Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 16 ноября 2010 г. N 574-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы"
24 мая, 22 августа 2011 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 22 августа 2011 г. N 452-П в настоящий паспорт внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование Программы |
долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы" (далее - Программа)
|
Государственный заказчик Программы
|
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области
|
Основные разработчики Программы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комитет охраны окружающей среды и природопользования области, комитет капитального строительства области, органы местного самоуправления (по согласованию)
|
Цели Программы |
гарантированное обеспечение сбалансированной потребности населения области в качественной питьевой воде; улучшение состояния и восстановление водных объектов; обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части Саратовской области
|
Задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
Задачи Программы: осуществление мер по обеспечению населения водой питьевого качества за счет строительства и реконструкции водозаборов подземных вод; повышение эксплуатационной надежности систем водоснабжения за счет строительства и реконструкции водозаборов поверхностных вод и водоочистных станций; осуществление мер по сокращению потерь воды в системах водоснабжения за счет строительства и реконструкции водоводов и уличной водопроводной сети; снижение объемов поступления в водные объекты канализационных стоков от предприятий жилищно-коммунального хозяйства области за счет строительства и реконструкции сооружений по очистке сточных вод; осуществление мер по использованию ресурсной базы подземных вод; создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования областного законодательства о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, областного законодательства о государственно-частном партнерстве и природоохранного законодательства области. Важнейшие оценочные показатели: снижение удельного веса проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам: по санитарно-химическим показателям - с 14 до 5 процентов; по микробиологическим показателям - с 5,4 до 2 процентов; снижение доли уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 45,3 до 35,5 процента; снижение доли уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 40,6 до 35,5 процента; увеличение доли сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 73,3 до 82 процентов; увеличение доли сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод с 92,4 до 97 процентов; рост инвестиционной активности в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за счет привлечения долгосрочных частных инвестиций; обеспечение водой питьевого качества 300 объектов социальной инфраструктуры; снижение уровня износа объектов водопроводно-канализационного хозяйства области с 68 до 63 процентов; снижение объемов поступления неочищенных хозяйственно-бытовых стоков в водные объекты на 64,8 тыс. куб.м/сутки; повышение качества жизни населения (обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением 231,5 тыс. жителей; обеспечение дополнительно 230 тыс. жителей питьевой водой); строительство и реконструкция водоводов и групповых водопроводов от источников водоснабжения до населенных пунктов, что позволит создать 100-процентный запас воды и предотвратить перебои с водоснабжением
|
Сроки реализации Программы
|
2011-2015 годы |
Перечень подпрограмм |
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комитет капитального строительства области, комитет охраны окружающей среды и природопользования области, органы местного самоуправления области (по согласованию), ФГУ Управление "Саратовмелиоводхоз" (по согласованию), предприятия и организации (по согласованию), ГУП Саратовской области "Облводоресурс" (по согласованию)
|
Объем и источники обеспечения Программы |
общий объем финансового обеспечения Программы составит 5814908,4 тыс. рублей, из них за счет средств: федерального бюджета (прогнозно) - 1807280,0 тыс. рублей: 2011 год - 304420,0 тыс. рублей; 2012 год - 490680,0 тыс. рублей; 2013 год - 523320,0 тыс. рублей; 2014 год - 361500,0 тыс. рублей; 2015 год - 127360,0 тыс. рублей; областного бюджета - 1033367,6 тыс. рублей: 2011 год - 54300,0 тыс. рублей; 2012 год - 333190,0 тыс. рублей; 2013 год - 357230,0 тыс. рублей; 2014 год - 176497,6 тыс. рублей; 2015 год - 112150,0 тыс. рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 1291740,8 тыс. рублей: 2011 год - 275990,0 тыс. рублей; 2012 год - 348280,0 тыс. рублей; 2013 год - 344380,0 тыс. рублей; 2014 год - 183080,8 тыс. рублей; 2015 год - 140010,0 тыс. рублей; внебюджетных источников (прогнозно) - 1682520,0 тыс. рублей: 2011 год - 182980,0 тыс. рублей; 2012 год - 381030,0 тыс. рублей; 2013 год - 406730,0 тыс. рублей; 2014 год - 395730,0 тыс. рублей; 2015 год - 316050,0 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
заполнение прудов и водохранилищ - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения за счет строительства 187 км водоводов; увеличение объемов заполнения прудов хозяйственно-питьевого назначения путем их реконструкции на 5 млн куб.м; обеспечение водой питьевого качества населенных пунктов, расположенных в зоне Орлово-Гайского группового водопровода, за счет реконструкции 28 км водоводов; дополнительный ввод мощностей (водопроводно-очистные сооружения) в объеме 114 тыс. куб.м/сутки
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ" |
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 мая 2011 г. N 263-П в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В 2010 году завершается реализация областной целевой программы "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы".
Однако вопросы обеспечения населения области водой питьевого качества в полном объеме остаются нерешенными.
В рамках реализации программных мероприятий была пробурена 151 артезианская скважина для питьевых целей, проложено 360 км водоводов и водопроводных сетей, продолжены работы по строительству и реконструкции водозаборов подземных вод, водоводов, канализационных очистных сооружений и насосных станций, был сохранен уровень износа (68 процентов) инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства области.
До начала реализации мероприятий областной целевой программы "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы" около 540 тыс. человек, или 20 процентов населения области, обеспечивалось водой, не соответствующей требованиям СанПиН, из них:
384 тыс. человек пользовалось водой из поверхностных источников без очистки и обеззараживания;
156 тыс. человек - водой из подземных источников с повышенным содержанием железа и повышенной жесткостью.
За период с 2004 по 2009 годы в рамках реализации программных мероприятий за счет всех источников финансирования в объеме более 3 млрд. рублей было дополнительно обеспечено 251 тыс. человек водой питьевого качества.
За 2010 год при финансировании мероприятий Программы будет дополнительно обеспечено водой питьевого качества еще 27 тыс. человек.
Но при этом остаются более 260 тыс. человек, использующих воду не питьевого качества.
Проведенный анализ состояния систем водоснабжения и водоотведения после реализации программных мероприятий областной целевой программы "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2004-2010 годы" подтверждает необходимость продолжения работ по реализации мероприятий по обеспечению полноценного и безопасного питьевого водоснабжения населения области.
Существующая инфраструктура водоснабжения и водоотведения в Саратовской области является результатом значительных капиталовложений предшествующих поколений и предназначена обеспечивать жизнедеятельность человека на протяжении длительного времени при условии постоянного поддержания ее в надлежащем состоянии. Однако на протяжении ряда лет в сфере водоснабжения и водоотведения в Саратовской области имело место недостаточное финансирование, вследствие которого технический уровень инфраструктуры значительно отстал от потребностей настоящего времени.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области за 2009 год удельный вес проб воды из разводящих сетей по санитарно-химическим показателям составил 14 процентов, а по микробиологическим - 5,4 процента. Десятая часть населения не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.
