Постановление администрации г. Саратова от 26 февраля 1996 г. N 72
"Об утверждении Типового положения (Устава) органа территориального общественного самоуправления г. Саратова"
Постановлением администрации г. Саратова от 22 июня 1998 г. N 335 настоящее постановление признано утратившим силу
Решением Саратовской городской Думы от 25 декабря 1997 г. N 14-112 администрации города Саратова рекомендовано признать настоящее постановление утратившим силу
В целях дальнейшего совершенствования местного самоуправления в г. Саратове, повышения органов территориального самоуправления постановляю:
1. Утвердить Типовое положение (Устав) органа территориального общественного самоуправления города Саратова в новой редакции (приложение).
2. Главам администраций районов (А.И.Соколову, Р.Д.Осиной, Ю.А.Рустикову, Э.Б.Янкевичу, Е.И.Ускову, П.А.Ворсунову), руководителям комитетов и управлений, структурным подразделениям администрации города способствовать становлению и развитию территориального общественного самоуправления и реализации Типового положения (Устава) органа территориального общественного самоуправления города Саратова.
3. Комитетам территориального общественного самоуправления привести свои Положения (Уставы) в соответствие с Типовым положением (Уставом) органа территориального общественного самоуправления города Саратова в срок до 1 мая 1996 года.
4. Комитету по информации, общественным отношениям и социальному прогнозированию (С.И.Наумов) опубликовать в печати Типовое положение (Устав) органа территориального общественного самоуправления г. Саратова (приложение).
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на начальника отдела обеспечения работы представительного органа власти М.С.Клопыжникова.
Глава администрации - мэр города Саратова |
А.Н.Маликов |
Приложение
к постановлению администрации г. Саратова
от 26 февраля 1996 г. N 72
Типовое положение (Устав) органа территориального общественного самоуправления
1. Общие положения
1.1. Территориальное общественное самоуправление в_________________ ________________________________________________________________________ (поселке, микрорайоне, жилищном комплексе, квартале, улице) является формой осуществления городского самоуправления для регулирования и управления в рамках закона, под собственную ответственность, исходя из интересов населения, особенностей территории и общности социально-экономического развития территории значительной частью общественных дел.
1.2. От имени территориального общественного самоуправления (1) ________________________________________________________________________ (поселка, микрорайона, квартала, улицы) своими действиями может приобретать и осуществлять права и обязанности орган (комитет, совет, правление) территориального общественного самоуправления (2) _______________________________________ (название) в рамках его компетенции, установленной в действующем законодательстве и настоящем Положении (Уставе).
1.3. При необходимости изменения границ территориального общественного самоуправления обязательны предварительные консультации соответствующего органа внутригородского муниципального образования и ОТОСа (3). _______________________________________________________________________
1.4. Полномочия ОТОСа определяются данным Положением (Уставом) и образуются за счет:
- делегированных ему полномочий гражданами на общих собраниях (сходах) и конференциях;
- переданных ему полномочий органами самоуправления города и его муниципальных образований и органами государственной власти на основании взаимной договоренности (в том числе путем заключения договоров);
- установленных органами самоуправления города и его муниципальных образований и органами государственной власти полномочий ОТОСа, осуществляемых совместно с этими органами.
1.5. ОТОС наделяется правами юридического лица с момента его регистрации, имеет печать и штамп со своим наименованием. (4)
Юридический адрес ОТОСа:________________________________________________
1.6. ОТОС выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений: гражданами и юридическими лицами.
1.7. ОТОС в своей деятельности руководствуется Конституцией и законодательством Российской Федерации, законодательством Саратовской области, решениями органов самоуправления города и его муниципальных образований, Европейской хартией о местном самоуправлении и настоящим Положением (Уставом).
2. Организационные основы выборов и деятельности ОТОСов
2.1. ОТОС создается по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления. С инициативой о создании ОТОСа могут выступать:
- группа граждан, проживающих на территории, на которой создается территориальное общественное самоуправление;
- орган внутригородского муниципального образования, на части территории действия которого создается ОТОС.
