Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Саратовской области от 7 сентября 2011 г. N 486-П в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 8 сентября 2010 г. N 421-П
Долгосрочная областная целевая программа
"Доступная среда" на 2011-2013 годы
13 января, 14 марта, 11 мая, 17 августа, 7 сентября, 1, 15 ноября, 20, 30 декабря 2011 г., 14, 15 марта 2012 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 марта 2012 г. N 132-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Паспорт Программы
Наименование программы |
долгосрочная областная целевая программа "Доступная среда" на 2011-2013 годы |
Основание для разработки Программы |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р); Стратегия модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области (утверждена постановлением Правительства Саратовской области от 7 июня 2010 года N 218-П); распоряжение Правительства Саратовской области от 20 августа 2010 года N 274-Пр "О разработке проекта областной целевой программы "Доступная среда" на 2011-2013 годы"; постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы"; приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 712н "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" в части реализации в 2011-2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации |
Государственный заказчик |
министерство социального развития области |
Основные разработчики Программы |
министерство социального развития области, министерство здравоохранения области, министерство образования области, министерство занятости, труда и миграции области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство по развитию спорта и физической культуры области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство информации и печати области, управление делами Правительства области, комитет общественных связей и национальной политики области, органы местного самоуправления области (по согласованию) |
Цель, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели |
Цель Программы - обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, а также формирование условий для устойчивого развития доступной среды. Задачи Программы: обеспечение инвалидов приспособленным жильем; обеспечение доступности транспортных услуг; развитие всех форм предоставления социальных услуг (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной); обеспечение доступности образования; обеспечение доступности занятости; обеспечение доступности здравоохранения; обеспечение доступности культуры и искусства; обеспечение доступности физической культуры и спорта; обеспечение доступности информации и связи; государственная поддержка общественных организаций пожилых граждан и инвалидов путем участия в финансировании социально значимых мероприятий, обеспечения участия инвалидов во всероссийских спортивных и художественных мероприятиях. Важнейшие оценочные показатели: обеспечение инвалидов приспособленным жильем; увеличение количества социально значимых объектов, доступных для маломобильных категорий населения; обеспечение доступности инфраструктуры отдыха; постановка на маршруты межмуниципального сообщения специализированного автотранспорта, приспособленного для перевозки маломобильных групп населения; рост охвата инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными мероприятиями; рост числа пожилых граждан, обслуженных в учреждениях социального обслуживания населения; ликвидация очередности на размещение в стационарные учреждения социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов; рост уровня занятости и образования пожилых граждан и инвалидов; создание и внедрение в эксплуатацию автоматизированной информационной системы "Доступная среда"; рост уровня участия инвалидов и пожилых граждан в культурных мероприятиях и программах |
Сроки и этапы реализации Программы |
2011-2013 годы |
Исполнители основных мероприятий |
министерство социального развития области, министерство здравоохранения области, министерство образования области, министерство занятости, труда и миграции области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, министерство по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерство по развитию спорта и физической культуры области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство информации и печати области, управление делами Правительства области, комитет капитального строительства области, комитет общественных связей и национальной политики области, органы местного самоуправления области (по согласованию), министерство культуры области, комитет по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму области |
Объемы и источники обеспечения Программы |
Общий объем затрат на реализацию Программы составляет 2260317,0 тыс. рублей, из них: в 2011 году - 534972,7 тыс. рублей; в 2012 году - 774346,4 тыс. рублей; в 2013 году - 950997,9 тыс. рублей; в том числе: федеральный бюджет (прогнозно) - 894806,2 тыс. рублей, из них: в 2011 году - 274031,6 тыс. рублей; в 2012 году - 370774,6 тыс. рублей; в 2013 году - 250000,0 тыс. рублей; областной бюджет - 1251054,5 тыс. рублей, из них: в 2011 году - 179960,1 тыс. рублей; в 2012 году - 370096,5 тыс. рублей; в 2013 году - 700997,9 тыс. рублей; местные бюджеты (прогнозно) - 114456,3 тыс. рублей, из них: в 2011 году - 80981,0 тыс. рублей; в 2012 году - 33475,3 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Дооборудование приспособлениями для инвалидов 433 учреждений (502 объектов) различной ведомственной принадлежности, из них: 80 учреждений (114 объектов) здравоохранения, 158 учреждений (160 объектов) образования, 107 учреждений социальной защиты населения (115 объектов), 64 учреждений (82 объектов) культуры, 21 учреждения (28 объектов) спортивной направленности, 3 учреждений (3 объектов) занятости; обустройство рекреационных зон для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями с установкой 25 детских игровых площадок в г. Саратове и г. Красноармейске; приобретение и постановка низкопольных автобусов, приспособленных для перевозки инвалидов, на межмуниципальные маршруты - 68 единиц, оборудованных электронной информационной системой; приобретение автотранспорта, приспособленного для перевозки инвалидов, в количестве 41 единицы для учреждений здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обслуживания населения, образования; обеспечение жильем 454 инвалидов и 143 семей с детьми-инвалидами, вставших на учет до 1 января 2005 года; увеличение количества транспортных услуг путем развития службы "Социальное такси", находящейся в структуре учреждений и организаций; строительство жилого корпуса в областном стационарном учреждении социального обслуживания населения на 100 койко-мест; увеличение охвата инвалидов старше 18 лет реабилитационными мероприятиями с 8 до 12 процентов от общего числа инвалидов; увеличение охвата детей-инвалидов реабилитационными мероприятиями в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями с 92 до 96 процентов от общего числа детей-инвалидов; увеличение удельного веса детей с ограниченными возможностями, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, с 23,6 до 30 процентов в общем количестве детей с ограниченными возможностями, состоящих на социальном патронаже; увеличение количества выездных бригад, созданных на базе центров социального обслуживания населения, с 6 до 11 единиц с увеличением количества обслуженных в 1,6 раза; увеличение количества трудоустроенных инвалидов, состоящих на учете в службе занятости населения, на 2 процента ежегодно; создание и внедрение в эксплуатацию автоматизированной информационной системы "Доступная среда"; реализация программы "Социальный патронаж" в 8 учреждениях социального обслуживания населения области |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ". |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Общие положения
Долгосрочная областная целевая программа "Доступная среда" на 2011-2013 годы (далее - Программа) разработана в соответствии Посланием Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, поручениями Президента Российской Федерации от 15 ноября 2009 года N Пр-3035 и Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2009 года N ВП-П13-6734 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года.