В 2009 году подано в сеть на хозяйственно-питьевые нужды 197 млн. куб.м воды, однако 37 процентов населения не обеспечено услугами централизованного водоснабжения. В области 45,3 процента водопроводных сетей нуждаются в замене.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области в области не проходят очистку 7,6 процента сточных вод. Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится 73,3 процента. Более 40 процентов канализационных сетей нуждается в замене, при этом в 2010 году было заменено только 0,3 процента от общей протяженности сетей. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системах водоотведения. По одной аварии в год происходит почти на каждом втором километре канализационных сетей.
За 2009 год на канализационных сетях произошло 956 аварий. В связи с дефицитом производственных мощностей существует проблема очистки сточных вод.
В Саратовской области средний объем отпущенной воды населению из расчета на 1 человека составляет 570 куб.м в год, или 156 литров в сутки. Централизованный водопровод отсутствует в 36 процентах сельских населенных пунктов. Развитие систем водоснабжения в сельских населенных пунктах области предусмотрено областной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".
Соотношение между поверхностными и подземными источниками водоснабжения составляет 90 и 10 процентов соответственно. Поверхностные источники являются основными источниками водоснабжения крупнейших городов: Саратова, Энгельса, Балаково, Балашова, Красноармейска, Ершова, Новоузенска, Аркадака.
В Саратовской области, несмотря на преобладание поверхностных источников водоснабжения, доля пропущенной через очистные сооружения воды составляет 83 процента.
Низкий технический уровень сетей и аварии на них способствуют утечке воды из водопроводной сети. В 2009 году неучтенный расход воды составил 27,7 процента от общего объема воды, поданной в сеть.
Одной из причин высоких потерь воды является изношенность сетей. В Саратовской области по статистическим данным более 40 процентов водопроводных сетей нуждается в замене. В 2009 году заменено только 2,8 процента от общей протяженности сетей.
Большинство населения Саратовской области, в том числе жители городов Саратова, Энгельса, Вольска, Балаково, Балашова, Хвалынска, Красноармейска, Новоузенска и других, используют для питьевых нужд воду поверхностных водоемов. В то же время отмечается ее высокое загрязнение комплексом химических веществ, в том числе фенолами, нефтепродуктами, поверхностно активными веществами, пестицидами, солями тяжелых металлов. Положение усугубляется тем, что на большинстве водозаборов из поверхностных водоисточников не выполняются требования по организации зон санитарной охраны. В более неблагоприятном санитарном состоянии находятся водозаборы в сельской местности, где источники загрязнения - населенные пункты, животноводческие фермы, птицефабрики часто находятся в непосредственной близости от водоисточников. Высокое бактериальное загрязнение водопроводной воды из поверхностных водоемов неоднократно приводило к вспышкам острых кишечных инфекций в городах Ершове, Балашове, Ртищево. Следствием неудовлетворительного качества воды, подаваемой населению, являются высокие показатели заболеваемости острыми кишечными заболеваниями. Так, в 2009 году кишечными инфекциями переболело более 14 тыс. человек. Нестандартность воды по микробиологическому загрязнению в Перелюбском, Питерском, Александрово-Гайском, Новоузенском, Федоровском, Краснопартизанском районах достигает 80-100 процентов.
В результате проведенного анализа в разрезе районов области за последние годы отмечена тесная связь между состоянием здоровья и качеством потребляемой воды. Волжская вода, используемая для водоснабжения населения городов Саратова, Энгельса, Балаково и других, крайне бедна фтором, содержание его значительно ниже гигиенически оптимального количества.
Практика эксплуатации водоочистных станций показывает, что традиционная технология обработки воды поверхностных водоемов не обеспечивает полную ее очистку от многих загрязнителей. Более того, введение химических реагентов в процессе водоподготовки приводит к образованию в воде токсических веществ - хлороформа, метилхлорида, четыреххлористого углерода и других.
Гигиеническими исследованиями установлено, что употребление обработанной химическими реагентами питьевой воды приводит к снижению иммунного статуса, нарушению детородной функции, возникновению аллергических, онкологических и других заболеваний.
В качестве основных проблем водоснабжения и водоотведения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Саратовской области можно выделить следующие:
1. Значительная антропогенная нагрузка через предприятия водопроводно-канализационного хозяйства на водные объекты за счет высокого уровня непроизводственных потерь воды (особенно в муниципальных районах, испытывающих дефицит водных ресурсов), а также относительно высокого расхода воды в жилищном фонде.
2. Низкое качество питьевой воды (вследствие недостаточного уровня ее очистки), что является одним из факторов, препятствующих обеспечению комфортного проживания, а также снижению заболеваемости и повышению продолжительности жизни.
3. Недостаточный уровень очистки сточных вод, сбрасываемых предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства в водные объекты, оказывает негативное воздействие на экосистему водных объектов и окружающую среду.
4. Недостаточное финансирование (включая бюджетное) инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, что снижает надежность и инвестиционную привлекательность данного рыночного сектора экономики.
В области вся выручка предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в 2009 году составила 3,2 млрд. рублей, при этом капитальные затраты составили лишь 6,4 процента операционных расходов организаций, осуществляющих свою деятельность в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Инженерная инфраструктура каждого города представляет собой уникальную технологическую систему, которая нуждается в политике опережающего развития в отношении жилищного строительства. Процесс апробации взаимодействия частного бизнеса с органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления уже прошел ("Росводоканал", "Евразийское водное партнерство" и другие). Необходим следующий этап более интенсивного сотрудничества и роста капиталовложений в коммунальную инфраструктуру области на основе участия области в принимаемой в текущем году государственной программе "Чистая вода".
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 мая 2011 г. N 263-П в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
2. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
гарантированное обеспечение сбалансированной потребности населения области в качественной питьевой воде;
улучшение состояния и восстановление водных объектов;
обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части Саратовской области.
Задачи Программы:
осуществление мер по обеспечению населения водой питьевого качества за счет строительства и реконструкции водозаборов подземных вод;
повышение эксплуатационной надежности систем водоснабжения за счет строительства и реконструкции водозаборов поверхностных вод и водоочистных станций;
осуществление мер по сокращению потерь воды в системах водоснабжения за счет строительства и реконструкции водоводов и уличной водопроводной сети;
снижение объемов поступления в водные объекты канализационных стоков от предприятий жилищно-коммунального хозяйства области за счет строительства и реконструкции сооружений по очистке сточных вод;
осуществление мер по использованию ресурсной базы подземных вод;
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования областного законодательства о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, о государственно-частном партнерстве и природоохранного законодательства области.
Указанные задачи являются необходимыми и достаточными для достижения целей Программы и направлены на стимулирование притока долгосрочных частных инвестиции в объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также на поддержку мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и мероприятий в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 мая 2011 г. N 263-П раздел 3 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
3. Система (перечень) мероприятий Программы
Основным инструментом достижения поставленных целей и задач является выработка механизма привлечения внебюджетных источников инвестиций в развитие водопроводно-канализационного хозяйства, а также привлечение частного бизнеса к управлению системами коммунальной инфраструктуры и стимулирование частных инвестиций в их реконструкцию и модернизацию.
