Постановление Правительства Саратовской области от 6 октября 1997 г. N 66-П
"О Программе развития высшего профессионального образования
и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы"
Постановлением Правительства Саратовской области от 23 марта 2004 г. N 66-П настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения дальнейшего развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области и повышения их роли в развитии экономики, социальной сферы и культуры Правительство области постановляет:
1. Утвердить Программу развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы (приложение N 1).
2. Утвердить состав комиссии при Правительстве области по контролю за исполнением Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы (приложение N 2).
3. Министерству образования области (Шевашкевич Г.М.) обеспечить оперативную корректировку Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997- 2000 годы в соответствии с особенностями социально-экономической ситуации в области.
4. Областным министерствам и ведомствам:
установить постоянный контроль за выполнением намеченных программой объемных и финансовых показателей;
ежегодно в срок до 1 апреля представлять в комиссию при Правительстве области по контролю за исполнением Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы информацию о ходе выполнения программы и предложения по ее корректировке.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства, министра здравоохранения области Марона В.М.
Губернатор, Председатель Правительства области |
Д.Ф.Аяцков |
Приложение N 1
к постановлению Правительства Саратовской области
от 6 октября 1997 г. N 66-П
Программа
развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы
I. Общие положения
II. Анализ состояния системы высшего образования в Саратовской области
III. Мероприятия по реализации Программы
IV. Министерства и ведомства области, участвующие в выполнении Программы
В разработке Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы принимали участие:
Чуриков В.М. - заместитель Председателя Правительства области;
Шевашкевич Г.М. - министр образования области, кандидат экономических
наук, профессор;
Кузнецов Н.И. - заместитель министра образования области, начальник
управления высших и средних специальных учебных
заведений;
Уханов А.И. - заместитель начальника управления высших и средних
специальных учебных заведений министерства
образования области;
Митрофанов Ю.И. - заместитель начальника управления высших и средних
специальных учебных заведений министерства
образования области, начальник отдела высших учебных
заведений и науки, доктор технических наук, профессор;
Кобченко Ю.И. - заместитель начальника отдела высших учебных
заведений и науки управления высших и средних
специальных учебных заведений министерства
образования области;
Баженов А.И. - консультант управления высших и средних специальных
учебных заведений министерства образования области,
кандидат технических наук;
Попкова Н.В. - консультант управления высших и средних специальных
учебных заведений, кандидат философских наук;
Усанов Д.А. - проректор по научной работе Саратовского
государственного университета им. Н.Г.Чернышевского,
доктор физико-математических наук, профессор,
академик Международной академии наук высшей школы,
член-корреспондент Академии естественных наук;
Муштакова С.П. - проректор по учебной работе Саратовского
государственного университета им. Н.Г.Чернышевского,
доктор химических наук, профессор;
Мартынович С.Ф. - заведующий кафедрой философии Саратовского
государственного университета им. Н.Г.Чернышевского,
доктор философских наук, профессор;
Дудов С.И. - доцент кафедры дифференциальных уравнений и
прикладной математики Саратовского государственного
университета им. Н.Г.Чернышевского, кандидат физико-
математических наук;
Дмитриев Б.С. - заместитель декана по научной работе физического
факультета Саратовского государственного университета
им. Н.Г.Чернышевского, кандидат физико-математических
наук, профессор;
Землянухина С.Г.- заведующая кафедрой экономических учений Саратовского
государственного технического университета, доктор
экономических наук, профессор;
Дружкин А.В. - первый проректор Саратовского государственного
агроинженерного университета, кандидат технических
наук, профессор;
Гасилин В.Н. - проректор по учебной работе Поволжской академии
государственной службы, доктор философских наук,
профессор;
Бондаренко Г.В. - ректор Саратовского государственного педагогического
института им. К.А.Федина, кандидат биологических наук,
доцент;
Воробьев В.И. - ректор Саратовской государственной академии
ветеринарной медицины и биотехнологии, доктор
биологических наук, профессор;
Геворкян Е.Н. - главный специалист Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации;
Герман И.М. - ректор Саратовской государственной экономической
академии;
Григорьев Ф.А. - ректор Саратовской академии права, кандидат
юридических наук, профессор;
Кабанин В.К. - ректор Балашовского государственного педагогического
института, кандидат физико-математических наук,
доцент;
Кияненко И.Ф. - министр культуры области;
Малетин В.В. - председатель комитета по науке, культуре, образованию
и работе с молодежью Саратовской областной Думы;
Петров В.В. - ректор Саратовского государственного технического
университета, доктор технических наук, профессор;
Першин А.И. - ректор Саратовского коммерческого института
Московского государственного университета коммерции,
кандидат физико - математических наук, профессор;
Прохоров А.А. - ректор Саратовской государственной
сельскохозяйственной академии им. Н.И.Вавилова,
кандидат сельскохозяйственных наук, профессор;
Россошанский А.В.- министр по делам молодежи, спорту и туризму
Саратовской области;
Рыбалко А.Г. - ректор Саратовского государственного агроинженерного
университета, доктор технических наук, профессор;
Седелкин В.М. - директор Энгельсского технологического института
Саратовского государственного технического
университета, доктор технических наук, профессор;
Скрипай А.А. - ректор Саратовской государственной консерватории,
заслуженный артист Российской Федерации, профессор;
Трубецков Д.И. - ректор Саратовского государственного университета
им. Н.Г.Чернышевского, доктор физико-математических
наук, профессор, член-корреспондент РАН;
Фадеев О.В. - заместитель Главы администрации г. Саратова, начальник
департамента социальной сферы;
Южаков В.Н. - ректор Поволжской академии государственной службы,
доктор философских наук, профессор.
I. Общие положения
1. Правовая база Программы
2. Основные задачи системы образования
3. Направления развития образования
4. Задачи высшего профессионального образования
5. Цели реализации Программы
6. Концепции развития высшего образования и науки в Саратовской
области
1. Правовая база Программы
Фундаментальной правовой основой современной государственной региональной политики Российской Федерации в области образования служат Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 884 "О доктрине развития российской науки", федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года N 1062, Положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 года N 395). Регионализация систем высшего и среднего профессионального образования в соответствии с этими документами осуществляется на основе принципов цивилизованного федерализма. Согласно подпункту "е" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации "общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта" относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Основные задачи системы образования
Основными задачами системы образования являются:
1. Обеспечение сохранения и приумножения интеллектуального потенциала общества.
2. Обеспечение сохранения и развития единого образовательного пространства в области и России.
Для решения первой задачи необходимо:
- создать условия для поддержания высокого уровня массовой обязательной и бесплатной общеобразовательной подготовки (наиболее важная задача образования);
- обеспечить воспроизводство интеллектуальной элиты общества;
- создать необходимые условия для социализации детей и подростков, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии и поведении; способствовать тому, чтобы они стали полноценными членами общества.
Единое образовательное пространство обеспечивает:
- возможность перехода обучающегося в другое образовательное учреждение аналогичного типа и успешного продолжения его обучения (горизонтальная эквивалентность образования);
- возможность при успешном освоении определенной образовательной программы продолжить образование на более высоком уровне без существенной дополнительной подготовки.
Такую возможность может обеспечить четкая преемственность между программами и требованиями различных уровней образования (вертикальная эквивалентность образования).
Основой для создания, сохранения и развития единого образовательного пространства являются государственные образовательные стандарты и государственные органы, обеспечивающие контроль за их исполнением.
Таким образом, министерство образования области и органы управления образованием решают сегодня две основные взаимосвязанные задачи:
- обеспечение развития образования как области интересов личности, пропаганда новой политики в области образования, создание необходимых условий для ее реализации, инициирование и поддержание педагогических новаций, оказание помощи по анализу, оформлению и распространению опыта в сфере образовательной деятельности;
- обеспечение развития образования как необходимого условия устойчивого развития общества, осуществление контроля и надзора за выполнением образовательных стандартов, защита системы образования и участников образовательного процесса от воздействия неблагоприятных социально-экономических факторов.
3. Направления развития образования
Из системы, обеспечивающей в первую очередь интересы государства, образование должно стать системой, удовлетворяющей прежде всего интересы обучающихся, интересы личности.
Для достижения этой цели необходимо:
- обеспечение гарантий прав граждан на получение образования;
- обеспечение возможности получения образования в соответствии со способностями, интересами личности и состоянием здоровья;
- сохранение единого образовательного пространства;
- изменение содержания образования, его гуманизация и гуманитаризация;
- обеспечение высокого качества образования.
Российское образование тесно связано с изменениями, происходящими в обществе и стране. При этом образование выступает, с одной стороны, как средство воспроизводства кадрового потенциала регионов страны в целом и типа социальных отношений, а с другой стороны - как движущая сила развития общества.
Направления развития образования формируются с учетом:
- требований общества, государства, региона к образованию;
- ориентации на удовлетворение образовательных потребностей личности, которые, в свою очередь, тесно связаны с требованиями социальных слоев, различных общностей людей, конфессий, национально-региональными и другими особенностями;
- влияния, оказываемого на образование общественно-экономическими трансформациями;
- тенденций и процессов внутри самой системы образования: с одной стороны - это традиции российского образования, с другой - общемировые тенденции, степень их влияния и наша ориентация на них.
