Постановление Губернатора Саратовской области от 5 августа 1998 г. N 465
"Об антикризисной программе Саратовской области"
Постановлением Губернатора Саратовской области от 23 ноября 2007 г. N 160 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения устойчивого финансового положения в Саратовской области, стабилизации экономической ситуации, создания базы экономического роста постановляю:
1. Утвердить антикризисную программу Саратовской области и мероприятия по ее реализации (приложения N 1, 2).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор области |
Д.Ф.Аяцков |
Приложение
к постановлению Губернатора Саратовской области
от 5 августа 1998 г. N 465
Антикризисная программа Саратовской области
I. Экономическая ситуация в области
II. Экономический кризис: причины и последствия
III. Анализ причин кризиса производства конкурентоспособной
продукции
IV. Анализ основных причин бюджетного кризиса
1. Кризис доходной части бюджета
2. Кризис расходной части бюджета
V. Цели и задачи антикризисной программы
VI. Основные направления преодоления экономического кризиса
1. Приведение издержек производства в соответствие с
уровнем общественно необходимых затрат
2. Регулирование внутренних и внешних факторов, определяющих
эффективность деятельности субъектов рынка в сфере производства
конкурентоспособной продукции
3. Нормализация взаиморасчетных отношений
4. Регулирование процесса воспроизводства оборотного капитала
субъектов рынка
5. Преодоление кредитного кризиса
6. Преодоление инвестиционного кризиса
VII. Основные направления преодоления бюджетного кризиса
1. Расширение и трансформация источников увеличения доходов
бюджета
2. Совершенство фискальной политики
3. Оптимизация расходной части бюджета
4. Повышение эффективности в исполнении расходной части
бюджета
5. Упорядочение межбюджетных отношений
Антикризисная программа Саратовской области
I. Экономическая ситуация в области
Меры и действия, осуществляемые Правительством области в 1998 году по стабилизации социально-экономической ситуации, позволили в I полугодии обеспечить определенный рост объемов в базовых отраслях экономики и некоторые тенденции в социальной сфере.
Рост индекса физического объема промышленного производства составил 108 процентов. Произведено продукции на 8,3 млрд. рублей.
Объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился по сравнению с I полугодием прошлого года на 9,9 процента, в том числе производство животноводческой продукции: скота и птицы в живом весе - на 3 процента, молока - на 7 процентов, яиц - на 14 процентов.
В I полугодии 1998 года грузооборот предприятий транспорта увеличился на 15,2 процента к уровню прошлого года, в том числе железнодорожного - на 3,3 процента, автомобильного - на 1,9 процента, трубопроводного - в 1,3 раза. Объем перевозок воздушным транспортом вырос на 3,8 процента.
Объем розничного товарооборота, включая общественное питание, составил за I полугодие 1998 года 5,6 млрд. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 12,2 процента.
Доходы на душу населения составили в июне 554 рубля, что на 2,6 процента больше, чем в прошлом году.
Однако финансовая ситуация в стране, общеэкономические условия не позволили изменить отдельные негативные тенденции в экономике области.
В I полугодии допущено снижение объемных показателей предприятий химической и нефтехимической промышленности, легкой промышленности, промышленности строительных материалов, по которым индекс физического объема составил соответственно: 88 процентов и 73,3 и 91,1 процента.
Промышленностью области получены убытки в сумме 308,1 млн. рублей, из которых 73,5 процента приходится на предприятия химической и нефтехимической промышленности, 16,4 процента - на предприятия машиностроения и металлообработки, 3,2 процента - на предприятия по производству строительных материалов.
В промышленности продолжается рост дебиторской и кредиторской задолженности. На 1 июня 1998 года дебиторская задолженность в промышленности увеличилась на 1,5 млрд. рублей, а кредиторская - на 2,5 млрд. рублей.
Основная масса расчетов между предприятиями производилась по зачетным схемам, что способствовало дальнейшему ухудшению их финансового состояния и привело к тому, что платить налоги деньгами в полном объеме могут только 5 процентов предприятий, а около 22 процентов вообще не имеют такой возможности.