2.2. Выборы ОТОСа и его ревизионной комиссии могут проводиться:
- на общем собрании (сходе) граждан, проживающих на территории, на которой создается общественное самоуправление, собрание (сход) граждан правомочно, если в нем принимает участие более половины жителей соответствующей территории;
- на конференциях представителей групп граждан, проживающих на территории, на которой создается общественное самоуправление, представители групп граждан избираются либо на общих собраниях этих граждан (5), либо с помощью подписных листов (6). Конференция представителей правомочна, если в ней приняли участие не менее двух третей установленного числа представителей жителей соответствующий территории;
- на конференции представителей ЖСК, ЖК, товариществ домовладельцев (кондоминиумов), а также таких общественных объединений, как органы общественной самодеятельности по месту жительства, находящихся на территории, на которой создается общественное самоуправление, представители избираются на правлениях или собраниях ЖСК, ЖК, товариществ домовладельцев, органов общественной самодеятельности по месту жительства (7). Конференция представителей правомочна, если в ней приняли участие не менее половины избранных представителей каждого ЖСК, ЖК, товарищества домовладельцев, органа общественной самодеятельности по месту жительства;
- на конференциях представителей групп граждан, ЖСК, ЖК, товариществ домовладельцев, органов общественной самодеятельности по месту жительства, находящихся на территории, на которой создается общественное самоуправление, представители избираются по схеме, изложенной в предыдущих двух пунктах. Конференция представителей правомочна, если в ней приняли участие не менее половины избранных представителей каждой группы граждан и каждого ЖСК, ЖК, товарищества домовладельцев, органа общественной самодеятельности по месту жительства;
- на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам на срок полномочий органов самоуправления города, выборы ОТОСа и его ревизионной комиссии признаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее половины избирателей, внесенных в список для голосования.
2.3. Инициативная группа согласовывает с органом внутригородского муниципального образования, на части территории действия которого создается ОТОС, порядок, нормы представительства, форму и порядок заполнения подписных листов и сроки проведения собрания (схода) или конференции граждан по выборам ОТОСа и его ревизионной комиссии, а при проведении прямых выборов по избирательным участкам из числа жителей избирательную комиссию и согласовывает порядок выдвижения кандидатов.
2.4. Подготовка и проведение выборов ОТОСа и его ревизионной комиссии осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет органа внутригородского муниципального образования, на части территории действия которого создается ОТОС, при его согласии.
2.5. В общем собрании (сходе) граждан или конференции представителей граждан могут принимать участие граждане, достигшие 16 лет. В состав ОТОСа и его ревизионной комиссии могут быть избраны граждане, достигшие 18 лет и постоянно проживающие на территории ОТОСа.
2.6. Общее собрание (сход) граждан или конференция представителей граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, в том числе перевыборов ОТОСа и его ревизионной комиссии и обязательных ежегодных отчетов ОТОСа, могут созываться ОТОСом, его ревизионной комиссией, органом внутригородского муниципального образования, на части территории действия которого создается ОТОС, и по требованию не менее 10 процентов жителей территории в порядке и на условиях, изложенных в статьях 2.2.-2.5.
2.7. Срок полномочий ОТОСа и его ревизионной комиссии - три года. Общее собрание (сход) граждан или конференция представителей граждан вправе установить другой срок полномочий ОТОСа и его ревизионной комиссии по согласованию с органом внутригородского муниципального образования, на части территории которого действует ОТОС.
2.8. К исключительным полномочиям общего собрания (схода) граждан или конференции представителей граждан относятся следующие вопросы:
- установление численного состава и избрание членов ОТОСа, ревизионной комиссии и председателя ОТОСа;
- освобождение от своих обязанностей членов ОТОСа и ревизионной комиссии;
- принятие Положения (Устава) ОТОСа и внесение в него изменений и дополнений;
- утверждение финансовых планов, отчетов ревизионой комиссии и штатов ОТОСа и его структурных подразделений;
- утверждение программы деятельности ОТОСа по социально-экономическому развитию территории и отчетов об их выполнении;
- принимает решение о прекращении деятельности ОТОСа и его ревизионной комиссии, назначает ликвидационную комиссию и определяет ее положение.
Общее собрание (сход) граждан или конференция представителей граждан вправе решать другие вопросы, затрагивающие интересы населения территории и относящиеся к компетенции ОТОСа и его ревизионной комиссии.
2.9. Для осуществления контроля за финансовой деятельностью ОТОСа, его председателя собрание (сход) граждан или конференция представителей граждан избирает ревизионную комиссию. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены ОТОСа и его исполнительных структур.
2.10. Решения общих собраний (сходов) граждан или конференций представителей граждан, правомочность которых определяется статьей 2.2., принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов от количества присутствующих граждан или их представителей. Решения, принятые в пределах компетенции собрания (схода) граждан или конференции представителей граждан, являются обязательными для всех граждан и юридических лиц, находящихся на территории действия ОТОСа.
