Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. В связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации внести изменения и дополнения в Закон Саратовской области "Лесной кодекс Саратовской области", изложив его в следующей редакции:
"Закон Саратовской области
"Лесной кодекс Саратовской области"
29 июля, 20 декабря 2002 г.
использования, охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства лесов
и на леса, не входящие в лесной фонд,
и другие права пользования участками
лесного фонда в Саратовской области
в Саратовской области
области
в Саратовской области
Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, птиц, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга в своем развитии.
Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие при пользовании лесным фондом на территории Саратовской области (далее - лесные отношения) в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Регулирование лесных отношений в области осуществляется исходя из того, что лес является одним из важнейших компонентов биосферы, имеет глобальное экологическое, социальное и экономическое значение.
Леса и защитные лесные насаждения Саратовской области имеют особое значение не только в поглощении вредных веществ из атмосферы, но и в защите почв от водной и ветровой эрозии, охране водных ресурсов, а также выполняют санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а особо охраняемые территории, - кроме того, имеют научное и историческое значение.
Главная задача владельцев лесного фонда на территории области - рациональное использование, воспроизводство, охрана и защита лесного фонда. Органы местного самоуправления области обязаны оказывать всестороннюю помощь владельцам лесного фонда в решении этих задач.
Лесные ресурсы находятся в совместном ведении Российской Федерации и Саратовской области.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Лесное законодательство Саратовской области
Лесные отношения в Саратовской области регулируются законодательными актами Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами области.
Раздел II. Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов
Статья 2. Полномочия Саратовской областной Думы в сфере регулирования лесных отношений
К ведению Саратовской областной Думы в сфере регулирования лесных отношений относятся:
1) принятие Лесного кодекса Саратовской области;
2) совершенствование лесного законодательства Саратовской области;
Законом Саратовской области от 20 декабря 2002 г. N 121-ЗСО в пункт 3 статьи 2 внесены изменения
3) установление ставок лесных податей;
4) предоставление льгот по платежам отдельным категориям лесопользователей;
5) установление нормативов численности диких животных в лесном фонде;
6) иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
Статья 3. Полномочия Правительства Саратовской области в сфере регулирования лесных отношений
К ведению Правительства области в сфере регулирования лесных отношений относятся:
1) разработка областных программ по развитию лесного хозяйства, по рациональному использованию лесного фонда - повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;
2) содействие в организации ведения государственного лесного кадастра, мониторинга и государственного учета лесного фонда;
3) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; принятие решений об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций, вредно воздействующих на леса;
4) утверждение по муниципальным образованиям области размеров рубок промежуточного пользования в соответствии с задачами лесоустройства и рекомендациями управления лесами области;
5) обеспечение населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов;
6) Исключен;
См. текст пункта 6 статьи 3
7) утверждение порядка и условий пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;
8) оценка лесов;
9) утверждение порядка ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях городских поселений;
10) решение вопроса о передаче лесов сельскохозяйственных формирований в лесной фонд;
11) иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления области в сфере регулирования лесных отношений
К ведению органов местного самоуправления области в сфере регулирования лесных отношений относятся:
1) участие в разработке местных программ развития лесного хозяйства;
2) исключен;
См. текст пункта 2 статьи 4
3) осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей среды и природных ресурсов контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
4) исключен;
См. текст пункта 4 статьи 4
5) организация тушения лесных пожаров, контроль за выполнением мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;
6) исключен.
См. текст пункта 6 статьи 4
Раздел III. Права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд, и другие права пользования участками лесного фонда в Саратовской области
Статья 5. Функции владельцев лесного фонда
В функции владельцев лесного фонда по управлению лесным хозяйством входят:
1) учет лесного фонда;
Законом Саратовской области от 20 декабря 2002 г. N 121-ЗСО пункт 2 статьи 5 изложен в новой редакции
2) предоставление на основании решения Правительства области или по результатам лесных конкурсов участков лесного фонда в аренду;
Законом Саратовской области от 20 декабря 2002 г. N 121-ЗСО пункт 3 статьи 5 изложен в новой редакции
3) предоставление на основании решения Правительства области или по результатам лесных аукционов участков лесного фонда в краткосрочное пользование;
4) ежегодный отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов (ордеров);
5) обеспечение использования по целевому назначению земель лесного фонда, повышение их плодородия и охрана;
6) воспроизводство и повышение продуктивности лесов, уход за ними, организация рационального пользования лесным фондом;
7) проведение рубок промежуточного пользования;
8) противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда; предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика и своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров; защита от вредителей и болезней и борьба с ними;
9) контроль за проведением работ, выполняемых лесопользователями; пресечение нарушений норм и правил пользования лесным фондом, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесопользованием, в том числе: незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, молодняков и лесных культур, загрязнения леса химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально-бытовыми отходами и отбросами и прочих нарушений лесного законодательства;
10) привлечение для ликвидации лесных пожаров специализированных служб, предприятий, организаций, лесопользователей и населения в соответствии с решением органа исполнительной государственной власти области.
