Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 10 ноября 2014 г. N 3743 название настоящего приложения изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение
к постановлению администрации
Вольского муниципального района
Саратовской области
от 1 марта 2012 г. N 468
Муниципальная программа
"Развитие образования на территории Вольского муниципального района Саратовской области на 2012-2015 годы"
21 ноября 2012 г., 11 сентября, 10 ноября 2014 г., 15 января, 18 июня 2015 г.
Постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 18 июня 2015 г. N 1855 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
муниципальной программы "Развитие образования на территории Вольского муниципального района Саратовской области на 2012-2015 годы"
Введение
Нормативной основой разработки муниципальной целевой программы "Развитие образования на территории Вольского района Саратовской области" на 2012-2014 годы является приказ управления образования от 06.05.2011 года N 1327 "О подготовке муниципальной программы "Развитие образования на территории Вольского района Саратовской области " на 2012-2014 годы.
Программа основывается на результатах, достигнутых в ходе выполнения муниципальной целевой программы "Развитие образования" на 2009-2011 годы, реализации на территории Вольского района комплексного проекта модернизации общего образования и задачах, поставленных в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", федеральном проекте "Модернизация региональных систем общего образования" на 2011-2013 годы, проекте Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Саратовской области на период до 2025 года.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Результаты анализа развития учреждений дошкольного и общего образования свидетельствуют о том, что система образования Вольского муниципального района, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
Важным фактором, влияющим на развитие образования в Вольском муниципальном районе, продолжает оставаться демографическая ситуация.
С 2009 года сеть образовательных учреждений района сократилась с 36 до 32 учреждений: 17 средних, лицей, гимназия, 11 основных школ, 1 начальная школа - детский сад, в которых обучаются 7089 учащихся, 413 классов-комплектов; средняя наполняемость классов в городе 22,6, в селе - 8,6.
Базовых школ 3: СОШ N 47 п. Сенной, СОШ п. Черкасское, СОШ с. Терса; ресурсных центра 3: СОШ N 3, гимназия и лицей. Малокомплектных школ 12, в них обучающихся 753, классов-комплектов - 118. Средняя наполняемость классов в малокомплектных школах составляет 6,4 чел.
С 2009 по 2011 год контингент обучающихся сократился на 97 человек.
Все школы занимаются по шестидневной неделе, кроме первых классов, которые занимаются по пятидневной неделе. С 01.09.2011 года все обучающиеся 1-х классов и 275 обучающихся 2-х классов 5 пилотных школ ( лицей, гимназии, СОШ N 4, СОШ N 11, СОШ п. Черкасское) перешли на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.
В ходе реализации муниципальной целевой программы "Развитие образования" на 2009-2011 годы удалось решить следующие задачи:
- до 97 процентов увеличился удельный вес детей дошкольного возраста, готовых к обучению в школе;
- сформирована и оснащена современным учебным оборудованием, школьной мебелью и методическими пособиями материальная база 3-х базовых школ и 3-х ресурсных центров. Их доля от общего числа средних школ возросла до 33%. Кроме того, функционируют лицей, гимназия. Всего из муниципального бюджета за период 2009-2011 годов освоено 3717,2 тысячи рублей в рамках комплексного проекта модернизации образования на приобретение учебного оборудования, методических пособий, школьной мебели, обслуживание "школьных автобусов". Это создало оптимальные условия для полного охвата учащихся 9-х классов предпрофильным обучением. В старших классах профильным обучением охвачено 80% учащихся;
- до 100 (32 школы) процентов увеличена доля общеобразовательных учреждений имеющих доступ к высокоскоростному Интернету. Создан муниципальный межшкольный ресурсный центр внедрения ИКТ. В каждой пятой школе осуществлен переход на автоматизированные системы внутреннего делопроизводства, 100% общеобразовательных учреждений имеют собственные сайты, 98% учителей прошли обучение и переподготовку в области ИКТ, 52% учителей области являются пользователями сетевых профессиональных сообществ и активно используют в работе федеральные базы данных электронных образовательных ресурсов. Обеспечено участие 11 учащихся с ограниченными возможностями здоровья в федеральном проекте по дистанционному обучению детей-инвалидов. Созданы и укомплектованы необходимой техникой и учебно-методическими пособиями муниципальный центр по работе с детьми данной категории на базе МОУ СОШ N 11 г. Вольска;
- проведена в 2010/2011 учебном году апробация государственного федерального образовательного стандарта начального общего образования в 12 первых классах 5 школ района, в которых обучаются 275 учащихся. Анализ результатов апробации федерального стандарта позволил во всех школах с сентября 2012 года ввести в штатном режиме ФГОС;
- внедрена независимая система оценки образовательных достижений обучающихся 9, 11 классов;
- создана система государственно-общественного управления образованием через деятельность муниципального и школьных управляющих советов (100% школ).