Программа разработана с учетом основных положений Конвенции ООН "О правах инвалидов", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии модернизации политики в отношении пожилых людей в Саратовской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 712н "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" в части реализации в 2011-2012 годах пилотного проекта по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации" Саратовская область является одним из трех пилотных регионов по отработке формирования доступной среды, что дает возможность привлечения дополнительных средств федерального бюджета (прогнозно) на улучшение условий жизни людей с особыми потребностями.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" формированием доступной среды должны заниматься федеральные, региональные и местные органы власти. Необходимость первоочередного обеспечения доступности в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена в положениях Конвенции ООН "О правах инвалидов", к которой 24 сентября 2008 года присоединилась Россия. Конвенция дает широкую трактовку понятия доступности "_важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами".
Положительный эффект от устранения барьеров (в первую очередь архитектурных, информационных, а также барьеров в сфере образования, труда и жилищного обеспечения) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности, в том числе детей.
В данном программном документе понятие доступности рассматривается в его широкой трактовке, а в качестве основных показателей для оценки доступности используется достигнутый уровень социальной интеграции, качества жизни и обеспечения прав человека.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 марта 2012 г. N 132-П в подраздел 1.2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1.2. Постановка проблемы
Устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения является одной из наиболее масштабных демографических проблем. По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют в среднем 10 процентов населения России.
В Саратовской области 6 процентов постоянного населения - инвалиды (154,5 тыс. человек, в том числе 6,3 тыс. детей-инвалидов).
"Численность инвалидов"
Части третья-восьмая утратили силу
См. текст частей третьей-восьмой подраздела 1.2
Ежегодно впервые признаются инвалидами порядка 15 тыс. человек, почти 40 процентов из них составляют лица трудоспособного возраста.
Основными причинами, обусловившими возникновение инвалидности, в том числе и первичной, являются болезни органов кровообращения, нервной и костно-мышечной систем, злокачественные новообразования.
Половину общей численности инвалидов составляют инвалиды II группы. Вместе с инвалидами I группы этот показатель составляет около 80 процентов.
Показатель полной реабилитации на протяжении ряда лет сохраняется на низком уровне. В 2008 году данный показатель составил 4,9 процента, то есть из 100 инвалидов только у пяти улучшается состояние здоровья и возможность возвращения к трудовой деятельности.
На начало 2010 года в области проживало 5322 семьи с несовершеннолетними детьми-инвалидами (в 2008 году 5365 семей), в них 5452 ребенка-инвалида (в 2008 году - 5467 детей). В 97 семьях - два и более ребенка-инвалида.
С 2005 года число детей-инвалидов сократилось на 873 человека, однако на фоне общего снижения численности детского населения доля детей-инвалидов сохраняется на уровне 1,4 процента.
В 60-80 процентах случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной патологией. В настоящее время имеется тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз.
Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей.
Другая демографическая проблема - устойчивая тенденция увеличения доли лиц пожилого возраста в структуре населения.
Сокращение смертности и увеличение продолжительности жизни усиливают старение населения.
По состоянию на начало 2010 года численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 595,6 тыс. человек, или 22,9 процента от общей численности населения области (на 1 января 2005 года - 22,2 процента).
"Численность граждан старше трудоспособного возраста"
Согласно прогнозу официальной статистики к 2020 году удельный вес пожилых граждан в общей численности населения области составит уже 27,8 процента.
Динамика старения населения отчетливее выражена в сельской местности, где в настоящее время практически каждый третий житель старше трудоспособного возраста.
Отмечается увеличение продолжительности жизни населения, в 2009 году данный показатель составил 68,12 лет (в 2000 году - 65 лет).
Около 39 процентов от общего числа пожилых граждан - одинокие. С возрастом количество одиноко проживающих пожилых людей растет с 27 процентов в возрасте 55-59 лет до 51 процента в возрасте старше 75 лет.
Указанные категории населения - пожилые и инвалиды, включая детей-инвалидов, объединяет ряд общих проблем.
Ограничения здоровья, как и наступление старости, характеризуются зависимостью от экономически и социально активного населения.
Миграция, урбанизация, тенденция к распаду расширенной семьи и образованию более компактных семей с более изменчивым составом ослабляют традиционные источники их социальной поддержки.
Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов снижается.
Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда - характерные черты положения значительной части пожилых людей и граждан с ограничениями здоровья.
Низкий уровень и качество жизни у большинства граждан данных категорий сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.
Инвалиды и пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для них самих, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам инвалидов и пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам, влечет их социальную изоляцию.
Тенденции старения и инвалидизации населения обусловливают необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности инвалидов и пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Комплексная реабилитация и социальная адаптация инвалидов, создание условий для продления активного долголетия пожилых граждан, как и прежде, являются одними из актуальных направлений государственной политики в социальной сфере. Это вызвано не только стремлением предоставить гражданам данных категорий равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, но и экономической выгодой как для государства в целом, так и для отдельного гражданина.
Обеспеченность доступными и качественными услугами, гарантированными государством, - путь к продлению автономной, независимой жизни людей пожилого возраста, социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями, улучшению социального самочувствия граждан.