В области в 2009 году капитальные затраты в секторе водоснабжения и водоотведения составили 6,4 процента выручки организаций водопроводно-канализационного хозяйства области. До конца реализации Программы капитальные затраты в общем объеме выручки организаций водопроводно-канализационного хозяйства составят 23 процента.
Для повышения инвестиционной привлекательности предприятий водопроводно-канализационного хозяйства частным инвесторам будут обеспечены гарантии возврата вложенных инвестиций. Действующая система регулирования должна осуществляться путем установления долгосрочных тарифов и привлечения частных операторов к управлению системами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений при установлении долгосрочных тарифов на 3-5 лет.
Концессионные соглашения являются наиболее эффективной формой направления частных инвестиций в сектор водоснабжения и водоотведения, поскольку обеспечивают четкие гарантии возврата инвестированных средств.
Мероприятия Программы представляют собой совокупность мер по государственной поддержке реализации организациями коммунального комплекса мероприятий по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, обеспечивающих достижение поставленных в Программе целей и задач. Мероприятия по строительству и модернизации систем коммунальной инфраструктуры в приоритетном порядке должны реализовываться в следующих областях:
строительство новых и модернизация существующих физически и морально устаревших очистных сооружений по очистке воды и сточных вод с использованием новых, современных оборудования и технологий;
модернизация сетевого хозяйства водоснабжения и водоотведения с улучшением технико-экономических характеристик.
Обязательным условием реализации мероприятий по строительству водопроводных очистных сооружений является применение новых технологий для получения питьевой воды, отвечающей современным стандартам. Это технологии с использованием озоносорбции, нанофильтрации. Новые технологии могут базироваться на применении новых материалов, таких как синтетические высокомолекулярные флокулянты, новые виды коагулянтов и сорбентов. Возрастающий уровень микробного загрязнения поверхностных источников централизованного питьевого водоснабжения ставит наиболее остро вопрос о необходимости очистки и обеззараживания воды.
Важным направлением улучшения эффективности водоподготовки является совершенствование конструкции и объемно-планировочных решений водоочистных сооружений, например, внедрение тонкослойных отстойников.
Другим направлением мероприятий Программы является внедрение ресурсоэнергосберегагащих технологий. Ресурсоэнергосбережение - интегральный результат технологических, конструкторских, организационных мероприятий. Преимущественно на ресурсоэнергосбережение направлено внедрение новой запорно-регулирующей арматуры, приборов учета и контроля расхода воды, автоматики управления работой всех звеньев технологии производства питьевой воды.
Распределение стоимости по годам реализации осуществляется исходя из приоритетности реализации технических мероприятий. В 2011-2015 годах планируется выполнение наиболее финансово-, ресурсо- и наукоемких мероприятий, имеющих продолжительный эффект от реализации. К таким мероприятиям относятся строительство новых и модернизация существующих физически и морально устаревших очистных сооружений по очистке воды и сточных вод с использованием новых, современных оборудования и технологий, а также модернизация сетевого хозяйства водоснабжения и водоотведения с улучшением технико-экономических характеристик.
Объемы финансирования мероприятий основываются на следующих основных условиях:
1. Доведение доли очистки воды, забираемой из поверхностных источников, до уровня 93 процентов обеспечивается строительством новых и модернизацией существующих физически и морально устаревших очистных сооружений по очистке воды с использованием новых, современных оборудования и технологий. Для достижения указанной цели потребуется ввод новых мощностей по очистке воды в объеме около 114 тыс. куб.м/сутки.
2. Повышение доли сточных вод, проходящих через очистные сооружения перед сбросом в водные объекты, до уровня 97 процентов потребует ввода указанных очистных сооружений мощностью 177,4 тыс. куб.м/сутки.
3. Снижение объема потерь и количества аварий на системах коммунальной инфраструктуры обеспечивается модернизацией сетевого хозяйства водоснабжения и водоотведения с улучшением технико-экономических характеристик. Предполагается постепенное снижение доли сетей, нуждающихся в замене, в среднем по области на 2 процента в год, что составит около 1200 км водопроводных сетей за весь период реализации.
Постановлением Правительства Саратовской области от 22 августа 2011 г. N 452-П в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий в рамках Программы будет осуществляться на принципах софинансирования как с привлечением средств федерального бюджета (прогнозно), так и средств областного бюджета, местного бюджета (прогнозно), а также внебюджетных источников (прогнозно). При этом предполагается постепенное снижение доли бюджетных средств в целом и федерального бюджета в частности при финансировании мероприятий в рамках Программы и доведение доли внебюджетных источников до преобладающей. Объемы и источники финансирования Программы по годам ее реализации приведены в приложении N 1 к Программе.
Общий объем финансирования Программы в 2011-2015 годах составит 5814908,4 тыс. рублей, из них за счет средств:
федерального бюджета (прогнозно) - 1807280,0 тыс. рублей или 31,1 процента от общего объема финансирования;
областного бюджета - 1033367,6 тыс. рублей или 17,8 процента от общего объема финансирования;
местных бюджетов (прогнозно) - 1291740,8 тыс. рублей или 22,2 процента от общего объема финансирования;
внебюджетных источников (прогнозно) - 1682520,0 тыс. рублей или 28,9 процента от общего объема финансирования.
За счет средств федерального бюджета (прогнозно), выделяемых ФГУ "Управление "Саратовмелиоводхоз", финансируются работы по строительству объектов, входящих в зону влияния Варфоломеевского группового водопровода и Саратовского оросительно-обводнительного канала.
За счет средств областного бюджета финансируются объекты государственной собственности области и мероприятия, финансирование которых отнесено законодательством к полномочиям области.
Средства местных бюджетов (прогнозно) направляются на финансирование мероприятий по водоснабжению и водоотведению, относящихся к вопросам местного значения.
Внебюджетными источниками финансирования (прогнозно) являются:
средства предприятий, направляемые на реализацию собственных мероприятий по водоснабжению и водоотведению;
средства инвесторов, направляемые на стимулирование реализации инвестиционных и инновационных проектов в области водоснабжения и водоотведения.
Мероприятия по реализации Программы по разделам, годам, объемам и источникам финансирования приведены в приложениях к каждой из подпрограмм.
Реализация мероприятий Программы по обеспечению рационального водопользования в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволит:
обеспечить бесперебойное, гарантированное удовлетворение потребностей населения области в питьевой воде в необходимом количестве с качеством, соответствующим нормативам физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственно-питьевых нужд;
создать устойчивый и надежный механизм водоснабжения и водоотведения для всех жителей области независимо от места их проживания, обеспечивающий здоровый и комфортный образ жизни;
установить четкие правовые отношения между производителями и потребителями воды для обеспечения комфортной жизнедеятельности населения области;
определить допустимые границы негативного воздействия на окружающую среду и сформировать механизм управления качеством окружающей среды;
обеспечить экономически эффективное управление государственным имуществом и имуществом других форм собственности, гарантировать устойчивость и надежность финансовых потоков отрасли в части платежей и налогов;
повысить уровень комфортности проживания и социального обеспечения жителей области.
