Постановление Правительства Саратовской области от 2 сентября 1997 г. N 62-П
"О Концепции промышленной политики Правительства Саратовской области
на 1997 год и на период до 2000 года"
Постановлением Правительства Саратовской области от 23 марта 2004 г. N 66-П настоящее постановление признано утратившим силу
Заслушав и обсудив информацию министра промышленности области Шинчука Б.Л. о Концепции промышленной политики Правительства Саратовской области на 1997 год и на период до 2000 года, Правительство области постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию промышленной политики Правительства Саратовской области на 1997 год и на период до 2000 года.
2. Ответственность за выполнение промышленной политики Правительства области на 1997 год и на период до 2000 года возложить на министерство промышленности области (Шинчук Б.Л.).
3. Считать приоритетным направлением в стабилизации и развитии промышленности области сохранение и создание дополнительных рабочих мест.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Кайля В.А.
Губернатор, Председатель Правительства области |
Д.Ф.Аяцков |
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 2 сентября 1997 г. N 62-П
Концепция
промышленной политики Правительства Саратовской области на 1997 год и на период до 2000 года
1. Введение
Состояние промышленных предприятий в последние годы оставалось сложным. Наблюдалось падение производства, сокращение рабочих мест, увеличение задолженностей в бюджет и внебюджетные фонды. Все эти факторы создавали напряженную социальную обстановку. Промышленности практически не уделялось внимания со стороны государственных органов. Была надежда на "саморегулирующийся рынок", который должен был стимулировать развитие предприятий-производителей. Но этого не произошло, т.к. не применялись рыночные, цивилизованные рычаги для создания условий поддержки и развития нашей промышленности. Все высокоразвитые страны активно регулируют деятельность экономических субъектов, и, прежде всего, защищают права своих товаропроизводителей, создают им льготные условия развития. Именно предприятия-производители являются основой всей экономики, и от их деятельности зависят все сферы: торговля, финансы, социальная сфера и др. На сегодняшний день состояние наших промышленных предприятий характеризуется следующими показателями:
- за I полугодие всеми крупными и средними промышленными предприятиями области было произведено продукции на сумму 6 526 млрд.руб. (в действующих ценах), в т.ч. за июнь - 1 099 млрд. руб.;
- это составило к соответствующему периоду прошлого года 101,2% и 103,5% соответственно;
- за это время было отгружено продукции на сумму 6 441 млрд.руб., что составило 98,7% от объема товарного производства;
- на промышленных предприятиях Министерства промышленности объем промышленного производства составил 2 212,5 млрд. руб. Это 34% от продукции, произведенной всей промышленностью области. Большая часть - 98,2% этой продукции отправлена потребителям.
Анализ работы предприятий области, проведенный на основе статистической информации, ответов предприятий на запросы министерства, а также материалы работ на предприятиях аналитических групп показывает, что, по-прежнему, главным сдерживающим фактором в развитии товарного производства остается дефицит денежных средств.
Дефицит средств, главным образом, имеет место из-за того, что в расчетах предприятий за реализованную продукцию основную часть (более 60%) занимают бартерные операции, и только 16% составляют денежные средства.
Рост задолженности предприятий по обязательствам другим хозяйствующим субъектам составил с начала года по дебиторской задолженности 7,5%, по кредиторской - 21%. Таким образом, товарное кредитование предприятий продолжается и имеет достаточно высокую величину (48%) в общей задолженности предприятий.
Рост кредиторской задолженности идет в основном за счет увеличения долгов за товары и услуги. Таким образом, товарное кредитование предприятий продолжает иметь место и достигает достаточно высокой величины (49%) в общей задолженности предприятий. С начала года задолженность "за товары и услуги" возросла на 40%.
Превышение кредиторской задолженности над дебиторской, в целом по предприятиям министерства, составляет 2,4 раза (против 1,5 раза в целом по промышленности области). Опережающий рост кредиторской задолженности обусловил устойчивое снижение коэффициента текущей ликвидности у большинства промышленных предприятий. Только 21% (42 предприятия) имеют коэффициент текущей ликвидности, равный нормативному значению - 2. Основная же масса предприятий, если не банкроты, то близки к этому.
Коэффициент ликвидности (норма 2)
на 01.01. | на 01.04. | на 01.07. |
1. Черная металлургия 1,16 | 1,19 | 1,26 |
2. Нефтехимическая промышленность 0,9 | 0,82 | 0,82 |
3. Машиностроение и металлообработка 1,14 | 1,07 | 1,05 |
4. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 0,56 |
0,5 |
0,55 |
5. Легкая промышленность 0,96 | 0,87 | 0,78 |
6. Микробиологическая 0,99 | 1,02 | 0,67 |
7. Полиграфическая 5,97 | 3,94 | 4,23 |
Отсутствие средств у предприятий привело к тому, что в общей задолженности просроченная составляет 55% в кредиторской и 65% - в дебиторской.