В Саратовской области создана и функционирует сеть учреждений социального обслуживания пожилых и граждан с ограниченными возможностями, которая включает в себя:
13 домов-интернатов для пожилых граждан и инвалидов на 2329 мест;
12 психоневрологических интернатов на 1956 мест;
3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 445 мест;
5 реабилитационных центров на 485 мест;
4 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями на 215 мест;
профессиональное училище-интернат для инвалидов на 130 мест;
курсовую базу по обучению и реабилитации инвалидов;
областную комплексную детско-юношескую спортивно-адаптивную школу "Реабилитация и физкультура" с 15 отделениями в городах области;
44 центра социального обслуживания населения области.
За 2009 год все виды медицинской и социальной помощи в стационарных условиях получили более 4,8 тыс. пожилых граждан и инвалидов.
Центрами социального обслуживания населения оказаны услуги порядка 400 тыс. нуждающимся жителям области, из них около 50 тыс. престарелых граждан получили все виды помощи в домашних условиях.
Реабилитационными мероприятиями в реабилитационных центрах области охвачено 12,7 тыс. человек, в том числе 7,8 тыс. детей с ограниченными возможностями.
Сложившаяся система в целом обеспечивает потребности в реабилитации инвалидов, а также граждан, имеющих определенные ограничения жизнедеятельности, но не являющихся инвалидами. В результате общая численность инвалидов в области составляет 57,8 на 1 тысячу населения, тогда как в среднем по России и Приволжскому федеральному округу превышает 90.
С целью создания условий для развития и образования детей с особыми образовательными потребностями в учреждениях общего образования области используются различные формы обучения.
С 2007-2008 учебного года реализуется региональный эксперимент по инклюзивному образованию детей-инвалидов. Средние общеобразовательные школы N 12 и N 24 г. Энгельса, средняя общеобразовательная школа N 93 г. Саратова имеют статус региональных экспериментальных площадок по созданию модели инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях. В рамках эксперимента обучается 35 детей с церебральным параличом, эндокринными нарушениями, речевыми патологиями, синдромом концентрации внимания.
В начальной школе дети обучаются по программе "Дети России", на второй и третьей ступенях - по общеобразовательным программам. В школах созданы необходимые условия для развития, воспитания и обучения детей-инвалидов: внедрена программа медико-педагогического сопровождения, индивидуальные образовательные и коррекционно-развивающие маршруты для работы узких специалистов (педагога-психолога, педиатра, учителя-логопеда, социального педагога). Оборудованы специальные кабинеты для адаптивной физической культуры (средняя общеобразовательная школа N 12 г. Энгельса, средняя общеобразовательная школа N 93 г. Саратова), ресурсные комнаты, модернизированы гигиенические комнаты, установлено современное оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, дидактические электронные материалы по каждому предмету, web-камеры для консультирования родителей и общения с одноклассниками в свободное время). В средней общеобразовательной школе N 24 г. Энгельса и средней общеобразовательной школе N 93 г. Саратова один из входов в школы оборудован пандусом.
Опыт работы указанных экспериментальных площадок обобщен Саратовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования и рекомендован для внедрения в общеобразовательных учреждениях области.
В соответствии с областной целевой программой "Развитие образования" на 2009-2011 годы в 2009 году приобретено оборудование для регионального центра дистанционного образования детей-инвалидов, находящихся в настоящее время на домашнем обучении. В 2010 году планируется обучать дистанционно 102 ребенка-инвалида.
За последние два года наблюдается увеличение числа инвалидов, обратившихся в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве. Так, в 2009 году обратилось 3607 человек, что на 23,5 процента больше, чем в 2008 году (2917 человек).
Мероприятия по профессиональной реабилитации инвалидов включены в областные целевые программы "Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области" на 2009-2011 годы и "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Саратовской области, на 2010 год".
В ходе реализации мероприятий в 2009 году трудоустроено 1127 инвалидов (в 2008 году - 1150 человек). 315 инвалидов трудоустроено в рамках программы временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, с оказанием материальной поддержки. В общественных работах приняли участие 438 инвалидов, 50 инвалидов получили финансовую помощь на открытие собственного дела.
Важнейшей составляющей профессиональной реабилитации инвалидов является профессиональное обучение. В 2009 году на профессиональное обучение по востребованным на рынке труда профессиям направлено 250 инвалидов, что в 2 раза больше, чем в 2008 году. 52 процента инвалидов, завершивших обучение, трудоустроены.
С безработными гражданами, относящимися к категории инвалидов, регулярно проводятся групповые консультации ("Это вы можете", "Ваша стратегия поведения на рынке труда", "Способы самопрезентации", тренинги "Секреты успешного трудоустройства", "Мое профессиональное будущее"), семинары ("Поверь в себя", "Выход из тупика"), социально-психологические курсы ("Все в твоих руках", "Секреты трудоустройства"), целью которых является повышение самооценки, уверенности в себе и мотивации к трудоустройству.
В 2009 году более 2065 безработных граждан, относящихся к категории инвалидов, получили услуги по профессиональной ориентации, 302 человека - по социальной адаптации, 343 человека получили психологическую поддержку.
С целью создания условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, повышения качества их жизни на территории области реализуются областные целевые программы "Социальная поддержка инвалидов в Саратовской области на 2007-2010 годы" и "Дети Саратовской области" на 2007-2010 годы по направлению "Семья с детьми-инвалидами".
С 1997 года реализуются областные целевые программы "Старшее поколение", в рамках которых осуществляются мероприятия по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых граждан, укреплению здоровья, созданию условий для реализации их интеллектуальных и культурных потребностей.
С 2000 года Правительством Саратовской области совместно с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области реализуются региональные социальные программы, направленные на улучшение положения пожилых граждан.
Реализация программно-целевых мероприятий по созданию условий для повышения качества жизни пожилых граждан и инвалидов способствовала налаживанию межведомственного взаимодействия и выработке общих подходов исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления по решению острых проблем граждан данных категорий, сосредоточению финансовых ресурсов на решении наиболее актуальных проблем.
