном пункте требований считается день регистрации продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции) личного заявления владельца.
8.11. Устранение недостатков, обнаруженных в новом автомототранспортном средстве, производится в следующие сроки:
- не более 10 дней - изготовителем (предприятием, выполняющим его функции) с момента предъявления владельцем автомототранспортного средства требования об устранении недостатков;
- не более 20 дней - торговым предприятием (предприятием, выполняющим его функции) с момента предъявления требований об устранении недостатков.
8.12. В случае устранения недостатков в автомототранспортном средстве в гарантийный срок, установленный заводом-изготовителем, продлевается на время, в течение которого автотранспортное средство не использовалось. Указанное время исчисляется со дня обращения владельца с требованием об устранении недостатков и истекает с момента получения автомототранспортного средства из ремонта.
8.13. Замена автомототранспортного средства с недостатками продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции) производится немедленно, а при необходимости дополнительной проверки качества - в течение 20 дней с момента предъявления требования владельцем.
При отсутствии у продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции) на момент предъявления требования о замене необходимого автомототранспортного средства он должен заменить его в течение месяца.
При замене автомототранспортного средства гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его владельцу.
8.14. При разногласиях при возникновении недостатков (неисправностей) продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее из функции) по месту обращения владельца автомототранспортного средства создает экспертную комиссию. В состав комиссии входят представитель изготовителя, продавца (предприятие, выполняющего их функции) и по желанию владельца представитель общественной организации потребителей или другое незаинтересованное лицо.
Владелец автомототранспортного средства вправе участвовать в проведении экспертизы.
Комиссия может не рассматривать требования владельца, вызванные возникновением недостатка (неисправности):
а) если владельцем не соблюдались требования заводской инструкции по эксплуатации автомототранспортного средства, в том числе по применению указанных в инструкции эксплуатационных материалов;
б) при повреждении автомототранспортного средства в результате аварии, если она произошла не в результате технических неисправностей автомототранспортного средства;
в) если узлы и агрегаты подвергались владельцем разборке или ремонту без предъявления автомототранспортного средства на пункт гарантийного ремонта или представителю завода на месте;
г) при внесении владельцем в конструкцию автомототранспортного средства изменений, за исключением самостоятельной установки типовых комплектов деталей ручного управления, конструкции которых согласованы с заводом-изготовителем автомототранспортного средства;
д) если владельцем автомототранспортного средства по своей инициативе или своими силами демонтировались стандартные узлы и детали и монтировались другие, не предусмотренные нормативно-технической документацией;
е) при использовании автомототранспортных средств на гонках или соревнованиях без согласования с заводом-изготовителем.
Устранение недостатков, которые возникли по перечисленным в данном пункте причинам, производится на общих основаниях.
8.15. Доставка автомототранспортных средств для ремонта, замены и возврат их покупателю осуществляется безвозмездно продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции). При неисполнении этих обязанностей продавец, изготовитель(предприятие, выполняющее их функции) обязаны возместить необходимые расходы владельцу автомототранспортного средства, связанные с доставкой и возвратом товара.
8.16. Расходы, связанные с проведением экспертизы, а также доставкой и возвратом автомототранспортного средства для ремонта, уценки, замены, несет продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции), если не доказано, что недостатки возникли по вине владельца, или вследствие непреодолимой силы.
8.17. За каждый день просрочки, указанных в пунктах 11 и 13 настоящих Правил сроков, продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) выплачивает владельцу в добровольном порядке неустойку в размере одного процента стоимости автомототранспортного средства.
8.18. При замене неисправного автомототранспортного средства на автомототранспортное средство той же модели, но с измененной ценой перерасчет стоимости не производится, а при замене на другую модель, в случае повышения цены перерасчет стоимости производится, исходя из цены, действующей на день замены.
При возврате неисправного автомототранспортного средства и связанного с этим распоряжением договора купли-продажи, расчеты с владельцем производятся в случае повышения цены, исходя из стоимости этого транспортного средства на день предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости на день покупки.
8.19. По истечении гарантийного срока устранение недостатков автомототранспортного средства осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителя".
8.20. Комиссионная торговля автомобилями, автоприцепами, мотоциклами и другими транспортными средствами производится по особым правилам.
8.21. Нарушения Правил продажи автотранспортных средств, допущенные продавцом, изготовителем (предприятием, выполняющим их функции), могут быть обжалованы покупателем в суде в установленном законодательством порядке.