Одно из главных направлений развития образования - создание условий для перехода от унифицированного образования к образованию по выбору.
Содержательными и организационными аспектами этого перехода являются:
1) вариативность:
- дифференциация сети образовательных учреждений;
- изменение содержания образования посредством использования возможности выбора программ, курсов и профилей обучения, уровней освоения материала, формы проведения итоговых экзаменов;
- выбор форм получения образования;
2) создание организационно-правовых условий для осуществления регионализации и муниципализации образования;
3) обеспечение развития национальной, в том числе русской, школы.
4. Задачи высшего профессионального образования
Приоритетными задачами высшего профессионального образования являются следующие задачи, решение которых направлено, в частности, на повышение роли фундаментального знания и знаний, обеспечивающих общее интеллектуальное развитие выпускников высших профессиональных учебных заведений:
- обеспечение целостности и динамики процессов междисциплинарной интеграции знаний;
- повышение доли нового знания при формировании содержания образования за счет развития интеграции образования с наукой, технологией, производством, хозяйственной и социальной практикой, активного участия преподавателей и студентов в НИОКР;
- достижение высокого уровня профессиональной компетентности кадров, их готовности для профессионально-творческой, научно-исследовательской и инновационной деятельности, экономической и экологической компетентности выпускников вузов;
- усиление естественнонаучной и гуманитарной составляющих образования; повышение его целостности и фундаментальности;
- введение новых направлений и специальностей обучения, новых курсов и дисциплин, создание междисциплинарных программ, совершенствование процедур набора обучающихся, методов и приемов обучения;
- переориентация системы высшего и среднего профессиональнго образования на личностные и региональные запросы;
- содействие становлению рынка образовательных услуг;
- развитие гуманитарного, экономического и экологического образования в связи с тенденцией возрастания роли указанных направлений в национальном и мировом социально-экономическом развитии, увеличение доли выпускаемых специалистов по экологии, природопользованию и экономике;
- реализация программ подготовки специалистов по межотраслевым и интегральным специальностям, сдвоенным специализациям, дополнительным специальностям с высоким рыночным спросом;
- введение новых направлений и специальностей подготовки кадров, связанных с обеспечением безопасности производства, экологической безопасности и защиты окружающей среды.
5. Цели реализации Программы
Планируемые результаты реализации Программы:
- реализация государственной политики в области высшего профессионального образования;
- расширение доступа населения к высшему профессиональному образованию;
- гарантии на получение бесплатного высшего профессионального образования на конкурсной основе в пределах государственных образовательных стандартов;
- разработка и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов и программ различного уровня и направленности;
- разработка учебников нового поколения, реализующих уровень образования, адекватный национальным и мировым достижениям науки, общей и профессиональной культуры;
- создание единой информационно-телекоммуникационной сети образования, науки и культуры;
- создание системы дистанционного образования;
- обеспечение объективности оценки уровня подготовки выпускников;
- повышение значимости государственных документов о высшем профессиональном образовании;
- разработка и внедрение механизма социальной защиты от некачественного образования студентов и аспирантов;
- увеличение доли финансирования высших и профессиональных образовательных учреждений из областного и местных бюджетов и внебюджетных источников; повышение эффективности использования финансовых ресурсов, в том числе за счет внесения изменений в налоговое законодательство в части представления льгот для инвесторов и спонсоров для учреждений и организаций системы высшего профессионального образования, а также образовательных и профессиональных программ;
- осуществление и развитие взаимовыгодных международных связей, включая совместную научную деятельность и обмен студентами, аспирантами, научно-педагогическими кадрами с учреждениями высшего профессионального образования различных стран;
- развитие сети высших профессиональных образовательных учреждений различных типов и видов;
- ориентация системы высшего профессионального образования на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
6. Концепции развития высшего образования и науки в Саратовской области
6.1. Высшее образование
6.2. Научная деятельность
6.3. Управление высшим образованием
6.4. Финансирование высшей школы и науки
6.1. Высшее образование
Сохранение качества российского высшего образования, по праву считающегося одним из самых высоких в мире.
Стандартизация высшего образования в целях сохранения единого образовательного пространства.
Многоуровневая система подготовки кадров с высшим образованием.
Фундаментализация высшего образования.
Интеграция начального, среднего и высшего профессионального образования. Два приоритетных направления интеграции:
1) согласование учебных планов и образовательных программ для обеспечения их преемственности;
2) вхождение лицеев и колледжей в состав родственных учебных заведений.
Выполнение высшей школой нравственно-образовательных функций, формирование новых нравственных ориентиров, воспитание гражданственности, патриотизма, правовой культуры.
Расширение международного сотрудничества в области образования с целями:
- интеграции высшей школы в мировую образовательную систему и обеспечения участия вузов России на международном рынке научно-профессионального образования и образовательных услуг;
- создания условий, в силу которых каждое высшее учебное заведение могло бы стать самостоятельным субъектом международного сотрудничества;
- создания источников финансирования от зарубежных партнеров.
6.2. Научная деятельность
Одной из основных целей современного этапа государственной научно-технической политики является структурное реформирование всего научного сообщества в нашей стране и коренная реорганизация научной сферы. Ее смысл - создание механизмов защиты интересов науки, культуры, защиты свободы научного творчества.
Основными составными частями региональной научно-технической политики являются, прежде всего, сохранение и развитие единого пространства Российской Федерации в области научных, в частности, фундаментальных исследований на основе долгосрочных исследовательских программ, формирование и укрепление региональных центров науки и высшей школы во главе с ведущими вузами, развитие и упорядочение системы научно-исследовательских организаций и учреждений.
Необходимо формирование единой и согласованной научно-технической политики Саратовской области, нужно преодолеть разобщенность академической, вузовской и отраслевой науки, научных учреждений промышленности и оборонного комплекса.
Важным направлением региональной научно-технической политики является объединение потенциала Минобразования Российской Федерации, Миннауки Российской Федерации, РАН, научных организаций и вузов с органами государственной власти области и органами местного самоуправления в разработке и финансировании научно-технических программ.
Широкое использование научно-технического потенциала высшей профессиональной школы и научно-исследовательских учреждений и организаций для создания региональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в сфере науки и научного обслуживания, а также в сфере выпуска наукоемкой и малотоннажной продукции.
Одним из важных положений региональной научно-технической политики является создание совместно с зарубежными странами международных научных учреждений, технопарков и высших учебных заведений.
6.3. Управление высшим образованием
Необходимо структурное реформирование системы высшего образования и управления ее функционированием и развитием на основе принципов цивилизованного федерализма и новой региональной политики в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Государственные органы управления высшим профессиональным образованием Российской Федерации и Саратовской области в своей деятельности опираются на коллективы высших образовательных учреждений, тесно сотрудничая с региональными советами ректоров вузов.
Оптимизация сети высших учебных заведений в условиях перехода к рыночной экономике.
Совместное выполнение функций учредителей государственных высших образовательных учреждений органами исполнительной государственной власти Российской Федерации и области и органами местного самоуправления.
В порядке реализации соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий по управлению региональными системами высшего профессионального образования разрабатываются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы развития высшего профессионального образования на территории области, которые утверждаются совместными решениями Минобразования Российской Федерации и Правительства Саратовской области.
Экономический механизм функционирования системы высшего образования области должен соответствовать основным принципам функционирования рыночной экономики; прежде всего это касается регионального рынка труда специалистов с высшим образованием.
Предпочтительно развитие крупных образовательных структур, так как рынок труда формирует рынок образовательных услуг и крупные образовательные структуры могут предложить более широкий спектр таких услуг.
6.4. Финансирование высшей школы и науки
В условиях рыночной экономики не ставится задача самостоятельного выживания системы высшего образования; государство берет на себя основные функции защиты системы высшего образования от негативных последствий явлений, присущих рыночной организации труда.
Многоуровневое, многоканальное финансирование системы высшей школы.
Многоуровневое финансирование открывает дорогу к многоуровневому заказу на подготовку специалистов в учреждениях образования - территории дают целевые заказы на подготовку кадров за счет областного и местных бюджетов; многоканальное финансирование - прием студентов сверх установленных заказов на подготовку кадров и их обучение на договорной основе. Переход на многоуровневое бюджетное финансирование деятельности высших профессиональных образовательных учреждений и привлечение внебюджетных средств для обеспечения функционирования и развития вузов является важным механизмом федерализации управления.
В условиях рыночной экономики главное назначение бюджетных расходов на науку - поддержка приоритетных направлений развития науки и технологий.
Увеличение доли финансирования исследований, выполняемых на конкурсной основе по программам, проектам, грантам по сравнению с долей бюджетного финансирования НИР, проводимых по тематическим планам высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций и учреждений области.
С учетом прикладного характера региональных научно-технических программ для конкретных территорий их финансирование должно осуществляться прежде всего из региональных источников. Естественно ожидать финансирования из федерального бюджета только тех разделов и проектов региональных программ, которые имеют общефедеральное, а также межрегиональное значение.
