Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к территориальной программе государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
в Саратовской области на 2014 год и
на плановый период 2015 и 2016 годов
Условия
и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи медицинскими организациями Саратовской области при реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов
1. Общие положения
1. Оказание медицинской помощи осуществляется медицинскими организациями при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности. В соответствии с договорами обязательного медицинского страхования медицинская помощь гражданам предоставляется при предъявлении ими полиса обязательного медицинского страхования (далее - полис ОМС). Медицинская помощь в экстренной форме оказывается без предоставления полиса ОМС.
Отсутствие страхового полиса и документа, удостоверяющего личность, не является основанием для отказа в медицинской помощи в экстренном порядке.
2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается гражданину безотлагательно медицинской организацией, в которую он обратился. Если в указанной медицинской организации не может быть оказана необходимая медицинская помощь, медицинская организация обеспечивает перевод гражданина в другую медицинскую организацию, в которой предусмотрено оказание необходимой медицинской помощи.
3. Медицинская помощь в экстренной и неотложной форме оказывается иностранным гражданам, не имеющим права на обязательное медицинское страхование, бесплатно до минования угрозы жизни пациента или здоровью окружающих.
4. Медицинская помощь лицам без определенного места жительства предоставляется в соответствии с действующим законодательством.
5. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - территориальная программа) медицинская помощь гражданам с различными заболеваниями организуется и оказывается с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.
6. Медицинская помощь при состояниях, не требующих по медицинским показаниям проведения круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, оказывается гражданам в амбулаторных условиях, в том числе на койках дневного стационара в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.
7. При состояниях, требующих по медицинским показаниям проведения круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, медицинская помощь оказывается в условиях круглосуточного стационара.
8. Консультации и лечение в НИИ и клиниках ведущих центров Российской Федерации по медицинским показаниям осуществляются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по направлению министерства здравоохранения области.
9. В рамках первичной медико-санитарной помощи осуществляется диспансеризация граждан в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Диспансеризация населения для отдельных категорий населения осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Диспансеризация населения для отдельных возрастных групп, включая углубленную диспансеризацию подростков, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
10. Объем диагностических и лечебных мероприятий для пациента определяется его лечащим врачом на основании действующих нормативных документов с учетом клинической ситуации.
11. Жителям Саратовской области гарантируется оказание высокотехнологичной медицинской помощи по показаниям в плановом порядке за счет средств областного бюджета в специализированных организациях области в соответствии с нормативно-правовыми документами министерства здравоохранения области.
В соответствии с законодательством высокотехнологичные виды медицинской помощи в федеральных специализированных организациях предоставляются жителям Саратовской области в плановом порядке за счет средств федерального бюджета (прогнозно) в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
12. Администрация медицинской организации, участвующая в реализации территориальной программы, обеспечивает размещение информации для граждан по вопросам реализации их законных интересов и прав на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего объема и качества в рамках территориальной программы, в том числе нормативных или иных регламентирующих документов (их отдельных положений). Во всех основных подразделениях медицинской организации (в регистратуре и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений, в приемных и других отделениях стационаров) на видном месте и на официальном сайте в сети Интернет размещается доступная наглядная информация для пациентов, которая содержит:
а) полное наименование медицинской организации с указанием информации:
о юридическом адресе;
о контактах (телефоны, электронная почта);
о структуре медицинской организации;
о схеме проезда (карте);
о транспортной доступности;
о графике работы медицинской организации;
о графике приема граждан руководителем и иными уполномоченными лицами медицинской организации;
о графике работы и часах приема медицинскими работниками;
об образовании и квалификации медицинских работников;
о страховых медицинских организациях, с которыми работает медицинская организация (полное наименование, адрес, контактный телефон, адрес электронной почты);
б) информацию об осуществляемой медицинской деятельности (копии (электронные образцы) лицензий на все виды деятельности);
в) перечень контролирующих организаций, в которые пациент может обратиться в случае возникновения конфликтных ситуаций, с указанием фамилии, имени и отчества руководителей, адресов, контактных телефонов и электронной почты;
г) информацию о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе:
- копия территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов с приложениями;
- информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;
- информацию о порядках и условиях оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой, в том числе о сроках ожидания медицинской помощи;
- информацию о показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе;
д) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой от свободных цен;
е) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании стационарной медицинской помощи, а также скорой и неотложной медицинской помощи бесплатно;
ж) информацию о стандартах медицинской помощи с указанием приказов их утверждающих;
з) правила записи на первичный прием/консультацию/обследование;
и) информацию о сроках, порядке, результатах проводимой диспансеризации населения в медицинской организации;
к) правила госпитализации (сроки и документы);
л) информацию о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья, в том числе:
о правах отдельных категорий граждан на внеочередное оказание медицинской помощи;
о правах пациентов на бесплатную медицинскую помощь (выписки из законодательных актов);
о льготах для отдельных категорий граждан;
м) информацию о перечне платных медицинских услуг, с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
н) отзывы пациентов;
о) информацию о вакансиях медицинской организации;
п) механизмы обратной связи, в том числе:
возможность размещения обращения на сайте (размещена форма для подачи электронного запроса);
рубрика "вопрос - ответ".