Благодаря согласованной работе всех заинтересованных министерств и ведомств меры, направленные на улучшение положения пожилых граждан и инвалидов, дали свои результаты:
ликвидирована очередность в дома-интернаты общего типа;
за 2009 год в пять раз сократилась очередность в психоневрологические интернаты;
ликвидирована очередность на надомное социальное обслуживание;
92 процента детей-инвалидов охвачены реабилитационными мероприятиями в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, тогда как в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года целевой ориентир на уровне 50-60 процентов определен к 2020 году.
Полностью обеспечена пожарная безопасность в учреждениях социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием людей.
По итогам проведенного в октябре 2009 года социологического исследования по оценке степени удовлетворенности пожилых людей качеством жизни выявлено, что объем, форма предоставляемых социальных услуг, отношение к клиентам со стороны социальных работников, а также условия пребывания в социальных учреждениях, их режим работы и месторасположения пожилые люди оценивают очень высоко (по пятибалльной шкале на 4-5 баллов), 39 процентов опрошенных отметили, что социальные работники всегда приходят по первой просьбе.
Несмотря на принимаемые меры и определенные положительные сдвиги, пожилые граждане и инвалиды до настоящего времени остаются одними из самых неблагополучных категорий населения области и требуют дополнительной поддержки со стороны Правительства области.
С целью объективной оценки состояния доступности для инвалидов и пожилых граждан в приоритетных сферах жизнедеятельности проведены социологические исследования в рамках международных проектов "Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации" и "Укрепление регионального потенциала в разработке и реализации научно обоснованной стратегии в отношении пожилых людей". На постоянной основе проводится мониторинг объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что процесс формирования доступной среды жизнедеятельности для граждан, имеющих ограничения здоровья, в том числе в силу возраста, находится практически в самом начале становления.
Одной из наиболее масштабных проблем инвалидов является отсутствие жилья, приспособленного под нужды инвалидов. В настоящее время на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 января 2005 года, по области состоит 985 инвалидов и 392 семьи, имеющие детей-инвалидов.
За 2007-2009 годы за счет средств федерального бюджета социальные выплаты на приобретение жилья получили 118 инвалидов и 41 семья с детьми-инвалидами.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определены меры социальной поддержки, а именно обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Статья 28.2 вышеуказанного Федерального закона определяет объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем граждан, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принят Порядок предоставления гражданам социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Саратовской области от 9 октября 2008 года N 382-П, определяющий размер социальной выплаты, предоставляемой инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
В соответствии с Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет до 1 января 2005 года, имеют право на получение жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области.
Жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет в органах местного самоуправления и количества жилых помещений в государственной собственности области.
Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, не предоставляются.
Другая серьезная проблема для маломобильных категорий населения - недостаточный уровень доступности гарантированных государством услуг, в том числе:
всех форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной) с целью поддержания их способности к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому;
образования и занятости;
здравоохранения;
культуры и искусства;
физической культуры и спорта;
информации и связи.
Проблема доступности гарантированных государством услуг включает в себя 2 основные составляющие - доступность объектов социальной и транспортной инфраструктур, а также доступность услуг в смысле обеспечения их достаточного объема и соответствующего качества.
Сложившаяся на сегодня инфраструктура городов и населенных пунктов Саратовской области не приспособлена для жизнедеятельности инвалидов, ограничивает их возможности передвижения и препятствует их активному участию во всех сферах жизни общества. Из 3539 социально значимых объектов, обследованных на предмет доступности для инвалидов, 1545 признаны доступными (43,7 процента). По г. Саратову из обследованных 1190 объектов доступно лишь 162 объекта (13,6 процента).
В рамках проведенного исследования выявлено, что в целом наиболее критически доступность социальной инфраструктуры оценивают респонденты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: почти 60 процентов из них приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 процентов - при совершении покупок, 57 процентов - в государственных учреждениях, 58 процентов - в учреждениях культуры. Вместе с тем к числу наиболее острых выявленных проблем относятся проблемы доступа к некоторым видам объектов социальной инфраструктуры для инвалидов по зрению - 66 процентов респондентов этой категории сообщают о затруднениях или полной невозможности посещения спортивных сооружений и мест отдыха. Особое внимание обращает на себя проблема доступности в реабилитационных учреждениях - наличие в них труднопреодолимых барьеров отмечают 60 процентов респондентов с инвалидностью по зрению, 35 процентов респондентов с инвалидностью по слуху и 45 процентов опрошенных инвалидов-опорников.
Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, является не приспособленным для нужд инвалидов. Наибольшие проблемы при этом возникают у инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: 61 процент опрошенных этой категории сталкиваются в общественном транспорте с труднопреодолимыми препятствиями или вообще не в состоянии воспользоваться этими услугами. По мнению значительного числа респондентов (25 процентов в целом и 42 процента опрошенных из числа инвалидов-опорников), использование общественного транспорта для проезда к месту работы является самой серьезной проблемой, связанной с трудоустройством.
Одной из основных проблем, с которыми встречаются инвалиды, имеющие работу, является недоступный транспорт.
В ходе проведения мониторинга транспортной инфраструктуры г. Саратова установлено, что автобусные маршруты города Саратова обслуживаются 57 единицами подвижного состава с низким уровнем пола, троллейбусные маршруты обслуживаются 43 единицами подвижного состава (39 единиц модели "Оптима" с пониженным уровнем пола и 4 модели "Мегаполис" с низким уровнем пола). Трамвайный парк города не имеет ни одного вагона, приспособленного для использования инвалидами.
Проведенный мониторинг остановочных пунктов показал, что на сегодняшний день ни одна остановка общественного транспорта в г. Саратове не приспособлена для беспрепятственного пользования инвалидами. Подобная ситуация сложилась и в целом по области.
Негативные социально-демографические тенденции обусловливают объективную потребность в организации системы предоставления социальных услуг гражданам, которые в них нуждаются.