8.22. Продавец новых автотранспортных средств обязан предоставить покупателю возможность ознакомиться с основными положениями настоящих Правил путем вывешивания их в доступном для покупателя месте.
8.23. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют комитет по торговле администрации области и другие органы государственного управления в пределах своей компетенции.
Контролирующие органы могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей.
Продавец должен оказывать содействие в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
Постановлением администрации Саратовской области от 15 апреля 1994 г. N 169 настоящие правила дополнены пунктом IX
IX. Правила работы мелкорозничной торговой сети
9.1. Мелкорозничной торговой сетью являются стационарные и передвижные торговые точки (автоматы, палатки, киоски, лотки, автолавки, тележки и др.), через которые осуществляется реализация продовольственных и непродовольственных товаров несложного ассортимента, а также продукции общественного питания, не имеющие складских помещений.
9.2. Ассортимент товаров для мелкорозничной торговой сети утверждается предприятием, в ведении которого находится мелкорозничная торговая точка, при соблюдении товарного соседства.
9.3. Лицензирование на право торговли мелкорозничных торговых точек, осуществляющих реализацию товаров с территории, прилегающей к основному предприятию, не требуется.
9.4.Запрещается продажа через мелкорозничную торговую сеть:
а)скоропортящихся продуктов питания при отсутствии средств охлаждения;
б) технически сложных товаров;
в) алкогольных напитков, кроме пива;
г) изделий из золота и серебра;
д) тканей при отсутствии прилавка и жесткого метра.
9.5. Точки стационарной мелкорозничной сети должны иметь вывеску (трафаретную надпись), в которой указывается его наименование, профиль, режим работы, организационно-правовая форма, принадлежность, юридический адрес.
Точки передвижной мелкорозничной сети должны иметь четкую надпись, указывающую на их принадлежность.
9.6. Требования к помещению и оборудованию.
Каждая мелкорозничная торговая точка должна иметь соответствующий инвентарь и оборудование, а реализующая скоропортящиеся продукты - средства охлаждения.
В стационарных точках, торгующих продовольственными товарами, прилавки должны быть покрыты линолеумом, пластиком или другими водонепроницаемыми материалами.
Лотки должны быть обеспечены подставками. Ставить лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар запрещается.
В развал разрешается реализовывать овощи, фрукты и бахчевые культуры.
9.7. Каждая мелкорозничная торговая точка обязана иметь:
- лицензию (если торговля осуществляется за пределами прилегающей территории);
- сертификаты на товары, подлежащие обязательной сертификации;
- документы, указывающие источник поступления;
- в стационарной точке: контрольный журнал, книгу отзывов и предложений; при реализации продовольственных товаров - санитарный журнал.
9.8. Образцы всех находящихся в продаже товаров должны быть снабжены ярлычками цен с подписью руководителя предприятия (предпринимателя) на лицевой стороне с указанием наименования товара, сорта, цены за единицу.
9.9. Запрещается продажа пищевых продуктов с применением посуды одноразового использования при отсутствии емкостей для ее сбора.
9.10. Денежные расчеты с населением в стационарных торговых точках осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин (по срокам, определенным законодательством), за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745.
IX. Соблюдение санитарных требований
8.1. Предприятия и предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, обязаны соблюдать санитарные нормы и правила, включая систематическое прохождение медицинских осмотров для лиц, имеющих доступ к продуктам питания, мероприятия по повышению санитарной готовности этих категорий работников, технологические режимы производства и реализации товаров (совместимость продуктов, товарное соседство, режим обработки, хранения и др.), определенные действующей нормативной документацией.
8.2. На каждую партию реализуемых товаров, в том числе зарубежных, торговое предприятие (предприниматель) обязано иметь сертификат соответствия или его заверенную копию, подтверждающие качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей.
8.3. Продажа продуктов животного и растительного происхождения непромышленного производства разрешается только после предварительной ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей соответствующего заключения.
Запрещено продавать: мясо всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства; птицу и яйца без ветеринарного свидетельства; утиные и гусиные яйца; грибы соленые, маринованные, сушеные без наличия документа о качестве.
8.4. С мая по сентябрь включительно запрещена торговля особо скоропортящимися продуктами (вареная колбаса, паштеты, зельцы, студни, кондитерские изделия с кремом, кулинарные изделия с мясной, рыбной начинкой), если место торговли не обеспечено холодильными установками.
