Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к постановлению Правительства Саратовской области
от 20 июня 2012 г. N 316-П
Мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение
1. Персонифицированный учет оказания медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты.
На реализацию данных мероприятий запланировано 354860,3 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 58582,9 тыс. рублей, в 2012 году - 296277,4 тыс. рублей.
1.1. Формирование проектов на монтаж локальных вычислительных сетей в лечебно-профилактических учреждениях Саратовской области.
В 2011 году за счет ассигнований Федерального фонда обязательного медицинского страхования проведено проектирование локальных вычислительных сетей в учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования (129 учреждений), в остальных 30 учреждениях проектирование локальных вычислительных сетей запланировано на 2012 год за счет средств областного бюджета.
1.2. Закупка компьютерной техники, серверного оборудования, принтеров и многофункциональных печатающих устройств.
Для внедрения прикладных информационных систем федерального и регионального сегмента системы планируется приобретение однотипных персональных компьютеров для рабочих мест пользователей системы. Планируется дополнительно оснастить более 3900 рабочих мест. В качестве рабочих станций в лечебно-профилактических учреждениях области запланировано использование более 3300 персональных компьютеров, функционирующих по принципу "тонкий клиент" с защитой от несанкционированного доступа, со встроенным веб-браузером. Общий парк персональных компьютеров лечебных учреждений на конец 2012 года составит более 7500 штук.
Функциональность закупаемой компьютерной техники предполагает наличие встроенных либо подключаемых устройств для считывания универсальных электронных карт. Данными устройствами будут оснащены все рабочие места в регистратурах и приемных отделениях лечебных учреждений, всего около 800 рабочих мест.
Для обеспечения внедрения и функционирования подсистем федерального сегмента системы планируется во всех лечебно-профилактических учреждениях области обеспечить поставку необходимого минимума по 7-12 персональных компьютеров.
В учреждениях, в которых планируется полномасштабное развертывание медицинских информационных систем, обеспечивается 100-процентная потребность в компьютерной технике, в том числе закупаются серверы.
При закупке компьютерной техники планируется использовать общесистемное и базовое программное обеспечение, распространяемое по свободной лицензии.
Приобретение общесистемного и базового программного обеспечения, распространяемого под иными лицензиями, кроме свободной, за счет средств субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования планируется исключительно в случае наличия на рынке аналогов общесистемного и базового свободного программного обеспечения, распространяемых под иными лицензиями, кроме свободной, с более низкой стоимостью первых пяти лет владения.
Закуплены и установлены 123 информационных киоска.
1.3. Закупка принтеров и многофункциональных устройств в лечебно-профилактические учреждения области.
Планируется поставка 2575 принтеров и многофункциональных устройств в 159 учреждений.
1.4. Монтаж локальных вычислительных сетей в учреждениях здравоохранения области, настройка активного сетевого оборудования.
Планируемый объем работ предполагает 100-процентное обеспечение всех учреждений области, в которых планируется внедрение информационных систем ведения электронных медицинских карт и электронных историй болезней, а также городских поликлиник локальными вычислительными сетями. Всего будет смонтировано более 6000 портов локальных вычислительных сетей, обеспечена пуско-наладка активного сетевого оборудования.
Реализация данного мероприятия послужит фундаментом для дальнейшего тиражирования медицинских информационных систем и обеспечения полномасштабного перехода к ведению историй болезни в электронной форме.
В рамках выполнения мероприятия планируется также предусмотреть создание в стационарных учреждениях здравоохранения области точек подключения Wi-Fi, что позволит организовать удаленное общение родственников и пациентов, с которыми невозможно очное общение, посредством видеосвязи.
В расчетную стоимость локальных вычислительных сетей включены все работы и материалы, в том числе активное и пассивное сетевое оборудование, WAN маршрутизаторы, коммутаторы и др., сумма затрат сформирована с учетом разработанных проектов на монтаж ЛВС, а также ранее выполненных аналогичных работ.
Закупка активного сетевого оборудования будет осуществляться с учетом методических рекомендаций по составу и техническим требованиям к сетевому телекоммуникационному оборудованию учреждений системы здравоохранения, с учетом требований по защите информации.