В настоящее время основные проблемы в области социального обслуживания инвалидов и пожилых граждан - наличие очередности на размещение в психоневрологических интернатах и низкий охват социально-реабилитационными мероприятиями.
В 2008 году решена проблема удовлетворения потребности в стационарном обслуживании в домах-интернатах общего типа, и на сегодняшний день очередность в дома-интернаты общего типа отсутствует. При этом очередность на проживание в психоневрологических интернатах сохраняется и на 1 июня 2010 года составляет 66 человек.
Кроме того, нельзя не учитывать отложенный спрос на стационарное обслуживание. В настоящее время на надомном обслуживании в центрах социального обслуживания населения состоят 43453 человека из числа лиц пожилого возраста и инвалидов. Это люди, которые в настоящее время нуждаются в разовых социальных услугах, однако при ухудшении состояния здоровья будут нуждаться в стационарном обслуживании.
Учитывая демографические тенденции старения населения, прежде всего за счет увеличения продолжительности жизни, а также существующую и отложенную потребность в стационарном обслуживании, остается актуальным развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.
Часть восемьдесят первая утратила силу.
В действующих стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов необходимо создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
В настоящее время существует острая необходимость в улучшении условий проживания в ГУ "Сосновский психоневрологический интернат". В составе учреждения 7 корпусов дореволюционной постройки (1889-1895 годы). Деревянные корпуса не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в части соблюдения нормативов жилой площади, размещения санитарных узлов и душевых, требований к водоснабжению, канализации, а также размещения кабинетов для проведения социальной реабилитации, оказания анимационных услуг. Капитальный ремонт деревянных корпусов нецелесообразен, в связи с чем необходимо строительство нового комфортабельного корпуса.
В целях создания более комфортных условий проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов требуется приобретение технических средств, облегчающих уход, оснащение учреждений технологическим (кухонным, бытовым, прачечным, холодильным) оборудованием, автотранспортом, мебелью, установка сплит-систем, систем водоочистки.
В целях повышения эффективности социальной реабилитации в рамках Программы необходимо оснащение в соответствии с нормативами и ГОСТами стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов современным реабилитационным, медицинским, спортивным, компьютерным оборудованием, открытие кабинетов трудотерапии, швейных мастерских, цехов по пошиву и ремонту обуви, народных промыслов.
С целью поддержания способности пожилых граждан и инвалидов к самообслуживанию и (или) передвижению, оказания эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам родственный уход на дому, необходимо продолжить практику создания на базе центров социального обслуживания населения области пунктов проката медицинской и реабилитационной техники.
Хорошо зарекомендовала себя такая мера поддержки семей, осуществляющих родственный уход на дому маломобильных граждан, как обучение родственников больных граждан с использованием демонстрационных залов технических средств по уходу за лежачими больными в домашних условиях на базе центров социального обслуживания населения. В настоящее время такие залы работают в центрах социального обслуживания Заводского и Кировского районов г. Саратова, что позволяет обучать не менее 500 человек в год, необходимо открытие еще как минимум двух демонстрационных залов.
Треть населения области составляют сельские жители. Основным принципом работы в условиях сельской местности является мобильность и комплексность предоставления услуг. Исходя из этого, оказались востребованными выездные бригады. Использование этой технологии помогает обеспечить сельское население услугами юриста, психолога, врача, плотника и парикмахера. Помимо оказания консультативных и бытовых услуг, маломобильным гражданам доставляются на дом продуктовые наборы, одежда, реабилитационная техника. В настоящее время мобильные выездные бригады работают в 6 центрах социального обслуживания населения, обслуживается более 6,5 тыс. граждан. Для увеличения охвата социальным обслуживанием пожилых граждан и инвалидов, проживающих в сельской местности, необходимо приобрести автотранспорт в 14 учреждений, что позволит обслужить не менее тысячи человек в год (каждым учреждением), проживающих в отдаленных селах области.
В рамках программы планируется продолжить развитие службы "Социальное такси". В настоящее время перевозка инвалидов осуществляется 6 автомобилями службы "Социальное такси" на базе ГОУ "Курсовая база по обучению и реабилитации инвалидов". За 2009 год транспортными услугами службы "Социальное такси" воспользовались 442 инвалида, в том числе 173 человека получили 2 и более транспортные услуги. В настоящее время очередность на получение данной услуги составляет 1 месяц.
Приобретение автомобилей позволит решить проблему очередности в г. Саратове, а также создать филиалы службы "Социальное такси" в г. Балаково, г. Балашов (по 3 автомобиля марки "ВАЗ" на каждый филиал).
Аналогичная служба "Социальное такси" создана при Саратовской областной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" в рамках реализации социальных проектов (в настоящее время не функционирует в связи с завершением социальных проектов и отсутствием собственных денежных средств).
Основной проблемой в области реабилитации инвалидов является низкий охват социально-реабилитационными мероприятиями, который в целом по области составляет лишь 8 процентов. Особенно остро проблема социальной реабилитации стоит для инвалидов молодого возраста.
В отношении детей-инвалидов процент охвата превышает 90 процентов. Вместе с тем не обеспечены реабилитационными мероприятиями дети-инвалиды, проживающие в отдаленных сельских территориях, а также те, которым по каким-то причинам не имеется возможности обеспечить сопровождение до места проведения реабилитационных мероприятий.
Для повышения охвата инвалидов реабилитационными мероприятиями требуется:
обеспечить открытие двух реабилитационных учреждений: центра реабилитации для инвалидов в г. Саратове (плановая мощность учреждения - 800 человек в год), центра реабилитации в Балаковском районе (плановая мощность учреждения - 2,5 тыс. человек в год);
открыть отделения ГУ ОК ДЮСАШ "Реабилитация и Физкультура" в 8 районах области;
осуществить строительство пристройки к зданию ГНПУ "Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями" на 40 мест, в том числе 20 мест - для родителей, с размещением лечебно-диагностического и психолого-педагогического блоков;
приобрести автотранспорт для областных реабилитационных центров для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения доставки детей к местам проведения реабилитационных мероприятий;
оснастить реабилитационные центры области современным реабилитационным, медицинским, сенсорным, спортивно-тренажерным оборудованием, детскими игровыми комплексами, открыть трудовые мастерские.