Обеспечение концентрации внимания студентов на учебных занятиях, ослабления влияния на студенческую молодежь политиков и политических партий. Для этого необходимо своевременно и эффективно решать их социальные проблемы - это и размер стипендии, и обеспеченность общежитием, и плата за общежития, оздоровление, питание.
Широкое использование мер социальной защиты вузов: в первую очередь студенчества и профессорско-преподавательского состава. Планирование выделения из областного и муниципальных бюджетов средств на повышение стипендии студентам, бесплатный проезд к месту жительства и т.п.; введение в регионе для вузов льготных тарифов оплаты коммунальных услуг.
II. Анализ состояния системы высшего образования Саратовской области
1. Некоторые тенденции развития высшего образования в Российской
Федерации
2. Динамика развития системы высшего образования в Саратовской
области
3. Текущее состояние системы высшего образования в Саратовской
области
В этом разделе и далее будут использоваться следующие сокращения названий высших учебных заведений Саратовской области:
1. СГУ - Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского.
2. СГТУ - Саратовский государственный технический университет.
3. СГМУ - Саратовский государственный медицинский университет.
4. СГАУ - Саратовский государственный агроинженерный университет.
5. СГСА - Саратовская государственная сельскохозяйственная академия им. Н.И.Вавилова.
6. СГАВМБ - Саратовская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии.
7. СГАП - Саратовская государственная академия права.
8. СГЭА - Саратовская государственная экономическая академия.
9. ПАГС - Поволжская академия государственной службы.
10. СГК - Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова.
11. СГПИ - Саратовский государственный педагогический институт им. К.А.Федина.
12. БГПИ - Балашовский государственный педагогический институт.
13. ЭТИ - Энгельсский технологический институт Саратовского государственного технического университета.
14. БИТТУ - Балаковский институт техники, технологии и управления Саратовского государственного технического университета.
15. СКИ - Саратовский коммерческий институт Московского государственного университета коммерции.
16. ПКИ - Поволжский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации.
17. СФ - Саратовский факультет Российского государственного открытого технического университета путей сообщений.
1. Некоторые тенденции развития высшего образования в Российской Федерации
Содержащиеся в таблицах 1-3 данные позволяют сформировать общее представление о развитии высшего образования в Российской Федерации.
Из таблицы 1 непосредственно видно, что в развитии высшего образования в России в течение рассматриваемого периода имеют место как позитивные, так и негативные явления.
Безусловно, позитивными явлениями являются:
1) рост числа высших учебных заведений;
2) рост численности принятых в высшие учебные заведения;
3) рост числа студентов в вузах России после не очень значительного его уменьшения в 1993-1994 годах. Вместе с тем необходимо отметить существенное сокращение в 1994-1995 годах числа выпускаемых специалистов.
Таблица 1.
Государственные высшие учебные заведения Российской Федерации (на начало учебного года)
-------------------------------------------------------------------------
1990/91 | 1992/93 | 1993/94 | 1994/95 | 1995/96
-------------------------------------------------------------------------
Число высших учебных
заведений 514 535 548 553 569
-------------------------------------------------------------------------
В них студентов,
(тыс. человек) 2824 2638 2543 2534 2655
-------------------------------------------------------------------------
На 10 000 человек
населения приходилось
студентов 190 178 171 172 179
-------------------------------------------------------------------------
Численность принятых
в высшие учебные
заведения (тыс. чел.) 521 543 568 630
-------------------------------------------------------------------------
Выпущено специалистов
(тыс. человек) 401,1 425 443 407 396
-------------------------------------------------------------------------
Выпущено специалистов
на 10 000 человек
населения 27 29 30 28 27
-------------------------------------------------------------------------
Из приведенных в таблице 2 результатов переписей населения 1989 года и 1994 года видно, что за пятилетний период с 1989 года по 1994 год произошел заметный рост уровня образования всего населения Российской Федерации (см. графу "Все население в возрасте 15 лет и старше") и населения всех возрастных групп, начиная от 25 лет и старше. Содержащиеся в таблице данные по возрастной группе 15-19 лет свидетельствуют о значительном снижении за период с 1989 года по 1994 год уровня образования населения этой возрастной группы по всем видам образования. Особенно это проявилось для данной возрастной группы в существенном росте числа граждан с начальным образованием и снижением числа граждан со средним общим образованием. Из данных таблицы 2 по этой группе населения непосредственно следует, что у молодежи за период 1989-1994 гг. заметно ослабло стремление к получению среднего образования, в связи с чем повысилась доля учащихся средней школы, прекращающих учебу, не получив даже неполного среднего образования. Изменения, произошедшие в России в период 1989-1994 гг., негативно отразились на уровне образования населения в возрастной группе 20-24 года. Из содержания таблицы 2 следует, что в этой возрастной группе за пятилетний период значительно увеличились доли молодежи с неполным средним образованием и незаконченным высшим образованием. Последнее свидетельствует о падении в эти годы в обществе престижа высшего образования. Уменьшение в этой возрастной группе доли населения с полным средним общим образованием лишь частично объясняется прерыванием среднего образования, так как уменьшение этой доли является также следствием, в частности, увеличения доли молодежи этой возрастной группы с незаконченным высшим образованием. Для полноты понимания этого явления необходимо отметить, что число учащихся в учебных заведениях начального профессионального образования и число студентов средних специальных учебных заведений в 1992, 1993 и 1994 годах уменьшались и соответственно составили (тыс. человек):
учащихся: 1773, 1742, 1699; студентов: 2090, 1994, 1871.
Таблица 2.
Уровень образования населения Российской Федерации
(по данным переписи населения 1989 г. и микропереписи населения 1994 г.)
-----------------------------------------------------------------------
| На 1000 человек соответствующего
| возраста имеют образование
| -------------------------------------------------
| Годы | выс-| неза-| сред- | сред-| не- | на-
| | шее | кон- | нее | нее | пол- | ча-
| | | чен- | спе- | об- | ное | ль-
| | | ное | циа- | щее | сред- | ное
| | | выс- | ль- | | нее |
| | | шее | ное | | |
-----------------------------------------------------------------------
Все население| 1989 | 113 | 17 | 192 | 274 | 210 | 129
в возрасте | | | | | | |
15 лет и | 1994 | 133 | 18 | 219 | 285 | 202 | 100
старше | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
в том числе | 1989 | 0 | 10 | 49 | 364 | 531 | 39
в возрасте | | | | | | |
15-19 лет | 1994 | 0 | 8 | 45 | 333 | 524 | 85
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
20-24 года | 1989 | 64 | 78 | 277 | 491 | 80 | 6
| | | | | | |
| 1994 | 65 | 95 | 282 | 456 | 94 | 5
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
25-29 лет | 1989 |153 | 28 | 283 | 452 | 74 | 5
| | | | | | |
| 1994 |183 | 32 | 311 | 410 | 59 | 3
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
30-34 года | 1989 | 165 | 14 | 271 | 423 | 113 | 10
| | | | | | |
| 1994 | 193 | 16 | 299 | 421 | 64 | 4
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
35-39 лет | 1989 | 170 | 11 | 265 | 359 | 174 | 17
| | | | | | |
| 1994 | 188 | 11 | 292 | 400 | 100 | 6
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
40-44 года | 1989 | 199 | 12 | 254 | 284 | 210 | 36
| | | | | | |
| 1994 | 191 | 10 | 289 | 346 | 150 | 11
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
45-49 лет | 1989 | 154 | 7 | 202 | 207 | 294 | 122
| | | | | | |
| 1994 | 219 | 11 | 277 | 282 | 187 | 20
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
50-54 года | 1989 | 143 | 6 | 185 | 141 | 295 | 207
| | | | | | |
| 1994 | 168 | 8 | 216 | 213 | 299 | 85
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
55-59 лет | 1989 | 88 | 5 | 118 | 75 | 254 | 377
| | | | | | |
| 1994 | 143 | 6 | 197 | 148 | 316 | 164
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
60-64 года | 1989 | 71 | 6 | 117 | 78 | 290 | 362
| | | | | | |
| 1994 | 94 | 4 | 126 | 80 | 270 | 348
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
65-69 лет | 1989 | 75 | 11 | 124 | 88 | 232 | 332
| | | | | | |
| 1994 | 76 | 5 | 126 | 78 | 308 | 337
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
70 лет и | 1989 | 39 | 6 | 55 | 43 | 88 | 290
старше | | | | | | |
| 1994 | 58 | 6 | 94 | 57 | 164 | 292
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
Данные о конкурсе на вступительных экзаменах в высших учебных заведениях России, содержащиеся в таблице 3, свидетельствуют об имевшем место в 1993 году некотором кризисе высшей школы России, вызванном как коренными преобразованиями в социально-экономической сфере нашего общества, так и реформой системы высшего образования страны. Эти данные полностью согласуются с данными из таблицы 1 о числе студентов, приходящихся на 10 000 населения.
Таблица 3.