1.5. Создание защищенной сети передачи данных учреждений здравоохранения области (по основному и резервному каналам связи).
Цель мероприятия - создание единой защищенной сети передачи данных (VPN), охватывающей всех участников информационного обмена здравоохранения в Саратовской области.
VPN-сеть будет организована посредством шифрования каналов путем установки в локальных вычислительных сетях лечебно-профилактических учреждений области ViPNet-координаторов, а также путем установки на единичные рабочие места в лечебно-профилактических учреждениях области, не охваченные единой защищенной локальной вычислительной сетью, программных средств ViPNet-Клиент.
Посредством данной сети будет обеспечено функционирование федеральных и региональных компонентов системы, размещенных централизовано на федеральном центре обработки данных и центре обработки данных государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" (далее - ЦОД ГУЗ "МИАЦ").
Создание VPN-сети будет осуществляться в 2 этапа:
1 этап - подключение всех лечебно-профилактических учреждений области к сети Интернет со скоростью передачи данных не менее 2 Мбит/сек.;
2 этап - закупка и пуско-наладка средств криптозащиты в лечебно-профилактических учреждениях области и ЦОД ГУЗ "МИАЦ", подключение лечебно-профилактических учреждений области, в которых внедряются медицинские информационные системы, по оптико-волоконным каналам связи.
Информация о подключении учреждений здравоохранения к каналам передачи данных на текущий момент и планируемые показатели на 2012 год указаны в приложении N 14 к Программе.
1.6. Модернизация и дооснащение регионального центра обработки данных.
В целях обеспечения функционирования информационных систем, размещенных непосредственно на инфраструктуре учреждений, необходимы также закупка аппаратного и системного программного обеспечения, серверных лицензий на использование систем управления базами данных (СУБД) MSSQL и ORACLE, приобретение и настройка сертифицированных средств защиты от несанкционированного доступа. Финансирование на данные цели предусматривается из средств областного бюджета.
1.7. Приобретение (или аренда по модели "SaaS") единой медицинской информационной системы для лечебно-профилактических учреждений области (без ограничения числа пользователей).
В целях внедрения медицинских информационных систем планируется приобретение (аренда) медицинской информационной системы для ее внедрения в 2012 году в 48 крупнейших лечебно-профилактических учреждениях области (приложение N 3 к Программе), 33 стационарах и 15 поликлиниках, которая позволит автоматизировать работу более 7400 медицинских работников.
Планируется централизованное размещение медицинской информационной системы на базе ЦОД ГУЗ "МИАЦ" и организация ее удаленного использования пользователями учреждений посредством стандартных интернет-браузеров.
Основные функции внедряемой типовой медицинской информационной системы:
"Регистрация и учет обслуживаемых граждан";
"Запись пациентов на обслуживание, управление занятостью ресурсов и распределение потоков пациентов в лечебно-профилактическом учреждении";
"Деятельность приемного отделения стационара";
"Ведение электронных медицинских карт пациентов";
"Введение электронных стационарных карт пациентов";
"Учет временной нетрудоспособности";
"Управление питанием пациентов в стационаре";
"Управление аптечной деятельностью в стационаре";
"Управление коечным фондом";
"Управление взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь";
"Анализ деятельности и формирование отчетности".
Расчет стоимости произведен на основе анализа рынка и с учетом возможности удаленного использования медицинской информационной системы неограниченным числом пользователей в каждом лечебно-профилактическом учреждении области, что позволит оптимизировать и значительно сократить затраты на дальнейшее тиражирование и масштабирование медицинской информационной системы в оставшиеся лечебно-профилактические учреждения области по сравнению с затратами при приобретении лицензий на каждое рабочее место.
Указанные в приложении N 14 к Программе лечебно-профилактические учреждения обеспечивают оказание медицинской помощи и переход к электронным медицинским картам для значительной доли (около 40 процентов) населения области, их состав соответствует требованиям Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по минимальным объемам внедрения медицинских информационных систем в областных, городских, районных стационарных и амбулаторных учреждениях.