Достижение поставленных целей и задач будет обеспечиваться за счет реализации следующих целевых индикаторов - отраслевых стандартов:
увеличение доли забираемой из поверхностных источников воды, очищаемой на очистных сооружениях, до 93 процентов, что должно привести к снижению заболеваемости инфекционными и паразитными болезнями в среднем по области;
повышение доли сточных вод, пропускаемых через очистные сооружения, до 97 процентов, что улучшит экологическую ситуацию в области;
снижение доли водопроводных сетей, нуждающихся в замене, до 25 процентов (с учетом реализации мероприятий в рамках производственных программ организаций коммунального комплекса - до уровня 15-17 процентов), что приведет к снижению потерь в сетях до уровня 10-12 процентов и экономии финансовых средств за период реализации мероприятий в размере 110 млн. рублей за счет сокращения расходов по подъему, очистке и транспортировке;
снижение аварийности на системах водоснабжения до уровня 3-5 аварий на 100 км сетей, что повысит надежность снабжения потребителей водой.
5. Сроки реализации Программы
Реализацию Программы целесообразно осуществить в 2011-2015 годах без разделения ее на этапы.
6. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Реализация Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляются в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П.
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерством финансов области, министерством экономического развития и торговли области во взаимодействии с комитетом охраны окружающей среды и природопользования области, комитетом капитального строительства области, министерством сельского хозяйства области.
Реализация Программы осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления области (по согласованию). Предусматривается заключение соглашения о взаимодействии между органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления области по вопросу реализации Программы.
Ежегодно государственный заказчик Программы подготавливает и до 1 февраля каждого года представляет в министерство экономического развития и торговли области информацию о ходе реализации Программы за прошедший год, а также предложения о внесении в нее изменений, продлении срока действия, завершении или прекращении.
Постановлением Правительства Саратовской области от 24 мая 2011 г. N 263-П в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
7. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация Программы к концу 2015 года позволит:
увеличить долю населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требования безопасности, с 89,6 до 98,7 процента;
сократить потерю воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах водоснабжения и водоотведения с 30 до 12 процентов;
увеличить долю сточных вод, соответствующих нормативам, с 92,4 до 97 процентов.
Результатом реализации Программы станет переход на долгосрочное регулирование тарифов доходности инвестированного капитала, что обеспечит увеличение доли капитальных вложений в структуре расходов организаций, а также повышение инвестиционной активности частных инвесторов, что приведет к увеличению финансовой устойчивости организаций.
Реализация Программы позволит повысить качество жизни населения Левобережья области путем обеспечения гарантированного водоснабжения населенных пунктов.
При рациональном использовании водных ресурсов будет создана приемлемая для населения экологическая обстановка.
В водопроводном хозяйстве будет продолжено обновление основных фондов, их техническое перевооружение и ввод в действие новых мощностей, обеспечивающих требуемое количество воды.
В прогнозируемом периоде в водопроводно-канализационном хозяйстве Заволжья ожидается увеличение рабочих мест на 400 единиц.
Внедрение системы нецентрализованного водоснабжения на базе подземных вод позволит избежать затрат по совершенствованию систем водоподготовки и транспортировки воды к потребителю.
Обеспечение объектов повышенной социальной значимости питьевой водой гарантированного качества достигается путем применения локальных установок доочистки водопроводной воды, используемой для питьевых нужд.
Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений и водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения населения, позволит снизить эксплуатационные затраты на ликвидацию аварийных разрушений гидротехнических сооружений, обеспечить безаварийную работу систем питьевого водоснабжения, защитить сельские населенные пункты Левобережной части области от негативных явлений, вызванных отсутствием весенних стоков, уменьшить долю аварийно опасных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и гидротехнических сооружений на них на 10 процентов.
Основными конкретными ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
создание системы резервных источников питьевого водоснабжения населенных пунктов области на случай чрезвычайных ситуаций;
создание системы нецентрализованного водоснабжения питьевой водой гарантированного качества, использующей систему резервных водоисточников, во всех населенных пунктах области;
обеспечение питьевой водой гарантированного качества около 300 объектов повышенной социальной значимости;
переход на долгосрочное регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала, что обеспечит увеличение доли капитальных вложений в структуре расходов организаций, а также повышение инвестиционной активности частных инвесторов, что приведет к увеличению финансовой устойчивости организаций.
В результате выполнения программных мероприятий значительно улучшится обеспечение жителей населенных пунктов области водой на хозяйственно-питьевые нужды, что благотворно скажется на экологической и эпидемиологической ситуации в области, состоянии здоровья граждан.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы приведена в приложении N 2 к Программе.
Подпрограмма "Чистая вода" долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы"
24 мая, 22 августа 2011 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 22 августа 2011 г. N 452-П в паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Чистая вода" (далее - подпрограмма) |
Государственный заказчик подпрограммы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Основные разработчики подпрограммы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комитет охраны окружающей среды и природопользования области, комитет капитального строительства области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Цели подпрограммы |
гарантированное обеспечение сбалансированной потребности населения области в качественной питьевой воде; улучшение состояния и восстановление водных объектов |
Задачи подпрограммы |
осуществление мер по обеспечению населения водой питьевого качества за счет строительства и реконструкции водозаборов подземных вод; повышение эксплуатационной надежности систем водоснабжения за счет строительства и реконструкции водозаборов поверхностных вод и водоочистных станций; осуществление мер по сокращению потерь воды в системах водоснабжения за счет строительства и реконструкции водоводов и уличной водопроводной сети; снижение объемов поступления в водные объекты канализационных стоков от предприятий жилищно-коммунального хозяйства области за счет строительства и реконструкции сооружений по очистке сточных вод; осуществление мер по использованию ресурсной базы подземных вод |
Важнейшие оценочные показатели |
снижение уровня износа объектов водопроводно-канализационного хозяйства области с 68 до 63 процентов; снижение объемов поступления неочищенных хозяйственно-бытовых стоков в водные объекты на 64,8 тыс. куб.м/сутки; обеспечение 230 тыс. жителей области водой питьевого качества; увеличение утвержденных запасов подземных вод в количестве 46,9 тыс. куб.м/сутки (с 611 тыс. куб.м/сутки до 657,9 тыс. куб.м/сутки); снижение объемов потерь в водопроводных сетях с 30 до 12 процентов; снижение объема поступления загрязненных сточных вод в водные объекты на 64,8 млн. куб.м/год (с 164,2 млн. куб.м/год до 99,4 млн. куб.м/год) |
Сроки реализации подпрограммы |
2011-2015 годы |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комитет капитального строительства области, комитет охраны окружающей среды и природопользования области, ФГУ Управление "Саратовмелиоводхоз" (по согласованию), органы местного самоуправления области (по согласованию), предприятия и организации (по согласованию) |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
общий объем финансового обеспечения подпрограммы составит 4909051,1 тыс. рублей, из них за счет средств: федерального бюджета (прогнозно) - 1721280,0 тыс. рублей: 2011 год - 299420,0 тыс. рублей, 2012 год - 455680,0 тыс. рублей, 2013 год - 482320,0 тыс. рублей, 2014 год - 356500,0 тыс. рублей, 2015 год - 127360,0 тыс. рублей; областного бюджета - 860411,1 тыс. рублей: 2011 год - 46343,5 тыс. рублей, 2012 год - 270190,0 тыс. рублей, 2013 год - 290230,0 тыс. рублей, 2014 год - 141497,6 тыс. рублей, 2015 год - 112150,0 тыс. рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 852240,0 тыс. рублей: 2011 год - 146590,0 тыс. рублей, 2012 год - 214780,0 тыс. рублей, 2013 год - 213180,0 тыс. рублей, 2014 год - 137680,0 тыс. рублей, 2015 год - 140010,0 тыс. рублей; внебюджетных источников (прогнозно) - 1475120,0 тыс. рублей: 2011 год - 155580,0 тыс. рублей, 2012 год - 337030,0 тыс. рублей, 2013 год - 348730,0 тыс. рублей, 2014 год - 317730,0 тыс. рублей, 2015 год - 316050,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
ввод мощностей (водопроводные очистные сооружения) в объеме 114 тыс. куб.м/сутки; прирост протяженности водопроводных сетей - 430 км |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
контроль за реализацией подпрограммы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ". |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Решение проблем обеспечения жителей области качественной питьевой водой, рационального использования водных объектов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности требует консолидированных действий государственных структур, органов местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, жителей области. Решить указанные проблемы невозможно без системного подхода на основе программно-целевого метода путем реализации настоящей подпрограммы.