Остается нерешенным вопрос привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения района: доля учителей в возрасте до 30 лет составляет всего 10% от общего количества работников образовательных учреждений района.
Показатели качества общего образования свидетельствуют о значительных различиях в темпах развития муниципальной системы образования и качества подготовки выпускников.
Только 18 процентов детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в общеобразовательные учреждения. Данные ежегодных профилактических осмотров обучающихся свидетельствуют, что 56 процентов имеют хронические заболевания. Количество обучающихся, относимых к первой группе здоровья (т.е. практически здоровых), остается на прежнем низком уровне - 20 процентов. За последние 5 лет заболеваемость юношей-подростков увеличилась на 9 процентов. Кроме констатирующих медицинских диагнозов у обучающихся отмечается большое количество факторов риска, которые не фиксируются статистикой. К таковым относятся поведенческие риски, опасные для здоровья: ранняя привычка к курению, как для мальчиков, так и для девочек; потребление спиртных напитков, ранняя активная сексуальная жизнь.
Важным фактором, способствующим сохранению здоровья детей, является здоровое питание. Удельный вес общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми составляет на сегодняшний день немногим меньше 30%. В Вольском муниципальном районе ведётся политика обеспечения учащихся горячим питанием. 98% учащихся общеобразовательных учреждений обеспечены школьным питанием, 90% учащихся - горячим питанием, 10% учащихся получают буфетную продукцию.
Большая роль в системе мер по охране здоровья детей принадлежит созданию условий для ведения образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами. В отдельных образовательных учреждениях не выполняются нормативы по освещенности, наблюдается недостаточное обеспечение медицинских кабинетов необходимым набором помещений, оборудованием и лекарственными препаратами. Только 25% школьных медицинских кабинетов прошли лицензирование (в 2009 году этот показатель составлял 12%).
Общеобразовательные учреждения испытывают дефицит квалифицированных кадров, способных обеспечить здоровьесберегающее обучение: школьных психологов, логопедов, а главное - отсутствие преподавателей лечебной физкультуры. Это не позволяет в должной мере создать необходимые условия для развития детей, имеющих отклонения в здоровье.
Применение программно-целевого метода в решении вышеперечисленных проблем необходимо для установления единых подходов к развитию системы общего образования воспитанников и обучающихся.
Решение поставленного комплекса проблем в рамках муниципальной целевой программы позволит:
обеспечить адресность, последовательность и контроль инвестирования государственных средств в муниципальную систему общего образования воспитанников и обучающихся;
выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования.
Соответственно управление образования администрации Вольского муниципального района, реализуя Программу в роли адресного и системного инвестора, осуществит целенаправленное вложение средств в повышение доступного качественного дошкольного, общего образования и воспитания.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации
Главная цель Программы - модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития района.
Достижение главной цели Программы обеспечивается реализацией системы целей локальной направленности и решением соответствующих задач.
Цель:
достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Задачи:
- создание условий для перехода общеобразовательных учреждений на новые образовательные стандарты;
- совершенствование учительского корпуса;
- изменение школьной инфраструктуры;
- сохранение и укрепление здоровья школьников;
- расширение самостоятельности школ.
Цель:
разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных (современных) модулей успешной социализации детей.
Задача:
- совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе.
Цель:
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Задачи:
- обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования;
- создание единой информационной системы сферы образования;
- создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.
Цель:
экспертно-аналитическое, научно-методическое и информационное сопровождение мероприятий Программы.
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период с 2012 по 2014 год.
3. Система мероприятий Программы
В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим основным направлениям:
3.1. Создание условий для достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Программные мероприятия по данному направлению включают:
3.1.1. Создание условий для перехода общеобразовательных учреждений на новые образовательные стандарты.