1.8. Настройка, внедрение и сопровождение работы медицинской информационной системы в лечебно-профилактических учреждениях области, модернизация использующихся систем, интеграция с федеральными информационными ресурсами.
Объемы работ предполагают обучение навыкам использования медицинских информационных систем более 7400 специалистов 48 учреждений здравоохранения, с учетом оснащения в 2011-2012 годах более 3900 автоматизированных рабочих мест врачей в лечебно-профилактических учреждениях области.
Затраты на выполнение данного мероприятия сформированы из расчета стоимости настройки медицинских информационных систем в каждом лечебно-профилактическом учреждении, а также услуг по внедрению, обучению пользователей, запуску систем в эксплуатацию, сопровождению и интеграции с федеральными системами персонифицированного учета оказанной медицинской помощи и ведению единой интегрированной медицинской карты (всего планируется обучить работе с медицинскими информационными системами более 7400 пользователей).
В данном мероприятии учтены также расходы на модернизацию ранее внедренных систем в 5 учреждениях и их интеграцию в единое информационное пространство.
1.9. Внедрение лабораторной информационной системы, организация единого хранилища результатов медицинских исследований (изображений), предоставление доступа всем заинтересованным лечебно-профилактическим учреждениям области.
Комплексное внедрение системы позволит обеспечить оперативное взаимодействие с лечебными учреждениями области при проведении исследований для направляемых из лечебно-профилактических учреждений области пациентов, создаст единое хранилище медицинских изображений.
Выполнение мероприятия включает следующие работы:
установку системы на компьютерах пользователей и на серверах учреждения;
настройку рабочих мест (настройка политики безопасности, настройка справочников, медицинских протоколов, статистических отчетов, организация импорта реестров прикреплений) согласно действующим бизнес-процессам;
обучение всех пользователей и технического персонала;
интеграцию с приборами по протоколу Dicom;
подключение лабораторного оборудования и оборудования функциональной диагностики;
настройку PACS для хранения изображений по протоколу DICOM;
настройку прибора для работы с DICOM сервером (сохранение и получений изображений);
обучение пользователей;
опытную эксплуатацию системы;
запуск системы в промышленную эксплуатацию.
1.10. Обеспечение бесперебойного функционирования сетевого и серверного оборудования, телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях здравоохранения (за счет средств консолидированного бюджета области).
В связи с отсутствием в муниципальных районах области специалистов необходимой квалификации для обеспечения технического обслуживания телекоммуникационной инфраструктуры и серверного оборудования возникает необходимость организации таких работ централизовано на базе государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр".
Централизация расходов на техническое обслуживание инфраструктуры позволит оптимизировать данные затраты в каждом лечебно-профилактическом учреждении области, а также сосредоточит на базе государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" для этих целей высококвалифицированных специалистов.
1.11. Обеспечение необходимого уровня защиты персональных данных в соответствии с законодательством (обследование систем обработки персональных данных, разработка "модели угроз" и проекта защиты персональных данных, техническое оснащение рабочих мест в лечебно-профилактических учреждениях области и ЦОД средствами защиты от несанкционированного доступа, аттестация информационных систем персональных данных, обучение специалистов).
2. Внедрение системы записи к врачу в электронном виде, подсистемы выдачи направлений на прием врача-специалиста, диагностические исследования и госпитализацию, а также мониторинга сроков ожидания плановой медицинской помощи.
На реализацию данных мероприятий запланировано 7535 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 1735 тыс. рублей, в 2012 году - 5800,0 тыс. рублей.
В 2011 году в базовых отделениях 116 лечебно-профилактических учреждений области, оказывающих амбулаторную помощь, запущена системы электронной записи к врачу на основе регионального портала, в 2012 году планируется тиражирование системы на все отделения лечебно-профилактических учреждений области (124 отделения в 116 лечебно-профилактических учреждениях области), ее интеграция с медицинскими информационными системами, с федеральным сегментом удаленной записи к врачу и выдачи направлений, интеграция с федеральным сегментом и базой данных застрахованных лиц Территориального фонда медицинского обязательного страхования Саратовской области.
3. Обмен телемедицинскими данными, внедрение систем электронного документооборота.