2. Цели, задачи и сроки реализации подпрограммы
Цели подпрограммы:
гарантированное обеспечение сбалансированной потребности населения области в качественной питьевой воде;
улучшение состояния и восстановление водных объектов.
Задачи подпрограммы:
осуществление мер по обеспечению населения водой питьевого качества за счет строительства и реконструкции водозаборов подземных вод;
повышение эксплуатационной надежности систем водоснабжения за счет строительства и реконструкции водозаборов поверхностных вод и водоочистных станций;
осуществление мер по сокращению потерь воды в системах водоснабжения за счет строительства и реконструкции водоводов и уличной водопроводной сети;
снижение объемов поступления в водные объекты канализационных стоков от предприятий жилищно-коммунального хозяйства области за счет строительства и реконструкции сооружений по очистке сточных вод;
осуществление мер по использованию ресурсной базы подземных вод.
3. Система подпрограммных мероприятий
Система подпрограммных мероприятий предусматривает комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей и решение задач по обеспечению жителей области качественной питьевой водой.
Основными направлениями в области обеспечения жителей качественной питьевой водой являются:
повышение качества питьевой воды от ее забора и до потребителя;
снижение поступления объемов загрязняющих веществ со сточными водами и реконструкция очистных сооружений канализации.
3.1. Строительство и реконструкция водозаборов подземных вод
Строительство и реконструкция водозаборов подземных вод предусматривает следующие мероприятия:
строительство нового водозабора подземных вод для р.п. Озинки в районе поселка Сланцевый Рудник;
реконструкция водозаборов подземных вод в г. Красный Кут, г. Петровск, р.п. Духовницкое, р.п. Базарный Карабулак.
Выполнение данных мероприятий позволит решить проблему по обеспечению качественной питьевой водой в достаточном количестве из защищенных от поверхностных загрязнений источников.
Безопасность питьевого водоснабжения определяется потреблением воды соответствующего нормативным показателям качества. Сравнительный анализ качества подземных и поверхностных вод показывает преимущества подземных вод как более защищенных и отличающихся меньшими затратами на водоподготовку.
3.2. Строительство и реконструкция водозаборов поверхностных вод
Мероприятия по строительству и реконструкции водозаборов поверхностных вод предусматривают:
строительство водозабора и насосной станции первого подъема для обеспечения водой жителей г. Ершова, что связано со строительством нового водохранилища, при заполнении которого существующий водозабор и насосная станция первого подъема попадают под затопление;
строительство водозаборов и насосных станций в г. Новоузенске и р.п. Дергачи, что связано с необходимостью переноса их ближе к населенным пунктам в связи с большим износом водоводов и их протяженностью;
реконструкцию насосной станции первого подъема в р.п. Мокроус, что связано с большим износом насосно-силового оборудования и с пуском в эксплуатацию водоочистной станции в р.п. Мокроус;
реконструкцию Волжской насосной станции в г. Вольске, что связано с большим износом здания насосной станции и технологического оборудования.
Выполнение мероприятий позволит повысить надежность обеспечения питьевой водой жителей этих населенных пунктов.
3.3. Строительство, реконструкция и техническое перевооружение водоочистных станций
Основными мероприятиями по строительству, реконструкции и техническому перевооружению водоочистных станций является:
строительство водоочистной станции в р.п. Дергачи. Необходимость строительства станции в р.п. Дергачи вызвана частыми повреждениями, большими потерями воды, а также вторичным загрязнением питьевой воды, связанным с большой протяженностью водоводов Орлово-Гайского группового водопровода;
реконструкция водоочистных станций в г. Саратове и г. Хвалынске связана с неудовлетворительным состоянием водоочистных комплексов и станций.
От технического и технологического состояния водоочистных сооружений напрямую зависит качество питьевой воды.
3.4. Строительство и реконструкция водоводов и уличной водопроводной сети
Основными мероприятиями по снижению потерь питьевой воды, повышению надежности систем водоснабжения, снижению уровня групповых вод и вторичного загрязнения питьевой воды является строительство и реконструкция водоводов и уличной водопроводной сети в городах, районных центрах и поселках области.
Протяженность водопроводной сети в этих населенных пунктах около 8 тыс. км, которые были проложены в 60-70 годы и в настоящее время имеют большой физический износ и более 2 тыс. км требует замены. Ежегодно на водопроводной сети имеет место около 7000 повреждений.
Выполнение данных мероприятий повысит надежность и качество предоставляемых услуг по водоснабжению этих населенных пунктов.
3.5. Строительство и реконструкция сооружений по очистке сточных вод
Анализ состояния производственных мощностей систем водоотведения в городах и поселках области выявил ряд проблем, носящих системный характер и оказывающих решающее влияние как на обеспечение отдельных качественных и количественных параметров систем водоотведения, так и на работоспособность систем в целом:
высокая степень износа зданий, сооружений, оборудования, применение устаревших технологий, низкая производительность и энергоэффективность оборудования, низкая степень автоматизации производственных процессов.