Конкурс на вступительных экзаменах в высших учебных заведениях Российской Федерации (на 100 мест подано заявлений о приеме)
-------------------------------------------------------------------------
Показатель 1992 1993 1994 1995
-------------------------------------------------------------------------
Число заявлений,
поданных на 100 мест 185 175 179 184
-------------------------------------------------------------------------
2. Динамика развития системы высшего образования Саратовской области
На основе содержащихся в таблице 4 данных о динамике развития системы высшего образования в Саратовской области можно сделать следующие выводы:
1. Кризис системы высшего образования в России в 1993-1994 годах (см. табл. 1), естественно, отразился на развитии высшего образования в Саратовской области, что выразилось как в уменьшении числа студентов в вузах Саратовской области, так и в численности принятых в эти годы в вузы.
2. На начало 1996 года системе высшего образования Саратовской области не удалось достичь показателей предкризисных лет (1990-1991 гг.), что, безусловно, является весьма негативным фактом.
Таблица 4.
Государственные высшие учебные заведения Саратовской области (на начало учебного года)
-----------------------------------------------------------------------
|1990/91|1991/92|1992/93|1993/94|1994/95|1995/96|1996/97
--------------------------------------------------------
Число высших | | | | | | |
учебных заве- | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12
дений | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
В них студентов| | | | | | |
(тыс. человек) | 57,7 | 56,6 | 54,3 | 51,7 | 51,9 | 53,3 | 55,3
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
На 10000 насе- | | | | | | |
ления приходит-| 213 | 209 | 200 | 190 | 189 | 195 | 202
ся студентов | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
Численность | | | | | | |
принятых в выс-| | | | | | |
шие учебные | 12,2 | 11,5 | 10,3 | 10,1 | 10,7 | 11,7 | 12,5
заведения | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
Выпущено | | | | | | |
специалистов | 8,4 | 8,7 | 8,6 | 9,4 | 8,5 | 8,5 | 8,9
(тыс. человек) | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
Выпущено | | | | | | |
специалистов | | | | | | |
на 10000 | 31 | 32 | 31 | 35 | 31 | 31 | 32
населения | | | | | | |
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
3. Число студентов на 10 000 человек населения Саратовской области примерно на 10% больше числа студентов на 10 000 населения Российской Федерации, что, несомненно, нужно отметить как положительное явление.
4. На начало 1996/97 учебного года на 10 000 человек населения Саратовской области приходилось 202 студента. Принимая во внимание статью 2 (пункт 3) Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", определяющую размер финансирования из федерального бюджета обучения в государственных вузах не менее 170 студентов на каждые 10 000 человек, проживающих в Российской Федерации, для дальнейшего развития высшего образования в Саратовской области особую актуальность приобретает решение вопросов финансирования развития высшего образования из областного и муниципальных бюджетов.
Представленные в таблице 5 данные позволяют сделать два вывода об уровне образования населения Саратовской области:
1. Уровень образования населения Саратовской области в период 1959-1989 гг. имел значительный рост по всем показателям.
2. Достигнутый в 1989 году уровень образования населения Саратовской области (все население области в возрасте 15 лет и старше) был ниже уровня образования в 1989 году населения Российской Федерации (см. табл. 2) по всем показателям, за исключением числа лиц, имеющих незаконченное высшее образование.
Таблица 5.
Уровень образования населения Саратовской области
-----------------------------------------------------------------------
| На 1000 человек населения
| имеют образование
| -------------------------------------------------
| Годы | выс-| неза-| сред- | сред-| не- | на-
| | шее | кон- | нее | нее | пол- | ча-
| | | чен- | спе- | об- | ное | ль-
| | | ное | циа- | щее | сред- | ное
| | | выс- | ль- | | нее |
| | | шее | ное | | |
-----------------------------------------------------------------------
Все население| 1959 | 29 | 14 | 66 | 75 | 228 | 290
в возрасте | | | | | | |
15 лет и | 1970 | 48 | 16 | 82 | 136 | 272 | 242
старше | | | | | | |
| 1979 | 74 | 20 | 123 | 199 | 271 | 193
| | | | | | |
| 1989 | 110 | 21 | 187 | 258 | 222 | 135
| | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
Распределение населения Саратовской области по уровню образования и возрасту в 1989 году представлено в таблице 6. Из сравнения таблиц 6 и 2 непосредственно видно, что, несмотря на более низкий уровень образования в 1989 году населения Саратовской области по сравнению с уровнем образования населения Российской Федерации (см. графу "Все население в возрасте 15 лет и старше"), уровень образования населения Саратовской области возрастной группы 15-19 лет значительно выше уровня образования населения этой возрастной группы Российской Федерации по всем показателям. Относительно возрастных групп населения 20-24 года и 25-29 лет нужно отметить, что в целом уровень образования этих групп населения Саратовской области превосходит уровень образования соответствующих групп населения Российской Федерации, но настораживает увеличение (по сравнению с аналогичными группами Российской Федерации) в этих группах населения области лиц с неполным средним образованием.
Таблица 6.
Распределение населения Саратовской области по уровню образования и возрасту в 1989 году
-----------------------------------------------------------------------
На 1000 человек соответствующего возраста
имеют образование
-------------------------------------------------
| выс-| неза-| сред- | сред-| не- | на-
| шее | кон- | нее | нее | пол- | ча-
| | чен- | спе- | об- | ное | ль-
| | ное | циа- | щее | сред- | ное
| | выс- | ль- | | нее |
| | шее | ное | | |
-------------------------------------------------
Все население в воз- | | | | | |
расте от 15 лет и | | | | | |
старше | 110 | 21 | 187 | 258 | 222 | 135
| | | | | |
------------------------------------------------------------------------
В том числе в воз- | | | | | |
расте 15-19 лет | 0,0 | 43 | 129 | 237 | 486 | 40
| | | | | |
------------------------------------------------------------------------
20-24 года | 66 | 105 | 275 | 451 | 93 | 6
| | | | | |
------------------------------------------------------------------------
25-29 лет | 163 | 31 | 284 | 414 | 97 | 6
| | | | | |
| | | | | |
------------------------------------------------------------------------
Представленные в таблицах 7-9 данные достаточно полно характеризуют текущее состояние системы высшего образования Саратовской области, эти таблицы содержат основные данные о всех высших учебных заведениях области. Основной вывод, который можно сделать на основании содержащихся в таблице 7 данных, - это заметный рост как числа студентов в 1996/97 учебном году практически во всех вузах области, так и числа принятых в вузы в 1996 году студентов по сравнению с 1995/96 учебным годом.
В связи с этим хотелось бы отметить следующее:
1) несомненно, положительным фактом является существенное увеличение в 1996 году приема студентов в СГУ и СГТУ - ведущие высшие заведения области;
2) весьма позитивным явлением, может быть, несколько неожиданным и еще требующим объяснения, является значительный рост числа принятых в 1996 году студентов в СГАВМБ;
3) сохраняется и становится уже устойчивым интерес молодежи области к получению высшего экономического образования, что следует из данных об увеличении числа студентов в 1996 году по сравнению с 1995/1996 годом.
Представляют значительный интерес содержащиеся в таблице 7 данные о числе студентов в вузах Саратовской области, обучающихся в 1996/97 учебном году по очной и заочной формам обучения. По относительному числу студентов двух категорий все вузы области можно разделить на три группы, включая в первую группу вузы, в которых доминирующей является очная форма обучения, во вторую группу - вузы, в которых число студентов очной формы сравнимо с числом студентов заочной формы обучения, и в третью группу - вузы, в которых доминирующей является заочная форма обучения. В соответствии с данными таблицы 7 в состав этих групп входят следующие вузы:
1-я группа: СГУ, СГТУ, СГМУ, СГАУ, СГАВМБ, СГАП, СГК, ЭТИ, БИТТУ, СКИ, ПКИ, СФ;
2-я группа: ПАГС, СГПИ, БГПИ;
3-я группа: СГСА, СГЭА.
Нужно отметить, что во всех университетах области очная форма обучения, безусловно, доминирует над заочной.
Таблица 7.