Как недостаток современного производства надо отметить низкую рентабельность выпускаемой продукции, которая составляет в настоящее время 1,5% против против 20,2% в 1994 году. Причиной тому являются непомерно высокие затраты, с одной стороны, и цена, ограниченная спросом, с другой стороны. В результате 90 (45%) предприятий министерства выпускают убыточную продукцию.
Предприятия Министерства с начала т.г. по результатам работы имеют всего 4,2 млрд. руб. прибыли, что составляет 16% от прибыли прошлого года.
По итогу I полугодия т.г. капитальные вложения в объекты производственного назначения на предприятиях Министерства составили всего 45,3 млрд. руб., т.е. 2% от объема производственной продукции, сократившись при этом по сравнению с прошлым годом почти вдвое.
Динамика изменения удельных капитальных вложений
------------------------------------------------------------------------\
1992 г.|1993 г|1994 г|1995 г|1996 г|I пол. 97|
----------------------------------+------+------+------+------+---------|
1. Черная металлургия 2,9 | 3,9 | 10,7 | 58,6 | 3,5 | 2,5 |
----------------------------------+------+------+------+------+---------|
2. Нефтехимическая | | | | | |
промышленность 5,2 | 5,1 | 8,9 | 5,0 | 3,1 | 1,6 |
----------------------------------+------+------+------+------+---------|
3. Машиностроение и | | | | | |
металлообработка 5,2 | 6,0 | 7,4 | 14,4 | 5,3 | 2,8 |
----------------------------------+------+------+------+------+---------|
в т.ч. ВПК 6,2 | 6,6 | 8,8 | 9,2 | 3,9 | 3,8 |
----------------------------------+------+------+------+------+---------|
4. Лесная и | | | | | |
деревообрабатывающая 0,7 | 2,2 | 2,4 | 5,6 | 0,9 | 0,8 |
----------------------------------+------+------+------+------+---------|
5. Легкая промышленность 3,1 | 1,5 | 4,2 | 6,2 | 0,2 | -- |
----------------------------------+------+------+------+------+---------|
6. Микробиологическая 50,0 | 22,2 | 31,0 | 8,2 | 4,6 | -- |
----------------------------------+------+------+------+------+---------|
7. Полиграфическая 0,6 | 0,8 | 1,2 | - | - | -- |
----------------------------------+------+------+------+------+---------|
Итого по министерству | | | | | |
промышленности 4,8 | 5,0 | 7,8 | 9,4 | 3,9 | 2,1 |
------------------------------------------------------------------------/
Анализ результатов производственно-финансовой деятельности предприятий показывает, что в основном амортизационные отчисления предприятий не используются по своему прямому назначению. Кроме того, производственный сектор экономики сегодня мало привлекателен для банков с позиций инвестора и кредитора.
Задолженность увеличилась по сравнению началом года на 23% и составила 761,7 млрд. руб. Из нее 38% - долг в федеральный бюджет.
Задолженность по выплате заработной платы на 01.07.97 г. достигла 188,8 млрд. руб. (2,5 месяца). Если по итогу I квартала общая задолженность сократилась на 12,3 млрд. руб., то уже за II квартал она возросла на 10,8 млрд.руб. по сравнению с I кварталом и приблизилась к суммарной задолженности прошлого года.
Задолженность по выплате заработной платы имеют 77% предприятий Министерства.
Численность работающих на предприятиях указанных отраслей к соответствующему периоду прошлого года сократилась на 17,4 тыс. человек.
Основные факторы, препятствующие нормальному функционированию и развитию промышленности, состоят в следующем:
- Отсутствует разделение понятий собственности и управления. Владение предприятием (контрольным пакетом акций) должно накладывать ответственность за развитие предприятия, умелое управление всеми имеющимися в распоряжении собственника ресурсами, особенно людскими. Обновлять и воспроизводить ресурсы, осуществлять подготовку и переподготовку персонала, сохранять и увеличивать количество рабочих мест. Собственники предприятия могут осуществлять управление предприятием либо непосредственно, либо привлекая высококвалифицированных управляющих, заинтересованных в развитии предприятия.
Предварительный анализ структуры собственности, проведенный в целом по российским предприятиям, свидетельствует, что около 50-55% акций приватизированных предприятий принадлежат работникам предприятий (в основном, высшему управленческому составу), около 30-35% акций принадлежат частным внешним российским инвесторам, от 10 до 20% акций закреплено в федеральной, областной и муниципальной собственности. На долю иностранных инвесторов, в среднем, приходится 5% акций (по крупнейшим российским АО эта доля достигает 30% за счет уменьшения доли российских инвесторов).
- Недостаточное внимание уделяется вопросам стратегического планирования, достижения мировых стандартов качества, освоения новых видов продукции, проведение НИОКР, организации маркетинговых исследований и разработке сбытовой политики. В то же время, при формировании сбытовой политики излишний акцент делается на получение гарантий органов власти, использование бюджетных инвестиций. Кредитные ресурсы в большинстве случаев используются на покрытие задолженности по заработной плате и налогам, что приводит к "проеданию" оборотных средств и усилению зависимости от рыночной стоимости кредитов. Собственники предприятий, по сути, разделились на две группы:
* акционеры, связывающие свое будущее с выработкой успешной стратегии развития предприятия и предпринимающие усилия по приведению структуры производства и управления в соответствие с рыночными условиями;
* акционеры, вставшие на путь фактического расхищения собственности через разнообразные механизмы перекачки капитала.