Строительство и реконструкция сооружений по очистке сточных вод предусматривает:
мероприятия по снижению поступления объемов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты, в том числе строительство и реконструкцию очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод;
разработку, внедрение новых и модернизацию существующих систем очистки сточных вод.
Выполнение данных мероприятий позволит:
сформировать комфортные и безопасные условия проживания жителей области;
обеспечить экологическую безопасность путем повышения качества предоставления услуг водоотведения;
снизить плату за негативное воздействие на окружающую среду;
уменьшить износ оборудования;
обеспечить экономию энергоресурсов.
3.6. Геологоразведочные работы на поиск, разведку и утверждение запасов подземных вод
Позволит в дальнейшем обеспечить строительство водозаборов подземных вод, решает проблему качества питьевого водоснабжения населения, значительно сокращает эксплуатационные затраты по водоочистке. Программой предусматривается перевод водоснабжения на защищенный от загрязнений подземный источник водоснабжения.
Предлагается завершить геологоразведочные работы для водоснабжения г. Красноармейска. В настоящее время вода подается по водоводу (18 км) из Волгоградского водохранилища, проходит очистку на водоочистных сооружениях. Строительство водозабора подземных вод улучшит качество воды, исключит эксплуатационные затраты на водоподачу и очистку воды.
В соответствии с решением совещания по вопросу превышения ПДК марганца в р. Большой Иргиз на территории Пугачевского района при вице-губернаторе - первом заместителе Председателя Правительства области с участием членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации Пугачевского района от 19 августа 2009 года предусматривается проведение разведки подземных вод для водоснабжения жителей Пугачевского района и перевод питьевого водоснабжения на подземные источники.
3.7. Резервирование источников питьевого водоснабжения городских и сельских населенных пунктов области
Необходимый элемент создания системы безопасности жизнеобеспечения населения при чрезвычайных и аварийных ситуациях. В соответствии с Правилами резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2006 года N 703, предусматривается проведение работ по утверждению запасов подземных вод.
3.8. Реконструкция, капитальный ремонт ГТС водохранилищ - источников питьевого водоснабжения
Необходимо для повышения надежности водоисточника и обеспечения безопасности ГТС. Водохранилища питьевого водоснабжения области созданы 30-50 лет назад, имеют 70-90 процентов износ ГТС. Полезная емкость водохранилищ снижена за счет заиления на 50-80 процентов.
Дальнейшая эксплуатация водохранилищ без проведения необходимых работ по расчистке водохранилищ и реконструкции ГТС может привести к аварийной ситуации по водоисточнику и катастрофической ситуации с централизованным водоснабжением населения.
Предусматривается проведение работ по реконструкции водохранилищ - источников питьевого водоснабжения населения области.
Первоочередными работами является реконструкция водохранилища на р. Большой Иргиз в районе г. Пугачева в целях ликвидации загрязнения марганцем поверхностного водоисточника.
3.9. Установление и обустройство водоохранных зон водных объектов питьевого назначения
Целью установления водоохранных зон является защита от загрязнения и засорения источников питьевого водоснабжения. В состав работ по обустройству водоохранных зон включаются мероприятия по ликвидации источников загрязнения, облесение и залужение прибрежных полос, строительство водоохранных инженерно-биологических защитных сооружений.
3.10. Модернизация водозаборов подземных вод в сельских населенных пунктах
Существующие водозаборы подземных вод в сельской местности применяются для централизованных, нецентрализованных и локальных систем водоснабжения. В сельских населенных пунктах водозаборы централизованного водоснабжения - артезианские скважины находятся на глубине 60-120 метров. Нецентрализованное водоснабжение представлено водозаборами из родников, колодцев, каптажей.
Для сохранения существующих объемов использования подземных вод для обеспечения сельского населения области необходимо предусмотреть восстановление выходящих из строя артезианских скважин и шахтных колодцев, строительство и обустройство колодцев и родников.
Использование родников и шахтных колодцев - самый экономичный способ обеспечения сельского населения питьевой водой.
3.11. Разработка проектно-сметной документации
Выполнение данных мероприятий позволит обеспечить своевременную разработку и утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации на объекты и стройки, входящие в перечень мероприятий настоящей подпрограммы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 22 августа 2011 г. N 452-П в раздел 4 настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования подпрограммы в 2011-2015 годах составит 4909051,1 тыс. рублей, из них за счет средств:
федерального бюджета (прогнозно) - 1721280,0 тыс. рублей или 35,1 процента от общего объема финансирования;
областного бюджета - 860411,1 тыс. рублей или 17,5 процента от общего объема финансирования;
местных бюджетов (прогнозно) - 852240,0 тыс. рублей или 17,4 процента от общего объема финансирования;
внебюджетных источников (прогнозно) - 1475120,0 тыс. рублей или 30 процентов от общего объема финансирования.
Из федерального бюджета (прогнозно) средства выделяются области путем предоставления ассигнований областному бюджету на софинансирование мероприятий региональной подпрограммы.
За счет средств федерального бюджета, выделяемых ФГУ "Управление "Саратовмелиоводхоз", финансируются работы по строительству объектов, входящих в зону влияния Варфоломеевского группового водопровода и Саратовского оросительно-обводнительного канала.
За счет средств областного бюджета финансируются объекты государственной собственности и мероприятия, финансирование которых отнесено законодательством к полномочиям области.
Средства местных бюджетов (прогнозно) направляются на финансирование мероприятий по водоснабжению и водоотведению, относящихся к вопросам местного значения.
Внебюджетными источниками финансирования (прогнозно) являются:
средства предприятий, направляемых на реализацию собственных мероприятий по водоснабжению и водоотведению;
средства инвесторов, направляемых на стимулирование реализации инвестиционных и новационных проектов в области водоснабжения и водоотведения.
Мероприятия по реализации подпрограммы по разделам, годам, объемам и источникам финансирования приведены в приложении к подпрограмме.
5. Организация управления и контроль за ходом ее выполнения и реализацией подпрограммы
Управление подпрограммой осуществляется государственным заказчиком подпрограммы - министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области.
Общий контроль за реализацией мероприятий подпрограммы осуществляется Правительством области, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комитетом капитального строительства области, комитетом охраны окружающей среды и природопользования области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июля 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Реализация подпрограммы и контроль за ходом программных мероприятий осуществляется во взаимодействии с общественными объединениями (по согласованию). Предусматривается заключение соглашения о взаимодействии между органами государственной власти области и общественными объединениями, а также ежегодное проведение общественных слушаний о ходе реализации подпрограммы.
6. Оценка эффективности реализации подпрограммы
В результате реализации подпрограммы будет заложена основа для дальнейшего эффективного и бездотационного функционирования отросли водопроводно-канализационного хозяйства, созданы механизмы привлечения внебюджетных источников для осуществления инвестиционных мероприятий.
Реализация подпрограммы позволит решить значительный комплекс проблем, не позволявших в течение многих последних лет обеспечить качественное и надежное снабжение потребителей водой и отведение стоков, создать привлекательные начальные условия для развития государственно-частного партнерства в сфере водоснабжения и водоотведения, а также повысить инвестиционную привлекательность отрасли.