Более чем на 60 процентов в I полугодии по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократился экспорт товаров и продукции саратовских производителей. В текущем году впервые нарушен баланс между экспортом и импортом, превышение импорта составило 50 млн. долларов, или 43 процента.
Продолжает снижаться уровень платных услуг населению, который составил к показателям прошлого года лишь 84,2 процента.
Серьезные проблемы перед агропромышленным комплексом поставила небывалая засуха. Списано 1703,5 тыс. гектар площадей посевов сельскохозяйственных культур (38,7 процента к посевной площади). Материальный ущерб составил 1,7 млрд. рублей.
Усугубляется финансовое положение сельскохозяйственных предприятий. Кредиторская задолженность достигла 2,7 млрд. рублей и превышает дебиторскую в 6,9 раза.
При снижении темпов падения объемов инвестиций в основной капитал, негативная тенденция в полной мере не устранена, сокращение составило 1,6 процента.
Возрастает задолженность бюджета во все уровни предприятиям строительного комплекса за выполненные работы; прослеживается тенденция к сокращению доли инвестиций в развитие производственной сферы; растет объем незавершенного строительства.
Но наибольшее беспокойство вызывают и требуют принятия экстренных мер кризисные явления в финансовой и бюджетной сферах.
Ситуацию в бюджетной сфере можно охарактеризовать как кризис, который является следствием хронического снижения налогооблагаемой базы, ухудшения собираемости налогов, роста недоимки, долгов по кредитам банков и другим обязательствам, увеличением дефицита бюджета.
Доходная часть бюджета области за I полугодие исполнена лишь на 86,2 процента, из которой безденежные поступления составили свыше 51 процента от общего объема доходов.
Одной из основных причин неисполнения бюджета области является рост недоимки по платежам в бюджет. С начала года недоимка по территориальному бюджету возросла на 370,2 млн. рублей, или на 62,4 процента и составила на 1 июля 963,7 млн. рублей.
Недоимка по налоговым платежам в бюджет возросла в промышленности - в 1,7 раза, на транспорте - в 1,9 раза, в торговле - в 1,5 раза.
Расходная часть бюджета области за I полугодие выполнена на 84,9 процента и составила 1983 млн. рублей, что ниже соответствующего периода прошлого года на 4,5 процента.
За первое полугодие 1998 года ухудшилась ситуация в сфере денежного обращения. Совокупная денежная масса увеличилась по сравнению с началом года в 1,1 раза и достигла 18 млрд. рублей.
Процент инкассации торговой выручки за I полугодие снизился на 11,2 пункта и составил 47,8 процента от объема выручки.
Кризисные явления в бюджетной и финансовой сферах привели к серьезным затруднениям в обеспечении своевременных выплат заработной платы, пенсий и пособий. В целом по области задолженность по заработной плате с начала года увеличилась на 47,3 процента и составила на 1 июля 1998 года 1064,4 млн. рублей, в том числе из-за отсутствия бюджетных средств 159,1 млн. рублей.
На 1 августа 1998 года задолженность по выплате пенсий составила 344,8 млн. рублей, или 1,3 месяца. Рост задолженности по выплате пенсий вызван, в основном, низким уровнем собираемости страховых взносов в Пенсионный фонд.
Для закрепления и развития положительных результатов в экономике, достигнутых в I полугодии, и нейтрализации кризисных явлений в финансовой и бюджетной сферах во II полугодии требуется принятие немедленных и эффективных мер на региональном и федеральном уровнях.
II. Экономический кризис: причины и последствия
Основным проявлением экономического кризиса является невозможность производства субъектами рынка конкурентоспособной продукции, а при возможности производства - невозможность ее реализации за своевременую оплату денежными средствами, вытесненными с рынка их "суррогатами".
Экономический кризис породил кризис социальный в части невозможности своевременной оплаты труда работников производственной, бюджетной сферы, а также выплаты пенсий и пособий.