8.5. Молоко, поступающее непосредственно из хозяйств (минуя молокоперерабатывающие предприятия), может быть реализовано потребителю только при наличии справки об информационном благополучии хозяйства-поставщика или отметки в сопроводительных документах о его пастеризации (режим пастеризации, кем проведена, когда).
Молоко и молочные продукты продаются в обособленных рядах, они должны быть в чистой таре (посуде) - глазурованной, глиняной, алюминиевой, плотно закрываемой крышками.
8.6. Торговля растительными продуктами: картофелем, овощами, фруктами, зеленью, цветами осуществляется на закрытых площадках. Растениеводческая продукция подлежит исследованиям на содержание нитратов (бахчевые - в обязательном порядке).
8.7. Ответственность за соблюдение правил личной гигиены и содержания рабочего места в надлежащем состоянии несет каждый продавец и руководитель (собственник) предприятия (предприниматель).
8.8. Лица, производящие торговлю пищевыми продуктами, должны соблюдать следующие правила личной гигиены:
иметь чистую одежду и обувь;
пользоваться специальным инвентарем и оборудованием (упаковочные материалы: бумага, пакеты, весы, лопатки, черпаки и т.п.), содержать их в чистоте;
поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
Лица, производящие торговлю товарами детского ассортимента, должны:
поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;
иметь при себе личные санитарные книжки с результатами медицинских исследований и допуска к работе.
8.9. Продукция предприятий общественного питания подлежит обязательной сертификации в установленном порядке.
Повара и кондитеры должны обеспечиваться на рабочих местах и руководствоваться при производстве продукции технико-технологическими картами с указанием рецептур на изделия и краткой технологии, утвержденными руководителем (собственником) предприятия.
Блюда должны приготавливаться такими партиями, чтобы реализация могла осуществляться в строго определенные санитарными правилами сроки. Категорически запрещается использовать оставшиеся от предыдущего дня рыбные, мясные рубленые изделия, макароны, соусы, крупяные изделия.
На раздаче должна поддерживаться требуемая температура всех блюд, изделий, применяться мерный инвентарь для отпуска жира, сметаны, соусов, гарниров, супов и т.п.
8.10. Порядок реализации продукции предприятий общественного питания (граждан-предпринимателей) в специально отведенных для этого местах определяется местными органами исполнительной власти.
Запрещается продажа с машин, лотков, рук особо скоропортящейся кулинарной продукции, перечень которой утверждается территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Каждая партия продукции общественного питания, реализуемая вне торгового зала предприятия-изготовителя, должна иметь удостоверение качества с указанием наименования предприятия-изготовителя, нормативной документацией, в соответствии с которой она производилась, даты изготовления, конечного срока реализации, массы упаковочной единицы, а также документ, содержащий информацию о цене одной штуки (килограмма) изделия.
Если установлено, что при соблюдении потребителем правил использования, хранения, транспортировки продукция может причинить вред его жизни, изготовитель (предприятие, гражданин-предприниматель) обязан немедленно приостановить ее производство и прекратить реализацию. Аналогичные меры принимаются и при обнаружении нарушений технологического процесса производства продукции.
Если причины, наносящие вред, устранить невозможно, изготовитель обязан снять такую продукцию с производства и реализации.
8.11. Продажа вино-водочных изделий в предприятиях общественного питания, независимо от формы собственности, осуществляется при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого органами исполнительной власти на местах по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора, а также документа, содержащего сведения об изготовителе этой продукции.
8.12. Одновременный прием денег и отпуск неупакованных продовольственных товаров (хлебо-булочные изделия, гастрономические товары и др.) одним продавцом разрешается только при использовании им соответствующего инвентаря (щипцы, вилки и др.) и упаковочного материала.
Постановлением администрации Саратовской области от 6 июля 1994 г. N 298 настоящие правила дополнены следующим разделом
X. Правила продажи меховых товаров
I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст.766) и регулируют отношения, возникающие между покупателем и продавцом меховых товаров (мехов, меховых и овчинно-шубных изделий) на основании договора купли-продажи.
2. Продавец должен иметь лицензию на право продажи меховых товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации облагаются акцизами.
