Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу комитета государственного
регулирования тарифов Саратовской области
от 17 мая 2012 г. N 157-п
Методика
расчета критерия доступности транспортных услуг для населения Саратовской области, учитывающего его платежеспособный спрос
1. Общие положения
Настоящая Методика разработана в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и в соответствии с письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2001 года N ДАТ-1/1873-ис "О методических подходах к определению величины проездной платы на городских и пригородных маршрутных автобусах".
Критерий доступности транспортных услуг для населения Саратовской области, учитывающий его платежеспособный спрос, характеризуется способностью населения оплатить социально значимую транспортную услугу и включает в себя следующие показатели:
индекс транспортной подвижности населения, показывающий обеспеченность населения транспортными услугами по отношению к нормативной величине и в то же время способность населения воспользоваться предлагаемыми транспортными услугами при существующем уровне тарифа;
индекс доступности транспортных услуг (далее - транспортной доступности), отражающий способность населения оплатить социально значимую транспортную услугу при соответствующем среднедушевом денежном доходе.
Методика предназначена для использования комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, перевозчиками и другими заинтересованными организациями и ведомствами с целью определения доступности транспортных услуг при перевозке пассажиров городским общественным транспортом для определения максимально возможного уровня тарифов на перевозки, превышение которого отрицательно отразится на социальном положении населения.
2. Расчет индекса транспортной подвижности населения
Транспортная подвижность населения является одной из важнейших характеристик, знание которой позволяет обоснованно оценивать и рассчитывать потребность в транспортных средствах, обеспеченность населения услугами общественного транспорта, а также осуществлять мероприятия по улучшению транспортного обслуживания населения. Величина транспортной подвижности населения измеряется количеством поездок на душу населения в год.
К социально значимым относятся повседневные транспортные услуги:
проезд на работу и обратно;
учебные поездки;
бытовые поездки;
поездки на культурные и спортивные мероприятия;
проезд к местам отдыха.
Характеристикой социально значимой потребности в транспортных услугах для населения Саратовской области является транспортная подвижность населения.
Величина нормативной транспортной подвижности (Кн) определяется по формуле:
А х Ктн + Б х Кпен + В х Кдет (поездок/год),
Кн = --------------------------------
А + В + С
где:
А - количество трудоспособного населения на территории области без
учета населения, имеющего среднедушевые денежные доходы, не
учитываемые при расчете нормативной доли затрат на транспортные
услуги в структуре среднедушевого денежного дохода населения,
человек;
Б - количество пенсионеров на территории области, человек;
В - количество детей на территории области, человек;
Ктн - количество поездок в год трудоспособного населения в соответствии
с разделом "3. Услуги" Закона Саратовской области "О
потребительской корзине в целом по Саратовской области";
Кпен - количество поездок в год пенсионеров в соответствии с разделом
"3. Услуги" Закона Саратовской области "О потребительской корзине
в целом по Саратовской области";
Кдет - количество поездок в год детей в соответствии с разделом
"3. Услуги" Закона Саратовской области "О потребительской корзине
в целом по Саратовской области".
Среднемесячное нормативное количество поездок (Кн(мес)) определяется по формуле:
Кн(мес) = Кн/12 (поездок/месяц),
где:
12 - количество месяцев в году.
Фактическое количество поездок одного пассажира, пользующегося тарифом городского автотранспорта (Кн(факт)), определяется:
1) на основании результатов обследования пассажиропотоков, которые проводятся в соответствии с Инструкцией по изучению пассажиропотоков (приложение 10 к приказу Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31 декабря 1981 года N 200);
2) в результате подсчета фактического объема перевезенных пассажиров приборами учета, установленными на транспортных средствах:
Сумма П
Кн(факт) = ----------,
Н
где:
Сумма П - общее количество поездок всего населения,
Н - численность жителей Саратовской области, определяется по
формуле:
Н = А + Б + В (человек).
Численность жителей (Н) определяется согласно отчету Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области "Численность населения по возрастным группам в Саратовской области" на начало регулируемого периода, а при его отсутствии - на последнюю отчетную дату.
Если обследования пассажиропотоков не проводились и приборы учета на транспортных средствах не установлены, то фактическое количество поездок на одного пассажира (Кн(факт)) определяется на начало регулируемого периода, а при его отсутствии - на последнюю отчетную дату на основании:
форм государственного статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата от 6 сентября 2010 года N 306 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере торговли, услуг, туризма, транспорта и связи, правонарушений", приказом Росстата от 23 сентября 2009 N 205 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи" за период, предшествующий текущему году;
данных заказчика перевозок по формуле:
Катр + Кэтр (поездок/месяц),
Кн(факт) = ----------------
Н х 12
где:
Катр - количество пассажиров, перевезенных городским автомобильным
транспортом по общему заказу всеми перевозчиками;
Кэтр - количество перевезенных пассажиров всеми видами городского
электротранспорта, определяется по формуле:
Кэтр = Кобщ(тролл) + Кобщ(трам), (VI),
где:
Кобщ(тролл) - количество пассажиров, перевезенных троллейбусным
транспортом, которое определяется по строке 42 формы
N 1-ЭТР "Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте";
Кобщ(трам) - количество пассажиров, перевезенных трамвайным транспортом,
которое определяется по строке 42 формы N 1-ЭТР "Сведения
о трамвайном и троллейбусном транспорте".