Численность, прием студентов и выпуск специалистов по высшим учебным заведениям Саратовской области на начало 1996/97 учебного года (человек)
------------------------------------------------------------------------
| Число | 1996/ | Прием | 1996/ | Выпуск | 1996/
| студен-| 97 уч. | студен-| 97 уч.| специа-| 97 уч.
| тов на | год в | тов | год в | листов | год в
| начало | % к | | % к | | % к
| 1996/ | 1995/ | | 1995/ | | 1995/
| 97 уч. | 96 уч. | | 96 уч.| | 96 уч.
| года | году | | году | | году
------------------------------------------------------------------------
По всем учебным| | | | | |
заведениям: | | | | | |
всего: | 55300 | 103,7 | 12544 | 107,6 | 8900 | 104,3
очное: | 36324 | 104,1 | 8402 | 106,6 | 5859 | 102,4
очно-заочное: | 2751 | 99,7 | 707 | 121,1 | 505 | 100,6
заочное: | 16225 | 103,6 | 3435 | 107,6 | 2536 | 109,7
------------------------------------------------------------------------
1. СГУ: | | | | | |
всего: | 6451 | 98,8 | 1517 | 114,3 | 1436 | 99,5
очное: | 4931 | 101,3 | 1174 | 114,5 | 1023 | 104,9
очно-заочное: | 551 | 83,2 | 119 | 117,8 | 193 | 95,1
заочное: | 969 | 96,8 | 224 | 111,4 | 220 | 83,0
------------------------------------------------------------------------
2. СГТУ: | | | | | |
всего: | 8611 | 101,5 | 2004 | 110,7 | 1411 | 93,5
очное: | 5441 | 100,2 | 1271 | 103,2 | 987 | 87,1
очно-заочное: | 576 | 90,7 | 165 | 141,0 | 146 | 128,1
заочное: | 2594 | 107,4 | 568 | 123,2 | 278 | 106,1
------------------------------------------------------------------------
3. СГМУ: | | | | | |
всего: | 3889 | 94,3 | 554 | 94,9 | 703 | 109,3
очное: | 3889 | 94,3 | 554 | 94,9 | 703 | 109,3
очно-заочное: | 0 | - | - | - | - | -
заочное: | 0 | - | - | - | - | -
------------------------------------------------------------------------
4. СГАУ: | | | | | |
всего: | 3930 | 104,2 | 841 | 100,2 | 454 | 81,7
очное: | 3111 | 108,5 | 706 | 99,4 | 384 | 81,4
очно-заочное: | 0 | - | - | - | - | -
заочное: | 819 | 90,8 | 135 | 104,7 | 70 | 83,3
------------------------------------------------------------------------
5.СГСА: | | | | | |
всего: | 4482 | 103,5 | 810 | 92,9 | 494 | 109,5
очное: | 2050 | 102,8 | 514 | 108,0 | 279 | 125,7
очно-заочное: | 0 | - | - | - | - | -
заочное: | 2432 | 104,1 | 296 | 74,7 | 215 | 93,9
------------------------------------------------------------------------
6. СГАВМБ: | | | | | |
всего: | 2544 | 106,5 | 639 | 129,4 | 318 | 133,6
очное: | 1987 | 111,7 | 562 | 128,3 | 230 | 136,9
очно-заочное: | 0 | - | - | - | - | -
заочное: | 557 | 91,3 | 77 | 137,5 | 88 | 125,7
------------------------------------------------------------------------
7. СГАП: | | | | | |
всего: | 6180 | 104,6 | 1472 | 104,1 | 1102 | 124,0
очное: | 3521 | 110,4 | 835 | 103,3 | 576 | 122,8
очно-заочное: | 774 | 112,8 | 225 | 120,3 | 73 | 76,8
заочное: | 1885 | 92,7 | 412 | 98,3 | 453 | 139,4
------------------------------------------------------------------------
8. СГЭА: | | | | | |
всего: | 4435 | 108,2 | 1160 | 127,9 | 833 | 102,3
очное: | 2079 | 102,5 | 499 | 119,7 | 387 | 85,4
очно-заочное: | 0 | - | - | - | - | -
заочное: | 2356 | 113,8 | 661 | 134,9 | 446 | 123,5
------------------------------------------------------------------------
9. ПАГС: | | | | | |
всего: | 1942 | 115,1 | 309 | 55,7 | - | -
очное: | 1095 | 110,4 | 134 | 44,2 | - | -
очно-заочное: | 13 | 108,3 | - | - | - | -
заочное: | 834 | 122,1 | 175 | 69,4 | - | -
------------------------------------------------------------------------
10. СГК: | | | | | |
всего: | 714 | 102,1 | 164 | 103,8 | 129 | 89,6
очное: | 606 | 98,7 | 134 | 96,4 | 106 | 93,0
очно-заочное: | 96 | 145,5 | 30 | 157,9 | 15 | 250,0
заочное: | 12 | 158,3 | 0 | - | 8 | 33,0
------------------------------------------------------------------------
11. СГПИ: | | | | | |
всего: | 5234 | 103,9 | 1250 | 106,3 | 941 | 100,4
очное: | 2832 | 102,7 | 697 | 103,3 | 511 | 98,6
очно-заочное: | 0 | - | - | - | - | -
заочное: | 2402 | 105,3 | 553 | 110,4 | 430 | 102,6
------------------------------------------------------------------------
12. БГПИ: | | | | | |
всего: | 3312 | 106,8 | 863 | 118,1 | 633 | 132,4
очное: | 1929 | 108,4 | 529 | 118,9 | 305 | 148,8
очно-заочное: | 18 | 100,0 | 0 | - | - | -
заочное: | 1365 | 104,7 | 334 | 116,8 | 328 | 120,1
------------------------------------------------------------------------
13. ЭТИ: | | | | | |
всего: | 1093 | 112,7 | 293 | 123,6 | 140 | 71,4
очное: | 965 | 112,6 | 249 | 128,4 | 126 | 69,6
очно-заочное: | 128 | 105,8 | 44 | 102,3 | 14 | 93,3
заочное: | 0 | - | - | - | - | -
------------------------------------------------------------------------
14. БИТТУ: | | | | | |
всего: | 1805 | 105,6 | 410 | 107,6 | 249 | 105,6
очное: | 1210 | 105,2 | 286 | 108,3 | 185 | 110,8
очно-заочное: | 595 | 106,3 | 124 | 106,0 | 64 | 92,8
заочное: | - | - | - | - | - | -
------------------------------------------------------------------------
15. СКИ: | | | | | |
всего: | 309 | 109,6 | 90 | 113,9 | 57 | -
очное: | 309 | 109,6 | 90 | 113,9 | 57 | -
очно-заочное: | 0 | - | - | - | - | -
заочное: | 0 | - | - | - | - | -
------------------------------------------------------------------------
16. ПКИ: | | | | | |
всего: | 310 | 171,9 | 119 | 116,7 | - | -
очное: | 310 | 171,9 | 119 | 116,7 | - | -
очно-заочное: | 0 | - | - | - | - | -
заочное: | 0 | - | - | - | - | -
------------------------------------------------------------------------
17. СФ: | | | | | |
всего: | 59 | - | 59 | - | - | -
очное: | 59 | - | 59 | - | - | -
очно-заочное: | 0 | - | - | - | - | -
заочное: | 0 | - | - | - | - | -
------------------------------------------------------------------------
Данные в таблице 8 характеризуют научно-педагогическую квалификацию профессорско-преподавательского персонала вузов Саратовской области на начало 1996/1997 учебного года и косвенно научно-педагогический уровень образовательного процесса в вузах.
Определяя в качестве критерия для оценки этого уровня число студентов, приходящихся на одного преподавателя вуза с ученой степенью доктора или кандидата наук, все вузы Саратовской области можно условно разделить на 4 группы:
1) СГМУ, СГУ;
2) ЭТИ, СГТУ, СГАВМБ, СГАУ;
3) СГЭА, ПАГС, СГСА, СГПИ, СГК;
4) БИТТУ, СГАП, БГПИ.
Другим часто используемым показателем для оценки профессорско-преподавательского состава вуза является доля преподавателей, имеющих ученые степени, от их общего числа. Как видно из таблицы 8, значения этого показателя для большинства вузов значительно хорошо согласуются со значением рассмотренного выше критерия.
Таблица 8.
Профессорско-преподавательский персонал высших учебных заведений Саратовской области на начало 1996/97 учебного года
------------------------------------------------------------------------
| | |
| | | Среднее число
| Основной (штатный) персонал | | студентов на
| | Сред- | одного препо-
|---------------------------------| нее | давателя с
| | Из общего |Из общего | число | ученой степенью
| | числа имеют |числа имеют |студен-|
| | ученую |ученое | тов на|
| | степень |звание | одного|
| | | | препо-|
| |-------------+------------|давате-|-------------------
| Всего| | | | | ля | |
| | док- | канди| про- |до- | | доктора | канди-
| | тора | дата | фес- |цен- | | наук | дата
| | наук | наук | сора |та | | | наук
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
1. СГУ | 816 | 119 | 424 | 100 | 344 | 7,9 | 54,2 | 15,2
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
2. СГТУ | 798 | 59 | 482 | 56 | 383 | 10,8 | 146,0 | 17,9
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
3. СГМУ | 779 | 98 | 485 | 96 | 181 | 5,0 | 39,7 | 8,0
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
4. СГАУ | 423 | 21 | 197 | 44 | 135 | 9,3 | 187,1 | 20,0
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
5. СГСА | 265 | 18 | 141 | 29 | 100 | 16,9 | 249,0 | 31,8
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
6. СГАВМБ | 190 | 18 | 124 | 17 | 95 | 13,4 | 141,3 | 20,5
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
7. СГАП | 279 | 26 | 124 | 30 | 85 | 22,2 | 237,7 | 49,8
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
8. СГЭА | 266 | 28 | 142 | 23 | 114 | 16,7 | 158,4 | 31,2
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
9. ПАГС | 111 | 8 | 61 | 10 | 54 | 17,5 | 242,8 | 31,8
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
10. СГК | 140 | 1 | 23 | 15 | 53 | 5,1 | 714 | 31,0
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
11. СГПИ | 383 | 12 | 191 | 10 | 143 | 13,7 | 436,2 | 27,4
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
12. БГПИ | 184 | 3 | 67 | 3 | 44 | 18,0 | 1104 | 49,4
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
13. ЭТИ | 125 | 11 | 78 | 11 | 67 | 8,7 | 99,4 | 14,0
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
14. БИТТУ | 133 | 5 | 53 | 4 | 45 | 13,6 | 361,0 | 34,1
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
15. СКИ | 50 | 1 | 32 | 3 | 30 | 6,2 | 309,0 | 9,7
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
16. ПКИ | 45 | 0 | 18 | 1 | 16 | 6,9 | - | 17,2
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
17. СФ | - | - | - | - | - | - | - | -
| | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
По всем | 4987 | 428 | 2642 | 452 | 1839| - | - | -
учебным | | | | | | | |
заведениям | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
В связи с тем, что в большинстве вузов Саратовской области доминирующей является очная форма обучения, в таблице 9 представлены более детальные данные о студентах этой категории. Особый интерес представляет распределение вузов по доле студентов очной формы обучения, которые учатся по договорам с полным возмещением затрат на обучение. По этому показателю каждый вуз можно отнести к одному из следующих пяти разрядов, определяемых величиной этой доли:
1 разряд (от 30 до 100 процентов) - ПКИ, СКИ, БИТТУ;
2 разряд (от 20 до 30 процентов) - ПАГС, СГЭА;
3 разряд (от 10 до 20 процентов) - СГАП, СФ, СГПИ;
4 разряд (от 5 до 10 процентов) - БГПИ, ЭТИ, СГМУ, СГТУ;
5 разряд (от 0 до 5 процентов) - СГК, СГСА, СГУ, СГАМВБ, СГАУ.