Очевидно, что государство, обладающее 10-20% акций в промышленных акционерных обществах, имеет возможность оказать решающее влияние на формирование управленческого звена предприятий.
- Почти полное отсутствие информации о деятельности предприятия, включая финансовую, экономическую, производственную и управленческую, затрудняет проведение анализа с целью оценки развития предприятия как бизнес - единицы и, следовательно, усложняет процедуру привлечения капитала.
- Сводный баланс области показывает, что дефицит финансовых ресурсов достиг в 1996 году 4,9 трлн.руб., т.е. вырос по сравнению с 1995 годом в 32 раза, общий объем капиталовложений в области сократился на 16% к 1995 году, каждое второе предприятие - убыточно.
- Отсутствует разработанный юридически и финансовообоснованный механизм и приоритеты поддержки промышленных предприятий со стороны государства.
- Низкая квалификация значительной части административно - управленческого персонала предприятий, их неспособность наладить эффективных механизм управления производством и сбытом в рыночных условиях.
- Медленная оборачиваемость финансовых ресурсов, как следствие - увеличение продолжительности финансового цикла предприятий и снижение доходности, вызванное кризисом неплатежей, неденежными формами расчетов, ростом цен на энергоносители и транспортные перевозки, давление налогового законодательства и высокой стоимостью заемных средств.
- Отсутствие упорядоченной системы расчетов с использованием векселей и других финансовых инструментов, неконтролируемое использование в обращении ценных бумаг повышенной степени риска, способствующие, наряду с другими причинами, росту издержек производства.
- Существующая фискальная система налогообложения не стимулирует товаропризводителей.
- Цены на услуги естественных монополий (энергетика, транспорт, связь), регулируемые государством.
- Отсутствие современной системы управления качеством на большинстве промышленных предприятий и, как следствие, неконкурентноспосособность их продукции по потребительским свойствам.
- Низкий уровень информатизации производства и торговли, недостаток информации и конъюнктуре рынков, затруднения со сбором и анализом статистических данных.
- Недостаточная эффективность функционирования рыночной инфраструктуры, обеспечивающий свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
- Криминализированность инфраструктуры и системы управления собственностью, в результате чего до 80% всех потребительских товаров на рынке - поддельные, и не менее 40% денежных средств области вращаются в теневой экономике.
- Отсутствие, как правило, здоровой и нормальной конкуренции на равных условиях: у импортного товара, на практике, существуют неоправданные значительные льготы на местном рынке.
- Слабое развитие малого и среднего производственного бизнеса.
- Невостребованность огромного научно - технического и культурного потенциала области и, в частности, промышленной интеллектуальной собственности.
Современные рыночные требования к промышленной политике, направленной на преодоление негативных факторов в наиболее концентрированном виде изложены в серии международных стандартов качества ИСО-9000, принятых Европейским Сообществом.
Правительство исходит из того, что обеспечение реального роста промышленного производства возможно лишь в результате взаимодействия всего комплекса природных, экономических, культурных, идеологических, психологических и политических факторов, образующих понятие "социально - экономическая система".
2. Цели промышленной политики Правительства области
2.1. Улучшение материального благосостояния и здоровья населения, повышение его доходов и жизненного уровня до стандартов экономически развитых стран.
2.2. Восстановление, обновление и социальная переориентация промышленного потенциала, т.е. максимально возможное сохранение существующих рабочих мест и создание новых, улучшение экономического положения промышленности.
2.3. Повышение кредитного рейтинга области.
2.4. Уменьшение социальной напряженности в трудовых коллективах, вовлечение в процессы товаропроизводства трудоспособного населения.
2.5. Задействование мощного научного и интеллектуального потенциала области в процессы оживления промышленности.
2.6. Обеспечение защиты и создание условий для развития местных товаропризводителей (в том числе путем создания сети фирменной торговли).
2.7. Создание условий для обеспечения конкурентноспособности Саратовской продукции, продвижение ее на мировой рынок.
2.8. Создание условий для привлечения средств банков, финансовых институтов и населения в производящие сектора экономики.
2.9. Охрана природы и улучшение экологической обстановки на промышленных предприятиях.
2.10. Оказание всемерной помощи и поддержки здравоохранению, народному образованию и культуре области.
2.11. Укрепление обороноспособности государства.
2.12. Взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам снижения преступности в области, защиты честного бизнеса, содействие техническому обеспечению ФСБ и войск МВД.
2.13. Взаимодействие с другими сферами экономики области, такими как агропромышленный комплекс, энергетика, транспорт и связь по вопросам обеспечения их устойчивой работы и формирования заказов для промышленности.
2.14. Взаимодействие с другими субъектами Федерации и зарубежными странами по вопросам развития научно - технических, торговых и политических связей, формирования заказов для промышленности.