2.11. ОТОС подотчетен собранию (сходу) граждан или конференции представителей граждан и не реже одного раза в год отчитывается о своей работе на собрании (сходе) граждан или конференции представителей граждан.
На заседаниях ОТОСа:
- выбирается заместитель председателя ОТОСа;
- утверждаются структура и регламент работы ОТОСа, положение о его ревизионной комиссии, договоры ОТОСа с другими органами городского самоуправления, органами государственной власти, АСТ и кандидатура временно исполняющего обязанности председателя ОТОСа;
- принимаются решения по экономической и финансовой деятельности ОТОСа, социальным вопросам, по охране общественного порядка и прав граждан, благоустройству;
- создаются, если необходимо, исполнительные органы ОТОСа для реализации программ его деятельности;
- заслушиваются и утверждаются отчеты руководителей исполнительных органов ОТОСа;
- принимаются решения по проведению собрания (схода) граждан или конференции представителей граждан, проверки финансовой деятельности ОТОСа ревизионной комиссией;
- решаются другие вопросы, связанные с реализацией полномочий ОТОСа (статьи 3-7) и не отнесенные к исключительной компетенции собрания (схода) граждан или конференции представителей граждан.
2.12. Заседания ОТОСа проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решения ОТОСа принимаются простым большинством голосов избранных членов ОТОСа. Решения, принятые в пределах компетенции ОТОСа, являются обязательными для всех жителей территории.
2.13. Член ОТОСа может быть выведен из его состава по собственному желанию (письменному заявлению) решением заседания ОТОСа. ОТОС вправе вместо выбывшего ввести в свой состав другого гражданина, проживающего на соответствующей территории с утверждением его на очередном собрании (сходе) граждан или конференции граждан.
2.14. Работой ОТОСа руководит председатель, который по должности входит в ОТОС. Председатель, а в случае его болезни или отсутствия - заместитель председателя ОТОСа:
- осуществляет общее руководство деятельностью ОТОСа;
- ведет собрание (сход) граждан или конференцию представителей граждан и заседания ОТОСа; (8)
- организует и контролирует выполнение решений собраний (сходов) граждан или конференций представителей граждан, ОТОСа, органов государственной власти и самоуправления города;
- распоряжается финансовыми средствами ОТОСа согласно финансовому плану и решениям собраний (сходов) граждан или конференций представителей граждан и ОТОСа;
- принимает на работу специалистов и служащих;
- разрабатывает должностные инструкции;
- заключает договоры с юридическими лицами и гражданами;
- представляет ОТОС во взаимоотношениях с гражданами, органами государственной власти и самоуправления города, с общественными организациями и другими юридическими лицами;
- информирует граждан, органы государственной власти и самоуправления города и другие юридические лица о деятельности ОТОСа;
- выполняет иные решения и поручения собрания (схода) граждан или конференции представителей граждан и ОТОСа.
2.15. Заместитель председателя ОТОСа избирается на заседании ОТОСа по предложению его председателя из числа членов ОТОСа.
2.16. В случае невозможности исполнения обязанностей председателем ОТОСа в связи с болезнью, переходом на другое место жительства или работу и другими объективными причинами, а также в случае письменного заявления об отставке председателя ОТОСа ревизионная комиссия по поручению ОТОСа проверяет финансовую деятельность ОТОСа, составляет акт проверки и утверждает его на заседании ОТОСа. Обязанности председателя ОТОСа временно до очередного собрания (схода) граждан или конференции представителей граждан исполняет заместитель председателя ОТОСа, кандидатура которого утверждается на заседании ОТОСа.
3. Полномочия ОТОСа, осуществляемые совместно с органами самоуправления города и его муниципальных образований в области экономических отношений
3.1. Органы самоуправления города и его муниципальные образования:
- могут передавать ОТОСу в установленном законом порядке свое имущество - муниципальную собственность в пользование или оперативное управление, ОТОС в отношении закрепленного за ним имущества на правах оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения пользования и распоряжения им;
- запрашивают мнение ОТОСа о возможном использовании своего имущества - муниципальной собственности (в том числе аренда нежилых муниципальных помещений) при передаче его в пользование юридическим лицам, на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию или на праве оперативного управления учреждению в тех случаях, когда это затрагивает интересы граждан территории действия ОТОСа;
- включают представителей ОТОСа в комиссии по приемке выполненных работ по благоустройству и озеленению территорий, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, дорог и тротуаров, расположенных на территории действия ОТОСа;
- согласовывают с ОТОСом вопросы формирования промышленных, селитебных, рекреационных и других функциональных зон и объектов, использования природных ресурсов, охраны историко-культурного наследия и окружающей среды.