Кроме того, в доступном для посетителей месте должны быть расположены почтовый ящик "Для писем руководителю" и "Книга жалоб и предложений".
13. Порядок работы медицинской организации определяется учредителем.
14. В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинская помощь в объеме базовой программы ОМС предоставляется бесплатно гражданам, застрахованным за пределами Саратовской области, в медицинских организациях Саратовской области, а также гражданам, застрахованным в Саратовской области, при оказании помощи в медицинских организациях других субъектов Российской Федерации при предъявлении полиса ОМС, паспорта гражданина Российской Федерации (или документа, его заменяющего).
15. Расходный материал, изделия медицинского назначения и медицинский инструментарий, приобретенный за счет средств областного бюджета и средств ОМС, используются для населения бесплатно.
16. В рамках территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, пациент (его законный представитель, доверенное лицо) имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации.
17. В рамках территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, при оказании медицинской помощи необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи в соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации.
18. В рамках территориальной программы не обеспечиваются:
проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров населения;
медицинское обеспечение спортивных мероприятий, оздоровительных трудовых лагерей, спортивных лагерей, детских оздоровительных лагерей, массовых культурных и общественных мероприятий;
медицинское освидетельствование граждан на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
психиатрическое освидетельствование;
освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;
освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием;
иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации;
анонимная диагностика и лечение (за исключением профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека);
косметологическая помощь.
19. При оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе стандартов медицинской помощи;
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;
3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов - по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний;
5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;
6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.
3. Порядок и условия предоставления медицинской помощи в круглосуточном или дневном стационаре
30. При оказании гражданам Российской Федерации в Саратовской области бесплатной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара предоставляется плановая и экстренная медицинская помощь.
31. Медицинская помощь в круглосуточном или дневном стационаре оказывается с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.
32. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, лекарственное обеспечение, обеспечение медицинскими изделиями, компонентами крови и лечебным питанием осуществляются с момента поступления в стационар.
33. Направление пациента на плановую госпитализацию в круглосуточный или дневной стационар осуществляется лечащим врачом амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения) в соответствии с клиническими показаниями, требующими госпитального режима, активной терапии и круглосуточного наблюдения врача. Обязательно наличие направления на плановую госпитализацию, содержащее данные объективного обследования, результаты дополнительных лабораторно-инструментальных исследований на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с нормативными документами.
Срок ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара в плановой форме, не должен превышать 30 календарных дней.
Срок ожидания оказания специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме - не более 30 дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки).
Срок ожидания высокотехнологичной медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети Интернет, о сроках ожидания оказания специализированной медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
34. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 года N 406н при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи граждане имеют право на выбор медицинской организации.
Выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи, выданному лечащим врачом, которое должно содержать следующие сведения:
1) наименование медицинской организации (из числа участвующих в реализации территориальной программы), в которую направляется гражданин, которому должна быть оказана специализированная медицинская помощь;
2) дата и время, в которые необходимо обратиться за получением специализированной медицинской помощи с учетом соблюдения сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.
При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой. На основании полученной информации гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи.
В случае, если гражданин выбирает медицинскую организацию, в которой срок ожидания специализированной медицинской помощи превышает срок ожидания медицинской помощи, установленный территориальной программой, лечащим врачом делается соответствующая отметка в медицинской документации.
35. В случае госпитализации больных с заболеваниями и состояниями, требующими оказания медицинской помощи в экстренной форме, диагностические исследования, необходимые для оценки состояния больного и уточнения клинического диагноза, должны быть проведены в пределах первого часа нахождения больного в стационаре. Лечебные мероприятия, включая назначение лекарственных препаратов, начинаются с первых минут поступления больного в стационар.
36. Решение о назначении того или иного вмешательства, диагностических исследований, лекарственных препаратов, указанных в стандарте медицинской помощи, принимается лечащим врачом с учетом состояния больного, течения заболевания, фиксируется в первичной медицинской документации (медицинской карте стационарного больного) и подтверждается наличием письменного согласия пациента.
