Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства Саратовской области
от 26 августа 2011 г. N 458-П
Правила
разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок разработки и утверждения органами исполнительной власти области административных регламентов предоставления государственных услуг (далее - регламенты услуг) и внесения в них изменений.
Регламентом услуги является нормативный правовой акт органа исполнительной власти области, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органа исполнительной власти области, осуществляемых по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей (далее - заявитель) в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области полномочий в соответствии с требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон).
Регламент услуги также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями органа исполнительной власти области, их должностными лицами, взаимодействия органа исполнительной власти области с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.
2. Регламенты услуг разрабатываются органами исполнительной власти области, предоставляющими государственные услуги, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Саратовской области по Перечню государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти области, утвержденному постановлением Правительства Саратовской области от 17 июля 2007 года N 268-П "О разработке административных регламентов", с учетом обязательности разработки и принятия регламентов услуг в течение трех месяцев со дня наделения органов исполнительной власти области соответствующими полномочиями.
3. При разработке регламентов услуг органы исполнительной власти области предусматривают оптимизацию (повышение качества) предоставления государственных услуг, в том числе:
а) упорядочение административных процедур (действий);
б) устранение избыточных административных процедур (действий);
в) сокращение количества документов, представляемых заявителями для предоставления государственной услуги, применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий заявителей с должностными лицами органа, предоставляющего государственную услугу, в том числе за счет выполнения отдельных административных процедур (действий) на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и реализации принципа "одного окна", использование межведомственных согласований при предоставлении государственной услуги без участия заявителя, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
г) сокращение срока предоставления государственной услуги, а также срока выполнения отдельных административных процедур (действий) в рамках предоставления государственной услуги. Орган исполнительной власти области, осуществляющий подготовку регламента услуги, может установить в регламенте сокращенные сроки предоставления государственной услуги, а также сроки выполнения административных процедур (действий) в рамках предоставления государственной услуги по отношению к соответствующим срокам, установленным законодательством Российской Федерации и Саратовской области, если это не нарушает положений законодательства Российской Федерации и Саратовской области;
д) ответственность должностных лиц органов исполнительной власти области, предоставляющих государственные услуги, за несоблюдение ими требований регламентов услуг при выполнении административных процедур (действий);
е) предоставление государственной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом.
4. Регламенты услуг, разработанные органами исполнительной власти области, утверждаются в установленном порядке приказами соответствующих органов исполнительной власти области, если иное не установлено федеральным законом, в течение 10 рабочих дней после одобрения комиссией по проведению административной реформы в Саратовской области.
5. Если в предоставлении государственной услуги участвуют несколько органов исполнительной власти области, регламент услуги утверждается их совместным приказом, если иное не установлено федеральным законом.
6. Сведения об услугах, в том числе регламенты услуг, размещаются в региональном реестре государственных услуг (функций) в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 22 декабря 2010 года N 644-П "Об утверждении Положения об эксплуатации регионального узла системы порталов государственных и муниципальных услуг".
7. Проекты регламентов услуг в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой министерством экономического развития и торговли области.
Для проведения независимой экспертизы орган исполнительной власти области непосредственно после разработки проекта регламента услуги размещает его на своем официальном сайте.
Орган исполнительной власти области, ответственный за утверждение регламента услуги, готовит и представляет на экспертизу министерства экономического развития и торговли области вместе с проектом регламента услуги пояснительную записку, в которой приводится информация об основных предполагаемых улучшениях предоставления государственной услуги в случае принятия регламента услуги, сведения об учете рекомендаций независимой экспертизы и предложений заинтересованных организаций и граждан.
В случае, если в процессе разработки проекта регламента услуги выявляется возможность оптимизации (повышения качества) предоставления государственной услуги при условии соответствующих изменений нормативных правовых актов, то проект регламента услуги направляется на экспертизу министерства экономического развития и торговли области с приложением проектов указанных актов.
Орган исполнительной власти области, ответственный за утверждение регламента услуги, обеспечивает учет замечаний и предложений, содержащихся в заключении экспертизы министерства экономического развития и торговли области.