Раздел IV. Принципы организации лесного хозяйства в Саратовской области
Статья 6. Основные требования к использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов
Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных требований:
1) обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей экономики, населения в лесных ресурсах;
2) сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей природной среды и развития экономики;
3) установления порядка лесопользования в зависимости от значения лесов и выполняемых ими функций, их местоположения, природных и экономических условий;
4) обеспечения условий для воспроизводства лесов;
5) платности лесопользования;
6) соблюдения научно обоснованных норм лесопользования.
Статья 7. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом
Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, устанавливается согласно законодательству Российской Федерации.
Статья 8. Порядок проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования
Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча общераспространенных полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования (если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие), осуществляются на основании разрешения лесхоза по согласованию с управлением лесами.
В данном разрешении указываются наименование проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей природной среды.
В случаях, если выполнение этих работ связано с рубками, лесхоз выписывает лесорубочный билет.
Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов.
Раздел V. Пользование лесным фондом в Саратовской области
Статья 9. Порядок пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований
Законом Саратовской области от 20 декабря 2002 г. N 121-ЗСО в часть первую статьи 9 внесены изменения
Лесной фонд предоставляется в пользование для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований юридическим и физическим лицам в порядке, установленном Лесным кодексом Российской Федерации.
Запрещается пастьба скота в лесном фонде на площадях, занятых лесными культурами, молодняком, вырубками, на эродированных склонах и землях и в водоохранных зонах малых рек.
Статья 10. Порядок пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства
Лесной фонд предоставляется в пользование для нужд охотничьего хозяйства специализированным охотничьим предприятиям, общественным охотничьим организациям, другим юридическим и физическим лицам в аренду на основании договора.
Пользователи участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства несут ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству охотничье-промысловыми животными в случаях превышения их численности сверх установленных нормативов.
На участках лесного фонда, временно не переданных в аренду охотопользователям, охотничье хозяйство ведут органы лесного хозяйства области.
От заключения договоров аренды освобождаются предприятия, организации и учреждения-владельцы лесного фонда, ведущие лесное хозяйство на этих землях.
Общественным объединениям охотников передаются участки лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты в безвозмездное пользование.
Статья 11. Порядок пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях
Для проведения научно-исследовательских работ в лесном фонде предприятиям, учреждениям и организациям, в задачи которых согласно их уставам и положениям о них входит проведение указанных работ, владельцами лесного фонда могут предоставляться в пользование специальные участки лесного фонда.
На этих участках может быть ограничено или запрещено пользование лесным фондом иным юридическим, а также физическим лицам, если это не совместимо с целями проведения научно-исследовательских работ.
Порядок и условия пользования лесным фондом на территории Саратовской области в научно-исследовательских целях определяются федеральным законодательством и настоящим Кодексом.
Статья 12. Порядок пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях
В целях организации отдыха населения исполнительные органы местного самоуправления области, владельцы лесного фонда, а также лесопользователи по согласованию с указанными органами проводят в зеленых зонах и на других территориях, используемых для отдыха населения, мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения при условии сохранения лесной среды и природных ландшафтов, соблюдения архитектурной планировки пригородных зон, противопожарных и санитарных правил.