3. Основные направления, средства и методы действия Министерства
промышленности области
Стратегия: "От качества экономики в промышленности
к качеству жизни, к экономической и политической
стабильности в обществе..."
Проф.У.Э.Деминг
3.1. Макроэкономика промышленности региона
3.1.1. Фактическое формирование конкурентной экономической среды, заставляющей предприятия работать самостоятельно, ответственно и качественно по принципу: деньги должны приростать за счет рынка, а не казны.
3.1.2. Совершенствование, развитие и внедрение системы методов и средств анализа и информационного обеспечения внутреннего и внешних рынков продукции Саратовской промышленности, отслеживание товарно - денежных потоков с целью создания условий для эффективности управления промышленностью области и защиты интересов региональных товаропроизводителей.
3.1.3. Разработка системы научно обоснованного управления промышленностью региона, влючая формирование критериев качества управления, математических и ситуационных моделей экономики, алгоритмов и методов принятия управленческих решений, технического управления с использованием компьютеров, оперативной связи и средств отображения информации.
Меры по совершенствованию механизма управления промышленной собственностью, которые должны быть осуществлены на уровне Правительства области, включают в себя:
- детальный анализ структуры и состава областной и федеральной собственности на территории области;
- комплексный анализ финансовой и производственной деятельности предприятий на территории области;
- разработку четких процедур оценки эффективности деятельности предприятия и качества управления;
- использование рычагов (налоговая задолженность, экономическая безопасность и т.п.) для отстранения от управления предприятиями неэффективных собственниов;
- разработку процедур передачи пакетов акций, закрепленных в областной собственности, в доверительное управление (инвестиционный конкурс, залоговый аукцион и т.д.) и механизма контроля за исполнением его условий.
Разработка на этой основе предложений и утверждение пакета законов области (нормативных актов), направленных на достижение роста промышленного производства.
Установление договорных отношений и соглашений федеральными властями по исполнению взаимных обязательств.
3.1.4. Разработка государственых протекционистских мер, мер стимулирования производственной деятельности и оптимизации налогообложения наряду с ужесточением контроля за финансово - хозяйственной деятельностью предприятий без прямого вмешательства в нее.
С учетом принципа социальной значимости, могут быть выделены следующие группы предприятий области для приоритетной поддержки Правительства:
- производящие продукцию, имеющую высокий экспортный потенциал: создающие высокотехнологичные производства по лицензиям и технологиям общепризнанных торговых марок (компьютеры, оргтехника, бытовые товары, автомобилестроение);
- производящие товары широкого потребительского спроса (мебель, одежда);
- обеспечивающие деятельность областного агропромышленного комплекса, производство продовольственных товаров, переработку сельскохозяйственной продукции;
- обеспечивающие инфраструктуры (строительные материалы, транспорт, системы связи, телекоммуникации, программные продукты);
- предприятия, осуществляющие торговлю товарами местных товаропроизводителей.
3.1.5. Совершенствование системы саморегулирования и государственного управления на рынках промышленной продукции области: разработка системы соглашений о разграничении полномочий, разделении труда и экономическом взаимодействии с Правительством РФ и внешними по отношению к области регионами и рынками.
3.1.6. Совершенствование системы аттестации, подготовки и переподготовки руководящих кадров и предпринимателей, включая антикризисных, арбитражных и конкурсных управляющих, менеджеров и аудиторов по качеству и финансам в соответствии со спецификой отраслей Саратовской промышленности.
3.1.7. Руководство процессом перевода промышленности на международные стандарты, развитие системы бездефектного труда, внедрение систем качества и сертификации, повышение престижа Саратовской промышленной марки. Стимулирование участия саратовских предприятий в конкурсах на премии за качество на региональном, федеральном и международном уровнях.
3.1.8. Разработка и внедрение мер стимулирования и развития "двойных" технологий на предприятиях ВПК, повышение их самостоятельности и ответственности на рынке, повышение роли региональных органов власти в управлении государственными предприятиями федерального подчинения.
3.1.9. Разработка и внедрение мер стимуляции развития малого и среднего промышленного бизнеса в направлении увеличения его социально - экономической значимости в регионе.
3.1.10. Разработка мер поддержки отечественных и зарубежных предпринимателей и партнеров, организующих в регионе свое производство.
3.1.11. Планомерное изменение структуры промышленности в направлениях:
- выделение в самостоятельные хозяйствующие субъекты отдельных производств, выпускающих продукцию с устойчивым спросом;
- объединение близких по характеру деятельности предприятий;
- создание межотраслевых интегрированных предприятий типа территориально - производственных зон (ТПЗ); финансово - промышленных групп (ФПГ); бизнес - инкубаторов, образующих инфраструктуру промышленности и обеспечивающих ее устойчивую работу;
- создание объединенных участков сертификационных испытаний и органов сертификации по отраслям промышленности;
- оптимизация схем замыкания материальных и финансовых потоков внутри области;
- преодоление экономически неоправданной регионизации товарных рынков и расширение межрегиональных связей хозяйствующих субъектов; ускорение включения области в существующую систему международного разделения труда;
- создание принципиально новых товаров (работ и услуг) с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, позволяющими расширять позиции области на существующих рынках и завоевание новых.