На реализацию данных мероприятий запланировано 20497,8 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 225,4 тыс. рублей, в 2012 году - 20272,4 тыс. рублей.
3.1. Создание центров для обеспечения телемедицинских консультаций, внедрение федеральной системы телемедицинских консультаций.
В рамках выполнения данного мероприятия планируется оснастить техническими средствами организации телемедицинских консультаций не менее 11 учреждений, среди них областные и муниципальные учреждения детства и родовспоможения, межрайонные центры.
Кроме этого, планируется обеспечить модернизацию оборудования в головном центре телемедицины области - ГУЗ "Областная клиническая больница". Приоритет отдается межрайонным центрам по кардиологии, а также связи перинатальных центров в районах области с ГУЗ "Перинатальный центр Саратовской области". Работе с федеральным сегментом системы телемедицинских консультаций планируется обучить представителей всех лечебно-профилактических учреждений области.
3.2. Внедрение систем электронного документооборота.
3.2.1. Внедрение системы контроля и мониторинга здравоохранения, статистической отчетности для государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр", подключение к системе всех учреждений здравоохранения области.
Функционирующая система сбора, обработки и анализа оперативной и статистической отчетности для государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" требует серьезной модернизации и перехода на современные интернет-технологии с формированием единого информационного пространства всех участников системы здравоохранения области, создания централизованного хранилища данных в центре обработки данных министерства здравоохранения области, внедрения современных методов анализа информации.
Приобретение и первоначальная настройка системы, опытная эксплуатация и обучение персонала государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" произведены в 2011 году, в 2012 году запланировано тиражирование системы на все 160 учреждений, в том числе министерство здравоохранения области, и обучение пользователей.
В 2011 году закуплена для ГУЗ "МИАЦ" система мониторинга программы модернизации здравоохранения и компьютерная техника для ее эксплуатации.
3.2.2. Обеспечение юридически значимого электронного документооборота с использованием электронных цифровых подписей (ЭЦП) является одним из ключевых факторов повышения качества управления региональным здравоохранением. Внедрение системы электронного документооборота предполагается на базе системы сбора, обработки и анализа оперативной и статистической отчетности. Администрирование системы планируется организовать специалистами государственного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр". В стоимость также включены затраты на приобретение ключей электронной цифровой подписи.
Планируется централизованное размещение системы на базе ЦОД ГУЗ "МИАЦ" и организация ее удаленного использования пользователями учреждений посредством стандартных интернет-браузеров.
3.3. Модернизация автоматизированной системы льготного лекарственного обеспечения (выдачи и обслуживания льготных рецептов).
В рамках выполнения мероприятия планируется создание единого информационного пространства для 118 учреждений здравоохранения при организации льготного лекарственного обеспечения как федеральных, так и региональных льготников: от планирования потребностей в медикаментах, формирования государственного заказа до контроля хода обеспечения выписанных льготных рецептов. Размещение системы предполагается централизовано в ЦОД ГУЗ "МИАЦ" с предоставлением удаленного доступа к функциям системы для всех участников системы льготного лекарственного обеспечения, запланировано обучение пользователей.
4. Ведение единого регистра медицинских и фармацевтических работников.
На реализацию запланировано всего - 8923,0 тыс. рублей, 223,0 тыс. рублей на 2011 год, 8690,0 тыс. рублей в 2012 году.
4.1. Обучение пользователей лечебно-профилактических учреждений и первоначальное наполнение справочников и словарей федерального сегмента системы.
4.2. Внедрение единой системы кадрового учета.
Внедрение единой системы кадрового учета осуществляется в рамках создания регионального информационного ресурса. В рамках данного мероприятия будет обеспечена интеграция систем кадрового учета с федеральной системой ведения регистра кадровых и фармацевтических работников.
При реализации мероприятия информационная единая система учета кадров в здравоохранении будет установлена и внедрена в 160 организациях и министерстве здравоохранения области.
5. Ведение паспорта лечебно-профилактического учреждения области.
На реализацию запланировано 12885,3 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 1113,0 тыс. рублей, в 2012 году - 11772,3 тыс. рублей.