Таблица 9.
Численность студентов очной формы обучения высших учебных заведений Саратовской области на начало 1996/97 года
------------------------------------------------------------------------
| | | |
| | Из них |Среднее |
| Число | учатся | число | Среднее число студентов
| студен-| по договорам| студен-| очной формы на одного
| тов | с полным | тов |
| очной | возмещением | очной |
| формы | затрат на | формы |
| на на- | обучение | на од- |
| чало | | ного |
|1996/97 |-------------| препо- |-----------------------------
| учеб- | | | давате-| док- |кан- |про- |
| ного | | | ля | тора |дидата|фессо-| доцен-
| года |Число | % | | наук |наук |ра | та
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
1. СГУ | 4931 | 164 | 3,3 | 6,0 | 41,4 | 11,6 | 49,3 | 14,3
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
2. СГТУ | 5441 | 301 | 5,5 | 6,8 | 92,2 | 11,3 | 97,2 | 14,2
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
3. СГМУ | 3889 | 263 | 6,8 | 5,0 | 39,7 | 8,0 | 40,5 | 21,5
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
4. СГАУ | 3111 | - | - | 7,4 | 148,1 | 15,8 | 70,7 | 23,0
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
5. СГСА | 2050 | 70 | 3,4 | 7,7 | 113,9 | 14,5 | 70,7 | 20,5
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
6. СГАВМБ | 1987 | 7 | 0,35 | 10,5 | 110,4 | 16,0 |116,9 | 20,9
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
7. СГАП | 3521 | 628 | 17,8 | 12,6 | 135,4 | 28,4 | 117,4| 41,4
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
8. СГЭА | 2079 | 422 | 20,3 | 7,8 | 74,3 | 14,6 | 90,4 | 18,2
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
9. ПАГС | 1095 | 314 | 28,7 | 9,9 | 136,9 | 17,9 | 109,5| 20,3
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
10.СГК | 606 | 22 | 3,6 | 4,3 | 606 | 26,3 | 40,4 | 11,4
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
11.СГПИ | 2832 | 286 | 10,1 | 7,4 | 236 | 14,8 |283,2 | 19,8
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
12. БГПИ | 1929 | 153 | 7,9 | 10,5 | 643 | 28,8 | 643 | 43,8
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
13. ЭТИ | 965 | 73 | 7,6 | 7,7 | 87,7 | 12,4 | 87,7 | 14,4
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
14.БИТТУ | 1210 | 449 | 37,1 | 9,1 | 242 | 22,8 |302,5 | 26,9
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
15.СКИ | 309 | 132 | 42,7 | 6,2 | 309 | 9,7 | 103 | 10,3
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
16. ПКИ | 310 | 310 | 100 | 6,9 | - | 17,2 | 310 | 19,4
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
17. СФ | 59 | 9 | 15,3 | - | - | - | - | -
| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
По всем | 36324 | 3606 | 9,9 | | | | |
учебным | | | | | | | |
заведениям| | | | | | | |
------------------------------------------------------------------------
Приведенные в таблице 10 данные о конкурсе на вступительных экзаменах в некоторых высших учебных заведениях Саратовской области в определенной мере отражают как формирующиеся в стране в последнее время интересы населения к получению высшего образования по конкретным специальностям и направлениям, так и динамику этих интересов. Например, как видно из таблицы 10, если достаточно высокий в 1992 году интерес к получению высшего юридического образования в 1993 году значительно возрос, оставаясь в последующие годы неизменно высоким, то весьма высокий в 1992 году интерес к получению высшего экономического образования в последующие годы уменьшался, пока не достиг некоторого устойчивого уровня. Интерес к получению высшего образования устойчиво падал начиная с 1993 года, что, безусловно, связано с кризисным состоянием отечественной промышленности.
Таблица 10.
Конкурс на вступительных экзаменах в некоторых высших учебных заведениях Саратовской области (на 100 мест подано заявлений о приеме)
-------------------------------------------------------------------------
1992 1993 1994 1995 1996
-------------------------------------------------------------------------
СГУ 220 160 194 187 210
-------------------------------------------------------------------------
СГТУ 250 270 190 190 180
-------------------------------------------------------------------------
СГАП 300 400 400 450 400
-------------------------------------------------------------------------
СГЭА 340 280 210 190 210
-------------------------------------------------------------------------
СГПИ - - - 170 190
-------------------------------------------------------------------------
БГПИ - - - 182 162
-------------------------------------------------------------------------
Характер изменения уровня конкурса в Саратовский государственный университет в 1992-1996 годах позволяет сделать вывод о том, что осуществляемые в стране мероприятия по оптимизации организации, объемов и направлений научно-исследовательской деятельности и высшего образования, а также изменение принципов, механизмов и объемов финансирования из федерального бюджета этих видов деятельности имели, в частности, следствием возникновение в обществе искаженного представления о ценностях университетского образования, значения для личности и общества получения высшего образования по естественнонаучным и некоторым типичным для классических университетов гуманитарным специальностям, что, в конечном итоге, и послужило основной причиной уменьшения в 1993 году числа желающих поступить в Саратовский государственный университет. В следующие годы рост величины конкурса в СГУ свидетельствует о постепенном восстановлении в обществе понимания истинного значения университетского образования.
Сравнивая данные, приведенные в таблицах 3 и 10, отметим, что конкурс в вузы Саратовской области, о которых содержатся данные в таблице 10, в среднем выше конкурса в высшие учебные заведения Российской Федерации. Это, безусловно, свидетельствует о глубоком понимании значения высшего образования населением Саратовской области, а также планомерной результативной работе, проводимой вузами области и областными и муниципальными государственными органами по развитию и поддержке системы высшего образования Саратовской области.
III. Мероприятия по реализации Программы
1. Высшее профессиональное образование
2. Научно-исследовательская деятельность
3. Материальное, техническое и информационное обеспечение
образовательной и научной деятельности
4. Социальная сфера высшего образования и науки
5. Культура и нравственное воспитание
1. Высшее профессиональное образование
Таблица 11.
-------------------------------------------------------------------------
Мероприятия Сроки
исполнения
-------------------------------------------------------------------------
Разработать дополнение к Соглашению между Правительством IV квартал
Российской Федерации и Правительством Саратовской области 1997 г.
о разграничении полномочий в области начального, среднего
и высшего профессионального образования с целью отражения
в данном Соглашении положений, содержащихся в Федеральных
законах "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" и
"О науке и государственной научно-технической политике".
-------------------------------------------------------------------------
Разработать принципы организации системы государственно- II квартал
общественного управления и самоуправления системы высшего 1997 г.
образования Саратовской области.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать и внедрить в Министерстве образования IV квартал
автоматизированную базу данных для анализа деятельности 1999 г.
областной системы высшего образования и науки.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать принципы и механизмы практической реализации IV квартал
вертикальной и горизонтальной интеграции начальных, 1997 г.
средних и высших профессиональных образовательных
учреждений в областные университетские и академические
системы.
-------------------------------------------------------------------------
Оценить научно-педагогический потенциал сотрудников IV квартал
высших учебных заведений Саратовской области на основе 1997 г.
анализа основных данных о профессорско-преподавательском
составе и научных работниках (наличие ученых степеней и
званий, количество опубликованных научных и учебно-
методических работ за период 1992-1996 гг. и вид
публикаций, читаемые курсы лекций и лекционную учебную
нагрузку в 1992-1996 гг.)
-------------------------------------------------------------------------
Определить потребность Саратовской области в специалистах II квартал
с высшим образованием различных специальностей и уровней 1998 г.