3.1.12. Формирование банка инвестиционных проектов (бизнес - планов) на основе высоких технологий и ноу-хау, для оперативного решения вопросов централизованного привлечения инвестиций и ресурсов в регион для активизации производства в приоритетных направлениях.
3.1.13. Стимулирование создания консалтинговых фирм, специализирующихся на вопросах управления, маркетинга, подготовки управленческого персонала, разработке бизнес - планов, способных оказывать услуги предприятиям на высоком профессиональном уровне.
3.1.14. Воздействие на тарифную политику предприятий - монополистов с целью сокращения себестоимости продукции.
3.1.15. Повышение эффективности процедуры санации и банкротства предприятий.
3.1.16. Предоставление налоговых льгот для приоритетных предприятий.
3.1.17. Стимулирование спроса (государственные закупки) тех видов высокотехнологичной продукции, в производстве которых область имеет шанс получить лидерство.
3.1.18. Изменение условий страхования имущества и финансовых операций для сокращения рисков и повышения гарантий капиталовложений, поддержка страхововго бизнеса.
3.1.19. Создание постоянно действующего выставочного комплекса, развитие делового туризма, развитие рекламного бизнеса.
Функции координации и контроля за реализацией настоящей Концепции возлагаются на Министерство промышленности. Министерство определяет последовательность выполнения отдельных положений Концепции, назначает в пределах своей компетенции состав рабочих групп по подготовке отдельных проектов и документов, контролирует их деятельность и выступает с инициативой на уровне Правительства области по решению правовых, организационных, финансовых и технических вопросов, связанных с реализацией Концепции.
Концепция призвана в максимальной степени интегрировать интересы и возможности государственных органов власти (на уровне Правительства области), с интересами и возможностями предпринимательских промышленных структур, общественных организаций в промышленности и науке, российских и зарубежных инвесторов и других неправительственных организаций.
В процессе реализации настоящей Концепции предусматривается:
- создание механизма привлечения научных и общественных организаций, представителей промышленности к разработке стратегии и тактики реформирования, стабилизации и развития промышленности области;
- проведение регулярных консультаций и обмен информацией о ходе реализации Концепции со всеми заинтересованными органами управления и хозяйствующими субъектами;
- освещение в средствах массовой информации хода и результатов проведения мероприятий, определенных Концепцией.
3.2. Микроэкономика. Адаптация предприятий к рыночным условиям хозяйствования
Настоящая Концепция, как основа перехода к экономическому росту, выдвигает проблему реструктуризации предприятия или группы предприятий.
Под реструктуризацией предприятия понимается оптимизация его организационной структуры и системы управления по критериям прибыльности и социальной эффективности, устойчивости финансово - хозяйственной деятельности и инвестиционной привлекательности.
Реструктуризация может заключаться как в разделении предприятия на юридически самостоятельные хозяйствующие субъекты, связанные или не связанные между собой учредительными документами, так и в изменении внутренней структуры предприятия в виде организации новых служб или подразделений, или ликвидации старых и упорядочения функций действующих, а также интеграция предприятия в новые структуры. Основной предпосылкой для проведения реструктуризации на предприятиях является необходимость освоения новых функций управления развитием предприятия в рыночной среде.
Мероприятия по реструктуризации промышленных предприятий, предусматриваемые настоящей Концепцией, должны быть объединены в три взаимосвязанных блока:
1. Совершенствование механизма управления собственностью через объединение управления стоимостью и управления качеством.
2. Обеспечение внутренней реструктуризации действующих предприятий.
3. Государственное участие в создании новых корпоративных структур в промышленности.
Разработка и реализация программ реструктуризации, финансового оздоровления и адаптации промышленных предприятий к рыночным условиям, направленных на снижение социальной напряженности ведется посредством участия в их реализации как руководителей промышленных предприятий и специалистов по антикризисным мероприятиям, так и представителей федеральных и местных исполнительных органов власти. Эти программы должны включать следующие основные этапы:
3.2.1. 1) Анализ системы управления предприятием
2) Анализ финансовой деятельности предприятия;
3) Анализ производственной и маркентинговой деятельности
предприятия.
3.2.2. Маркетинг, включающий в себя исследования рынка и проведение инвентаризации деятельноти предприятия с целью его ориентации на соответствие требованиям складывающихся рыночных отношений. Таким образом, маркетинг включает в себя исследование:
- состояния отрасли;
- качество системы, ценообразования и конкурентноспособности продукции предприятия;
- потенциал смежников и поставщиков;
- емкости платежеспособности интересующих предприятие секторов рынка;
- методов продвижения товаров и услуг на рынки.
3.2.3. Анализ состояния и загруженности основных фондов, разработка мер по оптимизации их использования.
Проведение анализа структуры собственности и производственно - финансового состояния промышленных предприятий позволит выявить картину их действительной дееспособности и перспективности.