3.2. ОТОС вправе:
- иметь в пользовании или оперативном управлении имущество - муниципальную собственность органов самоуправления города и его муниципальных образований;
- выступать заказчиком совместно с органами самоуправления города и его муниципальных образований на выполнение работ по благоустройству и озеленению территории, вывозу мусора, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, дорог и тротуаров с использованием предусмотренных на их выполнение средств из бюджета города и его муниципальных образований и собственных финансовых средств.
- участвовать в контроле за соблюдением нормативных актов в области финансирования градостроительной деятельности, результатов экспертизы и реализации градостроительной документации в установленные сроки, обеспечении бытовых, социально-культурных и иных условий в соответствии с утвержденными нормативами;
- участвовать в обсуждении генерального плана и проектов планировки застройки города.
4. Полномочия ОТОСа, осуществляемые совместно с органами самоуправления города и его муниципальных образований в области земельных отношений
4.1. Органы территориального общественного самоуправления участвуют в рассмотрении и согласовании органами самоуправления города и его муниципальных образований вопросов:
- застройки муниципальных земельных участков в пределах территории действия ОТОСа: возведения на них зданий и сооружений, осуществления перестройки или сноса строений, разрешения строительства на нем другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка, кроме случаев застройки земельного участка в соответствии с генеральным планом и проектами планировки и застройки и предоставления (передачи) земельных участков гражданам;
- предоставления этих земельных участков и находящегося на них недвижимого имущества другим юридическим лицам в постоянное и срочное пользование, в том числе и аренду;
- предоставления права ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитута) для обеспечения прохода и проезда, прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения, а также других нужд собственников недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (9).
4.2. ОТОС устанавливает после согласования с органами самоуправления города и его муниципальных образований порядок использования гражданами и юридическими лицами земельных участков общего пользования: территории, на которых расположены внутриквартальные и дворовые спортивные сооружения, зоны отдыха и зеленые насаждения, автостоянки, мусоросборники, хозяйственные постройки, гаражи, места выгула домашних животных и птиц (10).
4.3. ОТОС вправе выходить с инициативой наложения административных взысканий, а представители ОТОСа, оформленные внештатными инспекторами в соответствующих органах управления, составлять протоколы за нарушение земельного законодательства:
4.3.1. В городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству в следующих случаях:
- самовольного занятия земельных участков;
- захламления земель;
- порчи и уничтожения плодородного слоя почвы;
- нарушения сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- проектирования, размещения и строительства объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
- искажения сведений о состоянии и об использовании земель;
- нарушения сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков, сокрытия информации о наличии свободного земельного фонда;
- уничтожения межевых знаков.
4.3.2. В городском комитете по экологии и природопользованию в следующих случаях:
- самовольного занятия земель природоохранного и природозаповедного назначения;
- захламления земель;
- загрязнения земель токсическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;
- порчи и уничтожения плодородного слоя почвы;
- невыполнения обязанностей по приведению временно предоставленных земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- проектирования, размещения и строительства объектов, отрицательно влияющих на экологическое состояние земель.
4.3.3. В городском управлении архитектуры и градостроительства в следующих случаях:
- самовольного строительства;
- проектирования, размещения, строительства и ввода в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
4.3.4. В городском центре санитарно-эпидемиологического надзора в следующих случаях:
- самовольного строительства при нарушениях санитарно-гигиенических правил и норм по охране прав;
- загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами, заражения бактериальными, паразитическими и карантийными вредными организмами.
По заявлению ОТОСа должен быть дан ответ или принято решение в месячный срок.
4.4. ОТОС содействует органам самоуправления города и его муниципальных образований в разрешении проблем самовольной постройки жилого дома, другого строения, сооружения или иного недвижимого имущества, созданного на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданного без получения на это необходимых разрешений или с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, путем приобретения в судебном порядке гражданином или юридическим лицом недостающего права собственности либо на земельный участок, либо на постройку. В случае если право собственности на самовольную постройку не может быть признано, так как сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, то самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет в соответствии с действующим законодательством.