подготовки (бакалавров, дипломированных специалистов и
магистров) с прогнозом динамики изменения потребностей
на среднесрочный и долгосрочный периоды.
-------------------------------------------------------------------------
Провести перестройку отраслевой сети учреждений высшего IV квартал
образования, расположенных на территории Саратовской 2000 г.
области, в регионально-отраслевую систему высшего
профессионального образования, способную готовить
специалистов для всех жизненно важных сфер деятельности
региона с учетом потребности промышленности и других сфер
экономики. Предусмотреть при подготовке специалистов
организацию стажировок в зарубежных фирмах. Проработать
взаимосвязь с отраслевыми министерствами и ведомствами в
части прохождения студентами и учащимися производственной
практики, а также вопросы их трудостройства.
-------------------------------------------------------------------------
В силу ограничения числа студентов, обучающихся за счет IV квартал
средств федерального бюджета, развить: 2000 г.
1) обучение студентов в высших учебных заведениях области
на договорной (платной) основе;
2) сеть муниципальных высших учебных заведений;
3) сеть негосударственных высших учебных заведений.
-------------------------------------------------------------------------
Создать межвузовский областной центр повышения IV квартал
квалификации и переподготовки специалистов научных 1999 г.
учреждений промышленности и научно-технических
подразделений промышленных предприятий Саратовской
области.
-------------------------------------------------------------------------
Создать межвузовский центр повышения квалификации IV квартал
преподавателей высшей школы, средних специальных учебных 1999 г.
заведений и колледжей на базе Саратовского
государственного университета им. Н.Г.Чернышевского и
ИПКРО по циклам дисциплин ЕН и ГСЭ государственных
образовательных стандартов.
-------------------------------------------------------------------------
Образовать областной межвузовский научно-методический II квартал
Совет по формированию нового содержания высшего 1998 г.
образования в регионе и корректировке учебных планов и
программ циклов дисциплин ЕН и ГСЭ государственных
образовательных стандартов.
-------------------------------------------------------------------------
Высшим учебным заведениям области расширить набор и II квартал
повысить уровень образовательных услуг, предоставляемых 1999 г.
на договорной основе:
- учащимся образовательных учреждений среднего (полного)
общего, начального профессионального и среднего
профессионального образования;
- студентам высших учебных заведений;
- гражданам России и стран СНГ в рамках послевузовского
профессионального образования.
-------------------------------------------------------------------------
Образовать ассоциацию высших учебных заведений IV квартал
Саратовской области, при этой ассоциации создать 1999 г.
межвузовский факультет новых информационных технологий,
межвузовские кафедры по специальностям, представляющим
особое значение для развития региона, и экспертный совет
по рейтинговой оценке вузов.
-------------------------------------------------------------------------
Регулярно проводить областные научно-практические IV квартал
конференции по проблемам развития высшего и среднего Один раз в
профессионального образования в области. два года.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать областную составляющую государственного II квартал
образовательного стандарта: в первую очередь, по 1998 г.
специальностям и направлениям гуманитарного и социально-
экономического цикла дисциплин. В содержании областной
составляющей ГОСов выразить специфику, потребности,
интересы, культурные особенности национального состава
населения области. Предусмотреть изучение национально-
культурной специфики региона, сравнение культур
этнических групп региона.
В содержании областной составляющей ГОСов
предусмотреть изучение не только русского и
западноевропейского языков, но и языков этнических
групп региона.
-------------------------------------------------------------------------
В соответствии с содержанием областной составляющей ГОСов III квартал
по гуманитарным и социально-экономическим направлениям 1998 г.
и специальностям внести изменения в учебные планы,
программы, лекционные курсы, в планы семинарских и
практических занятий.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать и внедрить пакет программ рубежной аттестации II квартал
для оценки усвоения базовых учебных программ и итоговой 1999 г.
аттестации студентов различных специальностей
применительно к требованиям ГОС; разработать систему
оценки индивидуальных качеств студентов и показателей
качества получаемого образования.
-------------------------------------------------------------------------
Ежегодно проводить межвузовские олимпиады по II квартал
математическим дисциплинам и дисциплинам циклов ЕН и ГСЭ Ежегодно
государственных образовательных стандартов.
-------------------------------------------------------------------------
Развить систему дистанционного образования до уровня, IV квартал
обеспечивающего удовлетворение потребностей жителей 2005 г.
Саратовской области в такой форме получения высшего
образования.
-------------------------------------------------------------------------
Создать областной центр тестирования выпускников IV квартал
общеобразовательных школ для объективной оценки их знаний 2000 г.
с позиций требований к поступающим в вузы: внедрить
новейшие технологии в процедуры проведения тестирования
и обработки результатов.
-------------------------------------------------------------------------
2. Научно-исследовательская деятельность
Таблица 12.
-------------------------------------------------------------------------
Мероприятия Сроки
исполнения
-------------------------------------------------------------------------
Разработать перечень приоритетных направлений развития I квартал
науки и техники в Саратовской области и перечень 1998 г.
критических технологий областного уровня.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать перечень научно-технических проблем, I квартал
первоочередное решение которых необходимо для развития 1998 г.
экономики, социальной сферы и культуры Саратовской
области.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать областную комплексную программу II квартал
фундаментальных и прикладных научных исследований, 1998 г.
проводимых, в частности, в интересах Саратовской области
и финансируемых из областного бюджета.
------------------------------------------------------------------------
Разработка концепции региональной научно-технической II квартал
политики, определяющей, в частности, принципы и 1998 г.
практические механизмы преодоления разобщенности
вузовской, академической и отраслевой науки, научных
учреждений промышленности и оборонного комплекса,
научно-технических подразделений промышленных
предприятий области, а также формирование и укрепление
областных центров науки и высшей школы во главе с
ведущими вузами, развитие и упорядочение системы научно-
исследовательских организаций и учреждений.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать и внедрить новые формы организации вузовской II квартал
науки, адекватные рыночной экономике, провести 1999 г.
соответствующие структурные преобразования научно-
технической сферы высшей школы.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать комплекс мероприятий по сохранению высокого II квартал
уровня научно-технического потенциала организаций, 1998 г.
выпускающих продукцию оборонного назначения, а также
организационной, экономической и социальной поддержке
их научно-технических коллективов.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать и внедрить механизм, обеспечивающий повышение II квартал
эффективности деятельности совета ректоров высших учебных 1998 г.
заведений Саратовской области в качестве общественного
органа, участвующего в координации научной деятельности в
области.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать систему мер по развитию и стимулированию II квартал
научно-технического творчества школьников и студентов. 1998 г.
-------------------------------------------------------------------------
Ввести регулярное проведение областных конкурсов научно- I квартал
технических и социальных проектов. Создать постоянные 1998 г.
организационно-экономические условия реализации
проектов, обеспечивающие развитие и интенсивное
использование системы высшего образования и науки области
для подъема экономики и решения социальных задач.
-------------------------------------------------------------------------
Проработать вопрос создания при министерстве образования II квартал
Саратовской области, на базе областных вузов, 1998 г.
академических институтов и предприятий, имеющих высокий
технический уровень, головного государственного
производственного научно-учебного объединения по
разработке и реализации наукоемких социальных и
технологических решений, обладающих качественно новыми
социальными свойствами и представляющих интерес не только
для области, но и для других регионов России и развитых
стран.
-------------------------------------------------------------------------
Проработать вопрос придания Саратовской области статуса II квартал
демонстрационной зоны федерального значения по отработке 1998 г.
новой региональной модели развития системы высшего
образования и науки.
-------------------------------------------------------------------------
Провести Всероссийский научный форум молодых ученых и II квартал
студентов, посвященный 90-летию Саратовского 1999 г.
государственного университета им. Н.Г.Чернышевского.
-------------------------------------------------------------------------
3. Материальное, техническое и информационное обеспечение образовательной и научной деятельности
Таблица 13.
-------------------------------------------------------------------------
Мероприятия Сроки
исполнения
-------------------------------------------------------------------------
Создать центр информационного обеспечения образовательной IV квартал
и научной деятельности высших учебных заведений области, 1999 г.
научно-исследовательских учреждений и организаций,
научных учреждений промышленности и научно-технических
подразделений промышленных предприятий области.
-------------------------------------------------------------------------
Создать центр обслуживания научно-технической IV квартал
деятельности вузов, научно-исследовательских учреждений 1999 г.
и организаций, научных учреждений промышленности и
научно-технических подразделений промышленных
предприятий области для решений задач по стандартизации,
метрологии, сертификации, патентно-лицензионной
работе, коллективному использованию парка научных
приборов.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать и внедрить систему многоканального бюджетного IV квартал
и внебюджетного финансирования высших учебных заведений 1998 г.
в соответствии с федеральной структурой содержания
образования и запросами регионального рынка труда.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать и утвердить положение, регламентирующее IV квартал
порядок финансовой поддержки из областного бюджета 1997 г.
приоритетных направлений развития науки и технологий.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать и внедрить систему финансирования научных IV квартал
исследований из областного бюджета на конкурсной основе 1998 г.