Соответствующими критериями можно считать следующие:
- готовность владельцев и менеджеров осуществлять реальные шаги по совершенствованию системы управления и реструктуризации;
- наличие шансов на восстановление и повышение конкурентноспособности;
- возможность участия в группах предприятий, работающих совместно в целях создания конкурентноспособной продукции.
К предприятиям - должникам, не отвечающим указанным требованиям, применяются процедуры:
1) изъятие акций в счет погашения задолженности перед областным бюджетом;
2) дополнительная эмиссия акций - в счет погашения задолженности предприятий перед областным бюджетом;
3) выкуп акций на вторичном рынке.
Реально все перечисленные меры означают увелечение доли областной собственности в капитале предприятий на время, необходимое для организации аукционов, торгов, тендеров и т.д. Это необходимо для создания условий перехода управленческого контроля за предприятиями из рук менее эффективных собственников в руки более эффективных. Государство в данном случае выступает в роли посредника, который законными финансовыми средствами облегчает процедуру перераспределения собственности и обеспечивает защиту прав собственности добросовестных инвесторов. В результате этих мер становится возможным усиление влияния государства на деятельность менеджеров, не нарушающее механизмов рыночной экономики. В частности, речь идет о возможности увольнения неэффективных менеджеров и о создании механизма управления государственными пакетами акций.
3.2.4. Приведение стоимости имущества предприятий к рыночной цене.
3.2.5. Продажа, лизинг, сдача в аренду, списание неиспользуемых основных фондов и привлечение таким образом новых оборотных средств.
3.2.6. Оформление существующих и создание новых нематериальных активов предприятий с привлечением патентных поверенных и оценщиков интеллектуальной собственности в следующих направлениях:
- выбор и обоснование перспективного направления исследований и разработок, связанных с созданием конкурентноспособной продукции на предпритиях;
- статистическая обработка полученной информации и разработка стратегии проведения исследований;
- обоснование мер по обеспечению патентной чистоты продукции, ее беспрепятственному производству и реализации в стране и за рубежом;
- разработка рекомендаций по использованию товарных знаков при осуществлении коммерческой деятельности;
- экспертиза объектов интеллектуальной собственности в составе имущества предприятий (инвентаризация, определение правового статуса и прав на использование интеллектуальной собственности).
- оценка интеллектуальной собственности, постановка ее на учет в качестве нематериальных активов, амортизация и учет выбытия;
- разработка для перспективных производств Отчета о патентных исследованиях (технический уровень, тенденции развития и патентоспособность объектов хозяйственной деятельности, их патентная чистота и конкурентноспособность) в соответствии с ГОСТ Р-15.011-96 "Системы разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения" от 01.07.96 года.
3.2.7. Разработка, внедрение и сертификация системы качества предприятия в соответствии с международными стандартами качества серии ИСО-9000. Аккредитация испытательных лабораторий для продукции предприятий. Создание 2-х уровневой программы развития предприятий, учитывающей интересы как области, так и собственно предприятий.
3.2.8. Оформление земельных участков предприятий в собственность с привлечением специалистов по земельному законодательству.
3.2.9. Подготовка бизнес - планов по развитию предприятий (инвестиционных проектов) с обязательным расчетом риска инвестиций, т.е. создание высококачественных и признаваемых на рынке презентационных документов для поиска источников финансирования.
4. Структура Программы стабилизации и развития промышленности Саратовской области на период 1997-2000 гг.
4.1. Развитие спроса на Саратовскую продукцию на рынках территории области и внешних рынках. Формирование областного государственного заказа.
4.2. Подготовка правовой и нормативной базы развития производства товаров, защита прав личности и собственности в сфере промышленного предпринимательства.
4.3. Реструктуризация и санация предприятий в отраслях промышленности.
4.4. Подготовка приоритетных производственных инвестиционных проектов.
4.5. Создание научно - технических разработок и импортозамещающих технологий для Саратовской промышленности (НИОКР, Технопарки).
4.6. Подготовка и повышение квалификации кадров для промышленности в рыночных условиях.
4.7. Прогноз бездефицитного бюджета промышленности области на 1998-2000 гг. Финансовое обеспечение программы развития промышленности.
4.8. Словарь терминов.
Приложение N 1 к Концепции
промышленной политики Правительства
Саратовской области на 1997 год
и на период до 2000 года
Концепция создания территориально - производственных зон
Территориально - производственная зона (ТПЗ) представляет собой юридическое пространство, обеспечивающие предприятиям всех форм собственности право на определенные экономические льготы, в соответствии с законодательством РФ.
Право вхождения предприятий в ТПЗ определяется комиссией при Правительстве Саратовской области по ряду критериев.
Основными критериями по включению предприятий в ТПЗ являются:
1. Создание продукции способной свободно конкурировать на внешних рынках и имеющей длительный, достаточно продолжительный жизненный цикл (в том числе создание уникальной продукции, либо услуг, не имеющих аналогов).
2. Способствование слиянию науки, производства и бизнеса - создание наукоемких производств, в том числе создающих интеллектуальную собственность.