37. При наличии медицинских показаний больным предоставляется возможность организации поста индивидуального ухода.
38. Больные размещаются в палатах на четыре и более мест с соблюдением действующих санитарно-эпидемиологических норм. При отсутствии в профильном отделении свободных мест допускается размещение больных, поступивших по экстренным показаниям, вне палаты на срок не более одних суток.
39. Условия пребывания пациентов в круглосуточном или дневном стационаре осуществляются в соответствии с требованиями нормативных документов по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.
Организация работы подразделений различного профиля, в том числе требования к изоляции или размещению в маломестных палатах определенной группы пациентов регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Перечень медицинских и эпидемиологических показаний к размещению пациентов в маломестных палатах (боксах) определен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 535н.
40. Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.
41. Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний, плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
42. С учетом порядков оказания медицинской помощи и на основании стандартов медицинской помощи при наличии медицинских показаний у пациента, а также при отсутствии у медицинской организации первого уровня, оказывающей преимущественно первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь, лицензии на оказание необходимых видов медицинской помощи и медицинских услуг, гарантируется перевод пациента в медицинскую организацию второго или третьего уровня для оказания преимущественно специализированной медицинской помощи.
43. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в государственных учреждениях здравоохранения области, перечень которых утверждается министерством здравоохранения области, в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.
4. Порядок и условия предоставления скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи
44. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и иных состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам бесплатно.
45. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинских организаций, а также в амбулаторных и стационарных условиях.
46. Скорая медицинская помощь оказывается с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах.
47. Поводами для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются:
а) нарушения сознания, представляющие угрозу жизни;
б) нарушения дыхания, представляющие угрозу жизни;
в) нарушения системы кровообращения, представляющие угрозу жизни;
г) психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
д) внезапный болевой синдром, представляющий угрозу жизни;
е) внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов, представляющие угрозу жизни;
ж) травмы любой этиологии, представляющие угрозу жизни;
з) термические и химические ожоги, представляющие угрозу жизни;
и) внезапные кровотечения, представляющие угрозу жизни;
к) роды, угроза прерывания беременности;
л) дежурство при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.
48. Поводами для вызова скорой медицинской помощи в неотложной форме являются:
а) внезапные острые заболевания (состояния) без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
б) внезапные обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующие срочного медицинского вмешательства;
в) констатация смерти (за исключением часов работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях).
49. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовый период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.
50. Оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию скорой медицинской помощи, оказывается в кабинете для приема амбулаторных больных.
51. Выбор медицинской организации при оказании скорой медицинской помощи осуществляется гражданином в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 года N 406н.
52. Отсутствие страхового полиса и личных документов не является причиной отказа в вызове и оказании скорой медицинской помощи.
5. Порядок и условия предоставления паллиативной медицинской помощи
53. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
54. Паллиативная медицинская помощь оказывается гражданам с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи.
55. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
56. Паллиативная медицинская помощь больным оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, в амбулаторных условиях и стационарных условиях, в том числе на дому.
57. Паллиативная медицинская помощь предусматривает оказание медицинской, социальной, психологической помощи больным с различными тяжелыми хроническими прогрессирующими заболеваниями с терминальной стадией заболевания с целью обеспечения необходимой обезболивающей терапии, оказания медико-социальной помощи, ухода, психо-социальной реабилитации, а также психологической и социальной поддержки родственников.
58. При наличии у больного с терминальной стадией заболевания некупируемого в домашних условиях болевого синдрома, наличия социально-психологических показаний (депрессия, реактивные состояния, конфликтные ситуации дома, невозможность ухода за больным) пациенты госпитализируются в профильные отделения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь или отделение паллиативной помощи.
6. Условия реализации права на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача
59. В рамках территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования при получении первичной и первичной специализированной, медико-санитарной помощи, гражданам предоставляется право выбора медицинской организации, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
60. Реализация права пациента на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача) осуществляется в соответствии с частью 1 статьи 21, статьей 70 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 407н "Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача".
61. Руководитель медицинской организации организует работу по реализации права выбора пациентом врача (в случае требования пациента о замене лечащего врача) в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
62. Первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу оказывается выбранной медицинской организацией с учетом соблюдения требований к срокам ее оказания.
63. Действие настоящих условий не распространяется на отношения по выбору медицинской организации при оказании медицинской помощи военнослужащим и лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гражданам, подлежащим призыву на военную службу или направляемым на альтернативную гражданскую службу, и гражданам, поступающим на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста.