В условиях Саратовской области рекреационное лесопользование включает:
1) пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных целях (санатории, дома отдыха, пансионаты, базы отдыха, спортивные лагеря, детские летние лагеря, лагеря отдыха, организованные и неорганизованные, дома охотника и рыболова);
2) пользование в экскурсионных и туристических целях (пешие, велосипедные прогулки, туризм по маршрутам, зарегистрированным в городских и районных бюро экскурсий и путешествий);
3) пользование в спортивных целях включает проведение соревнований на территории лесного фонда в виде мотокроссов, кроссов по спортивному ориентированию и др.
См. текст части 3 статьи 12
Преимущественное право на пользование лесным фондом предоставляется оздоровительным, профилактическим, лечебным учреждениям, а также предприятиям, длительное время использующим конкретную территорию лесного фонда и имеющим капитальные или временные сооружения, возведение которых осуществлено в установленном порядке. При выявленных нарушениях в использовании территории лесного фонда виновные наказываются штрафом, запретом на пользование до ликвидации нарушений, изъятием лицензии и прекращением договора аренды.
Участки лесного фонда передаются в аренду для пользования в культурно-оздоровительных целях на основании специального разрешения (лицензии).
Участки лесного фонда, предоставляемые для пользования в рекреационных целях, включают лесные земли, занятые постоянными и временными постройками, а также прилегающие территории с учетом предельно допустимых норм посещаемости конкретного типа леса без нанесения существенного вреда окружающей среде.
При аренде лесного фонда для культурно-оздоровительных целей учитывается использование выделенного лесного фонда для получения отдельных видов продукции побочного пользования.
Аренда участков лесного фонда должна осуществляться на принципах непрерывного и неистощительного пользования лесом.
Статья 13. Сенокошение и пастьба скота
Сенокошение и пастьба скота в лесном фонде производятся юридическими и физическими лицами на участках в соответствии с выданным лесным билетом на побочное пользование.
Лесные билеты оформляются лесхозами на основании предложений владельцев лесного фонда и лесопользователей и согласовываются с органами местного самоуправления области.
Преимущественным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота в лесном фонде пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории лиц.
Другие категории граждан, а также организации, колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и сельскохозяйственные формирования получают участки в порядке очереди.
Преимущественным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота пользуются при прочих равных условиях юридические и физические лица, принимающие участие в работах по восстановлению лесов, лесоразведению и в проведении других лесохозяйственных работ.
Органы местного самоуправления области по представлению лесхоза устанавливают нормы и сроки выпаса скота в зависимости от категории защитности лесов и группы домашних сельскохозяйственных животных.
Владельцы скота обязаны огораживать прогоны в целях избежания потрав. Эти условия отражаются в договоре.
Исполнительные органы местного самоуправления области не позднее чем за две недели до начала сенокошения или начала пастьбы скота распределяют предоставленные лесхозами сенокосные угодья с учетом закрепленных участков за работниками лесного хозяйства, сообщают владельцам лесного фонда о распределении сенокосных и пастбищных угодий.
Лесхозы обеспечивают выдачу лесных билетов и определяют в натуре участки для сенокошения и пастьбы скота.
Участки для сенокошения или пастьбы скота, не использованные в установленные сроки, могут передаваться другим лицам в установленном порядке.
В случае предоставления лесопользователю права на долгосрочное пользование сенокосными и пастбищными угодьями на него возлагается обязанность проведения мероприятий по улучшению сенокосов и пастбищ.
Статья 14. Размещение ульев и пасек
В целях наилучшего использования лесных медоносов участки для размещения ульев и пасек предоставляются преимущественно на опушках леса, прогалинах и других не покрытых лесом землях без рубки леса, расчистки, распашки земель. Пасеки должны размещаться, как правило, не ближе 5 километров одна от другой.
Участки для размещения ульев и пасек могут оформляться в долгосрочное пользование по лицензии или на один сезон по лесному билету.
Пользование участком, предоставленным для размещения ульев и пасек, в случае его изъятия для государственных или общественных нужд либо назначения насаждений в рубку прекращается независимо от установленного срока пользования, но с предупреждением об этом лесопользователя не позднее чем за один месяц.
Взамен лесопользователю по его заявлению может быть предоставлен другой равноценный участок.
Статья 15. Заготовка и использование дикорастущих ягод, грибов и лекарственных растений
Заготовка и сбор ягод и грибов должны производиться разрешенными технологическими способами, не наносящими вреда ягодникам и обеспечивающими своевременное воспроизводство их запасов.