Осуществление мероприятий подпрограммы решит проблему качественного, надежного и безопасного питьевого водоснабжения жителей области:
обеспечение 142 тыс. жителей питьевой водой;
утверждение запасов подземных вод в объеме 46,9 тыс. куб.м/сутки;
снижение объемов сброса неочищенных сточных вод в водные объекты на 64,8 тыс. куб.м/сутки;
снижение уровня износа объектов водопроводно-канализационного хозяйства на 5 процентов;
ввод мощностей водопроводных очистных сооружений - 114 тыс. куб.м/сутки;
прирост протяженности водопроводных сетей - 430 км.
Постановлением Правительства Саратовской области от 22 августа 2011 г. N 452-П в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к подпрограмме "Чистая вода"
долгосрочной областной целевой программы
"Обеспечение населения Саратовской области
питьевой водой на 2011-2015 годы"
Перечень
мероприятий и финансирование обеспечения подпрограммы "Чистая вода"
24 мая, 22 августа 2011 г.
Подпрограмма "Обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части Саратовской области, на 2011-2014 годы"
24 мая, 22 августа 2011 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 22 августа 2011 г. N 452-П в паспорт настоящей подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части Саратовской области, на 2011-2014 годы" (далее - подпрограмма) |
Государственный заказчик подпрограммы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Основные разработчики подпрограммы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство сельского хозяйства области, комитет охраны окружающей среды и природопользования области, органы местного самоуправления области (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части Саратовской области |
Задачи подпрограммы, важнейшие оценочные показатели |
увеличение объемов заполнения прудов хозяйственно-питьевого назначения путем их реконструкции на 5 млн. куб.м; повышение качества жизни населения (обеспечение гарантированного водоснабжения населенных пунктов и обеспечение 231,5 тыс. жителей хозяйственно-питьевым водоснабжением); увеличение эксплуатационных запасов пресных подземных вод на 53,5 тыс. куб.м/сутки, которые дадут возможность улучшить качество питьевой воды; увеличение количества приобретенных и смонтированных установок по очистке и обеззараживанию питьевой воды для объектов социальной инфраструктуры на 300 единиц в целях обеспечения водой питьевого качества 300 объектов социальной инфраструктуры; увеличение количества рабочих мест в водопроводно-канализационном хозяйстве на 400 единиц |
Сроки реализации подпрограммы |
2011-2014 годы |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы |
министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комитет охраны окружающей среды и природопользования области, комитет капитального строительства области, органы местного самоуправления области (по согласованию), ГУП Саратовской области "Облводоресурс" (по согласованию), сельскохозяйственные предприятия (по согласованию) |
Объем и источники обеспечения подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы составляет 905857,3 тыс. рублей, из них за счет средств: федерального бюджета (прогнозно) - 86000,0 тыс. рублей: 2011 год - 5000,0 тыс. рублей; 2012 год - 35000,0 тыс. рублей; 2013 год - 41000,0 тыс. рублей; 2014 год - 5000,0 тыс. рублей; областного бюджета - 172956,5 тыс. рублей: 2011 год - 7956,5 тыс. рублей; 2012 год - 63000,0 тыс. рублей; 2013 год - 67000,0 тыс. рублей; 2014 год - 35000,0 тыс. рублей; местных бюджетов (прогнозно) - 439500,8 тыс. рублей: 2011 год - 129400,0 тыс. рублей; 2012 год - 133500,0 тыс. рублей; 2013 год - 131200,0 тыс. рублей; 2014 год - 45400,8 тыс. рублей; внебюджетных источников (прогнозно) - 207400,0 тыс. рублей: 2011 год - 27400,0 тыс. рублей; 2012 год - 44000,0 тыс. рублей; 2013 год - 58000,0 тыс. рублей; 2014 год - 78000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
повышение эксплуатационной надежности прудов - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения за счет капитального ремонта 31 гидротехнического сооружения; заполнение прудов и водохранилищ - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения за счет строительства 127 км водоводов и подачи воды по ним в объеме 20 млн. куб.м; строительство и реконструкция водоводов и групповых водопроводов от источников водоснабжения до населенных пунктов, что позволит создать 100-процентный запас воды и предотвратить перебои с водоснабжением; обеспечение водой питьевого качества населенных пунктов, расположенных в зоне Орлово-Гайского группового водопровода за счет реконструкции 28 км водоводов; максимальное использование ресурсной базы подземных вод за счет капитального ремонта 160 артезианских скважин мощностью 44 тыс. куб.м/сутки |
Система организации контроля за исполнением подпрограммы |
контроль за реализацией подпрограммы осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ". |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время на территории Саратовской области около 300 тыс. человек используют воду непитьевого качества, в том числе по Левобережью - 160 тыс. человек.
В связи с аномальными погодными условиями и отсутствием в течение ряда лет достаточных осадков и паводковых стоков в районах Левобережной части области сложилось критическое положение с обеспечением населения водой на хозяйственно-питьевые нужды.
Источниками питьевого водоснабжения для населения Левобережной части области служат поверхностные и подземные воды. Поверхностные воды служат источником водоснабжения сельских населенных пунктов Перелюбского, Краснопартизанского, Александрово-Гайского, Новоузенского, Питерского, Дергачевского муниципальных районов, ЗАТО п. Михайловский - полностью; Пугачевского, Озинского, Ершовского, Ивантеевского, Федоровского, Советского, Марксовского муниципальных районов - частично, а в Балаковском, Духовницком, Ровенском муниципальных районах источником водоснабжения служат подземные воды.
Численность сельского населения Левобережья, пользующегося водой, составляет 312,5 тыс. человек, или 51,4 процента от всего сельского населения области. Всего в Левобережной части области проживает 946,2 тыс. человек.
Удельное водопотребление для сельских населенных пунктов составляет 301 л/сутки/человек (с поливом приусадебных участков).
Величина водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды в сельских населенных пунктах Левобережной части области составляет 102,7 тыс. куб.м/сутки.
Главными водными артериями, которые служат основными источниками водоснабжения, являются р. Волга, зарегулируемая на территории области Саратовским и Волгоградским водохранилищами, реки Большой Узень и Малый Узень, а также левобережные притоки реки Волги - Большой Иргиз, Малый Иргиз, Камелик, Большой Караман, Еруслан, Алтата, которые имеют снеговое питание и крайне неравномерное распределение стока в течение года.
В период весеннего половодья проходит 90-100 процентов стоков. На большинстве водостоков летом сток прекращается: на малых реках - на всем протяжении, а на реках Большой Иргиз, Малый Узень, Еруслан - на отдельных участках. Возобновление стока здесь происходит лишь в половодье следующего года. Самый маловодный бассейн у реки Камелик. Сток большинства рек зарегулирован плотинами с целью создания запасов воды и перераспределения годового стока.