5. Полномочия ОТОСа, осуществляемые совместно с органами государственной власти, самоуправления города и его муниципальных образований в сфере социального обслуживания
5.1. Деятельность ОТОСа в сфере социального обслуживания различных категорий населения на наиболее удобным# для них территориальном уровне включает в себя:
- содействие органам государственной власти, самоуправления города и его муниципальных образований в устранении причин, препятствующих человеку, семье, группам граждан достичь оптимального уровня благосостояния;
- привлечение к этой сфере негосударственных, частных, благотворительных, религиозных и т.п. организаций и координации их усилий с государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания;
- осуществление прямых целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся в общественной поддержке дополнительно к той, которая предоставляется государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания;
- организация индивидуальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (падение жизненного уровня, инвалидность, безработица, безнадзорность, конфликты в семье, одиночество, насилие и другие ситуации).
5.2. Социальная помощь ОТОСа в содействии государственным и муниципальным учреждениям социального обслуживания заключается в:
- выявлении, учете семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами, нетрудоустроенных граждан и др.), и предоставлении этой информации в районные и городские управления социальной защиты населения для принятия совместных решений;
- материальной (финансовой, натуральной) помощи ветеранам войны и труда, инвалидам труда и детства, больным, лицам, пострадавшим от каких-либо несчастных случаев или попавшим в экстремальные ситуации (смерть, пожар, затопление и т.п.), одиноким престарелым гражданам и другим малообеспеченным гражданам (в том числе детям и подросткам);
- надомных услугах семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.);
- помощи в трудоустройстве безработным гражданам и оказании юридических услуг по трудовым вопросам;
- организации общественных работ, включая оплачиваемые в пределах переданных средств;
- организации совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку, попечительство, усыновление;
- содействии развитию различных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания (детский сад на дому, прогулочные группы, подростковые клубы, детские кружки и т.п.);
- организации различных мероприятий, поощрение и подарки в дни праздников и торжественные дни для различных категорий граждан ("День победы", "День ветеранов войны", "День пенсионера", "День инвалида", "День многодетной семьи", "День молодежи", "День озеленения", новогодние и рождественские праздники для детей и подростков, дни рождения одиноких и престарелых граждан и т.п.);
- предоставление гражданам информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации, и распространении среди населения различных знаний;#
- моральной и иной помощи населению в стрессовых ситуациях;
- разрешении конфликтных ситуаций между гражданами;
- контроль# за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания.(11)
5.3. Социальная помощь ОТОСа может:
- быть прямой, направленной непосредственно обратившемуся к нему гражданину (защита его прав и интересов, улучшение условий его жизни и пр.) и опосредованной через работу с социальным окружением гражданина (семья, члены трудового коллектива, друзья, уличная компания и др.);
- оказываться непосредственно самим ОТОСом и через различные государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, фонды, в которых ОТОС представляет интересы нуждающегося в помощи гражданина или группы граждан;
- быть "откликающей" в ответ на сложившуюся ситуацию или обращение гражданина или "упреждающей" на прогнозируемую неблагоприятную для гражданина (семьи, группы граждан) ситуацию.
6. Полномочия ОТОСа, осуществляемые совместно с органами самоуправления города и его муниципальных образований при охране общественного порядка
6.1. ОТОС вправе создавать добровольные образования (отряды, дружины, посты) по охране общественного порядка, которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами внутренних дел города и его муниципальных образований.
6.2. Добровольные образования по охране общественного порядка при ОТОСе совместно с участковыми инспекторами занимаются профилактикой правонарушений и преступлений, борьбой с ними и с этой целью проводят:
- беседы среди населения по разъяснению законодательства и правил поведения;
- беседы с нарушителями и их родственниками;
- проверки на дому ранее судимых, подростков, состоящих на учете и из неблагополучных семей;
- патрулирование по установленным маршрутам;
- рейды совместно с милицией общественной безопасности по выявлению правонарушителей.
6.3. Для защиты граждан, входящих в добровольные образования по охране общественного порядка, ОТОС и органы внутренних дел обязаны:
- обеспечить этих граждан разрешенными законодательством средствами защиты и оперативной связью для немедленного вызова милиции общественной безопасности к месту назревающего нарушения;
- страховать этих граждан от несчастных случаев в установленном порядке.