Юридические и физические лица могут производить в установленном порядке заготовку лекарственного сырья (листьев, цветков, плодов, почек, корней, корневищ и клубней травянистых растений и кустарников).
Заготовка и сбор лекарственного сырья допускается в объемах, обеспечивающих своевременное восстановление растений и воспроизводство их запасов.
Запрещается заготовка травянистых растений, включенных в Красную книгу Российской Федерации и Саратовской области.
Раздел VI. Плата за пользование лесным фондом в Саратовской области
Законом Саратовской области от 20 декабря 2002 г. N 121-ЗСО статья 19 изложена в новой редакции
Статья 19. Виды платежей за пользование лесным фондом
Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.
За аренду участков лесного фонда взимается определенная договором аренды плата. Величина арендной платы определяется в порядке, установленном Правительством области.
Статья 21. Льготы по платежам за пользование лесным фондом
От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются:
1) участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;
2) инвалиды I и II групп;
3) пенсионеры, проживающие в сельской местности;
4) лица, пострадавшие от стихийных бедствий;
5) вынужденные переселенцы;
6) крестьянские (фермерские) хозяйства;
7) работники лесной охраны, проработавшие в лесном хозяйстве не менее трех лет.
Объемы лесопользования для собственных нужд устанавливаются в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством области.
Законом Саратовской области от 20 декабря 2002 г. N 121-ЗСО статья 23 изложена в новой редакции
Статья 23. Расходы на ведение лесного хозяйства
Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда, ведение лесного хозяйства осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
За счет средств областного бюджета финансируются расходы на воспроизводство лесов.
Раздел VII. Воспроизводство и повышение продуктивности лесов, охрана и защита лесов в Саратовской области
Статья 24. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите лесов
Правительство области обеспечивает через органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлечение противопожарной техники, транспортных средств и работников предприятий, учреждений и организаций, в необходимых случаях запрещает на период высокой пожарной опасности посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда.
Порядок привлечения юридических и физических лиц для тушения пожаров устанавливается Правительством области.
Статья 25. Охрана и защита лесных насаждений в лесах сельскохозяйственных предприятий, особо охраняемых территорий
В лесах сельскохозяйственных формирований для охраны их от пожаров, самовольных порубок, защиты леса от вредителей и болезней создается ведомственная лесная охрана.
Охрана и защита лесных насаждений на особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Статья 26. Полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления области в мероприятиях по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса
Правительство области рассматривает и утверждает областную программу борьбы с лесными пожарами, а также другие программы по защите лесов.
Правительство области и органы местного самоуправления области в целях предотвращения возникновения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса:
1) ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;
2) ежегодно организуют разработку и выполнение юридическими лицами, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователями мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке указанных предприятий, учреждений и организаций к пожароопасному сезону;
3) устанавливают порядок привлечения населения, работников сельскохозяйственных формирований, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств юридических лиц для тушения лесных пожаров, обеспечивают лиц, привлеченных к этой работе, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
4) предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;
5) оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, используемых при выполнении работ, в обеспечении горючими и смазочными материалами лесопожарные формирования, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов управления лесным хозяйством области в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом горючего;
6) организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах и обеспечивают координацию всех мероприятий по тушению лесных пожаров на территории области, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели;
7) обеспечивают проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса;
8) принимают решение о запрещении посещения гражданами лесов.
Статья 27. Обязанности юридических лиц, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов
Юридические лица, деятельность которых отрицательно влияет на воспроизводство лесов, обязаны проводить согласованные с Правительством области, органами местного самоуправления области, государственными органами управления лесным хозяйством технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Статья 28. Ответственность за нарушение лесного законодательства
Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 29. Приостановление работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов
В случае, если предприятия, учреждения, организации и граждане проводят работы, которые отрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов и не обеспечивают при этом охрану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены Правительством Саратовской области по представлению государственных органов управления лесным хозяйством и государственных органов охраны окружающей среды и природных ресурсов до устранения причин, явившихся основанием для приостановления или запрещения работ."
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Саратовской области от 5 ноября 1998 г. N 53-ЗСО "О внесении изменений и дополнений в Закон Саратовской области "Лесной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.