Для повышения качества реабилитационных мероприятий учреждения социального обслуживания необходимо оснастить технологическим оборудованием, мебелью, установить сплит-системы и системы водоочистки.
Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями во многом зависит от их успешной социальной мобильности посредством образования и занятости.
В 25 специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах для детей с недостатками умственного и физического развития обучаются 2760 человек, из них 885 из числа детей-инвалидов.
В то же время материально-техническая база специальных (коррекционных) образовательных учреждений не вполне соответствует требованиям и нормам СанПиН. В связи с этим необходимо провести капитальный ремонт специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с недостатками физического и умственного развития, в том числе систем тепло-, водо-, газоснабжения.
В целях обеспечения комплексного диагностического обследования, определения специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в области функционирует "Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции". Для организационно-методического обеспечения деятельности центра, проведения на его базе областных семинаров-тренингов необходимо приобретение компьютерного и мультимедийного оборудования.
В системе социальной защиты работает образовательное учреждение ГОУ НПО "Профессиональное училище-интернат для инвалидов" мощностью 130 мест. С целью обеспечения качественной подготовки выпускников и повышения их конкурентоспособности на рынке труда необходимо оснащение учреждения оборудованием, в том числе для обувных и швейных мастерских. Учитывая высокую долю инвалидов молодого возраста в общей численности инвалидов, для которых приобретение профессии важно для утверждения личности, формирования сознания полноценности жизни, в настоящее время имеется потребность в открытии филиалов данного учреждения в г. Марксе и г. Балаково общей мощностью 60 мест.
В области занятости инвалидов - по данным социологического опроса среди тех инвалидов, кто не имеет работы, абсолютное большинство (82 процента) хотели бы ее найти. 9 процентов опрошенных инвалидов хотели получить дополнительную профессиональную подготовку, а те из инвалидов, кто посещал курсы повышения квалификации, положительно оценивают их значение.
На конец 2009 года на учете в областной службе занятости населения состояло 1837 инвалидов, из них трудоустроено 1127 человек.
Для повышения доступности услуг центров занятости населения и увеличения количества трудоустроенных инвалидов требуется повышение квалификации специалистов учреждений службы занятости по тематике "Профессиональная реабилитация инвалидов".
За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности.
Необходимо провести капитальный ремонт ГУЗ "Областной госпиталь для ветеранов войн", оснастить учреждение медицинским оборудованием, оргтехникой, мебелью.
Кроме того, в рамках Программы необходимо оснащение физиотерапевтическим оборудованием ГУЗ "Марксовский дом ребенка для детей с заболеванием центральной нервной системы и нарушением психики", в котором проживает 75 детей-инвалидов, специализированным реабилитационным оборудованием отделения реабилитации для лечения детей-инвалидов с перинатальной патологией (ДЦП, эпилепсия и др.) ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница".
В целях повышения доступности для инвалидов и пожилых граждан физической культуры и спорта необходимо оснастить ГУ "Саратовский областной спортивный центр развития адаптивной физической культуры и спорта" спортивно-тренажерным оборудованием, оргтехникой, автотранспортом.
В целях повышения охвата занятиями адаптивной физической культурой и спортом инвалидов, проживающих в г. Саратове и г. Энгельсе, для данного учреждения необходимы дополнительные площади (350-500 кв.м). Кроме того, приобретение помещения в собственность или на условиях долгосрочной аренды будет способствовать оптимизации учебно-тренировочного процесса и получению лицензии на образовательную деятельность на более длительный срок.
В целях повышения доступности для инвалидов и пожилых граждан культуры и искусства требуется изготовить муляжи музейных предметов для незрячих и слабовидящих граждан, разработать аудиоэкскурсии по областным музеям.
Важнейшим условием формирования доступной среды является обеспечение доступности информации и связи, в том числе электронных и экстренных служб. С целью оценки доступности информации в рамках социологического опроса респондентам из числа инвалидов были предложены вопросы, касающиеся общей правовой культуры, то есть осведомленности о тех правовых нормах, которые затрагивают их жизненные интересы. Большинство из опрошенных (55 процентов) оценили свою осведомленность как слабую.
С целью своевременного и полного предоставления информации гражданам с ограниченными возможностями в доступном для них формате о правах, обязательствах, а также об объеме и виде реабилитационных мероприятий, предоставляемых на базе учреждений и организаций разной ведомственной принадлежности, планируется создание и внедрение в эксплуатацию автоматизированной информационной системы "Доступная среда".
Автоматизированная информационная система включает в себя Портал "Доступная среда" и Инфокиоск "Доступная среда. Технические средства реабилитации".
Портал "Доступная среда" представляет собой единый портал для граждан с ограниченными возможностями, включающий разделы "Технические средства реабилитации" и "Объекты социальной инфраструктуры".
Пользователями Портала являются: граждане, поставщики и производители технических средств реабилитации, собственники и арендаторы объектов социальной инфраструктуры, представители общественных организаций, участники добровольческого движения.
В разделе "Технические средства реабилитации" гражданину предоставляется информация о существующих технических средствах реабилитации, доступных бесплатно и на возмездной основе; возможности и условиях бесплатного получения, ремонта и замены технических средств реабилитации, получения компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации; реабилитационных учреждениях и организациях для инвалидов; нормативной правовой базе по вопросам обеспечения граждан техническими средствами реабилитации.
В разделе "Объекты социальной инфраструктуры" гражданам предоставляется информация об объектах социальной инфраструктуры, их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, местоположении объектов на карте города, городских маршрутах, обустроенных для различных категорий инвалидов, и отображение их на карте.
Инфокиоски подлежат установке в органах социальной защиты населения и учреждениях социального обслуживания населения.