В рамках данного направления предполагается совершенствовать профессиональную работу по подготовке преподавательского корпуса к введению федеральных государственных образовательных стандартов не только в начальную, но и в общую и старшую школы:
- создать условия для обеспечения сопровождения (нормативно-правового, программно-методического, информационного и др.) разработки ОУ ООП ступеней общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
- обеспечить участие руководящих и педагогических работников в региональных семинарах, совещаниях, конференциях и других мероприятиях по введению ФГОС;
- способствовать развитию методических форм сопровождения введения ФГОС общего образования на всех уровнях системы образования;
3.1.2. Совершенствование учительского корпуса.
В рамках данного направления предполагается:
- персонифицированное повышение квалификации не менее, чем 15% педагогов в рамках реализации проекта модернизации общего образования;
- обобщение и распространение передового педагогического и руководящего опыта;
- финансовая поддержка лидеров региональной системы образования;
- медицинская и психологическая реабилитация педагогических и руководящих работников (профилактика профессионального выгорания);
- популяризация профессии педагога в информационном пространстве региона;
- обучение педагогов и руководителей ОУ работе в цифровой информационной среде;
- привлечение молодых учителей в сельские школы, разработка и реализация проекта "Молодой педагог - сельской школе";
3.1.3. Изменение школьной инфраструктуры.
В рамках данного направления предполагается:
- улучшение материально-технической базы образовательных учреждений;
- развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений;
- развитие интернет-сетей и улучшение условий доступа к широкополосному интернет в образовательных учреждениях;
- обеспечение необходимым оборудованием детей-инвалидов, которым показано дистанционное обучение.
3.1.4. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
В рамках данного направления предполагается:
- обновление материально-технической базы всех инфраструктур, связанных с обеспечением здорового развития школьников (прежде всего спортивного и кухонного оборудования), доведение всех школьных пищеблоков (включая технологическое оборудование и оформление залов-столовых) до уровня, предусмотренного требованиями СанПиН (повышение квалификации специалистов школ по вопросам организации питания и формирования культуры питания школьников), проведение регионального конкурса на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы в ОУ;
- расширение контингента учащихся, принимающих участие в спортивной и иных видах здоровьесберегающей деятельности, а также охваченных различными оздоровительными мероприятиями (в том числе летним отдыхом), проведение районных и региональных конкурсов и спортивных мероприятий;
- создание школьно-муниципально-региональных систем постоянного мониторинга детского здоровья;
- наиболее полное включение учеников в проблематику собственного здоровья;
- выделение в качестве самостоятельного и находящегося под особым контролем направления по развитию нормативно-правовой, материальной, методической и кадровой базы, необходимой для расширения и углубления процессов инклюзивного обучения в массовой школе детей-инвалидов (создание безбарьерной среды, разработка и введение норматива подушевого финансирования на психолого-медико-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и пр.);
- работа центров здоровья на базе образовательных учреждений.
3.1.5. Расширение самостоятельности школ.
В рамках данного направления предполагается:
- внедрение новых методов управления, развития институтов общественного участия в образовательной деятельности;
- обеспечение открытости информации о результатах работы образовательного учреждения, сокращение объемов отчетности;
- анализ состояния образовательной системы района по развитию самостоятельности образовательных учреждений.
3.2. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных (современных) модулей успешной социализации детей.
Программные мероприятия по данному направлению включают:
3.2.1. Совершенствование содержания воспитания в образовательном процессе.
В рамках данного направления предполагается:
- повышение эффективности различных форм ученического самоуправления в образовательном процессе;
- проведение, с целью распространения передового опыта и формирования активной гражданской позиции учащихся;
- проведение исследования воспитательного потенциала школы как фактора развития региона (участие в диагностических и мониторинговых исследованиях);
- обучение общественных экспертов образовательных услуг;
- активизация социальной работы с семьями, имеющими детей дошкольного и школьного возраста;
- организация научно-методического сопровождения работы образовательного учреждения с родителями для усиления воспитательного потенциала семьи;
- участие в областных и зональных родительских советах "Семья и школа - шаг навстречу", семинаре "Школа и родители - партнеры в воспитании детей", семинаре "Жизнь после урока".
3.3. Создание условий для развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Мероприятия по реализации данного направления предусматривают:
- создание единой информационной системы сферы образования;
- ежегодный мониторинг участия общественности в процедурах оценки качества образования на муниципальном и школьном уровнях;
3.4. Экспертно-аналитическое, научно-методическое и информационное сопровождение мероприятий Программы.