5.1. Обучение пользователей лечебно-профилактических учреждений области и первоначальное наполнение справочников и словарей федерального сегмента системы.
5.2. Модернизация и внедрение единых информационных систем финансово-хозяйственной деятельности, интеграция с федеральным информационным ресурсом.
Модернизация используемых систем бухгалтерского учета в министерстве здравоохранения области и во всех учреждениях здравоохранения (всего 160 организаций), переход к использованию "облачных вычислений" в сфере автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, интеграция с федеральным информационным ресурсом обеспечат достоверность, оперативность и полноту формирования паспортов лечебно-профилактических учреждений области, прозрачность и оперативность взаиморасчетов за оказанную медицинскую помощь.
5.3. Создание сайтов учреждений здравоохранения, включенных в Программу, интеграция с медицинскими системами.
Реализация данного мероприятия позволит обеспечить информационное взаимодействие граждан с лечебно-профилактическими учреждениями области, а также положительную динамику по ряду ключевых индикаторов и показателей Программы, в том числе наличие на сайтах лечебно-профилактических учреждений области следующей информации:
о видах предоставляемых услуг, детальной схеме медицинской организации, графиках работы врачей, квалификации и опыте работы персонала;
о самых распространенных заболеваниях, методах их профилактики;
пропаганда здорового образа жизни;
рекомендации по профилактическим осмотрам в зависимости от пола и возраста гражданина.
5.4. За счет средств областного бюджета запланировано создание регионального медицинского портала.
Создание регионального медицинского портала направлено на:
предоставление возможности получения свежей новостной информации о событиях медицины, последних исследованиях в различных областях, пропаганду здорового образа жизни;
предоставление возможности получать информацию о работающих на территории области лечебно-профилактических учреждениях, их адресах, телефонах, руководителях, видах медицинской деятельности согласно лицензии;
предоставление возможности пользователям через единый информационный портал получать информацию о расписании врачей, возможности записи на прием к врачу в электронном виде, телефонах и адресах медицинского учреждения, секторе медицинских услуг, в том числе и уникальных, стоимости на стандартные медицинские услуги, профилях отделений и подразделениях, сервисных услугах, оказываемых учреждением;
информирование о правах пациента, о порядке оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан (участники Великой Отечественной войны, дети-инвалиды, льготники);
информирование о льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан (участники Великой Отечественной войны, дети-инвалиды, льготники), перечень и адреса аптечных учреждений, отпускающих лекарственные средства льготникам;
информирование о перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;
предоставление информации о ценах на лекарственные препараты в аптеках области;
предоставление возможности открытого обсуждения качества медицинских услуг в городе и области;
создание механизма открытой конкуренции между медицинскими организациями и учреждениями за счёт стандартизированного подхода при предоставлении информации о различных медицинских организациях и учреждениях области и, как следствие, улучшение качества медицинского обслуживания населения;
анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений области;
создание практических предпосылок для реализации концепции свободного выбора гражданами лечащего врача, появление инструмента для объективной оценки качества медицинских услуг и загруженности отдельных врачей.
6. Ведение паспорта здравоохранения Саратовской области.
На реализацию запланировано 3780,2 тыс. рублей, в том числе в 2011 году - 2990,2 тыс. рублей, в 2012 году - 790 тыс. рублей.
6.1. Внедрение и обеспечение функционирования региональной системы мониторинга Программы, интеграция с федеральным сегментом системы, внедрение системы ведения паспорта здравоохранения области.
Целями создания системы являются:
формирование единого информационного пространства для учреждений здравоохранения области, участвующих в Программе;
мониторинг хода работ в лечебно-профилактических учреждениях области по модернизации здравоохранения;
повышение оперативности, эффективности и качества управления проектом модернизации здравоохранения области;
снижение трудоемкости как на этапе первичного заполнения данных, так и на этапе обработки информации, формирования отчетности и аналитических данных;
повышение качества собираемой информации и детализация сведений за счет получения информации от первоисточника и ее дальнейшей актуализации;
повышение информационной открытости и прозрачности расходования средств в рамках модернизации здравоохранения;
интеграция регионального сегмента системы с федеральным сегментом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.