Кризис производства и реализации конкурентоспособной продукции стал одной из основных причин бюджетного кризиса в части формирования доходной части бюджета.
III. Анализ причин кризиса производства конкурентоспособной продукции
1. Отстранение государства от функции регулирования общественно необходимых затрат при производстве продукции предприятиями-монополистами, породившее неэквивалентность обмена, диспропорции в сфере обращения ресурсов, товаров и услуг, диспаритет цен.
2. Отстранение государства от функции регулирования и контроля ценового процесса.
3. Финансовый кризис (характеризуется финансовой разбалансированностью и кредитным кризисом).
Финансовая разбалансированность вызвана кризисом сферы обращения, связанным с недостатком денежной массы в реальном секторе экономики. Последствием финансовой разбалансированности стали следующие негативные процессы:
- применение "суррогатов" денежных средств или неликвидных в сфере внутреннего обращения финансовых и материальных ресурсов (бартер), как в расчетных отношениях между субъектами рынка, так и в расчетах с государством;
- задержка оплаты поставленной продукции (кризис неплатежей);
- неплатежи в бюджеты, внебюджетные фонды всех уровней;
- отсутствие у субъектов рынка достаточного количества собственных и заемных оборотных средств, необходимых для приобретения материальных ресурсов.
Кризис кредитных отношений характеризуется невозможностью привлечения субъектами рынка на приемлемых условиях долгосрочных и краткосрочных кредитов, а также заемных средств для формирования оборотных средств и инвестиционных ресурсов.
Причины кризиса заключаются в отсутствии у предприятий свободных денежных средств как основного источника ссудного фонда, недоверии населения финансовым институтам при наличии у них достаточного объема наличных денег и ряда реально действующих механизмов:
- обеспечения кредитов;
- гарантий кредитования;
- контроля целевого использования кредитных ресурсов;
- привлечения дополнительных источников (средства населения, субъектов рынка).
4. Инвестиционный кризис.
Инвестиционный кризис, оказывающий влияние на переориентацию производства для изготовления продукции, пользующейся спросом на рынке товаров и услуг, в свою очередь сам является следствием финансовой разбалансированности и бюджетного кризиса. Можно выделить несколько причин его возникновения:
- неспособность воспроизводства субъектами рынка собственных основных фондов, вследствие разрушения амортизационного механизма;
- неспособность государства выступать в качестве основного инвестора;
- разрушение механизма долгосрочного кредитования;
- отсутствие инвестиционных проектов, удовлетворяющих потенциальных инвесторов;
- отсутствие действительных гарантий инвестиций, как со стороны государства, так и со стороны субъектов рынка.
IV. Анализ основных причин бюджетного кризиса
Бюджетный кризис является следствием кризиса в производственном секторе, снижения налогооблагаемой базы, роста неплатежей (недоимки), долгов по кредитам банков, увеличения дефицита бюджета.
Одновременно неэффективно используются и возрастают расходы бюджета, порождается иждивенчество, нерациональное использование сети социальной сферы бюджетных учреждений, рост управленческого аппарата и других нецелевых расходов и отвлечение бюджетных средств не по назначению.
1. Кризис доходной части бюджета.
Основными причинами кризиса доходной части бюджета являются:
1.1. Сужение налоговой базы и невозможность в связи с этим сформировать доходную часть бюджета, необходимую для нормального функционирования экономики, что было вызвано кризисом производства и реализации конкурентоспособной продукции, ликвидацией монополии и контроля государства над акцизными источниками, снятием монополии и контроля государства с источников производства и реализации продовольственной продукции, имеющей повседневный потребительский спрос (сахар, соль, растительное масло и т.д.).
1.2. Полное или частичное уклонение субъектов рынка от уплаты налогов в бюджет.
1.3. Расчет с бюджетом "суррогатами" денежных средств, а также неликвидными во внутренней сфере обращения материальными ресурсами.