Для повышения доступности информации и связи необходимо осуществить адаптацию официальных сайтов министерства социального развития области, министерства здравоохранения области, министерства культуры области, министерства по развитию спорта, физической культуры и туризма области, министерства по развитию спорта и физической культуры области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с учетом потребностей более 5,4 тыс. инвалидов по зрению.
Для улучшения качества медицинского, реабилитационного обслуживания, повышения комфортности пребывания в учреждениях социального обслуживания населения в рамках программы планируется реализовать проект "Социальный патронаж". Для учреждений социального обслуживания населения будут приобретены видеотелефоны. Установка видеотелефонов планируется в отделениях милосердия 2 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей и 8 стационарных учреждений для пожилых граждан и инвалидов, стационарных отделениях 3 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационных отделениях 16 центров социального обслуживания населения.
С целью организации доступа граждан с ограниченными возможностями к информации на базе 16 центров социального обслуживания населения области планируется реализовать социальную программу "Интернет-кафе". Создание компьютерных клубов позволит также содействовать поддержанию социальных связей граждан, обеспечив обучение и предоставив возможность пользоваться электронной почтой. В роли администраторов выступят учащиеся старших классов школ и студенты вузов области, которые будут работать на добровольной основе. Они научат своих пожилых подопечных обращаться с компьютером и пользоваться интернетом. При обучении будут использоваться методики, учитывающие возрастные особенности людей старшего поколения.
Для граждан пожилого возраста и инвалидов данная услуга будет бесплатной. Оплата услуг Интернет будет осуществляться за счет внебюджетных источников.
Занятия планируется проводить в несколько потоков, что позволит обучить 100 (в сельской местности), 150 (в центрах социального обслуживания города) человек в год (дополнительно не менее 600 человек в год).
По результатам социологического исследования, помимо основных проблем, связанных с низкими доходами, недостаточно хорошим медицинским обслуживанием и бытовыми проблемами, респондентами отмечается недостаток общения.
Результаты исследований свидетельствуют, что более трети всех инвалидов желали бы заниматься организованной культурной деятельностью - среди инвалидов в возрасте до 30 лет этот показатель достигает 70 процентов, а в пожилом возрасте такой интерес выражает каждый четвертый.
Забота об инвалидах и пожилых людях должна выходить за пределы того, что связано с ориентацией на болезни, и предполагает обеспечение общего благосостояния, принимая во внимание взаимосвязь физических, психических, социальных и духовных факторов. Поэтому следует активизировать внедрение новых форм и методов социального обслуживания, культурно-досуговую работу. Необходимо создать возможности для самовыражения пожилых граждан и инвалидов путем их участия в различных сферах жизни, создающих им личное удовлетворение и приносящих пользу семье и обществу.
Проблему организации досуга граждан с ограниченными возможностями эффективно решают общественные организации. Большинство респондентов считают себя частью сообщества инвалидов и находят поддержку среди членов сообщества (71 процент и 80 процентов соответственно). Самую высокую оценку эффекта, который инвалиды получают от общественных объединений, поставили инвалиды по слуху - 40 процентов считают поддержку очень эффективной.
Вместе с тем, потенциал взаимодействия государства с общественными организациями используется не в полной мере. Поэтому необходимо осуществление ряда мер, направленных на государственную поддержку общественных организаций в сфере оказания социальных услуг в установленных законом формах, путем участия в финансировании различных фестивалей, в том числе инвалидного спорта, обеспечения участия инвалидов во всероссийских спортивных и художественных мероприятиях.
Решение проблем пожилых граждан и инвалидов может быть только комплексным с участием органов исполнительной власти области, общественных организаций и всех заинтересованных лиц.
Это обусловливает необходимость продолжения практики реализации областной целевой программы, направленной как на усиление социальной защищенности граждан данных категорий, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Альтернативы программно-целевому подходу к решению комплексной проблемы нет.
Решение проблем лиц с особыми потребностями в рамках областной целевой программы согласуется с процессом реформирования региональных финансов. Расширение программно-целевого планирования расходов осуществляется также в рамках административной реформы, одним из направлений которой является внедрение бюджетирования, ориентированного на результат.
В результате комплексной работы по созданию безбарьерной среды Саратовская область включена в число трех пилотных регионов по отработке в 2011-2012 годах формирования доступной среды жизнедеятельности в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы.
Мероприятия пилотного проекта сформированы в рамках обеспечения комплексного подхода, направленного на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов с учетом их особых потребностей и других маломобильных групп населения, исходя из ограничений их жизнедеятельности.
Участники пилотного проекта:
в 2011 году - 8 органов исполнительной власти области: министерство здравоохранения области, министерство образования области, министерство социального развития области, министерство культуры области, министерство по развитию спорта и физической культуры области, министерство транспорта и дорожного хозяйство области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство информации и печати области;
в 2012 году - 10 органов исполнительной власти области: министерство здравоохранения области, министерство образования области, министерство социального развития области, министерство культуры области, министерство по развитию спорта и физической культуры области, министерство транспорта и дорожного хозяйство области, министерство занятости, труда и миграции области; министерство информации и печати области; управление делами Правительства области; комитет по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму области.
Кроме того, в пилотный проект в качестве участников вошли муниципальные образования области:
в 2011 году - 12 муниципальных образований области (г.Саратов, Энгельсский, Балаковский, Балашовский, Вольский, Марксовский, Красноармейский, Калининский, Озинский, Пугачевский, Ртищевский, Саратовский муниципальные районы);
в 2012 году - 12 муниципальных образований области (г.Саратов, Энгельсский, Балаковский, Балашовский, Вольский, Марксовский, Красноармейский, Краснопартизанский, Пугачевский, Ртищевский, Саратовский, Татищевский муниципальные районы).
Координатор пилотного проекта - министерство социального развития области.