7. Порядок реализации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях Саратовской области
64. Право на внеочередное оказание медицинской помощи имеют отдельные категории граждан, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для оказания медицинской помощи в медицинских организациях вне очереди является документ, подтверждающий принадлежность гражданина к одной из категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на внеочередное оказание медицинской помощи.
В целях реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях области, участвующих в реализации территориальной программы в отделениях стационара, приемном отделении и регистратуре медицинской организации размещается информация о перечне отдельных категорий граждан и порядке реализации права внеочередного оказания медицинской помощи.
65. Право на внеочередное оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях реализуется при непосредственном обращении на прием. Граждане, нуждающиеся в оказании амбулаторной медицинской помощи, обращаются в регистратуру медицинской организации, где амбулаторные карты (учетная форма 025/у-04) маркируются литерой "Л".
Работник регистратуры доставляет медицинскую карту гражданина с литерой "Л" врачу соответствующей специальности, который, в свою очередь, организует внеочередной прием гражданина.
Медицинские работники, осуществляющие прием больных, информируют их о преимущественном праве граждан, указанных в части первой пункта 64, на внеочередной прием и оказание медицинской помощи.
66. При наличии медицинских (клинических) показаний для проведения дополнительного медицинского обследования гражданина и (или) лабораторных исследований при оказании амбулаторной медицинской помощи лечащим врачом организуется внеочередной прием гражданина необходимыми врачами-специалистами и проведение необходимых лабораторных исследований.
67. В случае необходимости оказания гражданину стационарной (стационарозамещающей) медицинской помощи врач на амбулаторном приеме выдает направление на госпитализацию с пометкой о льготе (в соответствии с частью первой пункта 65). Медицинская организация, оказывающая стационарную (стационарозамещающую) медицинскую помощь, организует внеочередную плановую госпитализацию гражданина.
68. В случае отсутствия необходимого вида медицинской помощи в медицинской организации при наличии медицинских показаний граждане направляются в соответствующую медицинскую организацию, оказывающую данный вид медицинской помощи для решения вопроса о внеочередном оказании медицинской помощи, по согласованию с администрацией медицинской организации.
69. Направление граждан в другую медицинскую организацию области для оказания им внеочередной медицинской помощи осуществляется на основании заключения врачебной комиссии медицинской организации с подробной выпиской из карты амбулаторного больного (истории болезни), содержащую данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований, с указанием цели направления.
70. Государственное учреждение здравоохранения области, осуществляющее консультативную медицинскую помощь, обеспечивает консультативный прием граждан вне очереди, а по показаниям - внеочередное стационарное обследование и лечение.
8. Порядок предоставления транспортных услуг при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований
71. При невозможности проведения в медицинской организации мероприятий, требующихся специальных методов диагностики и лечения, куда был госпитализирован больной, после стабилизации его состояния пациент в максимально короткий срок переводится в ту медицинскую организацию, где необходимые медицинские услуги могут быть проведены в полном объеме. Госпитализация больного в стационар, перевод из одной медицинской организации в другую осуществляется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по соответствующему профилю.
72. С учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения пациенту диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения в медицинской организации, в которой пациент получает стационарное лечение, осуществляется транспортировка пациента медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь, санитарным транспортом при сопровождении медицинским работником в медицинскую организацию, имеющую необходимые диагностические исследования. Решение о выделении санитарного транспорта и медицинского работника для сопровождения пациента принимается руководителем медицинской организации (его заместителем) по представлению лечащего врача и заведующего отделением, в неотложных случаях - лечащим врачом и дежурным администратором.
9. Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи
73. Приобретение лекарственных средств гражданами для проведения лечения в амбулаторных условиях осуществляется в фармацевтических организациях за счет личных средств граждан, за исключением категорий граждан, имеющих право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленных федеральным или областным законодательством.
74. Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения для лечения в круглосуточных и дневных стационарах всех типов осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств обязательного медицинского страхования и соответствующих бюджетов в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания стационарной медицинской помощи, медицинской помощи в дневных стационарах всех типов, а также скорой и неотложной медицинской помощи в рамках территориальной программы.
В случае необходимости использования медицинской организацией при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы лекарственных средств, не включенных в перечни, медицинские организации могут приобретать и использовать лекарственные средства при наличии у пациента жизненных показаний к применению лекарственных средств, не имеющих аналогов в перечнях, по решению врачебной комиссии в соответствии с установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами Саратовской области, в том числе с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, инструкциями и разрешенными на территории Российской Федерации медицинскими технологиями.