1.4. Отсутствие действенного административного и уголовного законодательства, определяющего ответственность за нарушения и злоупотребления в налоговой сфере.
2. Кризис расходной части бюджета.
Кризис доходной части бюджета порождает кризис расходной части и, в первую очередь, оказывает негативное влияние на сдерживание финансирования мероприятий, предусмотренных в расходной части бюджета, что вынуждает Правительство области вносить коррективы, исходя из фактических доходов бюджета, принимать решения о привлечении невыгодных для области кредитов банка, ссуд из федерального бюджета с тем, чтобы обеспечить финансированием первоочередные защищенные статьи расходов, в том числе оплату труда и социальные выплаты.
V. Цели и задачи антикризисной программы
Считать главной целью антикризисной программы Саратовской области создание условий для производства конкурентоспособной продукции, реализации ее на рынке товаров и услуг и ликвидацию за счет этого глубинных причин бюджетного кризиса.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи в сфере производства и обращения продукции:
- предоставить возможность субъектам рынка производить продукцию, соответствующую по затратам и потребительским свойствам спросу рынка, и ликвидировать негативные составляющие процесса ее реализации;
- устранить глубинные причины финансовой разбалансированности, проявляющейся в задержке платежей, высокой доле бартерных расчетов и хождений на рынке денежных "суррогатов";
- создать условия для осуществления расширенного воспроизводства основного и оборотного капитала предприятий за счет формирования благоприятной кредитной и инвестиционной среды.
Параллельно с решением поставленных задач в сфере производства и реализации продукции, устранения финансовой разбалансированности возникает необходимость наведения порядка непосредственно в бюджетной сфере.
VI. Основные направления преодоления экономического кризиса
1. Приведение издержек производства в соответствие с уровнем общественно необходимых затрат.
Необходимые меры:
1.1. Снижение цен и тарифов отраслей и предприятий монополистов до уровня общественно необходимых затрат.
1.2. Оптимизация организационной и управленческой структуры производства.
1.3. Снижение давления имущественной составляющей на конечную цену продукта (полная или частичная консервация неиспользуемых основных фондов, передача неиспользуемых мощностей и площадей эффективному пользователю, завершение передачи объектов социальной сферы на баланс органов местного самоуправления).
1.4. Создание действительно конкурентной среды на рынке немонополизированных материально-технических ресурсов, в части продвижения их от отраслей, производящих сырьевые и промежуточные продукты, к отраслям конечного потребления.
1.5. Развитие рыночной инфраструктуры и поддержка конкурентной среды в сфере оказания услуг производственного характера, влияющих на уровень цены продукции.
1.6. Повышение эффективности деятельности логистических (снабженческих) служб субъектов рынка, создание областной и отраслевой логистической инфраструктуры по поиску материально-технических ресурсов.
1.7. Введение единого порядка расчета себестоимости продукции.
1.8. Снижение давления на конечную цену продукции таможенных пошлин, платежей во внебюджетные фонды и налоговой составляющей.
1.9. Изменение подхода к расчету и уплате налога на добавленную стоимость.
2. Регулирование внутренних и внешних факторов, определяющих эффективность деятельности субъектов рынка в сфере производства конкурентоспособной продукции.
Необходимые меры:
2.1. Создание эффективных маркетинговых служб субъектов рынка, областной и отраслевой маркетинговой инфраструктур.
2.2. Содействие в переориентации производства продукции, не пользующейся в настоящий момент спросом на рынке или в полном перепрофилировании производства.
2.3. Устранение в соответствии с действующим законодательством с помощью инструментов налоговой и таможенной политики ценовой конкуренции со стороны импортной продукции, реализуемой по демпинговым ценам.
2.4. Протекционистская политика продвижения продукции местных товаропроизводителей на внешний рынок, включающая использование механизмов государственного заказа, информационной и рекламной поддержки.
2.5. Обращение финансовых потоков внутриобластных потребителей материально-сырьевых ресурсов, товаров и услуг в сторону местных производителей этих видов продукции, с одновременными мерами по вытеснению аналогичной продукции из других регионов.