Наиболее вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения пожилых граждан и инвалидов могут стать:
несистемное решение задач по улучшению положения данных категорий населения, стоящих перед государственными органами исполнительной власти области;
"распыление" бюджетных ресурсов при решении приоритетных задач улучшения положения пожилых граждан и инвалидов, выделяемых в перспективных программах социально-экономического развития России.
В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся усилий по улучшению положения граждан с особыми потребностями и повлекут увеличение расходов для возврата показателей на существующий уровень.
Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблемы, являются финансовые риски - финансирование запланированных мероприятий не в полном объеме и рост инфляции выше прогнозного уровня.
2. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Цель Программы - обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, а также формирование условий для устойчивого развития доступной среды.
Задачами Программы являются:
обеспечение инвалидов приспособленным жильем;
обеспечение доступности транспортных услуг;
развитие всех форм предоставления социальных услуг (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной);
обеспечение доступности образования;
обеспечение доступности занятости;
обеспечение доступности здравоохранения;
обеспечение доступности культуры и искусства;
обеспечение доступности физической культуры и спорта;
обеспечение доступности информации и связи;
государственная поддержка общественных организаций пожилых граждан и инвалидов путем участия в финансировании социально значимых мероприятий, обеспечения участия инвалидов во всероссийских спортивных и художественных мероприятиях.
Срок реализации программы 2011-2013 годы.
3. Система (перечень) программных мероприятий
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых граждан и инвалидов путем повышения уровня их адаптации в современных условиях, создания благоприятных условий для активного участия в жизни общества.
В соответствии с задачами Программы предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:
обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями;
обеспечение доступности для пожилых граждан и инвалидов объектов социальной инфраструктуры, транспорта;
разработка проектных решений по переоборудованию объектов жилого фонда с учетом проживания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
паспортизация социально значимых объектов на предмет доступности и разработка механизмов межведомственного взаимодействия по созданию доступной среды для инвалидов;
развитие всех форм предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (нестационарной, полустационарной, стационарной и срочной социальной) путем строительства стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в соответствии с нормативами и ГОСТами;
повышение уровня образования и занятости инвалидов и пожилых граждан;
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
создание и внедрение в эксплуатацию автоматизированной информационной системы "Доступная среда";
адаптация официальных сайтов органов исполнительной власти области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению;
реализация программы "Социальный патронаж" в учреждениях социального обслуживания населения области;
повышение уровня социальной интеграции граждан пожилого возраста и инвалидов средствами культуры и творчества, физической культуры и спорта;
внедрение новых форм и технологий социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов;
информационно-методическое и кадровое обеспечение работы с пожилыми гражданами и инвалидами;
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе:
государственная поддержка общественных организаций пожилых граждан и инвалидов в установленных законом формах путем участия в финансировании различных фестивалей, слетов и пр.
Перечень программных мероприятий сформирован в приложении к Программе с учетом требований национальных стандартов в сфере социального обслуживания населения, действующих норм и нормативов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 марта 2012 г. N 132-П раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
4. Ресурсное обеспечение Программы
(тыс. рублей)
Источники финансирования и направления расходов |
Объем финансового обеспечения на 2011-2013 годы |
в том числе |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
Всего, в том числе: |
2260317,0 |
534972,7 |
774346,4 |
950997,9 |
областной бюджет |
1251054,5 |
179960,1 |
370096,5 |
700997,9 |
федеральный бюджет (прогнозно) |
894806,2 |
274031,6 |
370774,6 |
250000,0 |
местные бюджеты (прогнозно) |
114456,3 |
80981,0 |
33475,3 |
|
5. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения
Контроль за исполнением Программы осуществляется министерством социального развития области совместно с министерством экономического развития и торговли области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ".
Постановлением Правительства Саратовской области от 15 марта 2012 г. N 132-П в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
6. Оценка эффективности реализации Программы с перечнем целевых показателей и индикаторов, характеризующих уровень достижения целей Программы и ее результативность
Программа является составной частью системы мер социального обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в Саратовской области. Общим итоговым результатом реализации этих мер является устойчивое повышение качества жизни пожилых граждан и инвалидов, в первую очередь, улучшение показателей, характеризующих обеспеченность социальными услугами, здоровья и продолжительности жизни.
Социальная эффективность Программы будет выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
обеспечения инвалидов и семей с детьми-инвалидами приспособленным жильем;
увеличение количества социально значимых объектов, доступных для маломобильных категорий населения;
отсутствия очередности на социальное обслуживание в стационарных учреждениях и на дому;
увеличения показателя полной и частичной реабилитации инвалидов;
снижения количества детей-инвалидов;
увеличения комфортности проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов;
увеличения продолжительности жизни в домах-интернатах для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатах;
снижения показателя экстренной госпитализации в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов;
увеличения охвата инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными мероприятиями;
роста числа пожилых граждан, обслуженных в учреждениях социального обслуживания населения;
роста уровня занятости и образования инвалидов и пожилых граждан;
обеспечения своевременного и полного предоставления информации гражданам с ограниченными возможностями в доступном для них формате о правах, обязательствах, объеме и виде реабилитационных мероприятий;
роста уровня участия инвалидов и пожилых граждан в культурных мероприятиях и программах.
Экономическая эффективность Программы будет выражаться в экономии бюджетных средств в результате:
снижения расходов на пособия по инвалидности за счет профилактики инвалидности, полной и частичной реабилитации инвалидов;
снижения расходов на пособия по безработице безработным инвалидам в результате их трудоустройства;
снижения расходов на материальную помощь семьям, выведенным из трудной жизненной ситуации в результате реабилитации или трудоустройства инвалидов;
сокращения обращений лиц, страдающих хроническими заболеваниями, на госпитализацию в лечебно-профилактические учреждения в связи с предоставлением услуг специализированными отделениями социального обслуживания на дому;
предоставления экономически выгодных форм социального обслуживания на дому потенциальным кандидатам в стационарные учреждения социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов.
Система показателей и индикаторов эффективности реализации Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.