75. При оказании неотложной медицинской помощи в поликлинике и на дому, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, взимание платы с граждан за медикаменты не допускается.
76. Организация лечебного питания больных, рожениц, родильниц и новорожденных, находящихся на стационарном лечении, осуществляется во всех медицинских организациях, имеющих круглосуточные койки, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 года N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации", приказом Министерства здравоохранения СССР от 10 марта 1986 года N 333 "Об улучшении организации лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)" и другими правовыми актами.
10. Порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно за счет средств областного бюджета
77. Граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, установленных областным законодательством, обращаются в медицинские организации по месту жительства, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за рецептами на получение в аптечной организации необходимых лекарственных препаратов или медицинских изделий.
В регистратуре медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, заводится медицинская карта амбулаторного больного или история развития ребенка (с маркировкой литерой "Л" и указанием страхового номера индивидуального лицевого счета).
78. Рецепты на лекарственные препараты выписываются врачами (фельдшерами) медицинских организаций, в отношении которых министерством здравоохранения Саратовской области установлено право на оформление рецептурных бланков отдельным категориям граждан.
79. При обращении в соответствующую медицинскую организацию гражданин предъявляет:
документ, удостоверяющий личность;
свидетельство о рождении (для детей);
документ, подтверждающий право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.
Гражданам рекомендуется представлять также страховой полис обязательного медицинского страхования.
80. В медицинской карте амбулаторного больного или истории развития ребенка отмечается срок, в течение которого гражданин имеет право на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения за счет средств областного бюджета.
81. При обращении гражданина в соответствующую медицинскую организацию врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты согласно Перечню лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
82. Оформление рецептурных бланков на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан, отпуск лекарственных препаратов из аптечных организаций осуществляются в порядке, утвержденном приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" и от 12 февраля 2007 года N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".
83. Медицинская организация представляет гражданам информацию об аптечных организациях, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно за счет средств областного бюджета.
84. В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует отсроченное обслуживание.
85. Министерство здравоохранения области:
осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами бесплатно за счет средств областного бюджета (далее - льготное лекарственное обеспечение);
информирует население по вопросам льготного лекарственного обеспечения;
информирует органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, о порядке формирования и сроках предоставления заявок на организацию закупок лекарственных препаратов;
организует в установленном порядке осуществление закупок лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения в пределах компетенции;
рассматривает обращения и жалобы граждан по вопросам льготного лекарственного обеспечения;
утверждает перечень медицинских организаций, участвующих в льготном лекарственном обеспечении граждан.
11. Порядок организации предоставления дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, в соответствии с главой 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи"
86. В соответствии с законодательством оказание государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, является полномочием Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Организация обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов возложено на министерство здравоохранения Саратовской области.
87. В соответствии с главой 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) право на получение бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, имеют категории граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения указанной социальной услуги, из числа лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах";
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
88. Обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов осуществляется по рецептам врача (фельдшера) с учетом стандартов медицинской помощи, а также в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется на основе стандартов медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 665), и Перечнем изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 января 2007 года N 1).
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов осуществляется в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328).
89. Министерство здравоохранения области:
в пределах компетенции организует осуществление закупок лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов питания для детей-инвалидов (далее - лекарственные препараты) в установленном порядке;
организует обеспечение населения лекарственными препаратами, закупленными по государственным контрактам;
информирует население по вопросам обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами;
осуществляет контроль за обеспечением отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами;
информирует органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, о порядке формирования и сроках предоставления заявок на организацию закупок лекарственных препаратов;
рассматривает обращения и жалобы граждан по вопросам льготного лекарственного обеспечения;
утверждает перечень медицинских организаций, участвующих в льготном лекарственном обеспечении граждан.
12. Порядок обеспечения граждан донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям на основе стандартов медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы (за исключением федеральных организаций)
90. Обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами при оказании медицинской помощи пациентам в рамках территориальной программы осуществляется бесплатно.
91. В медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, не допускается клиническое использование донорской крови и (или) ее компонентов в иных целях, кроме лечебных.
92. Обязательным предварительным условием переливания донорской крови и (или) ее компонентов является дача информированного добровольного согласия пациента или его законного представителя на переливание донорской крови и (или) ее компонентов.
93. Медицинские работники обязаны представить пациенту или его законному представителю в доступной форме полную информацию о целях и методах переливания донорской крови и (или) ее компонентов, в том числе о возможных последствиях для здоровья.