3. Нормализация взаиморасчетных отношений.
Наведение порядка в сфере реализации продукции предполагает: приведение в нормальное русло взаиморасчетных отношений, негативные проявления, в которых наглядно выразились в задержке платежей или полной неоплате продукции, использовании в расчетных операциях "суррогатов" денежных средств, а также неликвидных в сфере обращения материальных ресурсов.
В связи с этим основные действия должны быть направлены на регулирование объема денежной массы в сфере обращения и заключаться в следующем:
3.1. Перераспределении денежной массы из сектора наличного обращения в сфере потребительского рынка в сектор реальной экономики.
3.2. Полном переводе расчетов между субъектами рынка в банковскую сферу с одновременным ограничением предельных размеров наличных операций (наличие товара должно подкрепляться помимо товарно-транспортных накладных платежным поручением за данный товар).
3.3. Запрете на эмиссию всех видов денежных "суррогатов".
3.4. Увеличение "скорости" обращения денежной массы.
3.5. Периодическом проведении коммерческими банками взаимозачетов требований и обязательств предприятий в пределах остатков на расчетных счетах при сохранении минимально необходимых оборотных средств.
4. Регулирование процесса воспроизводства оборотного капитала субъектов рынка.
Необходимые меры:
4.1. Использование накопительных механизмов, обеспечивающих воспроизводство собственного оборотного капитала.
4.2. Создание необходимых внешних условий, способствующих привлечению субъектами рынка заемных оборотных средств.
4.3. Наделение субъектов рынка оборотным капиталом в виде государственных инвестиционных кредитов.
5. Преодоление кредитного кризиса.
Необходимые меры:
5.1. Привлечение дополнительных и незадействованных источников кредитования.
6. Преодоление инвестиционного кризиса.
Необходимые меры:
6.1. Создание возможности воспроизводства субъектами рынка собственных основных фондов посредством восстановления амортизационного и накопительного механизма.
6.2. Восстановление механизма долгосрочного кредитования.
6.3. Создание инфраструктуры подготовки инвестиционных проектов, удовлетворяющих требованиям международных стандартов инвестиционного проектирования.
6.4. Создание механизма обеспечения гарантий внешних инвестиций как со стороны органов государственной власти области, так и со стороны субъектов рынка.
6.5. Поддержание политической и социально-экономической стабильности.
6.6. Введение механизма контроля за техническими характеристиками оборудования, закупаемого под соответствующие государственные гарантии, в том числе с использованием механизмов солидарной ответственности за эффективность инвестиционного проекта разработчиков инвестиционного проекта, инвесторов и реализующего его предприятия.
VII. Основные направления преодоления бюджетного кризиса
Помимо мер, направленных на устранение основных глобальных причин, порождающих бюджетный кризис, необходимо наведение порядка и в собственно бюджетной сфере в части формирования и исполнения доходной и расходной частей областного бюджета.
1. Расширение и трансформация источников увеличения доходов бюджета.
Для увеличения налогооблагаемой базы необходимо вовлечь в нее полностью или частично незадействованные в настоящее время источники по следующим направлениям:
1.1. Установление в установленном порядке государственного контроля за производством и реализацией акцизной алкогольной и табачной продукции.
1.2. Возврат государства в сферу предпринимательства в области производства и реализации конкурентоспособных товаров повседневного спроса (сахар, соль, хлеб, лекарства).
1.3. Консолидация в областном и местных бюджетах внебюджетных фондов.
1.4. Полная или частичная продажа, сдача в аренду имеющегося в распоряжении области и муниципальных образований имущества предприятий.
1.5. Разработка и внедрение механизмов эффективного природопользования (месторождений полезных ископаемых, лесных, водных ресурсов, рекреационных зон и прочего).
1.6. Переоформление и пересмотр налоговых льгот, предоставленных субъектам рынка Саратовской областной Думой.