7. Полномочия ОТОСа (12)
ОТОС вправе:
- иметь в собственности движимое и недвижимое имущество; (13)
- организовывать экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения;
- выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству и озеленению территорий, строительству детских, спортивных и иных площадок, базарчиков, вывозу мусора, ремонту жилого фонда, объектов инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, дорог и тротуаров и пр. с использованием собственных финансовых средств;
- кооперировать на добровольной основе средства граждан и юридических лиц для строительства гаражей, хозяйственных построек, автостоянок, организации мест отдыха, финансирования целевых социальных программ и других целей;
- создавать санитарно-экологические общественные инспекции;
- заниматься благотворительной деятельностью;
- вести работу по организации досуга населения;
- содействовать в создании и деятельности в установленном законом порядке потребительским кооперативам, в том числе товариществам домовладельцев (кондоминиумам), общественным объединениям и религиозным организациям, фондам и другим некоммерческим организациям в проведении избирательных кампаний;
- составлять протоколы об административных правонарушениях граждан и юридических лиц на территории его действия в установленном законом порядке;
- организовывать по требованию населения общественные экологические экспертизы, общественные обсуждения, проведение опросов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
- информировать соответствующие органы государственной власти и городского самоуправления в начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- получать от соответствующих органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы на территории его действия.
8. Финансовые ресурсы ОТОСа
8.1. Финансовые ресурсы ОТОСа состоят из собственных средств, средств, передаваемых им органами самоуправления города и его муниципальных образований, другими юридическими лицами и гражданами, а также заемных средств.
8.2. Собственные средства образуются за счет:
- доходов от деятельности объектов собственности ОТОСа и объектов муниципальной собственности города и его муниципальных образований, переданных ОТОСу в пользование или оперативное управление;
- финансовых средств от перечислений юридических лиц на благотворительные цели для населения территории из прибыли этих юридических лиц, но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли;
- добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц.
8.3. Органы самоуправления города и его муниципальных образований передают ОТОСу финансовые средства для реализации переданных ему полномочий, включая эти средства в свои консолидированные бюджеты.
8.4. Органы самоуправления города и его муниципальных образований передают ОТОСу часть финансовых средств от местных налогов (в том числе целевых), порядок, сроки и нормативы отчислений устанавливаются при принятии решений о введении местных налогов и при утверждении бюджета города и его муниципальных образований; (14)
- целевой сбор с предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, на благоустройство и другие цели, перечисляемый с целевым назначением на охрану общественного порядка, благоустройство и другие цели; (15)
- лицензионный сбор на право торговли винно-водочными изделиями в случае продажи их на территории действия ОТОСа; (16)
- сбор на право торговли на специально отведенных ОТОСом местах. (17)
8.5. Администрацией города ОТОСу могут быть выделены финансовые средства:
- от арендной платы за нежилые муниципальные помещения, находящиеся на их территории действия, для организации работы с детьми и подростками; (18)
- от различного рода штрафных санкций, если инициатором их наложения был ОТОС и ОТОСом заключен договор с соответствующим органом управления;
- от оплаты за землю на благоустройство, озеленение и другие цели в случае включения этих финансовых средств в бюджет города по представленной ОТОСом смете; (19)
- из внебюджетного экологического фонда в случае наличия форс-мажорных обстоятельств или для их предотвращения. (20)
8.6. ОТОСу могут быть выделены учреждениями социального обслуживания финансовые средства для оказания социальной помощи гражданам, проживающим на территории действия ОТОСа.
8.7. Заемные средства ОТОСа образуются за счет банковских кредитов, кредитов, представленных органами самоуправления города и юридическими лицами.
8.8. ОТОС по решению органов самоуправления города может полностью или частично освобождаться от уплаты местных налогов, а также от налогообложения с доходов (прибыли) от экономической деятельности в части, зачисляемой в городской бюджет. (21)
8.9. ОТОС самостоятельно использует имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития территории.
8.10. Финансовые ресурсы ОТОСа не могут быть израсходованы иначе как в соответствии и во исполнение его финансового плана.
9. Гласность, обмен информацией
9.1. Граждане регулярно информируются обо всех решениях и деятельности ОТОСа.
9.2. Органы самоуправления города и его муниципальных образований и ОТОС передают друг другу всю необходимую информацию о своих решениях и деятельности в целях приведения их в соответствие законодательству и данному Положению (Уставу), а также в целях координации своей деятельности.
10. Право ОТОСа на создание ассоциаций
ОТОС имеет право в соответствии с уставными целями и на условиях, предусмотренных законом:
- сотрудничать и вступать в ассоциации с органами территориального общественного самоуправления и органами муниципальных образований для реализации задач, представляющих общий интерес, координации действий, обмена опытом и информацией.
- сотрудничать с органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации и других государств.