94. Переливание донорской крови и (или) ее компонентов без согласия пациента или его законного представителя допускается:
если данная процедура необходима по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни пациента или если его состояние не позволяет выразить свою волю, или отсутствуют законные представители пациента;
в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
Решение о переливании донорской крови и (или) ее компонентов без согласия пациента или его законного представителя принимается консилиумом врачей. В случае, если организовать проведение консилиума невозможно, такое решение принимается лечащим (дежурным) врачом с обязательным внесением решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением вышестоящих должностных лиц медицинской организации, а также пациента или его законного представителя.
95. В соответствии с законодательством в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами или совершивших общественно опасные деяния (преступления), решение о переливании донорской крови и (или) ее компонентов принимается судом в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
96. Медицинские организации, участвующие в реализации территориальной программы, осуществляют использование донорской крови и (или) ее компонентов на основании лицензии на медицинскую деятельность, с обязательным указанием трансфузиологии в качестве составляющей части лицензируемого вида деятельности.
97. В целях применения донорской крови и (или) ее компонентов медицинскими организациями должны быть созданы специализированные кабинеты (отделения), обеспечивающие хранение донорской крови и (или) ее компонентов, учет реакций и осложнений, возникших после переливания донорской крови и (или) ее компонентов.
98. Медицинские организации обязаны в установленном порядке представлять в государственное учреждение здравоохранения "Саратовская областная станция переливания крови" сведения о реакциях и осложнениях, возникших у пациентов в связи с переливанием донорской крови и (или) ее компонентов.
99. Медицинские организации обязаны сформировать запас донорской крови и (или) ее компонентов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности крови.
100. Транспортировка донорской крови и (или) ее компонентов осуществляется медицинскими организациями, использующими донорскую кровь и (или) ее компоненты в лечебных целях.
13. Перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы
101. Перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы, включает в себя следующие мероприятия:
пропаганда медицинских и гигиенических знаний с учетом показателей заболеваемости;
проведение консультативно-оздоровительной деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения;
информирование населения по проблемам здоровья через средства массовой информации: подготовка и размещение статей в печатных средствах массовой информации; подготовка аудио- и видеороликов по профилактике заболеваний; подготовка и размещение информации на светодиодных экранах, биллбордах, листовках, плакатах, на сайтах учреждений;
проведение массовых скрининговых акций "Проверь свое здоровье" с целью раннего выявления социально значимых заболеваний;
обучение целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья;
проведение профилактических медицинских осмотров с целью выявления ранних форм заболеваний и факторов риска и проведение оздоровительных мероприятий;
выявление в ходе проведения профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе и поведенческого характера, для принятия мер по их устранению с целью снижения уровня действия факторов риска;
проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здоровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровительных и лечебных мероприятий;
обследование населения в центрах здоровья с целью выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний и разработка индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни.
14. Порядок проведения экстракорпорального оплодотворения
102. На проведение экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО) имеет право супружеская пара (женщина, не состоящая в браке) (далее - пациенты).
103. Медицинская помощь при лечении бесплодия с применением ЭКО оказывается на основе информированного добровольного согласия.
104. Обследование женщин проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий) и/или акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий). Обследование партнера осуществляется в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по урологии.
105. Объем обследования и план предварительных лечебных мероприятий определяется лечащим врачом в соответствии с действующим порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниями и ограничениями к их применению и на основе стандарта медицинской помощи больным с бесплодием с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. Рекомендуемая длительность обследования для установления причин бесплодия составляет 3-6 месяцев.
106. Отбор и направление пациентов в медицинские организации для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС осуществляется Комиссией министерства здравоохранения Саратовской области по отбору пациентов для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС. Оказывать медицинскую помощь с применением ЭКО за счет средств ОМС вправе медицинские организации, имеющие в структуре лабораторию (отделение) вспомогательных репродуктивных технологий, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий) и участвующие в реализации территориальной программы ОМС.
107. При решении о возможности проведения ЭКО в рамках территориальной программы государственных гарантий пациенты вносятся в лист ожидания.
108. Проведение ЭКО осуществляется в соответствии с действующим порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниями и ограничениями к их применению и на основе стандарта медицинской помощи больным с бесплодием с использованием вспомогательных репродуктивных технологий.
109. При отсутствии беременности после проведения программы ЭКО пациенты могут повторно включаться Комиссией в лист ожидания при условии соблюдения очередности.
110. В случае наступления беременности, подтвержденной ультразвуковым исследованием, пациенты передаются под диспансерное наблюдение врача акушера-гинеколога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.