1.7. Проведение ревизии выданных кредитов и гарантий Правительства области на предмет их целевого и эффективного использования с одновременным введением моратория на выдачу новых.
1.8. Упорядочение налоговых отношений с осуществляющими на территории области предпринимательскую деятельность филиалами субъектов рынка, зарегистрированных за пределами области.
1.9. Развитие государственного платного образования и медицинского обслуживания с сохранением гарантированных видов бесплатной медицинской помощи и образовательных услуг.
2. Совершенствование фискальной политики.
В части улучшения исполнения доходной части областного и местных бюджетов необходимо проведение комплекса оперативных мер по предупреждению и пресечению уклонения от налогов:
2.1. Введение порядка сквозного контроля перемещения товарно-материальных и сырьевых потоков по территории области.
2.2. Усиление контроля за оборотом алкогольной продукции.
2.3. Проведение проверок соблюдения налогового законодательства на предприятиях, производящих и реализующих алкогольную продукцию.
2.4. Создание базы данных о предпринимателях, зарегистрированных на территории области, и усиление контроля за проведением ими товарно-финансовых операций.
2.5. Усиление контроля за уклонением от установленного порядка предоставления отчетности, неведением бухгалтерского учета и ведением его с нарушениями.
2.6. Создание системы учета и контроля реализации горюче-смазочных материалов.
3. Оптимизация расходной части бюджета.
Для упрощения негативных тенденций в исполнении расходной части областного бюджета необходимо изменить подход к его распределительной функции и ужесточить контроль в следующих направлениях:
3.1. Изменение структуры расходной части областного бюджета за счет увеличения удельного веса статей, предусматривающих краткосрочное кредитование субъектов рынка и кредитование быстроокупаемых инвестиционных проектов (до 2 лет).
3.2. Реструктуризация заемной составляющей внутреннего и внешнего долга Саратовской области за счет пролонгации полученных кредитов и выгодного перекредитования, а также замораживания возможной ее части.
3.3. Сокращение бюджетных расходов за счет количественной оптимизации бюджетного сектора.
3.4. Ревизия прямых реципиентов бюджетной сферы с одновременным переводом их части из разряда прямого бюджетного финансирования в разряд условного, а также взаимодействия на принципах бюджетной поддержки.
3.5. Пересмотр финансирования государственно значимых отраслей и субъектов народного хозяйства на безвозвратной основе.
3.6. Изменение механизма дотационной и компенсационной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве и других отраслях социальной сферы области.
3.7. Введение в 1998-2000 годах моратория на строительство новых и консервация строящихся объектов, финансируемых за счет областного бюджета с готовностью не выше 80 процентов.
4. Повышение эффективности в исполнении расходной части бюджета.
Необходимые меры:
4.1. Введение жесткого контроля за прохождением и целевым использованием бюджетных средств.
4.2. Определение оптимального количества бюджетополучателей.
4.3. Организация прямого финансирования закупок бюджетополучателями топливно-энергетических ресурсов.
4.4. Обеспечение реального действия механизма конкурсного отбора товаров и услуг, поставляемых по областному заказу.
4.5. Секвестр бюджетных расходов по незащищенным статьям.
5. Упорядочение межбюджетных отношений.
Необходимые меры:
5.1. Упорядочение отношений с федеральным бюджетом за счет введения единого налога с Саратовской области.
5.2. Переход на договорные взаимоотношения (соглашения) между вышестоящими и нижестоящими органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам бюджетной политики.
5.3. Введение новой методики финансовой поддержки муниципальных образований, предоставления им трансфертов.
5.4. Введение жестких правил контроля за разработкой, утверждением и исполнением бюджетов муниципальных образований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Саратовской области от 5 августа 1998 г. N 465 "Об антикризисной программе Саратовской области"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области" N 2, октябрь 1998 г., стр. N 279 (подписано в печать 23 октября 1998 г.)
Постановлением Губернатора Саратовской области от 23 ноября 2007 г. N 160 настоящее постановление признано утратившим силу