Отношение фактического количества поездок одного пассажира к среднемесячной нормативной величине количества поездок (Кн(мес)) характеризует индекс транспортной подвижности (Ип):
Кн(факт)
Ип = ------------- х 100
Кн(мес)
3. Расчет нормативной доли затрат на транспортные услуги в структуре среднедушевого денежного дохода населения
Платежеспособный спрос населения определяется как доля затрат на повседневные услуги городского пассажирского транспорта в среднедушевом денежном доходе населения. Уровень максимально возможных транспортных расходов в доходах населения целесообразно принимать в размере до 5 процентов согласно рекомендациям Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Расчет производится на основании статистических данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов на начало регулируемого периода, а при его отсутствии - на последнюю отчетную дату.
Среднемесячный доход определяется как средневзвешенная величина удельного веса распределения жителей по получаемым доходам. Жители с доходами, соответствующими последнему диапазону среднедушевых денежных доходов в соответствии со статистическими данными о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов, в расчет не принимаются.
Среднемесячная сумма затрат на транспортные услуги (Зту) определяется исходя из рассчитанного в соответствии с разделом 2 настоящей методики нормативного количества поездок и среднего тарифа на одну поездку и рассчитывается по формуле:
Зту = Кн(мес) х Ту (рублей), где:
Ту - средний тариф на одну поездку, рассчитанный как среднеарифметическое
значение действующих тарифов на территории Саратовской области.
Доля затрат на повседневные транспортные услуги в стоимости среднедушевого денежного дохода населения (Jму(факт)) рассчитывается по формуле:
Зтy
Jму(факт) = ------- х 100
Зпб
где:
Зпб - среднедушевой денежный доход населения в месяц, рублей.
4. Расчет индекса транспортной доступности
Индекс транспортной доступности (Итд) рассчитывается по формуле:
Jму
Итд = ------------,
Jму(факт)
где:
Jмy - уровень максимально возможных транспортных расходов в доходах
населения, принимается в размере 5 процентов.
Оптимальным считается индекс транспортной доступности, когда Итд > = 1.
5. Применение индекса транспортной доступности
Максимально возможный уровень тарифа на перевозки пассажиров городским общественным транспортом, который не приведет к завышению уровня максимально возможных транспортных расходов в доходах населения, определяется методом индексации действующих тарифов на все виды городского общественного транспорта.
Тмакс = Итд х Тд,
где:
Тмакс - максимальный возможный размер тарифа на перевозки пассажиров
городским общественным транспортом;
Тд - действующий тариф на отдельный вид городского общественного
транспорта.
6. Пример расчета критерия доступности и рационального уровня тарифа с учетом платежеспособного спроса населения
Условные данные для расчета:
Н = 2508750 человек, в том числе:
А = 1560113 человек,
Б = 580143 человека,
В = 368493 человека.
Ктн, Кпен, Кдет - 620,166, 390 поездок соответственно.
На момент расчета установлены предельно допустимые тарифы:
на городской автомобильный транспорт - 10 рублей,
на маршрутные такси - 12 рублей,
на городской электрический транспорт - 10 рублей.
Таким образом,
10 + 12 + 10
Ту = --------------- = 10,67 рубля.
3
Среднедушевой денежный доход населения в месяц равняется 11719,6 рубля.
Рассчитываем величину нормативной транспортной подвижности:
1560113 х 620 + 580143 х 166 + 368493 х 390
Кн = --------------------------------------------- = 481 поездка/год.
2508750
Кн(мес) = 481 / 12 = 40 поездок/месяц.
Рассчитываем величину фактической транспортной подвижности:
Кн(факт) = 293200000 / 2 508 750 /12 = 10 поездок/месяц.
Рассчитываем индекс транспортной подвижности:
Ип = 10 / 40 х 100 = 25.
Рассчитываем среднемесячную сумму затрат на транспортные услуги:
Зму = 40 х 10,67 = 426,67 рубля.
Рассчитываем долю затрат на повседневные транспортные услуги в среднедушевом денежном доходе населения:
Jmy(факт) = 426,67 /11 719,6 х 100 = 3,64.
Рассчитываем индекс транспортной доступности:
Итд = 5 / 3,64 = 1,37.
Выводы:
1. Индекс транспортной подвижности населения, равный 25, показывает, что существующая транспортная схема и уровень качества обслуживания, в том числе действующий тариф, не обеспечивают достижения нормативного уровня, что приводит к ухудшению качества жизни населения.
2. Индекс (Итд), равный 1,37, показывает, что утвержденные тарифы занижены, и их индексация на коэффициент 1,37 не приведет к завышению уровня максимально возможных транспортных расходов в доходах населения.
3. Максимально возможный уровень тарифа рассчитывается по формуле:
10,67 x 1,37 = 14,65 (рубля).
<< Назад |
||
Содержание Приказ комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 17 мая 2012 г. N 157-п "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.