по грантам Правительства Саратовской области.
-------------------------------------------------------------------------
Создать областной фонд поддержки научной деятельности IV квартал
и технологического развития для финансирования научно- 1998 г.
технической деятельности, проводимой в интересах
Саратовской области.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать и внедрить методику определения объемов IV квартал
финансирования реализации областных компонентов 1998 г.
государственных образовательных стандартов из областного
бюджета и бюджетов муниципальных образований области.
-------------------------------------------------------------------------
Создать фонд развития высшего образования в Саратовской IV квартал
области на базе средств, полученных за счет средств, 1998 г.
поступающих из внебюджетных источников финансирования.
-------------------------------------------------------------------------
Обеспечить доступ высших учебных заведений, научно- IV квартал
исследовательских учреждений и организаций, научных 1999 г.
учреждений промышленности и научно-технических
подразделений предприятий Саратовской области к
глобальной компьютерной сети "ИНТЕРНЕТ" для обеспечения
возможности использования в образовательной и научной
деятельности международных баз данных и знаний.
-------------------------------------------------------------------------
Создать областной Центр, координирующий подготовку и IV квартал
издание преподавателями вузов учебников и учебных пособий 1998 г.
по гуманитарным, социально-экономическим, математическим,
естественнонаучным и другим дисциплинам.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать областную программу поддержки научных школ, II квартал
ведущих ученых и изобретателей. Учредить звание "Ученый 1998 г.
года", "Изобретатель года", ежегодно присваиваемые премии
Правительства Саратовской области за достижения в области
науки и техники.
-------------------------------------------------------------------------
4. Социальная сфера высшего образования и науки
Таблица 14.
-------------------------------------------------------------------------
Мероприятия Сроки
исполнения
-------------------------------------------------------------------------
Разработать программу реализации статьи 30 (пункт 7) II квартал
Федерального закона "О высшем и послевузовском 1998 г.
профессиональном образовании" в части обеспечения
размеров средних должностных окладов работников высших
учебных заведений на основе расширения подготовки
специалистов на договорной основе и повышения качества и
расширения номенклатуры платных образовательных услуг.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать положение об обеспечении жилой площадью II квартал
научно-педагогических работников высших учебных 1998 г.
заведений и механизм его практической реализации на
длительные сроки для строительства или приобретения жилой
площади.
-------------------------------------------------------------------------
Учредить для поощрения и поддержания талантливых IV квартал
студентов высших учебных заведений Саратовской области 1997 г.
тысячу губернаторских стипендий.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать программу по обеспечению бытовых условий II квартал
проживания в студенческих общежитиях, соответствующих 1998 г.
общепринятым санитарно-гигиеническим, бытовым и
культурным нормам.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать программу обеспечения преподавателей и I квартал
студентов в учебных корпусах и общежитиях качественным 1998 г.
питанием, включающую расширение сети столовых, буфетов,
пунктов продажи горячих напитков, расширение ассортимента
реализуемых изделий, повышение уровня и культуры
обслуживания.
-------------------------------------------------------------------------
Повысить уровень медицинского обслуживания студентов и IV квартал
сотрудников высших учебных заведений, обратив особое 1999 г.
внимание на профилактику кожно-венерических
заболеваний, лечение капельных инфекций, организацию
стоматологических кабинетов.
-------------------------------------------------------------------------
Обеспечить восстановление здоровья и организацию отдыха IV квартал
студентов и сотрудников высших учебных заведений, в 1999 г.
частности обеспечив работу существующих оздоровительных
и спортивных лагерей вузов на должном бытовом и
культурном уровне, а также обеспечить удовлетворение
потребностей студентов и сотрудников в необходимом
лечении в санаториях и домах отдыха.
-------------------------------------------------------------------------
5. Культура и нравственное воспитание
Таблица 15.
-------------------------------------------------------------------------
Мероприятия Сроки
исполнения
-------------------------------------------------------------------------
Разработать программу сохранения и приумножения II квартал
культурных и духовных ценностей, этнокультурной 1999 г.
самобытности области, включающей создание научной базы
для осуществления этнографических исследований, изучение
истории и культуры народов, населяющих Саратовскую
область, сбор и сохранение фольклора, возрождение
национальных традиций, праздников и обрядов, организацию
коллективов художественной самодеятельности,
пропагандирующих национальную культуру и искусство.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать областную программу развития библиотек высших II квартал
учебных заведений, направленную на повышение значения 1998 г.
библиотек в образовательной и научной деятельности вузов,
сохранение и развитие библиотечных фондов.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать программу создания и развития при высших IV квартал
учебных заведениях музеев, экспозиции которых могут быть 1998 г.
направлены как на отражение истории и процесса развития
вуза, так и отражение образовательной и научной
деятельности в конкретных областях и направлениях
(биология, медицина, археология, геология, география,
краеведение, экология, техника и т.д.).
-------------------------------------------------------------------------
Ввести в состав социально-экономического и II квартал
гуманитарного цикла дисциплин ГОС в качестве обязательных 1999 г.
дисциплины художественно-эстетической направленности:
мировая художественная культура (литература, живопись,
скульптура, музыка, архитектура), русский язык и культура
речи, отечественная культура с древнейших времен до наших
дней.
-------------------------------------------------------------------------
В состав социально-экономического и гуманитарного цикла II квартал
дисциплин ГОС ввести в качестве обязательных 1999 г.
дисциплины: этика семейных отношений, культура поведения,
человек и живая природа.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать региональную программу существенного II квартал
повышения уровня изучения русского языка в высших учебных 1998 г.
заведениях Саратовской области.
-------------------------------------------------------------------------
Содействовать открытию в Саратове театрального института IV квартал
на базе театрального факультета Саратовской 1998 г.
государственной консерватории.
-------------------------------------------------------------------------
Ежегодно проводить областной смотр-конкурс кружков и IV квартал
коллективов самодеятельного художественного творчества Ежегодно
при высших учебных заведениях.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать комплексный план выступлений студенческих II квартал
творческих коллективов перед населением (особенно в 1998 г.
сельской местности) и в учреждениях социальной защиты и
поддержки населения.
-------------------------------------------------------------------------
Регулярно проводить смотры-конкурсы художественно- II квартал
эстетического оформления учебных корпусов, общежитий и Один раз
территорий высших учебных заведений. в два года
-------------------------------------------------------------------------
Разработать программу нравственно-полового воспитания I квартал
студенческой молодежи. 1998 г.
-------------------------------------------------------------------------
Регулярно проводить областные научно-практические IV квартал
конференции по теме "Студенчество - глазами социологов". Один раз в
два года
-------------------------------------------------------------------------
Осуществить программу включения библиотек высших учебных I квартал
заведений в региональную библиотечную компьютерную сеть 2000 г.
для формирования единой системы каталогизации,
обеспечения взаимного доступа к информационным ресурсам.
-------------------------------------------------------------------------
Предусмотреть бесплатное обеспечение студентов учебниками III квартал
и учебными пособиями нового поколения, увеличив 2000 г.
соответственно потребности книгофондов библиотек.
-------------------------------------------------------------------------
Разработать программу международного и межнационального I квартал
культурного сотрудничества, развития международных связей 2000 г.
и обменов.
-------------------------------------------------------------------------
Предусмотреть при проведении мероприятий в сфере I квартал
физической культуры и спорта, а также оздоровления 1999 г.
студенчества и научных кадров активизацию деятельности
ассоциации студенческого спорта "Буревестник" и создание
единого оздоровительного пространства с учетом интересов
всех учреждений высшего профессионального образования,
имеющих кафедры физического воспитания.
-------------------------------------------------------------------------
IV. Министерства и ведомства области, участвующие в выполнении Программы
В выполнении Программы участвуют следующие министерства и ведомства области:
- министерство образования;
- министерство экономики и инвестиционной политики;
- министерство финансов;
- министерство промышленности;
- министерство сельского хозяйства;
- министерство труда и социального развития;
- министерство здравоохранения;
- министерство культуры;
- министерство по делам молодежи, спорту и туризму;
- комитет по международным отношениям и внешнеэкономическим связям.
Приложение N 2
к постановлению Правительства Саратовской области
от 6 октября 1997 г. N 66-П
Состав комиссии
при Правительстве Саратовской области по контролю за исполнением Программы развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы
В.М.Марон - первый заместитель Председателя Правительства, министр
здравоохранения области, председатель комиссии;
Г.М.Шевашкевич - министр образования области, заместитель председателя
комиссии.
Члены комиссии:
А.А.Степанов - заместитель Председателя Правительства, министр
экономики и инвестиционной политики области;
П.В.Большеданов -заместитель Председателя Правительства, министр
финансов области;
Н.П.Крюков - министр труда и социального развития области;
В.Ф.Мельников - первый заместитель министра промышленности области;
А.С.Ратачков - первый заместитель министра сельского хозяйства
области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Саратовской области от 6 октября 1997 г. N 66-П "О Программе развития высшего профессионального образования и науки в Саратовской области на 1997-2000 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Саратовской области от 23 марта 2004 г. N 66-П настоящее постановление признано утратившим силу