Мероприятия по реализации данного направления предусматривают:
- обеспечение открытости информации о результатах работы образовательного учреждения для потребителей образовательных услуг;
- проведение социологического исследования удовлетворенности населения качеством образовательных услуг;
- совершенствование механизмов информационного взаимодействия на основе дистанционных технологий, с целью совершенствования статистического наблюдения за их деятельностью;
- разработка научно-методических рекомендаций по внедрению системы электронного документооборота образовательных учреждений;
- мониторинг федеральных государственных образовательных стандартов, дополненный областными мониторингами, направленными на выявление отдельных условий успешности реализации стандартов второго поколения и предупреждения рисков, возникающих с их введением;
- мониторинг сети образовательных учреждений, в том числе и специальных (коррекционных) образовательных учреждений, с целью создания необходимой информационной и аналитической базы для эффективности включенного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
- анализ имеющихся механизмов оценки качества деятельности образовательных учреждений и выявление единой формы;
- проведение видео-интернет конференций с участием представителей СМИ.
Постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 15 января 2015 г. N 44 раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного постановления
4. Целевые индикаторы Программы
Цели и задачи |
Перечень целевых показателей, индикаторов |
Фактическое значение на момент разработки программы |
Изменение значения по годам |
Целевое значение на момент окончания программы |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
|||
Цель: достижение стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" | |||||||
Задача: переход на новые образовательные стандарты начального общего образования |
доля общеобразовательных учреждений, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов |
15 |
25 |
30 |
35 |
35 |
35 |
доля учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
36,4 |
64 |
72 |
85 |
85 |
85 |
|
Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. ИКТ) в профессиональной деятельности, от общей численности учителей |
40 |
55 |
70 |
80 |
80 |
80 |
|
Доля учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций, и регулярно получающих в них профессиональную помощь и поддержку, от общей численности учителей |
26 |
40 |
50 |
70 |
70 |
70 |
|
Доля выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, которым предоставлена возможность выбора профиля обучения, в том числе, дистанционно или в учреждениях профобразования, от общей численности выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, удаленных и труднодоступных территориях |
15 |
20 |
45 |
50 |
50 |
50 |
|
доля образовательных учреждений обеспеченных высокоскоростным Интернетом |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Задача: изменение школьной инфраструктуры |
доля детей-инвалидов имеющих соответствующие показания, охваченных дистанционным обучением |
70 |
92 |
100 |
100 |
100 |
100 |
увеличение доли обучающихся, охваченных системным мониторингом здоровья и физического развития |
50 |
65 |
86 |
100 |
100 |
100 |
|
Задача: сохранение и укрепление здоровья школьников |
увеличение количества образовательных учреждений, где созданы современные условия для организации школьного питания |
55 |
7 4 |
92 |
100 |
100 |
100 |
Цель: создание условий для развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг |
доля обучающихся общеобразовательных учреждений, освоивших программы основного общего образования, подтвердивших на независимой государственной (итоговой) аттестации годовые отметки (в процентах) |
65 |
66 |
68 |
70 |
70 |
70 |
Задача: обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования |
соответствие результатов мониторинга достижений обучающихся, освоивших программы начального общего образования показателям качества образовательного учреждения (в процентах) |
50 |
52 |
56 |
60 |
60 |
60 |
Задача: Создание единой информационной системы сферы образования |
Доля муниципальных образовательных учреждений, перешедших на электронные услуги в сфере дошкольного и общего образования |
7 |
19 |
48 |
71 |
71 |
71 |
Цель: экспертно-аналитическое, научно-методическое и информационное сопровождение мероприятий программы |
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, способных к информационному взаимодействию на основе дистанционных технологий |
20 |
40 |
80 |
100 |
100 |
100 |
Задача: совершенствование механизмов получения объективных данных о системе образования |
Доля образовательных учреждений, внедряющих электронный документооборот |
10 |
15 |
20 |
30 |
30 |
30 |
Постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 18 июня 2015 г. N 1855 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления
5. Система мероприятий
Руководитель аппарата |
О.Н.Сазанова |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Вольского муниципального района Саратовской области от 1 марта 2012 г. N 468 "Об утверждении муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.