8. Непосредственно после получения положительного заключения экспертизы министерства экономического развития и торговли области проекты регламентов услуг представляются на рассмотрение комиссии по проведению административной реформы в Саратовской области вместе с пояснительной запиской об учете поступивших в процессе разработки замечаний, заключениями экспертиз.
9. Заседания комиссии по проведению административной реформы в Саратовской области по рассмотрению проектов регламентов услуг (функций) организовываются министерством экономического развития и торговли области по мере необходимости, но при наличии не менее трех проектов для рассмотрения.
Внесение изменений в регламенты услуг осуществляется без рассмотрения комиссией по проведению административной реформы в Саратовской области.
10. Копии утвержденных регламентов услуг в порядке, установленном постановлением Губернатора Саратовской области от 23 февраля 2001 года N 54 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 года N 904", представляются органами исполнительной власти области на государственную регистрацию.
В соответствии с Законом Саратовской области "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области" регламенты услуг подлежат публикации в средствах массовой информации, являющихся источниками официального опубликования нормативных правовых актов области, в течение 10 календарных дней после дня их подписания.
II. Требования к регламентам услуг
11. Наименование регламента услуги определяется органом исполнительной власти области, ответственным за его утверждение, с учетом формулировки, соответствующей редакции положения нормативного правового акта, которым предусмотрена государственная услуга.
12. В регламент услуги включаются следующие разделы:
а) общие положения;
б) стандарт предоставления государственной услуги;
в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
г) формы контроля за исполнением регламента услуги;
д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также их должностных лиц.
13. Раздел, касающийся общих положений, состоит из следующих подразделов:
а) предмет регулирования регламента услуги;
б) круг заявителей;
в) требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, в том числе:
информация о месте нахождения и графике работы органов исполнительной власти области, предоставляющих государственную услугу, их структурных подразделений и территориальных органов, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, способы получения информации о месте нахождения и графиках работы государственных и муниципальных органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения государственной услуги, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
справочные телефоны структурных подразделений органов исполнительной власти области, предоставляющих государственную услугу, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в том числе номер телефона-автоинформатора или центра телефонного обслуживания;
адреса официальных сайтов органов исполнительной власти области, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащих информацию о предоставлении государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, адреса их электронной почты;
порядок получения информации заявителями по вопросам предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления указанных услуг, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
место размещения указанной в настоящем подпункте информации, в том числе на стендах в местах предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, а также на официальных сайтах органа исполнительной власти области, предоставляющего государственную услугу, организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
14. Стандарт предоставления государственной услуги должен содержать следующие подразделы:
а) наименование государственной услуги;
б) наименование органа исполнительной власти области, предоставляющего государственную услугу. Если в предоставлении государственной услуги в соответствии с законодательством участвуют также иные органы исполнительной власти области, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации, то указываются все органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации, обращение в которые необходимо для предоставления государственной услуги. Также указываются требования пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона, а именно - установление запрета требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный Правительством области;
в) описание результата предоставления государственной услуги;
г) срок предоставления государственной услуги, в том числе с учетом необходимости обращения в организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, срок приостановления предоставления государственной услуги в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации и Саратовской области, срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги;
д) перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
е) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления (бланки, формы обращений, заявления и иных документов, подаваемых заявителем в связи с предоставлением государственной услуги, приводятся в качестве приложений к регламенту услуги, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации и Саратовской области предусмотрена свободная форма подачи этих документов). В соответствии с Федеральным законом в случае, если для предоставления государственной услуги необходимо представление документов и информации об ином лице, не являющемся заявителем, при обращении за получением государственной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие наличие согласия указанных лиц или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в орган или организацию. Указанные документы могут быть представлены в том числе в форме электронного документа. Действие предложения второго настоящего подпункта не распространяется на лиц, признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими;
ж) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
з) исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги. В случае отсутствия таких оснований следует прямо указать на это в тексте регламента;
и) перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги;
к) порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги;
л) порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, включая информацию о методике расчета размера такой платы;
м) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата ее предоставления;
н) требования к помещениям, в которых предоставляются государственная услуга, услуга, предоставляемая организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления таких услуг;
о) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
п) показатели доступности и качества государственной услуги, в том числе количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность, возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
р) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме.