11. Взаимодействие с органами самоуправления города и его муниципальных образований
11.1. Органы самоуправления города и его муниципальные образования:
- создают необходимые условия для становления и развития территориального общественного самоуправления и оказывают содействие ОТОСу в осуществлении его функций и полномочий, в том числе представляют ОТОСу нежилое помещение и возможность пользования телефонной связью;
- не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права территориального общественного самоуправления, установленные настоящим Положением (Уставом);
- осуществляют контроль деятельности ОТОСа только в тех формах и тех случаях, которые предусмотрены законодательством и настоящим Положением (Уставом);
- при решении вопросов, затрагивающих интересы граждан территории, учитывают решения ОТОСа. (22)
11.2. ОТОС вправе:
- выполнять на договорной основе отдельные функции администрации;
- вносить свои предложения на рассмотрение главам администраций;
- участвовать в рассмотрении органами самоуправления города и его муниципальных образований вопросов, затрагивающих интересы граждан и их территорий, в том числе участвовать в формировании бюджетов города и его муниципальных образований.
- контролировать использование финансовых средств, выделяемых органами самоуправления города и его муниципальными образованиями на содержание и развитие территории.
12. Статус должностных лиц и служащих ОТОСа
Статус должностных лиц и служащих ОТОСа должен:
- обеспечивать беспрепятственное исполнение ими своих обязанностей, с этой целью ОТОС утверждает соответствующие должностные инструкции;
- обеспечивать адекватную финансовую компенсацию расходов, вызванных исполнением их полномочий, а также, в случае необходимости, финансовую компенсацию не полученной в результате этого прибыли или соответствующую оплату труда и социальную защиту. С этой целью расходы на содержание аппарата ОТОСа предусматриваются при составлении его финансового плана и консолидированного бюджета вышестоящей администрации и могут осуществляться как из собственных средств ОТОСа, так и из средств вышестоящей администрации, в зависимости от финансовых возможностей ОТОСа;
- позволять качественный отбор, основанный на признании деловых качеств и компетентности. С этой целью ОТОСом и органами самоуправления города и его муниципальных образований создаются соответствующие условия образования, поощрения и перспектив должностной карьеры.
13. Гарантии прав ОТОСа
13.1. ОТОС в случае нарушения прав и законных интересов его и граждан территории вправе в соответствии с законодательством обратиться в суд с требованием о восстановлении нарушенных прав.
13.2. Разногласия между ОТОСом и органами самоуправления города и его муниципальных образований разрешаются или путем создания согласительных комиссий, или вышестоящим органом местного самоуправления, или судом.
14. Ответственность ОТОСа
14.1. ОТОС ответственен перед гражданами, проживающими на территории его действия, государственными органами (по вопросам их компетенции), вышестоящими органами самоуправления города и его муниципальных образований.
14.2. Ответственность ОТОСа перед гражданами, проживающими на территории его действия, наступает в случаях нарушения прав граждан либо утраты доверия и реализуется путем выражения ему недоверия, досрочного прекращения полномочий, обжалования неправомерных действий должностных лиц и ОТОСа в вышестоящих органах самоуправления города и его муниципальных образований и в судебном порядке.
14.3. Ответственность ОТОСа перед государственными органами и органами самоуправления города и его муниципальных образований наступает в случаях нарушения действующего законодательства и иных правовых актов этих органов и реализуется путем принятия соответствующего решения органами самоуправления города и его муниципальных образований или принесения протеста соответствующего прокурора в органы самоуправления города. Протест прокурора рассматривается в установленном законом порядке.
14.4. Ущерб, причиненный в результате незаконных решений, действий или бездействия ОТОСа, возмещается им в установленном законом порядке.
15. Прекращение деятельности ОТОСа
15.1. Прекращение деятельности ОТОСа осуществляется по решению собрания граждан или конференции представителей групп граждан, ЖСК, ЖК, товариществ домовладельцев, органов общественной самодеятельности по месту жительства (т.е. самороспуск) либо по основанию и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
15.2. В случае прекращения деятельности ОТОСа собранием граждан, конференцией представителей или вышестоящей администрацией или судом назначается ликвидационная комиссия, которая осуществляет ликвидацию юридического лица в установленном законом порядке.
15.3. Имущество ОТОСа, прекратившего деятельность, направляется на цели, предусмотренные настоящим Положением (Уставом), либо передается соответствующему органу внутригородского муниципального образования.
Примечания:
(1) Численность населения, а также границы территории населения, на которой действует территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению инициативной группы граждан соответствующим органом внутригородского муниципального образования, исходя из его географической, социально-экономической, экологической общности территории, общности интересов граждан.