3. Наличие качественного бизнес - плана развития предприятия с обоснованными технико - экономическими показателями.
4. Должная квалификация и опыт высшего звена управленческого персонала.
Программа ТПЗ предполагает создание двух основных зон, это:
1) Инкубатор,
который включает в себя вновь образуемые, либо выделяемые из действующих предприятия.
Возникшие диспропорции производственных отношений у крупных производственных предприятий, незагруженность производственных мощностей возникших по ряду причин (в том числе и по причине несоответствия объемов выпускаемой продукции - емкости рынка), вынуждают предприятия производить реорганизацию и освобождаться от лишних производственных ресурсов. Освобождаются производственные помещения, оборудование, квалифицированные специалисты. Возникают проблемы занятости, использования свободных мощностей и производственных площадей.
Цель ТПЗ - стимулировать создание на базе высвобождающихся ресурсов новых производств, путем создания режима благоприятствования.
Основная задача заключается в предоставлении предприятиям льготных условий развития на стадии становления деятельности и выхода на запланированные экономические показатели, построение системы определенных гарантий, способных создать инвестиционную привлекательность предприятий (участие правительства в управлении предприятиями, вхождение государства в состав акционеров, предоставление гарантий).
2) Дифференцированная схема налогообложения
Дифференциация схем налогообложения предполагает использование льготного налогообложения в части местного бюджета, с учетом специфики работы конкретного предприятия в условиях рыночной среды, стимулирования развития и увеличения потока налоговых платежей.
Например:
а) существование предприятий в рыночной среде предполагает наличие в деятельности и развитии предприятий различных циклов спада и подъема. Эти циклы обеспечивают либо отток, либо приток финансовых средств предприятия. Например, предприятия легкой промышленности, работающие непосредственно на потребительский рынок (швейная фабрика "Красноармейсктекстиль") ощущают резкое повышение потребительского спроса с наступление теплого времени года. Сбыт продукции увеличивается в два раза, соответственно увеличивается приток финансовых средств. За этот период погашается задолженность по налогам и внебюджетным фондам, но уменьшается масса оборотных средств. Приобретение основного вида сырья (хлопка) происходит осенью, в момент наступления спада реализации продукции. Для обеспечения ритмичной работы предприятия необходим сырьевой запас до следующего урожая.
Своих оборотных средств недостаточно, банковские кредиты дороги.
При применении схемы льготного налогообложения (налогового кредита) в данный период деятельности, предприятие смогло бы направить средства, освобожденные от налогообложения на увеличение оборотных и восстановление основных средств. Это несомненно приведет к более эффективной работе предприятия, увеличению объемов выпускаемой продукции, увеличению количества рабочих мест. По окончанию периода налогового кредитования, предприятие рассчитывается с бюджетом за предоставленный налоговый кредит и увеличивает платежи в бюджет и во внебюджетные фонды.
Целесооборазность применения налогового кредитования или налоговых инвестиций, определяется на основании бизнес - плана, разработанного самим предприятием, или с привлечением соответствующих специалистов.
б) Схема налогообложения направленная на увеличение прироста производства и реализации продукции предприятиями.
Предполагает собой зависимость между увеличением производства и реализации продукции предприятием и уменьшение ставки налогообложения в части местного бюджета.
Приложение N 2 к Концепции
промышленной политики Правительства
Саратовской области на 1997 год
и на период до 2000 года
Концепция финансовой стабилизации предприятий
Предполагает разработку мероприятий по использованию внутренних инвестиционных резервов и привлечению инвестиций из-за ее пределов.
Привлечение инвестиций в реальные сектора экономики возможно разными путями с использованием различных схем и финансовых инструментов. Перед описанием возможных схем приведем справку по инвестиционному потенциалу основных инвестиционных групп в целом по России на 1996 год:
1. Инвестицонный потенциал предприятий трлн.руб. 270
(амортизационные отчисления + прибыль)
2. Инвестиционный потенциал населения трлн.руб. 100
3. Иностранные инвесторы трлн.руб. 18
Из вышеприведенных данных видно, что наиболее высоким инвестиционным потенциалом обладает 1-ая и 2-ая группа, хотя западные инвестиции могут быть более дешевыми. Поэтому необходимо обратить свое внимание на разработку программ по привлечению инвестиций именно из этих источников.
Существует несколько схем привлечения капитала. Выделим их в отдельные программы:
I. Привлечение капитала путем эмиссии ценных бумаг.
II. Создание финансово - промышленных групп (ФПГ).
I. Эмиссия ценных бумаг подразумевает собой осуществление различных займов на разных секторах финансового рынка с использованием различных финансовых инструментов. Возможно организация проведения следующих видов займов:
а) Промышленный сберегательный заем (примен.СОГСЗ) б) Областной заем - размещение СГКО в) Развитие фондового рынка акций и облигаций областных предприятий г) Размещение Еврооблигаций Стратегия привлечения капитала определяется двумя стадиями: 1) Проведение займа 2) Размещение денежных средств в конкретные денежные проекты
Проведение любых заемных операций определяется основными принципами. Это - срочность, платность и возвратность привлекаемых средств. Эти принципы отвечают условиям управления финансовым капиталом. Обоснование и расчеты этих условий можно дать только учитывая эффективность тех проектов, в которые будут вложены эти деньги. Поэтому, условия размещения денежных средств должны определять условия займа.