3. Запрещается торговля меховыми товарами, изготовленными из шкур животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
4. Продавец несет ответственность за качество реализуемых меховых товаров. Продавец обязан продать покупателю товар, соответствующий по качеству обязательным требованиям нормативных документов по стандартизации, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре, предоставленной продавцом.
5. Продавец меховых товаров обязан неукоснительно соблюдать права покупателя, предусмотренные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также знать необходимую нормативную документацию по стандартизации, регламентирующую порядок хранения, упаковки, маркировки, транспортировки этих изделий, а также правила приемки и методы контроля за качеством.
6. Настоящие Правила вывешиваются для информации покупателей в доступном месте торгового зала предприятия, осуществляющего торговлю меховыми товарами.
7. Комиссионная торговля меховыми товарами производится по правилам комиссионной торговли непродовольственными товарами.
II. Продажа меховых товаров
8. Меховые товары до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку. Предпродажная подготовка включает: распаковку, рассортировку, проверку качества изделий, наличия маркировки, правильности цены.
9. В торговом зале для удобства покупателей меховые товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам, другим товарным признакам.
10. Продавец должен создать условия для примерки меховых и овчинно-шубных изделий. В этих целях торговые залы оборудуются примерочными кабинами, зеркалами.
11. Продавец обязан оказывать содействие покупателю в выборе товара, знакомить с ассортиментом имеющихся в продаже меховых товаров, со способами ухода за ними, современным направлением моды, при необходимости разъяснить цифровые обозначения всех видов маркировки изделий.
12. Продавец обязан в наглядной и доступной форме предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о себе и реализуемых товарах. Такая информация включает сведения о наименовании продавца, его юридическом адресе, режиме работы, потребительских свойствах товара (вид меха, сорт, номер модели, вид отделки и др.), изготовителе товара, стране происхождения для импортных товаров, цене товара, наличии документов, удостоверяющих качество изделия, порядке расчетов за покупку, сроке и порядке предъявления возможных претензий.
13. Продавец при отпуске покупателю меховых товаров должен проверить в его присутствии качество товара (отсутствие механических повреждений, загрязнений и других внешних дефектов),а также соответствие изделий указанным размерам, правильность подсчета стоимости покупки.
14. При отпуске покупателю товар упаковывается в бумагу, коробку или другие упаковочные материалы без взимания дополнительной платы.
Вместе с товаром покупателю в обязательном порядке выдается товарный (кассовый) чек с обозначением реквизитов торгового предприятия, даты покупки товара, его цены, а при безналичной форме расчетов продавец должен выдать покупателю документ, удостоверяющий факт получения денег через банковские учреждения.
15. Покупатель имеет право отложить оплату отобранных для покупки меховых товаров на 1 час, а с согласия продавцов - на более длительный срок, но не более 6 часов в течение дня покупки.
16. Покупатель имеет право на обмен меховых товаров надлежащего качества, если они не подошли по размеру, фасону, цвету либо по иным причинам не могут быть использованы по назначению.
Обмен меховых товаров надлежащего качества производится в течение 14 дней, не считая дня покупки при условии, что они не были в употреблении, сохранены их товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки, а также товарный (кассовый) чек или иной документ, удостоверяющий факт получения денег через банковские учреждения, выданный покупателю вместе с проданным товаром.
17. При обнаружении в купленном меховом товаре недостатков, не оговоренных продавцом, покупатель имеет право в течение 6 месяцев со дня его покупки, если более длительные сроки не оговорены договором, по своему выбору требовать:
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем либо третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены;
замены на товар аналогичной модели без пересчета покупной цены или замены на такой же товар другой модели с соответствующим пересчетом покупной цены;
расторжения договора и возмещения убытков, при этом в случае повышения цены на товар расчеты с покупателем производятся, исходя из стоимости товара на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - исходя из стоимости товара на момент покупки.
При покупке меховых товаров до наступления сезона время, в течение которого покупатель может предъявить требования по поводу их недостатков, исчисляется с момента наступления сезона, т.е. с 16 ноября до 15 марта (зимний сезон).
О сроках наступления сезонов см. постановление Губернатора Саратовской области от 30 ноября 1999 г. N 458
Перечисленные в данном пункте требования подлежат удовлетворению при предъявлении покупателем товарного (кассового) чека или иного документа, удостоверяющего факт получения продавцом денег через банковские учреждения.
При разногласиях по вопросу возникновения недостатков продавец организует проведение экспертизы. Расходы, связанные с проведением экспертизы, несет продавец, если не доказано, что недостатки возникли по вине покупателя.