15. Раздел, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме, состоит из подразделов, соответствующих количеству административных процедур - логически обособленных последовательностей административных действий при предоставлении государственных услуг и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках предоставления государственной услуги. В начале раздела указывается исчерпывающий перечень административных процедур, содержащихся в нем. Раздел также должен содержать:
а) состав документов, которые находятся в распоряжении органа, предоставляющего государственную услугу, а также организации, участвующей в предоставлении государственных услуг;
б) состав документов, которые необходимы органу, предоставляющему государственную услугу, но находятся в иных органах и организациях;
в) порядок осуществления в электронной форме, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", следующих административных процедур:
предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственной услуге;
подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и прием таких запроса и документов;
получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги;
взаимодействие органа исполнительной власти области, предоставляющего государственную услугу, с иными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, в том числе порядок и условия такого взаимодействия;
получение заявителем результата предоставления государственной услуги, если иное не установлено федеральным законом;
иные действия, необходимые для предоставления государственной услуги.
16. Блок-схема предоставления государственной услуги приводится в приложении к регламенту услуги.
17. Описание каждой административной процедуры предусматривает:
а) основания для начала административной процедуры;
б) содержание каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения;
в) сведения о должностном лице, ответственном за выполнение каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры. Если нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие предоставление государственной услуги, содержат указание на конкретную должность, она указывается в тексте регламента услуги;
г) критерии принятия решений;
д) результат административной процедуры и порядок передачи результата, который может совпадать с основанием для начала выполнения следующей административной процедуры;
е) способ фиксации результата выполнения административной процедуры, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административной процедуры.
18. Раздел, касающийся форм контроля за предоставлением государственной услуги, состоит из следующих подразделов:
а) порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений регламента услуги и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений;
б) порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги;
в) ответственность должностных лиц органа исполнительной власти области за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги;
г) положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги со стороны граждан, их объединений и организаций.
19. В разделе, касающемся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа исполнительной власти области, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц, указываются:
а) информация для заявителя о его праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги;
б) предмет досудебного (внесудебного) обжалования;
в) исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы (претензии) и случаев, в которых ответ на жалобу (претензию) не дается;
г) основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования;
д) право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии);
е) органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке;
ж) сроки рассмотрения жалобы (претензии);
з) результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования.
III. Особенности разработки регламентов услуг, предоставляемых органами местного самоуправления области при осуществлении отдельных государственных полномочий Саратовской области, переданных им в установленном порядке законами Саратовской области
20. При осуществлении органами местного самоуправления области отдельных государственных полномочий Саратовской области, переданных им в установленном порядке законами Саратовской области (далее - отдельные государственные полномочия), регламенты услуг разрабатываются в соответствии с Федеральным законом.
21. Органы исполнительной власти области разрабатывают примерные регламенты услуг, которые рекомендуются к учету при разработке проектов регламентов услуг по переданным органам местного самоуправления области отдельным государственным полномочиям, в течение 30 календарных дней после принятия закона Саратовской области о наделении органов местного самоуправления области отдельными государственными полномочиями.
Непосредственно после разработки примерного регламента услуги орган исполнительной власти области обеспечивает размещение проекта примерного регламента услуги на собственном сайте и на сайте Правительства области.
22. Структура и содержание примерных регламентов услуг по переданным органам местного самоуправления области отдельным государственным полномочиям должны соответствовать требованиям Федерального закона, а также требованиям раздела II настоящих Правил с учетом специфики органа, предоставляющего услуги по переданным органам местного самоуправления области отдельным государственным полномочиям.
23. Примерный регламент услуги подлежит представлению на независимую экспертизу и экспертизу, проводимую министерством экономического развития и торговли области, в порядке, установленном настоящими Правилами.
24. Примерный регламент услуги, доработанный с учетом заключений экспертиз, в течение 10 рабочих дней направляется органом исполнительной власти области в органы местного самоуправления области.
25. Утверждение регламента услуги осуществляется в соответствии с законом Саратовской области о наделении органов местного самоуправления области отдельными государственными полномочиями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.