Правительство области принимает участие в размещении денежных средств, полученных от внутренних и внешних займов, а Министерство промышленности готовит графики и прогнозы возврата средств, определяет доходность средств, вложенных в инвестиционные проекты; обеспечивает сопровождение денежных средств, инвестированных в предприятия отраслевой промышленности. Средства размещаются на условиях объявленного конкурса (тендера) планов развития предприятий (бизнес - планов).
Необходимо развитие областного фондового рынка, способного обеспечить приток капитала на перспективные предприятия. Выход предприятий на фондовый рынок и успешное размещение на рынке акций и облигаций предприятий промышленности Саратовской области предполагает, как минимум, устойчивое финансовое состояние предприятий и хороший прогноз развития.
Для привлечения средств необходимо, чтобы размещаемые предприятиями акции и облигации обладали хорошей ликвидностью и доходностью, достаточной для привлечения интереса со стороны инвесторов.
Кроме того, сама процедура выхода на фондовый рынок требует больших затрат (до 10% от привлекаемой суммы). Подавляющее большинство предприятий Саратовской области вряд ли смогут сегодня выгодно разместить свои ценные бумаги на фондовых рынках.
Поэтому, целесообразно сосредоточить усилия на первом этапе развития промышленных предприятий - этапе финансового оздоровления и создания инвестиционной привлекательности.
II. Создание финансово-промышленных групп
Основной задачей создания ФПГ является слияние финансового капитала с промышленным. Многие предприятия обладают высококвалифицированным штатом персонала, способным изготавливать конкурентноспособную продукцию, необходимыми площадями и оборудованием.
Отсутствие финансовых средств не позволяет предприятиям развиваться.
Слияние капитала возможно на основании применения различных структурных схем и схем имущественных взаимоотношений. К таковым относятся:
1. Закрытое акционерное общество.
2. Союз акционерных обществ.
Создание любой из этих структур зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой участники проекта.
Объединение ресурсов для достижения совместных целей может дать хороший результат только в случае эффективного управления этими ресурсами.
Деятельность Министерства промышленности будет направлена на стимулирование создания и развития ФПГ путем использования налоговых рычагов, непосредственного участия Правительства в деятельности ФПГ (путем вхождения в состав акционеров), предоставления гарантий и осуществление непрерывного мониторинга финансово - хозяйственной деятельности ФПГ.
Приложение N 3 к Концепции
промышленной политики Правительства
Саратовской области на 1997 год
и на период до 2000 года
Концепция системы переподготовки профессиональных менеджеров
I. Введение. Постановка проблемы
Кризисное состояние большинства промышленных предприятий определяется не только экономическими и финансовыми условиями их деятельности, но и нехваткой руководителей, способных управлять в рыночных условиях и отсутствием профессиональной подготовки менеджеров для управления в рыночных условиях. Основная масса руководителей не имела возможности узнать и тем более осознать возможность маркетинга, управления финансами, работы с персоналом - основными компонентами современного менеджмента. К сожалению, это относится к руководителям, уже работающим на всех уровнях управления и к тем, кто идет им на смену.
Проблема состоит в отсутствии, за редким исключением, руководителей, имеющих профессиональное образование в области менеджмента, обладающих соответствующим образом мышления и владеющих необходимыми инструментами современного менеджмента.
II. Основные принципы (стратегические цели) системы переподготовки
профессиональных менеджеров
- Ориентация на получение профессионального образования в области менеджмента соответствующего международному уровню и формирующего потребность в постоянном развитии.
- Побуждение (экономическими методами) руководителей к созданию и реализации программ подготовки менеджеров предприятия.
- Доступность профессиональной переподготовки для менеджеров всех предприятий без отрыва от работы.
- Подготовка команд менеджеров предприятий.
- Процессинговое консультирование по освоению прикладных инструментов современного менеджмента.
- Поддержка образовательных и консалтинговых программ, обеспечивающих соответствие профессиональной подготовки управленческого персонала международным стандартам и стимулирующих одновременно создание современных систем управления.
- Привлечение к обучению менеджеров образовательных учреждений и консалтинговых фирм, использующих современные эффективные образовательные технологии.
III. Цели системы переподготовки профессиональных менеджеров до 2001 года
3.1. Обеспечить получение профессионального образования в области менеджмента 200-300 руководителей высшего и среднего управленческого звена в год.
3.2. Обеспечить процессинговое консультирование по внедрению современных инструментов менеджмента (бюджетирование, маркетинговое и бизнес - планирование, управление человеческими ресурсами и т.д.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Саратовской области от 2 сентября 1997 г. N 62-П "О Концепции промышленной политики Правительства Саратовской области на 1997 год и на период до 2000 года"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Саратовской области от 23 марта 2004 г. N 66-П настоящее постановление признано утратившим силу