(2) Далее в Типовом положении (Уставе) - ОТОС.
(3) ОТОС представляет после утверждения и регистрации Положения (Устава) его копию в соответствующий орган внутригородского муниципального образования, банк, налоговую инспекцию, АСТ и выписку из него с территориальными границами в городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, экономике, экологии и природопользованию, центр санитарно-эпидемиологического надзора и управление архитектуры и градостроительства.
(4) До введения в действие Закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок регистрации ОТОСов в администрациях районов. Необходимы следующие документы для регистрации ОТОСа: паспорт территории; протокол собрания, конференции (к протоколу конференции добавляются протоколы собрания групп граждан или подписные листы); Положение (Устав) ОТОСа, утвержденное на собрании, конференции и согласованное с соответствующим органом внутригородского муниципального образования; список членов комитета ОТОСа и его ревизионной комиссии. Положение (Устав) ОТОСа должно соответствовать настоящему Типовому положению (Уставу).
(5) Группы граждан формируются в пределах улицы, квартала, жилого дома, нескольких домов. Общее количество групп должно охватывать все население территории, на которой создается общественное самоуправление. Общее собрание группы граждан по выборам представителей на конференцию считается правомочным, если на нем присутствовало более половины граждан, входящих в эту группу; кандидат в представители группы граждан считается избранным для участия в конференции, если за него проголосовало более половины граждан, участвующих в собрании. Результаты собрания должны быть оформлены протоколом и представлены инициативной группе.
(6) Кандидат в представители группы граждан считается избранным для участия в конференции с помощью подписных листов, если за него подписалось более половины граждан, входящих в эту группу.
(7) Результаты избрания представителей ЖСК, ЖК, товариществ домовладельцев, органов общественной самодеятельности по месту жительства на их правлениях или собраниях должны быть оформлены протоколом и представлены инициативной группе.
(8) Первое собрание (сход) граждан или первую конференцию представителей граждан ведет либо представитель инициативной группы, либо представитель органа городского самоуправления по взаимной договоренности.
(9) Пункт 4.1. (3) действует после принятия нового "Земельного кодекса Российской Федерации".
(10) В положении (Уставе) могут быть перечислены конкретные земельные участки общего пользования.
(11) Вопросы "мелкого" благоустройства, контроль за работой общественного транспорта, ЖЭУ, предприятий торговли и сферы обслуживания могут также нести определенную социальную направленность.
(12) Полномочия ОТОСа могут быть сужены или расширены в зависимости от особенностей территории.
(13) Право собственности приобретается ОТОСом (как юридическим лицом) на основании "Гражданского кодекса РФ", часть 1, раздел 2, глава 14 "Приобретение права собственности", статьи 218-234.
(14) Виды местных налогов могут изменяться с изменением налоговой системы.
(15) На 1995 год установлены отчисления от целевого сбора в АСТ от администраций Заводского и Ленинского районов - 10 процентов, Кировского района - 7 процентов, Октябрьского, Волжского и Фрунзенского районов - 5 процентов. Финансовые средства, полученные АСТ от целевого сбора, распределяются ежеквартально среди ОТОСов следующим образом:
- 45 процентов от планируемой суммы средств распределяется пропорционально числу жителей каждой территории;
- 45 процентов от планируемой суммы средств распределяется равными частями каждому ОТОСу;
- 10 процентов от планируемой суммы средств распределяется отдельным решением собрания или совета АСТ по каждому ОТОСу в зависимости от поступившей от него заявки и результатов его работы в предыдущем квартале.
(16) На 1995 год установлены отчисления ОТОСам от лицензионного сбора в размере 50 процентов.
(17) На 1995 год установлены отчисления ОТОСам от сбора на право торговли в размере 90 процентов.
(18) Решение принимается по согласованию с комитетом по управлению имуществом и главой соответствующей районной администрации.
(19) ОТОС предоставляет в городскую администрацию смету к моменту формирования бюджета на очередной финансовый год.
(20) Решение принимается по согласованию с комитетом по экологии и природным ресурсам.
(21) ОТОС может быть освобожден от налогов субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ.
(22) Статья действует впредь до принятия Устава города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации г. Саратова от 26 февраля 1996 г. N 72 "Об утверждении Типового положения (Устава) органа территориального общественного самоуправления г. Саратова"
Текст постановления опубликован в газете "Саратовская мэрия" от 8 марта 1996 г. N 10 (151)
Постановлением администрации г. Саратова от 22 июня 1998 г. N 335 настоящее постановление признано утратившим силу