Удовлетворение требований покупателя по поводу выявленных в меховом товаре недостатков должно производиться продавцом в сроки, установленные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
III. Контроль за соблюдением настоящих Правил
18. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют комитет по торговле администрации области и другие органы государственного управления в пределах своей компетенции.
Контролирующие органы могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей.
Продавец должен оказывать содействие в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
XI. Контроль
9.1. Контроль за работой предприятий и предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, проводят органы управления торговли, местная администрация, налоговая инспекция, органы санитарно-пожарного надзора и другие уполномоченные на то органы в пределах своей компетенции.
Контроль осуществляется специалистами контролирующих органов при предъявлении документов.
Контролирующие органы могут привлекать к проверкам специалистов других организаций.
9.2. В торговом предприятии ведется контрольный журнал, прошнурованный и скрепленный печатью местной администрации, в который вносятся записи о результатах проверок. Администрация предприятия оказывает проверяющим содействие в проведении проверки и принимает меры к устранению недостатков и нарушений.
Постановлением администрации Саратовской области от 8 августа 1994 г. N 342 настоящие правила были дополнены разделом XII.
XII. Правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней
I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст.766), а также с учетом требований "Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1152 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст.2284).
2. Данные Правила регулируют отношения между продавцами и гражданами-покупателями по купле-продаже ювелирных украшений, предметов сервировки стола, предметов украшения помещений и прочих изделий из золота, серебра, платины, палладия и их сплавов, изделий с драгоценными камнями (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, жемчуг); изделий из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней; часов в корпусе из драгоценных металлов.
3. Правила устанавливают основные требования, предъявляемые к продавцам, осуществляющим торговлю ювелирными изделиями и другими бытовыми изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, и распространяются на всех хозяйствующих субъектов (торговые предприятия, граждане-предприниматели), осуществляющих деятельность в сфере торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней независимо от форм собственности.
4. Продавец, осуществляющий торговлю изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, должен быть зарегистрирован в территориальной государственной инспекции пробирного надзора Российской Федерации.
Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней разрешается при наличии у продавца соответствующей лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством.
II. Права и обязанности сторон
5. Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней производится только в специализированных ювелирных магазинах, отделах, секциях, в которых обеспечивается учет, надежная сохранность указанных ценностей и надлежащие условия для их выбора покупателем.
6. В специализированных ювелирных магазинах, отделах и секциях для покупателей должен быть обеспечен удобный показ изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Для удобства покупателей ювелирные украшения, предметы сервировки стола и другие изделия должны группироваться по назначению.
7. В торговых залах на видном месте должны быть вывешены информация об установленных в Российской Федерации пробах для изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также извлечения из нормативных документов о порядке клеймения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации, лицензия на право торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, свидетельство о регистрации продавца в территориальной государственной инспекции пробирного надзора Российской Федерации, данные Правила и другая необходимая потребителю информация.
8. Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется только при наличии на них оттисков именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации. Изделия иностранного производства, ввезенные из-за рубежа, также в обязательном порядке должны иметь оттиски государственных пробирных клейм Российской Федерации, проставленных территориальными государственными инспекциями пробирного надзора Российской Федерации.
Отдельные виды ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат клеймению государственным пробирным клеймом Российской Федерации, но предназначенные для продажи, должны иметь сертификат качества.
9. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, выставленные для продажи, должны иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия, изготовителя, артикула, пробы, массы и цены за 1 грамм изделия, вида вставок, их характеристик, массы и розничной цены изделия.
10. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: просмотр и разбраковку изделий, проверку наличия установленных пробирных клейм Российской Федерации, сохранность пломб и ярлыков, сортировку по размерам.
11. Продавец должен обеспечить квалифицированную помощь и консультацию в выборе изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, ознакомить покупателя с имеющимися в продаже образцами.
По желанию покупателя продавец обязан отложить на срок до конца рабочего дня магазина отобранные им изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Украшения из драгоценных металлов и драгоценных камней должны иметь индивидуальную упаковку.
Продавец может организовать продажу сопутствующих товаров и предоставить покупателю комплекс дополнительных услуг (гравировка, предварительный прием заказа, доставка и вручение подарка, красочная упаковка и другие формы услуг).
12. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней обмену и возврату не подлежат, кроме случаев выявления в них не оговоренных продавцом недостатков (слабое крепление камней, замков в серьгах, шарнирных соединений в браслетах, трещины, сколы, царапины, заусенцы и другие недостатки), несоответствия оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации фактической пробе ювелирного сплава, характеристик изделия данным ярлыка или сертификату качества.
13. В случае обнаружения в изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней недостатков, не оговоренных продавцом, покупатель в течение 6 месяцев со дня их покупки имеет право заменить изделия на аналогичные или другие с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо в них должны быть безвозмездно устранены недостатки, или соразмерно уменьшена покупная цена. Покупатель также вправе расторгнуть договор купли-продажи с возмещением убытков. Указанные требования покупателя рассматриваются при предъявлении товарного чека.
14. В случае нарушения продавцом сроков замены или безвозмездного устранения недостатков продавец обязан уплатить неустойку в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
15. При разногласиях по вопросу причин возникновения недостатков продавец обязан принять от покупателя изделие из драгоценных металлов и драгоценных камней и направить его для проведения независимой экспертизы. Покупатель вправе присутствовать при проведении экспертизы.
16. Прием наличных денег от покупателя за проданные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней производится продавцом с применением контрольно-кассовых машин.
Продавец обязан выдать покупателю на проданное изделие из драгоценных металлов и драгоценных камней кассовый чек и копию товарного чека с отметкой торговой организации и подписанного продавцом. В копии товарного чека должны быть указаны наименование изделия, артикул, цена и дата продажи, подпись продавца и штамп торговой организации.
17. Комиссионная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней производится в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами.
III. Ответственность продавца и контроль за соблюдением настоящих Правил
18. Продавец несет ответственность перед покупателем за нарушение Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке, установленном действующим законодательством.
19. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, поступившие в продажу без оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации, или без сертификата качества, подлежат опечатыванию и отправке в территориальные государственные инспекции пробирного надзора Российской Федерации в установленном порядке.
20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют: Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Саратовской области, комитет по торговле администрации области, Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням через Российскую государственную пробирную палату и ее территориальные государственные инспекции пробирного надзора, налоговые и правоохранительные органы, а также другие государственные органы в пределах своей компетенции.
Контролирующие органы могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей.
Продавец должен оказывать содействие в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.
XIII. Обязанности и ответственность за нарушения Правил
10.1. За невыполнение и нарушение настоящих Правил работниками торговых предприятий (предпринимателями) контролирующие органы вправе поставить вопрос об ответственности, вплоть до ликвидации предприятия либо лишении предпринимателя лицензии.
10.2. Настоящие Правила и извлечения из Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также номера телефонов и адреса: отделов (специалистов) торговли местной администрации, комитета по торговле администрации области, госторгинспекции должны быть вывешены в торговом зале.
Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара
Автотранспортные средства (кроме автотранспортных средств, приобретенных инвалидами с разрешения органов социальной защиты населения Российской Федерации).
Мебель.
Электробритвы.
Электрофены.
Электрощипцы для завивки волос.
Медицинские электрорефлекторы.
Электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла.
Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели детского питания и др.).
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар
Изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Ткани из всех видов волокон и другие метражные товары (ленты, тесьма, кружева и др.).
Бельевой трикотаж для взрослых и детей.
Купальники, плавки.
Трусы для взрослых и детей, в том числе спортивные.
Белье для новорожденных и детей ясельного возраста.
Белье постельное.
Предметы женского туалета.
Чулочно-носочные изделия.
Штучные текстильные товары (скатерти, салфетки, полотенца, носовые платки и др.).
Парфюмерно-косметические товары.
Товары бытовой химии.
Изделия из пластмассы, используемые для приготовления и хранения пищи.
Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди и др.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Саратовской области от 5 января 1994 г. N 6 "Об утверждении Типовых правил торговли"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Саратовской области от 29 декабря 1999 г. N 498 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Саратовской области от 6 февраля 1998 г. N 54
Постановление администрации Саратовской области от 8 декабря 1997 г. N 877
Постановление администрации Саратовской области от 19 октября 1994 г. N 429
Постановление администрации Саратовской области от 8 августа 1994 г. N 342
Постановление администрации Саратовской области от 6 июля 1994 г. N 298
Постановление администрации Саратовской области от 27 июня 1994 г. N 277
Постановление администрации Саратовской области от 14 марта 1994 г. N 114