Водообеспеченность районов, расположенных в бассейнах рек Большой Иргиз, Еруслан, Большой Узень, Малый Узень, обеспечивается за счет переброски стока р. Волги по Саратовскому оросительно-обводнительному каналу в летний период года.
Канал подает воду из Саратовского водохранилища в реку Большой Иргиз выше Сулакской переливной плотины и далее в бассейн рек Большой Узень, Малый Узень, Еруслан. Вода по Саратовскому оросительно-обводнительному каналу поднимается в межсезонный период с 15 апреля по 15 октября. Пропускная способность канала 50 куб.м/сек.
В условиях Левобережья Саратовский оросительно-обводнительный канал является единственным источником водоснабжения.
Принимаемые меры при отсутствии достаточных финансовых ресурсов не решают в полной мере возникших проблем по обеспечению хозяйственно-питьевым водоснабжением территорий Заволжья, на которых проживают более 300 тыс. человек, при годовой потребности в воде на хозяйственно-питьевые нужды около 50 млн. куб.м. В настоящее время фактическое обеспечение водой населенных пунктов Левобережья составляет менее 50 процентов от потребности.
Выделение финансовых средств из областного и местных бюджетов (прогнозно) в 2011 году на строительство, реконструкцию и ремонт водоводов и групповых водопроводов позволит предотвратить обострение санитарно-эпидемиологической обстановки в области.
Анализ существующего состояния систем водоснабжения населенных пунктов Левобережной части области подтверждает необходимость системного программного подхода к обеспечению их в достаточном количестве водой на хозяйственно-питьевые нужды для создания нормальных условий проживания людей и содержания скота.
2. Основные цели и задачи подпрограммы, сроки ее реализации
Основными целями подпрограммы являются:
обеспечение хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части области;
повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации;
обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности Левобережной части области.
Условиями достижения целей подпрограммы является решение следующих задач:
заполнение прудов и водохранилищ - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
увеличение объемов заполнения прудов хозяйственно-питьевого назначения путем их реконструкции;
повышение эксплуатационной надежности прудов - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
обеспечение водой питьевого качества объектов социальной инфраструктуры;
обеспечение водой питьевого качества населенных пунктов, расположенных в зоне Орлово-Гайского группового водопровода;
максимальное использование ресурсной базы подземных вод.
Реализация подпрограммы осуществляется с 2011 по 2014 годы.
3. Система (перечень) подпрограммных мероприятий
Система подпрограммных мероприятий предусматривает комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей и решение задач по обеспечению хозяйственно-питьевым водоснабжением населенных пунктов, расположенных в Левобережной части области.
Основными направлениями региональной политики в области водообеспечения являются:
повышение водообеспеченности населенных пунктов Левобережной части области при отсутствии весеннего паводка и осадков;
обеспечение объектов социальной сферы установками по очистке и обеззараживанию воды до питьевых норм.
Решение поставленных целей и задач обеспечивается реализацией системы мероприятий по каждому направлению.
3.1. Обеспечение устойчивой работы водопроводного хозяйства области
Обеспечение устойчивой и надежной работы водопроводного хозяйства области требует принятия экстренных мер бюджетной поддержки для проведения неотложных работ по реконструкции и строительству водоводов и группового водопровода, в первую очередь за счет средств областного бюджета и местных бюджетов (прогнозно).
Предполагается, что бюджетные ресурсы будут направлены на решение задач модернизации, строительства, технического переоснащения объектов инженерной инфраструктуры и внедрения современных энергосберегающих технологий в водопроводном хозяйстве области.
3.2. Резервирование источников питьевого водоснабжения
Резервирование источников питьевого водоснабжения - необходимый элемент создания системы безопасного жизнеобеспечения населения при чрезвычайных и аварийных ситуациях. Проблема резервирования источников питьевого водоснабжения имеет государственное значение, так как является основным элементом системы безопасности страны.
Резервирование источников питьевого водоснабжения осуществляется в целях повышения надежности и качества питьевого водоснабжения. Резервирование производится на базе использования подземных вод для каждого населенного пункта в соответствии с нормативными документами. Количество резервных скважин определяется из расчета 10 л/сутки воды на одного человека. Резервные источники питьевого водоснабжения в целях экономии бюджетных средств создаются на базе нецентрализованных систем водоснабжения без разводящих систем. При необходимости водозаборы подземных вод оборудуются системами водоподготовки на расчетный объем питьевого водопотребления. Резервные источники нецентрализованных систем водоснабжения попутно решают проблему качества питьевой воды.
Для создания резервных источников питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов области предусматриваются бурение скважин и создание нецентрализованных систем водоснабжения во всех районах области.
Работы по созданию резервных источников водоснабжения предполагаются к осуществлению за счет средств федерального (прогнозно), областного бюджетов.
3.3. Реконструкция прудов, водохранилищ - источников питьевого водоснабжения населения
Населенные пункты области, расположенные на территориях, не имеющих запасов пресных подземных вод, базируются на поверхностном водоисточнике. Как правило, эти населенные пункты уже имеют пруды и водохранилища в качестве источника питьевого водоснабжения. Подпрограммой предусматривается реконструкция этих прудов и водохранилищ в целях обеспечения нормативного класса капитальности сооружения, достаточного годового запаса воды расчетного водопотребления, требуемой надежности и водообеспеченности. В состав работ по реконструкции водохранилищ при необходимости включаются: расчистка ложа, реконструкция гидротехнических сооружений под расчетные параметры, их ремонт и восстановление оборудования.
В состав подпрограммных мероприятий включена реконструкция только тех водохранилищ, которые являются единственным источником централизованного питьевого водоснабжения в населенных пунктах области, не имеющих запасов подземных вод.
3.4. Обеспечение питьевой водой объектов повышенной социальной значимости
Наиболее остро проблема обеспечения питьевой водой гарантированного качества стоит в сельских населенных пунктах заволжских районов области, где нет качественной воды в подземных источниках или вода с повышенным содержанием железа и водоснабжение осуществляется из открытых источников, как правило, непроточных и имеющих малый объем. В этих источниках (прудах) вода значительно ухудшается в период не только весеннего паводка, но и во время дождей и летней жары или вовсе отсутствует.
Практически во всех сельских поселениях области имеются водопроводы централизованной подачи воды технического качества, как правило, большинство из них требуют замены ветхих труб и механизмов подачи воды.
Наиболее оптимальным вариантом решения проблемы является приобретение и пуск в работу установок, обеспечивающих трехкратную степень очистки и обеззараживания питьевой воды.
Данные системы, установленные на объектах повышенной социальной значимости заволжских районов области, позволяют реально предоставить возможность пользоваться источниками питьевой воды, не нанося ущерба здоровью.
Вопросы водоснабжения сельских населенных пунктов Левобережья области в подпрограмме рассматриваются в разрезе муниципальных районов области.
Александрово-Гайский муниципальный район
Александрово-Гайский муниципальный района: расположен в юго-восточной части Левобережья области, граничит с Новоузенским муниципальным районом и с Республикой Казахстан.
Район расположен в сев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.